Научная статья на тему 'Измерение уровня мотивации у студентов неязыковых специальностей СПбГУСЭ с использованием AmtB Р. Гарднера'

Измерение уровня мотивации у студентов неязыковых специальностей СПбГУСЭ с использованием AmtB Р. Гарднера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / Р. ГАРДНЕР / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / R.C. GARDNER / AMTB / MOTIVATION / ENGLISH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбакова Екатерина Вадимовна, Соловьева Елена Николаевна

Статья обращается к вопросу o роли мотивации в успешном овладении английским языком у студентов неязыковых специальностей. В ней изложены результаты первичного мониторинга уровня мотивации студентов двух групп первого курса Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики с использованием исследования Р. Гарднера «Attitude/Motivation Test Battery».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбакова Екатерина Вадимовна, Соловьева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURING MOTIVATION OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC FACULTIES OF SPBSUSE WITH AMTB OF R. GARDNER

The following essay deals with the question of motivation and its role in the process of successful second language acquisition of students of non-linguistic faculties. The essay outlines the results of the first-step motivation monitoring of two groups of first-year students of Saint-Petersburg State University of Service and Economics, based on the «Attitude/Motivation Test Battery» by R.C. Gardner.

Текст научной работы на тему «Измерение уровня мотивации у студентов неязыковых специальностей СПбГУСЭ с использованием AmtB Р. Гарднера»

ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПБГУСЭ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ AMTB

Р. ГАРДНЕРА

Рыбакова Екатерина Вадимовна

ассистент кафедры «Деловой иностранный язык» Санкт -Петербургского государственного университета сервиса и экономики, г. Санкт-Петербург

E-mail: rybakova892@gmail. com Соловьева Елена Николаевна ассистент кафедры «Деловой иностранный язык» Санкт -Петербургского государственного университета сервиса и экономики, г. Санкт-Петербург

E-mail: arigato@pisem.net

MEASURING MOTIVATION OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC FACULTIES OF SPBSUSE WITH AMTB OF R. GARDNER

Rybakova Ekaterina Vadimovna

assistant lecturer of the department «Business foreign language», Saint-Petersburg

State University of Service and Economics Solovieva Elena Nikolaevna assistant lecturer of the department «Business foreign language», Saint -Petersburg

State University of Service and Economics

АННОТАЦИЯ

Статья обращается к вопросу o роли мотивации в успешном овладении английским языком у студентов неязыковых специальностей. В ней изложены результаты первичного мониторинга уровня мотивации студентов двух групп первого курса Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики с использованием исследования Р. Гарднера «Attitude/Motivation Test Battery».

ABSTRACT

The following essay deals with the question of motivation and its role in the process of successful second language acquisition of students of non-linguistic faculties. The essay outlines the results of the first-step motivation monitoring of two groups of first-year students of Saint-Petersburg State University of Service and Economics, based on the «Attitude/Motivation Test Battery» by R.C. Gardner.

Ключевые слова: мотивация; Р. Гарднер; AMTB; английский язык. Keywords: motivation; R.C. Gardner; AMTB; English.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования будущий молодой специалист должен владеть иностранным языком. Применительно к студентам неязыковых специальностей СПбГУСЭ, с которыми работает кафедра делового иностранного языка, эта цель должна быть достигнута за 2 года изучения иностранного (английского) языка (далее — ИЯ) на 1 и 2 курсах. Однако в процессе реализации этого положения приходится сталкиваться с определенными трудностями: с одной стороны, это низкий начальный уровень приступающих к изучению дисциплины ИЯ (зачастую уровень Starter), с другой стороны — достаточно высокий (в среднем Pre-Intermediate — Intermediate) уровень учебных пособий для вузов. Подобное несоответствие усугубляется малым количеством часов, отведенных на дисциплину (170—380 часов подготовки по курсу бакалавриата у студентов неязыковой специальности). Понятно, что в таких обстоятельствах не только достижение поставленной стандартом цели, но и в принципе успешное освоение английского языка становится очень сложным.

Не имея возможности кардинально изменить ситуацию (набирать студентов с уровнем владения языком не ниже уровня Pre-Intermediate или увеличить количество часов, отведенных на освоение дисциплины), преподаватели вынуждены искать собственные подходы к обучению, изобретать оптимальные пути преподнесения материала и искать опору в желании выучить иностранный язык у самих студентов. В этом смысле авторы статьи обратились к изучению мотивации, которая, как известно, является основным движущим механизмом в процессе усвоения иностранного языка. Задачами исследования было

• выявить и проанализировать уровень мотивации у студентов 1 курса неязыковых специальностей СПбГУСЭ;

• в соответствии с полученными данными скоординировать свои действия в достижении поставленной стандартом цели.

В сложившейся ситуации идти от стандарта или от некой иной внешней

цели вряд ли возможно. Поэтому преподаватели должны отталкиваться в буквальном смысле от того материала, с которым они работают в классе — от реальных студентов. Для этого необходимо четко понимать мотивы, цели, стремления и потребности каждого из них. Кроме того, необходимо отдавать себе отчет в том, для чего нужен им иностранный язык, нужен ли он им в принципе, и если да, то какие сферы применения английского языка в их частной или профессиональной жизни кажутся студентам наиболее значимыми.

За основу исследования была взята работа Р. Гарднера «AMTB Test Battery» [1]. На базе этого опросника была составлена анкета на русском языке, состоящая из 103 вопросов, позволяющая измерить уровень мотивации по нескольким шкалам:

• общее отношение студента к английскому языку,

• уровень тревожности при соприкосновении с английским языком в аудитории и за ее пределами,

отношение к учителю английского языка,

• роль родителя в процессе освоения иностранного языка,

• интегративная и инструментальная мотивация.

Пример вопросов по шкалам представлен в таблице 1.

Таблице 1.

Пример и порядковый номер вопросов положительной атрибуции для измерения уровня мотивации по шкалам

Категория Порядковый номер вопроса + пример

Отношение «Мне очень нравится изучать иностранный язык» 1,6,9,13,20,26,29,33, 39,41,42,47,56,60,64,73,77,84,87,90,96,102,

Тревожность «Я не испытываю беспокойства, когда отвечаю на занятии по иностранному языку» 4,19,24,45,68,101,

Учитель «Я с удовольствием иду на занятие, потому что у меня такой хороший учитель» 5,25,46,69,89,

Интегративна я шкала «Чем больше я узнаю носителей английского языка - тем больше они мне нравятся» 7,27,40,49,53,71,85,91,104

Инструментам «Изучения английского языка важно для меня, т.к. это

ьная шкала позволит мне более свободно общаться с людьми» 8,15,21,28,35,50,51,59,63,65,70,72,79,83,92,

Помощь родителей «Мои родители помогают мне в изучении английского языка» 2,22,43,48,57,66,87,103,

Результаты анкетирования обрабатывались в программе Excel. Было опрошено две группы студентов, которые будут далее называться группа 1 и группа 2. Группа 1 — это студенты уровня Elementary 1 курса специальности 190700.62 «Эксплуатация транспортно -технологических машин и комплексов» (опрошено 11 человек из 15). Группа 2 — группа уровня Pre-Intermediate — сборная группа студентов следующих специальностей: 100100.62 — «Сервис» (1 чел.), 080200.62 «Менеджмент» (6 чел.), 100400.62 «Туризм» (1 чел.), 072300.62 — «Музеелогия» (1 чел.) (опрошено 9 студентов из 10).

Для первичного анализа были выбраны ответы только положительной атрибуции. Так, при анализе мотивации по шкале «Отношение» группами были продемонстрированы достаточно высокие показатели. Средний бал у студентов группы 1, составил 2,88 балла с разбросом от 4,68 до 1,95. У группы 2 средний балл составил 2,20, с диапазоном от 3,18 до 1,50.

По шкале «Тревожность» студенты обеих групп продемонстрировали уровень чуть выше среднего. В группе студентов специальности 190700.62 средний балл равен 3,52 (в диапазоне от 5,30 до 2,50), а у сборной группы других специальностей показатель тревожности равен 3,51 (при диапазоне от 4,83 до 1,33). Т.е. при практически равном среднем уровне тревожности студенты группы 1 чувствуют себя менее уверено на занятиях, чем студенты сборной группы. Уровень тревожности равный 5,30 является очень высоким. Кроме того, мы видим, что самый минимальный уровень тревожности в 1 группе также выше (2,50 в сравнении с 1,33 у студентов второй группы, который, можно сказать, минимален).

По шкале «Оценка роли учителя в образовательном процессе» (в таблице названа «Учитель») показатели у обеих групп достаточно высокие. 2,24 и 2,11 соответственно. Диапазон баллов у студентов 1 группы варьируется от 3,2 до

1,2 и у второй от 3,8 до 1,2, причем показатель 3,8 вполне закономерно должен вызывать опасения со стороны преподавателя.

Показатель по интегративной шкале у обеих групп достаточно высокий. У первой группы студентов 190700.62 средний балл равен 2,67 при диапазоне от 1,25 до 4,55. У второй группы он еще выше и равен 1,52 при разбросе от 1 до 3,33.

Показатель по инструментальной шкале мотивации у обеих групп очень высокий — 1,44 у группы 1 и 1,16 у группы 2 при разбросе показателей от 1,33 до 2,11 и от 1 до 2,33 соответственно. Это свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне мотивации в смысле осознания важности изучения иностранного языка для будущей карьеры обучающегося.

По шкале родительской помощи результаты получились 3,57 и 1,98 соответственно, при диапазоне значений в первой группе от 2 до 5,13 и от 1,13 до 3,88 во второй группе.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Общая мотивационная картина в двух группах следующая (рис. 1).

Мы видим, что 1 группа студентов показала результаты по всем шкалам измерения мотивации чуть выше, чем 2 группа. Это касается всех шкал, кроме шкалы «тревожность», где результат у обеих групп одинаковый. Подобные показатели вполне соответствуют стартовым возможностям, в которых оказались обе группы.

Рисунок 1.

Общая мотивационная картина в группах 1 и 2.

Студенты специальности 190700.62 «Эксплуатация транспортно -технологических машин и комплексов» находятся изначально на более низком уровне владения языком (уровень Elementary) и, следовательно, меньше времени и внимания уделяли ему в школе. В силу неразвитой профессиональной дальнозоркости и узости горизонта ожидания в своей будущей профессии им сложно адекватно оценить роль английского языка для современного человека в целом и для себя лично в частности. Кроме того стоит обратить внимание, что студенты практически не получают внешних стимулов к изучению языка — в частности, поощрения или помощи со стороны родителей. Необходимо понимать, что учитель — это практически единственный проводник для этих учащихся в мир иностранного языка и от роли учителя будет зависеть и общий уровень мотивации студента.

В целом для двух групп единственный показатель, который может вызвать серьезные опасения у преподавателя, — это показатель тревожности при столкновении с английским языком как в классе, так и за его пределами. В такой ситуации необходимо максимально снизить отрицательную

эмоциональную нагрузку на занятиях, избегать жестких формальных форм контроля, давать задания, с которыми студенты могут справиться, и поощрять каждого за собственные, пусть даже маленькие достижения, предельно аккуратно и тщательно реализовывать общедидактический принцип доступности и посильности. Неуверенность, которую учащиеся чувствуют вне аудитории, безусловно, является следствием низкого уровня владения языком, однако нужно всячески развивать и укреплять уверенность студентов в своих силах. Для это необходимо создать максимально близкую к ситуации языкового погружения среду. Нами были предприняты следующие шаги: постепенное увеличение доли англоязычного общения со студентами в классе и при встрече в университете, была создана группа на базе социальной сети Vkontakte.ru, где происходит общение между педагогами и студентами, организуются встречи с иностранными студентами, участие в университетских программах и мероприятиях на языке. Все это постепенно может придать студенту уверенность в своих силах и стимулировать интерес к изучению английского языка.

Подводя итог, можно сказать, что подобный первичный мониторинг не только стал полезным источником знаний о наших студентах и более глубокого понимания их трудностей в процессе освоения иностранного языка, но и в дальнейшем позволил скорректировать нашу работу в течение года. Насколько она была успешна и достигла ли своей цели, покажет повторное анкетирование в конце 2 курса обучения.

Список литературы:

1. Gardner R.C. The Attitude/Motivation Test Battery: Technical Report.

University of Western Ontario, 1985. 26 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.