Научная статья на тему 'Изобретательская деятельность уфимской научной школы по химии ацеталей е ее влияние на развитие творчества студентов высшей школы'

Изобретательская деятельность уфимской научной школы по химии ацеталей е ее влияние на развитие творчества студентов высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРЕТЕНИЕ В ОБЛАСТИ ХИМИИ / ОБЪЕКТ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕВРАЩЕНИЕ ОБЪЕКТА ОБУЧЕНИЯ В СУБЪЕКТ ТВОРЧЕСТВА / СУБЪЕКТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / УФИМСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА ПО ХИМИИ АЦЕТАЛЕЙ / OBJECT ACTIVITY / SUBJECT OF CREATIVE ACTIVITY / UFA SCIENTIFIC SCHOOL IN CHEMISTRYOF ACETALS / INVENTION IN CHEMISTRY / TRANSFORMATION OF OBJECT OF TRAINING INTO THE SUBJECT OF CREATIVITY / CREATIVE PREPARATION OF STUDENTS OF THE HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф.

Выделена фундаментальность изобретательской деятельности в творческой подготовке будущих исследователей и преобразователей природной и технической действительности. Представлены выдающиеся качественные и количественные результаты изобретательской деятельности представителей Уфимской общепризнанной научной школы по химии ацеталей, ортоэфиров и их гетероаналогов. Оценена дидактическая роль преподавателей-ученых, являющихся заслуженными изобретателями в области химии и имеющих высококачественные учебно-методические пособия, в превращении студентов высшей школы из объектов обучения в субъектов творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов М. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The invention activity of Ufa scientific school in chemistry of acetals and its influence on development of students creativity

Fundamentality activity in creative preparation of the future researchers and converters of the natural and technical validity is allocated. Outstanding qualitative and quantitative results in activity of representatives of Ufa Scientific School in chemistry of acetals, orthoethers and their heteroanalogs are presented. The didactic role of the teachers-scientists, being by the outstanding inventors in of chemistry and having high-quality methodical grants in transformation of students of the higher school from objects of training in subjects of creative activity is appreciated.

Текст научной работы на тему «Изобретательская деятельность уфимской научной школы по химии ацеталей е ее влияние на развитие творчества студентов высшей школы»

М. Ф. Каримов

Изобретательская деятельность уфимской научной школы по химии ацеталей е ее влияние на развитие творчества студентов высшей школы

Бирская государственная социально-педагогическая академия 452453, Башкортостан, г. Бирск, ул. Интернациональная 10; телефакс (34784)4-04-55

M. F. Karimov

The invention activity of Ufa scientific school in chemistry of acetals and its influence on development of student’s creativity

Birsk State Socially-Pedagogical Academy 10, ul. Internationalnaya, 452453, Birsk, Russia; Telefax (34784) 40455

Выделена фундаментальность изобретательской деятельности в творческой подготовке будущих исследователей и преобразователей природной и технической действительности. Представлены выдающиеся качественные и количественные результаты изобретательской деятельности представителей Уфимской общепризнанной научной школы по химии ацеталей, ортоэфиров и их гетероаналогов. Оценена дидактическая роль преподавателей-ученых, являющихся заслуженными изобретателями в области химии и имеющих высококачественные учебно-методические пособия, в превращении студентов высшей школы из объектов обучения в субъектов творческой деятельности.

Ключевые слова: изобретение в области химии; объект изобретательской деятельности; превращение объекта обучения в субъект творчества; субъект творческой деятельности; творческая подготовка студентов высшей школы; уфимская научная школа по химии ацеталей.

Цель обучения молодежи в высшей школе, предусматривающая высококачественное овладение студентами основами и современными достижениями естественно-математических, технических и социально-гуманитарных наук, как показывает дидактический опыт, достигается более или менее удовлетворительно.

Гораздо сложнее обстоит дело с достижением цели творческой подготовки обучающихся в высших учебных заведениях, предполагающей формирование в высшей школе развитой личности, постоянно готовой к расширению границ познания и углублению позитивного преобразования действительности.

Дата поступления 31,10,08

Fundamentally activity in creative preparation of the future researchers and converters of the natural and technical validity is allocated. Outstanding qualitative and quantitative results in activity of representatives of Ufa Scientific School in chemistry of acetals, orthoethers and their heteroanalogs are presented. The didactic role of the teachers-scientists, being by the outstanding inventors in of chemistry and having high-quality methodical grants in transformation of students of the higher school from objects of training in subjects of creative activity is appreciated.

Key words: object activity; subject of creative activity; Ufa Scientific School in chemistryof acetals; invention in chemistry; transformation of object of training into the subject of creativity; creative preparation of students of the higher school.

Для достижения цели обучения студентов используют преимущественно логические методы освоения естественно-математических, технических и социально-гуманитарных дисциплин и для выработке у обучающихся в высшей школе умения применять изученную теорию на многогранной практике и достижения цели их творческой подготовки наиболее ориентированными являются эвристические способы постижения сущности объектов, процессов и явлений реальности .

Эвристические методы обучения в высшей школе — это способы дидактического взаимодействия преподавателя-ученого с будущим исследователем, превращающие студента

из объекта обучения в субъекта самостоятельной творческой научной деятельности, имеющей общественно или государственно значимые результаты.

Метод мозгового штурма, прямая, личностная, символическая, фантастическая, биологическая, математическая и историческая аналогии, составляющие основу эвристического метода синектики, перебор сочетаний клеток таблицы морфологического анализа независимых переменных, методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, способы инверсии физических величин, направления действия объектов, материалов и веществ, энергии, информации и процессов, алгоритм решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера 2 способствуют развитию творческого воображения студентов высших учебных заведений.

Наш дидактический опыт показывает, что оптимальное сочетание логических и эвристических методов обучения молодежи в высшей школе приводит к успешному составлению заявки и получению свидетельства на изобретение в области физики 3.

Систематический и регулярный обзор научно-технической литературы в области естественно-математических и технических дисциплин свидетельствует о том, что выдающихся результатов изобретательской деятельности достигли представители Уфимской общепризнанной научной школы по химии ацеталей, ортоэфиров и их гетероаналогов, созданной действительным членом Академии наук Республики Башкортостан, доктором химических наук, профессором Д. Л. Рахманкуловым (15.08.1939-09.08.2008) 4

Объектами изобретательской деятельности преподавателей-ученых из Уфимской научной школы по химии ацеталей, ориентированных на превращение студентов высших учебных заведений из объектов обучения в субъекты творческой деятельности, служат синтезируемые органические вещества и технологические процессы нефтехимической промышленности, подлежащие совершенствованию.

В табл. 1 приведены качественные и количественные данные всесоюзного или всероссийского масштаба, характеризующие изобре-

Таблица 1

Краткая характеристика ряда изобретений уфимских ученых в области химии

Автор изобретения Название одного из изобретений Краткое содержание изобретения Общее число изобретений

Рахманкулов Д. Л. доктор хим. наук с 1974 г. Ингибитор «Реактор-2» коррозионно-механического разрушения... 5 Высокоэффективный и дешевый ингибитор изготовлен из отходов производства 4,4-диметил-1,3-диоксона. Более 500

Злотский С. С. доктор хим. наук с 1977 г. Межфазный катализатор реакции дегидрохлорирования. 6 Применен бисэтилциклогексиламмоний бромида в качестве межфазного катализатора химической реакции. Более 200

Имашев У. Б. доктор хим. наук с 1980 г. Способ получения противозадирной присадки 7 Использован спиртовый раствор щелочи, взаимодействующий с сероокисью углерода, в качестве присадки. Более 100

Кантор Е. А. доктор хим. наук с 1981 г. Способ получения 2-(фурил-2)-1,3-диоксанов 8 Получены 2-(фурил-2)-1,3-диоксаны взаимодействием многоатомного спирта с фурфуролом и серной кислотой. Более 100

Зорин В. В. доктор хим. наук с 1984 г. Способ получения 2,2-диэтоксиацетальдегида 9 Произведен 2,2-диэтоксиацетальдегид путем трехстадийного синтеза с использованием процесса ацетализации. Более 100

Курамшин Э. М. доктор хим. наук с 1986 г. 1-формилокси-3-окси-3-фенилпропан, проявляющий ингибирующ... 10 Создан ингибитор 1-формилокси-3-окси-3-фенилпропан со свойствами против кислотной коррозии стали. Более 40

Пастушенко Е. В. доктор хим. наук с 1986 г. Способ получения трии-зопропоксиметана1 Получен триизопропоксиметан взаимодействием дихлорметилизопропилового эфира с изопропилатом натрия. Более 20

Мусавиров Р. М. доктор хим. наук с 1987 г. Способ получения ненасыщенных сульфидов 12 Упрощен процесс получения ненасыщенных сульфидов обработкой низшим спиртом насыщенных сульфидов Более 40

Сафиев О. Г. доктор хим. наук с 1994 г. Способ получения 2,2-диметил-1,3-диоксолана 13 2,2-диметил-1,3-диоксолан получен взаимодействием этиленгликоля с ацетоном и треххлористым фосфором. Более 40

Рольник Л. З. доктор хим. наук с 1996 г. Способ получения дитрет.-бутоксиметана 14 Синтезирован дитрет.-бутоксиметан взаимодействием трет.-бутилат натрия с иодистым метиленом. Более 40

тения в области химии и нефтехимии представителей уфимской научной школы по химии ацеталей по состоянию на конец 2008 года.

Уникальной особенностью изобретательской деятельности представителей Уфимской научной школы по химии ацеталей, работающих профессорами естественно-математических кафедр различных высших учебных заведений Башкирии, является большое количество авторских свидетельств и патентов, направленных на решение актуальных задач нефтехимических технологий. В связи с этим для студентов высшей школы Башкирии, где развита нефтехимическая промышленность, включение в творческую деятельность под руководством преподавателей-ученых, представляющих Уфимскую научную школу по химии ацеталей, является осознанным эмоционально и востребованным познавательно занятием.

Современные научно-технические знания и умения в области химии и нефтехимических технологий, необходимые для оперативной постановки и успешного решения изобретатель-

ских задач, регулярно отражаются, как видно из табл. 2, в учебно-методических пособиях для студентов высших учебных заведений, написанных заслуженными изобретателями из уфимской научной школы по химии ацеталей.

Учебники и учебно-методические пособия по химии, нефтехимическим технологиям и нефтегазовому делу, разработанные и изданные представителями Уфимской научной школы по химии ацеталей, пользуются широким спросом со стороны преподавателей и студентов естественно-математических и технических факультетов высших учебных заведений России потому, что в них, ясно, четко и доступно для заинтересованных в творческом развитии химических и технологических дисциплин, описаны состояние и перспективные направления совершенствования химической и нефтегазовой промышленности.

Дидактический опыт показывает, что при постановке и решении многих актуальных теоретических и экспериментальных задач курсовых и дипломных исследований студентов ес-

Таблица 2

Ряд учебно-методических пособий представителей уфимской научной школы по химии ацеталей

Авторы пособия Название пособия Краткое содержание

Рахманкулов Д. Л. и др. Технический анализ продуктов органического синтеза 16 Представлен современный лабораторный практикум по техническому анализу сырья и продуктов химического производства.

Злотский С. С. и др. Некоторые каталитические реакции гетероатомных соединений 17 Описаны экспериментальные данные и теоретические положения по каталитическим реакциям гетероатомных соединений.

Имашев У. Б. Основы органической химии 18 Систематически изложены экспериментальные основания и теоретические положения современной органической химии.

Кантор Е. А. и др. ЯМР-спектры кислородсодержащих гетероциклов 19 Изложены теория и практика исследования структуры органических соединений с помощью метода ЯМР-спектроскопии.

Зорин В. В. и др. Введение в химию свободных радикалов 20 Приведены основные понятия, методы генерирования, регистрации, идентификации и реакции химии свободных радикалов.

Курамшин Э. М. и др. Практикум по физической химии 21 Охарактеризованы экспериментальная база и теоретические основы современного лабораторного практикума по физической химии.

Пастушенко Е. В. и др. Новые направления в химии циклических ацеталей 22 Выделены актуальные задачи современной химии циклических ацеталей с указанием возможных путей их решения.

Мусавиров Р. С. и др. Силиленоловые эфиры -перспективные химические реактивы 23 Детально описаны состояние и перспективы развития химии силиленоловых эфиров, используемых как органические реактивы.

Сафиев О. Г. и др. Многоступенчатый способ создания вакуума в промышленных аппаратах 24 Подробно описан с графической моделью многостадийный вакуумный метод разделения жидкости и газа в промышленности.

Рольник Л. З. и др. История становления и развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности Башкирии Осуществлен ретроспективный анализ состояния и развития нефтехимического производства в Башкирии с 30-х годов XX века до начала XXI века.

тественно-математических, технических и технологических факультетов высших учебных заведений современной России субъекты творческой деятельности используют описания изобретений и учебно-методические пособия преподавателей-ученых из Уфимской научной школы по химии ацеталей, полученные для изучения традиционным и телекоммуникационным способами 15.

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала относительно изобретательской деятельности Уфимской научной школы по химии ацеталей и ее влияния на развитие творчества студентов высших учебных заведений позволяют сформулировать нижеследующие выводы:

1. Творческая подготовка будущих исследователей природной и технической действительности, являющаяся системообразующей частью профессионального обучения и коллективного воспитания студентов в высшей школе, проектируется и реализуется наиболее успешно учеными-преподавателями, регулярно ставящими и решающими задачи изобретательской деятельности в области естественно-математических, технических и технологических дисциплин.

2. Уфимская научная школа по химии ацеталей, представители которой имеют сотни изобретений всесоюзного или всероссийского значения в области нефтехимии, направленные на совершенствование технологических процессов, служит классическим образцом в области успешного проектирования и реализации творческой подготовки студентов высших учебных заведений, ориентированного 9. на создание, функционирование и развитие интегрированной системы «Наука-высшее образование-производство».

3. Учебники и учебно-методические пособия по естественно-математическим, техническим и технологическим дисциплинам, разработанные учеными- заслуженными изобретателями на основе современных, в том числе и собственных, достижений науки и техники, имеют наивысшее дидактическое значение в эволюционном совершенствовании системы профессиональной подготовки с творческой составляющей будущих исследователей и преобразователей природной и технической действительности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каримов М. Ф. Компьютерное моделирование эвристическими и логическими методами в подготовке будущих учителей-исследователей // Сборник научных трудов «Математика. Компьютер. Образование» / Под ред. Г. Ю. Ризни-ченко и Н. Х. Розова.- М.: Российский фонд фундаментальных исследований; «Прогресс-Традиция», 2001.- Вып.8.- Часть I.- С. 140— 142.

2. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука.- М.: Советское радио, 1979.- 175 с.

3. Каримов М. Ф., Кандаурова Г. С. Устройство для измерения температуры // Официальный бюллетень Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий.- 1982.- № 4.- С. 167.

4. Каримов М. Ф. // История науки и техники.-2007.- № 9. Спец. вып. №2.- С. 75-81.

5. Рахманкулов Д. Л., Бугай Д. Е., Лаптев А. Б. и др. Ингибитор «Реактор-2» коррозионно-механического разрушения низколегированных сталей // Федеральный институт промышленной собственности. Патент № 94010478.1997.- 27 мая.

6. Рольник Л. З., Злотский С. С., Рахманкулов Д. Л. и др. Межфазный катализатор реакции дегидрохлорирования 1,1,2,2,3-пентахлорпропана // Федеральный институт промышленной собственности. Патент № 99100803.- 2000.- 20 ноября.

7. Имашев У. Б., Абдрашитов Я. М., Хайрутди-нов И. Р. и др. Способ получения противозадирной присадки // Федеральный институт промышленной собственности. Патент №2145338.- 2000.- 10 февраля.

8. Кантор Е. А., Хлебникова Т. Д., Мельницкая Г. А. Способ получения 2-(фурил-2)-1,3-диоксанов // Федеральный институт промышленной собственности. Патент № 2086550.- 1997.- 10 августа.

Зелечонок Ю. Б., Зорин В. В., Злотский С. С. и др. Способ получения 2,2-диэтоксиацетальде-гида // Федеральный институт промышленной собственности. Патент №1363743.- 2000.20 февраля.

10. Курамшин Э. М., Щекотурова В. Я., Гумерова В. К. и др. 1-формилокси-3-окси-3-фенилпро-пан, проявляющий ингибирующие свойства против кислотной коррозии стали // Федеральный институт промышленной собственности. Патент № 1063017. - 2000. - 27 февраля.

11. Рольник Л. З., Пастушенко Е. В., Злотский С. С. и др. Способ получения триизопропоксиметана // Федеральный институт промышленной собственности. Патент № 1018354.- 2000.- 20 февраля.

12. Мусавиров Р. С., Газизова Л. Б., Недогрей Е. П. и др. Способ получения ненасыщенных сульфидов // Федеральный институт промышленной собственности. Патент №892875.- 2000.- 27 февраля.

13. Сафиев О. Г., Бикбулатов Р. Р., Зорина Л. Н. и др. Способ получения 2,2-диметил-1,3-диок-солана // Федеральный институт промышленной собственности. Патент №94011974.1995.- 20 декабря.

14. Рольник Л. З., Калашников С. М., Пастушен-ко Е. В. и др. Способ получения дитрет.-буток-симетана // Федеральный институт промышленной собственности. Патент №890688.2000.- 20 февраля.

15. Каримов М. Ф. // Баш. хим. ж.- 2005.-Т.12.- № 4.- С. 30-35.

16. Рахманкулов Д. Л., Султанов И. З., Артемьев А. Ф. Технический анализ продуктов органического синтеза: Учебное пособие для студентов химико-технологических специальностей техникумов и вузов.- М.: Высшая школа, 1976.216 с.

17. Злотский С. С., Чанышева А. Т. Некоторые каталитические реакции гетероатомных соединений: Учебно-методическое пособие.- Уфа: Изд-во УГНТУ, 2003.- 32 с.

18. Имашев У. Б. Основы органической химии: Учебник.- М.: Химия, 2007.- 667 с.

19. Кантор Е. А., Сыркин А. М., Лапука Л. Ф. и др. ЯМР-спектры кислородсодержащих гетероциклов: Уч. пос.- Уфа: Изд-во УНИ, 1980.79 с.

20. Зорин В. В., Зорина Л. Н. Введение в химию свободных радикалов: Уч. пос.- Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998.- 60 с.

21. Курамшин Э. М., Зворыгина О. Б., Журкин О. П. Практикум по физической химии: Уч. пос.-Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998.- 187 с.

22. Рахманкулов Д. Л. (гл. ред.), Абдрахманов И. Б., Злотский С. С., Мовсумзаде Э. М., Пастушен-ко Е. В. и др. Новые направления в химии циклических ацеталей: Сб. обзорных статей.- Уфа: Реактив, 2002.- 177 с

23. Недогрей Е. П., Мусавиров Р. С., Рахманку-лов Д. Л. Силиленоловые эфиры - перспективные химические реактивы: Обзорная информация. — М.: НИИТЭхим, 1989.- 75 с.

24. Сафин Р. Р., Рогачев С. Г., Сафиев О. Г., Сю-няев Р. З. Многоступенчатый способ создания вакуума в промышленных аппаратах // Федеральный институт промышленной собственности. Патент № 2179877.- 2002.- 27 февраля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.