Научная статья на тему 'Измерение эффективности и оптимизация бизнес-процессов в транснациональных предприятиях'

Измерение эффективности и оптимизация бизнес-процессов в транснациональных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / BUSINESS PROCESS / МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ECONOMIC EFFICIENCY / ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / QUALITY SERVICES / ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION / MODELS OF BUSINESS PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гамидов Гамид Инсаф Оглы, Рзаев Анар Яшар Оглы, Гусейнли Айтан Тайяр Кызы, Шамхалова Самира Октай Кызы

Экономические реформы, проводимые в Азербайджане, повысили внимание к проблеме качества. На данный момент основной проблемой предприятий является выпуск конкурентоспособной продукции. Чтобы решить данную проблему, предприятия должны определить бизнес-процессы, которые отражает в себе систему контроля качества. Наличие системы качества, правильно определяющей бизнес-процессы увеличивает вероятность успеха предприятий на внешних рынках. В связи с этим эта статья посвящается правильному управлению и оптимизации бизнес-процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Измерение эффективности и оптимизация бизнес-процессов в транснациональных предприятиях»

ECONOMICS

Performance measurement and optimization of business-processes in multinational enterprises Hamidov H.1, Rzayev A.2, Huseynli A.3, Shamkhalova S.4 (Republic of Azerbaijan) Измерение эффективности и оптимизация бизнес-процессов в транснациональных предприятиях Гамидов Г. И.1, Рзаев А. Я.2, Гусейнли А. Т.3, Шамхалова С. О.4 (Азербайджанская Республика)

'Гамидов Гамид Инсаф оглы /Hamidov Hamid - доктор философии по экономике, доцент, кафедра управления бизнесом;

2Рзаев Анар Яшар оглы /Rzayev Anar - доктор философии по экономике, старший преподаватель, кафедра международной экономики;

3Гусейнли Айтан Тайяр кызы /Huseynli Aytan - доктор философии по экономике, старший преподаватель;

4Шамхалова Самира Октай кызы /Shamkhalova Samira - доктор философии по экономике, преподаватель,

кафедра управления бизнесом, Азербайджанский государственный экономический университет, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: экономические реформы, проводимые в Азербайджане, повысили внимание к проблеме качества. На данный момент основной проблемой предприятий является выпуск конкурентоспособной продукции. Чтобы решить данную проблему, предприятия должны определить бизнес-процессы, которые отражает в себе систему контроля качества. Наличие системы качества, правильно определяющей бизнес-процессы увеличивает вероятность успеха предприятий на внешних рынках. В связи с этим эта статья посвящается правильному управлению и оптимизации бизнес-процессов.

Abstract: the economic reforms carried out in Azerbaijan, increased attention to the quality problem. At the moment, the main problem of business is the production of competitive products. To solve this problem, companies should define business processes, which reflect the quality control system. Availability of quality system correctly identifies the business processes increases the probability of success of companies in foreign markets. Therefore, this article is dedicated to the proper management and optimization busine processes.

Ключевые слова: бизнес-процесс, модель бизнес-процессов, экономическая эффективность, высококачественные услуги, оптимизация.

Keywords: business process, models of business process, economic efficiency, quality services, optimization.

Одной из основных целей бизнеса является сокращение расходов и повышение качества информации. Для этого требуется урегулирование проводимых работ в стандартизации деятельностей, формировании производственного механизма в едином направлении, а также минимизация ошибок в управлении. С этой точки зрения оценивание экономической эффективности бизнес-процессов, может способствовать повышению конкурентоспособности.

ERP-системы (Enterprise Resource Planning System) в управлении ключевыми бизнес-процессами, которые включают в себя описание математических основ различных уровней бизнес-процессов и внедрения автоматизированных систем управления может стать основой для разработки математического программного обеспечения. Всё это, из-за снижения роли интуитивных решений и за счёт возрастания научного вклада способствует повышению эффективности управления и повышает актуальность [3].

Бизнес-процесс - это взаимосвязь деятельности какой-либо организации для достижения определенных результатов. Для компании, занимающейся, производством его бизнес-процессами могут быть производство, планирование, закупка, финансы и др. В бизнесе процессы имеют входы и выходы. Как правило, процессы планируются в соответствии с условиями управления. Если возникнут трудности в определении соответствия требованиям конечной продукции и если будет определено, что это не является экономически эффективным, то в таком случае, процессы будут относиться к категории «Специальные процессы». Как результат бизнес-процессов можно отметить предлагаемые услуги; производимые или ввозимые товары и продукции, готовое программное обеспечение, технические средства, материалы и полуфабрикаты для вторичного производства.

Процесс «Dictionary Larousse» выражается как закономерность определенных действий и движений. Согласно Жаблонскому, это название дано комплексу последовательной деятельности взаимосвязанных импутов, которые следуют друг за другом.

Прежде мы отметили, что одним из главных целей бизнеса является сокращение расходов обслуживания и повышение качества деятельности. Для этого требуется урегулирование проводимых работ в стандартизации деятельностей, формировании производственного механизма в едином направлении а также минимизация ошибок в управлении. В связи с этим, общая модель бизнес-процессов (BPUM) может быть принята как гибкий инструмент для определения и анализа процессов необходимые для деятельности бизнеса.

Основная цель применения BPUM обеспечение базы развития процессов согласовано со стандартной терминологией. BPUM считается одной из стандартных моделей, которая используется в управлении процессами в Европейских странах, обладающая очень динамической структурой. Модель, в зависимости от характера бизнеса, позволяет деятельности координацию с человеческими ресурсами, а также создание системы на основе определенной технологической схемы. Например, осуществляется определение спроса на показатели, предусмотренные в рамках деятельности, проектирования, создания системы обслуживания, сбора сведений (информаций), обработки, анализа, распространения, архивирования и оценки [1].

В сущности, оценивание экономической эффективности бизнеса требует расчета затрат отдельных его типов. В зависимости от типа бизнеса, используя расчеты затрат можно измерить стоимость деятельности. Расчет затрат в зависимости от типа деятельности является методологией расчета по распределению деятельности а не по расчетам товаров и услуг. На самом деле деятельность это часть работы или заданий, происшествий осуществляемые с определенной целью. Расчет стоимости деятельности не отменяет или же не изменяет сумму расходов. В нем содержится информация об использовании фактических затрат. Расчет стоимости различной деятельности в процессах, проводяться в следующих этапах:

- определяется деятельность по процессам;

- определяется стоимость по каждой деятельности;

- определяется носитель стоимости по каждой деятельности;

- рассчитываются нормы косвенных затрат;

- затраты распределяются на работу.

Принимая во внимание вышесказанное, подсчитаем стоимость процессов по «Кредитному департаменту» банковского сектора, являющимся организационно-правовой формой «Открытого Акционерного Общества». Во-первых, следует сгруппировать общее рабочее время и фактическое рабочее время (см. схему 1):

Рис. 1. Схема - Общее рабочее время и фактическое рабочее время

Следует отметить, что для регулярного проведения анализа по кредитным рынкам, совершенствования кредитной политики и условий продукции в соответствии с рыночными изменениями, в том числе для регулярной подготовки предложения о новых продуктах, обеспечивающая беспрерывный приток крупных кредитов и их оценки, а также для прослеживания внедрения системы внутреннего контроля требуется подсчет по отдельной стоимости процесса выдачи кредитов [2].

Фактическое время работы каждого работника по различным должностям в кредитном департаменте рассчитаны в нижеследующей таблице. (см. табл. 2)

После расчета фактического рабочего времени каждого сотрудника кредитного департамента, работающего в различных должностях можно рассчитать общую стоимость процесса. Как видно из таблицы 2, сумма средней стоимости по минутам сотрудника кредитного департамента округляется до 0,17.

Таблица 2. Фактическое время работы каждого работника по различным должностям в кредитном департаменте

Сотрудник банка (кредитный департамент)

Предварительные рабочие дни (52*5) 260

Отпуск/Праздники (4 недели) 20

Остальные рабочие дни 240

Бюллетень/Семинары 10

Фактические рабочие дни/годовой 230

Часы/Недели 40

Часы/дни 8

Часы/годовой 1,840

Минуты/годовой 110,400

Для других календарей 10%

Оставшиеся минуты 99,360

Потраченные для личных нужд 10%

Фактические годовые рабочие минуты 89,424

Расходы по стоимости рабочей силы труда 12000

Расходы по стоимости минуты трудовой силы 0.134

Смета материальных затрат 25%

Материальная стоимость по каждому сотруднику 3000

Материальная стоимость по каждой минуте 0.034

Сумма средней стоимости/минута 0.168

Источник: разработан автором на основе кадровой документации

По аналогии средняя стоимость по минутам рассчитывается у главы отдела по документации (0,15), у кредитного менеджера (0,25). Принимая во внимание указанные выше значения, можно рассчитать величину общего процесса кредитного управления. (см. табл. 3)

В кредитном департаменте стоимость общего процесса было установлено в 17.26. Расчет стоимости процесса по основным структурным подразделениям бизнеса выполняется в основном с целью повышения эффективности операций и оптимизации бизнес-процессов. А это является важным методом эффективного представления высококачественных услуг, с наименьшими затратами и в короткие сроки.

Чиновник отдела Директор отдела документации Кредитный менеджер Менеджер по минутам Время процесса Стоимость процесса

Клиент хочет

получить потребительский

кредит

Проводит встречу с клиентом 0.17 20.0 3.40

Помогает в

заполнении 0.17 15.0 2.55

кредитного бланка

Передает бланк в отдел 0.17 1.5 0.26

документации

Проверяет форму заявки 0.15 3.0 0.45

Анализирует кредитный перевод и финансовое 0.15 15.00 2.25 17,26

состояние

Проверяет и принимает 0.25 10.0 2.50

заявку

Готовит

кредитный 0.15 15.0 2.25

договор

Открывает кредит в 0.15 7.00 1.05

системе ИТ

Клиент

подписывает 0.17 5.00 0.85

договор

Представляет клиенту кредит 0.17 10.0 1.70

Источник: разработан автором на основе кадровой документации.

Процесс оптимизации осуществляется в процессе детального анализа и обсуждения с заинтересованными сторонами. Оптимизация в основном проводится последовательно следующим образом:

> Процесс анализируется.

> Подготавливается отчет по анализу процесса, определяется время для обсуждения с заинтересованными сторонами и оправляется им отчет.

Совместно с заинтересованными сторонами анализируются недостатки в процессе. В итоге анализа, подготавливается отчет по оптимизации а также его бизнес-план и представляется на рассмотрение Совету Правления. После утверждения бизнес-плана и отчета под руководством «Уполномоченной Комиссии» осуществлется план работы.

«Уполномоченная Комиссия» по согласованию с Департаментом финансов один раз в году дает отчет Совету Правления о результатах оптимизации и эффективности процессов.

Процесс оптимизации проводится для повышения эффективности наиболее важных операций бизнес-подразделений. Это создает основу эффективного представления высококачественных услуг с наименьшими затратами и в короткие сроки.

Литература

1. Bandara W., Gable G. G. & Rosemann, M. (2005). Factors and Measures of Business Process Modeling: Model Building Through a Multiple Case Study. European Journal of Information Systems, 14(4), 347-360.

2. Becker J. & Schütte R. (2004). Handelsinformationssysteme (in German: Retail Information Systems) (2nd ed.). Landsberg/Lech, Germany: Moderne Industrie.

3. BPMI.org, & OMG. (2006). Business Process Modeling Notation Specification. Final Adopted Specification. Retrieved February 20, 2006.

4. CCTA (2000). Service Support. IT Infrastructure Library Series. London: The Stationery Office Books.

Challenges of business education in Kazakhstan Ibrayeva E.1, Ibrayev A.2 (Republic of Kazakhstan) Задачи бизнес-образования в Казахстане Ибраева Э. А.1, Ибраев А. Т.2 (Республика Казахстан)

'Ибраева Эльмира Алпамысовна /Ibrayeva Elmira — доктор исторических наук, магистр экономики,

ассоциированный профессор, факультет экономики и права, Международная образовательная корпорация;

2Ибраев Алпамыс Туякович /Ibrayev Alpamys — доктор физико-математических наук, профессор,

кафедра электроники,

Казахский национальный исследовательский технический университет им. К. И. Сатпаева, г. Алматы, Республика Казахстан

Abstract: the article investigates major challenges for business education in Kazakhstan. The author discusses necessity to make business studies flexible and adaptable to local business needs and to make programs and courses of higher quality and more practically oriented.

Аннотация: статья рассматривает главные задачи для бизнес-образования в Казахстане. Обсуждается необходимость обеспечить гибкость обучения в бизнес-школах, адаптировать его содержание к местным потребностям бизнеса, а также совершенстовать учебные программы и курсы, повышая их качество и практичность.

Keywords: business education, flexibility, standards, curriculum, practical, quality, networking, career. Ключевые слова: бизнес образование, гибкость, стандарты, практический, качество, установление контактов, карьера.

Modern business education in Kazakhstan is constantly changing and improving, adapting to the local needs of businesses and to dynamically changing business environment of Kazakhstan. At the same time, education is based on global trends and standards and is aimed at satisfaction of the professional needs of citizens and of the labor market. Business schools in Kazakhstan face many challenges nowadays, especially in 2015-2016 - the years of economic crisis in the country. The main problem of institutions offering business education is the demand for their graduates in the labor market, which in the years of crisis is tough, and the market is highly competitive. It is logical, that to make their graduates competitive, it is necessary for business schools to cooperate with the employers, to know the requirements of companies to their human resources, the skills that are currently demanded.

Business schools should monitor the market, interview the top-managers of local and international companies, organize meetings with the top-managers and HR mangers with students, so that students also understand the modern trends and requirements, and constantly rework syllabi and course contents and program contents. Moreover, it is possible to invite entrepreneurs and corporate representatives to take part in course and program revision.

"One of the most important priorities in the development of economic education in Kazakhstan is more active and enhanced cooperation of educational institutions with employers, intensive collaboration of the education with business". [1, p. 167] Thus, if you are in the market of business education it is continuous improvement and adapting to dynamic business environment.

Let us analyze the ranking of the best business schools in Europe, North America and Asia, which was published by The Economist. We will see that the main criteria in the preparation of school rankings were career opportunities, quality of education and qualification of teachers, increased income of graduates, new contacts and networking [2, p. 77]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

According to these criteria, business schools should take care of the careers of their graduates and provide networking opportunities for them. As Serikbay Bisekeev, the successful entrepreneur, famous in Russia and Kazakhstan, mentioned in his speech at Bolashak business forum on May 28, 2016 in Almaty, Kazakhstan, that entrepreneurs, practicing business for several years, go to prominent business schools for MBA, mainly, for contacts, as building useful ties may expand their business opportunities. Thus, providing conditions for networking and training key "soft" skills is vital for the success of business school. "Training effective communication skills, being a demand for business, became the part of world business schools' curricula" [3, p. 12].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.