Научная статья на тему 'Израиль после выборов. Перспективы развития государственной политики'

Израиль после выборов. Перспективы развития государственной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
281
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Свободная мысль
ВАК
Ключевые слова
Новое правительство Нетаньяху / израильская демократия / ультраправый кабинет и палестинская проблема / Соглашения Авраама / ядерная программа Ирана / New Netanyahu government / Israeli democracy / far-right cabinet and Palestinian problem / Abraham Accords / Iranian nuclear program

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Карасова Татьяна Анисимовна

По итогам пятых внеочередных парламентских выборов в ноябре 2022 г. в Израиле к власти пришла коалиция ультраортодоксальных и крайне правых националистических партий, возглавляемая лидером правоцентристской партии «Ликуд» Б. Нетаньяху. Представленная коалиционная программа и первые провокационные шаги экстремистски настроенных членов кабинета министров могут представлять угрозу израильской демократии и ведут к обострению палестинской проблемы путем наращивания израильского присутствия на палестинских территориях. За действиями Израиля в отношении палестинцев внимательно следят в мире, особенно в Вашингтоне. Осуществление заявленных планов может быть воспринято Западом как нарушение основания консенсусной поддержки государственной политики Израиля и осложнить его отношения с ЕС и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Israel after elections. Political Development Progress

The November, 2022 election gave a path to the coalition with ultra-Orthodox and far-right religious nationalist parties led by B. Netanyahu, heads the right-centrist “Likud” party. The new government program and provocative actions taken by more extreme cabinet members could place the threat to Israeli democracy and lead to exacerbation the Palestinian issue by increasing Israeli presents in the Palestinian territories. The new Israeli government is to draw growing international attention, and particularly American attention, mostly to its provocative policies toward the Palestinians. Practical implementation of the declared plans could endanger Israel’s relations with EU and Washington in the long run.

Текст научной работы на тему «Израиль после выборов. Перспективы развития государственной политики»

Quo vadis?

Израиль после выборов

Перспективы развития государственной политики

© Карасова Т. А. © Karasova T.

Израиль после выборов. Перспективы развития государственной политики Israel after elections. Political Development Progress

Аннотация. По итогам пятых внеочередных парламентских выборов в ноябре 2022 г. в Израиле к власти пришла коалиция ультраортодоксальных и крайне правых националистических партий, возглавляемая лидером правоцентристской партии «Ликуд» Б. Нетаньяху. Представленная коалиционная программа и первые провокационные шаги экстремистски настроенных членов кабинета министров могут представлять угрозу израильской демократии и ведут к обострению палестинской проблемы путем наращивания израильского присутствия на палестинских территориях. За действиями Израиля в отношении палестинцев внимательно следят в мире, особенно в Вашингтоне. Осуществление заявленных планов может быть воспринято Западом как нарушение основания консенсусной поддержки государственной политики Израиля и осложнить его отношения с ЕС и США.

Annotation. The November, 2022 election gave a path to the coalition with ultra-Orthodox and far-right religious nationalist parties led by B. Netanyahu, heads the right-centrist "Likud" party. The new government program and provocative actions taken by more extreme cabinet members could place the threat to Israeli democracy and lead to exacerbation the Palestinian issue by increasing Israeli presents in the Palestinian territories. The new Israeli government is to draw growing international attention, and particularly American attention, mostly to its provocative policies toward the Palestinians. Practical implementation of the declared plans could endanger Israel's relations with EU and Washington in the long run.

Ключевые слова. Новое правительство Нетаньяху, израильская демократия, ультраправый кабинет и палестинская проблема, Соглашения Авраама, ядерная программа Ирана.

Key words. New Netanyahu government, Israeli democracy, far-right cabinet and Palestinian problem, Abraham Accords, Iranian nuclear program.

В результате пятых внеочередных парламентских выборов в Израиле в ноябре 2022 г. к власти пришло правонационалистическое ультраортодоксальное правительство под руководством Биньямина Нетаньяху. Центристская коалиция («правительство перемен») Беннета—Лапи-да, которой ранее удавалось побеждать Нетаньяху, потерпела поражение, и после двухлетнего перерыва он вновь, в шестой раз, возглавил коалиционное правительство Израиля1.

1 Впервые Нетаньяху возглавил правительство в 1996 г.

КАРАСОВА Татьяна Анисимовна — ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.

В его состав вошли партии так называемого «национального лагеря»: правоцентристская «Ликуд»2 и партии правого религиозного и ультрарелигиозного блока, большинство которых проводит радикальный антиарабский и антипрогрессистский курс, — ШАС, «Ционут ха-Датит», «Оцма Йегудит» и «Яхадут ха-Тора»3. По своим политическим ориентирам к власти пришло наиболее однородное правительство, в котором не представлены левые и центристские партии, способные выступать против основных направлений ультранационалистической политики. Члены коалиции в принципе едины по большинству пунктов повестки дня, что расширяет возможности принятия политических решений в соответствии с идеологиями победивших партий.

Поскольку теперь единство достигается легче, существуют ожидания большей стабильности нового правительства. Хотя праворелигиозные партии в основном сфокусированы на внутриполитической повестке, их политические шаги в рамках занимаемых ими министерств могут влиять на отношения Израиля как с его международными партнерами, так и с еврейскими диаспорами мира.

Основные направления внутренней политики пятого правительства Нетаньяху

Коалиционное соглашение между Нетаньяху и его партнерами включало множество пунктов, которые сразу же вызвали общественный резонанс в Израиле и за рубежом. Представленная коалиционная программа предполагает проведение целого ряда болезненных реформ; их характер может повлиять на отношения еврейского государства с еврейскими общинами Европы и Америки. А это, в свою очередь, отразится на межгосударственных отношениях с руководством европейских стран и США.

Основной заявленной целью коалиционного соглашения является отказ от политики предыдущего правительства Беннета—Лапида, направленной, с точки зрения нового кабинета, на «ликвидацию еврейского облика» Госу-

2 Особенностью кампании партии «Ликуд» 2022 г. явилось преобладание в ее списках политиков младшего поколения с агитационным опытом, в том числе неоднократно участвовавших во временных правительствах (Йоав Галант — минобороны; Эли Коэн — МИД; Ярив Левин — минюст; Исраэль Кац — минэнергетики; Йоав Киш — минпросвещения; Мири Регев — минтранспорта). Характерно, что молодые политики «Ликуда» относятся к наиболее жесткому, националистически настроенному крылу партии. Члены партии Нетаньяху «Ликуд» заняли некоторые из наиболее важных должностей в кабинете министров — министра иностранных дел, министра обороны и министра юстиции.

3 ШАС (Объединение сефардов—хранителей Торы, лидер — А. Дери); «Ционут ха-Датит» (религиозные сионисты, лидер — Б. Смотрич); «Оцма Йегудит» (Еврейская мощь, лидер — И. Бен-Гвир) и «Яха-дут ха-Тора» (Еврейство Торы, или Объединенный иудаизм Торы, лидер — И. Голькнопф). Четверо из пяти лидеров партий, вошедших в правительственную коалицию, — Б. Нетаньяху, А. Дери, Б. Смот-рич и И. Бен-Гвир — были под судом или арестом, обвинялись в расизме. По решению Верховного суда в начале 2023 г. Нетаньяху был вынужден освободить А. Дери, отбывавшего в свое время тюремный срок по обвинению в коррупции, от должности министра внутренних дел [17].

дарства Израиль4. Ультраортодоксальные партии выступают против любых попыток «размывания еврейского характера государства» путем усиления религиозного диктата5.

Особенно острый взрыв недовольства в Израиле и в зарубежных еврейских общинах вызвали два пункта соглашения. Первый — план изменения формулировки Закона о возвращении, который даст право на репатриацию только лицам, доказавшим свое еврейство и заинтересованным в постоянном проживании в Израиле. Также указывалось, что подтверждение еврейского происхождения будет устанавливаться в соответствии с нормами ортодоксального направления в иудаизме, через Главный раввинат Израиля. Новая формулировка лишит значительную часть евреев диаспоры «права возвращения» в Израиль.

В еврейских общинах мира такой шаг расценивается как попытка подорвать давний статус-кво в религиозных делах, ограничить значительную часть евреев диаспоры права считаться евреями и тем самым лишить их права иммиграции в Израиль. Ряд раввинов — представителей зарубежных общин реформистского течения в иудаизме в обращении к израильскому правительству подчеркнули, что «любое изменение деликатного и чувствительного статус-кво по таким вопросам, как "Закон о возвращении" или обращение в другую веру, может угрожать разрывом связей между нами и удерживать нас подальше друг от друга» [10]. Сионистское руководство — Еврейское агентство, в свою очередь, подчеркнуло, что изменения в Законе о возвращении, пересмотр статус-кво меняют понятие сущности сионизма [19].

Второй и, возможно, наиболее болезненный вопрос — план судебной реформы, по которой правительство планирует взять на себя процесс назначения судей, что является попыткой подорвать независимость судебной системы. Но главное — ограничение роли Верховного суда Справедливости — БАГАЦ, который по праву считался вершиной независимости судебной системы Израиля и позволял ему считаться демократическим, правовым государством. Суть реформы (инициатор — министр юстиции «ликудник» Я. Левин) — отмена вето БАГАЦ на заседаниях кнессета простым большинством в 61 голос, что делает Верховный суд подконтрольным политикам, являющимся в данный момент членами парламента (кнессе-та). Ультраортодоксальная община Израиля давно враждебно относилась к деятельности Верховного суда, считая, что его секулярное руководство

4 Правительство Беннета—Лапида поддерживало идеи запуска общественного транспорта и открытия магазинов по субботам, уравнивания в правах гомосексуальных пар и нормальных семей, предоставления реформистам части Стены Плача, легализации смешанных браков и т. д.

5 К ним относятся: введение единых стандартов кашрута (религиозных правил питания) по всей стране; возвращение процесса обращения в еврея (гиюр) под полную юрисдикцию государства — ортодоксального раввинского аппарата, включая ультраортодоксальные партии и партию религиозных сионистов; принятие Основного закона, закрепляющего изучение Торы как базовой ценности и наследия еврейского народа; отмена запрета на создание однородных по религиозному признаку населенных пунктов и пр. [22].

постоянно подрывает основы религиозной жизни в стране [19]. Добившись сильного влияния на состав кнессета, праворелигиозный лагерь спешит ограничить влияние Верховного суда на израильское общество и государственную политику.

Политики и политологи — критики нового правительства — считают, что программа правительственной коалиции Нетаньяху меняет теорию классического сионизма Т. Герцля и его последователей, а также Декларацию независимости и сущность договора о статус-кво с религиозными партиями первого израильского правительства под руководством Бен-Гуриона. По их мнению, это попытка изменения политического режима Израиля [21]. Ограничения функций израильской судебной системы могут существенно подорвать международный статус Израиля, противоречат нормам экономической и политической этики [23].

Внешняя политика правительства

В области внешней политики правительства существенных изменений не произойдет. Для Б. Нетаньяху и его партии «Ликуд» внешнеполитические решения имеют особое значение. Имидж опытного политика Нетань-яху базируется на его способности выстраивать успешные отношения со многими ведущими мировыми лидерами и проводить сбалансированную внешнюю политику в условиях обострения международных противоречий. Глава кабинета министров вряд ли позволит своим партнерам по коалиции принимать решения, которые могут навредить имиджу Израиля на международной арене. Он будет продолжать самостоятельно определять приоритеты внешней политики.

Внешнеполитическая команда Нетаньяху внимательно отслеживает международную реакцию на итоги последних выборов. Поначалу реакция европейского руководства была достаточно сдержанной. Страны ЕС испытывают значительные трудности внутреннего порядка, в частности, ощущается рост общественного напряжения, растут проявления антисемитизма. В сфере внешнеэкономической политики страны ЕС нуждаются в поддержке Израиля в поставках энергоносителей. Официальный Брюссель не будет поддерживать активную критику Израиля и демарши со стороны левых и леворадикальных движений и партий стран Европы, а также нарастающую критику Израиля со стороны леволиберального крыла европейских еврейских общин.

Основой внешней политики любого израильского правительства было и остается поддержание на высоком уровне отношений со своим главным стратегическим партнером — США. Без американского содействия и поддержки новому израильскому руководству вряд ли удастся успешно проводить намеченные планы [32]. Официально администрация Дж. Байдена отнеслась к правительству Нетаньяху «весьма умеренно» [17], и вряд ли можно ждать серьезных изменений в американо-израильских отношениях.

В то же время Белый дом пытается выработать новые подходы к ситуации и намерен сделать Нетаньяху лично ответственным за действия ультраправых членов его кабинета. Американская сторона заявила, что предпочитает

контактировать исключительно с премьером [13]. Вашингтон дал понять, что он должен самостоятельно решить основные проблемы своего кабинета, нейтрализовав шаги со стороны радикально настроенных министров, которые могут иметь негативные международные последствия. К ним относятся попытки ультраправых министров нарушить ситуацию религиозного статус-кво, обостряя проблему Храмовой горы в Иерусалиме6, и действия, направленные на осложнение ситуации на оккупированных территориях.

Премьер-министр Нетаньяху неоднократно заверял руководство США, что сможет контролировать «наиболее радикальные намерения и действия» своих министров [33]. Команда Байдена признает авторитет Нетаньяху, но указывает на нарастающую сложность и хрупкость американо-израильских отношений. Официальный Вашингтон неоднократно подчеркивал, что роль Израиля как стратегического партнера означает недопустимость осложнения двусторонних отношений вне зависимости от настроений израильского правительства. Его крайне правый фланг может подорвать традиционно сильную двухпартийную поддержку Израиля в Вашингтоне. Особенно это касается демократической партии, в которой усиливается критика политики правительства Нетаньяху [32]. В целом же традиционно высокий уровень американо-израильского взаимодействия будет сохраняться.

На региональном уровне курс Израиля при нынешнем правительстве останется также неизменным — защита собственных стратегических интересов и обеспечение своей безопасности. Сюда входят задачи «замораживания» палестинской проблемы как фактора, мешающего расширению активности на региональном уровне, и противостояния ядерным амбициям Ирана. Приоритетным будут дальнейшее развитие контактов с региональными игроками и попытки расширить круг арабских государств, с которыми установлены отношения в рамках «Авраамических соглашений».

Палестинская проблема

США всегда активно влияли на израильскую региональную политику, считая приоритетным свое участие в урегулировании палестино-израильского конфликта. Израильтяне и американцы разделяют общую точку зрения на то, что Белый дом играет преобладающую роль в деле продвижения его мирного урегулирования. Окончательное решение по формуле двух государств для двух народов и критическое отношение к израильским поселениям на Западном берегу реки Иордан и в Восточном Иерусалиме долгое время носили консенсусный характер [4. С. 43, 47]. Эта ситуация была частично разрушена Д. Трампом, который предложил собственный мирный план, отодвинувший любые возможности урегулирования в обозримом будущем7.

6 Провокационный жест — визит министра национальной безопасности Бен-Гвира на Храмовую гору, где расположена мечеть Аль-Акса, — был расценен как попытка изменить шаткое статус-кво этого священного для мусульман места, что может привести к резкому охлаждению в отношениях с арабскими странами [7; 9].

7 В 2020 г. был опубликован текст плана Д. Трампа, получивший название «От мира к процветанию: пути улучшения жизни израильтян и палестинцев» [1].

Хотя сейчас палестинский вопрос уже не является основной причиной конфликтности на Ближнем Востоке, и перспектива серьезного прогресса в палестинском вопросе равна нулю, это всего лишь отложенная проблема с признаками приближающегося обострения. В последние годы идет усиление террористических атак палестинских радикальных группировок и организаций на территории Израиля. Наблюдается рост насилия на палестинских территориях и в самом Израиле между «внутренними» арабами и евреями.

Но главная опасность, как уже было отмечено, исходит от самого ультранационалистического крайне правого состава нынешнего правительства. В годы своего правления Нетаньяху всегда придерживался правила сохранения статус-кво на территориях Западного берега реки Иордан. Сегодня эта ситуация под угрозой. Любой шаг по пути аннексии территорий или расширения там еврейских поселений может вызвать взрыв регионального масштаба и привести к резкой реакции международного сообщества, прежде всего США.

Президент Дж. Байден всегда, еще со времен правления Б. Обамы, считался произраильским политиком, но вместе с тем твердо следовал внешнеполитической линии Демократической партии в отношении палестино-израильского конфликта. Позиция демократической администрации в отношении судьбы Западного берега реки Иордан со времен Обамы остается неизменной [25. Р. 19]. После того, как в новой правительственной программе по палестинской проблеме было прописано: «Еврейский народ имеет исключительное и неотъемлемое право на все части Земли Израи-левой (Эрец Исраэль. — Т. К.), включающие библейские части Западного берега — Иудею и Самарию»8, последовала резкая реакция Вашингтона.

В Белом доме продолжают разделять идею об асимметричности конфликта, считая Израиль наиболее сильной стороной, которая должна идти на уступки ради достижения мира. Поэтому команда Нетаньяху опасается, что администрация Байдена, как было во времена администрации Обамы, будет вести к примирению сторон путем давления на Израиль, чтобы вынудить его пойти на уступки палестинским арабам в «коренных» вопросах [30. Р. 351].

США официально подтвердили свое негативное отношение к любым попыткам расширения еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан и легализации десятка пропускных израильских постов на территориях [20]. Руководство США предупредило Нетаньяху о недопустимости использования радикальными политиками усиления насилия в палестино-израильских отношениях в качестве предлога для аннексии части оккупированных территорий или расширения строительства поселений на территории Западного берега реки Иордан. Американская сторона предупредила также, что это может привести к очередному обострению палестино-израильского конфликта и усилению региональной конфронтации [8]. Именно на палестинском направлении декларативное давление со стороны Белого дома на правительство Нетаньяху будет, очевидно, возрастать.

8 Примечательно, что партия «Ликуд» впервые согласилась с включением этого пункта в официальную программу правительства [23; 7].

Некоторые скептически настроенные американские аналитики, впрочем, считают, что усиление американского давления на Нетаньяху вряд ли сможет привести к результатам, соответствующим американским интересам. Тот и в прошлом умел эффективно противостоять американским попыткам заставить Израиль изменить свое отношение к палестинскому вопросу. Они полагают, что нынешний премьер-министр, с трудом уцелевший в процессе судебного преследования и сумевший сформировать коалицию только совместно с крайне правыми партиями религиозного лагеря, для достижения собственных политических целей вынужден будет опираться на поддержку своих ультраправых министров [32]. Это означает проведение максимально жесткого курса в отношении палестинцев, что может привести к потере Израилем в глазах американцев имиджа основы региональной стабильности и солидного партнера США на Ближнем Востоке [13].

Еще одна сторона палестинской проблемы ставит перед правительством Нетаньяху сложную задачу взаимоотношений с самой Палестинской национальной администрацией (ПНА). Слабость руководства ПНА и неспособность контролировать насилие и террор усложняют и без того неопределенную ситуацию на территориях. Напряженность в отношениях Израиля с руководством ПНА растет. Со времен администрации Д. Трампа руководство ПНА объявило о прекращении любых видов взаимодействия с Израилем, включая сотрудничество палестинской полиции с израильской армией в предотвращении террористических угроз со стороны радикальных организаций. Правительство Израиля, активизируя борьбу с терроризмом, объявило о решении ввести санкции против Палестины9. Оно обвинило палестинскую администрацию в невозможности, а скорее всего, в нежелании содействовать акциям израильской стороны по обузданию всплеска палестинского террора, начавшегося в 2022 г.

Карательные меры в отношении ПНА могут усугубить тяжелую ситуацию в Палестине, которая и так находится в политическом и финансовом кризисе. По мнению специалистов, ситуация в ПНА грозит скатыванием к хаосу [30]. Премьер-министр ПНА Мохаммад Штайе заявил: «Предыдущие израильские правительства разрушали возможности решения о создании двух государств, а сегодняшнее правительство воюет с самой Палестинской администрацией» [25]. Худший вариант развития событий — глубокий кризис руководства ПНА, обострение борьбы за власть со стороны молодых политиков ФАТХ и возможный всплеск противостояния между ПНА и ХАМАС. Это серьезно осложнит возможности правительства Нетаньяху на региональном уровне.

9 Израиль принял решение удержать часть предназначавшихся для палестинского населения средств в размере 39 млн долларов в пользу семей израильтян, погибших из-за действий палестинских вооруженных формирований. Израиль временно заморозит и другие средства, собранные от имени Палестинской администрации, а также намерен вычесть из налоговых поступлений Палестины ту же сумму средств, которую палестинские власти выплачивают семьям заключенных, подозреваемых в экстремизме и погибших в ходе конфликта с Израилем. Кроме того, было принято решение об остановке строительства палестинских зданий в Зоне C на Западном берегу, находящейся под полным контролем Израиля [30].

Иранский узел и отношения с арабскими государствами региона

Приоритетным направлением внешней политики Израиля остается так называемая иранская проблема и тесно связанная с ней задача укрепления отношений с арабскими государствами в рамках «Авраамических соглашений». Особо стоит задача налаживания отношений с Саудовской Аравией. Израиль по-прежнему планирует активно бороться с продвигающейся иранской ядерной программой, считая, что получение иранской ядерной бомбы грозит расползанием ядерного оружия по взрывоопасному региону Ближнего Востока и масштабным перераспределением политических сил в пользу недружественных мусульманских государств региона [12]. Недопустима с точки зрения Израиля также иранская поддержка радикальных организаций, типа ХАМАС и «Хезболла». Поддерживая эти организации, Иран радикализирует обстановку на Ближнем Востоке [2]. Руководство Израиля не может смириться и с поставками иранского оружия в Ливан, Сирию, Ирак, Йемен и сектор Газа. Израильтян также напрягает, что Исламская Республика Иран поддерживает вопрос об одностороннем провозглашении независимости палестинского государства, обещая ему политическую поддержку и военную защиту.

Ранее Израиль активно противодействовал попыткам Байдена возобновить ядерное соглашение с Ираном, прерванное Трампом. После того, как стала очевидной невозможность достижения этой цели, американо-израильские разногласия по иранской проблеме уменьшились. В конце 2022 г. Белый дом официально заявил, что не видит возможности возобновления СВПД, т. к. Иран «продолжает убивать собственных граждан и продает бес-пилотники России» [28].

Поскольку американское руководство на двухпартийной основе неизменно подтверждало свое кредо «Иран никогда не будет обладать ядерным оружием», — его поддержка антрииранским шагам Израиля в целом гарантирована. Вместе с тем командой Байдена было вновь подтверждено, что США выступают против военного обострения конфликта с Ираном, хотя Израиль готовил «военные сценарии» на случай появления у Ирана ядерного оружия [16]. Американская сторона всегда была против возможного вовлечения Израиля в военные или разведывательные операции против Ирана без координации с Вашингтоном [6].

На данном этапе Израиль планирует тесно сотрудничать с США в дальнейшем усилении давления на Иран. В ходе встреч представителей американской администрации с израильским руководством10 было определено, что особое внимание США и Израиль будут «уделять угрожающей деятельности» Тегерана в Ближневосточном регионе, в частности в Сирии, Йемене, Ливане и Палестине [11]. Израиль обещал предотвращать рост напряженности на оккупированных территориях и координировать действия в отношении Ирана [31]. В целом, как было заявлено, израильско-иран-

10 Речь идет о встречах в ходе визитов советника по национальной безопасности Дж. Салливана и госсекретаря Блинкена в Израиль в начале 2023 г.

ские отношения будут во многом зависеть от развития ситуации на глобальном и региональном уровнях. Израиль и Иран находятся по разные стороны глобального противостояния, и любые подвижки на этом уровне могут привести к изменению баланса сил в регионе.

Иранский узел и палестинская проблема связаны с задачей развития израильского партнерства с группой арабских государств, входящих в «Ав-раамические соглашения». Сближение с рядом прозападных суннитских арабских стран дало возможность Израилю влиять на взаимоотношения региональных игроков и активизировать попытки выработки коллективной стратегии безопасности и сотрудничества [15].

С одной стороны, израильская сторона считает, что появилась возможность смещения конфликта с палестинцами с центральной повестки дня региона. С другой — существует надежда, что соглашения обеспечат прорыв на пути возобновления переговорного процесса палестино-израильского конфликта на приемлемых для Израиля условиях. После подписания «Авраамических соглашений» он фактически стал играть роль одного из ключевых субъектов региональной системы [3].

Дальнейшее развитие отношений с арабскими государствами может зависеть от того, насколько Нетаньяху сможет сдерживать антипалестинскую направленность действий своих ультраправых партнеров по коалиции. В 2020 г. главным условием нормализации отношений Израиля с ОАЭ, Бахрейном и Марокко был отказ Израиля от аннексии Иорданской долины. ОАЭ, Бахрейн и Марокко начали развивать сотрудничество с Израилем по широкому кругу вопросов, от политических и гражданских до вопросов безопасности, поскольку это сотрудничество с Израилем отвечает их национальным интересам. Однако по результатам опросов, проведенных в начале 2023 г. в ОАЭ и Саудовской Аравии, 90% респондентов считают, что возвращение Нетанья-ху и создание ультраправого правительства нанесет всему региону огромный вред [15]. На любые попытки аннексии Западного берега реки Иордан арабские государства, возможно, отреагируют свертыванием сотрудничества.

В повестке дня Израиля стоит расширение состава участников данного соглашения. Нетаньяху считает важной задачей нормализацию отношений с Саудовской Аравией, которая является центром суннитского исламского мира и лидером среди мусульманских государств региона. Присоединение Эр-Рияда к «Авраамическим соглашениям», которые в значительной мере направлены против израильского основного противника — Ирана, имеет принципиальное значение для Израиля. Это усилит экономические, политические и оборонные возможности израильско-арабского соглашения на региональной сцене11.

Однако руководство Саудовского королевства обусловливает нормализацию отношений с Израилем целым рядом политических условий, напрямую связанных с урегулированием палестино-израильского конфликта. Наследный принц Саудовской Аравии Мохаммад бин Салман сформулировал четыре основных требования к правительству Нетаньяху: отказ от планов

11 Саудовская Аравия входит в первую десятку стран по объемам финансирования вооруженных сил: военный бюджет составляет 10—11% ВВП (самый высокий показатель среди стран Персидского залива) [5].

аннексии какой-либо части Западного берега реки Иордан; сохранение статус-кво в отношении Храмовой горы и мечети Аль-Акса в Иерусалиме; принятие в координации с администрацией Байдена мер по улучшению условий жизни палестинцев на территориях. Последнее условие — признание Америкой Эр-Рияда своим стратегическим союзником и восстановление поставок Саудовской Аравии современного оружия12. Такие требования вряд ли можно считать выполнимыми в условиях правления нынешней коалиции.

Между тем американская и израильская дипломатия продолжают искать пути для сближения переговорных позиций сторон. Рассматриваются возможности американских шагов в сторону улучшения отношений с Саудовской Аравией, что может содействовать возможности сближения позиций с Израилем [26]. Региональная политика правительства Нетаньяху в условиях снижения уровня американской военной активности на Ближнем Востоке нуждается в эффективных военных партнерах. Очевидно, израильское руководство считает Саудовскую Аравию наиболее необходимым элементом в создании устойчивой системы региональной безопасности, соответствующей его интересам.

* * *

Внутренние аспекты. Наступает время, когда правительство должно приступить к претворению в жизнь планов, согласованных в тексте коалиционного соглашения. Перед Нетаньяху стоит непростая задача контроля действий своих министров и в то же время сохранения стабильности правительства.

Уже сейчас наибольшее напряжение в коалиции вызывают разногласия по проблеме Западного берега реки Иордан. Министры, возглавляющие ультраправые партии, напрямую угрожают главе кабинета подорвать стабильность правительства в случае ограничения их полномочий. Когда в начале 2023 г. Нетаньяху попытался приостановить полицейскую операцию в Восточном Иерусалиме, министр безопасности Бен Гвир открыто заявил, что «присоединился к правительству только на том основании, что оно будет полностью представлять интересы правого лагеря». А министр финансов Смотрич, планирующий строительство 10 тыс. новых домов на Западном берегу, угрожал развалом правительства, если оно не одобрит его решения [12]. Неготовность к компромиссам ультраправого крыла правительства может привести к его очередному развалу и неизбежности новых, шестых выборов в стране.

Внешнеполитические аспекты. Визиты Салливана и Блинкена в Израиль дали возможность Нетаньяху сформулировать задачи нового правительства и изложить свои идеи о путях их решения представителям старшего партнера — США. Нетаньяху стремится продемонстрировать свою полезность для них и соответствовать их интересам в области безопасности, экономики и высоких технологий. В этом случае у главы правительства существует надежда, что администрация, возможно, закроет глаза на некоторые нежелательные моменты в деятельности израильского кабинета министров. Этот расчет может быть ошибочным и способен нанести вред

12 Эти условия в целом соответствуют так называемой «Саудовской мирной инициативе», выдвинутой еще в 2002 г. [28].

возможности Израиля в новых условиях вести стратегический диалог с администрацией Байдена, который необходим Нетаньяху.

В целом перспективы правительства Нетаньяху зависят от совокупности внешних и внутренних факторов. Нельзя сбрасывать со счетов рост общественного недовольства израильтян в связи с правительственными попытками ущемления демократических норм государства. Уровень про-тестного движения в Израиле в настоящее время может быть сравним только с временами «процесса Осло». Не исключена угроза нарастания противостояния Израиля с палестинцами, вплоть до начала третьей интифады. В среднеудаленной перспективе положение Израиля на международной арене зависит от политической ситуации в США в свете приближающихся президентских выборов 2024 г. На региональном уровне ближневосточная ситуация также далека от стабильности, что может серьезно затронуть те или иные аспекты безопасности Израиля.

Литература

1. Администрация Трампа готовит проект окончательного урегулирования израильско-палестинского конфликта // News.co.il. 2017. 12.11. — http://www.newsru.co.il/mideast/12nov2017/dogovor_702.html (дата обращения: 03.03. 2023).

2. Иран: известное о неизвестном // Forex News. 2010. 26.12. — http://www.profi-forex.org/news/ entry1008061258.html (дата обращения: 03.03. 2023).

3. Карасова Т. А. Новые тенденции в региональной политике Израиля (2009—2019 гг.) // Вестник МГИМО-Университета. 2019. № 12(4).

4. Карасова Т. А. Особенности израильско-американских отношений : Период правления правительств Б. Нетаньяху и администраций Б. Обамы и Д. Трампа (2009—2019). М.: ИВ РАН, 2019.

5. Турчин Н. Вооруженные силы Саудовской Аравии (2022) // Зарубежное военное обозрение. 2022. № 5.— http://factmil.com/publ/strana/saudovskaja_aravija/vooruzhjonnye_sily_saudovskoj_aravii_2022/137-1-0-1984 (дата обращения: 03.03. 2023).

6. Alketbs S. Will Biden sacrifice Israel over Iran? // The Jerusalem Post. 2021. 01.05. — https://www.jpost.com/ opinion/will-biden-sacrifice-israel-over-iran-analysis-666914 (дата обращения: 03.03. 2023).

7. Alpher J. The Three Faces of Benjamin Netanyahu (Hard Questions, Tough Answers // Americans for Peace Now. 2023. 09.01. — https://peacenow.org/entry.php?id=40561#.Y8ujS1xBypo/ (дата обращения: 03.03. 2023).

8. Anderson К. New Israeli government challenges relations with US Democratic Party // Arab News. 2023. 10.01. — https://www.arabnews.com/node/2230081 (дата обращения: 03.03. 2023).

9. Biden Administration to Condemn "Provocation" Targeting Al-Aqsa Mosque by Far-Right Israeli Leader Ben-Gvir // Common Dreams. 2023. 03.01. — https://www.commondreams.org/newswire/cair-calls-on-biden-administration-to-condemn-provocation-targeting-al-aqsa-mosque-by-far-right-israeli-leader-ben-gvir (дата обращения: 03.03. 2023).

10. Diaspora org heads worry Israel may change religious status quo — letter // The Jerusalem Post. 2023. 02.01.

11. Ekelberg M. Y. US-Israeli dilemma as window for diplomacy with Iran closes swiftly// Arab News. 2023. 21.01. — https://www.arabnews.com/node/2236526 (дата обращения: 03.03. 2023).

12. Farnaz F., Myers S. L. Defying U.S., China and Iran Trade and Military Partnership // The New York Times. 2020. 11.07. — https://www.nytimes.com/2020/07/11/world/asia/china-iran-trade-military-deal.html (дата обращения: 03.03. 2023).

13. Friedman T. L. The Israel We Knew Is Gone // The New York Times. 2022. 04.11. — https://www.nytimes. com/2022/11 /04/opinion/israel-netanyahu.html?action=click&module=RelatedLinks&pgtype=Article (дата обращения: 03.03. 2023).

14. Friedman T. L What in the World Is Happening in Israel? // The New York Times. 2022. 15.12. — https:// www.nytimes.com/2022/12/15/opinion/israel-palestinians-arabs-jews.html (дата обращения: 03.03. 2023).

15. Goldman S. Arab Attitudes to Israel Remain Constant, Despite Israeli Political Upheavals // Mosaic. 2023. 05.01. — https://mosaicmagazine.com/picks/israel-zionism/2023/01/peace-between-israel-and-saudi-arabia-is-possible-with-american-help/ (дата обращения: 03.03. 2023).

16. Green M., Ferguson H. The US is on the sidelines of a historic transformation in the Middle East // The Hill. 2022. 10.01. — https://thehill.com/opinion/international/588971-the-us-is-on-the-sideline-of-a-historic-transformation-in-the-middle (дата обращения: 03.03. 2023).

17. Haas L. New Israeli government could transform US-Israeli relationship // The Hill. 2023. 17.01. — https:// thehill.com/opinion/international/3816040-new-israeli-government-could-transform-us-israeli-relationship/ (дата обращения: 03.03. 2023).

18. The Ideal of Democracy in a Jewish State Is in Jeopardy // The New York Times. 2022. 17.12. — https://www. nytimes.com/2022/12/17/opinion/israel-netanyahu.html (дата обращения: 03.03. 2023).

19. Israel's greatest threat in 2023 is "breakdown of relations with West": report // Middle East Eye. 2023. 24.01. — https://www.middleeasteye.net/news/israel-greatest-threat-breakdown-relations-west-inss (дата обращения: 03.03. 2023).

20. Keller-Lynn K. "I've done it": Netanyahu announces his 6th government, Israel's most hardline ever // The Times os Israel. 2022. 21.12. — https://www.timesofisrael.com/netanyahu-announces-his-sixth-government-israels-most-hardline-yet/ (дата обращения: 03.03. 2023).

21. Magid J. Blinken tells Israel's new FM: US will oppose steps that undermine 2-state solution // The Times os Israel. 2023. 02.01. — https://www.timesofisrael.com/blinken-tells-new-counterpart-that-us-to-oppose-policies-undermining-2-states/ (дата обращения: 03.03. 2023).

22. The Neglected Dimension of Israeli Democracy (Hard Questions, Tough Answers) // Americans for Peace Now. 2023. 17.01. — https://peacenow.org/entry.php?id=40683#.Y-tJ9HZBypo (дата обращения: 03.03. 2023).

23. New details of coalition agreements revealed // Britain Israel Communications and Research Centre. 2022. 23.12. — https://www.bicom.org.uk/news/new-details-of-coalition-agreements-revealed/ (дата обращения: 03.03. 2023).

24. No ban on racist MKs, a curbed judiciary, more yeshiva funds: 12 key coalition plans // The Times os Israel. 2022. 23.12. — https://www.timesofisrael.com/no-ban-on-racist-mks-annexation-yeshiva-funding-11-key-netanyahu-coalition-plans/?utm_source=Breaking+News&utm_campaign=breaking-news-2022-12-23-2905943&utm_medium=email (дата обращения: 03.03. 2023).

25. Oren M. A. My Journey Across the American-Israeli Divide. N. Y. : Random House, 2015.

26. Palestinian Authority: Israeli measures to punish terrorism will lead to our collapse. — https://www.jns.org/ palestinian-authority-israeli-measures-to-punish-terrorism-will-lead-to-our-collapse/ (дата обращения: 03.03. 2023).

27. Peace between Israel and Saudi Arabia Is Possible—with American Help // Mosaic. 2023. 05.01. — https:// mosaicmagazine.com/picks/israel-zionism/2023/01/peace-between-israel-and-saudi-arabia-is-possible-with-american-help/ (дата обращения: 03.03. 2023).

28. Prospect of Israel, Saudi Arabia normalizing ties in 2023. — https://www.i24news.tv/en/news/israel/ diplomacy/1673903163-prospect-of-israel-saudi-arabia-normalizing-ties-in-2023 (дата обращения: 03.03. 2023).

29. Regev M. Netanyahu-Biden relationship is the one to watch in 2023 // The Jerusalem Post. 2022. 29.12. — https://www.jpost.com/opinion/article-726173 (дата обращения: 03.03. 2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Ross D. Doomed and Succeed. The US-Israel Relationship from Truman to Obama. N. Y. : Farrar : Straus and Giroux, 2015.

31. Setton K. Israel Must Prepare for Collapse of Palestinian Authority. — https://themedialine.org/by-region/ israel-must-prepare-for-collapse-of-palestinian-authority/ (дата обращения: 03.03. 2023).

32. Shakil F. M. What do the United States and "Israel" have planned for Iran? — https://english.almayadeen. net/articles/analysis/what-do-the-united-states-and-israel-have-planned-for-iran (дата обращения: 03.03. 2023).

33. Toosi N. Biden's strategy for a far-right Israel: Lay it all on Bibi. — https://www.politico.com/ news/2022/12/20/biden-israel-netanyahu-far-right-00074685 (дата обращения: 03.03. 2023).

34. Traud J. Is Israel's Democracy America's Problem? — http://foreignpolicy,com/2023/01/30/is-israels-democracy- Americas-problem/ (дата обращения: 03.03. 2023). ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.