Научная статья на тему 'ИЗРАЗЦЫ И ШТАМПЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗРАЗЦОВ XVII В. ИЗ РАСКОПОК ЦАРЕВОКОКШАЙСКА'

ИЗРАЗЦЫ И ШТАМПЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗРАЗЦОВ XVII В. ИЗ РАСКОПОК ЦАРЕВОКОКШАЙСКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
147
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ / ИЗРАЗЦЫ / ШТАМПЫ / ЦАРЕВОКОКШАЙСК / XVII В / МЕСТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / РУССКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Памеев Родион Александрович

Терракотовые изразцы, предназначенные для облицовки печей, являются характерным предметом русской культуры XVII в. В статье рассматриваются изразцы и штампы для изготовления изразцов, найденных в ходе археологического изучения исторической части Царевококшайска. Облицованная изразцами печь была предметом роскоши для высших слоев населения, и тем интереснее находки изразцов на территории небольшого города, где состоятельные люди составляли небольшой процент населения. Найденные на территории Йошкар-Олы штампы для нанесения рисунка на изразец также говорят о наличии такого производства в Царевококшайске XVII века. Штампы являются достаточно редкими находками на территории России, а найденные вдали от основных центров изразцового производства приобретают еще большую ценность. Царевококшайские штампы имеют более сложный и разнообразный рисунок, чем обнаруженные в других регионах ранее. Найденные изразцы были описаны и сгруппированы по композиции рисунка. В 2021 г. был обнаружен изразец, выполненный при помощи штампа, найденного в 2015 г., что также доказывает наличие местного производства в городе в XVII в. Производство изразцов в Царевококшайске прекращается уже в XVIII в. по социально-экономическим причинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TILES AND STAMPS FOR MAKING TILES OF THE 17TH CENTURY FROM THE EXCAVATIONS OF TSARYOVOKOKSHAISK

Terracotta tiles are a characteristic objects of Russian culture in the 17th century. These terracotta tiles are intended for facing stoves. The article deals with tiles and stamps for making tiles found during the archaeological study of the historical part of Tsaryovokokshaysk. A stove faced with tiles was a luxury item for the upper strata of the population. That is why the findings of tiles are more interesting in the territory of a small town, where wealthy people made up a small percentage of the population. The technology of manufacturing tiles speaks in favor of the presence of local production. Stamps found on the territory of the town for applying a pattern on tiles also indicate the presence of such production in Tsaryovokokshaysk of the 17th century. Stamps are quite rare finds on the territory of Russia, and those ones found far from the centers of tile production are of even greater value. Tsaryovokokshaysk stamps have a more complicated and varied pattern than those found in other regions earlier. The revealed tiles were described and grouped according to the composition of the drawing. In 2021 there was found a tile that had been made using a stamp found in 2015. This fact also proves the presence of local production in the town during the 17th century. The production of tiles in Tsaryovokokshaysk ceased in the 18th century due to socio-economic reasons.

Текст научной работы на тему «ИЗРАЗЦЫ И ШТАМПЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗРАЗЦОВ XVII В. ИЗ РАСКОПОК ЦАРЕВОКОКШАЙСКА»

УДК 902/904

https://doi.org/10.24852/pa2022A42.240.247

ИЗРАЗЦЫ И ШТАМПЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗРАЗЦОВ XVII В. ИЗ РАСКОПОК ЦАРЕВОКОКШАЙСКА © 2022 г. Р.А. Памеев

Терракотовые изразцы, предназначенные для облицовки печей, являются характерным предметом русской культуры XVII в. В статье рассматриваются изразцы и штампы для изготовления изразцов, найденных в ходе археологического изучения исторической части Царевококшайска. Облицованная изразцами печь была предметом роскоши для высших слоев населения, и тем интереснее находки изразцов на территории небольшого города, где состоятельные люди составляли небольшой процент населения. Найденные на территории Йошкар-Олы штампы для нанесения рисунка на изразец также говорят о наличии такого производства в Царевококшайске XVII века. Штампы являются достаточно редкими находками на территории России, а найденные вдали от основных центров изразцового производства приобретают еще большую ценность. Царевококшайские штампы имеют более сложный и разнообразный рисунок, чем обнаруженные в других регионах ранее. Найденные изразцы были описаны и сгруппированы по композиции рисунка. В 2021 г. был обнаружен изразец, выполненный при помощи штампа, найденного в 2015 г., что также доказывает наличие местного производства в городе в XVII в. Производство изразцов в Царевококшайске прекращается уже в XVIII в. по социально-экономическим причинам.

Ключевые слова: археология, изразцы, штампы, Царевококшайск, XVII в., местное производство, русская культура.

Царевококшайск (совр. г. Йошкар-Ола) - город, построенный в 1584 г. для осуществления военно-административных функций на территории Марийского края после его присоединения к Русскому государству. Археологическое обследование города началось в 1984 г. В.С. Патрушевым (Археологическое изучение..., 2014, с. 24). Археологические находки изразцов были достаточно редки для города, так как количество жителей, которые могли себе их позволить, было невелико. Тем не менее, эти находки позволяют прояснить ситуацию с местным производством изразцов в Царевококшайске. Наиболее значимые находки терракотовых изразцов XVII в. были обнаружены при раскопках т. н. «дома воеводы» В.С. Патрушевым в 1984, 1996-1997 гг. (Патрушев, 2008), Ж.С. Калыги-ной на ул. Вознесенской в 2015 г. и Ю.А. Зеленеевым на месте реконструкции здания часовни Александра Невского в 2021 г.

Терракотовый рельефный изразец - это распространённый про-

дукт русского гончарного искусства XVII в. Хотя до сих пор ключевые вопросы истории изразцов не изучены, установлено, что в России изразцы появляются в кон. XV в. на территории Великого Московского княжества, когда в период расцвета государства русские мастера активно перенимают опыт иностранцев и начинают изготавливать изразцы (Векслер, Патрик, Гусаков, 2017, с. 387). Изначально же изразцы использовались только для облицовки царских и патриарших печей (Розенфельдт, 1968, с. 60-61), и уже позднее они распространялись среди аристократии и высших государственных чинов. В XVII в. в Ца-ревококшайске к такой категории населения могли относиться воевода, купцы и настоятели церквей.

Скорее всего с появлением изразцов появляются и штампы-матрицы для их изготовления. Как отмечает О.Н. Глазунова (Глазунова, 2015, с. 196-197), наиболее распространёнными были деревянные штампы-матрицы, сведения же о керамических штампах отсутствуют.

Рис. 1. Штампы для нанесения рисунка на изразец. 1 - штамп с изображением единорога; 2 - штамп с изображением осады; 3 - штамп с изображением барса; 4-6 - штампы с растительным орнаментом.

Fig. 1. Stamps for drawing a picture on a tile. 1 - a stamp with the image of a unicorn; 2 - stamp with the image of the siege; 3 - a stamp with the image of a leopard; 4-6 - stamps with

floral ornaments.

Довольно подробное описание процесса изготовления изразцов при использовании деревянных штампов дала Н.П. Шуткова (Шуткова, 2016). Автор отмечает, что «для создания печного изразца мастеру нужны не только знания о свойствах глины, замешивании формовочной массы в правильных пропорциях, но и «проект» будущей печи. <...> Зная размеры будущей печи, мастер подсчитывал необходимое количество стенных изразцов, карнизов, поясков, перемычек, коронок и наверший, в том числе и угловых». Из этого можно сделать вывод о том, что штампы для изготовления изразцов изготавливались уже после того, как мастер подготовил проект облицовки печи для отдельного помещения, и это говорит, в первую очередь, об удобстве наличия местного производства изразцов. Также некоторые наблюдения автора по поводу изготовления деревянных штампов могут быть использованы и при исследовании глиняных штампов: «Из-

готовитель штампа должен был также учитывать небольшую усадку глины при сушке и обжиге. <...> Соответственно, глубина рисунка матрицы зависела от выбранного сюжета».

Находки глиняных штампов-матриц для нанесения рисунка на изразец достаточно редки на территории России. О них впервые упоминает М.Г. Рабинович (Рабинович, 1947, с. 65-66), в работе которого показан штамп с растительным орнаментом. Штампам из Ново-Иерусалимского монастыря посвящена статья О.Н. Глазуновой (Глазунова, 2015), в этой же статье автор описывает все предыдущие находки штампов на территории России. Необходимо отметить, что штампы, описанные в статьях О.Н. Глазуновой и М.Г. Рабиновича, имеют только растительный орнамент, штампы же из Царевокок-шайска более разнообразны и намного лучше сохранились.

В данной статье анализируются изразцы и штампы, полученные при

Г

Рис. 2. Изразцы с изображениями животных. 1 - грифон; 2 - шея грифона; 3 - грифон; 4 - передние лапы животного. Fig. 2. Tiles with images of animals. 1 - griffin; 2 - griffin neck; 3 - griffin; 4 - front paws of the animal.

археологических раскопках в историческом центре Царевококшайска в 2015 г. под руководством Ж.С. Калы-гиной (Калыгина, 2015) и в 2021 г. под руководством Ю.А. Зеленеева (Зеле-неев, 2021). В 2015 г. были найдены

6 фрагментов изразцовых штампов и

7 лицевых изразцов, в 2021 г. - 7 лицевых изразцов.

Штамп № 1 (рис. 1: 1) с изображением единорога: отсутствуют верхний и нижний правые углы штампа, размер штампа 160^160 мм, размер углубления 130^125 мм, ширина поля 15 мм, высота 20 мм, высота композиционной части 5 мм. Композиция состоит из единорога, окружённого растительным орнаментом.

Штамп № 2 (рис. 1: 2) с изображением осады: сохранилась только левая часть штампа, размер штампа 160x55-90 мм, размер углубления 135x40-80 мм, ширина поля 10 мм, высота 20 мм, высота композиционной части 8 мм. Часть штампа уда-

лось реконструировать с помощью изразца, выполненного этим штампом. Композицию составляет сюжет осады. Сохранившееся изображение показывает трёх людей с различными видами оружия: первый человек - это стрелец, он стоит на верхней части лестницы с саблей в руках; второй человек - это, возможно, царь, так как головной убор напоминает корону, он держит в руках копьё или пику; третий человек - это тоже стрелец, он стоит под лестницей в левом углу композиции с рогулькой для поднятия осадной лестницы в руках, слева от него растительный орнамент; в верхней части композиции справа от лестницы -изображение знамени и всадника на лошади. В целом изображение совпадает с описанием похожих изразцов, данным Р.Л. Розенфельдтом (Розен-фельдт, 1968, с. 60-61), но имеет ряд особенностей.

Штамп № 3 (рис. 1: 3) с изображением барса: сохранилась только левая

Рис. 3. Изразцы с изображениями людей. 1 - осада; 2 - всадник на лошади. Fig. 3. Tiles with images of people. 1 - siege; 2 - rider on horseback.

нижняя часть, размер сохранившейся части штампа 120^75 мм, размер сохранившейся части композиции 100^65 мм, ширина поля 15 мм, высота 25 мм, высота композиционной части 5 мм. Композиция сохранила только изображение барса, но она в целом совпадает с композицией изразца, описанной Р.Л. Розенфельдтом: «В центре изразца - дерево с тонким стволом и развесистой кроной - это пальма. У нее характерный для пальмы ствол с комелем в виде луковицы. Крона передана в виде нескольких побегов. С нее свисают на длинных тонких черешках два симметрично расположенных плода миндалевидной штампа, выше их - два цветка пальмы, изображенные в виде раздвоенных завитков. По обе стороны пальмы - два зверя кошачьей породы с туловищами, повернутыми к стволу, с головами, обращенными в сторону от ствола. У зверей короткие когтистые лапы и небольшие торчащие уши. На голове видны хорошо моделированные большие глаза. Мускулатура животных подчеркнута рельефом» (Ро-зенфельдт, 1968, с. 61).

Штамп № 4 (рис. 1: 4) с растительным орнаментом: сохранился правый верхний угол штампа, размер 70x75 мм, размер композиции 55х 60 мм, ширина поля 15 мм, высота

20 мм, высота 10 мм. На штампе вероятно изображён цветок.

Штамп № 5 (рис. 1: 5) с растительным орнаментом: сохранился лишь угол штампа; размер штампа 80x45 мм, размер сохранившейся части композиции 65x30 мм, ширина поля 15 мм, высота 20 мм, высота композиционной части 5 мм. На штампе изображён стебель с шипами.

Штамп № 6 (рис. 1: 6) с растительным орнаментом: сохранился угол штампа, размер штампа 80x70 мм, размер сохранившейся части композиции 70x55 мм, ширина поля 15 мм, высота 15 мм, высота композиционной части 5 мм. На штампе изображён стебель с расширением в виде листа.

Среди лицевых изразцов, обнаруженных при раскопках в Царевокок-шайске, можно выделить следующие группы по композиции:

I. Изразцы с изображением животных (рис. 2). Эта группа состоит из четырёх обломков изразцов.

1. Изразец с изображением мифического существа (рис. 2: 1). Сохранилось лишь изображение основной части туловища. Возможно, существом является грифон, но изображённый без крыльев, так как передняя часть животного представляет собой голову с клювом и вытянутым языком и ушами, продольные заострённые линии

Рис. 4. Изразцы с растительным орнаментом. Fig. 4. Tiles with floral ornaments.

по шее являются, скорее всего, частью головы без оперения, ниже треугольниками представлено оперение существа, покрывающее передние лапы животного и основную часть туловища до задних лап, здесь опять появляются продольные заострённые линии как на шее, представляющие часть туловища без оперения. На передней лапе изображён треугольник, который, по всей видимости, представляет собой птичью шпору. Между лап чудовища изображён предмет, похожий на яйцо. На спине грифона находится более маленькое существо, которое может быть детёнышем грифона. Таким образом, сюжет композиции -это, вероятно, грифон, защищающий

своё потомство. Изразец немного деформировался, вероятно при пожаре.

2. Изразец с изображением шеи грифона (рис. 2: 2). Шея полностью идентична предыдущему изображению грифона, что говорит о том, что оба изразца выполнены одним штампом.

3. Изразец с изображением мифического существа (рис. 2: 3). Сохранилось лишь изображение передней части туловища и передних лап. Существом здесь скорее всего является грифон, но, в отличии от изразца № 2, композиция и изображение грифона уже другие. Грифон повёрнут влево, оперение представлено мелкими кругами, шпора на передней лапе изобра-

жена на внешней стороне, мощность ног подчёркивает мышца, на лапах существа по три пальца, грифон окружён растительным орнаментом с завитками. Между передних ног также находится яйцо.

4. Изразец с изображением передних лап животного (рис. 2: 4). Сохранился только правый нижний угол изразца. Изображены две передние лапы животного и, по всей видимости, растительный орнамент.

II. Изразцы с изображениями людей (рис. 3). К этой группе изразцов были отнесены изразцы с изображением осады и всадника на лошади.

1. Изразец с изображением осады (рис. 3: 1). Состоит из трёх обломков изразца. Изображение полностью идентично изображению на обнаруженном в 2015 г. штампе с композицией осады, поэтому можно сделать вывод, что изразец изготовлен с помощью именно этого штампа. Также на изразце присутствует часть изображения, не сохранившаяся на штампе, а именно изображение всадника.

2. Изразец с изображением всадника на лошади (рис. 3: 2). Изразец состоит из осколков центральной части и правого верхнего угла. На изображении представлен всадник, который, по всей видимости, является стрельцом, так как одежда достаточно похожа на одежду стрельцов на изразцах с изображениями осады, его руки разведены в стороны и подняты вверх, на сохранившейся правой руке кисть выполнена в форме круга, нога, по всей видимости, находится в стремени; лошадь, на которой сидит всадник, показана в движении, под лошадью, скорее всего, изображён растительный орнамент; над всадником летит птица, рисунок которой достаточно примитивно выполнен.

III. Изразцы с растительным орнаментом (рис. 4). Эта группа изразцов имеет наименьшую сохранность. Растительный орнамент на данных

изразцах представлен в основном завитушками из рельефных стеблей, выполненных в разном стиле.

Наличие штампов для изготовления изразцов и изразцов, сделанных при помощи этих штампов, позволяет говорить о существовании в Царе-вококшайске местного производства изразцов, имеющего общие корни с московским производством, но также обладающего рядом характерных особенностей. Такую же трактовку местного производства предлагает и С.И. Баранова: «Хотя миграция московских изразцов носила массовый характер, зачастую изразцы производили на местах, возможно, с самого раннего периода их появления. При ближайшем рассмотрении самих изразцов мы сталкиваемся практически в каждом городе с собственной, иногда незначительно, но отличающейся от московской, версией создания композиций и приемов оформления» (Баранова, 2014, с. 42). Необходимо при этом отметить, что в XVIII в. местное производство неполивных терракотовых изразцов угасает, о чём свидетельствует ведомость, представленная царевококшайским городовым магистратом в воеводскую канцелярию 30 сентября 1773 г.: «На печи образцы покупаютца балахонской работы с провозом до Царевококшайска, ценою по осми рублев печь» (Иванов, 2011, с. 219). Судя по источнику, местное изразцовое производство в XVIII в. уже отсутствует, и изразцы приходится завозить из известного центра производства полихромных изразцов XVIII в. города Балахны близ Нижнего Новгорода. Упадок производства изразцов в Царевококшай-ске был связан с отсутствием спроса на изразцовую продукцию, так как в городе отсутствовало дворянство, а воеводы довольно часто менялись, другие же слои населения города в XVII в. вряд ли могли себе позволить облицовку печи изразцами.

Таким образом, местное изразцовое производство Царевококшайска, имея ряд специфических черт, зани-

мает своё место в орбите материальной культуры городов Русского государства XVII в.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранова С.И. Московский изразец в пространстве городской культуры конца XV-XVII века. Автореф. дисс. ... докт. ист. наук. М., 2014. 52 с.

2. Векслер А.Г., Патрик Г.К., Гусаков М.Г. Некоторые аспекты истории изразцового дела Московской РУси в XV-XVII веках по данным археологии // Археология Подмосковья. Материалы научного семинара. Вып. 13 / Отв. ред. А.В. Энговатова. М.: ИА РАН, 2017. С. 387-406.

3. Воробьева Е.Е., Данилов П.С., Зеленеев Ал.Ю. Археологическое изучение Йошкар-Олы - Царевококшайска (к 430-летию города). Йошкар-Ола: СТРИНГ, 2014. 180 с.

4. Глазунова О.Н. Изразцовые штампы XVII в. из Ново-Иерусалимских гончарных мастерских // КСИА. 2015. Вып. 240. С. 196-201.

5. Зеленеев Ю.А. Отчет о научно-исследовательской работе по теме по теме «Научно-исследовательские охранно-спасательные археологические исследования (раскопки) на объекте культурного наследия федерального значения Достопримечательное место «г. Йошкар-Ола. Культурный слой города» в зоне строительства объекта «Реконструкция здания часовни Александра Невского», расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, д.45», проведенные в 2021 г. по Открытому листу №2523-2021 от 22.09.2021 г. / Архив Учебно-научного археолого-эт-нологического центра Марийского государственного университета, 2021.

6. Иванов А.Г. Царевококшайск в конце XVI-XVIII вв. Очерки по истории уездного города. Йошкар-Ола: МарГУ, 2011. 440 с.

7. Калыгина Ж.С. Отчет об археологических раскопках в г. Йошкар-Ола по ул. Вознесенской в 2015 г. / Архив Учебно-научного археолого-этнологического центра Марийского государственного университета, 2015.

8. Патрушев В.С. Изразцовая печь в доме первых воевод Царевококшайска // Культура русских в археологических исследованиях / Отв. ред. Л.В. Татаурова. Омск: Апельсин, 2008. С. 268-272.

9. Рабинович М.Г. Гончарная слобода в Москве в XVI-XVIII вв. (по археологическим материалам) // Материалы и исследования по археологии Москвы Т. I / МИА. № 7 / Ред. А.В. Арциховский. М.; Л.: АН СССР, 1947. С. 55-76.

10. Розенфельдт Р.Л. Московское керамическое производство XII-XVIII вв. / САИ. Вып. Е1-39. М.: Наука, 1968. 124 с.

11. Шуткова Н.П. Технология производства печных изразцов XVII-XVIII веков (по материалам археологических раскопок замка в старом Быхове в 2013 году) // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки. 2016. № 1. С. 97-104.

Информация об авторе:

Памеев Родион Александрович, лаборант-исследователь. Учебно-научный архе-олого-этнологический центр. Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола, Россия); 1866rodion@gmail.com

TILES AND STAMPS FOR MAKING TILES OF THE 17th CENTURY FROM THE EXCAVATIONS OF TSARYOVOKOKSHAISK

R.A. Pameyev

Terracotta tiles are a characteristic objects of Russian culture in the 17th century. These terracotta tiles are intended for facing stoves. The article deals with tiles and stamps for making tiles found during the archaeological study of the historical part of Tsaryovokokshaysk. A stove faced with tiles was a luxury item for the upper strata of the population. That is why the findings of tiles are more interesting in the territory of a small town, where wealthy people made up a small percentage of the population. The technology of manufacturing tiles speaks in favor of the presence of local production. Stamps found on the territory of the town for applying a pattern on tiles also indicate the presence of such production in Tsaryovokokshaysk of the 17th century. Stamps are quite rare finds on the territory of Russia, and those ones found

far from the centers of tile production are of even greater value. Tsaryovokokshaysk stamps have a more complicated and varied pattern than those found in other regions earlier. The revealed tiles were described and grouped according to the composition of the drawing. In 2021 there was found a tile that had been made using a stamp found in 2015. This fact also proves the presence of local production in the town during the 17th century. The production of tiles in Tsaryovokokshaysk ceased in the 18th century due to socio-economic reasons.

Keywords: archaeology, tiles, stamps, Tsaryovokokshaysk, 17th century, local production, Russian culture.

REFERENCES

Baranova S. I. 2014. Moskovskiy izrazets v prostranstve gorodskoy kultury kontsa XV-XVII veka (Moscow tile in the space of urban culture of the late 15th -17th century). Doct. Diss. Thesis. Moscow: Russian State University for the Humanities (in Russian).

1. Veksler, A. G., Patrik, G. K., Gusakov, M. G. 2017. In Engovatova, A. V. (ed.). Arkheologiia Podmoskov'ia: Materialy nauchnogo seminara (Archaeology of the Moscow Region: Materials of Scientific Seminar). Moscow: Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences, 387-406 (in Russian).

2. Vorobeva, E. E., Danilov, P. S., Zeleneev, A. Y. 2014. Arkheologicheskoe izuchenie Yoshkar-Oly - Tsarevokokshayska (k 430-letiyu goroda) (Archaeological study of Yoshkar-Ola -Tsarevokokshaysk (to the 430 anniversary of the city)). Yoshkar-Ola: "STRING" Publ. (in Russian).

3. Glazunova, O. N. 2015. In Kratkiye soobshcheniya instituta arkheologii (Brief communications of Institute of Archaeology) 240, 196-201 (in Russian).

4. Zeleneev Y.A. 2021. Otchet o nauchno-issledovatel'skoy rabote po teme «Nauchno-issledovatel'skie okhranno-spasatel'nye arkheologicheskie issledovaniya (raskopki) na ob"ekte kul'turnogo naslediya federal'nogo znacheniya Dostoprimechatel'noe mesto «g. Yoshkar-Ola. Kul'turnyy sloy goroda» v zone stroitel'stva ob"ekta «Rekonstruktsiya zdaniya chasovni Aleksandra Nevskogo», raspolozhennogo po adresu: Respublika Mariy El, g. Yoshkar-Ola, ul. Voznesenskaya, d.45», provedennye v 2021 g.po Otkrytomu listu№ 2523-2021 ot22.09.2021 g. (Report on the research work on the topic "Scientific research security and rescue archaeological research (excavations) at the object of cultural heritage of federal significance Landmark "Yoshkar-Ola. The cultural layer of the city" in the construction zone of the object "Reconstruction of the Alexander Nevsky Chapel building", located at the address: Republic of Mari El, Yoshkar-Ola, Voznesenskaya str., 45", carried out in 2021 according to Open Sheet No. 2523-2021 of 22.09.2021). Yoshkar-Ola. Archive of Educational and Scientific Archaeological and Ethnological Center of Mary State University (in Russian).

5. Ivanov, A. G. 2011. Tsarevokokshaisk v kontse XVI-XVIII vv. Ocherki po istorii uezdnogo goroda (Tsarevokokshaisk in Late 16th - 18th Centuries: Essays on History of a District Town). Yoshkar-Ola: Mari State University (in Russian).

6. Kalygina, Zh. S. 2015. Otchet ob arkheologicheskikh raskopkakh v g. Yoshkar-Ola po ul. Voznesenskoy v 2015 g. (Report on archaeological excavations in Yoshkar-Ola on Voznesenskaya st. in 2015). Yoshkar-Ola. Archive of the Educational and Scientific Archaeological and Ethnological Center of the Mari State University (in Russian).

7. Patrushev, V. S. 2008. In Tataurova, L. V. (ed.). Kul'tura russkikh v arkheologicheskikh issledovaniyakh (Culture of the Russians in Archaeological Studies). Omsk: "Apel'sin" Publ., 268-272 (in Russian).

8. Rabinovich, M. G. 1947. In Artsikhovskiy, A. V. (ed.). Materialy i issledovaniya po arkheologii Moskvy (Materials and Research on the Archaeology ofMoscow) I. Series: Materialy i issledovaniia po arkheologii SSSR (Materials and Research in the USSR Archaeology) 7. Moscow-Leningrad: Academy of Sciences of the USSR, 55-76 (in Russian).

9. Rozenfeldt, R. L. 1968. Moskovskoe keramicheskoe proizvodstvo XII-XVIII vv. (Ceramic Production in Moscow in 12th - 18th Centuries). Svod Arkheologicheskikh Istochnikov (Corpus of Archaeological Sources) E1-39. Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

10. Shutkova, N. P. 2016. In Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya A. Gumanitarnyye nauki (Vestnik of Polotsk State University. Series A. Humanities) 1, 97-104 (in Russian).

About the Author:

Pameev Rodion A. The Educational and Scientific Archaeological and Ethnological Center. Mari State University. Lenin Square, 1, Yoshkar-Ola, 424000, Republic of Mari El, Russian Federation; 1866rodion@gmail.com

Статья принята в номер 01.12.2022 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.