23. 05.08.2016. (Китайцы открыли русскую душу благодаря сериалу «Как я стал русским») //Yangcheng Wanbao. [Электронный ресурс] Режим доступа:ЫЛр://ер. ycwb. com/epaper/ycwb/html/2016-08/04/content_105447.htm#article (дата обращения 17.03.2017)
24. / (Юй Цзинчжи. Материалы стратегического плана: культурная сила Китая. 2011) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://creade.jd.com/read/startRead.action7bookId =30062401&read Type=1 (дата обращения 08.07.2016)
УДК 82.3
Е.А.Груздева
ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В РОМАНЕ ДЖОНАТАНА ФРАНЗЕНА «БЕЗГРЕШНОСТЬ» («PURITY»)
Статья посвящена проблеме глобализации современной культуры, представленной в романе американского писателя Джонатана Франзена «Безгрешность». Выявлены особенности художественной формы, тематическая актуальность романа. Проанализированы главные герои романа, воплощающие различные типы американского национального характера. Главные персонажи являются представителями культурных и общественных движений глобального масштаба. Проведено исследование проблемы существования человечества в романе, раскрытой в контексте идей просветительской культуры (здравый смысл и др.). Сюжетные мотивы и образы романа рассмотрены в соотнесении с культурными традициями эпохи Возрождения (Шекспир). Выявлен многозначный смысл названия романа, представлен авторский взгляд на образ современного мира в соотнесении с политической и культурной ситуацией в странах восточного и западного блоков в XX-XXI вв.
Ключевые слова: глобализация культуры, современная литература США, проблема существования человечества, жанр романа, тип героя, Джонатан Франзен.
Elena A.Gruzdeva THE REPRESENTATION OF MODERN CULTURE GLOBALIZATION IN JONATHAN FRAN-ZEN'S NOVEL "PURITY"
This article deals with the problem of modern culture globalization raised in Jonathan Franzen's novel "Purity". Such aspects as artistic form, thematic actuality are discussed in the article. The article analyzes the main characters of the novel who are representing various types of American character. They are the members of global cultural and social organization. The article studies the theme of humanity existence in the context of enlightenment culture (common sense etc.). Plot motifs and images of the novel are observed in correlation with cultural tradition of Renaissance epoch (Shakespeare). The researcher evaluates the meaning of the title, the paper reviews author's point of view on the image of modern society comparing political and cultural reality of Eastern and Western coalition in 20-21th century.
Keywords: culture globalization, US modern literature, problem of humanity existence, novel, character, Jonathan Franzen.
В 2016 году новый роман современного американского писателя Джонатана Франзена «Безгрешность» («Purity», 2015) был издан в России. Этот роман попал в поле зрения отечественной критики, так, например Антон Долин, обозначая жанровую характеристику этого произведения, определил его как роман воспитания, криптодетектив и love story под одной обложкой [2]. Так же он выразил свое мнение об этой книге в контексте предыдущих романов американского автора («Поправки», «Свобода»): «Франзен пишет о виртуальной реальности, вносящей поправки в нашу свободу» [2].
В контексте двух предыдущих художественных произведений Джонатана Франзена данный роман отличается по форме: здесь история героев представляет собой повествование, составленное из отрывков, следующих друг за другом с нарушением хронологического порядка. Помимо этого, в традиционное романное повествование Франзен включает формы современных средств коммуникации - анкетирование, SMS, заголовки СМИ, а также письма, телеграммы и стихи героев. Использование данных художественных приемов позволяет автору создать многогранные характеры героев на фоне окружающей их социальной действительности.
Главной героиней романа является юная американка, наша современница - Пип Тайлер. Судьба этой героини объединяет все сюжетные линии произведения. Роман построен в форме квеста - главная героиня ведет розыски своего отца, в связи с этим действие романа разворачивается в США, Германии, Южной Америке (Боливии). Пип приходится действовать самостоятельно, поскольку мать скрывает от нее историю семьи. Образ матери Пип изначально подается как образ женщины эксцентричной, незаурядной - она работает кассиром в супермаркете, при этом является веганкой, изучает санскрит, занимается медитацией, принципиально отказалась от телевизора.
В романе «Purity» Франзен обращается к одной из характерных тенденций современной эпохи -к глобализации. Практически все персонажи, с кем стакивается главная героиня, обладают активной гражданской позицией, являются участниками общественных движений глобального масштаба. Так, например, Ванесса Тонг - увлечена весьма популярным в современной Америке занятием birds watching наблюдением за птицами (с. 17), сама Пип, ее друзья Джейсон и Стивен - участники движения
ядерного разоружения (с. 59), Аннагрет и Мартин - состоят в международной организации, занимающейся защитой прав сквоттеров [лиц, самовольно занимающих пустые помещения или незанятые земельные участки], Рамон, Эдуардо - представители Движения католических рабочих, Дрейфус - хозяин дома, где проживает Пип - участник американского движения «Оккупай» («Occupy Wall Street») и антиглобалистского движения «фриганизм» [отвергающее принципы потребительства].
Организация, которая является местом работы Пип, также заявляет о своей деятельности в глобальном масштабе. Это компания под названием «Возобновляемые решения», целью которой является изменение экологической ситуации на нашей планете при помощи утилизации отходов продуктов общества потребления, и превращения их в «более чистую и дешевую энергию».
Глобалистские тенденции современного общества, представленные в романе Франзена, одновременно отражают политические и экономические реалии многих стран мира, они близки и понятны разным народам. Так, Галина Юзефович определила данный роман как «наименее американский и, как следствие, наиболее международный, свободно конвертируемый роман писателя» [3].
Рассмотрение романа в контексте двух предыдущих художественных произведений Франзена позволяет выявить и эволюцию идей автора в отношении проблемы существования человечества в целом. Американский писатель выражает свою озабоченность состоянием современной цивилизацией, которая с его точки зрения представляет собой тупиковый путь развития человечества, поскольку человек в обществе потребления постепенно утрачивает такие качества, как чувство прекрасного, способность мечтать и фантазировать, а вместе с тем и ощущение счастья, гармонии с окружающим миром. Один из вариантов решения данной проблемы американский писатель предлагает в романе «Свобода», он связан с идеей возвращения к мировоззренческим истокам человечества - к идее близости к природе и естественности в духе Генри Торо. В романе «Purity» Франзен предлагает идею справедливого и гармоничного устройства общества, однако основанную не на идеях социализма и коммунизма, а на идеях здравого смысла.
Эти идеи выражают многие герои романа, наиболее явно они звучат в сценах, описывающих жизнь Пип в коммуне в городе Окленд, штат Калифорния. Неожиданно в коммуне появляются европейцы из Германии - Аннагрет и Мартин. Аннагрет начинает настойчиво пропагандировать Пип новые перспективы ее профессиональной деятельности, она предлагает ей вступить в проект «Солнечный свет» - организацию, представляющую собой нечто вроде «Викиликс», возглавляемую Андреасом Вольфом. Сюжетная линия, связанная с Андреасом Вольфом, позволяет раскрыть проблему влияния Интернета на все сферы деятельности человека, в том числе и на современную культуру. Благодаря масс-медиа и Интернету культуры разных народов превратились в образования с размытыми границами, они взаимопроникают друг в друга.
Андреас Вольф - это обобщенный образ, напоминающий Ассанжа и Сноудена. Цель жизни Анд-реаса на первый взгляд выглядит вполне благородно - при помощи тотальной слежки за всеми и неограниченного доступа к информации о любом человеке он стремится привести общество в целом и каждого индивида в нем к абсолютной чистоте, непорочности, безгрешности. Однако за душой самого безупречного разоблачителя скрываются самые ужасные секреты (сексуальные связи с несовершеннолетними, убийство Хорста Кляйнхольца - агента Штази).
Андреас Вольф благодаря своей деятельности становится гражданином мира. По своему происхождению он - выходец из Восточной Германии - диссидентствующий сын привилегированной восточногерманской партийной номенклатуры. Также он является родственником Маркуса Вольфа - начальника главного управления разведки ГДР. Образ Андреаса Вольфа позволяет раскрыть тему тоталитаризма. Франзен в этом романе выступает в качестве яростного критика тоталитарных режимов Европы, сложившихся после окончания Второй мировой войны на примере Восточной Германии. Американский писатель не случайно обращается к истории этой страны, поскольку он учился там три года, однако этот опыт мало что дал ему для понимания сути жизни в социалистической стране. Критики (Борис Парамонов) отмечают, что «его попытки описать и понять жизнь страны тоталитарного социализма неудачны, грешат элементарными ошибками. Ему потребовался тоталитаризм для репрезентации образа лжи, сокрытия правды, подстановки пропагандистского мифа вместо правды» [4].
Однако критика социалистического политического режима не является главной целью автора, его интересует современная реальность и мироощущение человека в условиях этой современности. Для Франзена интернет - это тот же тоталитарный режим сродни социализму и чувству любовной страсти, которые, по его мнению, в равной мере разрушают жизнь человека. В тексте эта идея утверждается завершением истории жизни Андреаса Вольфа - он погибает (заканчивает жизнь самоубийством в Боливии на глазах Тома Аберанта), таким образом, его способ преобразовать, очистить мир
оказывается нежизнеспособным.
В эпоху глобализации актуальной становится проблема ядерной безопасности. Взгляд автора на эту проблему выражается в репликах одного из ключевых персонажей романа - американского журналиста Тома Аберанта: «У Тома была теория, почему люди до сих пор не получили известий от внеземных цивилизаций: потому что любая цивилизация без исключений взрывает себя примерно в тот момент, когда дорастает до умения посылать межпланетные сигналы, взрывает, просуществовав самое большее несколько космических десятилетий в галактике, чей возраст исчисляется миллиардами лет» [1, с. 285]. Франзен выражает свою озабоченность тем, насколько легкомысленны люди в отношении этой проблемы, он говорит о том, что страх человечества перед ядерным оружием определяется следующей закономерностью: «чем дольше мир удерживается от того, чтобы выпустить из себя грибообразное облако, тем меньше люди боятся... О климатических изменениях больше пишут за день, чем о ядерных арсеналах за год. А уж насколько больше, чем о ядерных арсеналах, пишут о рекордах Национальной футбольной лиги, ... - и говорить нечего» [1, с. 285-286]. В сюжете романа эта проблема выражается в том, что Том и Лейла - его вторая жена - ведут журналистское расследование о якобы имевшем место факте незаконного вывоза ядерной бомбы с военной базы города Амарилло, штата Техас, являющегося центром ядерного вооружения США.
Критиками (Анастасия Завозова) этот роман Франзена назван «самым русском» [5] из его романов, однако образ России здесь на уровне сюжета прорисовывается только через некоторые детали: 1) образ русского по имени Игорь, который является начальником Пип; 2) назван самый любимый фильм матери Тома Аберанта - «Доктор Живаго» [1, с. 506]; 3) обозначена роль СССР в падении советского режима в ГДР («советы оставили Республику на произвол судьбы»); 4) представлена критика современного руководства России [1, с.289, 654]. Роман «Безгрешность» - мультинациональный, глобали-стский по своей установке - здесь автор раскрывает проблему влияния современной цивилизации в целом на психику героев, все они ненормальные: Анабел, Пип, Андреас, его мать - Катя. Автор подробно описывает психо-физиологические переживания героев, крайности проявления которых порой лишают этих персонажей правдоподобности. Эта избыточная погруженность во внутренний мир героев отличает роман «Purity» от предыдущих романов Франзена - «Поправки» и «Свобода», где герои в большей мере представлены фоне реалий американской бытовой и культурной жизни.
В романе «Безгрешность» большое значение уделено теме семьи. История поисков главной героини завершается тем, что она обретает семью и узнает ее историю: дедушка Пип - Чак Аберант был делегатом Четвертого всемирного съезда ассоциации «За международное взаимопонимание», который проходил в Берлине, там он встретил юную Клелию и увез ее в Германию. В этой семье появляется Том Аберант - будущий отец Пип. Выясняется причина того, почему мать Пип - Анабел - скрывала свою историю. Она является дочерью американского миллиардера, владельца компании, поставляющей продукты питания для «Макдональдса». Анабел в качестве протеста против системы общества потребления отказывается от денег отца и обрывает связи со своей семьей.
История семьи Андреаса Вольфа рассказана сквозь призму сюжета пьесы Шекспира «Гамлет», в качестве основания для такого подхода автор наделяет мать Андреаса определенным видом деятельности - она работает профессором английской филологии в Берлине. В соответствии с системой персонажей Шекспира Андреас - это Гамлет, отчим - Клавдий, мать Катя - Гертруда, к Андреасу приходит призрак - настоящий отец. Образ Датского королевства создается за счет того, что в доме Вольфов псевдодатская мебель (софа). Андреас и его мать на протяжении повествования цитируют Шекспира.
Анализ романа «Purity» позволяет выявить смысл его названия. Он многозначный и начинает раскрываться постепенно. Как известно, в переводе с английского слово «пьюрити» означает «чистота, непорочность, безгрешность». Это понятие становится главной темой романа. В своей профессиональной деятельности Пип занимается созданием экологически чистой среды обитания для людей. Приступив к сотрудничеству с Андреасом Вольфом, она подключается к движению за моральную чистоту и прозрачность общества. Помимо этого, сама Пип непорочна в своих мыслях и чувствах, ее душа чиста. Один из главных секретов романа заключается в раскрытии полного имени героини - Пьюрити Тайлер.
В целом можно сказать о том, что герои романа Франзена «Purity» отвергают ценности современного общества потребления и обращаются к глобальным мировым процессам, общечеловеческим ценностям. Традиционные семейные ценности спасут мир - такой ответ в этой книге Франзена.
Литература
1. Франзен Дж. Безгрешность: роман / пер. с англ. Л. Мотылева и Л. Сумм. - М.:АСТ: CORPUS, 2016. - 736 с.
2. Долин А. «Безгрешность» как чистый роман // Горький / https://gorky.media/reviews (дата обращения 25.05.17)
3. Юзефович Г. «Безгрешность» / Purity. Главный бестселлер осени. Галина Юзефович о новом романе
Джонатана Франзена // Meduza / https://meduza.io/feature/2016/09/03/ (дата обращения 25.05.17)
4. Парамонов Б. Интернет и ГДР в романе Джонатана Франзена «Пьюрити» // Грязные тайны / http://www.svoboda.Org/a/27279310.html (дата обращения 25.05.17)
5. Завозова А. «Пьюрити»: самый русский роман Джоната Франзена // Daily/https://daily.afisha.ru/ ar-chive/vozduh/books (дата обращения 25.05.17)
References
1. Franzen George. Innocence: a novel / translated from English. L. L. Motylev and Amounts. - M.:AST: CORPUS, 2016. - 736 p.
2. Valleys A. "Innocence" as a pure novel // Bitter / https://gorky.media/reviews (accessed 25.05.17)
3. Yuzefovich, The "Innocence" / Purity. A major bestseller of the fall. Galina Yuzefovich about a new novel by Jonathan Franzen // Meduza / https://meduza.io/feature/2016/09/03/ (accessed 25.05.17)
4. Paramonov B. The Internet and the GDR in the Jonathan Franzen's novel "purity" // the Dirty secrets / http: / / www.svoboda.org/ a/27279310.html (accessed 25.05.17)
5. Zavazava A. "purity": the Russian novel of Jonathan Franzen // Daily/https://daily.afisha.EN/ archive/vozduh/ books (accessed 25.05.17)
УДК 39(470.41)
Т.А.Титова, Е.В.Фролова, К.Ю.Хуснутдинова ТРАНСФОРМАЦИЯ КРЯШЕНСКОГО ПРАЗДНИКА ПИТРАУ
В статье показана эволюция праздника Питрау, его истоки и новации, а также дается подробная характеристика обрядам и традициям. Целью статьи является исследование праздника Питрау и его трансформации с течением времени. Статья основана на собственных полевых исследованиях, проводившихся в 2014 году.
Ключевые слова: этнография, этнология, кряшены, кряшенское население, Питрау, Петров день, этнокультурные практики, праздничная культура, традиции, трансформация.
Tatiyana A.Titova, Elena V.Frolova, Kseniya Y.Khusnutdinova TRANSFORMATION OF KRYASHEN HOLIDAY PITRAU
In the modern world, the preservation and development of ethnic traditions and cultural heritage is of great importance. In addition, special attention is paid to the revival and reconstruction of lost folk traditions and rituals.
Kryashens this Volgaturks and they are similar to Tatars in language and culture. For the Kryashens, their ethnocultural characteristics are of great importance. With their help, the Kryashens demonstrate their ethnic identity. An important role in the modern festive tradition of Kryashen is given to the Feast of Pitrau.
The aim of the article is to study the Feast of Pitrau and its transformation with the passage of time. The article shows the evolution of the holiday, its origins and innovations. And also gives a detailed description of the rites and traditions associated with this holiday. At the end of the article, conclusions are drawn that Pitrau is a newly formed cultural tradition and acts as a marker for ethnic identity of the Kryashens.
The article is based on our own field research. Studies were conducted in 2014 in the municipal districts of the Republic of Tatarstan. The materials of the article can be useful for ethnologists, social and cultural anthropologists, historians, folklorists and all who are interested in this issue.
Key words: Ethnography, ethnology, Kryashens, Kryashen population, Pitrow, Petrov day, ethnocultural practices, festive culture, traditions, transformation.
Праздничная культура представляет собой часть духовной культуры общества, которое демонстрирует ценностные ориентации различных его групп, обеспечивая преемственность и духовную связь поколений. Она включает совокупность различных форм и видов праздников, праздничных традиций, ритуалов, обрядов и обычаев, атрибутов и символов, которые отражают этническую группу в определенных исторических условиях и служат отражением особенностей исторического развития государства. Обычно, праздник сопоставляют будням и повседневности, определяя его торжественным, радостным, иногда памятным событием, которое обладает религиозной или культурной традицией. [5, с.271].
В современном мире существует стремление к возрождению народных обычаев и традиционной праздничной культуры. Это обусловлено желанием укрепления и сохранения этнической идентичности, а также репрезентацией содержания культурной памяти народа.
Однако, существуют такие праздничные традиции, которые подвергаются трансформации, изобретению новых форм и конструированию уже сложив-шихся. Особую значимость и широкую распространенность приобретают традиции и праздники, поддержанные властью и тем самым получившие как финансовую поддержку, так и «законную силу».
Изобретенная традиция - это совокупность общественных практик, которые носят ритуальный или символический характер, и регулируются при помощи признаваемых правил. Ее целью является внедрение некоторых норм поведения и определенных ценностей через повторение, которое предполагает преемственность во времени. [9, с.2]. Данное определение дал, Эрик Хобсбаум, который