DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2410-7395-2018-2-37-46
И З М Е Н Е Н И Я В Н Е Ш Н Е Т О Р Г О В О Й П О Л И Т И К И К Р У П Н Ы Х И Н Т Е Г Р А Ц И О Н Н Ы Х О Б Ъ Е Д И Н Е Н И Й В У С Л О В И Я Х Т У Р Б У Л Е Н Т Н О С Т И М И Р О В О Й Э К О Н О М И К И
М. Д. Валовая
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,
Москва, Россия
Турбулентные состояния, структурные изменения и системные кризисы мировой экономики во все века являлись одними из решающих факторов, оказывающих влияние на деятельность крупных интеграционных объединений. Наглядный пример - интеграционные процессы на евразийском пространстве. Так, Великий Шелковый путь был своеобразным связующим звеном между странами, цивилизациями и социально-экономическими системами. По Волжскому пути функционировал путь «из варяг в греки». Конец XVII и первая четверть XVIII вв. - период Петровских реформ. Внешнюю торговлю Петр считал важным средством приобщить Россию к западноевропейской культуре. Крупные запреты, связанные с внешним миром, были наложены на российскую экономику в начале XIX в. Англо-германское соперничество и антагонизм сыграли решающую роль в сложной системе империалистических противоречий, приведших к Первой мировой войне 1914-1918 гг. Вторая мировая война почти вшестеро превзошла Первую по общему количеству жертв - 50 млн человек. Следствием Второй мировой войны стало образование мировой социалистической системы, распад колониальной системы и формирование и развитие крупных интеграционных проектов в Европе, Латинской Америке, Восточной Азии и в Африке. С января 2015 г. функционирует Евразийский экономический союз. Широко обсуждаются возможности сотрудничества ЕАЭС с другими интеграционными объединениями. Особенный интерес представляет сопряжение с проектом Экономического пояса Шелкового пути. Ключевые слова: турбулентные состояния, структурные изменения, системные кризисы, интеграция, региональная экономическая интеграция, взаимная торговля.
C H A N G E S I N F O R E I G N T R A D E P O L I C Y M A J O R I N T E G R A T I O N A S S O C I A T I O N S I N C O N D I T I O N S O F T U R B U L E N C E I N T H E G L O B A L E C O N O M Y
Mariya D. Valovaya
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
Turbulent states, structural changes and systemic crises of the world economy have been one of the decisive factors influencing the activity of large integration associations in all centuries.
A particularly clear example is the integration processes in the Eurasian space. «The Great Silk Road» - a huge branched system of caravan routes. The Great Silk Road was a kind of connecting link between countries, civilization and socio-economic systems. The path «From the Varangians to the Greeks functioned along the Volga route. The end of the 17th and the first quarter of the 18th centuries was the period of Peter's reforms. Peter I regarded foreign trade as an important means of integrating Russia into Western European culture. Major bans related to the outside world were imposed on the Russian economy in the early 19th century. Anglo-German rivalry and antagonism played a decisive role in the complex system of imperialist contradictions that led to the First World War in 1914-1918. The Second World War almost six times exceeded the First in terms of the total number of victims: 50 million people. The consequence of the Second World War was the formation of the world socialist system, the disintegration of the colonial system and the beginning of the formation and development of major integration projects in Europe, Latin America, East Asia and Africa. Since January 2015, the Eurasian Economic Union functions. The possibilities of cooperation between the EAEU and other integration associations are widely discussed. The interface with the project of the Economic belt of the Silk Road Road is of particular interest. Key words: turbulent states, structural changes, systemic crises, integration, regional economic integration, mutual trade.
егодня модно говорить о глобализации и интеграции, о факторах
способствующих или тормозящих их развитие. Мы воспринима-
ем эти термины как явления конца XX начала XXI века и не задумываемся, что в определенной форме они существовали давно. Можно сказать, что турбулентные состояния, структурные изменения и системные кризисы мировой экономики во все века являлись одними из решающих факторов, оказывающих влияние на деятельность крупных интеграционных объединений, их развитие, эффективность сотрудничества, темпы и особенности их трансформации.
Наглядный пример - интеграционные процессы на евразийском пространстве.
Издревле на пространстве Евразии формировались и функционировали такие торговые пути, как «Великий Шелковый путь», «из варяг в греки», дороги империй Цезаря и Карла Великого, соболиный, янтарный и нефритовые и др.
«Великий Шелковый путь» - огромная разветвленная система караванных путей протяженностью более 7 тыс. км, соединявшая с 2 в. до н. э. до 15 в. страны Евразии. Он никогда не был единой магистралью. Это были различные пути, по которым торговцы везли товары из Азии в Европу. В эту систему входили дороги, проходившие через горные перевалы, пустыни, степи. Великий Шелковый путь стал своеобразным связующим звеном между странами, цивилизациями и социально-экономическими системами.
Из-за высоких гор Гималаев, Тянь-Шаня, Кунь-Луня, пустыни Каракорум многие страны не подозревали о существовании Китая, а в Китае почти ничего не знали о внешнем мире. Во 2 в. до н. э. в результате ряда событий Китай узнал о странах Средней Азии и стал с ними
торговать. По степному пути страны Запада стали вывозить шелк. Началось функционирование Великого Шелкового пути как континентального маршрута. Он соединял далекие друг от друга части континента (Византию и Китай, Индию и Древнюю Русь, Империю Карла Великого и империю Чингисхана), которые сыграли важную роль в истории человечества. Ему цивилизация была обязана знаниями основополагающих технологий производства многих товаров, знакомством с восточной философией, развитию географии.
Великий Шелковый путь внес большой вклад в развитие товарно-денежных отношений, инфраструктуры транспортных коммуникаций, в создание системы международного разделения труда, в производство товаров на экспорт и др.
В 1453 г. турки-османы заняли Константинополь, захватили Малую Азию и Сирию и прервали Левантийскую торговлю, налаженную в результате крестовых походов. Арабы закрыли европейцам торговые пути через Аравийский полуостров и по Красному морю. Поэтому начался поиск новых морских путей. В Европе стали разрабатываться планы достижения Индии морским путем вокруг берегов Африки. Португальским мореплавателям в 1486 г. удалось обогнуть южную оконечность Африки, а в 1498 г. Васко да Гама достиг берегов Индии.
В эпоху великих морских географических открытий конца XV-начала XVI вв. сухопутный путь стал менее выгодным, чем морской. Например, один корабль перевозил столько же грузов, как и очень большой караван в 1 тыс. вьючных животных. И к XVI в. Великий Шелковый путь прекратил свое существование. Только отдельные его региональные части еще долго продолжали функционировать.
Так, функционировал путь «из варяг в греки». По Волжскому пути шла торговля с восточными странами мехами, воском, медом, янтарем, льняными тканями и т. д., был и реэкспорт товаров из других стран.
В середине XVI в. при Иване Грозном в основном экспортировалась русская пенька, из-за которой велась борьба между Великобританией и Нидерландами, так как она была необходима для флота.
В 1651 г. Англия приняла Навигационный акт, который запрещал использовать для перевозки товаров иностранные суда. В результате начались столкновения и торговые войны 1652-1674 гг., которые закончились поражением Голландии.
Самое тяжелое время, период сильной турбулентности для ряда государств и в первую очередь России - конец XIV - начало XVII в., вошло в нашу историю как Смутное время. В результате бесконечных военных провалов, измен, природных катаклизмов Россия была не только истощена экономически, но и оказалась на грани лишения государственности, что отразилось на внешней торговле.
Со времен Ивана Грозного на Руси периодически запрещались иностранные товары. В XVII в. речь шла преимущественно о табаке и алкоголе, в XIX в. были введены санкции на торговлю с Великобританией.
Конец XVII и первая четверть XVIII вв. - период Петровских реформ. Внешнюю торговлю Петр считал важным средством приобщить Россию к западноевропейской культуре. В начале своего царствования он принимал энергичные меры к расширению торговли. Одним из важнейших их результатов было строительство крупных по тому времени промышленных предприятий - мануфактур. К концу XVII в. в России насчитывалось около 20 мануфактур, а к 1725 г. - свыше 200, в том числе в области черной металлургии - 52, цветной металлургии - 17, лесопильных - 18, пороховых - 17, суконных - 15, кожевенных -14, стеклянных - 10, шелковых - 9, полотняных - 8. Правительство Петра I стремилось разными методами привлечь к организации промышленных предприятий купцов, богатых землевладельцев и вельмож. В результате поощрительных мероприятий удельный вес частных предприятий возрастал. К 1725 г. из 200 мануфактур 114 были частными; 57% предприятий крупной промышленности, созданной при Петре I, возникли на частные средства. Благодаря протекционистской политике изделия русской промышленности были надежно защищены от конкуренции со стороны иностранных товаров. По тарифу 1723 г. большинство заграничных товаров облагалось высокой пошлиной (доходившей до 75% стоимости товара), высокими пошлинами облагалось вывозимое промышленное сырье, нужное русским фабрикантам, а некоторые виды импортируемого сырья, напротив, освобождались от пошлин [5].
Таможенные пошлины уплачивались иностранной монетой, принимавшейся по известному курсу. Таможенных доходов собиралось в конце царствования Петра до 869,5 тыс. рублей. Ценность вывоза из России была выше ценности ввоза!
Другой период турбулентности - период наполеоновских войн. Крупные запреты, связанные с внешним миром, были наложены на российскую экономику в начале XIX в. После Тильзитского мирного договора между Россией и Францией, подписанного в 1807 г. уже при Александре, Россия закрыла свои порты для любой английской торговли. Россия окончательно отказалась от континентальной блокады лишь в сентябре 1812 г.
Исключительно тяжелыми периодами стали Первая и Вторая мировые войны. Неравномерное распределение колоний между державами привело к соперничеству между странами «старого» капитализма, успевшими захватить основные колониальные территории, и странами «молодого» капитализма, опоздавшими к активному переделу мира и считавшими себя обделенными. Основные противоречия были
между Англией и Германией. Германия имела преимущество на европейских рынках. Она реализовывала на континенте 76% своего экспорта, а Англия - только 38%. Превосходила Германия Англию и на колониальных рынках Востока. Германский империализм успешно проникал на Балканы и в Малую Азию. Строительство проходящей через Константинополь немецкой железной дороги Берлин - Босфор -Багдад ставило под угрозу английское господство в Индии и Египте -основных колониальных центрах британского империализма. Противостоять германской конкуренции экономическим путем Англия не могла. Стремясь укрепить и расширить свое колониальное могущество, Англия готовилась к войне. Прежде всего она хотела устранить своего главного конкурента на европейских и мировых рынках - Германию - и, уничтожив ее морской флот, ликвидировать германские притязания на первенство. Англия также намеревалась отторгнуть у Турции Месопотамию и Палестину, укрепить свои позиции в Европе.
По мере обострения англо-германских противоречий и усиления германских требований передела английских колоний, Англия стала искать пути к урегулированию спорных вопросов с США, Францией и Россией. Серия совещаний и переговоров, соглашений и договоров, направленных на поиски союзников против Германии, закончилась образованием империалистического блока в составе Англии, Франции и России - Тройственного согласия (Антанты). Таким образом, англогерманское соперничество и антагонизм сыграли решающую роль в сложной системе империалистических противоречий, приведших к Первой мировой войне 1914-1918 гг.
Людские потери Англии во время войны составили 748 тыс. человек убитыми; была уничтожена большая часть военно-морского флота; потери в торговом флоте составили 45% его довоенного тоннажа; государственный долг Англии вырос за военные годы более чем в 12 раз. Будучи занята войной, она не могла сохранить свои экономические позиции на Востоке и в Латинской Америке, где ее успешно вытеснял американский и японский капитал. За годы войны внешняя торговля Англии сократилась вдвое.
За годы Первой мировой войны США превратились в крупнейшего в мире держателя запасов золота. Американские займы потекли в Европу. США из страны-должника стали мировым кредитором, которому европейские страны были должны 10 млрд долларов. Все заметнее стремление США к мировому господству.
После прихода фашистов к власти Германия превратилась в очаг международной напряженности. Она открыто стала готовиться к новой войне. Началась милитаризация экономики. Выпуск гражданской продукции сокращался. Такая политика отвечала интересам финансовой олигархии, которая не только помогала фашистам прийти к вла-
сти, но и полностью поддерживала гитлеровский режим до самых последних его дней.
Помогая Германии укрепить экономическое могущество, международные монополии рассматривали ее как ударную силу против СССР. Такую же политику проводили и правящие круги Англии, Франции и ряда других государств. Но подобным расчетам не суждено было сбыться. Для упрочения своей индустриальной базы Германия начала покорять европейские государства. К середине 1941 г. германская армия захватила почти всю Западную Европу - 11 стран с населением в 142 млн человек и площадью около 2 млн км2. Экономическая база гитлеровской агрессии стала значительно шире, чем база кайзеровской Германии в период Первой мировой войны. Весь экономический потенциал страны был поставлен на службу гитлеровской агрессии. Италия, Румыния, Болгария, Венгрия, Финляндия были превращены в военно-сырьевые придатки Германии. В 1941 г. в распоряжении Гитлера находилось до 70% всех крупных предприятий в оккупированной Европе. Рудники Норвегии и Югославии, металлургические и машиностроительные заводы Австрии, Чехословакии, Бельгии, Люксембурга и Франции, нефтепромыслы Румынии, предприятия сельского хозяйства Польши, Дании, Голландии, Греции конфисковывались или скупались по низким ценам и превращались в собственность немецких концернов и банков. Из захваченных стран выкачивалось сырье, топливо, продовольствие.
Вторая мировая война почти вшестеро превзошла Первую по общему количеству жертв - 50 млн человек. Суммарные военные расходы составили 962 млрд долларов против 208 млрд [2]. Следствием Второй мировой войны стало образование мировой социалистической системы, распад колониальной системы и начало формирования и развития крупных интеграционных проектов в Европе, Латинской Америке, Восточной Азии и Африке. Экономическая интеграция создала новые возможности по оптимизации географического разделения труда, развитию таможенного сотрудничества.
Так, в 1951-1952 гг. в Европе было создано Европейское объединение угля и стали (ECSC). В его рамках на основе согласованной политики развития угольной и сталелитейной отраслей промышленности Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга был выработан формат развития этих отраслей. Отмена ввозных пошлин во взаимной торговле на продукцию этих и связанных с ними отраслей, согласование экономической политики развития этих отраслей дали мощный эффект. Неслучайно, уже в 1957 г. было создано Европейское экономическое сообщество, которое стало называться европейским Общим рынком. В декабре 1991 г. в городе Маастрихте был согласован Договор о создании Европейского союза. С января 2015 г. стал функ-
ционировать Евразийский экономический союз - ключевое экономическое интеграционное объединение в современной Евразии, новый элемент современной системы мировых экономических связей, мост между объединенной Европой и растущей Азией.
Оценивая итоги развития торгово-экономических отношений в рамках ЕАЭС, можно отметить, что в 2017 г. наблюдалась положительная динамика развития взаимного товарооборота в Союзе, который вырос более чем на четверть. Около 70% платежей за экспорт при взаимной торговле бизнес осуществлял в национальных валютах.
Растет взаимная торговля между государствами ЕАЭС, которые раньше мало торговали между собой. Например, по линии Армения -Киргизия, Армения - Казахстан, Армения - Беларусь, Беларусь -Киргизия. То есть если раньше большинство торгово-экономических связей между государствами - членами ЕАЭС осуществлялось через Россию, то сейчас активно развиваются прямые торгово-экономические контакты между странами Союза. Объем внешней торговли товарами государств - членов ЕАЭС со странами вне ЕАЭС за январь - ноябрь 2017 г. составил 567 млрд долларов, в том числе экспорт товаров - 345,3 млрд долларов, импорт - 221,7 млрд долларов. По сравнению с январем - ноябрем 2016 г. объем внешнеторгового оборота вырос на 24,6%*.
Отмечается увеличение промышленного производства, производства продукции сельского хозяйства, объема выполненных строительных работ, грузооборота, пассажирооборота, оборота розничной торговли (рис. 1, 2, 3).
Промышленное производство
Оборот розничной торговли
:
Пассажирооборот
Грузооборот
Производство продукции сельского хозяйства
Январь - декабрь 2017 г.
Январь - декабрь 2016 г.
Рис. 1. Основные экономические показатели ЕАЭС2 (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года)
1 По данным Департамента статистики ЕЭК.
2 Рис. 1-4 составлены по данным Департамента статистики ЕЭК.
104 102 100 98 96 94 92 90
Рис. 2. Динамика производства продукции сельского хозяйства государств - членов ЕАЭС (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года; в постоянных ценах)
101,4 1С
99,6
99,9
100,2 1
00,6
100,9 101,2 101,4 101,6
93,9 94,6
-95,4 95,4 9
95,5
I I -II I -III I -IV I -V I -VI I -VII I - VIII I -IX I -X I -XI I -XII - 2016 —* — 2017
Рис. 3. Динамика оборота розничной торговли ЕАЭС (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года; в сопоставимых ценах)
В структуре промышленного производства ЕАЭС в январе - декабре 2017 г. наибольший удельный вес занимала обрабатывающая промышленность (рис. 4).
Электроснабжение; 9,4
Январь - декабрь 2016 г.
Водо-
Январь - декабрь 2017 г.
Обрабатывающая ■ промышленность;
65,7
снабжение; 1,6
Горнодобывающая промышленность;
23,3
Электро снабжение; 9,0
Обрабатывающая промышленность; 64,7
Водоснабжение; 1,6
Горнодобывающая промышленность; 24,7
Рис. 4. Структура промышленного производства ЕАЭС (в процентах к итогу)
Создана зона свободной торговли с Вьетнамом. Товарооборот между странами ЕАЭС и Вьетнамом за январь - август 2017 г. вырос почти на 25% по отношению к аналогичному периоду 2016 г. В частности, отмечается увеличение поставок из Союза во Вьетнам продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, а также металлов и изделий из них. И здесь мы видим движение к главной цели Соглашения -диверсификации и увеличению торговли. Кроме того, в соответствии с решениями глав государств ЕАЭС ведутся переговоры о зоне свободной торговли с рядом государств.
Широко обсуждаются возможности сотрудничества ЕАЭС с другими интеграционными объединениями. Особенный интерес представляет сопряжение с проектом Экономического пояса Шелкового пути - масштабной программой по созданию единых транспортных и инфраструктурных объектов между Китаем и странами, располагавшимися вдоль исторического Шелкового пути.
В XXI в. сопряжение великих торговых путей может способствовать формированию новых торговых, экономических, гуманитарных, культурных коммуникационных каналов в рамках глобальной экономики в масштабе всего Евразийского континента.
Список литературы
1. Аналитические доклады Международного валютного фонда, Всемирного банка, Fitch, Минэкономразвития России, ИМЭМО РАН, 2014-2016.
2. Валовой Д. В., Валовая М. Д., Валовая Т. Д., Лапшина Г. Е. Экономика. - М. : ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.
3. Таможенный кодекс ЕАЭС. Приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе ЕАЭС. - URL: http://www. eurasiancommission. org/ru/ act
4. About the European Commission. - URL: http://ec.europa.eu/ about/index_en.htm.
5. Blejer M. I., Cheney D. W. and Cheney D. M. Optimum Currency Areas: New Analytical and Policy Developments. - Washington : International Monetary Fund, 1997.
6. Baldwin R. E., Wyplosz C. The Economics of European Integration. McGraw-Hill Higher Education, 2012.
7. Handbook of International Statistics 2016. UNCTAD, Geneva,
2017.
References
1. Analiticheskie doklady Mezhdunarodnogo valyutnogo fonda, Vsemirnogo banka, Fitch, Minehkonomrazvitiya Rossii [Analytical Reports of The International Monetary Fund, World Bank, Fitch, Ministry of Economic Development of Russia], IMEHMO RAN, 2014-2016. (In Russ.).
2. Valovoj D. V., Valovaya M. D., Valovaya T. D., Lapshina G. E. Ehkonomika [Economy]. Moscow, ZAO «Biznes-shkola «Intel-Sintez», 2001. (In Russ.).
3. Tamozhennyj kodeks EAEHS. Prilozhenie 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse EAEHS. Available at: http: / / www. eurasiancommission.org/ ru/ act
4. About the European Commission. Available at: http://ec.europa.eu/ about/index_en.htm.
5. Blejer M. I., Cheney D. W. and Cheney D. M. Optimum Currency Areas: New Analytical and Policy Developments. Washington, International Monetary Fund, 1997.
6. Baldwin R. E., Wyplosz C. The Economics of European Integration. McGraw-Hill Higher Education, 2012.
7. Handbook of International Statistics 2016. UNCTAD, Geneva,
2017.
Сведения об авторе
Мария Дмитриевна Валовая
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры международного бизнеса и таможенного дела ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова». Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Valovaya.MD@rea.ru
Information about the author
Mariya D. Valovaya
Doctor of Science, Professor, Professor of the Customs and International Business Department of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: Valovaya.MD@rea.ru