ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИЗМЕНЕНИЯ В ШКОЛАХ В Г. ХОШИМИНЕ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИННОВАЦИИ ВО ВЬЕТНАМЕ Ми З.Ш. Email: [email protected]
Ми ЗангШон - кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела,
отдел образования, Сайгон университет, г. Хошимин, Социалистическая Республика Вьетнам
Аннотация: в статье представлены результаты опроса состояния изменений в детских садах и школах в г. Хошимине в контексте образовательной инновации Вьетнама. Опрос проводился путем углубленного интервью и анкетирования 177 директоров и 1829 заместителей директоров, заведующих кафедрами, учителей, сотрудников детских садов, начальных и средних школ в г. Хошимине. Результаты показывают, что есть 5 основных причин извне и 2 основные причины внутри школы, которые приводят к изменениям в школе. Большинство изменений происходят часто, сосредоточено внимание на образовании и обучении, в основном на уровне обновления и инноваций.
Ключевые слова: изменение, детский сад, школа, г. Хошимин, образовательная инновация.
CHANGES IN SCHOOLS IN HO CHI MINH CITY IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL INNOVATION
IN VIETNAM My G.S.
My Giang Son-PhD in pedagogy, Аssociate Professor, Head of Department, EDUCATION DEPARTMENT, SAIGON UNIVERSITY, HO CHI MINH, SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM
Abstract: the article presents the results of a survey of the state of changes in kindergartens and schools in Ho Chi Minh city in the context of educational innovation in Vietnam. The survey was conducted through in-depth interviews and questionnaires with 177 Directors and 1829 Deputy Directors, heads of departments, teachers, employees of kindergartens, primary and secondary schools in Ho Chi Minh city. The results show that there are 5 main reasons from outside and 2 main reasons inside the school that lead to changes in the school. Most changes occur with frequency, focusing on education and learning, mainly at the level of renewal and innovation.
Keywords: change, kindergarten, school, Ho Chi Minh city, educational innovation.
УДК 371.2
Хошимин является большим городом - центром экономики, культуры, образования и профессиональной подготовки, науки и техники Вьетнама, где изменения происходят очень быстро и непрерывно. После восьмой конференции 11 -й Центральный Комитет Коммунистической партии Вьетнама издал резолюцию «о фундаментальном и всестороннем обновлении образования и обучения» (2013) [1], и премьер-министр Вьетнама издал Решение № 711 / QD-TTg от 15 июня 2012 года «О стратегиях развития образования Вьетнама на 2011-2020 годы» [2], как и во всей стране, в г. Хошимине осуществляются фундаментальные и всеобъемлющие реформы в сфере образования и подготовки. Это ставит школы в г. Хошимине перед неотложными и непрерывными изменениями во всех областях. Эти изменения
должны научно управляться директорами школ, чтобы соответствовать целям развития школы, соответствовать требованиям реформы образования. В настоящей статье представлены результаты опроса директоров детских садов (MN), начальных школ (ТН) и средних школ (РТ) в г. Хошимине, которые осуществляют процессы управления изменениями в школах в контексте реформы образования во Вьетнаме.
Цели и содержание опроса
Цель опроса - уточнить фактическую ситуацию изменения, происходящую в детских садах, начальных и средних школах в г. Хошимине, с 3 конкретным следующим содержанием опроса:
- Уровень изменения в образовательном учреждении;
- Причины изменения в образовательном учреждении;
- Содержание изменения в образовательном учреждении.
Место и время проведения опроса
a) Место: Опрос проведен в 7 районах Хошимина (Район 3, 6, 8, Фунюан, Биньтхань, Танбинь, Танфу).
b) Время: за последние пять лет (с 2013 по 2018), опрос проведен в апреле 2018г.
Объект и способы опроса
а) Объекты опроса: 2006 человек (представленны в таблице 1).
Таблица 1. Обзор объектов опроса
Рабочее положение Детский сад Начальная школа Средняя школа Итог
Директор (НТ) 65 52 60 177
Зам. директора (РНТ) 54 35 40 129
Заведующий кафедра (ТТСМ) 96 101 102 299
Учитель (ОУ) 427 284 431 1142
Сотрудник (№У) 69 95 95 259
Итог 711 567 728 2006
b) Способ опроса: анкетирование и метод глубинных интервью.
Метод анкетирования: 2006 объект опроса оценивало уровень реализации директоров по шкале Лайкерта следующим образом:
- Степень согласия: полностью согласен (5); согласен (4); нейтрален (3); не согласен (2); категорически не согласен (1).
- Степень частоты: очень часто (5); часто (4); иногда (3); редко (2); почти без изменений (1).
Среднее значение делится следующим образом: 1 - 1,80: категорически не согласен/почти без изменений; 1,81 - 2,60: не согласен/редко; 2,61 - 3,40: нейтрален / иногда; 3,41 - 4,20: согласен /часто; 4,21 - 5: полностью согласен /очень часто.
* Метод глубинных интервью: проведен с целью уточнения количественной информации, полученной в рамках анкетирования: 1/ Глубинные интервью 21 директоров (7 директоров детских садов, 7 директоров начальных школ, 7 директоров средних школ). Идентичность директоров - респондентов была закодирована следующим образом: HTMN1 - HTMN7; HTTH1 - HTTH7; HTTHCS1
- HTTHCS7. 2/ Глубинные интервью 21 учителя (7 учителей детских садов, 7 учителей начальных школ, 7 учителей средних школ). Идентичность учителей-респондентов была закодирована следующим образом: GVMN1 - GVMN7; GVTH1
- GVTH7; GVTHCS1 - GVTHCS7.
Результат опроса
Степень изменения в школе в г. Хошимине. 177 директоров и 1829 подчиненных в детских садах, начальных и средних школах обследовано о состоянии изменений, происходящих в школах со следующими образами: 1/ Улучшения (Improvement): Увеличение или уменьшение некоторых элементов, чтобы сделать их более
подходящими, не являясь изменением сущности; 2/ Инновация (Innovation): это изменение характера вещей, явлений; 3/ Реформа (Reform): удаление старого, замена старого на новый, это изменения в природе, но более всеобъемлющие и радикальные, чем инновации; 4/ Революция (Revolution): радикальное изменение [3, стр. 21]. Результаты опроса представлены в таблице 2.
Таблица 2. Степень изменения в школе в г. Хошимине по оценке респондентов опроса
№ Степень изменения Детский сад Начальная школа Средняя школа Итог
К % К % К % К %
1 Улучшение 425 59.77 267 47.09 368 50.55 1060 52.84
2 Инновация 175 24.61 156 27.51 227 31.18 558 27.82
3 Реформа 103 14.49 122 21.52 98 13.46 323 16.10
4 Революция 8 1.13 22 3.88 35 4.81 65 3.24
Итог 711 567 728 2006
происходящих в школах Хошимина,
Щ Улучшени е п Инбобшия П Реформа П Революция
Рис. 1. График. Степень изменения в школе в г. Хошимине по оценке респондентов опроса
Данные в таблице 2 и в графике 1 показывают, что: изменения в школе за последние 5 лет оценены 52,84% респондентов в степени «улучшение», природа не изменена. 27,82% респондентов оценили в степени «Инновация», природа изменена. Только небольшой процент респондентов оценил изменение выше (реформа и революция).
ПО итогам интервью с директорами и учителями, 15/21 директоров и 16/21 учителей считают, что изменения в школе в последние годы происходили в основном путем «инновации сосредоточены на слабых», «не синхронизированы» и «частичные», «не изменил корни». Следует отметить, что «в 2018 г. начинается реализация общей учебной программы, это действительно всеобъемлющая инновация образования, что приводит к инновациям во всех аспектах школы» (GVTHCS5). Это мнение также является консенсусом 7 опрошенных директоров начальных школ и 7 директоров средних школ [4].
Причины изменения в школе в г. Хошимине.
Примечание: К: Количество.
Результаты опроса об уровне изменений, представлены на графике 1.
3,24
№ Причины изменения в школе Детский сад Начальная школа Средняя школа Итог
СО Р СО Р СО Р СО Р
Причины внутри школы
1 Потребности школы в изменении 4.04 5 4.15 1 4.16 2 4.11 3
2 Потребности учеников 3.97 6 3.99 6 3.95 6 3.97 6
СО 4.00 4.07 4.05 4.04
Причины вне школы
3 Направление вышестоящего органа 4.11 2 4.05 5 4.08 4 4.08 5
4 Требование родителей 3.84 7 3.79 7 3.86 7 3.83 7
5 Развитие общества 4.13 1 4.14 2 4.13 3 4.13 2
6 Развитие экономики 4.10 4 4.08 4 4.07 5 4.08 4
7 Развитие науки и технологии 4.11 3 4.14 3 4.17 1 4.14 1
СО 4.06 4.04 4.06 4.05
Примечание: СО: Средняя оценка; Р: В рейтинге.
В таблице 3 представлены результаты анкетирования о причинах изменений в школе. Данные показывают, что: 2 основные причины внутри школы и 5 основных причин вне школы оценены 100% опрошенных респондентов всех 3 уровней на степени «согласен» (самая низкая - 4-я причина в детском саду с 3,84 балла и самая высокая -7-я причина в средней школе 4,17 балла).
Однако, с точки зрения ранжирования причин, уровень согласия респондентов имеет одинаковые и разные точки:
- Сходство: Такие внешние причины изменения школы, как «развитие общества», «развитие науки и технологии» оценены респондентами детских садов и школ на степени «согласен» (занимает одно их 3-х первых мест), в то время, как «потребность учеников» и «требование родителей» оценены на степени «согласен» с 2-мя последними местами (6-е и 7-е место) в рентинге причин.
Интервью с директорами и учителями дополнительно объясняет вышеуказанное. Большинство опрошенных директоров-респондентов считает, что потребность учеников видят «сами взрослые» (7/7 директоров детских садов), «родители могут иметь предложения, но будет ли изменяться школа еще зависит от многих фактов» (7/7 директоров начальных школ и 7/7 директоров средних школ).
- Различие: «Направление высшего органа» согласилась респондентами уровня детского сада с высоким местом на рейтинге (2-е место - 4,11 балла), в то время, это причина не занимает высокое место по оценке респондентов уровня школ. Причиной, которая занимает высокое место по оценке респондентов начальных и средних школ, является «Потребность школы в изменении» (1-е и 2-е место в средних школах).
Результаты интервью с директорами и учителями показывают, что 7/7 директоров детских садов и 7/7 учителей детских садов согласятся с тем, что изменения в детском саду в основном на основе направления высшего органа.. По мнению вУМШ, «каждый учебный год имеет направление более высокого уровня о том, что детский сад должен обновить тот или иной. Внедрение этих инноваций - пустая трата времени и усилий. У нас нет времени размышлять о том, что школа действительно хочет изменить». Однако, это учитель тоже считает, что «Направления высшего органа также исходит из требования общества, поэтому эти направления являются разумными и школа не может не вносить изменения»
Таким образом, результаты опроса показывают, что осуществление изменений для развития в школах имеет степень активности со стороны школ высшее, чем детских садов. Однако, в общем, внутренние и внешние причины, приводящие к
изменению в детских садах и школах, оцениваются почти одинаково, разница незначительна (4,04 и 4,05 балла).
Содержание изменений в школах в г. Хошимине
Внутренние и внешние причины, приводящие к изменению в образовательных учреждениях: от изменений в ресурсах школы (человеческие ресурсы, финансы, инфраструктура), к изменениям в профессиональной деятельности (образование, обучение), изменения, связанные с учащимся, изменения в школьной культуре [5].
Результат опроса 2006 респондентов (директора, зам. директоров, учителя, сотрудники) о частоте изменений представлены в таблице 4.
Таблица 4. Уровень частоты изменений в школах в г. Хошимине по оценке респондентов
№ Содержание/Сфера изменений Детский сад Начальна я школа Средняя школа Итог
СО Р СО Р СО Р СО Р
1 Изменения ресурсов в школе
Изменения количества персоналов 3.38 12 3.58 8 3.86 5 3.61 11
Изменения качества персоналов 3.45 11 3.63 7 3.76 9 3.61 10
Изменения структуры персоналов 3.24 13 3.27 15 3.50 15 3.35 14
Изменения финансов для каждой деятельности 3.45 10 3.56 9 3.67 12 3.56 12
Изменения в инвестициях в инфраструктуре, средствавх, оборудовании 3.77 3 3.83 3 3.85 6 3.81 3
Итог 3.46 3.57 3.73 3.59 3
2 Изменение профессиональной деятельности
Изменение целей образования, преподавания 3.60 9 3.54 10 3.80 8 3.66 8
Изменения в содержании, учебном плане, обучении 3.64 7 3.51 12 3.74 10 3.64 9
Изменения в методах обучения, преподавании 3.75 4 4.00 2 4.01 1 3.92 2
Изменения в форме образования, обучения 3.82 1 4.02 1 3.95 2 3.92 1
Изменения в контроле и оценке результатов образования, обучении 3.72 5 3.79 4 3.92 4 3.81 3
Итог 3.71 3.77 3.88 3.79 1
3 Изменение об учениках
Изменение количества учеников 3.62 8 3.53 11 3.84 7 3.67 7
Изменение качества учеников 3.69 6 3.74 5 3.95 3 3.80 5
Итог 3.65 3.63 3.89 3.73 2
4 Изменение школьной культуры
Изменения в школьных настройках, макетах в классе, логотипах, формах, ритуалах, и т.д. 3.80 2 3.73 6 3.65 13 3.73 6
Изменения в внутренних правилах, положениях, правилах поведения в школах 3.15 15 3.31 14 3.54 14 3.34 15
Изменения в убеждениях, восприятиях, чувствах, которые являются основой для мыслей и действий членов школы 3.24 14 3.49 13 3.68 11 3.47 13
Итог 3.40 3.51 3.62 3.51 4
Примечание: СО: Средняя оценка; Р: В рейтинге.
Данные таблицы 4 показывают:
Фактическое состояние изменения ресурсов в школе
Директора и подчинённые оценивают «изменения количества персонала» на степени «иногда» (3,38 и 3,24 балла). «Изменения структуры персоналов» также оцениваются респондентами уровня «начальной школы» на степени «иногда» (3,27 балла). Эти изменения в средних школах оцениваются на степени «часто», но занимает самое низкое место (15-е место). Остальные изменения в финансовых инвестициях и инфраструктуре оцениваются респондентов всех 3 уровней на степени «часто».
Результаты опроса 7 директоров детских садов и 7 учителей детских садов показывают, что: большинство считает, что назначение по специализации часто бывает «профессиональным», т.е. «учитель, назначенный классу, будет отвечать за класс в течение относительно длительного периода времени для накопления опыта воспитания детей определенного круга возраста». Результаты углубленных интервью 7 директоров и 7 учителей начальных школ даже так объясняет для уровня начальной школы: структура персонала практически не изменилась, потому что учителя часто назначаются для обучения определенному классу много лет, изменение проводится только при смене персонала (например: выход на пенсию, отпуск по беременности и родам, отпуск и т.д.).
Фактическое состояние изменения профессиональной деятельности
Все изменения в области профессиональной деятельности оцениваются респондентами на степени «часто» (Самая низкая средняя оценка - 3,51 балла, самая высокая - 4,02 балла), самое высокое место занимают «изменения в форме образования, обучения» (1-е место для уровня детского сада и начальной школы, 2-е место для уровня средней школы).
По результатам интервью, большинство учителей детских садов считает, что «изменения в форме образования, обучения по требованию, направлению вышестоящего органа в целях повышения активности и креативности детей». Учителей начальной и средней школ тоже считают, что: Изменения обычно происходят, прежде всего, в профессиональной области по необходимости развития школы и направления вышестоящего органа.
Фактическое состояние изменений об учениках
Изменения об учениках оцениваются на степени «Часто» на всех 3 образовательных уровнях, высокое место на степени «часто» в средних школах занимает «изменение качества учеников» (3,95 балла).
По результатам интервью, большинство директоров и учителей средних школ считает, что «школа должна стремиться постоянно улучшать качество учеников каждый год для обеспечения окончания средней школы, повышения престижа и бренда школы для родителей и общества».
Фактическое состояние изменений школьной культуры
Директоры и подчиненные детских садов оценивают на степени «редко» для «изменения в внутренних правилах, положениях, правилах поведения в школах» (3,15 балла) и «изменения в убеждениях, восприятиях, чувствах, которые являются основой для мыслей и действий членов школы» (3,24 балла). «Изменения в внутренних правилах, положениях, правилах поведения в школах» также оцениваются на степени «редко» на уровне начальной школы (3,31 балла).
Все остальные изменения школьной культуры оцениваются всеми респондентами на степени «Часто» с невысокими местами. Это объясняется тем, что все культурные элементы школы требуют длительный процесс для формирования и развития. Однако, среди изменений в школьной культуре «изменения в школьных настройках, макетах в классе, логотипах, формах, ритуалах, и т.д.» оценены директорами и учителями, сотрудниками на степени «часто» с высоким местами (2-е место).
Результат интервью директоров детских садов объясняет вышеуказанное: 5/7 директоров детских садов считает, что «украшение школы, класс в детском саду,
замена оборудования, старых и поврежденных игрушек происходит каждый год, чтобы создать веселую атмосферу и обеспечить безопасность детей».
Обобщенные статистические результаты опроса во всех трех уровнях в таблице 4 позволяют ранжировать изменения, происходящие в школе, по степени частот следующим образом:
- Никаких изменений не было оценено на уровне «очень часто».
- Изменения оцениваются на уровне «часто» включают:
1. Изменения в форме образования, обучения (1-е место).
2. Изменения в методах обучения, преподавании (2-е место).
3. Изменения в контроле и оценке результатов образования, обучении (3-е место).
4. Изменения в инвестициях в инфраструктуре, средствах, оборудовании (3-е место).
5. Изменение качества учеников (5-е место).
6. Изменения в школьных настройках, макетах в классе, логотипах, формах, ритуалах и т.д. (6-е место).
7. Изменение количества учеников (7-е место).
8. Изменение целей образования, преподавания (8-е место).
9. Изменения в содержании, учебном плане, обучении (9-е место).
10. Изменения качества персоналов (10-е место).
11. Изменения количества персоналов (11-е место).
12. Изменения финансов для каждой деятельности (12-е место).
13. Изменения в убеждениях, восприятиях, чувствах, которые являются основой для мыслей и действий членов школы (13-е место).
- Изменения оцениваются на уровне «иногда» включают:
14. Изменения структуры персоналов (14-е место).
15. Изменения в внутренних правилах, положениях, правилах поведения в школах (15-е место).
- Никаких изменений не было оценено на уровне «редко» и «почти без изменений».
Если сравнить частоты изменений между областями в школе (График 2),
ранжирование последовательных доменов выглядит следующим образом: 1/ Изменение профессиональной деятельности; 2/ Изменение об учениках; 3/ Изменения ресурсов в школе; 4/ Изменение школьной культуры. Результаты этого опроса могут объяснить, что: Профессиональная педагогическая деятельность - это сфера, где изменения часто происходят по запросам из внешнего контекста и потребности в развитии школы. Изменение профессиональной деятельности приведет к изменениям в качестве и количестве студентов. Реализации профессиональной инноваций требует школьных изменений в ресурсах. Школьная культура изменялась реже потому, что это сфера, которую необходимо сформировать и разработать в течение длительного времени.
Рис. 2. График. Уровень частоты изменений во всех областях школы в г. Хошимине
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В контексте реформы образования во Вьетнаме Школы в г. Хошимине сталкиваются с неизбежными изменениями. Результаты опроса 177 директоров и 1829 подчиненных, работающих в детских садах, начальных школах, средних школах, показывают изменения во всех областях школы: изменения ресурсов в школе (человеческого ресурса, финансов, инфраструктуры); изменения профессиональной деятельности (образования, обучения); изменения учеников; изменения школьной культуры. По оценке респондентов есть 5 основных причин извне и 2 основные причины внутри школы, которые приводят к изменениям в школе, в основном о сфере профессиональной деятельности образования и обучения. Большинство изменений происходят с частотой, сосредоточено внимания на образовании и обучении, в основном на уровне обновления и инноваций.
Результаты исследований являются практической основой для руководителей школ в г. Хошимине и образовательных исследователей, чтобы прогнозировать изменения в будущем и планировать управление изменениями в школе активным и научным образом.
Список литературы /References
1. Коммунистическая партия Вьетнама, 2013. Резолюция 8-й конференции 11-го Центрального Комитета Коммунистической партии Вьетнама «О фундаментальном и всестороннем обновлении образования и обучения».
2. Правительство Социалистической Республики Вьетнам, 2012. Решение № 711 / QD-TTg от 15 июня 2012 года «О стратегиях развития образования Вьетнама на 2011-2020 годы».
3. Министерство образования и подготовки кадров Вьетнама, 2009. Учебные материалы для руководителей школ в виде сотрудничества Вьетнам - Сингапур (стр. 21). Редакция по программе, изданной согласно решению № 3502/QD-BGDDT от 14 мая 2009 года министра образования и подготовки кадров Вьетнама.
4. Министерство образования и подготовки кадров Вьетнама, 2017. Общая учебная программа школы, ссылка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.moet.gov.vn/tintuc/Pages/CT-GDPT-Tong-The.aspx/ (дата обращения: 28.07.2017).
5. Нгуен Тхи Тхюи Зунг, 2018. Управление изменениями в школе. Газета образования. № 433. Период 1 - 7/2018. Стр. 5-7. Ханой. Вьетнам.