ИЗ ЭКСПЕРТНОЙ ПРАКТИКИ
ИЗОБРАЖЕНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИСКУССТВЕ И СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Аннотация. Единообразные толкования терминов в криминалистике, судебной экспертизе и юридических науках в эпоху глобализации общественных процессов претерпевают существенные изменения. Остановимся лишь на некоторых понятиях, связанных с внешностью человека и ее изображением. Проблема состоит в отсутствии единой точки зрения на термин «изображение» человека, под которым криминалисты понимают материальный объект, а правоведы — действие или процесс. Коллизия состоит в том, что для криминалистов важно установить индивидуальное тождество между человеком, запечатленным на материальном носителе информации в момент совершения правонарушения, и подозреваемым гражданином, чьи изображения представлены для сравнения, а для цивилистов первостепенно установление факта сходства изображения истца на материальном носителе информации с его личным образом, который возникает у стороннего наблюдателя при восприятии подобия его внешности. Двойственность данной ситуации мешает отстаивать интересы истца, когда тот считает, что имеется факт незаконного использования его личного изображения.
Представляется, что решение насущных задач портретной идентификации может быть найдено совместными усилиями специалистов разных направлений путем совершенствования законодательства в области защиты прав и интересов граждан с учетом принципов, разрабатываемых судебной экспертологией.
Ключевые слова: портретная экспертиза, изображение, внешность человека, носители портретной информации, элементы и признаки внешности.
БОДРОВ, DOI: 10.17803/2311-5998.2018.47.7.154-161
кандидат юридических наук, доцент кафедры судебных экспертиз Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Игорь Николаевич ПОДВОЛОЦКИЙ,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры судебных экспертиз Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА)
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Николай Филиппович
© И. Н. Подволоцкий, Н. Ф. Бодров, 2018
УНИВЕРСИТЕТА Изображение внешности человека имени о.е. кутафина(мпоа) в искусстве и судебной экспертизе
I. N. PODVOLOTSKIY,
PhDin law, Associate Professor, Associate Professorofthe DepartmentofForensic Examination of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
[email protected] 125993, Russia, Moscow, ui. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9
N. F. BODROV,
PhD in Law, Associate Professorofthe Department ofForensic Examination of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
[email protected] 125993, Russia, Moscow, ui. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9
THE IMAGE OF THE PERSON'S APPEARANCE
IN ART AND FORENSICS
Abstract. Uniform interpretations of terms in criminology, forensic science and legal Sciences are undergoing significant changes in the era of globalization of social processes. Let's focus only on some concepts related to the appearance of a person and her image. The problem is the lack of a common point of view on the image of a person, by which criminologists understand the material object, and lawyers — action. The conflict is that it is important for criminologists to establish an individual identity between a person imprinted on a material carrier of information at the time of Commission of the offense and a suspect whose images are presented for comparison, and for civilists — the paramount fact is the similarity of the image of the plaintiff on a material carrier of information with his personal image, which arises from a third-party observer in the perception of the similarity of his image. The duality of this situation prevents the claimant from asserting his or her interest when he or she believes that there is an illegal use of his or her personal image. It seems that the solution of urgent tasks of portrait identification can be found by joint efforts of specialists of different directions by means of improvement of the legislation in the field of protection of the rights and interests of citizens, taking into account the principles developed by forensic experts.
Keywords: examination of the portrait, the image, the appearance of the person, the portrait media information, elements and signs of appearance.
И
бражения человека фокусируется на совокупности признаков, которые
Ш
зображение человека как объект экспертного исследования может рассматриваться в юридической и практической плоскости. Содержание изо- щ
л
п
позволяют выделить его из группы похожих людей. Отождествление внешности человека осуществляется криминалистами и судебными экспертами в рамках расследования преступлений с целью определения конкретного исполнителя запрещенного деяния. В гражданско-правовой сфере выделение определенной личности из массы похожих людей требуется для обеспечения соблюдения
ПРАКТИКИ
>
УНИВЕРСИТЕТА
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)
широкого спектра прав, в том числе вещных и авторских прав, а также права на охрану изображения гражданина.
Отображение гражданина на материальном носителе информации происходит за счет фиксации его облика, под которым, по мнению В. А. Снеткова, понимается «...наружный вид, т.е. совокупность сведений о человеке, воспринимаемых зрительно»1. У правоведов имеется схожее понятие. Так, М. Н. Малеина характеризует внешность человека как совокупность таких сведений о нем, которые можно получить, не прибегая к специальным исследованиям (внешность, фигура, физические данные, одежда)2. Совпадение позиций ученых наблюдается по визуальному способу обнаружения характеристик внешности человека. Представляется, что в оба определения следует добавить предметную направленность процесса визуального наблюдения. Известно, что человек обладает значительным количеством свойств — биологических, социальных, психологических и др. Указанные свойства можно определить путем визуального наблюдения соответствующих признаков.
Методы экспертно-криминалистического изучения облика человека позволяют охарактеризовать биологические свойства путем выявления совокупности элементов, образующих индивидуальный облик человека, воспринимаемый зрительно при наблюдении и обобщении3. Гражданско-правовые принципы обеспечивают изучение совокупности социальных свойств человека, акцентируя внимание на защите от произвольного использования внешности человека и причинения вреда нематериальным интересам.
По мнению А. С. Мограбян, правовая сторона облика человека характеризуется следующим: отсутствием материального (имущественного) содержания облика. Это выражается в невозможности оценки его материальным эквивалентом; взаимосвязью внешности с личностью конкретного человека; неотчуждаемостью внешности отличности конкретного человека4.
Основными свойствами внешности человека сточки зрения криминалистики и судебной экспертизы являются:
— индивидуальность, т.е. неповторимость характеристик внешности человека у других лиц;
— относительная устойчивость, т.е. сохранность входящих в образ элементов и признаков на протяжении некоторого отрезка времени, даже с учетом возможного влияния на внешность (или ее отображение) различного рода факторов;
— способность отображаться в материальных средствах объективной фиксации;
— морфологическая ограниченность элементов, входящих обликчеловека5.
1 Габитоскопия : учебник / В. А. Снетков ; отв. ред. Р. С. Белкин. Волгоград : НИиРИО ВСШ МВД СССР, 1979. С. 4.
2 Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита / М. Н. Малеина. 2-е изд., испр. идоп. М. : МЗ Пресс, 2001. С. 124.
3 Зинин А. М., Буданов С. А., Черкашина И. И. Словарь основных терминов судебно-пор-третной экспертизы : справочное пособие. М. : ЭКЦ МВД России, 2007. С. 6.
4 Мограбян А. С. Внешний облик физического лица как объект субъективного права на неприкосновенность внешнего облика II Эксперт-криминалист. 2011. № 4. С. 5—8.
5 Габитоскопия и портретная экспертиза : учебник/А. М. Зинин, И. Н. Подволоцкий. М. : Норма: Инфра, 2014. С. 31—35.
УНИВЕРСИТЕТА Изображение внешности человека имени о.е. кутафина(мпоа) в искусстве и судебной экспертизе
Обобщив содержание правовых и криминалистических характеристик отображения облика человека, можно сказать, что ключевым понятием здесь является термин «изображение», смысл которого раскрывает А. М. Эрделевский: «Изображение любого объекта — это то, что создается из образа такого объекта. Изображаемый объект может существовать лишь в воображении изобразителя (например, художник рисует персонаж литературного произведения на основе восприятия, сложившегося у него об этом персонаже после прочтения произведения), а может быть реально существующим. В случае изображения гражданина образом служит его внешний облик (внешность)»6.
Отсутствие правовой защиты внешности человека влечет нарушение личных прав и интересов гражданина. При этом необходимо рассматривать «изображение» и как материальный предмет (фотография или файл с видеозаписью), и как действие, связанное с сотворением образа (созданием модели, копии, двойника и т.п.), который ассоциируется (воспринимается) в сознании других людей как образ конкретного человека за счет повторения всех его свойств (речи, движений, манеры одеваться, морфологических параметров и пр.).
Примером подобной ситуации может быть иск гражданина С. Михайлова к создателям художественного фильма «Дублер», где образ С. Михайлова был использован в качестве прототипа для создания образа главного героя фильма. При этом, по мнению С. Михайлова, были нарушены его права, призванные охранять его личное изображение7.
В рассматриваемом судебном споре ответчик — нарушитель права ссылается на то, что в сюжете фильма не используется «конкретное» изображение (фотография) С. Михайлова. То есть его «личная» фотография, на демонстрацию которой требуется запрашивать разрешение, не использовалась в фильме. Главный герой фильма только схож по анатомическим, сопутствующим и динамическим характеристикам с внешностью С. Михайлова. Авторы фильма утверждали, что это собирательный образ внешности современного эстрадного человека.
Для разрешения вопроса по существу степени сравнения образа С. Михайлова в жизни и в актере фильма были использованы специальные знания в области портретной идентификации и диагностики. Подобное исследование может быть востребовано и в случае установления тождества между внешностью известного человека (артиста, политика, телеведущего и др.) и его образом, который может быть использован в коммерческих целях или для создания негативного представления о конкретном человеке.
Речь идет о создании персонального образа человека посредством художественного грима или изобразительных средств и дальнейшем тиражировании этого образа в средствах массовой информации (для художественных фильмов, юмористических пародий и т.п.) или через интернет-коммуникации для униже- ^
К
6 Эрделевский А. М. Охрана изображения гражданина // Патенты и лицензии. 2007. № 7. П С. 11—15.
гп
7 По материалам гражданского процесса Пресненского районного суда г. Москвы и про- "0 изводства комплексной судебной видео-фототехнической и судебной портретной экс- т пертизы. По иску Михайлова С. В. о защите права на охрану изображения гражданина ^
и взыскании компенсации морального вреда. ПРАКТИКИ
>
УНИВЕРСИТЕТА
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)
ния чести и достоинства конкретного лица. При этом задача создателя образа как раз и заключается в том, чтобы совпадений типичных для данного человека признаков было как можно больше, при этом индивидуальные особенности копируемого лица осознано не воспроизводятся подражателем.
Сам процесс установления тождества не представляет особых трудностей, поскольку имеется очевидное совпадение доминирующих признаков внешности группового значения. В облике персонажа «Михаил Стасов» при исполнении роли в фильме «Дублер» воспроизведены следующие доминирующие (наглядные) характеристики внешнего облика С. Михайлова (отмечены одноименными указателями в иллюстрационной таблице):
— общая конфигурация лица — овальная (отм. 1);
— вертикальная профилировка лица — носовая;
— волосы — темные, густые, средней длины (отм. 2);
— слабовыраженная лобная залысина (отм. 3);
— усы — узкие, короткие, опущены вниз, соединяются с бородкой (отм. 4);
— борода — короткая, соединенная с усами. Нижняя губа открытая (отм.5);
— сладки — носогубные, выраженные (отм. 6);
— лоб — выпуклый, высокий (отм. 7);
— брови —дугообразные, широко расставленные, длинные, средней ширины (отм. 8);
— скулы — малой степени выраженности (отм. 9);
— щеки — выпуклые (отм. 10);
— спинка носа — прямая (отм. 11);
— кончик носа — округлый (отм. 12);
— соотношение ширины кайм губ — нижняя шире верхней (отм. 13);
— подбородок — выступающий (отм. 14);
— ушные раковины — отклоненные назад, овальной формы, общего прилегания, средней степени оттопыренности (отм. 15).
Совокупность совпавших признаков позволяет утверждать то, что доминирующие признаки внешности С. В. Михайлова использованы при создании облика персонажа «Михаил Стасов» в фильме «Дублер».
Наряду с совпадением установлено различие по следующим признакам: в облике «Михаила Стасова» волосы челки зачесаны прямо; мочка ушной раковины — малая, овальная; глаза — светлого тона. В облике С. В. Михайлова — волосы челки зачесаны вправо, мочка ушной раковины — средняя, округлая; глаза — темного тона.
С целью определения совпадения сопутствующих и динамических признаков внешности С. В. Михайлова, использованных в облике персонажа «Михаил Стасов» при исполнении роли «Михаил Стасов» в фильме «Дублер», было установлено сходство по следующим сопутствующим и динамическим признакам внешности С. В. Михайлова.
Сходство установлено по общему визуальному впечатлению, цветовым характеристикам деталей, виду и фасону одежды (однотонная рубашка с высоким воротником «стойка», однотонный темный пиджак с двухсторонними длинными лацканами, с высоким расположением уступа лацкана, втачными рукавами). Установлено также сходство по манере взаимного ношения верхней одежды (рас-
УНИВЕРСИТЕТА Изображение внешности человека имени о.е. кутафина(мпоа) в искусстве и судебной экспертизе
Иллюстрационная таблица
Изображения персонажа «Михаил Стасов» из фильма «Дублер»
С. В. Михайлов
0) щ
Л
п □
гп
"0 Т
I □
ПРАКТИКИ
>
УНИВЕРСИТЕТА
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)
стегнутый ворот мужской рубашки, широко распахнутые борта пиджака). Сходство проявляется и в манере движения распахнутыми руками, наклоне головы, положении туловища при ходьбе, манере посадки на стуле и в кресле, манере выполнения характерных жестов.
Таким образом, по сопутствующим и динамическим характеристикам внешности С. В. Михайлова было установлено, что в анализируемых фрагментах фильма «Дублер» С. В. Михайлов выступал прототипом для «Михаила Стасова».
Исследованием установлено также использование сходства сопутствующих характеристик внешности С. В. Михайлова (в частности, сходных элементов верхней одежды и манеры ее ношения), а также использование сходства привычных движений частями тела, характерных для манеры движений прототипа.
Таким образом, по результатам проведенного исследования, которое было назначено судом по делу, эксперт сделал вывод: «Изображение гражданина С. Михайлова использовано в облике персонажа "Михаил Стасов" при исполнении роли "Михаила Стасова" в фильме "Дублер". В облике персонажа "Михаила Стасова" при оформлении образа актера С. Михайлова использовались анатомические, сопутствующие и динамические характеристики внешности гражданина С. Михайлова. Общее визуальное сходство по анатомическим, сопутствующим и динамическим характеристикам внешности гр-на М. свидетельствует о том, что в фильме облик С. Михайлова выступал прототипом для облика персонажа "Михаила Стасова"».
Следует отметить, что имеет место тождество только группового характера, т.е. совпадение созданного образа с внешностью неограниченного множества лиц, схожих по тем или иным признакам, без установления индивидуального отождествления, чего, собственно, и добивается создатель образа. С одной стороны, он узнаваем, с другой стороны, его нельзя отождествить с конкретным человеком.
В подобной ситуации проблема из области портретной экспертизы перетекает в область юридической коллизии, когда наступает необходимость защиты интересов конкретного человека8. Юридическая коллизия состоит в том, что нет однозначного понимания термина «изображение» в контексте с внешним обликом конкретного человека. И если в судебной портретной экспертизе под «изображением» специалист понимает носитель информации о внешности человека, т.е. фотоизображение человека (фотографию) или видеоизображение (видеофильм с участием человека), то в общеюридическом смысле изображение — это одновременно и носитель информации, и процесс (действие).
Подобное расширенное толкование мы находим и в справочной литературе: «Изображение — 1. Процесс действия по знач. глаг.: изображать (1), изобразить,
8 В соответствии со ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ регламентируется охрана изображения гражданина путем запрета на: «1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей...» (Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс»),
УНИВЕРСИТЕТА Изображение внешности человека имени о.е. кутафина(мпоа) в искусстве и судебной экспертизе
изображаться, изобразиться. 2. То, что изображено (рисунок, скульптура, фотография и т.п.)»9.
Таким образом, в рамках современного толкования изображения внешности человека следует учитывать то, что к использованию изображения гражданина относится прежде всего использование образа, воспроизводящего облик человека (гражданина), воспринимаемого визуально (через органы зрения) как отображение совокупности анатомических, сопутствующих и динамических характеристик элементов внешности гражданина, воспроизведенных на любом носителе информации в любой объективной форме и позволяющих выделить его (гражданина) из группы лиц со схожими характеристиками внешности.
С экспертной точки зрения понятия «внешность» и «внешний облик» используются и как средства для установления сходства наружного вида людей, изображенных на фотографиях, и как совокупность признаков, составляющих комплекс данных о гражданине. Таким образом, объектом исследования является изображение наружного облика гражданина, а не других его свойств и характеристик (таких кактембр голоса, особенности речи и пр.).
К подобному выводу специалист в области портретных экспертиз приходит на основании специальных знаний о закономерностях отображения внешности человека на различных источниках информации, о значимых свойствах и признаках, как самого изображения (носителя информации), так и облика человека (содержания информации). К числу специальных знаний относятся и сведения о методах и средствах выявления, фиксации, исследования и использования признаков внешности для решения идентификационных и диагностических задач.
Представляется что, развитие судебной практики по единообразию реализации нормы ст. 152.1 ГК РФ, с учетом заложенного в ней смысла относительно содержания понятия «охрана изображения», позволит защищать права граждан на неприкосновенность их облика.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Габитоскопия : учебник / В. А. Снетков ; отв. ред. Р. С. Белкин. — Волгоград: НИиРИО ВСШ МВД СССР, 1979. — 183 с.
2. Габитоскопия и портретная экспертиза : учебник/ А. М. Зинин, И. Н. Подволоцкий. — М. : Норма: Инфра, 2014. — 288 с.
3. Зинин А. М., Буданов С. А., Черкашина И. И. Словарь основных терминов судебно-портретной экспертизы : справочное пособие. — М. : ЭКЦ МВД России, 2007. — 52 с.
4. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита / M. Н. Малеина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:МЗ Пресс, 2001. — 244 с.
5. Мограбян А. С. Внешний облик физического лица как объект субъективного права на неприкосновенность внешнего облика // Эксперт-криминалист. — 2011. — №4. — С. 5—8.
6. Эрделевский А. М. Охрана изображения гражданина // Патенты и лицензии. — 2007. — №7. — С. 11—15.
9 Общий толковый словарь русского языка // URL: http://tolkslovar.ru/p23903.html (дата последнего обращения: 06.03.2018).