Научная статья на тему 'Изменения жизненных ценностей студентов в инновационных условиях высшего образования'

Изменения жизненных ценностей студентов в инновационных условиях высшего образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
305
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ЖИЗНЕННАЯ СФЕРА / ИННОВАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клочкова Лилия Владимировна

Статья посвящена исследованию изменения жизненных ценностей студентов в условиях инновационной образовательной деятельности. Представлена характеристика инновационной образовательной деятельности. Особое внимание уделено особенностям гуманитарных образовательных технологий. Рассмотрены результаты экспериментального исследования изменения системы жизненных ценностей студентов, обучавшихся в традиционных и инновационных условиях высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN LIFE VALUES OF STUDENTS IN INNOVATIVE CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION

The article investigates the changes in life values of students in the conditions of innovative educational activities. The characteristics of innovative educational activities are presented. Special attention is paid to the peculiarities of humanitarian educational technologies. The results of an experimental study of changes in the system of values in life of students studying in traditional and innovative environment of higher education are presented.

Текст научной работы на тему «Изменения жизненных ценностей студентов в инновационных условиях высшего образования»

ИЗМЕНЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ИННОВАЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию изменения жизненных ценностей студентов в условиях инновационной образовательной деятельности. Представлена характеристика инновационной образовательной деятельности. Особое внимание уделено особенностям гуманитарных образовательных технологий. Рассмотрены результаты экспериментального исследования изменения системы жизненных ценностей студентов, обучавшихся в традиционных и инновационных условиях высшего образования. Ключевые слова: студент, жизненные ценности, личностная зрелость, жизненная сфера, инновационные условия образования, гуманитарные технологии.

CHANGES IN LIFE VALUES OF STUDENTS IN INNOVATIVE CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION

Annotation. The article investigates the changes in life values of students in the conditions of innovative educational activities. The characteristics of innovative educational activities are presented. Special attention is paid to the peculiarities of humanitarian educational technologies. The results of an experimental study of changes in the system of values in life of students studying in traditional and innovative environment of higher education are presented.

Keywords: student, life values, personal maturity, spheres of life, the conditions of innovative educational, humanitarian technology.

Коренное переустройство и кардинальные изменения системы образования, обусловленные социальным заказом на воспитание молодого поколения с учетом динамично изменяющейся экономической и политической жизни российского государства, новых стратегий развития общества, детерминируют усложнение требований к личностной зрелости будущего специалиста, способного компетентно, оперативно и ответственно действовать в условиях масштабных преобразований, обновления современного российского общества. В данной работе в качестве основополагающих для понимания феномена и последующего определения понятия личностной зрелости выступают представления о личности, сложившиеся в русле культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее продолжения в теориях отечественных авторов (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Л.И. Анцыферо-ва, Б.С. Братусь и др.), а также принципы системного и системогенетического подходов (Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, В.Е. Клочко). Личность понимается как новое (по сравнению с индивидными свойствами), системное, культурно обусловленное качество человека, которое характеризуется способностью к «овладению» своим поведением. Ключевым для понимания личностной зрелости является вопрос о сформированности интегральной способности к самоорганизации, характеризующей человека как личность. Многими исследователями (Б.Г. Ананьев, В.Г. Калашников, Н.В. Кузьмина и др.) подчеркивается важность вузовского этапа развития личности, сензитивного к формированию ценностных ориентаций, установок, направленности личности.

Поскольку система ценностей личности является важнейшей инстанцией регуляции поведения и деятельности, представляется важным изучение характера ее становления на разных этапах профессиональной социализации. Ряд исследователей [1; 2; 6] отмечают нелинейность динамики данного процесса, влияние социокультурных преобразований, в том числе и инновационных процессов в самой системе профессионального образования. Инновационные процессы в сфере высшего образования можно рассматривать как комплексную деятельность, связанную с созданием, освоением, использованием и реализацией новых форм, методов, технологий обучения; обновлением содер-

УДК 159.9.07 Л.В. Клочкова

Lilia Klochkova

© Клочкова Л.В., 2015

жания образования и эффективных механизмов управления развитием образовательных систем [3; 4; 5].

Кардинальные трансформации системы высшего образования связаны, прежде всего, с глубоким обновлением его содержания и организации (переход на двухступенчатую систему высшего образования; введение единой системы академических кредитов, содействие мобильности всех участников учебного процесса и др.). С нашей точки зрения инновационные процессы в сфере высшего образования позволят не только повысить уровень общей культуры и профессиональной подготовки молодого специалиста, но и актуализировать проявление личностной зрелости как характеристики, обеспечивающей целенаправленный процесс самореализации, самоосуществления, самоорганизации жизненного пути. В инновационных условиях высшего образования особое значение приобретают гуманитарные технологии, технологии, ориентированные на развитие человеческой личности и на создание соответствующих условий для этого.

Гуманитарность педагогической технологии проявляется в возможности ее влияний на интегральные характеристики человека (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, смыслы), определяющие динамику личностной системы в целом.м Важнейшей особенностью гуманитарных технологий является их диалогичность. Условия диалога в гуманитарной технологии обеспечиваются путем преднамеренного конструирования субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных изменений преподавателя и студентов. Гуманитарной технологии свойственна открытость целей работы с человеком, отсутствие манипулятивности в деятельности педагога. Открытость возможно обеспечить через прояснение смысла совместных действий, коллегиальность в формировании и выборе цели, предъявление целей для экспертизы всем заинтересованным лицам, возможность их коррекции, изначально заложенную в алгоритм технологии. В основании гуманитарной технологии лежит внутренняя логика развития прогнозируемого качества, а не внешнее формальное следование умозрительно запланированным этапам работы или закономерностям гипотетического построения той или иной образовательной модели [6].

Целью данного исследования является соотнесение системы жизненных ценностей студентов, обучавшихся по традиционной системе и студентов, обучавшихся в инновационных условиях. Нами была выдвинута экспериментальная гипотеза о влиянии инновационных процессов в системе высшего образования на трансформацию приоритета жизненных ценностей как ключевого компонента личностной зрелости студентов (гипотеза Н1). Подтверждением данной гипотезы будут являться статистически значимые различия по компонентам личностной зрелости студентов в контрольной и экспериментальной выборках. В случае, если экспериментальная гипотеза не подтвердится - будет установлено отсутствие статистически значимых различий - подтвержденной будет считаться гипотеза НО об отсутствии влияния инновационных условий профессионального образования на личностную зрелость будущих специалистов.

В качестве ключевого диагностического инструментария была использована методика В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ). Выборку составили студенты 5 курса (2004-2009 гг. обучения) - 80 человек (контрольная группа) и студенты 5 курса (2009-2013 гг. обучения) - 80 человек (экспериментальная группа). Общий объем выборки составил 160 человек (77 человек - юноши и 93 - девушки). Установление значимых различий осуществлялось с использованием ^ критерия Стьюдента.

Результаты исследования.

Результаты исследования иерархии ценностей, выявленные у студентов, обучавшихся по традиционной системе и студентов, обучавшихся в инновационных условиях образования, показали различия в лидирующих жизненных ценностях (см. табл.).

Таблица 1

Сопоставление результатов диагностики показателей жизненных ценностей у респондентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной выборки (КГ)

Группа ценностей Жизненные ценности Студенты 1- критерий Стьюдента

ЭГ КГ

Духовно-нравственные ценности саморазвитие 40,5 36,3 2,43*

духовная удовлетворенность 42,9 37,8 2,16*

креативность 36,6 30,7 2,59*

активные соц. контакты 38,1 38,2 1,24

Эгоистически-престижные (прагматичные) ценности престиж 35,4 33,2 1,93

достижения 40,9 39 1,22

материальное положение 41,8 41,3 1,04

сохранение индивидуальности 39,4 34,5 2,16*

Жизненные сферы профессия 56,9 52,3 2,22*

образование 56,9 53,7 2,52*

семья 52,4 52,5 1,02

общественная жизнь 48,7 45,3 2,52*

увлечения 52,6 39,7 4,73**

физическая активность 47,8 42,5 3,69**

* - при р <0,05; ** - при р <0,01

В иерархии жизненных ценностей студентов, обучавшихся в инновационных условиях образования, установлено доминирование как духовно-нравственных ценностей (духовная удовлетворенность, саморазвитие), так и ценностей прагматического характера (достижения, высокое материальное положение). Наименее актуальными для данной группы респондентов являются ценности собственного престижа и реализация своего творческого потенциала (см. рис.1).

8 7 6 5 4 3 2 1 0

□Жизненные ценности

Рис. 1. Иерархия жизненных ценностей респондентов экспериментальной группы

У респондентов контрольной группы доминируют ценности прагматического характера (высокое материальное положение, собственные достижения), далее (по убыванию) представлены духовно-нравственные ценности: активные социальные контакты, духовная удовлетворенность, саморазвитие. Как и в предыдущей группе, низшую позицию занимает ценность стремления молодого человека к реализации своих творческих возможностей (см. рис. 2).

Рис. 2. Иерархия жизненных ценностей респондентов контрольной группы

Несмотря на то, что иерархия ценностей в группах практически идентична, установлены значимые различия в показателях средних значений. Так у выпускников 2013 года выше значения ценностей саморазвития (на 4,2), духовной удовлетворенности (на 5,1), сохранения собственной индивидуальности (на 4,9). Наибольшие различия установлены по ценности «креативность». Несмотря на то, что в иерархии жизненных ценностей креативность занимает низшие позиции, у студентов, обучающихся в условиях связанных с реализацией новых форм, методов, технологий обучения, средние значения данной ценности на 5,9 баллов выше, чем у контрольной группы. Следовательно, можно отметить стремление студентов к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни, избегание стереотипов.

Респонденты обеих выборок продемонстрировали стремление к высокому уровню своего материального благосостояния; предполагаем, что у современной молодежи сложилась установка - материальный достаток является главным условием жизненного благополучия.

Для студентов экспериментальной и контрольной групп наиболее значимыми выступают такие жизненные сферы как: профессия, образование, увлечения, семья. Актуализация данных сфер обусловлена ближайшими планами выпускников вуза: мотивация трудоустройства, развитие профессиональных компетенций в процессе получения образования. Последние позиции у респондентов экспериментальной группы занимают «общественная жизнь» и «физическая активность». Для студентов контрольной группы сфера увлечений занимает самую низшую позицию в иерархии жизненных сфер, тогда как у респондентов экспериментальной группы данная сфера отнесена к приоритетным.

Подводя итоги исследования, отметим, что инновационные преобразования в высшей школе оказывают влияние на трансформацию жизненных ценностей студентов: меняется ранговая система ценностей, система ценностно-смысловых ориентаций. Сопоставляя ценностные профили респондентов экспериментальной и контрольной групп, отметим схожесть позиций таких ценностей как материальное положение (приоритетные позиции), физическая активность, активные социальные контакты (низшие позиции). Вместе с тем, для студентов, обучающихся в условиях кардинальных трансформаций системы высшего образования, установлена статистически значимая разница в показателях таких ценностей как: духовная удовлетворенность, саморазвитие, сохранение своей индивидуальности. Данные ценности находят свое воплощение в таких жизненных сферах как профессия, образование, увлечения.

Итак, мы можем заключить, что выдвинутая нами экспериментальная гипотеза о влиянии инновационных процессов в системе высшего образования на трансформацию приоритета жизненных ценностей как ключевого компонента личностной зрелости студентов нашла свое подтверждение. Новая система организации учебного процесса позволяет повысить представление и ощущение саморуководства в жизнедеятельности молодых людей, уровень мотивации достижения, стремление к реализации своих творческих возможностей.

Библиографический список

1. Бочарова, Е. Е. Готовность к риску как личностный потенциал субъекта регуляции / Е. Е. Бочарова // Известия Саратовского университет. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2011. - Т. 4. -С. 27-33.

2. Журавлев, А. Л. Ценностные ориентации формирующейся личности в разные периоды развития российского общества / А. Л. Журавлев, Т. В. Дробышева // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31. - № 5. -С. 5-16.

3. Игропуло, И. Ф. О проблеме понимания социокультурного контекста развития образования / И. Ф. Игро-пуло // Вестник СевКавГТУ. - 2012. - № 3. - С. 155-158.

4. Игропуло, И. Ф. Системный анализ закономерностей управления инновационными процессами в образовании / И. Ф. Игропуло // Глобальный научный потенциал. - 2013. - № 3. - С. 23-27.

5. Соломин, В. П. Гуманитарные технологии как инновация в образовании / В. П. Соломин // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 4. - С. 124-127.

6. Шамионов, Р. М. Жизненные ценности и социально-психологические установки на разных этапах профессиональной социализации юристов / Р. М. Шаминов, А. Е. Сотников // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. - Саратов. - 2013. - Том 4. - Выпуск 3. - 95 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.