Научная статья на тему 'Изображения лося в декоре тагарских ножей и оружия[1]'

Изображения лося в декоре тагарских ножей и оружия[1] Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
176
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ / ANIMAL STYLE / ИСКУССТВО / ART / ТАГАРСКАЯ КУЛЬТУРА / TAGAR CULTURE / SCYTHIAN SIBERIAN WORLDС / WEAPON / DECORATION / СТИЛЬ / STYLE / СКИФО-СИБИРСКИЙ МИР / ПРЕДМЕТЫ ВООРУЖЕНИЯ / ДЕКОР

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Моор Наталья Николаевна

Работа посвящена изображениям лосей в декоре тагарского оружия и ножей. В работе дан подробный анализ стилистических групп изображения лося в декоре этих категорий предметов. Выявлено, что все изображения лося в декоре тагарских кинжалов и ножей относятся к раннему (подгорновскому) этапу тагарской культуры, они выполнены в рамках раннескифской изобразительной традиции. В качестве украшения кинжалов и ножей образ лося редко использовался тагарцами. В декоре чеканов такие изображения не обнаружены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изображения лося в декоре тагарских ножей и оружия[1]»

HISTORICAL SCIENCES

IMAGES OF MOOSE IN THE TAGAR KNIVES AND WEAPONS

DECOR

Moor N.N. (Russian Federation) Email: Moor429@scientifictext.ru

Moor Natalja Nikolaevna - Managing Engineer,

ARCHAEOLOGY DEPARTMENT, KEMEROVO STATE UNIVERSITY, KEMEROVO

Abstract: the work is devoted to images of moose in the tagar weapons and knives decor. The work detailed analyzes the stylistic image groups of moose as an ornament of these categories of things. It is shown that all the images of moose in the tagar weapons and knives decor refer to the early (podgornovskiy) stage of the Tagar culture and were performed within the framework of the early Scythian pictorial tradition. As a decoration of daggers and knives appearance of elk was rarely used Tagarians. The image of moose was not used by the in the decoration of bec de corbin.

Keywords: animal style, art, Tagar culture, Scythian Siberian worldс, weapon, decoration, style.

ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛОСЯ В ДЕКОРЕ ТАГАРСКИХ НОЖЕЙ

И ОРУЖИЯ1 Моор Н.Н. (Российская Федерация)

Моор Наталья Николаевна — ведущий инженер, кафедра археологии, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Аннотация: работа посвящена изображениям лосей в декоре тагарского оружия и ножей. В работе дан подробный анализ стилистических групп изображения лося в декоре этих категорий предметов. Выявлено, что все изображения лося в декоре тагарских кинжалов и ножей относятся к раннему (подгорновскому) этапу тагарской культуры, они выполнены в рамках раннескифской изобразительной традиции. В качестве украшения кинжалов и ножей образ лося редко использовался тагарцами. В декоре чеканов такие изображения не обнаружены. Ключевые слова: звериный стиль, искусство, тагарская культура, скифо-сибирский мир, предметы вооружения, декор, стиль.

В искусстве звериного стиля скифского времени образ лося является одним из ранних и редких сюжетов [4, с. 92; 3, с. 19]. Не исключением являются и изображения лося в тагарской культуре в эпоху раннего железного века. В карасукской культуре (поздняя бронза) в Хакасско-Минусинской котловине применение данного образа в декоре вещей неизвестно, хотя изображения других видов копытных изредка украшают навершия карасукских ножей. В качестве украшения кинжалов и ножей образ лося редко использовался тагарцами. Всего известно 4 таких предмета. Изображения лося в декоре ножей представлены в так называемой позе «на цыпочках» (2 экз.), стоящим лосем на прямых ногах (1 экз.); в декоре кинжалов зеркальные изображения голов лося украшает его перекрестие (1 экз.). Все предметы бронзовые. В декоре чеканов изображения лося неизвестны.

I Работа выполнена в рамках гос. задания Министерства образования и науки РФ (проект № 33.2597.2017/ПЧ).

Рис. 1. Изображения лосей в декоре тагарских ножей, кинжалов и аналогии к ним: 1.

Могильник Подгорное озеро, курган 1, могила 3 [1, кат. 151]; 2. Могильник Кичик-Кюзюр -1 курган 2, могила 7 [1, кат. 152]; 3. с. Кома [6, табл. 28.15]; 4. Енисейская губерния (случайная находка) [1, кат. 155]; 5. в 12 верстах от Красноярска [1, кат. 14]; 6. Минусинская степь [2, кат. 210]; 7. могильник Подгорное озеро, курган 3, могила 21 [1, кат. 51]. 1-7 - бронза

Изображения лосей в позе «на цыпочках» в качестве навершия тагарских ножей происходят из погребений подгорновского времени тагарских могильников Подгорное озеро, курган 1, м. 3 и Кичик-Кюзюр — I, курган 2, м. 7 [1, табл. 151, табл. 152] (рис. 1.1, 2). Изображения лося в «позе на цыпочках» характеризуется скульптурными изображениями стоящего лося в качестве украшения рукояти бронзового ножа с ногами опущенными на рукоять и оттянутыми копытами. Ноги животного как бы свисают по рукояти ножа. Ноги животного частично переданы рельефом. Такая поза животного известна по раннескифским изображениям. Головы животных на короткой шее поставлены прямо. Морда крупная, немного отвислая. Уши животного короткие, овальной формы, поставлены прямо. Выделены плечо и бедро животных. Хвост короткий, либо вообще не показан. В изображении лося на ноже из могильника Подгорное озеро мастером качественно проработаны изображения глаза и рта. Глаз передан круглой формы с рельефным ободком. Рот животного изображен прорезью. Изображения лося из могильника Кичик-Кюзюр - I глаз передан небольшим углублением, рот животного не изображен. Изображения копытных (кабан, олень) в такой же позе зафиксировано также в декоре тагарского кинжала из подгорновского погребения могильника Гришкин Лог, курган 20 м. 2 и на рукояти тагарских ножей из из с. Усть-Абаканское [1, кат. 93], с. Городок [5, рис. VI. 2а, 2б] (рис. 1.7].

Стилистически схоже выполнено полнофигурное изображение лося, стоящего на прямых ногах на навершии бронзового тагарского ножа, обнаруженного в с. Кома (случайная находка) [6, табл. 28.15] (рис. 1.3). Туловище животного вписаны в плоскость рукояти, а его ноги опущены по краям рукояти ножа. Голова животного

массивная, морда немного горбоносая. Глаз круглый, углубленный с рельефным ободком. Рот выполнен прорезью. Хвост короткий, прижат к телу. Уши примыкают к глазу и переданы раздельно. На раннюю дату изображения указывает прием вписания тела животного в плоскость рукояти ножа, известный по раннескифским изображениям. Такой прием известен и на татарских изображениях 7-6 вв. до н.э. Так, на бронзовом навершии в виде объемной фигурки оленя, происходящее из Минусинской степи (случайная находка) ноги оленя выполнены барельефно, подобно изображению лося на ноже из с. Кома, и опущены по краям втулки [2, рис. 210] (рис. 1, 6). На раннюю дату также указывают оттянутые копыта оленя, характерные для раненскифских изображений. Аналогичным образом выполнена объемная фигурка стоящего козла, украшающая обушек массивного тагарского чекана 7-6 вв. до н.э., из Минусинской степи [1, кат. 14] (рис. 1, 7).

По типу кинжала, а также сопутствующему изображению животного на его навершии, к подгорновскому этапу следует отнести кинжал из Енисейской губернии, перекрестье которого декорировано головками лося не соприкасающиеся друг с другом и обращенными в противоположные стороны. (Енисейская губерния, случайная находка) [1, кат. 155] (рис. 15). Изображение выполнено сухо, без лишней детализации, подчеркнута горбоносость морды. Навершие кинжала венчает фигурка животного (хищник). Ноги животного опущены на рукоять ножа, как и в изображениях лосей на наврешиях тагарских ножей, описанных выше. Глаза лосей переданы в виде круглого сквозного отверстия с рельефным ободком. Уши длинные, остроконечные, поставлены торчком.

Таким образом, образ лося в качестве украшения тагарских кинжалов и ножей один из ранних и редких звериных образов в искусстве тагарской культуры. Изображения лося в декоре ножей выполнены в раннескифской традиции и находят ряд параллелей с ранними изображениями зверей из погребений подгорновского этапа тагарской культуры (6-5 вв. до н.э. по периодизации М.П. Грязнова), а также с материалами раннескифского времени Центральной Азии. К этому же времени следует отнести появление традиции украшать перекрестье тагарских кинжалов зеркальными изображениями голов животных

Список литературы /References

1. Завитухина М.П. Древнее искусство на Енисее. Скифское время. Л.: Искусство, 1983. 192 с.

2. Золотые олени Евразии. Каталог выставки в гос. Эрмитаже. СПб.: Славия. 248 с.

3. Ильинская В.А. Современное состояние проблемы скифского звериного стиля // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М.: Наука, 1976. С. 9-29.

4. Ильинская В.А. Некоторые мотивы раннескифского звериного стиля // Советская археология. № 1, 1965. С. 86-107.

5. Клеменц Д.А. Древности Минусинского музея. Памятники металлической эпохи. Атлас. Томск: Типография сибирской газеты, 1886.

6. Членова Н.Л. Происхождение и ранняя история племён тагарской культуры. М.: Наука, 1967. 300 с.

Список литературы на английском языке /References in English

1. Zavituhina M.P. Drevnee iskusstvo na Enisee. Skifskoe vremja [Ancient Art on Yenisey River. Scythian Time]. L.: Iskusstvo, 1983. 192 s. (in Russ.).

2. Zolotye oleni Evrazii. Katalog vystavki v gos. Erimitazhe [Golden deer of Eurasia. Exhibition catalog in the State Hermitage Museum]. SPb.: Slaviia. 248 s. (in Russ.).

3. Il'inskaia V.A Sovremennoe sotsoianie problemy skifskogo zverinogo stilia [The current state of the Scythian animal style problem] // Skifo-sibirskii zverinyi stil' v iskusstve narodov Evrazii [The Scythian-Siberian animal style in the art of the Eurasia peoples]. M.: Nauka, 1976. S. 9-29 (in Russ.).

4. Il'inskaia V.A. Nekotorye motivy ranneskifskogo zverinogo stilia [Some of the motifs in the early Scythian animal style] // Sovetskaia arkheologiia. № 1, 1965. S. 86 -107 (in Russ.).

5. Klemenc D.A. Drevnosti Minusinskogo muzeja. Pamjatniki metallicheskoj jepohi. [Atlas Ancient Findings of Minusinsk Museum. Findings of Paleometal Age. Atlas]. Tomsk: Tipografija sibirskoj gazety, 1886 (in Russ.).

6. Chlenova N.L. Proishozhdenie i rannjaja istorija plemjon tagarskoj kul'tury [Origins and Early History of Tagar Culture Tribes]. M.: Nauka, 1967. 300 s. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.