Научная статья на тему 'Измерение знаний как один из основных этапов в оценке развития экономики, основанной на знаниях'

Измерение знаний как один из основных этапов в оценке развития экономики, основанной на знаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
493
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / ОЦЕНКА / МЕТОДОЛОГИЯ / ЗНАНИЕЕМКИЕ ОТРАСЛИ / ЭКОНОМИКА / ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салихова З. М.

В статье систематизированы и более подробно раскрыты основные положения методологии оценки знаний КАМ, выделены сферы экономики, производящие и использующие знания, установлены соответствия различных составляющих российской экономики общемировым показателям развития знаний и определены основные тенденции их изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Измерение знаний как один из основных этапов в оценке развития экономики, основанной на знаниях»

УДК 330.342

ИЗМЕРЕНИЕ ЗНАНИЙ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ В ОЦЕНКЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ

З. М. САЛИХОВА,

аспирант сектора прогнозирования территориального развития E-mail: zmsalikhova@mail. ru Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН

В статье систематизированы и более подробно раскрыты основные положения методологии оценки знаний КАМ, выделены сферы экономики, производящие и использующие знания, установлены соответствия различных составляющих российской экономики общемировым показателям развития знаний и определены основные тенденции их изменения.

Ключевые слова: знания, оценка, методология, знаниеемкие отрасли, экономика, основанная на знаниях.

Интенсивное развитие отечественной экономики, основанной на знаниях, приобретает все большую актуальность. Знаниеемкие отрасли и сферы проявляют свою ведущую роль, а знание, как и труд, земля, капитал и предпринимательские способности, становится основным фактором производства. Без производства новых знаний, без развития соответствующих современным требованиям навыков и умений, без продвижения разработок к их практическому применению сложно говорить о быстрых и высоких темпах развития экономики. Вместе с тем возникает вопрос: как оценивать знания и по каким критериям определять знаниеемкость экономики?

Существует множество подходов к решению проблемы измерения знаний и оценке уровня развития экономики, основанной на знаниях (далее -ЭОЗ). Наиболее объективной представляется методология КАМ (Knowledge Assessment Methodology

- методология оценки знаний)1, которая охватывает широкий спектр показателей различных сфер жизнедеятельности общества и дает возможность вести мониторинг в течение длительного периода времени.

В научно-исследовательских работах, затрагивающих проблемы современной экономики, используются данные, полученные с помощью методологии КАМ, разработанной Всемирным банком в 1990-х гг. в качестве интерактивного инструмента сопоставительного анализа положения страны относительно других стран в общемировом экономическом пространстве. Однако ни в одной из этих работ не дается четкое разъяснение, что же представляет собой эта методология. Возможно, это связано с наличием языковых барьеров, так как методология КАМ на сайте Всемирного банка изложена на английском языке. На интернет-ресурсах различных центров изучения проблем и мониторинга ситуации представлены результаты исследований, проведенных с помощью этой методологии, однако не приводится описание технологии использования методологии, что может быть объяснено либо сложностью самого анализа, либо умышленной «зашифрованностью» информации.

Методология КАМ представляет сбой сравнительный анализ совокупности данных, представлен-

1 См.: Knowledge Assessment Methodology. 2012. http://web. worldbank. org/KAM.

ных в таблицах и диаграммах, демонстрирующих положение стран в зависимости от уровня развития в них экономики, основанной на знаниях. Так, в основе методологии KAM находятся 109 показателей, которые сгруппированы по четырем основным критериям оценки уровня развития экономики, основанной на знаниях. Существуют также и другие варианты использования показателей, например учет 12 или 14 показателей и т. д.

Для упрощения анализа все страны группируются по определенным критериям.

1. По географическому признаку страны делятся на восемь регионов: страны Большой семерки, Западная Европа, Восточная Азия, Тихий океан, Южная Азия, Европа и Средняя Азия (сюда относятся 27 стран, в том числе Россия), Латинская и Карибская Америка, Ближневосточная и Северная Африка, Южная Африка и районы Сахары.

2. По доходу на душу населения страны разделены на четыре группы (по состоянию на 01.01.2008): с высоким доходом (11 906 долл. и больше - 45 стран); с доходом выше среднего (от 3 856 до 11 905 долл. - 34 страны, в том числе Россия); с доходом ниже среднего (от 976 до 3 855 долл. - 37 стран) и с низким доходом (976 долл. и ниже). Одним из самых распространенных методов

KAM является Основной протокол результатов, содержащий 12 ключевых переменных, которые используются для расчета индекса знаний KI (Knowledge index) и индекса экономики, основанной на знаниях KEI (Knowledge Economy index).

Индекс знаний KI является простым средним числом нормализованного множества страны на ключевых переменных в трех столбцах - образование, инновации и информационно-коммуникационные технологии. Индекс экономики, основанной на знаниях определяет эксплуатационные качества на всех четырех столбцах.

Протоколы результатов показывают сравнительную оценку - переменные нормализованы в масштабе от 0 до 10 баллов по четырем группам сравнения для отдельных стран.

Если положение страны со временем ухудшается и это происходит в течение длительного времени по определенной нормализованной переменной, это может быть объяснено одной из следующих причин: страна фактически потеряла позиции в абсолютных сроках; улучшения происходят медленнее в этой сравнительной группе.

Существует также упрощенный набор из 14 переменных, с помощью которых можно оценить готовность страны к переходу к экономике, основанной на знаниях, или уровень развития экономики, основанной на знаниях. Эти переменные сгруппированы в четыре большие группы. Сравнение можно провести по одному году или по нескольким смежным годам. Необходимо отметить, что представленные переменные имеются в базе данных Всемирного банка2 и они периодически обновляются. Согласно методологии КАМ Всемирного банка эффективность экономики в целом оценивается по следующим показателям:

- внутренний валовой продукт, прирост (%). Ежегодный рост ВВП - это хороший индикатор полного экономического развития страны. Рассматривая прирост ВВП России за 2006-2010 гг., можно отметить, что в 2006 г. он составил 8,2 % годовых, в 2007 - 8,5 %, 2008 г. -5,2 %. В 2009 г. наблюдалось снижение ВВП, на что, вероятно, оказал влияние мировой финансовый кризис, в 2010 г. рост ВВП составил 4,0 % годовых;

- индекс развития человеческого потенциала (далее - ИРЧП) - сложный показатель, состоящий из трех компонентов: долговечность (продолжительность жизни); знание (уровень грамотности взрослого населения и средняя продолжительность обучения) и уровень жизни (реальный ВВП на душу населения в паритете покупательной силы валют). С 1995 г. наблюдается небольшая тенденция роста ИРЧП в России, который к 2011 г. составил 0,755 (рис. 1). Начиная с 1995 г. в целом по ИРЧП Россия относится к группе стран с высоким уровнем развития (на более ранний период отсутствуют данные). К этой группе могут относиться страны, которые имеют показатель в пределах 0,734-0,741 (на 2009-2011 гг.). Однако Россия значительно отстает от США, Японии и Канады - стран из категории «Очень высокое человеческое развитие» (ИЧРП = 0,885-0,910).

Первая группа показателей методологии КАМ «Экономический и институциональный режим» включает следующие показатели.

1. Тарифы и нетарифные барьеры. Индекс основан на показателях Фонда наследия и измеряет степень экономической свободы (свободные, в большей части

2 См.: Knowledge Assessment Methodology. 2012. http://web. worldbank. org/KAM.

0,8 0,775 0,75 0,725 0,7 0,675 0,65

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Источник: составлено автором на основе данных Доклада по человеческому развитию Всемирного банка. http://hdrstats. undp. org/en/countries/profiles/RUS. html.

Рис. 1. Динамика развития ИРЧП в России в 1995-2011 гг

свободные, свободные ниже среднего общемирового уровня, несвободные, репрессивные). Этот показатель определен по результатам четырех показателей: верховенство закона, ограничения правительства, эффективность регулирования, степень открытости рынка. Экономическая свобода России составляет 50,5 % и ставит страну на 144-е место среди 146 стран и на 41-е место среди 43 стран Европы. Такая оценка ниже средних мировых и европейских показателей. Правительство России, по мнению экспертов Всемирного банка, не продемонстрировало практически никакой приверженности экономическим реформам в последние годы, и экономическая свобода в стране остается в категории ниже среднего общемирового значения -«несвободные». Перспективы устойчивого долгосрочного экономического роста и диверсификация

%

so

экономики по-прежнему остаются туманными. Повсеместная коррупция и ограниченное соблюдение права собственности подрывают верховенство закона, повышают неопределенность и инвестиционные риски. Для сравнения автором были взяты три страны: Сингапур со степенью экономической свободы, которая оценивается в 82-85 %; Япония со степенью экономической свободы 65-75 % и Россия с этим показателем, равным 50 % (рис. 2).

Таким образом, экономическая свобода России ниже соответствующего среднемирового показателя на 10 %, ниже показателя Сингапура - на 35-40 %, Японии - на 20-25 %. Необходимо ответить, что такая тенденция сохраняется уже больше 15 лет. Широкое государственное вмешательство в экономику препятствует динамизму частного сектора. Наличие нетарифных барьеров значительно увеличивает расходы на осуществление торговых операций. Поступлению прямых иностранных инвестиций препятствуют бюрократическая непоследовательность и нормативная неопределенность. Увеличиваются государственные расходы, публичная отчетность

30

70

60 ®

ад го 20 10

_ Сингапур

m ЯПОНИЯ

— Среднее общемировое

' ■ Россия

0 199С \т W7 1995 I m £000 100I жг Î003 3004 2Q0C ÎCCO ÎOOT MOS 2009 го Ю »11 го 12

Источник: http://www. heritage. org/index/visualize

Рис. 2. Изменение степени экономической свободы стран за 1990-2012 гг

по расходам непрозрачна, бюджет становится все более зависимым от цен на нефть.

2. Качество (эффективность) регулирования. Индекс измеряет недружелюбную рыночную политику, в том числе регулирование цен или несоответствующий банковский надзор, степень восприятия трудностей, наложенных чрезмерным регулированием в таких областях, как внешняя торговля и коммерческое развитие. Свобода бизнеса в России оценивается в 65,1 %, свобода труда - 63,5 %; валютная свобода -66,3 %. По сравнению с предыдущим годом в 2011 г. наблюдалось небольшое изменение в лучшую сторону. Бизнес-среда улучшилась незначительно, и правила остаются обременительными. Бюрократические препятствия и непоследовательное соблюдение правил обусловливают значительную неопределенность в предпринимательских решениях. Трудовой кодекс РФ продолжает ограничивать занятость и рост производительности труда. Государство влияет на цены через обширные субсидии и функционирование многочисленных государственных предприятий.

3. Верховенство закона. Этот индикатор измеряет степень уверенности населения в законодательстве страны. Он включает уровень преступлений, эффективность и предсказуемость судебной власти и законной силы контрактов. Свобода от коррупции в России в 2011 г. была оценена в 21 %, и этот показатель продолжает снижаться. Показатель права собственности составил 25 % (остается неизменным несколько лет).

Вторая группа показателей методологии КАМ «Образование и человеческие ресурсы» содержит более десятка показателей. Рассмотрим некоторые из них.

1. Среднее количество лет обучения - это переменная, показывающая уровень образованности в стране, валовый показатель охвата населения средним и высшим образованием. Ниже приведена динамика индекса образования России. За последние 6 лет этот показатель находится на уровне выше общемирового уровня человеческого развития (табл. 1). Этот показатель рассчитывается как средняя продолжительность обучения взрослого населения и ожидаемых лет обучения детей.

Индекс образования (ожидаемая и средняя i

2. Уровень безработицы (% от общей численности рабочей силы) рассчитывается Международной организацией труда. В России за 2007-2009 гг. уровень рабочей силы снизился с 57 311 тыс. чел. до 56 473 тыс. чел. Уровень безработицы составил 10-12%.

3. Уровень использования компьютеров в школе (на 1 000 учеников 8-го класса). В России в 2010 г. из 1 000 учеников 8-го класса у 518 имелась возможность использования компьютеров в учебных целях.

Третъя группа показателей методологии КАМ «Инновационная система» включает следующие показатели:

1) лицензионные платежи и поступления;

2) заявки по патентам и товарным знакам;

3) статьи в научно-технических журналах. К ним относятся статьи по следующим областям знания: физика, биология, химия, математика, клиническая медицина, медико-биологические исследования, техника и технологии, а также науки о земле и космические науки.

Эти три переменные инновационной системы представлены двумя способами:

- все три переменные масштабируются по численности населения («взвешенные» переменные инновации);

- все три переменные представлены в абсолютных цифрах («невзвешенные» переменные инновации).

Четвертая группа показателей методологии КАМ «Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)» предусматривает следующие показатели:

- количество телефонов на 1 000 чел. Этот показатель рассчитывается как сумма телефонных линий и мобильных телефонов в стране на 1 000 чел.;

- количество компьютеров на 1 000 чел. - показатель наличия личного компьютера и его использования;

- число пользователей Интернета на 1 000 чел. -показатель основывается на национальных данных. В некоторых случаях этот показатель

Таблица 1

одолжительность обучения) за 2006-2011 гг.

Уровень человеческого развития 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Общемировой показатель 0,695 0,701 0,707 0,712 0,716 0,715

Показатель для России 0,773 0,778 0,783 0,784 0,784 0,784

Источник: International human development indicators. http://hdrstats. undp. org/en/indicators/103706.html.

основан на национальных исследованиях (они отличаются в разных странах по возрасту и частоте использования), в других - учитываются данные поставщиков интернет-услуг. Такие показатели применяются для выведения индекса знаний К1 и индекса экономики, основанной на знаниях, КЕ1 (рис. 3).

Индекс знаний КАМ измеряет способность страны создавать, принимать и распространять знания и является показателем общего потенциала развития знаний в стране. Методологически К1 рассчитывается как простая средняя нормированная оценка страны или региона по трем ключевым переменным - образование и человеческие ресурсы, инновационные системы, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Индекс К1 - это среднеарифметическое значение суммы величин трех индексов

К = (К +1 + 1Л) /3,

где 1е - индекс образования; 1 - индекса инноваций; 1кЫ - индекс ИКТ.

Нормализация оценки выглядит следующим образом: фактические данные по всем переменным

и странам собраны из базы данных Всемирного банка и специальной литературы на разных языках. Страны ранжируются по абсолютным показателям по каждой переменной, т. е. на первом месте располагается страна, которая имеет наивысший показатель (балл) из всех стран, а далее страны в порядке убывания значения соответствующего показателя. Высчитывается местоположение или ранг для каждой страны по каждой переменной следующим образом:

1) по каждому из показателей (на 2012 г. их 109) n стран ранжируются и получают первоначальный ранг (rank u, который может изменяться от 1 до n), при этом ранг 1 получают страны с наилучшими показателями; страны с одинаковыми значениями показателей получают одинаковый ранг;

2) для каждой страны подсчитывается число стран, имеющих более высокий ранг. Страна, которая имеет наивысший балл, обозначается Nh;

3) полученное число Nh сравнивается с общим числом обследуемых стран Nc по формуле

N,

(

Normalized (u) = 10

Л

1 --

N

Источник: KEI and KI Indexes (KAM 2012). http://web. worldbank. org/.

Рис. 3. Индексы KI и KEI

Другая модификация этой формулы выглядит следующим образом:

N

Normalized (u) = 10 ,

где Nw - число стран, имеющих более низкий ранг.

Индекс ЭОЗ (KEI) кроме результатов сфер образования, инноваций и ИКТ учитывает и экономическую, и институциональную среду ЭОЗ. Это совокупный показатель, который представляет общий уровень развития страны или региона по отношению к экономике, основанной на знаниях. В индексном выражении рассчитывается как средняя величина четырех индексов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

KEI = (I + I + I + I J / 4,

v ir e г iktJ '

где I - индекс экономического и институционального режима; Ie - индекс образования; I. - индекс инноваций; Iikt - индекс ИКТ.

В табл. 2 указан индекс экономики, основанный на знаниях, и индекс знаний по странам за 2009 г. В этом рейтинге Россия занимает 60-е место из 146 стран. Индекс KEI в нашей стране составляет 5,55, тогда как, к примеру, в Дании, которая находится на первом месте по рангу в этой таблице, он составляет 9,52. Неудовлетворительным является индекс I нашей страны, который равен 1,76. В первых десяти странах в этом ранге экономический и институциональный режим оценен в среднем не ниже 8-9.

По результатам оценки уровня развития знаний и восприимчивости российской экономики к экономике, основанной на знаниях, можно утверждать, что в российском экономическом пространстве

существует множество барьеров для формирования новой экономики, в том числе: неблагоприятный инвестиционный климат, несвобода от коррупции, финансовая несвобода. Однако наиболее решающим фактором является неблагоприятный институциональный режим страны.

Многие исследователи экономику, основанную на знаниях, понимают как экономику, базирующуюся лишь на высокотехнологичных отраслях, таких как промышленность, инновационная деятельность, ИКТ, а в некоторых работах относят и образование. Соответственно, оценка и анализ уровня развития знаний и экономики нацелены лишь на эти направления. Однако проведенное исследование позволяет сделать вывод, что при оценке уровня развития и расчетов индексов экономики, основанной на знаниях, необходимо кроме уже учтенных сфер принимать во внимание еще две - научную сферу и коммерческий трансфер (куплю-продажу интеллектуальных услуг), а также степень проникновения и усвоения результатов этих сфер в другие сферы экономики.

К примеру, в методологии КАМ, как указывалось выше, предусмотрено, что при учете научных журналов необходимо брать во внимание ряд наук: физику, биологию, химию и т. д. Однако научные теоретические знания, создающие основу практическим знаниям, возникают и в других прикладных науках, таких как экономика, социология, география и др.

Наиболее активными в публикации статей в научных журналах являются следующие страны: США, Германия, Великобритания (табл. 4). В США этот показатель в среднем равен 202,24; в Германии - 43,46; в Великобритании - 45,8. В России за

Таблица 2

Индексы KEI, рассчитанные по методике Всемирного банка на 2009 г.

Ранг Страна KEI KI Экономический режим Инновации Образование ИКТ

1 Дания 9,52 9,49 9,61 9,49 9,78 9,21

2 Швеция 9,51 9,57 9,33 9,76 9,29 9,66

3 Финляндия 9,37 9,39 9,31 9,67 9,77 8,73

4 Нидерланды 9,35 9,39 9,22 9,45 9, 21 9,52

5 Норвегия 9,31 9,25 9,47 9,06 9,60 9,10

6 Канада 9,17 9,08 9,45 9,44 9,26 8,54

7 Великобритания 9,10 9,06 9,24 9,24 8,49 9,45

8 Ирландия 9,05 8,98 9,26 9,08 9,14 8,71

9 США 9,02 9,02 9,04 9,47 8,74 8,83

10 Швейцария 9,01 9,09 8,79 9,90 7,68 9,68

60 Россия 5,55 6,82 1,76 6,88 7,19 6,38

Источник: Индекс экономики знаний - информации об исследовании. http://gtmarket. ru/ratings/knowledge-economy-index/ knowledge-economy-index-info.

Таблица 3

Научно-технические статьи в журналах за 2002-2011 гг.

Страна 2002 2003 2004 2005 2006 2007-2011

США 190,496 196,432 202,084 205,516 209,237 209,695

Великобритания 44,643 45,228 45,490 45,651 46,741 47,121

Германия 42,436 42,228 43,010 44,185 44,538 44,408

Россия 15,847 15,146 14,921 14,425 13,561 13,953

Источник: М1р:/Ма1а. worldbank. о^ЛМка^эг

период с 2002 по 2011 г. этот показатель составил в среднем 14,64. Таким образом, опубликованных в России статей в 13 раз меньше, чем в США, в 3 раза меньше, чем в Германии и в 3,12 раза меньше, чем в Великобритании (табл. 3).

В исследованиях не существует и четкого определения понятия «интеллектуальные услуги». Так, ряд авторов считает, что интеллектуальные услуги - это делегирование руководителем части экономических решений, на предприятии это наемный менеджмент3. Другие используют этот термин для обозначения услуг в области телефонной сети и других технологий. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что интеллектуальные услуги - это группа услуг, предоставляемых людям с помощью использования специфичных знаний и навыков, либо передача (обучение) редких знаний и навыков. К ним относятся услуги: по подбору персонала, в области маркетинга, рекламы, аудита, дизайна, информационных технологий, финансовые, инжиниринговые, риэлторские, консультационные услуги.

По предоставлению (продаже) услуг одной из лидирующих стран является Сингапур (табл. 4), где доля торговли услугами в ВВП составляет 90-100 %, значительная часть которой представляет собой интеллектуальные услуги. В России доля торговли услугами в ВВП составляет 7,9 %.

Если учитывать, что предоставление интеллектуальных услуг предполагает передачу относительно редкой информации и специфических знаний, то можно говорить о развитости или неразвитости этой сферы по уровню торговли. Как показало исследование, эту сферу необходимо относить к экономике, основанной на знаниях, и учитывать ее при оценке.

Еще одним важным показателем уровня развития экономики, основанной на знаниях, является умение использовать произведенные знания и наработанные навыки в других сферах. Одной

3 М1р://Шюшгесопот^. rШnewecoшmics/130-mteИect

Таблица 4

Объем торговли в сфере услуг за 2007-2010 гг., % ВВП

Страна 2007 2008 2009 2010

Сингапур 95,0 105,2 91,9 100,0

Гонконг, Китай 61,5 64,7 62,3 70,1

Россия 7,5 7,6 8,4 8,1

США 6,1 6,5 6,3 6,5

Источник: М1р:/Ма1а. worldbank. ог§/т&са1ог.

из основных проблем современной экономики, в том числе экономики, основанной на знаниях, а также инновационной экономики является неиспользование полученных разработок и идей. Не более 2-5 % зарегистрированных изобретений и полезных моделей в России становятся объектами коммерческих сделок. Уровень инновационной активности предприятий в промышленности не превышает сегодня 10 % (для сравнения в странах ЕС он составляет 51 %).

Это указывает на то, что институты распространения знаний еще не отработали эффективный механизм продвижения продуктов институтов генерации знаний, а институты использования не обладают необходимыми специфическими знаниями и навыками для того, чтобы успешно применять новейшие разработки и результаты интеллектуальной деятельности в своей практике.

В структуре экономики можно условно выделить знаниеемкие сферы, т. е. сферы, где создают, распространяют, продают и используют знания, и сферы, использующие продукты первой группы сфер. Так, сельское хозяйство, транспорт, лесное хозяйство являются сферами использования и покупки знаний, а образование, наука, нанотехнологии -сферами создания и распространения знаний. При этом необходимо иметь в виду, что сферы первой группы также создают и распространяют знания. Однако с того момента, когда знание создано и начало свое распространение, оно относится к области обучения, т. е. к сфере образования, науки или инновационной деятельности. Между этими группами сфер происходит поток знаний (рис. 4).

Группа 1.

Знаниеемкие сферы:

- инновационная

деятельность 1

(промышленность,

занимающаяся

инновациями);

- научно-

исследовательская

деятельность; ^^^^2

- образование; ^^ <-

- сфера

интеллекту альных

услуг

Группа 2. Сферы, использующие знания:

- сельское хозяйство;

- легкая промышленность;

- тяжелая промышленность;

- торговля;

- строительство;

- другие

Рис. 4. Сферы экономики, производящие и потребляющие знания

считает большинство экономистов, и для того, чтобы оценка не оказалась односторонней, необходимо учитывать все составляющие, в том числе и те, которые получили развитие совсем недавно.

Таким образом, при оценке уровня развития экономики, осно-

При этом на рис. 4 поток знаний в сферы, использующие знания (стрелка 1), обозначает результаты НИР и НИРС, обработанную первичную информацию, полученную из группы 2, новое оборудование, товары и услуги, знания и навыки по выполнению определенной работы, действий. Поток в обратном направлении (стрелка 2) обозначает первичную информацию из конкретной сферы; первичные навыки и умения, не получившие признания и подтверждения.

По мнению автора, экономику страны можно считать основанной на знаниях, если первая группа ее сфер развита до определенных критериев (например по методологии КАМ) и результаты деятельности этих сфер используются как в них самих, так и в группе сфер 2. Следовательно, чем больше достижений и результатов в первой группе, при этом они используются во всех сферах, тем шире развита экономика, основанная на знаниях.

Определение количества и качества, выведение цифрового измерения того или иного события или положения, т. е. всеохватывающая и своевременная оценка является важным этапом развития любого процесса. Так, говоря об экономике, основанной на знаниях, необходимо понимать, что такая экономика значительно шире инновационной экономики, как

ванной на знаниях, следует учитывать следующие сферы: экономический и институциональный режим, инновации, образование, ИКТ, научные и интеллектуальные услуги. Также необходимо оценивать и степень освоения новых разработок на практике.

Список литературы

1. Биргулиева Г. Ф. К вопросу об источниках инновационного развития современной России // Молодежь, креатив, инновации - условия стабильного развития общества: материалы конференции. Уфа: Уфимск. гос. авиац. ун-т, 2009. С. 35-40.

2. Гапоненко А. Л. Экономика, основанная на знаниях, и перспективы экономического роста России // Тезисы выступления А. Л. Гапоненко 21.09.2011 на конференции в РАГС, посвященной ее 10-летию. http://www. koism. rags. ru/science/actions/ rags-10-gaponenko. php.

3. Дынкина А. А. Мировая экономика: прогноз до 2020 г. / под ред. акад. А. А. Дынкина. М.: Магистр, 2007.

4. Колесов В. П. Экономика знаний: коллективная монография / отв. ред. В. П. Колесов. М.: ИНФРА-М, 2008.

5. Макаров В. Л. Микроэкономика знаний / В. Л. Макаров, Г. Б. Клейнер. М.: Экономика, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.