Научная статья на тему 'Изменяя гражданство: перемещенные лица из Восточной Европы на пути в эмиграцию'

Изменяя гражданство: перемещенные лица из Восточной Европы на пути в эмиграцию Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменяя гражданство: перемещенные лица из Восточной Европы на пути в эмиграцию»

Себастиан Шонеманя

Изменяя гражданство: перемещенные лица из Восточной Европы на пути в эмиграцию

I. Введение

В начале 1947 г. политика в отношении перемещенных лиц (англ. DP — Displaced Persons) значительно изменилась. До 1947 г. основным направлением работы Объединенных комиссий в отношении перемещенных лиц была репатриация. После же 1947-го те, кто все еще жил в лагерях для перемещенных лиц и уже показал свое нежелание быть репатриированными, все больше желали воспользоваться возможностью эмигрировать. Основная часть этих перемещенных лиц была родом из Восточной Европы, и эмиг-| рация виделась им единственным способом S. избежать лагерей1.

Произошедшая в 1947 г. ликвидация Ад-= министрации ООН по оказанию помощи Ш и реабилитации (UNRRA) и учреждение з 1 июля 1947 года ее преемника, Международ-§ ной Организации по делам беженцев (IRO) ■g и ее Подготовительной комиссии (PCIRO), I обеспечили возможность реализации на £ практике этих изменений в политике, так = как возможность эмиграция теперь была i упомянута в уставе IRO, хотя репатриация I все еще рассматривалась в качестве основ-I ного подхода2.

| Предложение эмиграции означало слож-= ную процедуру отбора кандидатов из числа § перемещенных лиц; важный момент заклю-| чался в подтверждении статуса лица как име-g. ющего права на международную поддержку. ! Данная статья освещает процесс принятия ! решения в отношении пригодности переселенных лиц из Восточной Европы к эмигра-§ ции, а также рассматривает проблему само-3 определения перемещенных лиц в качестве будущих эмигрантов в ходе этого процесса. s Точнее говоря, внимание сосредоточено на | формах заявки на эмиграцию — так называ-Jj емых з аявках в Объединенную организ ацию <3 по делам беженцев по программе «Забота и i поддержка» — в качестве исторического ис-i точника для исследований по вопросу изме-!з нения самовосприятия перемещенных лиц,

поскольку эти заявки отражали автобиографию, опыт гонений в годы войны и решение отказаться от репатриации в рамках политической системы координат послевоенной Восточной Европы. Более того, эти документы являются детальной иллюстрацией к ответам ООН на так называемую проблему беженцев, потому что они выявляют не только административную процедуру и критерии для эмиграции, но также правила, согласно которым строились отношения между переселенцами и представителями ООН.

Признание пригодности для эмиграции на время открывало беженцам путь, который в итоге давал им возможность получить новое гражданство. С самого начала процедура подачи заявки предполагала комплексную оценку правового статуса заявителей, их запросов и их жизней в военные годы и сразу после войны, а также возможность выйти за рамки границ их бывшей родины.

II . Оккупационная политика и перемещение

Война нацистской Германии против Советского Союза и новых присоединенных к нему территорий и республик велась как война на уничтожение идеологического и расового противника. Она основывалась на идее «приобретения» новых земель на востоке как для создания германских поселений, так и для получения ресурсов, идее, широко известной как идеология «пространства для жизни» (нем. Lebensraum). Основываясь на расовом разделении на «этнических германцев» (нем. Volksdeutsche), «инородцев» и евреев, Германия нарушала международное право национальной принадлежности и гражданства на оккупированных терри-ториях3. После первоначальной отмены регулирования гражданских прав вследствие террора и дискриминационных декретов означенные группы подвергались преследованиям, лишению свободы, эксплуатации и убийствам.

Одним из наиболее тщательно проработанных планов, предназначенных для Восточной Европы, был позорный «План "Ост"», подготовленный РСХА в период между 1939/1940 и 1942 гг.. «Эксперты» и профессионалы в стратегическом планировании наметили тактику установления «нового порядка» в Европе, управляемой германским законом. Эта тактика предусматривала германизацию завоеванных народов, что подразумевало массовые депортации, высылки и уничтожение коренного населения, особенно евреев. Немногих из тех, кого бы оставили в их странах, планировалось низвести до уровня бесправных рабочих — рабов для своих германских ко-лонизаторов4.

В 1942 г. убежденность в том, что население оккупированных территорий может служить источником рабочей силы для промышленности, приобретала все большее значение. Она привела к проведению жестоких рейдов «трудовой мобилизации» и чудовищным массовым депортациям. Число этих депортаций в Рейх увеличилось летом 1944 года, когда Германия впервые была вынуждена ликвидировать свои концентрационные лагеря в Польше, Эстонии, Латвии и Литве.

В результате этих «эвакуационных» перевозок и принудительных депортаций рабочей силы с востока на запад, огромное количество депортированных лиц стало в прямом смысле слова перемещенными: они оказались в стране, имея небольшое количество социальных связей с внешним миром или вообще не обладая таковыми, а также не зная языка этой страны5.

III . освобождение, репатриация и эмиграция

В 1944 г. в силу разных причин национал-социалистическое руководство решило, что все лагеря, которые могут быть освобождены союзными войсками в ближайшее время, следует ликвидировать, и в них не должно остаться ни заключенных, ни каких либо улик, свидетельствующих о нацистских преступлениях. Это решение привело к тысячам погибших в ходе смертных маршей; общее число умерших в результате этой акции превысило количество заключенных в некоторых концентрационных лагерях Германии.

После капитуляции Германии большинство из освобожденных заключенных

остались перемещенными. Более того, большинство из них находилось в странах, виновных в совершении преступлений. Уже в 1944 г. власти западных союзных войск, в том числе Верховное главнокомандование экспедиционных сил союзников в Западной Европе (SHAEF), организация-основатель Центральной поисковой службы в начале 1945 года и первое поисковое агентство и предшественник ITS (Международной поисковой службы — International Tracing Service), задумывались над положением переселенцев. Все союзные ведомства видели в репатриации подходящую возможность решить «проблему» беженцев и перемещенных лиц6. В итоге UNRRA было поручено оказывать поддержку в процессе репатриации граждан ее стран-участниц. UNRRA непосредственно занималась следующими вопросами: «(1) заявками тех <...>, кого обязали покинуть свои дома в силу военных условий и кто оказался на освобожденной или завоеванной территории; <...> заявками тех, кто не имеет гражданства, кто был | перемещен со своих мест постоянного про- S живания в результате войны в стране, граж- £ данами которой они являются, с целью вер- = нуть в их места проживания<.. .>»7. Ш

В 1946 г. стало очевидно, что не все пе- з реселенцы согласны, чтобы их вернули в их I бывшие родные земли. Ликвидация UNRRA стала удобным поводом, чтобы перефор- | мулировать правовые подходы к проблеме £ эмиграции. В уставе преемника UNRRA — = международной Организации по делам бе- i женцев (IRO) — можно найти определение | беженцев и перемещенных лиц в качестве | групп, которые представляют интерес для | IRO8. Таким образом, термин «беженец» = «применяется к лицу, которое покинуло или § находится за пределами своей страны проис- | хождения или прежнего постоянного места £ жительства»; термин «перемещенное лицо» | «применяется к лицу, которое в результа- | те действий властей или режима <...> было депортировано или обязано покинуть свою § страну происхождения или прежнее пос- 3 тоянное место жительства, как, например, J лица, принужденные к каторжной работе s или депортированные по расовым, религиоз- | ным или политическим причинам». Js

Хотя репатриация и оставалась главной <о целью IRO согласно ее уставу, возможность i эмиграции была четко определена в качес- i тве альтернативы. В уставе IRO говорится, ¡3

что каждый человек, у которого имеются «веские возражения» против возвращения в свою родную страну, должен «получить поддержку со стороны международного сообщества либо для возвращения в его страну происхождения или в прежнее постоянное место жительства, либо в поиске нового дома в любом другом месте<...>»9. Признание этих «веских возражений» было связано со строгой административной процедурой смены гражданства, которую я хочу осветить в этой далее.

IV . Заявка на новое гражданство: программа №0 «Забота и поддержка»

Когда 1 июля 1947 г. подготовительная комиссия 1К.О начала свою работу, она приняла на себя ответственность почти за 704 тыс. беженцев и перемещенных лиц10. В виду того, что эти вопросы передавались из иМК.КЛв ведение программы «Забота и поддержка» 1К.О и последующих изменений | в политике, была введена практика тоталь-3. ной регистрации11. В 1948 г. число людей, получавших помощь от 1К.О, уменьшилось до = 598 тыс. человек, большинство из них были Ш выходцами из Восточной Европы. Согласно з статистическим данным, подготовленным § 1К.О, самые большие группы беженцев были из Польши, Прибалтийских республик и Ук-| раины12. Кроме того, каждый четвертый среди этих переселенцев был евреем. = Программа «Забота и поддержка» 1К.О I была одновременно и поддержкой для 1 нуждающихся людей, и программой для | переселения беженцев или перемещенных | лиц. Если человек просил поддержки 1К.О, = то сначала он должен был подать заявку на § участие в программе в лагерях для переме-| щенных лиц13. Обычно процесс подачи за-3. явки начинался с интервью с так называе-| мым офицером по проверке пригодности14. | Податель заявки должен был подтвердить свою личность и разъяснить причины того, § почему он не захотел вернуться на свою пре-3 жнюю родину. Далее он должен был прояснить место своего проживания и работы в а военное время и сразу после войны. Кроме | того, статус подателя заявления классифи-^ цировался как «беженец» или «перемещен-<3 ное лицо» в зависимости от признания при-ж годности лица для получения поддержки £ 1К.О. После принятия конечного решения !3 администрации 1К.О относительно призна-

ния подателя заявления имеющим право на помощь ему выписывалась регистрационная карточка перемещенного лица15. Тогда у заявителя появлялась возможность жить в лагере 1К.О и на добровольной основе участвовать в курсах по профессиональной подготовке или языковых курсах, проводимых организацией.

Если какое-то государство выражало желание принять иммигрантов, 1К.О начинала переговорный процесс об условиях переселения16. После достижения договоренности такие государства обычно отправляли выборные комиссии в лагеря для перемещенных лиц17. Со стороны 1К.О перемещенные лица информировались о подобных возможностях эмиграции. После первого предварительного отбора выбранные лица перемещались в специальные центры для переселения. Там будущие эмигранты проходили повторное собеседование с государственными отборочными комиссиями. Если переселенец соответствовал критериям отборочной комиссии, он (или она) мог наконец-то эмигрировать. Обычно эмигранты прибывали в страну назначения на кораблях, поэтому им нужно было переезжать в так называемые международные центры посадки на суда Ш.О18.

Кто-то может подумать, что наиболее подверженным критике пунктом предложенной эмиграции была эта заявка, в частности признание пригодности для эмиграции. Как говорилось выше, оно было напрямую связано с мандатом 1К.О. Более того, эмиграция, а следовательно, и отказ от репатриации в качестве способа переселения зависели от причин, которые человек приводил против возможности быть возвращенным на свою родину. Признанными «вескими возражениями» против репатриации были гонения или угроза их возникновения в связи с расовыми, религиозными, национальными или политическими взглядами. Более того, если человек заявлял о семейных обстоятельствах, ставших результатом подобных гонений, то такие обоснования также при-знавались19.

Следуя этим положениям, служащий по проверке пригодности должен был выяснить два вопроса: (1) Отвечает ли заявитель критериям определения «беженец» или «перемещенное лицо»? и (2) Имеются ли у него «веские возражения» против репатриации? Данная процедура подачи заявки докумен-

решению20. В ноябре 1947 г. был организован наблюдательный совет, выполнявший функции судебного органа при работе с апелляциями внутри 1К.О. Этот наблюдательный совет перемещался между лагерями переселенцев в особой оперативной зоне для того, чтобы консультировать получивших отказ заявителей, чьи апелляции были доставлены в Женеву. В этом случае у человека, подававшего апелляцию, появлялась возможность заявить о своем деле21. После слушания советом принималось окончательное решение. Только в сомнительных случаях решение откладывалось и перенаправлялось в головной офис.

V . Ликвидация Международной организации по делам беженцев

тировалась офицерами в так называемой форме СМ-1. Вся информация о заявителе вносилась в эти формы — процедура, которая также означала и одновременное заведение дела на любого переселенца. Документы, относящиеся к полученной медицинской помощи, перемещениям между различными лагерями и, конечно, окончательному переселению, также вносились в эти формы СМ-1. К тому же, если в процедуре подачи заявки требовалось дальнейшие расследование, например, в связи с тем, что у заявителя не было документов, подтверждающих его место проживания во время войны, вся дальнейшая информация, выдаваемая администрацией 1К.О, также вносилась в эти формы СМ-1.

Эти документы очень важны для изучения по нескольким причинам. Они свидетельствовали о вынужденной миграции заявителя через определенные страны. Более того, заявитель должен был продемонстрировать изменение своей идентификации при прохождении различных проверок: он подтверждал, что он фактически является жертвой гонений и возможным эмигрантом. Он также говорил о своей национальности и гражданстве, о документах, которые могли быть утеряны или которые просто невозможно было получить в силу изменившейся политической структуры послевоенной Восточной Европы. Кроме того, форма заявки свидетельствовала о стараниях служащих по проверке пригодности при попытках идентифицировать национальную принадлежность такого заявителя.

Среди прочего случалось, что не все заявители соответствовали критериям для получения поддержки 1К.О. Обычно они не входили в группы, о которых 1К.О заботилась согласно своему мандату. На первый взгляд может показаться, что никаких документальных подтверждений отказа после подачи заявки не существует, кроме одного. Пригодность для получения помощи объявлялась специальными служащими по проверке пригодности в лагерях, согласно приказам, исходящим от Департамента здравоохранения, социальной помощи и поддержки. Для того чтобы обеспечить принятие этими офицерами справедливых решений, соответствующих принципам 1К.О, устав этой организации требовал, чтобы каждый заявитель, получивший отказ, имел возможность обратиться с апелляцией по данному

IRO была ликвидирована в январе 1952 г. Последняя проведенная ею перепись содержала 177 тыс. перемещенных лиц, все еще получавших помощь от этой организации по состоянию на 1 января 1952 г.22 После за- | крытия IRO западногерманское правитель- S ство взяло на себя заботу о перемещенных £ лицах, остававшихся в Германии. Последний = лагерь для переселенцев в Западной Герма- Ш нии, Фёренвальд, был закрыт в начале 1957 з г. Подчиняясь законам Западной Германии, I термин «перемещенные лица» был заменен на термин «бездомные иностранцы» (нем. | heimatlose Ausländer). m После того, как IRO завершила свою ра- = боту по программе «Забота и поддержка», i вся документация по ней была передана Вер- з ховному комиссару ООН по делам беженцев | (англ. United Nations High Commissioner for | Refugees (UNHCR)). Международная поиско- j= вая служба (ITS) получила часть этих доку- § ментов в 1952 г. и позднее. В итоге они пос- | лужили (и все еще служат) документальным £ доказательством работы Международной | Организации по делам беженцев. Изначально | задуманная как международное центральное поисковое агентство для жертв национал-со- § циализма, Международная поисковая система (ITS) собрала с момента начала своей де- J ятельности в 1945 году все виды документов, s которые могли бы прояснить судьбы тех, кто | подвергся гонениям. Чтобы выполнить эту Js задачу, было необходимо получить информацию о местонахождении выживших, то есть i переселенцев. Поскольку ITS управлялась i организациями, занимавшаяся проблемами ¡3

переселенцев, а именно Штабом верховного командования союзных экспедиционных сил (БЫЛЕБ), Администрацией ООН по оказанию помощи и реабилитации (иМБЛА) и Международной Организация по делам беженцев (1ЛО), она могла собрать, среди прочего, документы о регистрации переселенцев, номинальные списки состава лагерей переселенцев, транспортные и эмиграционные списки и данные по программе «Забота и поддержка» 1ЛО.

ü

ig

1 Wyman M. DPs. Europe's Displaced Persons, 1945-1951. Ithaca&London: Cornell University Press, 1998. P. 178205.

2 В энциклопедии Британика Международная Организация по делам беженцев описывается следующим образом: «(IRO), временное специализированное агентство Организации Объединенных Наций, которое в период между своим формальным основанием в 1946 г. и прекращением своей деятельности в январе 1952 г. оказывало поддержку беженцам и переселенцам во многих странах Европы и Азии, которые либо не могли вернуться в свои родные страны, либо не желали возвращаться в силу политических причин. Начав свою деятельность 1 июля 1947 года IRO продолжила работу организации-предшественника — Администрации ООН по оказанию помощи и реабилитации<...>».

3 Neumann F. Behemoth. Struktur und Praxis des Nationalsozialismus 1933-1944. Frankfurt: Fischer, 1984. P. 191-216.

4 Der Generalplan Ost: Hauptlinien der nationalsozialistischen Planungs- und Vernichtungspolitik / Ed. Mech-tild Rössler & Sabine Schleiermacher. Berlin: Akad.-Ver-lag, 1993.

5 Я акцентирую внимание на данном утверждении потому, что оно стало использоваться в послевоенный период, когда такие международные агентства, как IRO, сформулировали разницу между беженцами и переселенцами.

6 Woodbridge G. UNRRA. The history of the United Nations Relief and Rehabilitation Administration. New York: Columbia University Press, 1950. P. 469-475.

7 Ibid. P. 471.

8 Constitution of the International Refugee Organization and Agreement on Interim Measures to be taken in respect of refugees and Displaced Persons (Конституция Международной Организации по делам беженцев и Соглашение о временных мерах, применяемых в отношении к беженцам и переселенцам), 14.1.1947 (15.12.1946), Digital Archive, 6.1.1, Folder 38, 82503178, ITS Bad Arolsen.

Ibid.

Executive Secretary of the Preparatory Commission, «Report to the General Council of the International Refugee Organization, 1 July 1947 to 30 June» (Исполнительный секретарь Подготовительной Комиссии, «Отчет общему совету Международной Организации по делам беженцев, с 1 июля 1947 г. до 30 июня») (Geneva: Palais des Nations, 1948). Ibid.

На 30 июня 1948 г. примерно 250 тыс. человек из Польши, 135 тыс. из Прибалтики и 90 тыс. из Украины получали помощь по программе «Забота и поддержка» Международной Организации по делам беженцев. IRO, «The facts about refugees» (IRO, «Факты о беженцах») (Geneva: Palais des Nations, 1948). Эта заявка называлась «Заявка на получение помощи от Международной Организации по делам беженцев (IRO)» («Application for IRO Assistance»). За процедуру подачи заявок отвечал Департамент здравоохранения, социальной помощи и поддержки Международной Организации по делам беженцев (IRO). В архивах Международной поисковой службы (ITS) содержится примерно 350 тыс. файлов CM-1. Лицо, которое признавали не подходящим для получения помощи от Международной Организации по делам беженцев (IRO), имело право подать апелляцию по данному решению в наблюдательный совет по апелляциям о пригодности. IRO, «The facts about refugees» (IRO, «Факты о беженцах») (Geneva: Palais des Nations, 1948).

' Существует два вида регистрационных карточек переселенцев. После признания статуса переселенца выпускалась регистрационная карточка DP-2 общего назначения. Другой вид карточек — это карточка сборного пункта, которая выдавалась по прибытии в Сборный пункт Международной Организации по делам беженцев (IRO). Оба вида карточек можно найти в архиве Международной поисковой службы (ITS). IRO, «Emigration aus Europa, ein Bericht der Erfahrungen» (Geneva: IRO, 1951. P. 42-62). Отдел по вопросам репатриации и переселения Международной Организации по делам беженцев (IRO) отвечал за ведение переговоров по вопросам иммиграции с различными государствами от имени Международной Организации по делам беженцев (IRO). IRO, «The facts about refugees» (IRO, «Факты о беженцах») (Geneva: Palais des Nations, 1948). Со стороны Администрации Международной Организации по делам беженцев (IRO) единственным доступными сводными данными о финальном этапе процесса эмиграции является информация о числе признанных иммигрантов по национальному признаку. До 31 декабря 1950 г. США, Австралия, Израиль, Канада, и Великобритания разрешили самые высокие квоты на иммигрантов. IRO, «Emigration aus Europa,

ein Bericht der Erfahrungen» (Geneva: IRO, 1951. P. 35). Архивы Международной поисковой системы (ITS) содержат два вида документации, касающейся финальной части эмиграции. В Переселенческом центре составлялись последние номинальные списки отбывающих переселенцев. Другой номинальный список создавался в Центре посадки на суда, когда эмигранты регистрировались на борт корабля. Дословно в конституции говорится следующее: «[Л]ица подпадают под опеку Организации <...>, если они могут быть репатриированы <...>, или они четко выразили, при получении полной свободы и после получения полной информации о всех фактах, включая соответствующую информацию от Государств своих стран происхождения или бывших мест постоянного жительства, веские возражения против возвращения в эти страны. Следующее должно рассматриваться в качестве веских возражений: (1) гонения, или страх, основанный на разумных основаниях возникновения подобных гонений в виду расовых, религиозных, национальных или политических различий <...>; (2) Возражения

политического толка, оцененные Организацией (ООН) в качестве «обоснованных» <...>; (3) <...> семейные причины, ставшие результатов возникших до этого гонений <...>» Конституция Международной Организации по делам беженцев и Соглашение о временных мерах должны приниматься во внимание в отношении беженцев и переселенцев, 14.1.1947 (15.12.1946), Digital Archive, 6.1.1, Folder 38, 82503178, ITS Bad Arolsen.

20 Исполнительный секретарь Подготовительной Комиссии, «Отчет общему собранию Международной Организации по делам беженцев, с 1 июля 1947 по 30 июня» («Report to the General Council of the International Refugee Organization, 1 July 1947 to 30 June») (Geneva: Palais des Nations, 1948. P. 44-46).

21 После первого года работы Международной Организации по делам беженцев (IRO) примерно 6 тыс. заявок были переданы в Женеву. Фонды архива международной поисковой службы (ITS) содержат информацию о некоторых подобных случаях.

22 Wyman M. DPs. Europe's Displaced Persons, 1945-1951. Ithaca&London: Cornell University Press, 1998. P. 202.

ü

ig

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.