УДК 678.5.046.621.762
ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ МЕТАЛЛОПОЛИМЕРНЫХ ТРИБОСИСТЕМ ПРИ НИЗКОЧАСТОТНОМ ВИБРОНАГРУЖЕНИИ В.А. КОХАНОВСКИЙ, С.И. ИВАНОВ, Н.Г. СНЕЖИНА
(Донской государственный технический университет)
Приведены экспериментальные результаты износостойкости металлополимерной трибосистемы с композиционным покрытием в условиях динамического нагружения.
Ключевые слова: металлополимерный подшипник скольжения, вибронагружение, износостойкость.
Введение. Антифрикционные самосмазывающиеся полимерные композиты в виде покрытий широко применяются в авиакосмической, транспортной, строительной и ещё в целом ряде промышленных отраслей техники. Области их использования характеризуются частыми значительными по величине перегрузками, как статическими, так и динамическими [1]. В работе приводятся результаты исследования триботехнических параметров этих материалов при низкочастотном (несколько герц) вибронагружении.
В процессе эксплуатации температура генерируется как на контактной поверхности при трении, так и в объёме композита в результате гистерезисного нагрева при вибронагружении. Она снижает физико-механические свойства покрытия и увеличивает его износ и деформацию ползучести, формирующих зазор трибосопряжения.
Методика исследований. Экспериментальные исследования покрытий проводились на стенде, смонтированном на базе токарно-винторезного станка. Статическая нагрузка создавалась динамометром сжатия ДОСМ-3-1, динамическая - приспособлением для поверхностного пластического деформирования. Исследования выполнялись по экспериментальным планам типа ПФЭ 2к (табл.1).
Таблица 1
Исходные данные ПФЭ 23
Факторы Уровни варьирования Интервал варьирования
Наименование Обозначе- ние Размер- ность Нижний Нулевой (средний) Верхний
Контактные напряжения с МПа 50 75 100 25
Скорость скольжения V м/с 0,08 0,19 0,3 0,11
Коэффициент динамичности Кй б/р 1,0 1,4 1,8 0,4
Полученные результаты. Реализация исследований позволила получить регрессионную модель зависимости температуры покрытия от эксплуатационных режимов в условиях динамического нагружения в виде
Т = 26,463 • о0А5^ 0Шк°’438 , (0С). (1)
Модель (1) адекватна, а её погрешность не превышает 6%. Коэффициенты при смешанных взаимодействиях статистически незначимы, что подтверждает малую информативность параметра РV для металлополимерных трибосистем [2]. Геометрическая интерпретация представлена на рис.1.
Экспериментальные исследования интенсивности изнашивания выполнялись в том же диапазоне эксплуатационных режимов (рис.2). Критерием полного износа покрытия являлся резкий рост коэффициента трения.
т,°с
200
150
, 100,МПа
0,08,м/с . ' " ' \ 75,МПа / ч 50,МПа
0,30,м/с/
1,10 1,33 1,57 1,80 Кй
Рис.1. Влияние режима эксплуатации на температуру композиционного полимерного покрытия
Рис.2. Влияние режима эксплуатации на интенсивность изнашивания (покрытие - сталь 45)
Зависимость интенсивности изнашивания от режимов нагружения представлена моделью
3
I = 8,648 • 105 о4’0^1 773К1 412, (2)
где величина I умножена на 108.
Модель адекватна, и её погрешность не превышает 10%. Наиболее сильное влияние на интенсивность изнашивания оказывают контактные напряжения. Графическое представление модели в связи со значительными вариациями выхода выполнено в полулогарифмических координатах.
Армирующая компонента антифрикционного покрытия оказывает существенное влияние на его триботехнические параметры (табл.2).
Таблица 2
Влияние армирующей компоненты покрытия на процесс трения в стационарном режиме (с=50 МПа; V=0,3м/с; К=1,3)
Тип ткани Толщина покрытия, мм Температура, 0С Коэффициент трения Интенсивность изнашивания, х108 Ресурс, циклов нагружения
Атлас 0,55 155,7 0,0088 107,9 9850
0,31 145,0 0,0094 121,5 5801
Саржа 1/1 0,29 139,0 0,0123 94,7 6720
Покрытия со 100%-ным слоем фторопласта на рабочей поверхности сформированы на основе полутораслойных тканей атласного переплетения. Однослойная саржа 1/1 (полотно) имеет на поверхности 66,9% фторопласта. Износостойкость зависит от толщины атласа и саржи, количества фторопласта и демпфирующей способности полимерного композита. В целом, по результатам экспериментальных исследований лучшие антифрикционные показатели имеет покрытие на основе неправильного атласа толщиной 0,55 мм.
В зависимости от степени нагруженности интенсивность изнашивания покрытия на основе тканого каркаса атласного плетения меняется от 2,69-10"5 до 8,1-10"8, что соответствует 4-8-му классам износостойкости.
Вывод. Таким образом, экспериментально установлена высокая несущая способность фторопластсодержащих антифрикционных покрытий и возможность их применения в условиях субкритических и критических статических и динамических нагрузок.
Библиографический список
1. Кохановский В.А. Износостойкость металлополимерных трибосистем с композиционным покрытием / В.А. Кохановский // Трение и смазка в машинах и механизмах. - 2007. - №1. - С.13-19.
2. Белый В.А. Трение и износ материалов на основе полимеров / В.А. Белый, А.И. Свири-денок, Н.И. Петраковец и др. - Минск: Наука и техника, 1976. - 431 с.
Материал поступил в редакцию 28.01.11.
References
1. Kohanovskii V.A. Iznosostoikost' metallopolimernyh tribosistem s kompozicionnym pokry-tiem / V.A. Kohanovskii // Trenie i smazka v mashinah i mehanizmah. - 2007. - №1. - S.13-19. - In Russian.
2. Belyi V.A. Trenie i iznos materialov na osnove polimerov / V.A. Belyi, A.I. Sviridenok, N.I. Petrakovec i dr. - Minsk: Nauka i tehnika, 1976. - 431 s. - In Russian.
WEARABILITY OF METAL-POLYMERIC TRIBOSYSTEMS UNDER LOW-FREQUENCY VIBRATIONAL LOADING
V.A. KOKHANOVSKIY, S.I. IVANOV, N.G. SNEZHINA
(Don State Technical University)
The experimental results of the wearability of metal-polymeric tribosystem with the composite coverage under dynamic loading are presented.
Keywords: metal-polymeric slider bearing, vibrational loading, wearability.