Научная статья на тему 'Измерение характеристик экономики, основанной на знаниях'

Измерение характеристик экономики, основанной на знаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Измерение характеристик экономики, основанной на знаниях»

Е.А.Марыганова

Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания

ИЗМЕРЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ

Современный этап социально-экономического развития наиболее передовых стран мира все чаще называют обществом, основанным на знаниях. В нашей стране в последнее время тоже часто говорят об информационном обществе, инновационной экономике, высоких технологиях как основе развития экономики. Вместе с тем, понятие «экономики, основанной на знаниях» (knowledge economy), применяемое для определения нового типа экономики, где знания играют решающую роль, остается не всеми воспринятым в нашей стране. Вопрос о том, произошел ли переход человечества к типу развития, качественно отличающемуся от индустриального, остается дискуссионным. Необходимо выявить основные черты нового этапа общественного развития, дать критерии и показатели его количественной и качественной оценки.

Отличительной особенностью нового социума выступает проникновение знаний во все сферы жизни общества и экономики. Можно возразить, что любое общество, любая экономика основаны на знаниях. Однако именно в настоящее время произошли такие фундаментальные изменения в воспроизводственном процессе, которые дают основание многим исследователям говорить о вступлении человечества в очередную стадию социального развития. Можно предположить, что экономика, основанная на знаниях, тождественна с преимущественным развитием высокотехнологичных отраслей, информационных технологий. Однако, как отмечают специалисты, доля продукции высокотехнологичных отраслей промышленности занимает в ВВП развитых стран всего несколько процентов. Главное - не просто создание наукоемкой продукции, а продуктивное использование знаний во всех сферах общественного развития. Наиболее характерные черты общества, основанного на знаниях:

• производство и эффективное использование знаний как основного источника роста экономики;

• реализация знаний в виде высокотехнологичной продукции и высококвалифицированных услуг;

• всеобъемлющий характер инноваций, превратившихся сегодня в необходимый элемент общественного воспроизводства;

качественно новые возможности обработки, пересылки и хранения информации и

знаний;

• существенное изменение социально-экономической структуры общества, коренное изменение роли работника в производстве, появления «работника знаний»;

• превращение знаний в ключевой фактор роста общественного богатства и благосостояния населения. Отмечено, что экономика знаний в большей мере, чем обычная экономика, стирает грани между общественными и частными благами, равномернее распределяет блага между членами общества.

Чтобы измерить, насколько экономика той или иной страны отвечает перечисленным характеристикам, используются системы индикаторов. Так, систему индикаторов экономики знаний предложили специалисты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В эту систему входят следующие группы индикаторов [1,450]:

• развитие высокотехнологичного сектора экономики, его удельный вес в продукции обрабатывающей промышленности и услугах; инновационная активность;

• размер инвестиций в сектор знаний (общественный и частный), включая расходы на высшее образование, научные исследования и опытно-конструкторские разработки, а также в разработку программного обеспечения;

• разработка и выпуск информационного и коммуникационного оборудования, программного продукта и услуг;

• рост численности занятых в сфере науки и высоких технологий;

• объем и структура венчурного капитала;

• участие частного капитала в финансировании НИОКР;

• структура расходов на НИОКР по стадиям научных исследований;

• межстрановые потоки знаний, а также международное сотрудничество в области науки и инноваций;

• усиление кооперации между фирмами, научно-исследовательскими организациями и университетами;

• межстрановый обмен результатами изобретательской деятельности;

• мобильность ученых и инженеров, особенно высокой квалификации, а также студентов, уезжающих учиться в США, Англию, Германию и другие страны;

• увеличение объема финансовых операций, в том числе потоков прямых иностранных инвестиций;

• распространение инфокоммуникационных технологий, использование персональных компьютеров;

• доля высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности и высокотехнологичных услуг;

• уровень развития рыночных услуг с повышенным спросом на знания;

Экономика, Статистика и Информатика И 17 №1, 2006_

• возрастание доли высокотехнологичной продукции в товарообмене между странами, положительное сальдо ведущих стран в торговле высокотехнологичной продукцией;

• ускорение патентования результатов новых разработок и изобретений в области высоких технологий.

Предложенная система индикаторов позволяет сопоставить уровень и динамику развития экономики знаний в странах-участницах ОЭСР. Однако наиболее полный и комплексный измеритель был предложен программой «Знания для развития» (Knowledge for Development) Всемирного банка [3]. Данная методика оценки знаний (Knowledge Assessment Methodology -KAM) включает 80 структурных и качественных показателей, которые позволяют оценить не только ключевые характеристики экономики каждой страны, но и готовность стран к переходу на модель экономики, основанной на знаниях. Возможны сравнения между странами, как по отдельным показателям, так и по агрегированным индикаторам. Применяемые по этой методике агрегированные индексы характеризуют следующие основные элементы экономики, основанной на знаниях.

Экономические стимулы и институциональный режим экономики. Этот индикатор характеризует условия, в которых развивается экономика и общество в целом. Он отражает, насколько правовая среда и управленческий аппарат способствуют максимальному использованию знаний во всех сферах жизни общества.

• Образование и человеческие ресурсы. Этот агрегированный показатель характеризует уровень образованности населения, его способности к созданию, приобретению, распространению и использованию знаний.

• Инновационная система. Этот индикатор отражает степень развития связей между бизнесом и организациями, производящими знания.

• Информационные и коммуникационные технологии. Индекс характеризует возможности общества по эффективной переработке, передаче и хранению информации.

С учетом этих характеристик предложены два сводных индекса: индекс знаний (ИЗ) и индекс экономики знаний (ИЭЗ).

Индекс знаний (The Knowledge Index - KI) - индикатор способности страны производить, использовать и распространять знания. Это средняя величина из индексов образования, инноваций и информационных технологий.

Индекс экономики знаний (The Knowledge Economy Index - KEI) принимает в расчет все четыре перечисленных выше показателя и отражает, условия, созданные в стране, для эффективного использования знаний в экономическом развитии. Всемирный банк ранжирует страны по этому индексу (в сравнениях участвуют 128 стран).

В табл. 1 представлены данные по индексу экономики знаний (ИЭЗ) и индексу знаний (ИЗ) для некоторых стран мира в 2003-2004 г. [3]

Таблица 1

Индексы экономики знаний

Место в мире Страны ИЭЗ ИЗ Институциональный режим экономики Инновации Образование Инфор-Маци-онная инфра структура

1 Швеция 9,25 9,54 8,39 9,68 9,19 9,76

10 США 8,58 8,80 7,95 9,43 8,22 8,74

41 Россия 5,97 7,07 2,68 7,47 7,85 5,88

72 Китай 4,12 4,21 3,84 4,74 3,60 4,30

Как свидетельствуют данные таблицы 1, по характеристикам инноваций и образования Россия находится недалеко от наиболее развитых стран. В то же время на низком уровне находится индекс институционального режима экономики и индекс развития информационной инфраструктуры.

Рассмотрим более детально базовые показатели экономики знаний в России в сравнении с показателями Швеции, США и Китая. Такое сопоставление поможет представить оптимальные пути преодоления имеющихся в нашей стране барьеров на пути к обществу, основанному на знаниях, выявить направления эффективного использования имеющихся в России потенциальных возможностей перехода к новому обществу. Швеция - страна, находящаяся на первом месте в мире по уровню развития экономики, основанной на знаниях, и входящая в первую десятку по индексу развития человеческого потенциала. США - сверхдержава, имеющая мощнейшую в мире экономику и научно-технический потенциал, привлекающая для работы наиболее талантливых ученых со всего мира. Китай - динамично развивающаяся страна, поставившая задачу в ближайшее десятилетие догнать США по объему ВВП. Создание экономики знаний в Китае официально признано государственной стратегией.

Рассмотрим ситуацию в сфере образования, где положение нашей страны вполне приемлемо. Образование является фундаментальным фактором развития общества, основанного на знаниях. Высокообразованные, квалифицированные граждане страны - это главное условие создания, распространения и эффективного использования знаний.

К системе образования в новых условиях предъявляются специфические требования. Она должна быть гибкой и охватывать все более широкие слои населения, обеспечивать рост

Экономика, Статистика и Информатика И 19 №1, 2006_

доли высококвалифицированных специалистов в составе рабочей силы. Важная особенность современной ситуации в сфере образования порождена значительным сокращением жизненного цикла знаний, быстрым устареванием квалификации, профессиональных навыков. Следствием этого становится необходимость постоянного обновления знаний. Уходит в прошлое традиционная модель обучения, когда знания получались и накапливались в молодости на протяжении определенного ограниченного времени, а потом использовались на протяжении всего трудового периода жизни. В 1996 г. министрами образования стран-членов ОЭСР была принята концепция «непрерывного обучения для всех», согласно которой выпускники учебных заведений будут возвращаться в систему образования для обновления знаний, приобретения новых навыков, необходимых для повышения квалификации в соответствие с модернизацией производства, постоянным внедрением новых видов продуктов. Наконец, в условиях глобализации, усиления обмена знаниями, все большее значение приобретает проблема качества образования, получаемого учащимися в учебных заведениях разных стран. Как следствие, возникает проблема международного признания дипломов, выдаваемых учебными заведениями отдельных стран.

В табл. 2 представлены показатели, отражающие ситуацию в сфере образования в выбранных странах.

Таблица 2

Составляющие показателя «образование» в ИЭЗ по последним данным (2003-2004 гг.)

Показатели Россия Швеция США Китай

Уровень грамотности взрослого населения (% в возрасте 15 и выше) 99,59 100,0 100,0 90,92

Вовлеченность в среднее образование 91,96 145,72 92,96 67,18

Вовлеченность в высшее образование 69,79 76,15 81,35 12,72

Доступ школ к интернету 3,60 6,10 6,00 3,80

Государственные расходы на образование (% от ВВП) 3,10 7,30 5,70 2,20

Квалифицированные рабочие и техники (% от рабочей силы) 30,74 37,91 19,36

Качество научного и математического образования 5,10 4,50 4,50 4,20

Обучение персонала 3,20 5,80 5,80 3,50

«Утечка мозгов» 3,20 4,50 6,40 3,80

Анализ данных, приведенных в таблице позволяет сделать вывод, что при традиционно высоком качестве математического и научного образования (коэффициент 5,10 для России при

4,50 для Швеции и США), повышающейся включенности населения в среднее и высшее образование (так, в 1995 г. в России эти показатели составляли соответственно 87,00 и 42,00 [2,144] против 91,96 и 69,79 по последним данным) Россия существенно отстает от стран-лидеров по коэффициенту доступа школ к Интернету, государственным расходам на образование, обучению персонала.

Российский показатель инноваций в индексе экономики знаний также находится на достаточно высоком уровне. Вместе с тем, при рассмотрении некоторых его составляющих можно увидеть, что Россия существенно уступает передовым странам в расходах на развитие научно -исследовательской деятельности, научных публикациях, патентах, признанных на мировом уровне (см. таблицу 3). Слабым звеном российской экономики является использование получаемых знаний в производстве. Так, сотрудничество между университетами и частными фирмами в России оценено коэффициентом 3,2 против 5,7 в США и 5,0 в Швеции, применение технологий на уровне фирм - 4,4 против 6,3 в США и 5,7 в Швеции, расходы на НИОКР частного сектора - 3,3 против 5,9 в США и 5,3 в Швеции. Слабо развит венчурный капитал. По этим Россия уступает не только ведущим странам мира, но и Китаю, чьи индикаторы экономики знаний в целом ниже российских.

Таблица 3

Составляющие показателя «инновации» в ИЭЗ по последним данным (2003-2004 гг.)

Показатели Россия Швеция США Китай

Валовые иностранные прямые инвестиции (в % от ВВП) 1,91 13,79 3,58 5,08

Количество ученых, занятых в сфере НИОКР (на млн. нас.) 3414,59 5171,46 4525,87 633,02

Общие расходы на НИОКР (% от ВВП) 1,24 4,27 2,67 1,23

Сотрудничество между университетами и частными компаниями 3,20 5,00 5,70 3,90

Статьи в научно-технических журналах (на млн. населения) 109,47 1159,66 704,02 16,49

Патенты, признанные в США (на млн. населения) 1,21 154,39 320,70 0,46

Доступность венчурного капитала 2,90 4,50 5,90 2,90

Доля высокотехнологичной продукции в экспорте обрабатывающей промышленности 18,86 15,39 30,81 27,10

Расходы на НИОКР частного сектора 3,30 5,30 5,90 3,60

Использование новейших технологий на уровне фирм 4,40 5,70 6,30 5,00

В таблице 4 приведены некоторые показатели развития информационно-коммуникационной инфраструктуры. Ее материальная база в России укрепляется. Количество компьютеров на 1000 населения повысилось с 17,6 в 1995 [2,144] до 131,8 по последним данным. Количество пользователей Интернета в расчете на 10 000 населения за тот же период повысилось с 15 [2,144] до 1109,57. Быстро повышается количество мобильных телефонов: по этому показателю наша страна приближается к уровню США.

Вместе с тем, Россия существенно отстает от передовых стран по использованию Интернета бизнесом и расходам на информационно-коммуникационную структуру.

Таблица 4

Составляющие показателя «информационная и коммуникационная инфраструктура» в

ИЭЗ по последним данным (2003-2004 гг.)

Показатели Россия Швеция США Китай

Телефоны на 1000 населения 768,80 1797,90 1208,80 492,80

Мобильные телефоны на 1000 населения 516,10 1032,20 609,70 254,90

Компьютеры на 1000 населения 131,80 761,40 740,60 40,30

Пользователи Интернета на 10000 нас. 1109,57 7546,00 6228,00 715,75

Использование Интернета бизнесом 3,30 5,90 6,40 3,50

Расходы на информационную и коммуникационную структуру в % к ВВП 3,69 7,00 8,80 5,30

Данные таблицы 5 демонстрируют слабые места в институциональном режиме России. Это защита интеллектуальной собственности, высокие затраты на организацию бизнеса. На особенно низком уровне по сравнению с передовыми странами находятся показатели качества государственного регулирования (основывается на оценке эффективности контроля за ценами, регулирования банковской деятельности, внешней торговли, развития бизнеса), исполнения законов (основывается, в частности, на оценке криминальной обстановки), контроля коррупции и пр. Между тем, для создания экономики, основанной на знаниях первостепенное значение имеет соответствующая правовая и экономическая среда, способствующая созданию и применению знаний.

В целом, оценивая готовность России вступить на путь развития общества, основанного на знаниях, можно сделать вывод, что страна имеет для этого значительный потенциал, обусловленный достаточно высоким уровнем образования и приемлемыми позициями в развитии инновационной системы. Главным тормозом, сдерживающим продвижение страны к новому уровню общественного и экономического развития, выступает несовершенство институцио-

нальной среды: высокие административные барьеры, низкая эффективность государственного регулирования экономики.

Таблица 5

Индикаторы экономического развития и составляющие показателя «институциональный

режим экономики» в индексе экономики знаний по последним данным (2003-2004 гг.)

Показатели Россия Швеция США Китай

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Темпы прироста ВВП 6,86 2,50 2,78 8,52

ВВП на душу населения 9863,00 29499,00 39618,00 5495,00

Валовые капвложения в % от ВВП 20,87 17,02 19,10 39,45

Тарифные и нетарифные барьеры 3,50 2,00 2,00 3,00

Защита интеллектуальной собственности 2,40 5,60 6,40 3,20

Значимость банков в экономике 4,20 6,40 6,70 3,80

Затраты на регистрацию бизнеса (% ВНД на душу населения) 5,00 0,70 0,50 13,60

Число дней, необходимых для организации бизнеса 33,00 16,00 5,00 48,00

Качество государственного регулирования -0,51 1,54 1,22 -0,45

Исполнение законов -0,70 1,85 1,58 -0,47

Эффективность правительства -0,21 1,92 1,80 0,11

Политическая стабильность -0,85 1,38 0,47 0,07

Контроль коррупции -0,72 2,20 1,83 0,51

Требуется также значительное ускорение роста материально-технической базы экономики, в частности, преимущественное развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры.

Литература

1. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестник Российской академии наук. - 2003. - № 5 том 73. 450

2. О развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год: доклад / под общ. ред. проф. С.Н.Бобылева. - М.: Весь мир , 2004.

3. Сайт Всемирного банка: http://info.worldbank.org/etools/kam2004/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.