Научная статья на тему 'ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И ПРОЦЕССОВ'

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изобретательская деятельность / историческая справка / inventive activity / historical reference

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Коноплев Василий Иванович, Анцев Виталий Юрьевич, Редькин Алексей Владимирович, Груничев Александр Владимирович

Представлена историческая справка об изобретательской деятельности кафедры «Транспортно-технологические машины и процессы» политехнического института Тульского государственного университета. Приведены основные итоги изобретательской деятельности по основным направлениям научной деятельности кафедры и ее сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Коноплев Василий Иванович, Анцев Виталий Юрьевич, Редькин Алексей Владимирович, Груничев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVENTIVE ACTIVITY OF THE DEPARTMENT OF «TRANSPORT AND TECHNOLOGICAL MACHINES AND PROCESSES»

The historical background on the inventive activity of the Department of "Transport and Technological Machines and Processes" of the Polytechnic Institute of Tula State University is presented. The main results of inventive activity in the main directions of scientific activity of the department and its employees are given.

Текст научной работы на тему «ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И ПРОЦЕССОВ»

rail grilles in the way is that the laying crane periodically moves to the main structure of the laying train for a new package of rail grilles and, therefore, performs additional operations not related to the direct laying of the rail grating. Because of this, the performance of the stacking train is reduced. Therefore, we propose to modernize the process of laying the track by introducing a self-propelled portal into the composition of the laying train for moving packages of rail grilles. The introduction of a self-propelled gantry into the laying train will increase productivity from 685 m/h to 857 m/h and reduce the required number of track fitters by eight people.

Key words: railway transport, efficiency, rail grating, self-propelled portal, laying train, laying crane.

Shubin Alexander Anatolyevich, candidate of technical sciences, docent, manager of department, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga, Bauman Moscow State Technical University Kaluga Branch,

Gabbasov Rinat Rifkatovich, student, gabbasov@student. bmstu. ru, Russia, Kaluga, Bauman Moscow State Technical University Kaluga Branch,

Vitchuk Natalia Andreevna, candidate of technical science, docent, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky,

Shaforost Alexandr Nikolaevich, candidate of technical science, docent, akar06@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 621.86:629.331

DOI: 10.24412/2071-6168-2024-3-608-609

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И ПРОЦЕССОВ

В.И. Коноплев, В.Ю. Анцев, А.В. Редькин, А.В. Груничев

Представлена историческая справка об изобретательской деятельности кафедры «Транспортно-технологические машины и процессы» политехнического института Тульского государственного университета. Приведены основные итоги изобретательской деятельности по основным направлениям научной деятельности кафедры и ее сотрудников.

Ключевые слова: изобретательская деятельность, историческая справка.

2022 год для политехнического института Тульского государственного университета был годом больших структурных преобразований. В их результате на основе объединения кафедр «Подъемно-транспортные машины и оборудование» (ПТМиО) и «Автомобили и автомобильное хозяйство» (АиАХ) образовалась новая кафедра «Транс-портно-технологические машины и процессы» (ТТМиП). Объединение кафедр совпало с их знаменательными датами: 75-летием кафедры «Подъемно-транспортные машины и оборудование» (1949 - 2023 гг.) и 40-летием первого приема студентов на специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство» (1983 - 2023 гг.) по дневной и заочной формам обучения [1-3].

Кафедра «Подъемно-транспортные машины и оборудование» создана в 1949 г. с целью обеспечения промышленности Тульской области специалистами в области подъемно-транспортного машиностроения.

В разные годы кафедру «Подъемно-транспортные машины и оборудование» возглавляли заведующие: 1949 - 1974 гг. - д-р техн. наук, проф. А.Н. Тер-Мкртичьян; 1974 - 1978 гг. - канд. техн. наук, доц. А.А. Кисурин; 1978 - 1988 гг. - д-р техн. наук, проф. Н.И. Харитонов; 1988 - 1993 гг. - канд. техн. наук, доц. В.Г. Сальников; 1993 г. - канд. техн. наук, доц. Г.Г. Дубенский; 1993 - 1998 гг. - д-р техн. наук, проф. В.С. Кутепов; 1998 - 2005 гг. - д-р техн. наук, проф. П.А. Сорокин; 2006 -2008 гг. - канд. техн. наук, доц. В.В. Беляев; 2009 -2022 гг. - д-р техн. наук, проф. В.Ю. Анцев.

Кафедра «Подъемно-транспортные машины и оборудование» с момента ее образования активно занималась изобретательской деятельностью, неоднократно занимала высокие места в рейтинге университета по данному направлению. В разные годы ряд сотрудников кафедры выдвигались на стенд «Лучшие изобретатели университета» - Сорокин П.А., Кутепов В.С., Коноплев В.И., Сальников В.Г.

Арсен Никитович Тер-Мрктичьян, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой (1949 - 1974 гг.)

Научное направление кафедры с начала ее организации (1949 г.) связано с вопросами прочности и устойчивости грузоподъемных кранов мостового и козлового типов. Коллективом преподавателей (д-р техн. наук, проф. Щукин В.Ф., канд. техн. наук, доцент Автономов Ю.В., канд. техн. наук, доцент Барышников П.А., канд. техн. наук, доцент Клейнерман А.Л., канд. техн. наук, профессор Голутвин В.А., старший преподаватель Коркин К.К.), возглавляемым А.Н. Тер-Мкртичьяном получено 65 авторских свидетельств и патентов.

Исследования творческого коллектива включали проблемы, связанные с вопросами:

а) прочности и устойчивости грузоподъемных кранов мостового типа и их узлов;

б) долговечности предварительно напряженных металлических конструкций;

в) надежности работы тормозных систем;

г) надежности разработанного уникального оборудования для непрерывной разливки сталей в виде самоцентрирующихся гильзовых кристаллизаторов;

д) повышения эксплуатационных свойств сталей методами упрочняющей обработки деталей машин, работающих в условиях ударного и термосилового нагружения;

е) новых технологий и оборудования по получению различных деталей из капролона литьем под давлением;

ж) новых способов ротационного литья, электрошлакового переплава с пульсирующим магнитным полем, с электрозвуковым воздействием, с высокоэнергетическим импульсным воздействием;

з) новых неметаллических деталей литьем под давлением.

А.Н. Тер-Мкртичьян, В.Ф. Щукин, А.Л. Клейнерман - лауреаты премии им. С.И. Мосина.

Александр Александрович Кисурин, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой (1974 - 1978 гг.)

Научное направление коллектива сотрудников кафедры, возглавляемого Кису-риным А.А. - разработка технологии и методик повышения стойкости инструмента для холодного и горячего деформирования.

Исследования творческого коллектива включали проблемы, связанные с вопросами:

а) повышения эксплуатационных свойств сталей методами упрочняющей обработки деталей машин, работающих в условиях ударного и термосилового нагружения;

б) новых технологий и оборудования по получению различных деталей из ка-пролона литьем под давлением;

в) новых способов ротационного литья, электрошлакового переплава с пульсирующим магнитным полем, электрошлакового переплава с электрозвуковым воздействием, электрошлакового переплава с высокоэнергетическим импульсным воздействием;

г) новых неметаллических деталей литьем под давлением.

А.А. Кисурин - автор 23 изобретений и патентов, трижды лауреат премии им. С.И. Мосина. Николай Иванович Харитонов, профессор, заведующий кафедрой (1978 - 1988 гг.)

Творческий коллектив, возглавляемый Н.И. Харитоновым, работал над решением проблемы создания методов расчета механизированных крепей на прочность и устойчивость. По результатам работы научного коллектива в промышленность внедрено более десятка крупных разработок и прежде всего группа отраслевых норм прочности и устойчивости механизированных крепей.

Более 20 авторских свидетельств на изобретения получено членами научного коллектива (канд. техн. наук, доцент Сальников В.Г., канд. техн. наук, доцент Дубенский Г.Г., доцент Никулин К.К., доцент Баранов А.П.), возглавляемого д-ром техн. наук, проф. Харитоновым Н.И. по исследованиям в области прочности и устойчивости механизированных крепей.

Н.И. Харитонов - лауреат премии им. С.И. Мосина.

Г*1

доктор технических

наук,

Вячеслав Гаврилович Сальников, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой (1988 - 1992 гг.)

Творческий коллектив, возглавляемый В.Г. Сальниковым, продолжил работу над решением проблемы создания методов расчета механизированных крепей на прочность и устойчивость. Им получено 14 авторских свидетельств и патентов.

Сальников В.Г. - лауреат премии им. С.И. Мосина, награжден серебряной медалью ВДНХ СССР.

Владимир Семенович Кутепов, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой (1993 - 1998 гг.)

Научное направление Кутепова В.С. связано с созданием и внедрением в промышленное производство уникальных образцов приборов, таких, как уникальные высокочувствительные датчики морских гравиметров (10-^), приборов для контроля их цены деления, гироскопические устройства, низкочастотные динамические испытательные стенды для геодезических, метрологических и научно-исследовательских институтов морского навигационного оборудования.

Им получено 25 патентов и авторских свидетельств. За достижения в области динамической метрологии и создание устройств, не имеющих аналогов в мировой практике, В.С. Кутепов избран действительным членом академии Академии метрологии. Результаты работы по проблеме «Метрологическое обеспечение динамических измерений» отмечены двумя премиями им. С.И. Мосина, тремя медалями ВДНХ СССР, медалью выставки «Геоэкспо-84».

Павел Алексеевич Сорокин, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой (1998 - 2005 гг.)

Научное направление Сорокина П.А. связано с фундаментальными теоретическими исследованиями, устанавливающими закономерности накопления повреждаемости и усталостного разрушения с учетом работы металлоконструкций при переменном во времени нагружении, в том числе стохастическом [4].

Научное направление включало:

а) математическое моделирование напряженно-деформированных состояний элементов крановых металлоконструкций с учетом конструктивных и технологических особенностей;

б) исследования кинетики накопления усталостной повреждаемости и моделирование процесса накопления усталостной повреждаемости;

в) моделирование процесса изменения оптических свойств поверхностей материалов металлоконструкций в результате циклического нагружения;

г) разработку критериев выбора методов и средств оптической регистрации изменения физико-механических свойств материала, методов представления результатов и оценки состояния металлоконструкции;

д) создание научных основ построения оптимальных оптоэлектронных систем контроля качества поверхности, обнаружения дефектов и их идентификации;

е) разработку математических моделей процесса оптической регистрации изменения физико-математических свойств материала оптоэлектронными методами, включая модели дефектов поверхности;

ж) разработку оптимальных систем контроля физико-механических свойств материала и идентификации дефектов в условиях неполной информации и априорной неопределенности;

з) создание системы информационной поддержки мониторинга физико-механических свойств материала;

и) экспериментальные исследования эффективности и оптимизации алгоритмов контроля.

П.А. Сорокин - автор 25 изобретений и патентов, Лауреат премии им. С.И. Мосина, награжден знаком «Изобретатель СССР».

Виталий Юрьевич Анцев, доктор, технических наук, профессор, заведующий кафедрой (2009 - 2022 г.г.)

Научное направление Анцева В.Ю. связано с теоретическими исследованиями в области эксплуатации технологических машин и оборудования, систем управления производственными комплексами, повышения эффективности машиностроительного производства и управления качеством продукции.

Научное направление включает:

а) эксплуатацию технологического оборудования, в том числе основного и подъемно-транспортного оборудования, механосборочных цехов промышленных предприятий;

б) систему управления производственными линиями;

в) информационно-измерительную и управляющую систему оптимизации производства и потребления тепловой энергии на распределенных объектах теплоснабжения;

г) информационно-измерительную систему мониторинга энергосбережения при производстве тепловой энергии.

Им получено 13 патентов и авторских свидетельств, он лауреат премии Правительства Российской Федерации в сфере науки и техники, премии им. С.И. Мосина и премии им. Б.С. Стечкина.

Алексей Владимирович Редькин, кандидат технических наук, доцент Научное направление Редькина А.В. связано с повышением безопасности эксплуатации мобильных грузоподъемных машин. Тематика изобретений посвящена разработке и созданию автоматизированной системы управления рабочими органами свободно-стоящих грузоподъемных кранов, исключающей возможность потери устойчивости при эксплуатации в условиях ненормированных внешних воздействий, а также при нарушении правил эксплуатации и техники безопасности. Исследования включают:

а) ограничение грузового момента, осуществляемого не отключением рабочих механизмов при достижении критического значения, а их активным управлением, не позволяющим выйти за допустимые пределы;

б) автоматическое управление моментом на валу исполнительных двигателей, позволяющее перемещать более легкие грузы с большей скоростью и ускорением и плавно перемещать более тяжелые грузы (можно получить от машины наибольшую производительность при сохранении устойчивости). В случае превышения допустимой массы груза происходит автоматический отказ от подъема (так как текущего значения момента на валу двигателя будет недостаточно);

в) системы, исключающие недопустимые динамические нагрузки из-за нарушения правил эксплуатации машинистом крана (резкие рывки, остановки, превышение скорости поворота и т. д.) вследствие автоматического ограничения моментов и скорости вращения рабочих двигателей;

г) избавление машиниста крана от утомительного процесса частого переключения рукояток и постоянного наблюдения за параметрами, от которых зависит точность выполнения заданных функций и безопасность труда;

д) адаптивные системы управления к изменяющимся окружающим условиям (например, при отсутствии ветра разрешается работа с большими грузами, при увеличении ветра - требования ужесточаются);

е) создание универсальных систем управления, основой алгоритмов действия которых является математическая модель грузоподъемных машин, находящаяся в памяти бортового микропроцессорного устройства, изменяемая в зависимости от типа крана и усложняемая (учет колебаний груза на канате, упругости элементов металлоконструкции, деформации гидроцилиндров и т. д.) при предъявлении более жестких требований и по мере развития исследований (т. е. устойчивых к моральному старению).

По тематике исследования получено 7 авторских свидетельств и патентов.

Григорий Вячеславович Селиверстов,кандидат технических наук, доцент

Научное направление Селиверстова Г.В. связано с повышением безопасности эксплуатации грузоподъемных машин путём развития средств диагностики усталостной поврежденности с возможностью не только обнаружения макро- и микротрещин, но и с прогнозированием их образования.

Исследования включают:

а) разработку методов и средств оптической рефлектометрии, применяемых для диагностирования усталостного, коррозионного и коррозионно-усталостного повреждения крановых металлоконструкций;

б) анализ напряженно-деформированного состояния крановой металлоконструкции методом конечных элементов с целью выявления мест потенциального зарождения трещин;

в) оценку влияния коррозии и питтингов на накопление усталости в элементах крановой металлоконструкции;

г) выбор оптимального метода и построение алгоритма диагностирования металлоконструкции в зависимости от уровня накопленных повреждений, применяемого

материала и действующих нагрузок в местах потенциального зарождения трещин.

Селиверстов Г.В. - Лауреат премии им. С.И. Мосина, автор 11 патентов Российской Федерации.

Коноплев Василий Иванович кандидат технических наук, доцент Научное направление связано с повышением производительности грузоподъемных и транспортирующих машин, бункерных устройств для сыпучих и кусковых материалов, щековых дробилок, кранового подвесного оборудования для пробивки и извлечения шлаковой корки; повышением эффективности разгрузочных устройств при транспортировке легкоповреждаемых сельскохозяйственных; повышением безопасности труда при эксплуатации грузоподъемных машин и монтаже крупнопанельных зданий. Области изобретений:

а) изобретения, относящиеся к подъемно-транспортному оборудованию, а именно к специальным грузозахватным устройствам для автоматического и полуавтоматического захвата одного или нескольких изделий (10 авторских свидетельств);

б) изобретение, относящееся к транспортирующим машинам, а именно к конвейерам общего назначения для повышения эффективности разгрузочных и очистных устройств (1 авторское свидетельство);

в) изобретения, относящиеся к средствам кратковременного хранения и выгрузки сыпучих материалов с использованием бункеров с целью повышения интенсификации процесса сводообру-шения (11 авторских свидетельств и патентов);

г) изобретения, относящиеся к устройствам для разгрузки кускового материала, склонного к заклиниванию в замкнутом объеме путем повышения интенсификации процесса его ворошения и осушения в замкнутом объеме (22 авторских свидетельства и патента);

д) изобретения, относящиеся к дроблению руд, твердых материалов, с целью повышения надежности ворошения материала в зеве щековой дробилки (12 патентов);

е) изобретения, относящиеся к черной металлургии, в частности к крановому подвесному оборудованию для пробивки и извлечения корки из шлаковых ковшей при сливе металла (6 патентов);

ж) изобретения, которые относятся к железнодорожному транспорту и могут быть использованы при транспортировке и перегрузке легкоповреждаемых сыпучих сельскохозяйственных продуктов (2 авторских свидетельства);

з) изобретения, относящиеся к подъемно-транспортному машиностроению, а именно: к подхватывающим предохранительным устройствам грузовых подвесок; к ограничителям грузоподъемности кранов; устройствам для предотвращения раскачивания транспортируемого в подвешенном состоянии груза; устройствам для сматывания гибких элементов, исключающих их закручивание при запасовке в полиспастные системы (6 авторских свидетельств и патентов);

и) изобретения, относящиеся к монтажной оснастке, используемой для временного закрепления и установки в проектное положение стеновых панелей при монтаже крупнопанельных зданий (2 авторских свидетельства);

к) изобретения, относящиеся к строительным материалам (5 авторских свидетельств и

патентов).

Им получено 77 авторских свидетельств СССР и патентов. Он широко привле-^^^^^ кает к изобретательской деятельности студентов; под его руководством студентами полу-

^■ИЗ^Нк чены 65 авторских свидетельств и патентов.

Коноплев В.И. награжден знаком «Изобретатель СССР» (1985 г.). В 2018 г. на XXI Московском международном Салоне изобретений и инновационных технологий «Ар-химед-2018» был отмечен серебряной медалью. Коноплеву В.И. дважды была присвоена общественная награда «Лучший изобретатель Тульской области»: в 2020 г. (№ 87) и в 2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ануфриев Валерий Иванович, кандидат технических наук, доцент

^^^^ Научное направление Ануфриева В.И. связано с теоретическими исследо-

; А а ваниями по снижению металлоемкости механизированных крепей; методами расчета

! ^у/^^^^И механизированных крепей на прочность и устойчивость; повышением производи-

/|( V тельности кранового подвесного оборудования для пробивки и извлечения шлаковой

ж ^^Н корки при разливке металла из ковшей.

* ^^^ Им получено 26 авторских свидетельств и патентов.

Шестаков Виктор Антонович, кандидат технических наук, доцент

Научное направление Шестакова В.А. связано с исследованиями вопросов расчета на статическую и динамическую прочность предварительно напряженных крановых металлических конструкций; исследованием вопросов повышения производительности специальных грузозахватных устройств с центральным отверстием; исследованием вопросов, связанных с предотвращением падения грузов при обрыве канатов в полиспастных подвесах. По тематике исследований им получено 28 авторских свидетельств и патентов.

В связи с необходимостью удовлетворения потребностей Тульской области в транспортировании грузов и населения с предоставлением соответствующих транспортных услуг и сопутствующего сервиса Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР разрешило Тульскому политехническому институту с 1982 г. начать подготовку инженеров по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» на кафедре ПТМиО. С 1 сентября 1986 г. кафедра «Автомобили и автомобильное хозяйство» начала работать самостоятельно как подразделение института и вплоть до объединения с кафедрой «Подъемно-транспортные машины и оборудование» в 2022 г. успешно готовила инженерные кадры автомобильного профиля.

Кафедру АиАХ возглавляли: 1986 - 1988 гг. - канд. техн. наук, доц. Е.А. Момотков; 1988 - 1993 гг. - д-р техн. наук, проф. Э.С. Макаров; 1993 - 2012 гг. - канд. техн. наук, проф. Н.Н. Фролов; 2012 - 2022 гг. - д-р техн. наук, проф. И.Е. Агуреев.

В 1996 году оформилось научное направление кафедры АиАХ, связанное с разработкой теории двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Конструкторско-технологическое направление, возглавляемое Фроловым Н.Н., связано с созданием, теоретическим обоснованием, экспериментальным изучением работы и расширением функций мотомашин «Пчелка» с дизельным двигателем Т-450 воздушного охлаждения разработки ОАО «АК «Туламашзавод», имеющих двойное назначение (военное и гражданское).

По данному направлению получено 25 авторских свидетельств СССР на изобретения канд. техн. наук Зысмановым Л.Н.

Малиованов Михаил Вениаминович, доктор технических наук, профес-

сор

В 1994 г. под руководством профессора Фролова Н.Н. на кафедре АиАХ создана научная школа «Динамическая теория двигателей внутреннего сгорания». В рамках указанного направления решаются следующие задачи:

а) построение динамических моделей поршневых и свободнопоршневых ДВС, а также комбинированных силовых установок на их основе;

б) построение динамических моделей парожидкостных двигателей;

в) построение моделей сгорания в ДВС;

г) разработка принципов технической синергетики тепловых двигателей;

д) построение методики анализа устойчивости стационарных состояний, периодических, квазипериодических и апериодических решений, а также бифуркаций в

фазовом пространстве моделей;

е) разработка динамических моделей подсистем и процессов в ДВС. Малиовановым М.В. получено 36 авторских свидетельств и патентов, связанных с конструкциями приводов, их подсистем и элементов.

Авдеев Константин Алексеевич, кандидат технических наук, доцент

Основная область научных интересов - быстропротекающие физико-химические процессы в двухфазных реагирующих потоках в камерах сгорания современных силовых и технологических установок, а также ударно-волновые и детонационные процессы в инертных и реагирующих газожидкостных средах. Авдеевым К.А. получено 17 патентов, связанных с данным направлением.

Илюшечкин Евгений Владимирович, кандидат технических наук, доцент

Основная область научных интересов - электро-физические и электрохимические методы обработки металлов, а также разработка специальных медицинских инструментов.

Илюшечкиным Е.В. получено 8 авторских свидетельств и патентов.

Сводные данные об изобретательской деятельности кафедр ПТМиО и АиАХ представлены в табл. 1 и 2 соответственно.

Таблица 1

Изобретательская деятельность кафедры ПТМиО за 75 лет _

Количество Фамилия И.О. Процент от числа

изобретений (количество изобретений и патентов) сотрудников

и патентов

0 13 сотрудников 32,5

1-10 15 сотрудников Автономов Ю.В., канд. техн. наук (6); Барышников П.А., канд. техн. наук (8); Беляев В.В., канд. техн. наук (2); Бухонов В.П., канд. техн. наук (2); Баранов А.П., канд. техн. наук (4); Голутвин В.А., канд. техн. наук (4); Дронов В.С., д-р техн. наук (3); Дубенский Г.Г., канд. техн. наук (2); Коркин К.К., ст. преподаватель (9); Никулин К.К., канд. техн. наук (3); Редькин А.В., канд. техн. наук (7); Семенов Ю.Е., канд. техн. наук (1); Толоконников А.С., канд. техн. наук (2); Харитонов Н.Н., канд. техн. наук (3); Юрченко Д.А., канд. техн. наук (2). 37,5

11-20 5 сотрудников Анцев В.Ю., д-р техн. наук (13); Сальников В.Г., канд. техн. наук. (14); Селиверстов Г.В., канд. техн. наук (11); Тер-Мкртичьян., д-р техн. наук (12); Щукин В.Ф., д-р техн. наук (14). 12,5

21-30 6 сотрудников Ануфриев В.И., канд. техн. наук (26); Кисурин А.А., канд. техн. наук (23); Кутепов В.С., д-р техн. наук (25); Сорокин П.А., д-р техн. наук (25); Харитонов Н.И., д-р техн. наук (22); Шестаков В.А., канд. техн. наук (28). 15,0

71-80 1 сотрудник Коноплев В.И., канд. техн. наук (77). 2,5

Таблица 2

Изобретательская деятельность кафедры АиАХ за 40 лет _

Количество изобретений и патентов Фамилия И.О. (количество изобретений и патентов) Процент от числа сотрудников

0 20 сотрудников 55,5

1-10 13 сотрудников Агуреев И.Е., д-р техн. наук (2); Безгубов А.П., канд. техн. наук (2); Груничев А.В., канд. техн. наук (4); Елагин М.Ю., д-р техн. наук (3); Илюшечкин Е.В., канд. техн. наук (8); Клейнерман А.Л., канд. техн. наук (3); Момотков Е.А., канд. техн. наук (8); Петров В.И., д-р техн. наук (7); Подъемщиков А.Н., канд. техн. наук (2); Покровский Ю.Ю., канд. техн. наук (7); Хмелев Р.Н., д-р техн. наук (5); Холодков Ю.В, канд. техн. наук (5); Чесноков С.А., д-р техн. наук (2). 36,1

11-20 1 сотрудник Авдеев К.А. канд. техн. наук (17) 2,77

21-30 1 сотрудник Зысманов Л.Н., канд. техн. наук (25) 2,77

31-40 1 сотрудник Малиованов М.В., д-р техн. наук (36) 2,77

Таким образом, кафедра ТТМиП за все время существования получила около 500 изобретений и патентов; неоднократно награждалась почетными грамотами университета. Так в 1984 г. Почетной грамотой награжден коллектив кафедры ПТМиО (зав. кафедрой Харитонов Н.И., парторг Дубенский Г.Г., профорг Коноплев В.И.), завоевавший звание «Образцовая кафедра» по направлениям социалистического соревнования (Научно-исследовательская работа, Изобретательская деятельность, Политико-воспитательная и культурно-массовая работа,

Повышение идейно-политического уровня и организация работы по линии общества «Знание»). По итогам научной деятельности за 2023 г. кафедра ТТМиП получила 5 патентов, заняла в рейтинге политехнического института первое место, а в университете - третье место среди технических и естественнонаучных кафедр. Каждый пятый сотрудник кафедры имеет от 11 до 30 патентов на изобретения. За последние 25 лет планка «Лучший изобретатель кафедры» была поднята к.т.н. Коноплевым В.И. - с 32 до 77 патентов.

Список литературы

1. Технологический факультет. Вехи истории. 1930-2000. Сост. В.Н. Киселев; под общ. ред. Г.Г. Дубен-ского; редкол.: Г.Г. Дубенский [и др.]. Тула: Источник жизни, 2000. 208 с.

2. Из века в век. Технологический факультет Тульского государственного университета / Авторы-составители: Г.В. Сундуков, В.А. Голутвин, Г.Г. Дубенский. Тула: изд-во ТулГУ. 2005. 604 с.

3. От института к университету: Очерки истории Тульского государственного университета: 1980-2000 годы / Редкол.: Э.М. Соколов [и др.]. Тула: ТулГУ, 2000. 528 с.

4. Профессор Павел Алексеевич Сорокин. К 70-летию со дня рождения видного инженера, ученого и педагога / В.Ю. Анцев, В.И. Коноплев, А.В. Редькин, Г.В. Селиверстов // Подъемно-транспортное дело. 2019. № 5 (98). С. 20-23.

Коноплев Василий Иванович, канд. техн. наук, доцент, [email protected]. Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Анцев Виталий Юрьевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Редькин Алексей Владимирович, канд. техн. наук, доцент, ra171171@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Груничев Александр Владимирович, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

INVENTIVE ACTIVITY OF THE DEPARTMENT OF «TRANSPORT AND TECHNOLOGICAL MACHINES AND

PROCESSES»

V.I. Konoplev, V.Yu. Antsev, A.V. Redkin, A.V. Grunichev

The historical background on the inventive activity of the Department of "Transport and Technological Machines and Processes" of the Polytechnic Institute of Tula State University is presented. The main results of inventive activity in the main directions of scientific activity of the department and its employees are given.

Key words: inventive activity, historical reference.

Konoplev Vasiliy Ivanovich, candidate of technical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State

University,

Anzev Vitaliy Yuryevich, doctor of technical science, professor, manager of department, anzev@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Redkin Alexey Vladimirovich, candidate of technical science, docent, ra171171@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Grunichev Alexander Vladimirovich, candidate of technical science, docent, avgrun@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.