Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 2
рии, контакты с представителями более высокого уровня власти, международными представителями в том числе, с целью лоббирования интересов жителей территории и продвижения ее имиджа. Здесь особое значение приобретает личностная составляющая имиджа территории, связанная с имиджем ее руководителей. А этот имидж формируется и из умения человека вести себя, и из стиля его одежды, манеры общения, владения информацией. Все это требует индивидуальной работы по формированию персонального имиджа руководителей.
Новые медиа и Интернет - современное состояние медиаструктуры в России характеризуется наличием нового влиятельного сегмента - онлайновых информационных ресурсов и интернет-СМИ. Формирование и продвижение имиджа территории возможно только при их активном использовании. Формами такого использования являются официальные сайты органов власти и органов местного самоуправления, блоги руководителей территории, участие в онлайн-общении.
Руморология как наука о слухах и управлении ими стала частью современной действительности, а слухи были, есть и, видимо, будут одним из эффективных каналов распространения информации. Молниеносности распространения слухов способствуют новые медиа и Интернет. В качестве примера можно напомнить слух о легочной чуме в Саратове в декабре 2009 г., источником которого стала информация в Интернете. В течение нескольких часов жители города были доведены до состояния, близкого к панике. Информация
о тревожной ситуации в Саратове прошла и в традиционных СМИ. Жизненный цикл этой явно негативной «новости» оказался достаточно продолжительным - около недели. Положительного восприятия имиджу области это не добавило.
Не вдаваясь в подробности вопроса, следует отметить и разную степень возможности управ-
лять информационными потоками, организуемыми с помощью названных коммуникативных технологий.
Положительный внешний имидж территории в современных условиях - это возможность привлечения инвестиций, квалифицированной рабочей силы, туристов, расширения рынка сбыта собственной продукции, благосклонности федерального центра. А от этого зависят социально-экономическое благополучие жителей территории, их лояльность к власти, открытость социальной коммуникации и в конечном итоге целостность и бесконфликтность организации всех сфер жизни на данной территории.
Примечания
Панасюк А. Ю. Формирование имиджа : стратегия, психотехнологии, психотехники. М., 2008. С. 25. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г Психологические основы «Паблик рилейшнз». СПб., 2004. С. 39.
Цит. по: Панкрухин А., Игнатьев С. Имидж страны : смена парадигмы // Корпоративная имиджелогия. 2008. № 2 (03).
См.: Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Указ. соч. С. 40. Цит. по: Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. 2-е изд. СПб., 2006. С. 53.
Котлер Ф. [и др.] Маркетинг мест. СПб., 2005. С. 205. Логунцова И. В. Имидж российских территорий как объект управления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. 2011. № 1. С. 30.
ВаженинаИ. С., Важенин С. Г. Имидж как конкурентный ресурс региона // Регион : экономика и социология. 2006. № 4. С. 75.
Там же. С. 74.
См.: Чижов Д. Имидж российских регионов : стратегия и методы продвижения // Publiciti. Профессиональный журнал для VIP. 2006. № 1. С. 16-18.
слово молодым СОЦИОЛОГАМ
удк: 316.422:811.161.1
изменения в социальной функции русского языка
о. а. Лобачева
Саратовский государственный университет E-mail:lobachova.81@mail.ru
Transformational Changes in Russian Language social Function
2
3
8
в статье рассматриваются изменения в социальной функции русского языка, которые связаны с общественным изменением людей за последние два-три десятилетия. Целью данного исследования является анализ современного состояния русского языка. в связи с этим был проведен контент-анализ «изменения в лексике языка. внутренние переменные функционирования языка».
Ключевые слова: социальная функция, русский язык, трансформационные изменения.
o. A. Lobacheva
Ransformational changes in Russian language social function connected with people social changes within two-three decades are examined in the present article. The aim of the present research is the analysis of modern condition of Russian language. Content analysis «Changes in language lexis. Internal variables of language functioning» was performed to gain the aim.
© Лобачева О. А., 2012
Key words: social function, Russian language, transformational changes.
Бурные общественно-политические преобразования в России за последние 20-30 лет привели к коренному изменению общественного уклада российского общества, что, естественно, в свою очередь, не могло не сказаться на развитии и функционировании русского языка, на изменении его социальной функции. Ведь любой современный язык отражает социальную жизнь его носителей, а главное - «язык обслуживает общество во всех сферах, является отражением общественного сознания, реагирует на изменения во всех сферах общественной жизни»1.
В связи с этим целью данного исследования является анализ изменения современного состояния русского языка, его социальной функции.
Особенность состояния языковой ситуации в России сегодня состоит в том, что подавляющее большинство изменений в русском языке связано с теми событиями, которые происходят в обществе, точнее, основные изменения в русском языке являются прямым следствием общественных трансформаций, которые, в первую очередь, сказываются на функциональной стороне развития языка.
Самым ярким таким примером считается активное развитие новых компьютерных и информационных технологий, что и послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества. Таким образом, начало XXI в. - это процесс вхождения человеческой цивилизации в новую фазу исторического развития - информационное общество.
Русский язык - один из величайших языков мира. Его природа, сущность проявляются в функциях, которые он выполняет в той среде, в которой существует. Под функцией какого-либо объекта понимаются внешнее проявление его свойств, способ использования2. Функция языка
- это практическое проявление его сущности, реализация его назначения, специфические действия языка. Русский язык как особенный компонент входит в систему социальных явлений, поэтому и функции его могут быть только общественными (социальными). Поскольку язык постоянно приспосабливается к общественному устройству, функции его социально обусловлены, то есть они «не могут быть никакими иными, как только социальными, общественными»3.
В русском языке отражаются достижения русского народа во всех сферах общества. Трансформация, связанная с модернизацией сфер общественной жизнедеятельности людей, непосредственно влияет на социальные функции языка, так как язык как средство коммуникации и передачи информации возникает и развивается только с развитием общества. Социальные функции русского языка проявляются в сфере СМИ, радио, теле-
видения, периодической печати, художественной литературы, театра, искусства и т. д.
Следует подчеркнуть, что русский язык, выполняя сегодня социальную функцию в различных сферах, во многом обусловливает внутриструктур-ное развитие языка, особенно в области лексики.
С целью анализа трансформации социальной функции русского языка в современном российском обществе и было проведено исследование методом контент-анализа «Изменения в лексике языка. Внутренние переменные функционирования языка».
В нашем исследовании контент-анализу мы подвергли новости и форум обсуждения сайта www.rbc.ru. Были изучены сами объявления новостей и обсуждение на форуме с 1 ноября 2010 г. по 1 декабря 2010 г. На сайте www.rbc.ru новости и их обсуждение на форуме представлены в следующих рубриках: политика; экономика; происшествия; общество; потребрынок; календарь событий; безумный мир.
Прежде чем приступить непосредственно к анализу текста документа, из представленных на сайте рубрик были выбраны пять, которые и стали категориями анализа: политика; экономика; происшествия; общество; потребрынок.
За единицу анализа текста в нашем случае мы берем слово (слова). Слова, выписанные из новостей и с их форума обсуждения сайта www. rbc.ru, были распределены по следующим тематическим группам:
1) слова иностранного происхождения (например, брифинг, бонус, волонтёр, дайвинг, дед-лайн, мерчендайзер, ресепшн, роуминг, лифтинг, имидж);
2) слова, связанные с экономикой (например, банкомат, офис, бизнес, дольщик, ипотека, кредит, ипотечный кредит, ипотечный заём, ежемесячный платеж, кризис);
3) слова, связанные с политикой (например, коррупция, чиновник, мэр, градоначальник, митинг, Государственная дума, законопроект, санкция, депутат, президент);
4) слова, связанные с Интернетом (например, форум, интернет-сайт, сайт, файл, флешка, рунет, чатиться, компьютер, ноутбук, виртуальный, вирус);
5) нецензурные выражения, ругательства (например, не фиг делать, дибилоид, черножопый, ублюдок, чурка, дерьмократ, задница, педик, либерасты, пидорашки);
6) сокращения (аббревиатуры) (США, СНГ, РФ, УК РФ, минюст, ЦБ, Европол, Евросоюз, ФСБ, СМИ);
7) сложные слова (градоначальник, внутриведомственный, стройкомплекс, оргвывод, автосалон, нацпроект, агрогород, агротуризм, туриндустрия);
8) имена собственные (Дмитрий Медведев, Владимир Путин, Ангела Меркель, Сергей Собянин, Юрий Лужков, «Пегас», «Корал Трэвел», «Тез-Тур»);
Социология
67
Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 2
9) сборные слова (например, «дочка» в значении дочернее предприятие, рашка - то есть Россия, маски-шоу, затупить, велфер, коммент - то есть комментарий).
Следует отметить, что в вышеприведенных тематических группах представлены далеко не все примеры, выписанные из новостей и форума обсуждения сайта www.rbc.ru.
Таким образом, современная языковая ситуация в России дает возможность выявить и описать социальные факторы и процессы, которые формируют сегодня основные направления изменений в русском языке.
Основными социальными факторами, которые в настоящие время определяют развитие и изменения в русском языке, являются следующие.
1. Современное российское общество - это общество, в котором реально осуществлены принципы политической свободы. Исчезла жесткая регламентация жизни членов общества со стороны государства, административно-командной системы. Есть возможности для самостоятельной и независимой общественной и политической деятельности всех членов общества. Все могут активно проявить себя в политических организациях. Это выражается в активизации политического дискурса, развитии полемических форм диалога, возрастании роли публичной и вообще устной речи.
2. С другой стороны, подавленная ранее тоталитарным государством активность большинства членов общества нашла выход, что привело к выбросу не только активности (деловой и политической), но у части общества агрессивности и грубости. Активность многих членов общества выплеснулась наружу в том числе и в форме вызывающего, неконтролируемого поведения.
Другим поводом для выброса агрессивности в современном российском обществе оказались возникший страх перед рынком, утрата людьми чувства тотальной пожизненной государственной защиты, боязнь безработицы, нехватка средств к существованию.
В языке это проявляется в росте агрессивности диалога, увеличении удельного веса оценочной лексики в речи, росте вульгарного и нецензурного словоупотребления, жаргонизации. В данном случае можно представить примеры слов из нашего контент-анализа: лужковский шнырь, попердывать, комуняк, гайдарочубайсы, обдолбанный быдляк, до по фигу, уёбище, медведопуты.
3. Ликвидация цензуры, расширение доступа людей к информации, независимость средств массовой информации, разнообразие печатной продукции, теле- и радиопрограмм в стране, расширение прямого эфира на радио и телевидении, возвращение ранее запрещенных авторов в научный и культурный обиход - это Россия сегодня. В языковом плане это приводит к значительному расширению тематики устного общения, активного словарного запаса,
совершенствованию навыков неподготовленной устной речи, ускоренному развитию устной формы существования языка, расширению функций устной и разговорной речи.
4. Развитие в стране рыночной экономики приводит к появлению новых сфер экономической и финансовой деятельности. Возникают понятия, характеризующие различные аспекты рыночных отношений, что приводит к активному заимствованию современной рыночной терминологии, активизации историзмов, активным семантическим процессам в лексике. Доказательством могут послужить слова, представленные в исследовании методом контент-анализа: ценные бумаги, биржа, дочернее предприятие, коммерческая деятельность, ООО, ОАО, бюджет, эксперты, казино, заемщик, кредит, первоначальный взнос, кредитные организации, банкрот, безналичный расчет, фонд, инфраструктура, день начисления процентов, малый бизнес, налогоплательщик, акционер, проценты, капитализация, инфляция и многие другие.
Развитие конкуренции, бизнеса и торговли ведет к диалогизации общения, увеличению роли диалога в общении. Развивается подъязык делового общения, система деловой документации, формируются устные и письменные деловые речевые шаблоны, деловой речевой этикет.
5. Открытость российского общества связана с развитием широких контактов с зарубежными странами и партнерами. В настоящее время в стране работает множество иностранных фирм, компаний, холдингов, сами зарубежные специалисты. В открытом доступе книги, публицистика, видео- и кинопродукция на иностранных языках. Сегодня для российских граждан стали возможными отдых за рубежом, свободное общение с иностранцами в своей стране и за границей, учеба, работа, стажировка и повышение квалификации в зарубежных странах.
Увеличилось количество надписей на иностранных языках, иностранной литературы, газет и технической документации. Резко увеличилось число иноязычных заимствований в русском языке, особенно из английского языка. Примеры: пиар-акция, анбоксинг, байопик, бенефициар, дауншифтинг, дайвер, дресс-код, камбэк, копирайтер, креатив, мессидж, ньюсмейкер, омбудсмен, паттерн, продакт, плейсмент, рецепция, ритейлер, спойлер, стартап, сток, секонд-хэнд, сэйл-хаус, тренд, тримминг, хедлайнер, хеджирование, фидбек, франчайзи, фэйк, шорт-лист, шейкер, фитнес, хит, ремейк, секьюрити, ланч, бизнес-ланч, IT, High Tech. Расширение доступа к информации приводит к увеличению словарного запаса людей во всех возрастных категориях, хотя многие новые слова, особенно иностранного происхождения, понимаются ими неточно или даже ошибочно.
6. Информатизация всех сфер общественной жизни играет большую роль также в трансформации социальных функций русского языка. Тех-
68
Научный отдел
С. В. Кузьмина. Роль СМИ в формировании имиджа политического деятеля
ническим базисом информационного общества выступает развитие компьютерных технологий и средств коммуникаций. Современные средства хранения, переработки и передачи информации кардинально изменили возможности общения людей. Современные компьютерные технологии, средства коммуникации (мобильный телефон, факс) и сеть Интернет приводят к сокращению традиционной письменной формы общения (особенно в межличностной сфере). Увеличивается доля телефонного общения и общения при помощи технических средств.
Компьютеры, видеомагнитофоны, видеокамеры, телевизоры нового поколения, факсы, копировальная и множительная техника, бытовая техника, зарубежные автомобили - все это способствует появлению в русском языке множества новых понятий и слов, преимущественно заимствованных. В качестве примеров могут выступить следующие слова из контент-анализа: форумный, видео-чат, комп, нетбук, дисплей, плеер, антивирус, винчестер, скайп.
Обобщая основные тенденции развития современного русского общения и языка, можно отметить следующее.
Происходит перестройка в системе форм существования русского языка. Устная форма его существования на данном этапе развивается интенсивнее, чем письменная, возрастает ее роль, расширяются функции. Письменная форма существования языка дифференцируется по коммуникативным сферам, возрастает специфика письменного текста в различных профессиональных областях, в особенности в коммерческой корреспонденции.
УДК [316.334.3+316.772.4](470+571)
роль сми в формировании имид политического деятеля
С. В. Кузьмина
Саратовский государственный университет E-mail: kuzmina-s-v@yandex.ru
В целом для русского языка в современном обществе характерны следующие тенденции развития:
- интенсивность и скорость изменений в языке;
- определяющее влияние общественно-политических процессов на языковое развитие;
- преобладание изменений в лексике и фразеологии;
- преобладание количественных изменений над качественными;
- преобладание функциональных изменений над системными.
Изменения в языке проявляются в его развитии и эволюции. Эволюция отражает изменения, происходящие внутри языка по его собственным законам; развитие отражает приспособление языка к изменяющимся (под влиянием внешних факторов) условиям его функционирования.
Анализ современного состояния русского языка с точки зрения соотношения процессов эволюции и развития свидетельствует, что основные изменения, происходящие в нем, могут быть классифицированы как развитие.
Примечания:
1 Швейцер А. А., Никольский Л. Б. Введение в социолингвистику. М., 1978. С. 11.
2 См.: Онтология языка как общественного явления. М., 1983. С. 28.
3 Аврорин В. А. Проблема изучения функциональной стороны языка. М., 1975. С. 33.
Key words: mass media, political information, politician’s image, television.
В статье рассматривается роль СМИ в формировании имиджа политического деятеля. Особое внимание уделяется роли телевидения, которое во многом позволяет аудитории получить более полное представление о политических деятелях.
Ключевые слова: СМИ, политическая информация, имидж политического деятеля, телевидение.
The Role of Mass Media in Politician’s Image Forming
S. V. Kuzmina
The article examines the role of mass media in politician’s image forming. Special attention is paid to the role of television, which in many aspects gives people the opportunity to get the fullest idea about politicians.
Общение политического деятеля с представителями различных социальных слоев и групп редко осуществляется непосредственно в личных контактах. Определяющим для него становится общение опосредованное. А это означает не только то, что взаимодействие происходит с помощью различных средств массовой информации, но и то, что между ними появляется такой важный механизм, как имидж политического деятеля. Таким образом, в качестве политика мы имеем здесь не реальную личность, а его образ. Этот образ формируется в результате коммуникации между политиком и аудиторией1.
Формирование имиджа политического лидера невозможно без серьезной и проду-
© Кузьмина С В., 2012