Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 24 (379). История. Вып. 66. С. 144-150.
УДК 94(9)
ББК 63.3(8)
Е. С. Саукова
«ИЗОБРЕТАЯ ТРАДИЦИИ»: ПРАЗДНИК АВСТРАЛИЙСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА 1888 ГОДА
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 13-01-00035.
Рассматривается проблема формирования австралийского национализма в конце XIX в. Одним из ярчайших его проявлений стало празднование 100-летия со дня прибытия первых судов с английскими заключенными к австралийскому берегу. Этот юбилей стал важной вехой в развитии австралийского самосознания и движении за объединение Австралии.
Ключевые слова: история Австралии; Австралийская федерация; столетие Австралии; Австралийский Союз; австралийский национализм.
В обобщающей монографии 1983 г. «Изобретение традиции» Эрик Хобсбаум впервые предложил одноименный метод исторического исследования. Изобретенная традиция для него - это набор социальных практик, которые утверждают в массовом сознании определенные ценности и нормы поведения посредством апелляции к прошлому и повторения символических правил и ри-туалов1.
Подобные «изобретения», как утверждал Хоб-сбаум, практиковались в ситуациях коренного преобразования общественных структур, когда устаревшие традиции утрачивали силу. Например, во времена смены политических режимов, трансформации общества, утраты или приобретения социальными институтами новых функций. Особо автор подчеркнул значение «изобретенных традиций» для исследований нового и новейшего времени. Этот инструментарий, по его мнению, позволил бы лучше понять такое явление, как «нация». «Феномен нации не может быть адекватно исследован без пристального внимания к "изобретению традиции"», - писал Хобсбаум2.
В рамках данной проблематики широкое поле для исследований представляет история Австралии. В отечественной науке процесс формирования австралийской национальной идеологии не был изучен в достаточной степени. Среди исследователей, затрагивавших тему формирования идеологии австралийского национализма, можно упомянуть работы Н. С. Скоробогатых, А. С. Пе-триковской3. Схожей тематике, но на примере
1 The Invention of Tradition... С. 1.
2 The Invention of Tradition. С. 14.
3 См.: Петриковская А. С. Культура Австралии...; Скоробо-гатых Н. С. Вехи конституционного пути Австралии...
другой «белой» колонии Британии - Канады, посвящена работа И. М. Нохрина4. В зарубежной историографии интерес к национальной тематике особенно ярко проявился в связи с 200-летним юбилеем начала английской колонизации Австралии. Особого внимания заслуживают работы, посвященные национальной идее в Австралии под авторством С. Аломса, Л. Трейнора, Н. МакЛачана, а также коллективный труд о развитии национального самосознания в британских автономиях под редакцией Дж. Эдди и Д. Шрей-дера5. Их объединяют новейшие подходы к изучению феномена национализма как политического дискурса. Но стремительное превращение разрозненных самоуправляющихся колоний в Австралийский Союз, происходившее на основе идеи молодой австралийской нации, отличалось значительным своеобразием. В том числе и как пример мирного, эволюционного пути создания федеративного государства.
Началом колонизации англичанами Австралии традиционно считается 26 января 1788 г., когда в Порт-Джексон прибыли первые корабли с осужденными. Спустя сто лет континент неузнаваемо изменился. Уже к 1840 г. численность свободного населения там стала превышать количество каторжан6. «Золотая лихорадка» середины XIX в. ускорила экономическое развитие Австралии. Так, например, прибыль от добычи драгоценного металла и последовавшие за этим
4 См. Нохрин И. М. Общественно-политическая мысль Канады...
5 См. Alomes S. A nation at last?...; Trainor L. British Imperialism and Australian Nationalism...; McLachan N. Waiting for the revolution...; Eddy J., Shreuder D. The Rise of colonial nationalism...
6 Пучков П. И. Этническое развитие Австралии. С. 36.
внешние инвестиции позволили колониям построить железные дороги и телеграфные линии, в том числе и трансконтинентальные1. Рост финансового благосостояния автономий сказался и на их культурном развитии. К примеру, можно отметить достаточно высокий уровень грамотности населения - к 1881 г. 69 % австралийцев умели читать и писать (и еще 9 % только читали)2. Всего же в начале 1880-х гг. в Австралии проживало 2,3 млн человек, большинство из которых являлись не мигрантами, а уроженцами колоний3.
К 1888 г. существовали шесть колоний, пять из которых (Новый Южный Уэльс, Виктория, Южная Австралия, Тасмания и Квинсленд) уже имели ответственное правительство, оставшаяся
- Западная Австралия - готовилась к приобретению аналогичного статуса.
Логика развития колоний приводила некоторых общественных и политических деятелей к идее объединения Австралазии. Это отвечало представлениям о необходимости создания общей системы обороны региона, единых тарифов и пошлин, унификации законодательства, налаживании торговых и коммерческих связей. Однако препятствиями для осуществления этих планов представлялись разобщенность и «провинциальная зависть» колоний, различия в экономической политике и уровне развития, недостаток коммуникаций, нежелание уступать власть федеральному правительству и терять контроль за внутренними делами.
Но перед глазами австралийцев уже были успешные примеры федеративных объединений - США, Канада, Германия, Швейцария. Поэтому в Австралии в последней трети XIX в. проходила активная работа по разработке собственных проектов образования федерации. «Идея австралийского единства так же стара, как факт австралийского разделения», - писал в конце XIX в. один из активных участников федералистского движения4. А в 1883 г. на межколониальной конференции в Сиднее было достигнуто соглашение об образовании Федерального Совета
- совещательного органа, целью которого было решение общих для всех автономий вопросов, что стало выражением стремления к сотрудничеству самоуправляющихся колоний.
Но для политического объединения Австралии требовалось нечто большее. Даже Федеральный Совет был малоэффективен, в том числе и
1 Малаховский К. В. История Австралийского Союза... С. 86.
2 Подсчитано по: Historical and Colonial Census Data Archive.
3 Подсчитано по: Historical and Colonial Census Data Archive.
4 Garran R. The Coming Commonwealth... С. 79.
потому, что не все автономии направляли представителей для участия в его заседаниях5. Как писал один из его активистов, будущий премьер Австралии Альфред Дикин, Совет «не более, чем дискуссионный клуб, хотя и очень полезный в качестве первого шага к объединению и как место встречи представителей четырех входивших в него колоний»6.
С другой стороны, импульсы поступали и из метрополии. Важной вехой австралийской истории стал 1887 г. Тогда в Лондоне прошли пышные торжества по случаю празднования пятидесятилетнего юбилея правления королевы Виктории. Это событие стало поводом для обсуждения и переосмысления места и роли набиравших силу австралийских колоний в составе Британской империи. В рамках юбилея прошла первая колониальная конференция, где при участии метрополии и представителей всех британских автономий был принят «Акт о морской обороне Австралазии». Согласно ему в портах Австралии и Новой Зеландии должна была базироваться эскадра кораблей британского флота, совместно финансируемая имперским правительством и автономиями. Причем в мирное время выход кораблей за установленные границы австралазийской акватории должен был согласовываться с местными правительствами7. Этот документ вызвал дискуссию о новых принципах политических взаимоотношений Великобритании и переселенческих колоний, в которых отразился бы возросший потенциал последних.
Утверждение идеи австралийской нации было необходимо автономиям для расширения их полномочий в решении вопросов регионального уровня. Усиливалось взаимодействие автономий с иностранными государствами в делах территориальной экспансии, торговли и миграции, что вызывало стремление колониальных элит выступать на международной арене от имени Британской империи. По их мнению, подобная цель могла быть достигнута путем образования союза автономий и получения им статуса, позволявшего взаимодействовать с иностранными государствами как «опекуну» интересов империи в южной части Тихого океана. Сэр Сэмюэль Гриффит, премьер-министр Квинсленда, писал: «Не так много лет пройдет, прежде чем мы увидим еди-
5 Новый Южный Уэльс ни разу не принял участие в работе Федерального Совета по принципиальным соображениям. Кроме Нового Южного Уэльса, не принимала участие в его работе и Новая Зеландия, а Южная Австралия присылала своих делегатов только в 1889-1891 гг.
6 Deakin A. Federal Story. P. 23.
7 The Australasian Naval Agreement. P. 252-253.
ный австралийский доминион, контролирующий южное полушарие»1. Так, при обсуждении предстоящего празднования столетия Австралии в парламенте Нового Южного Уэльса была высказана следующая мысль: если столетний юбилей пройдет незамеченным, то автономия будет абсолютно дискредитирована в глазах европейского финансового рынка2.
Идея будущего союза колоний предполагала восприятие разрозненных ранее автономий как единого государства с общей историей и широкими перспективами развития. Потребность в национальной идеологии подтолкнула австралийские власти к созданию новой традиции - празднованию юбилея Австралии.
Идея подобного праздника была не нова - в 1876 г. столетие отпраздновали США. А в 1888 г. состоялось празднование столетия заселения Австралии европейцами как общенационального события.
Инициаторами и главными организаторами торжеств являлись правительства автономий, что отличает Австралию от, к примеру, США, где подобные события прошли благодаря множеству независимых частных организаций3. Инициатива исходила от парламентов Нового Южного Уэльса и Виктории.
В метрополии это событие нашло небольшой отклик. Офисы генеральных агентов Австралии приостановили свою работу в честь праздника4. Несколько лондонских газет опубликовали статьи, посвященные юбилею, в том числе и с по-здравлениями5, а также осветили банкет, организованный генеральным агентом Ф. Дангаром6.
В праздничных мероприятиях в самой Австралии приняли активное участие не только власти, но и общественные учреждения. Среди них стоит особо отметить Ассоциацию уроженцев Австралии, известную своей поддержкой федералистского движения. Кроме нее, присоединились к торжествам профсоюзы, религиозные, спортивные, женские и иные организации, например, общество рабочей молодежи в Сиднее, Клуб любителей конных скачек в Мельбурне.
Однако существовали сомнения относительно некоторой неблагозвучности повода для торжеств, ведь речь шла о годовщине основания
1 Imperial Federation. The Journal of the Imperial Federation League. P. 78.
2 Trainor L. British Imperialism and Australian Nationalism. P. 66-67.
3 Spillman L. P. Nation and Commemoration. P. 51.
4 South Australian Register. 1888. 26 January. P. 5.
5 South Australian Advertiser. P. 5.
6 Argus. 1888. 28 January. P. 12.
ссыльно-каторжного поселения. Напоминания о преступном прошлом не соответствовали образу процветающей и респектабельной автономии, который был сформирован в Новом Южном Уэльсе в 1880-х гг. Влиятельный сиднейский журнал «Буллетин» вовсе предложил не праздновать день высадки заключенных, а в качестве общеавстралийского торжества отмечать дату Эврик-ского восстания золотоискателей, следствием которого стала демократизация местного само-управления7. Кроме того, по мнению остальной Австралазии, этот праздник ставил Сидней в излишне привилегированное положение по отношению к другим колониям, которых еще не было 100 лет назад8. Это прослеживается и по материалам австралийской прессы. Так, еженедельная газета «Вестерн мэйл» (Перт, Западная Австралия) писала, что все празднование организовано главным образом в честь Нового Южного Уэльса, а не Австралии в целом. «Австралийцы по своей природе не сентиментальны, - продолжали свои рассуждения журналисты "Вестерн мэйл", - и хотя национальный дух в них возрастает, но они еще слишком молоды для широкого распространения тех светлых чувств патриотической любви, которая в других странах воодушевляла людей». Поэтому в Сиднее празднования проходили с большим энтузиазмом, а, к примеру, в Перте не было никаких торжеств, отличавшихся от любого другого праздничного дня9.
Каторжное прошлое «матери-колонии» давало повод для различного позиционирования автономий в этом празднике. Так, газета «Саус Оустре-лиан Реджистер» (Аделаида, Южная Австралия) обращала внимание читателей на тот факт, что, в отличие от Нового Южного Уэльса, Южная Австралия возникла как изначально свободное поселение, чем она гордилась10. «Вестерн мэйл» же, наоборот, подчеркнула схожий с «матерью-колонией» путь превращения Западной Австралии из места ссылки в свободную территорию, и это также составляло предмет ее гордости11.
Но все газеты представляли единую картину развития континента после колонизации. В их статьях история Австралии представлялась как путь преодоления всевозможных трудностей. Непривычная природа и климат, неизведанные территории, психологический дискомфорт навсегда
7 A centennial oration // Colonial voices. P. 391-397.
8 Trainor L. British Imperialism and Australian Nationalism. P. 68.
9 Western Mail. 1888. 28 January. P. 13.
10 South Australian Register. 1888. 26 January. P. 4-5.
11 Western Mail. 1888. 21 January. P. 15; Western Mail. 1888. 28 January. P. 28.
высланных из отечества людей, поначалу порочная система управления создали тяжелейшие условия для первых поселенцев. Однако за сто лет Австралия добилась невероятного прогресса по общемировым меркам, и этим ей обеспечено блестящее будущее, писали газеты1.
Стоит отметить и разницу в отражении юбилейных торжеств в прессе более богатых автономий в сравнении с их соседями. Центром событий стал Новый Южный Уэльс и, в меньшей степени, Виктория, две наиболее развитые колонии. В остальных автономиях мероприятия, посвященные столетию Австралии, носили менее масштабный характер. Зачастую в прессе фигурировали сводки новостей из Сиднея и Мельбурна в форме телеграфных сообщений от собственных корреспондентов при минимальном упоминании местных событий, как, например, в изданиях «Мер-кьюри» (Хобарт, Тасмания) и «Саус Оустрелиан Реджистер» (Аделаида, Южная Австралия). Анонимный читатель последней газеты даже прислал редактору письмо, где возмущался малыми масштабами празднований в Южной Австралии, при которых даже не была приостановлена работа коммерческих учреждений, в отличие от остальных автономий. Автор призывал власти Южной Австралии не оставаться в стороне от общенационального праздника и уверял читателей в горячей поддержке бизнесменами закрытия их магазинов в честь Дня Австралии2. Это демонстрирует гораздо меньшую значимость формируемой традиции вдали от основных культурных и политико-экономических центров.
Основными видами празднования, как сообщали газеты, были официальные банкеты, встречи общественных организаций, театральные постановки, иллюминации и фейерверки. В Мельбурне была открыта международная выставка, а в центре событий - Сиднее - прошло торжественное открытие городского парка и монумента королевы, а также пышный государственный банкет. Для удаленных от Сиднея и Мельбурна территорий более характерными были частные вечеринки, балы-маскарады, пикники, прогулки. Однако в масштабах всего континента самыми частыми видами праздничного отдыха становились спортивные мероприятия - регаты, скачки, бега, соревнования по крикету и бейсболу.
Празднование осложнялось маневрированием между колониальной, австралийской и им-
1 South Australian Register. 1888. 26 January. P. 4-5; Western Mail. 1888. 28 January. P. 28; Brisbane Courier. 1888. 27 January. P. 6; Argus. 1888. 26 January. P. 5; Sydney Morning Gerald... P. 7.
2 South Australian Register. 1888. 25 January. P. 7.
перской идентичностью, что, с одной стороны, «вызывало сомнения в искренности политиков и самой природе торжеств»3, а с другой, демонстрировало различия в восприятии Австралии ее жителями - вчерашними мигрантами и «старожилами», консерваторами и радикалами, жителями столиц и буша. К примеру, как писала «Вестерн мэйл», «провинциальная зависть, местные устремления и локальные амбиции» все еще разделяют континент4. «Мы в первую очередь викторианцы, тасманийцы, квинслендцы, и только затем - австралийцы», - констатировала та же газета неделей позже5. А Генри Паркс, премьер Нового Южного Уэльса, в своей речи на официальном банкете в честь юбилея призывал собравшихся к выражению всесторонней лояльности Британии, империи и англо-саксонской расе, а отнюдь не к единству австралийцев, которое представлялось ему лишь в неопределенном будущем6. Кроме того, Паркс предложил переименовать Новый Южный Уэльс в Австралию. Идея была воспринята остальными автономиями как весьма эксцентричная7. В то же время газета «Аргус» (Мельбурн, Виктория) говорила об объединении Австралии как первом шаге к созданию имперской федерации, чем примиряла националистов и империалистов8.
В рамках рассуждений о прошлом и будущем «Аргус» приводила любопытные сведения о том, какие отличия от британцев сформировались у австралийцев в ходе столетней истории. Так, с точки зрения газеты, по своему физическому типу австралийцы выше и стройнее жителей Британских островов, обладают менее широкой грудью и удлиненными конечностями. По складу характера они предприимчивые, дружелюбные и открытые. Особо они любят физические упражнения и не выносят рутину. Австралийки также выше и стройнее англичанок, с более высокими голосами, как и мужчины любят физические нагрузки, и потому они хорошие наездницы и могут танцевать без устали. По характеру австралийки свободнее и смелее жительниц Британских островов. Все эти особенности объяснялись климатом и сложными условиями жизни на пятом конти-ненте9. Подобные стереотипы создавали все ту же изобретенную традицию - для того, чтобы
3 Trainor L. British Imperialism and Australian Nationalism... P. 72.
4 Western Mail. 1888. 21 January. P. 16.
5 Western Mail. 1888. 28 January. P. 13.
6 Brisbane Courier. 1888. 27 January. P. 6.
7 Brisbane Courier. 1888. 26 January. P. 4.
8 Argus. 1888. 26 January. P. 4.
9 Argus. 1888. 26 January. P. 5.
праздновать день всей Австралии, необходимо было объяснить ее единство общностью населения, якобы отличающегося от всего остального мира, в том числе и от своих «родителей» - жителей Британских островов.
Таким образом, празднование столетия начала колонизации Австралии англичанами заложило одну из первых национальных традиций, которая существует по сей день в форме государственного праздника - Дня Австралии. Потребность
в объединении автономий под эгидой молодой австралийской нации подтолкнула жителей пятого континента к созданию общей истории, форм празднования важных дат, даже к выделению собственных физических особенностей. Поначалу принятая не всеми, эта «традиция» искала основание австралийской нации в прошлом, а в результате оказала влияние на процесс формирования общественных настроений по вопросам будущего Австралии.
Список литературы
1. Малаховский, К. В. История Австралийского Союза / К. В. Малаховский. - М., 1971.
2. Нохрин, И. М. Общественно-политическая мысль Канады и становление национального самосознания (последняя треть XIX - начало XX в.) / И. М. Нохрин. - Huntsville, 2012.
3. Петриковская, А. С. Культура Австралии: XIX-XX века / А. С. Петриковская. - М., 2007.
4. Пучков, П. И. Этническое развитие Австралии / П. И. Пучков. - М., 1987.
5. Скоробогатых, Н. С. Вехи конституционного пути Австралии (1788-2000 гг.) / Н. С. Скоробо-гатых. - М., 2006.
6. A centennial oration // Colonial voices: Letters, Diaries, Journalism and other accounts of nineteenth-century Australia / еd. by Е. Webby. - St. Lucia, 1989. - P. 391-397.
7. Alomes S. A nation at last? The changing character of Australian nationalism. 1880-1988. - London, 1988.
8. Argus. - 1888. - January 26.
9. Argus. - 1888. - January 28.
10.Brisbane Courier. - 1888. - January 26.
11.Brisbane Courier. - 1888. - January 27.
12.Deakin, A. Federal Story: The Inner History of Federal Cause (1880-1900) / А. Deakin. - Sydney, 2000.
13.Eddy, J. The Rise of colonial nationalism: Australia, New Zealand, Canada and South Africa first assert their nationalities, 1880-1914 / J. Eddy, D. Shreuder. - Sydney, 1988.
14.Garran, R. The Coming Commonwealth. An Australian Handbook of Federal Government / R. Garran. - London, 1897.
15.Historical and Colonial Census Data Archive - HCCDA. - URL: http://hccda.ada.edu.au/.
16.Imperial Federation. The Journal of the Imperial Federation League. - Vol. V. January to december,
1890.
17.McLachan, N. Waiting for the revolution: A history of Australian nationalism / N. McLachan. - Ha-ryborough, 1989.
18.South Australian Advertiser. - 1888. - January 27.
19.South Australian Register. - 1888. - January 25.
20.South Australian Register. - 1888. - January 26.
21.Spillman, L. P. Nation and Commemoration. Creating National Identities in the United States and Australia / L. P. Spillman. - New York, 1997.
22.Sydney Morning Gerald. - 1888. - January 26.
23.The Australasian Naval Agreement // Speeches and documents on New Zealand history. - Oxford, 1971. - P. 252-253.
24.The Invention of Tradition / ed. by E. Hobsbawm, T. Ranger. - Cambridge Univ. Press, 2000.
25.Trainor, L. British Imperialism and Australian Nationalism: Manipulation, Conflict and Compromise in the Late Nineteenth Century / L. Trainor. - Cambridge, 1994.
26.Western Mail. - 1888. - January 21.
27.Western Mail. - 1888. - January 28.
Сведения об авторе
Саукова Елизавета Станиславовна - аспирант кафедры политических наук и международных отношений историко-филологического факультета Челябинского государственного университета. esaukova@yandex.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 24 (379). History. Issue 66. P. 144-150.
"INVENTING TRADITIONS": CELEBRATION OF AUSTRALIAN NATIONALISM IN 1888
E. S. Saukova
Chelyabinsk State University. esaukova@yandex.ru
The article is devoted to the problem of the formation of Australian nationalism in the late XIX century. One of the brightest of its manifestations was the celebration of the 100th anniversary of the landing of the first ships with the British prisoners on the Australian coast. This anniversary was an important milestone in the development of the Australian identity and the movement for the union of Australia.
Keywords: history of Australia; Australian federation; Australian centenary; Australian Commonwealth; Australian nationalism.
References
1. Malakhovsky K.V. Istoria Avstraliyskogo Soyuza [History of Australian Commonwealth]. Moscow, 1971. (In Russ.).
2. Nokhrin I.M. Obshchestvenno-politicheskaya mysl' Kanady i stanovlenie nacional'nogo samosoz-naniya (poslednyaya tret' XIX- nachalo XXvv.) [Political ideas in Canada and formation of national self-consciousness (Last third XIX - early XX centuries]. Huntsville, 2012. (In Russ.).
3. Petrikovskaya A.S. Kul'turaAvstralii:XIX-XXveka [Culture of Australia: XIX-XX centuries]. Moscow, 2007. (In Russ.).
4. Puchkov P.I. Etnicheskoe razvitie Avstralii [Ethnical development of Australia]. Moscow, 1987. (In Russ).
5. Skorobogatyh N.S. Vekhi konstitucionnogo puti Avstralii (1788-2000 gg.) [Stages of constitutional path of Australia (1788-2000 years)]. Moscow, 2006. (In Russ.).
6. A centennial oration. Colonial voices: Letters, Diaries, Journalism and other accounts of nineteenth-century Australia, ed. by E. Webby. St. Lucia, 1989. Pp. 391-397.
7. Alomes S. A nation at last? The changing character of Australian nationalism. 1880-1988. London, 1988.
8. Argus, 1888, January 26.
9. Argus, 1888, January 28.
10.Brisbane Courier, 1888, January 26.
11.Brisbane Courier, 1888, January 27.
12.Deakin A. Federal Story: The Inner History of Federal Cause (1880-1900). Sydney, 2000.
13.Eddy J., Shreuder D. The Rise of colonial nationalism: Australia, New Zealand, Canada and South Africa first assert their nationalities, 1880-1914. Sydney, 1988.
14.Garran R. The Coming Commonwealth. An Australian Handbook of Federal Government. London, 1897.
15.Historical and Colonial Census Data Archive - HCCDA. Available at: http://hccda.ada.edu.au/. 16.Imperial Federation. The Journal of the Imperial Federation League, Vol. V, January to december,
1890.
17.McLachan N. Waiting for the revolution: A history of Australian nationalism. Haryborough, 1989. 18.South Australian Advertiser, 1888, January 27. 19.South Australian Register, 1888, January 25.
20.South Australian Register, 1888, January 26.
21.Spillman L. P. Nation and Commemoration. Creating National Identities in the United States and Australia. New York, 1997.
22.Sydney Morning Gerald, 1888, January 26.
23.The Australasian Naval Agreement. Speeches and documents on New Zealand history. Oxford, 1971, pp.252-253.
24.The Invention of Tradition, ed. by E. Hobsbawm, T. Ranger. Cambridge University Press, 2000.
25.Trainor L. British Imperialism and Australian Nationalism: Manipulation, Conflict and Compromise in the Late Nineteenth Century. Cambridge, 1994.
26.Western Mail, 1888, January 21.
27.Western Mail, 1888, January 28.