Научная статья на тему 'Измененное состояние сознания при свадебных причитаниях'

Измененное состояние сознания при свадебных причитаниях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
296
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Ключевые слова
ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ / СВАДЕБНЫЕ ПРИЧИТАНИЯ / ТРАНСОВАЯ ТЕХНИКА / ALTERED STATES OF CONSCIOUSNESS / WEDDING LAMENTATIONS / TRANCE TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черенкова Любовь Юрьевна

Статья посвящена изменению состояния сознания невесты при причитаниях на свадьбе. Проанализированы виды измененных состояний сознания применительно к свадебным плачам. Сделан акцент на понимании свадебных причитаний как трансовой техники

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

article focuses on changes in the state of consciousness of the bride at the wedding lamentations. Analyze the types of altered states of consciousness in relation to the wedding crying. Emphasis is placed on understanding the wedding laments like trance techniques

Текст научной работы на тему «Измененное состояние сознания при свадебных причитаниях»

Altered state of consciousness at the wedding lamentations Cherenkova L. (Russian Federation) Измененное состояние сознания при свадебных причитаниях Черенкова Л. Ю. (Российская Федерация)

Черенкова Любовь Юрьевна / Cherenkova Ljubov' - магистр (педагогическое образование), Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова, г. Чехов

Аннотация: статья посвящена изменению состояния сознания невесты при причитаниях на свадьбе. Проанализированы виды измененных состояний сознания применительно к свадебным плачам. Сделан акцент на понимании свадебных причитаний как трансовой техники.

Abstract: article focuses on changes in the state of consciousness of the bride at the wedding lamentations. Analyze the types of altered states of consciousness in relation to the wedding crying. Emphasis is placed on understanding the wedding laments like trance techniques.

Ключевые слова: измененные состояния сознания, свадебные причитания, трансовая техника. Keywords: altered states of consciousness, wedding lamentations, trance techniques.

Изменение состояния сознания - междисциплинарная проблема, которой занимаются такие науки, как психология, генетика, психиатрия, физиология, филология и другие.

Измененные состояния сознания (ИСС) - это способ адаптации сознания к преобразованиям внешних обстоятельств. Они разделяются на:

1) искусственно вызываемые - образуются вследствие применения психоактивных веществ либо психоактивных процедур (психоделики, депривация сна);

2) спонтанно возникающие - возникают при стандартных или непривычных, но естественных для определенного человека обстоятельствах (при засыпании либо сильном напряжении, при родах);

3) психотехнически обусловленные - сопутствуют процессам психической регуляции или саморегуляции в современной психотерапии, регуляции посредством экстрасенсорного влияния, а также религиозно -магических обрядов в традиционных культурах и субкультурах. Обычно делают акцент на возбуждающих (аутогенная тренировка по Шульцу) и успокаивающих (холотропная терапия по Грофу) психотехниках [3].

Зарубежные авторы пользуются термином «Измененные состояния сознания», подчеркивая, что его следует применять только при описании психики здоровых людей, сознание которых «изменяется», но не достигает выраженных степеней, характерных для любых нарушений психики [4].

В отечественной литературе данный термин малоупотребителен.

Тем не менее наукой выделены следующие признаки ИСС:

- преобразования в мышлении,

- дезорганизация во времени,

- утрата контроля,

- искажения в эмоциональном выражении,

- перемена образа тела,

- изменение восприятия,

- трансформация смысла,

- ощущение невыразимости,

- ощущение возрождения.

В данной статье хотелось бы остановиться на изменении состояния сознания во время свадебных причитаний. Однако для начала рассмотрим некоторые типы ИСС, непосредственно относящиеся к теме статьи.

Наиболее ранней формой ИСС является шаманизм. Для вхождения в транс шаман поет свою песнь, которая повествует о его мифологии и объясняет все его действия, производимые им непосредственно в данный момент. Отрешению от обыденного состояния сознания во многом способствует бубен, удары которого могут быть быстрее и медленнее - как шаман это сам для себя чувствует.

Еще одной формой ИСС является холотропное дыхание. Этот метод разработал американский психолог Станислав Гроф. Данный метод психотерапии заключается в гипервентиляции легких за счет учащенного дыхания. Акустическая стимуляция является важной составляющей холотропного процесса. Методика холотропного дыхания часто подвергается критике среди специалистов за ее опасность для мозга (из-за гипоксии отмирают нервные клетки).

Депривация сна - нехватка или лишение себя сна. При данной методики также достигается измененное состояние сознания - яркие галлюцинации, повышенные чувства могут возникнуть после двух бессонных суток (или меньше).

Все рассмотренные выше типы ИСС имеют место и в причитаниях невесты при совершении свадебного обряда.

В славянской культуре свадьба - это, несомненно, одно из важных обрядовых действ родового круга, создание новой микроструктуры по установленной традицией схеме, это обряд перехода, при котором происходит изменение личности. Инициация невесты является переходом ее из группы девушек в группу женщин, в другой род. Во время обряда много времени тратится на решение самооценочных задач. При исполнении свадебных голошений самооценка претерпевает огромные преобразования, и в результате она становится стабильной. Только после этого человек вправе плодотворно действовать в новой жизненной ситуации.

Голос в народной традиции являлся принадлежностью «этого», земного мира в противовес «тому», потустороннему [2]. С помощью изменения ритма, тембра и звуковысотного положения голос способен приобретать магические функции. Свадебный ритуал в данном контексте рассматривается как общение с иным миром при помощи все того же голоса.

Через причитания осуществляется ритуализация определенных обрядовых ситуаций и перемещений действующих лиц. Для этого используются различные средства - называются действия, на самом деле не происходящие, упоминаются различные природные и фантастические объекты, которые служат смысловыми элементами мифологического мира [1].

Свадебные плачи звучат на всем протяжении свадебного обряда (от окончательного сговора двух сторон до отъезда невесты и жениха в церковь для венчания), причем причитает не только невеста, но и ее мать, сестра, подруги.

Причитание отличается эмоциональным напряжением, интенсивным звучанием. Во время наложения плача невесты на фоновую музыку поющих происходит противопоставление по тембру и манере интонирования (плач - у невесты, пение - у подруг).

Свадебные причитания можно отнести к трансовым техникам, так как во время их исполнения можно обнаружить определенные свойства измененных состояний сознания. Этому способствуют ритмичные движения, конкретная манера вокализации, интенсивное прерывающееся (холотропное) дыхание, внутренние образы, которые человек проецирует перед тем, как заплакать. Также известно, что при исполнении подобных плачей в некоторых случаях изменяется ощущение времени и пространства, пропадает схема тела, теряется тактильная чувствительность, что идентично состоянию транса. Следует сказать и о протяженности свадебного обряда, где причитания занимали достаточно продолжительный отрезок времени. Тем самым, в последний день предсвадебного периода невеста находилась в трансе практически непрерывно.

Свадебные причитания обладают сильным эмоциональным воздействием как на самого исполнителя, так и на слушателя. Под их влиянием происходит погружение в состояние, до сих пор нам сознательно неизвестное.

Литература

1. Кузнецова В. П. Причитания в северно-русском свадебном обряде / В. П. Кузнецова. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 1993. - 180 с.

2. Народное музыкальное творчество /под ред. О. А. Пашиной, СПб., 2005. — 568 с.

3. Спивак Л. И. Измененные состояния сознания у здоровых людей (постановка вопроса, перспективы исследований) // Физиология человека. - Т. 14, N 1, 1988. С. 138-147.

4. Спивак Л. И., Спивак Д. Л. Измененные состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология // Сознание и физическая реальность. Том 1, № 4, 1996. С. 48-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.