Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ В РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАКТИКАХ МОСКОВСКИХ КАТОЛИКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ИЗМЕНЕНИЯ В РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАКТИКАХ МОСКОВСКИХ КАТОЛИКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Технологос
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социология религии / религиозные практики / изменения / влияние пандемии / социальные сети / трансляции богослужений / католики / московские приходы / sociology of religion / religious practices / changes / pandemic impact / social networks / broadcasts of religious services / Catholics / Moscow parishes

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трофимов Сергей Викторович

Поставленное в исключительные условия религиозное сообщество оказывается вынужденным вырабатывать новые практики, чтобы приспособиться к возникшим условиям для удовлетворения своих духовных потребностей. Исследовательским вопросом стало выявление изменений в религиозных практиках российских католиков на примере трех московских приходов, произошедших вследствие ограничений пандемии, прежде всего изоляции. С этой целью нами использовались методы качественных интервью с верующими, наблюдение в приходах, анализ материалов социальных сетей. Исследование захватывает три периода – период строгих ограничений, препятствующих посещению храмов (февраль – июнь 2020 года), время, когда ограничения на свободное передвижение по г. Москве были постепенно сняты (хотя, например, определенные ограничения сохранялись для категории пожилых граждан), но оставалась опасность заражения, и сохранялся страх перед посещением публичных мест (июль 2020 – март 2022 года), и период снятия ограничений (2022 – 2023 годы). Исключительная ситуация, связанная с ограничением возможности посещения храмов, невозможностью участвовать в св. мессах, повлияла на развитие новых практик, среди которых мы выделяем просмотр трансляций и записей богослужений и мероприятий, включая пасхальные богослужения, «духовное причастие», ежевечернее онлайн-благословение архиепископа, широкое общение и обсуждение проблем в социальных сетях, а также «вынужденную» организацию верующими пасхального торжества 2020 года в домашних условиях, без возможности приезда в церкви. Непривычную для себя среду трансляций и социальных сетей были вынуждены осваивать пожилые прихожане, для которых именно изоляция оказалась зачастую решающим фактором обращения к новым навыкам дистанционного общения. После снятия ограничений верующие вернулись в приходы на привычные богослужения, однако некоторые приобретенные за время пандемии практики сохранились, хотя и утратили свою интенсивность. Анализируя религиозные практики в контексте медиакоммуникации, мы можем проследить изменения в религиозных практиках российских католиков на примере трех московских приходов, отследить на протяжении периодов ограничений, связанных с пандемией, и выхода из них, устойчивость этих новых практик в условиях, не требующих более строгого применения онлайнпрактик. Результатом исследования стало выявление новых практик, позволяющих в дальнейшем изучение трансформации сообщества российских католиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE RELIGIOUS PRACTICES OF MOSCOW CATHOLICS IN CONDITIONS OF THE PANDEMIC

Placed in exceptional conditions, the religious community finds itself forced to develop new practices to satisfy its spiritual needs in the emerging conditions. The research question was to determine changes in the religious practices of Russian Catholics using the example of three Moscow parishes, which occurred as a result of pandemic restrictions, primarily isolation. For these purposes, we used methods of qualitative interviews with believers, observation in parishes, and analysis of social network materials. The study covers three periods strict restrictions preventing visits to churches (February – June 2020), the time when restrictions on free movement around Moscow were gradually lifted (although, for example, certain restrictions remained for the category of senior citizens), but the risk of infection remained and fear of visiting public places persisted (July 2020 – March 2022), and the period of lifting restrictions (2022 – 2023). An exceptional situation due to restricted access to churches and the inability to participate in Holy Masses influenced the development of new practices, among which we highlight the viewing of broadcasts and recordings of services and events, including Easter services, “spiritual communion,” the daily online blessing of the archbishop, widespread communication and discussion of problems on social networks, as well as “forced” organization of the 2020 Easter celebration by believers at home, without the possibility of coming to churches. Elderly parishioners had to master the unfamiliar environment of broadcasts and social networks, for them isolation was usually the decisive factor in turning to new remote communication skills. After the restrictions had been lifted, believers returned to their parishes for usual services, but some practices acquired during the pandemic remained, although they lost their intensity. By analyzing religious practices in the context of media communication, we can trace changes in the religious practices of Russian Catholics using the example of three Moscow parishes, track them during periods of restrictions associated with the pandemic and recovery, and observe the sustainability of these new practices in conditions that do not require stricter application of on-line practices. The result of the study is the identification of new practices that allow further study of the transformation of the Russian Catholics community.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ В РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАКТИКАХ МОСКОВСКИХ КАТОЛИКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

Трофимов, С. В. Изменения в религиозных практиках московских католиков в условиях пандемии / С. В. Трофимов // Технологос. - 2024. - № 1. - С. 62-77. DOI: 10.15593/perm.kipf/2024.1.05

Trophimov S.V. Changes in the Religious Practices of Moscow Catholics in Conditions of the Pandemic. Technologos, 2024, no. 1, pp. 62-77. DOI: 10.15593/ perm.kipf/2024.1.05

Научная статья

DOI: 10.15593/perm.kipf/2024.1.05 УДК 272/273-43(470-25)

ИЗМЕНЕНИЯ В РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАКТИКАХ МОСКОВСКИХ КАТОЛИКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

С.В. Трофимов

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация

О СТАТЬЕ

Поступила: 28 января 2024 г. Одобрена: 30 января 2024 г. Принята к публикации: 01 марта 2024 г.

Ключевые слова: социология религии, религиозные практики, изменения, влияние пандемии, социальные сети, трансляции богослужений, католики, московские приходы.

АННОТАЦИЯ

Поставленное в исключительные условия религиозное сообщество оказывается вынужденным вырабатывать новые практики, чтобы приспособиться к возникшим условиям для удовлетворения своих духовных потребностей. Исследовательским вопросом стало выявление изменений в религиозных практиках российских католиков на примере трех московских приходов, произошедших вследствие ограничений пандемии, прежде всего изоляции. С этой целью нами использовались методы качественных интервью с верующими, наблюдение в приходах, анализ материалов социальных сетей. Исследование захватывает три периода - период строгих ограничений, препятствующих посещению храмов (февраль - июнь 2020 года), время, когда ограничения на свободное передвижение по г. Москве были постепенно сняты (хотя, например, определенные ограничения сохранялись для категории пожилых граждан), но оставалась опасность заражения, и сохранялся страх перед посещением публичных мест (июль 2020 - март 2022 года), и период снятия ограничений (2022 -2023 годы). Исключительная ситуация, связанная с ограничением возможности посещения храмов, невозможностью участвовать в св. мессах, повлияла на развитие новых практик, среди которых мы выделяем просмотр трансляций и записей богослужений и мероприятий, включая пасхальные богослужения, «духовное причастие», ежевечернее онлайн-благословение архиепископа, широкое общение и обсуждение проблем в социальных сетях, а также «вынужденную» организацию верующими пасхального торжества 2020 года в домашних условиях, без возможности приезда в церкви. Непривычную для себя среду трансляций и социальных сетей были вынуждены осваивать пожилые прихожане, для которых именно изоляция оказалась зачастую решающим фактором обращения к новым навыкам дистанционного общения. После снятия ограничений верующие вернулись в приходы на привычные богослужения, однако некоторые приобретенные за время пандемии практики сохранились, хотя и утратили свою интенсивность. Анализируя религиозные практики в контексте медиакоммуникации, мы можем проследить изменения в религиозных практиках российских католиков на примере трех московских приходов, отследить на протяжении периодов ограничений, связанных с пандемией, и выхода из них, устойчивость этих новых практик в условиях, не требующих более строгого применения онлайн-практик. Результатом исследования стало выявление новых практик, позволяющих в дальнейшем изучение трансформации сообщества российских католиков.

© Трофимов Сергей Викторович - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии

массовых коммуникаций факультета журналистики, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7362-703X, e-mail: troph@mail.ru.

© Sergei V. Trophimov - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, the Department of Sociology of Mass Communications, Faculty of Journalism, ORCID: 0000-0001-7362-703X, e-mail: troph@mail.ru.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Вклад автора. 100 %.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0)

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0)

CHANGES IN THE RELIGIOUS PRACTICES OF MOSCOW CATHOLICS IN CONDITIONS OF THE PANDEMIC

Sergei V. Trophimov

Moscow State University, Moscow, Russian Federation

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Received: 28 January 2024 Revised: 30 January 2024 Accepted: 01 March 2024

Keywords:

sociology of religion, religious practices, changes; pandemic impact, social networks, broadcasts of religious services, Catholics, Moscow parishes.

Placed in exceptional conditions, the religious community finds itself forced to develop new practices to satisfy its spiritual needs in the emerging conditions. The research question was to determine changes in the religious practices of Russian Catholics using the example of three Moscow parishes, which occurred as a result of pandemic restrictions, primarily isolation. For these purposes, we used methods of qualitative interviews with believers, observation in parishes, and analysis of social network materials. The study covers three periods -strict restrictions preventing visits to churches (February - June 2020), the time when restrictions on free movement around Moscow were gradually lifted (although, for example, certain restrictions remained for the category of senior citizens), but the risk of infection remained and fear of visiting public places persisted (July 2020 - March 2022), and the period of lifting restrictions (2022 - 2023). An exceptional situation due to restricted access to churches and the inability to participate in Holy Masses influenced the development of new practices, among which we highlight the viewing of broadcasts and recordings of services and events, including Easter services, "spiritual communion," the daily online blessing of the archbishop, widespread communication and discussion of problems on social networks, as well as "forced" organization of the 2020 Easter celebration by believers at home, without the possibility of coming to churches. Elderly parishioners had to master the unfamiliar environment of broadcasts and social networks, for them isolation was usually the decisive factor in turning to new remote communication skills. After the restrictions had been lifted, believers returned to their parishes for usual services, but some practices acquired during the pandemic remained, although they lost their intensity. By analyzing religious practices in the context of media communication, we can trace changes in the religious practices of Russian Catholics using the example of three Moscow parishes, track them during periods of restrictions associated with the pandemic and recovery, and observe the sustainability of these new practices in conditions that do not require stricter application of on-line practices. The result of the study is the identification of new practices that allow further study of the transformation of the Russian Catholics community.

Введение

В дни бедствий и потрясений люди часто обращаются за надеждой и утешением к религии. Но в условиях самоизоляции, режима повышенной готовности в г. Москве и ограничений, введенных в связи с угрозой распространения пандемии СОУГО-19 весной 2020 года, доступ к привычным религиозным практикам оказался значительно затруднен. Многие религиозные общины и объединения были вынуждены в эти дни перестраивать свой привычный уклад богослужений. Но и через три года многие практики, освоенные в момент строгих ограничений, были сохранены, частично изменив привычную религиозную жизнь.

Не оказались исключением прихожане и клирики московских приходов Римско-католической церкви, принадлежащих к архиепархии Божией Матери в Москве. В ходе исследования нами ставилась цель выявить новые практики в жизни московских католиков, до пандемии не используемые или применяемые ограниченно, а также оценить их важность для верующих и устойчивость в период исследования.

Выбор именно московских приходов для исследования был обусловлен прежде всего тем, что в Москве и Санкт-Петербурге с конца марта по начало июня 2020 года передвижения по городу были административно ограничены и по решению архиепископа проводились исключительно приватные св. мессы без (очного) участия народа, в том числе пасхальные богослужения. Для верующих оказалась важной дистанционная коммуникация, в том числе просмотр трансляций богослужений и использование социальных сетей, это сделало их на короткое время практи-

чески единственной возможностью общения с единоверцами. Во многих других российских городах ограничения в зависимости от местных условий были не столь значительными.

Теоретическое обоснование

Верующие не являются изолированным сообществом, поэтому в этой среде происходят все основные процессы трансформации российского общества, в том числе в контексте медиатизации. Многие практики, возникшие в период пандемии, были так или иначе связаны с использованием цифровых технологий и медийного пространства.

Е.Л. Вартанова отмечает, что «мы все носим в себе маленькую частичку "человека медийного": не можем без телефонов, компьютеров, телевизоров, словом, цифровых гаджетов, и, главное, мы не можем жить без самой информации» [1]. «Не только человек, но и социум в целом находится под непосредственным воздействием медиа... Комплексное влияние медиа на все сферы жизни привнесло в нее медиалогику, а с ней и усиление обратного влияния ме-диатизированной (т. е. поступившей посредством медийных каналов коммуникации) информации на общественные процессы» [2, с. 12]. Очевидно верующие различных вероисповеданий и конфессий не являются исключением. Дж. Джордан также указывает, что «в эпоху цифровых технологий социологи религии инициировали изучение сложного явления религиозной коммуникации посредством новых технологий. Они подчеркнули сложность анализа множества новых типов религиозного присутствия в интернете, обусловленную методологическими проблемами выделения специфики религиозного явления в новых цифровых пространствах. Вопрос, представляет ли религиозное общение через технологические устройства особую форму коммуникации, процесс, ориентированный на религиозные явления, или это современная автономная форма религиозной выразительности, которая обретает свой новый статус как раз в веб-сайте и на его конкретном языке?» [3, с. 17].

Согласно С. Хьярварду, в конце ХХ века медиа не только становятся социальным институтом с особым режимом функционирования, но к этой «логике медиа» должны адаптироваться другие социальные институты [4, с. 105], изменяя нормы и способы своей деятельности. Такой процесс медиатизации проявляется в том, что в подобной ситуации социальные институты выступают как поставщики сырого материала, который используется и изменяется в рамках медиа в соответствии с новой логикой [5, с. 25]. Исследователь рассматривает медиатизацию социальных сфер - культуры и политики - а также отмечает, что в этом процессе задействованы религиозные институты. Он подчеркивает, что «медиатизация религии касается способов изменения практик и верований религиозных организаций в связи с ростом воздействия медиа как внутри, так и вне института религии» [5, с. 26]. Важным для изучения процесса медиатизации в религиозной среде является понимание медиатизации как двунаправленного процесса и фиксации активного освоения медиа религиозными акторами [5, с. 25].

Важное дополнение к пониманию роли медиа в религиозных институтах можно найти в теории медиации директора Центра исследования религии, медиа и культуры С. Гувера, который подчеркивает, что в современном обществе медиа можно рассматривать как социальные практики в сфере медиапроизводства и медиапотребления, в том числе в области религии [5, с. 21]. Поскольку медиа интегрированы в социальность, оказывается принципиально невозможно разделить медиированное и немедиированное религиозное смыслообразование. Различные медиапрактики, с одной стороны, внедрены в повседневную жизнь верующих, но, с другой стороны, выступают продолжением существующих «off-line» религиозных практик [6, с. 67]. Также теория С. Гувера может быть полезна для анализа медиаритуалов [7].

Следует отметить, что теологические и социальные основы использования медиапрактик значительным образом различаются между собой в религиозных общинах разных религий и конфессий (а иногда и в рамках одной конфессии - если сравнить, например, католиков традиционалистов и приверженцев линии Второго Ватиканского собора), что требует большой осторожности в сравнении таких общин и не всегда позволяет применять методологию, эффективно используемую для изучения «других верующих», и даже в полной мере сравнивать результаты таких исследований без надлежащего анализа особенностей этих религиозных сообществ.

Тема влияния пандемии на религиозные практики активно обсуждается в социальных науках, ей посвящено значительное количество публикаций, среди которых можно назвать работы Дж. Секстона [8] и К. Динье-Февр [9] и др. В отечественной социологии религии в последние годы также начаты активные исследования религиозных медиакоммуникаций. Т.Б. Бадмацыренов [10] исследует цифровой мир российского буддизма. Е.В. Островская [11-14] посвятила свои работы использованию цифровых медиа в православии и иудаизме. Особенностям функционирования интернет-коммуникаций в православном приходе посвящены исследования Е.И. Гришаевой и А.Г. Бусыгина [15]. О цифровизации православных богослужебных практик в период пандемии коронавируса в контексте медиатизации повествует статья К. Лученко [16].

Используя указанные теоретические разработки, позволяющие связать религиозные практики и медиакоммуникацию, мы можем проследить изменения в религиозных практиках российских католиков на примере трех московских приходов, выделить из них связанные с именно с медиатизацией, а также отследить на протяжении периодов пандемийных ограничений и выхода из них устойчивость этих новых практик в условиях, не требующих строгого применения онлайн-практик.

Особенности методологии исследования

В обсуждаемой части исследования использована серия качественных интервью с прихожанами московских католических приходов, наблюдение в католических приходах Непорочного зачатия Девы Марии, приходе святого Людовика Французского и приходе Петра и Павла в Москве, проводимое с 2019 по 2023 год, а также анализ материалов общения прихожан в социальных сетях: в ВКонтакте: сообщества «Архиепархия Божией Матери в Москве», «Ruthenia Catholica», «Кафедральный собор Непорочного зачатия в Москве», «Хор кафедрального собора Непорочного зачатия», «Tradycja Katolicka we "В Контакте"», «Католическая традиция», «Вечерняя католическая газета», чаты групп «Волонтеры прихода (ПСП)», «Разговор им.Петра и Павла» в сети WhatApp и чаты «Catedra.ru», «Католический приход св. апп. Петра и Павла», «Communauté Saint Louis Moscou» на платформе Telegram за указанный период. Эти материалы дополняла статистика просмотров трансляций и записей богослужений на платформе видеохостинга YouTube.com, размещаемые самими католическими приходами.

В обсуждениях исследований в публикациях и научных конференциях религиоведов часто возникают возражения против использования статистики просмотров видеохостинга YouTube.com, однако мы считаем, что для оценочных выводов исследований, подобных нашему, вполне возможно использовать эти данные, с определенными предосторожностями, как дополнительный материал для качественных интервью, наблюдений, а также анализа материалов социальных сетей.

Автор осознает, что из числа просмотров во время трансляции нельзя выделить точное число тех, кто смотрел богослужение с начала до конца, а кто подключался эпизодически, в том числе на крайне непродолжительный срок. «Выпадающие» могут быть как пользователя-

ми с нестабильным соединением с интернетом, вынужденные постоянно переподключаться к трансляции, так и эпизодические «любопытствующие». Так же, как и в случае стандартных пиплметров, фиксирующих только факт подключения устройства к каналу, мы не можем делать никаких выводов ни о количестве зрителей (так как за устройством может находиться, например, как целая семья, так и отдельные ее члены или один человек, а один человек может по разным причинам подключаться одновременно с разных устройств), ни о социально-демографических характеристиках этой аудитории [17]. Отдельную проблему учета посещаемости составляют боты (см., например: [18, 19]). Исходной цифрой мы считаем максимальное количество просмотров трансляции, снимаемое наблюдателем в момент прямого эфира, что предполагает просмотр им всей трансляции и фиксацию динамики количества просмотров («в настоящий момент смотрит») в течение эфира.

Исследование изменений количества просмотров записи за период более года с момента трансляции показало, что предсказуемо сильно меняются данные просмотров наиболее знаковых богослужений, так как интерес к ним сохраняется после самого эфира (табл. 1). Особенно сильно увеличивается количество просмотров в пределах ближайшей за эфиром недели-двух, когда к записи могут вернуться в том числе уже смотревшие. Также после трансляции запись могут просматривать, например, бывшие прихожане, которые в момент трансляции были заняты в своих нынешних приходах. Информация о таких «возвратах» к повторному просмотру зафиксированы нами в интервью с прихожанами католических приходов. Обычные будничные и даже рядовые воскресные богослужения привлекают незначительное количество «дополнительных» просмотров после трансляции, и такое поведение верующих и «любопытствующих» вполне объяснимо.

Таблица 1

Изменения в количестве просмотров записей 2020 года (15.03.2022) по сравнению с исходным количеством просмотров по окончании трансляции в марте 2022 года

Знаковые богослужения Зафиксированное максимальное количество просмотров во время трансляции в 2020 г. (тыс. просмотров) Количество просмотров записи 2020 г. на 15.03.2022 г. (тыс. просмотров) Количество просмотров записи 2020 г. на 24.08.2023 г. (тыс. просмотров)

Страстная неделя 2020 г.

Святой четверг 19:30 2,653 2,814 2,868

Страстная пятница 19:30 3,445 3,633 3,703

Навечерие Пасхи 20:30 9,659 10,293 10,878

Навечерие Пасхи 23:00 2,210 2,379 2,405

12.04.20 Пасха 8:30 (Р1) 0,983 0,990 0,999

Сумма 10:00 (Рус) 2,233 2,259 2,283

11:30 (Рус) 0,862 0,872 0,888

13:00 (Р1) 0,479 0,483 0,483

Благословение города Москвы иконой св. Георгия архиепископом Павлом Пецци 12.04.20 1,692 1,705 1,750

Ограничения во время пандемии

В связи с угрозой распространения пандемии СОУГО-19 весной 2020 года в Москве был введен режим повышенной готовности и ограничений на передвижения, радикально повлиявший на доступ к привычным религиозным практикам. Как и другие религиозные общины и объединения, прихожане и клирики московских приходов Римско-католической церкви, принадлежащих к архиепархии Божией Матери в Москве, были вынуждены в эти дни перестраивать свой привычный уклад.

Учитывая, с одной стороны, большое количество иностранных граждан, являвшихся прихожанами и подчинившихся распоряжениям посольств своих стран, начавших изоляцию раньше, и, с другой стороны, значительное число пожилых людей, находящихся в первую очередь в зоне риска, а также принимая во внимание зарубежный опыт служения в условиях пандемии и документы, распространяемые Святым Престолом, в католических приходах России в целом и Москвы в частности меры предосторожности были приняты довольно рано, хотя многие из них не встретили единогласного одобрения прихожанам. Эти меры активно и довольно бурно обсуждались в социальных сетях в конфессиональных группах.

Уже 13 марта 2020 года было опубликовано Письмо архиепископа Павла Пецци в связи с эпидемией коронавируса [20], подчеркнувшего, что «это не проклятие и не наказание от Бога», и обратившего внимание верующих на необходимость принятия мер по профилактике инфекции перед богослужениями и при их подготовке: требование тщательно мыть руки с мылом перед приготовлением евхаристических видов (хлеба и вина) для мессы, использовать дезинфицирующие средства при уходе за литургической утварью. В обиходе были исключены рукопожатия и прикосновения руками, в том числе литургический жест «Приветствия мира», который было рекомендовано передавать друг другу лишь поклоном. Почитание креста, икон и мощей в этот период - как при публичных богослужениях, так и в индивидуальном порядке -должно было совершаться только поклоном, а не целованием. Особые меры предосторожности были рекомендованы при причастии верующих. Архиепископ П. Пецци напомнил верующим о важности молитв в семье, а священникам рекомендовал совершать специальную «Мессу в различных нуждах» [21, с. 1164-1168] и включить в молитву верных прошения о больных и врачах, а также о властях, чтобы они принимали мудрые и своевременные решения. В заключение свв. месс признано весьма полезно читать молитву «Под твою защиту прибегаем, Пресвятая Богородица». Все это, однако, далеко не всегда выполнялось впоследствии.

В указанном выше документе еще не шла речь об ограничениях на службу св. месс в присутствии прихожан, но это касалось прежде всего прихожан с любыми симптомами ОРВИ и гриппа, в том числе не ярко выраженными, которым рекомендовано воздерживаться от посещения храмов, посвящая время личной молитве. Именно этой категории верующих было рекомендовано воспользоваться возможностью участия в св. мессе, транслируемой в сети Интернет, соблюдая подобающую молитвенную атмосферу. Подчеркивалось, что отказ от участия в богослужениях в этой ситуации не только не является грехом, но, напротив, добровольной жертвой и актом христианской любви. Особое место было уделено посещению больных и нуждающихся с соблюдением необходимых санитарных предосторожностей.

Специальный пункт послания указывал на необходимость обеспечения санитарно-гигиенического контроля ситуации посредством влажной уборки в храмах и приходских помещениях с помощью дезинфицирующих средств, прежде всего дверных ручек и исповедален, а также частого проветривания. Было рекомендовано разместить в храме и приходских помещениях в общедоступных местах дезинфицирующие средства и убрать воду из кропильниц при входе

в храм. В ряде приходов оба требования совместили, в результате в социальных сетях появились фотографии (чаще всего с негодующими комментариями) кропильниц, в которых вместо освященной воды находился распылитель с дезинфицирующим средством.

Первоначально предполагалось, что меры будут соблюдаться до 3 апреля 2020 года [20], но уже 18 марта последовал Декрет № 41/20 архиепископа, в котором число участников богослужений, в том числе воскресных и праздничных, ограничивалось 50 [22], что было довольно сложно организовать.

Несмотря на требование архиепископа позаботиться о служении достаточного числа св. месс для обеспечения участия в них всех желающих, было не ясно, что делать тем, кто не «поместился» в максимальное число возможных участников. Для сведения, например, в кафедральном соборе Непорочного зачатия в Москве примерно 500 мест на скамьях, не считая отдельных складных стульев и, разумеется, стоячих мест. На каждой из воскресных месс присутствует от 250 до 1200 человек в среднем. Всего обычно каждое воскресенье в кафедральном соборе Непорочного зачатия ПДМ в Москве служится 8-12 св. месс в четырех обрядах на 10 языках. Кроме того, практически нет возможности предварительной регистрации или какого-либо другого способа фиксации желающих приехать к конкретной мессе, чаще всего проживающих довольно далеко от прихода, нет приспособленного места, где эти «не поместившиеся» могли бы дожидаться своей очереди, соблюдая социальное дистанцирование.

Однако уже 20 марта 2020 года в связи с новыми указами московских властей, в дополнение к предыдущим письмам от 13.03.2020 и от 18.03.2020 и Декрету № 41/20 от 18.03.2020, последовало новое письмо архиепископа об отмене публичных богослужений в Москве и Санкт-Петербурге и ограничении их в других городах архиепархии, которое наиболее радикальным образом внесло необходимые ограничения. Согласно этому письму, начиная с воскресенья 22 марта 2020 года по четверг 09 апреля 2020 года (первоначально еще надеялись праздновать Пасху обычным чином), в столичных городах приостанавливались все публичные богослужения, а священники служили мессы приватно. В остальных населенных пунктах в зависимости от местных условий число участвующих в публичных богослужениях в приходах ограничивалось тридцатью человеками при условии соблюдения двухметровой дистанции между людьми и использования всеми участники медицинских масок.

В письме отмечалось, что эти меры не означали закрытия храмов, куда верующие могли приходить индивидуально для поклонения Пресвятым дарам (адорации) и исповеди. Вместе с тем была подчеркнута просьба молиться дома и без крайней необходимости не посещать церковь. После введения режима пропусков для передвижения по Москве причина «посещение храма для исповеди или причастия» не была внесена в список обоснований передвижения, в том числе в транспорте, поэтому редкие верующие, посещающие приходы, оказывались там практически «мимоходом», декларируя другую вескую причину для выхода из дома.

Особое место в этот момент приобрели ежедневные удаленные мессы, транслируемые в интернете, и рекомендованная посланием архиепископа практика духовного причастия, которую можно было совершать во время обряда причащения при участии в трансляции св. мессы или в любой другой подходящий момент [23]. Следует отметить, что, хотя такая практика существовала в католической церкви и раньше, она не считалась таинством и не рекомендовалась духовными властями как альтернатива традиционному причастию. Телевизионные и сетевые трансляции богослужений по воскресеньям рассматривались только как возможность для тяжелобольных людей поддерживать духовную связь с церковью, а также могли служить для обмена литургическим опытом, особенно в тех странах, где сложилась практика ежене-

дельных прямых трансляций из разных приходов страны, что позволяло знакомиться с региональными и другими особенностями богослужений. Примером таких традиций можно назвать французскую передачу «Le Jour du Seigneur», выходившую с 1949 года. Также можно сослаться на опыт передач телевизионного канала KTO (ktotv.com), созданного во Франции в 1999 году по инициативе кардинала Ж.-М. Люстиже и транслируемого в настоящее время на 8 европейских стран, в том числе не традиционно католических.

Следует отметить, что переход в режим онлайн вызвал материальные сложности в приходах, где при уменьшающемся количестве пожертвований прихожан (далеко не все даже думают о такой потребности, а у кого-то нет навыка или возможности перевода средств онлайн) необходимо выплачивать зарплаты сотрудникам, поддерживать здания и т. д., что также обсуждалось в социальных сетях.

Пасхальные праздники во время пандемии

Особым потрясением для католиков всего мира стали ограничения не только массовых мероприятий в целом, но и большинства передвижений, совпавших с пасхальными торжествами 2020 года. Невозможность приехать в родной приход на богослужения Великой (Страстной) недели, освятить пасхальную пищу на привычных церемониях ощутимым образом затронули большинство московских католиков впервые за постперестроечное время, что активно обсуждалось верующими в телефонных разговорах, в социальных сетях.

Конечно, московские католики не были исключением. Потрясением для многих верующих во всем мире стали пасхальные трансляции богослужений папы Франциска в Риме без участия народа. Эти события стали специфическим индикатором изменений в религии, что еще требует обсуждения и изучения в научной среде. Многие московские католики отмечают в интервью, что нашли возможность смотреть в интернете трансляции богослужений в Риме, особенно Крестные пути (Via Crucis) на непривычно безлюдной площади святого Петра в пятницу 10 апреля 2020 года.

Большинство богослужений Великой недели транслировалось в интернете и привлекло внимание значительной части московских католиков. Так, службы к кафедральном соборе Непорочного зачатия Приснодевы Марии нашли значительное число зрителей, большая часть из которых была, несомненно, московскими католиками, прежде всего прихожанами этого храма. Так, богослужение Тайной Вечери (четверг, 09 апреля 2020 г.) было просмотрено 2,6 тыс. раз (в пятницу, 10 апреля 2020 года), Крестные пути - 1,9 тыс. раз, богослужение Воспоминаний Страстей Господних - 3,4 тыс. раз, богослужение Навечерия Пасхи в 20:30 9,6 тыс. раз и в 23.00 - 2,2 тыс. раз (что в сумме дает 11,8 тыс. человек, смотревших трансляцию из кафедрального собора), и наконец мессы на разных языках в воскресенье Пасхи 12 апреля 2020 года в сумме дали 6 тыс. просмотров. Причем, судя по обсуждениям в социальных сетях, полностью и частично эти службы на протяжении всей Великой недели смотрели не только московские католики, но и люди, бывшие в свое время частью прихода, но в настоящее время живущие в других местах, как в России, так и за рубежом.

В Великую субботу (11 апреля 2020 года) многие прихожане, вероятно, впервые за постсоветское время с удивлением обратили внимание, что сами могут читать в случае необходимости благословение над пасхальной трапезой, как это и предусмотрено католическим требником. Многие годы до этого поездка в храм в субботу перед Пасхой с корзинкой снеди для благословения пасхальной трапезы была одной из важнейших и практически обязательных практик Ве-

1 Принятое произношение [ка-тэ-о].

ликой недели для многих прихожан (нужно отметить, что эта практика восстановилась в 20212023 годах). Также и другие молитвы этой недели верующие вынуждены были самостоятельно читать в домашних условиях без привычного обращения в приходы, что также стимулировало обсуждение в социальных сетях для уточнения правильности своих действий.

Особой чертой пасхальных дней 2020 года (и некоторых других праздников периода пандемии) стал флешмоб, призывающий католиков выставить в окне своей квартиры во время пасхального торжества и молитв свечу, которая засвидетельствует миру о Свете Христовом. Точное число участников этой новой акции, аналогичной по смыслу Ханукальному свету, неизвестно, но в указанных социальных сетях можно было найти довольно большое число отзывов и даже фотографий этой свечи в окнах. Эта акция, ставшая традицией, поддерживается в последующие годы, хотя и не так широко.

Удаленные святые мессы во время пандемии

В целом, как в большинстве российских приходов в момент ограничений, московские приходы перешли на служение св. месс онлайн. Если ранее телевизионная (или транслируемая в интернет) месса была лишь возможностью поделиться моментами праздничных богослужений, в ряде случаев могла частично возместить желание участия в мессе тех, кто по своему состоянию не мог добраться до церкви, то во время пандемии, в Москве, как и во многих других европейских городах, онлайн-месса стала единственной возможностью сохранить связь с родным приходом.

В трех московских католических храмах2 и некоторых монашеских общинах велась трансляция практически всех тех месс и богослужений, которые в обычное время совершались публично и очно. Посещаемость (просмотры) таких богослужений действительно была значительной, в ряде случаев даже более многочисленной, чем подобные богослужения могли собрать в оффлайн-режиме. Так, в кафедральном соборе Непорочного зачатия ПДМ на трансляциях месс было от 93 до 1200 просмотров, Поклонение Пресвятым Дарам (адорации) набирало от 200 до 450 просмотров, Служба Пресвятого Розария - до 250, Литании Пресвятой Богородице на польском - до 150 просмотров. Также благословение города Москвы иконой св. Георгия архиепископом Павлом Пецци 6 мая 2020 года посмотрели 250 человек. Единственным московским приходом, не проводившим трансляций в интернете в этот период, оказался французский приход святого Людовика, так как большинство его прихожан вернулись в страны происхождения, а англоязычные мессы были перенесены в часовню колледжа святого Фомы и транслировались оттуда.

Возможность присутствовать на онлайн-мессах далеко не ограничивалась родными приходами. Так, согласно указанному в интервью, достаточно большое количество прихожан смотрело мессы на сайте и на каналах Ватикана (на разных языках), других приходах и святилищах по всему миру, что в определенной мере расширило масштабы еженедельного литургического участия верующих. В других случаях люди, напротив, стремились поучаствовать в богослужениях именно в своем родном приходе, оставить комментарий и даже «лайк».

Показательно, что даже довольно пожилые прихожане были вынуждены осваивать новые для них технологии, иногда самостоятельно, а чаще с помощью родственников, находя в них положительные стороны. Некоторые смогли освоить даже социальные сети, присоединившись в удаленному общению в приходских группах, что ранее было им недоступно или малоинтересно.

2 Число московских католических приходов значительно превосходит число открытых храмов.

Новые технологии дали не только новые возможности, но и поставили новые вопросы. Так, во время проведения трансляций нами зафиксированы попытки хулиганов «потроллить» богослужения, прежде всего в комментариях, причем они были как со стороны инаковерую-щих, так и со стороны светских «троллей», судя по возникавшим между ними и другими участниками просмотра дискуссиям.

В условиях изоляции, кроме просмотров трансляций богослужений и общения в социальных сетях были выработаны новые практики, которые ранее, даже при наличии технических возможностей, никогда не рассматривались как необходимые. Так, например, каждый вечер на протяжении режима самоограничений архиепископ Павел Пецци обращался к верующим с коротким размышлением и благословлял их в прямом эфире. Благословение публиковалось на сайте архиепископии и дублировалось в социальных сетях, что, безусловно, сближало верующих и их пастыря. Эти благословения выходили в разное время, поэтому большая часть верующих смотрела их в записи, тем не менее воспринимая благословение как прямое и «действующее». В настоящее время сохранены только воскресные и праздничные онлайн-благословения архиепископа.

Кроме того, появились попытки переосмысления имеющихся практик, иногда идущих вразрез с теологическим учением. Вопросы «передачи по интернету» молитв и благословений вызвали размышления. Так, неоднократно в приходских группах и форумах задавались вопросы, нельзя ли разместить возле монитора приготовленные хлеб и вино для причастия, которые во время транслируемой молитвы пресуществления в храме стали бы Телом и Кровью Христа, в форме, пригодной для причастия верующих «на удаленке». На это священнослужители давали отрицательные ответы, соответствующие учению Церкви. И это не единственный факт, требующий пристального внимания пастора и социолога.

В связи с этим в разных странах мира кардинал-префект Конгрегации богослужения и дисциплины таинств Робер Сара опубликовал текст размышлений, в которых уделил внимание как самому пониманию Евхаристического Таинства в католической церкви, так и сложившейся ситуации. Он призвал к осторожности, подчеркивая, что умножение транслированных месс могло бы подчеркнуть именно логику театрального зрелища, поиск выхода человеческих эмоций, маскируя при этом литургическую сущность таинства. Папа Франциск призвал священников не становиться «шоуменами, мастерами зрелища», но указывать в таинстве на «Бога, пришедшего во плоти не из-за удовольствия произвести на нас впечатление и не для организации зрелища, а чтобы поделиться с нами полнотой Своей жизни» [24]. Русский тест этих размышлений был распространен 22 мая 2020 года, но итальянский оригинал был доступен уже 7 мая 2020 года.

Великая неделя 2021 года характеризуется уже совершенно другими условиями по сравнению с предыдущим годом: посещение богослужений уже было возможно при сохранении дистанции, масочного режима и других строгих санитарных мер. Было рекомендовано «рассредоточение» верующих по праздничным мессам, что на практике было довольно сложно осуществить. В ходе очного наблюдения нами было зафиксировано значительное очное посещение праздничных богослужений в московских католических приходах, хотя и несколько меньшее, чем в обычные годы. Это отмечают и сами верующие в интервью. Однако сохранились и трансляции богослужений в интернете, которые также привлекли к себе внимание. Так, службы в кафедральном соборе Непорочного зачатия Приснодевы Марии привлекли значительное число зрителей, большая часть из которых была, несомненно, московскими католиками, прежде всего прихожанами этого храма. Кроме того, верующие, даже посетившие в

праздничные дни одно из богослужений очно, интересовались другими богослужениями, посмотрев их в трансляции или в записи. Это объясняет большое число просмотров Навечерия Пасхи, на которое не всегда имеют возможность приехать, например, семьи с маленькими детьми и пожилые прихожане, посещающие дневные богослужения в Пасхальное воскресенье. Эти цифры оказались предсказуемо меньше, чем год назад в условиях, когда из-за режима самоизоляции онлайн-трансляции оказывались единственной возможностью участия.

Так, богослужение Тайной Вечери (четверг, 1 апреля 2021 года) было просмотрено 1,5 тыс. раз (для сравнения - 2,6 тыс. раз в 2020 году), в пятницу 2 апреля 2021 года: Воспоминание Страстей Господних - 1,7 тыс. раз (против 3,4 тыс. в 2020 году), также была отслужена Темная утреня (Tenebrae) при участии хора Cántico прихода свв. Петра и Павла в Москве, привлекшая 713 просмотров в интернете и около 100 присутствующих очно. Богослужения Навечерия Пасхи 3 апреля 2021 года в 20:30 привлекли 7,2 тыс. человек (против 11,8 тыс. человек, смотревших трансляцию из кафедрального собора в 2020 году), и, наконец, мессы на разных языках в воскресенье Пасхи 4 апреля 2021 года в сумме дали 3,6 просмотров (против 6 тыс. просмотров в 2020 году). Так же, как и в предыдущий год, судя по обсуждениям в социальных сетях, полностью и частично эти службы на протяжении всей Великой недели смотрели не только московские католики, но и «бывшие» прихожане, в настоящее время живущие в других местах, как в России, так и за рубежом.

Особенности выхода из «режима пандемии»

После отмены режима повышенной готовности в Москве и снятия ограничений католические приходы столкнулись с теми же проблемами, что и многие культурные учреждения российских городов. Некоторые прихожане, как только появилась такая возможность, с радостью вернулись в родные приходы, продолжили участие в деятельности, прерванной пандемией. Другие еще какое-то время опасались появляться в местах массовых скоплений, прежде всего в транспорте и на самих богослужениях. Определенный травматический урон, связанный с потерей близких и знакомых и изоляцией, безусловно нанесен, и требуется время для его осознания и преодоления.

Просмотры трансляций богослужений в 2022 и в 2023 годах сохранились, однако многие прихожане возвратились к практике очного присутствия в приходах. На праздничных богослужениях католические церкви в Москве были заполнены верующими. Цифры просмотров трансляций значительно снизились по сравнению с режимом самоизоляции 2020 года и даже весны 2021 года, когда очное посещение богослужений уже было возможно, но существовал ряд ограничений, а также личных опасений, связанных с посещением людных мест. Также сохранялась тенденция, когда верующие, посетившие очно в праздничные дни одно из богослужений, указывают в интервью, что интересовались другими богослужениями как в своем приходе, так и на других католических каналах, посмотрев их полностью или частично в трансляции или в записи. Это объясняет большое количество просмотров пасхальных богослужений, прежде всего Навечерия Пасхи, на которое не всегда имеют возможность приехать, например, семьи с маленькими детьми и пожилые прихожане, посещающие дневные богослужения в Пасхальное воскресенье. Тем не менее явно увеличение интереса к трансляциям в 2023 году, учитывая и большое число «гостей», очно пришедших познакомиться с католическим богослужением на праздничные св. мессы.

Так, богослужение Тайной Вечери в 2022 и в 2023 годах (четверг, 14 апреля 2022 г. и 9 апреля 2023 г. соответственно) посмотрели 1,1 тыс. и 1,5 тыс. раз (для сравнения - 2,6 тыс.

раз в 2020 г. и 1,5 тыс. в 2021 году), Воспоминания Страстей Господних в Страстную пятницу (15 апреля 2022 года и 10 апреля 2023 года) - 1,5 тыс. и 1,7 тыс. раз (против 3,4 тыс. в 2020 году и 1,7 тыс. в 2021 году). Богослужения Навечерия Пасхи 16 апреля 2022 года в 20:30 привлекло внимание 3,6 тыс., и 5,6 тыс. верующих - 11 апреля 2023 года (против 11,8 тыс. человек, смотревших трансляцию из кафедрального собора в 2020 году и 7,2 тыс. в 2021 году), и, наконец, св. мессы на разных языках в воскресенье Пасхи 17 апреля 2022 г. в сумме дали 3,2 тыс. и 4,5 тыс. просмотров 12 апреля 2023 года (против 6 тыс. просмотров в 2020 году и 3,6 тыс. в 2021 году). Сводные данные по просмотрам трансляций в 2020-2023 годах приводятся в табл. 2.

Специальный Декрет архиепископа Павла Пецци № 55/22 от 18 марта 2022 года с 27 марта 2022 года отменил общую диспенсацию (освобождение) от обязанности посещения воскресных и праздничных месс, за исключением пожилых, болеющих, в том числе заболевших коронавирусом на период обязательной изоляции. Хотя рекомендовано соблюдать разумные в таких случаях меры и санитарные предписания, разрешено вернуться к обычным практикам рукопожатия во время Приветствия мира на мессе, а также допускалось причастие верующих в уста, хотя предпочтительной формой причастия указано принятие Тела Христова в руку и его потребление на глазах у священника [25].

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сводная таблица количества просмотров трансляций богослужений (зафиксировано максимальное количество просмотров во время трансляции)

Знаковые богослужения Пасхальная неделя 9-12 апреля 2020 г. (тыс. просмотров) Пасхальная неделя 1-4 апреля 2021 г. (тыс. просмотров) Пасхальная неделя 14-17 апреля 2022 г. (тыс. просмотров) Пасхальная неделя 5-9 апреля 2023 г. (тыс. просмотров)

Страстная неделя 2020 г.

Святой четверг 19:30 2,653 1,586 1,130 1,596

Страстная пятница 19:30 3,445 1,784 1,561 1,784

Навечерие Пасхи 20:30 9,659 7,807 3,640 5,626

Пасх. воскр. 8:30 (Р1) 0,983 0,569 - -

10:00 (Рус) 2,233 1,361 1.166 3,264

11:30 (Рус) 0,862 0,243 - * - *

13:00 (Р1) 0,479 0,492 0,433 0,136

Примечание: * В 2022 и в 2023 годах утром воскресенья служилась одна св. месса с процессией.

Уровень количества просмотров трансляций рядовых богослужений сегодня лишь немного превышает свои значения до начала пандемии, что может свидетельствовать о том, что эта практика для католических общин была в целом вынужденной. С другой стороны, некоторые из онлайн-практик, принятые во время пандемии, нашли свое применение в дальнейшей деятельности католических общин в России. Так, продолжаются онлайн-благословения архиепископа П. Пецци, хотя они в настоящее время не ежедневные, а воскресные и праздничные. Гораздо интенсивнее, чем до пандемии, сегодня используются коммуникация в социальных сетях, в том числе для информирования прихожан (так называемые приходские объявления), координация деятельности волонтерских проектов, обсуждение важных для жизни прихода событий и т.д. В ходе организации «синодального пути» с осени 2021 года в приходах и в целом архиепархии были задействованы онлайн-встречи групп верующих наряду с очными соб-

раниями, организуемыми в приходских помещениях. Вместе с тем возникает новый исследовательский вопрос, связанный с определением практик, обусловленных медиатизацией религии, в противопоставление практикам медиатизации общества в целом.

Заключение

Учитывая небольшой срок, прошедший с момента ограничений, связанных с пандемией, повлиявших на возможность посещения верующими храмов и потребовавших активного массового внедрения дистанционных способов коммуникации в религиозные практики, мы можем говорить лишь о начале изучения сложившейся ситуации. Наше исследование фактически охватывает три периода - период строгих ограничений, препятствующих посещению храмов (февраль -июнь 2020 года), период, когда ограничения на свободное передвижение по г. Москве были постепенно сняты (хотя, например, определенные ограничения сохранялись для категории пожилых граждан), но оставалась опасность заражения и сохранялся страх перед посещением публичных мест (июль 2020 - март 2022) и период снятия ограничений (2022 - 2023 годы).

Среди отмеченных практик мы выделяем просмотр трансляций и записи, в том числе богослужений, «духовного причастия», обсуждения в социальных сетях, а также «вынужденную» самостоятельную организацию верующими пасхального торжества 2020 года, в том числе благословения пасхальной трапезы в домашних условиях, без возможности приезда в церкви. Непривычную среду трансляций и социальных сетей были вынуждены осваивать пожилые прихожане, для которых именно изоляция оказалась, как правило, решающим фактором обращения к новым практикам.

Методика использования статистики просмотров трансляций в дополнение к качественным интервью, наблюдению и анализу материалов социальных сетей позволяет оценить динамику интереса к трансляциям религиозных богослужений за прошедший период и устойчивость этих новых практик в будущем, а также проследить во времени (при наличии длительного мониторинга) интерес к событию, в том числе пик первых просмотров, просмотров после трансляции и угасание интереса к событию. В дальнейшем важно продолжать социологические исследования процессов религиозной жизни, значительным образом влияющих на религиозные практики верующих и определенным образом вносящих в них существенные изменения как в поведенческих, так и ценностных аспектах.

Список литературы

1. Абаев, М. «Человек медийный» - новая ступень эволюции или приложение к гадже-ту? Беседа с Еленой Вартановой [Электронный ресурс] / М. Абаев, М. Ежихина // Наука и жизнь. - 2015. - URL: http://www.nkj.ru/open/27523 (дата обращения: 22.02.2024).

2. Вартанова, Е.Л. Современное общество и цифровые медиа: новые форматы взаимоотношений / Е.Л. Вартанова // Религия и медиа: новая нормальность: тез. докл. Всерос. (национальной) науч. конф. с междунар. участием (Москва, 9-10 декабря 2021 г.). - М., 2021. - С. 11-15.

3. Джордан, Дж. Цифровая религиозная коммуникация и новый религиозный язык во время социального дистанцирования / Дж. Джордан // Религия и медиа: новая нормальность: тез. докл. Всерос. (национальной) науч. конф. с междунар. участием (Москва, 9-10 декабря 2021 г.). - М., 2021. - С. 17.

4. Hjarvard, S. The Mediatization of Society. A Theory of the Media as Agents of Social and Cultural Change / S. Hjarvard // Nordicom Review. - 2008. - No. 29(2). - P. 105.

5. Hjarvard, S. Three Forms of Mediatized Religion: Changing the Public Face of Religion // S. Hjarvard and M. Lovheim (eds) // Mediatization and Religion: Nordic Perspectives. - Goteborg: Nordicom, 2012. - P. 21-44.

6. Hoover, S.M. Religion in the Media Age / S.M. Hoover. - London; New York: Routledge, 2006. - P. 21.

7. Hoover, S.M. Practicing Religion in the Age of the Media: Explorations in Media, Religion, and Culture / S.M. Hoover, L.S. Clark. - New York: Columbia University Press, 2002.

8. Sexton, J.S. The Critical Study of Religion and Division in the Age of Covid-19 / J.S. Sexton // International Journal of Public Theology. - 2021. - No. 15(2). - P. 157-176.

9. Didier-Fèvre, C. L'impact du confinement sur les pratiques religieuses: l'expérience d'élèves dans un établissement catholique / C. Didier-Fèvre // L'Information Géographique. - 2023. - No. 87. -P. 95-111.

10. Бадмацыренов, Т.Б. Российский цифровой буддизм: между традицией и новой нормальностью / Т.Б. Бадмацыренов // Религия и медиа: новая нормальность: тез. докл. Всерос. (национальной) науч. конф. с междунар. участием (Москва, 9-10 декабря 2021 г.). - М., 2021. - С. 18-19.

11. Островская, Е.А. Медиапрактики русскоязычных ортодоксальных евреев: женские группы и раввинские блоги в Facebook и Instagram / Е.А. Островская // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2020. - No. 38(2). - С. 263-292.

12. Островская, Е.А. Миссия выполнима: православные батюшки-блогеры / Е.А. Островская // Религия и медиа: новая нормальность: тез. докл. Всерос. (национальной) науч. конф. с междунар. участием (Москва, 9-10 декабря 2021 г.). - М., 2021. - С. 20-25.

13. Островская, Е.А. Цифровизация православных ритуалов и практик: методология и направления исследования / Е.А. Островская // Религия и коммуникация: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 18-20 апреля 2019 г.). - Минск: Ковчег, 2019. - С. 154-162.

14. Островская, Е.А. Институциональный подход социологического изучения медиатизации: концептуальные составляющие и примеры исследований / Е.А. Островская // Медиа-лингвистика. - 2023. - № 10 (4). - С. 598-620.

15. Гришаева, Е.И. Интернет в православном приходе: особенности взаимодействия православных пользователей с интернет-технологиями / Е.И. Гришаева, А.Г. Бусыгин // Научный результат. Социология и управление. - 2020. - Т. 6, № 1. - С. 3-15. DOI: 10.18413/2408-93382020-6-1-0-1

16. Лученко, К. Цифровизация богослужебных практик в период пандемии коронавируса в контексте медиатизации православия / К. Лученко // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2021. - № 39. - С. 39-57.

17. Полуэхтова, И. А. Исследования аудитории и медиапотребления в цифровой среде: методологические и практические проблемы [Электронный ресурс] / И. А. Полуэхтова // Ме-диаскоп. - 2016. - Вып. 4. - URL: http://www.mediascope.ru/2199 (дата обращения: 22.02.2024).

18. Wang, A.H. Detecting Spam Bots in Online Social Networking Sites: A Machine Learning Approach / A.H. Wang // College of Information Sciences and Technology. - The Pennsylvania State University, 2010. - P. 2-10.

19. Reddy, R.N. Automatic Detection of Fake Proles in Online Social Networks / R.N. Reddy, N. Kumar // Department of Computer Science and Engineering National Institute of Technology Rourkela. - Orissa, India, May, 2012. - P. 10-15.

20. Письмо архиепископа Павла Пецци в связи с эпидемией коронавируса от 13 марта 2020 г. // Сайт Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве: [веб-сайт]. -

URL: https://cathmos.ru/documents/pismo-arhiepiskopa-v-svyazi-s-epidemiej-koronavirusa] (дата обращения: 22.02.2024).

21. Римский Миссал Католической Церкви в России. - М., 2011.

22. Декрет № 41/20 архиепископа Павла Пецци в связи с эпидемией коронавируса от 18 марта 2020 г. // Сайт Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве: [веб-сайт]. -URL: https://cathmos.ru/dekret-o-poryadke-bogosluzhenij-i-drugih-meropriyatij-v-period-pandemii-ko-ronavirusa] (дата обращения: 22.02.2024).

23. Письмо архиепископа Павла Пецци об отмене публичных богослужений в Москве и Санкт-Петербурге и ограничении их в других городах от 20 марта 2020 г. // Сайт Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве: [веб-сайт]. - URL: https://cathmos.ru/pismo-arhiepiskopa-ob-otmene-publichnyh-bogosluzhenij-v-moskve-i-sankt-peterburge-i-ogranichenii-ih-v-drugih-gorodah] (дата обращения: 22.02.2024).

24. Сара Кардинал Робер. Вирус, вера и страдания: «Будьте осторожны, чтобы не превратить Мессу в спектакль» // Блог Una Voce Russia: [веб-сайт]. - URL: http://blog. unavoce.ru/2020/05/sarah.html?m=1&fbclid=IwAR2nGFftL_ocdPBQPoz2dETumlqL5Ju9xY0wSBHX fcE8qEYCmdYtXwDAHLY] - (оригинальная публикация: Sarah card.le Robert. Il virus, la fede e la sofferenza. "Attenti a non trasformare la messa in uno spettacolo" 07 maggio 2020 // Il Fede: [веб-сайт]. - URL: https://www.ilfoglio.it/chiesa/2020/05/07/news/il-virus-la-fede-e-la-sofferenza-attenti-a-non-trasformare-la-messa-in-uno-spettacolo-317043] (дата обращения: 22.02.2024).

25. Декрет № 55/22 архиепископа Павла Пецци о порядке богослужений в других мероприятий в связи с изменением эпидемиологической обстановки от 18 марта 2022 г. // Сайт Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве: [веб-сайт]. - URL: https://cath-mos.ru/documents/dekret-o-poryadke-bogosluzhenij-i-drugih-meropriyatij-v-svyazi-s-izmeneniem-epidemiologicheskoj-obstanovki/] (дата обращения: 22.02.2024).

References

1. Abaev M, Ezhihina M. «Chelovek medijnyj» - novaja stupen' jevoljucii ili prilozhenie k gadzhetu? Beseda s Elenoj Vartanovoj. // Nauka i zhizn'. 3 dekabrja 2015. Rezhim dostupa: http://www.nkj.ru/open/27523 (accessed 22 February 2024).

2. Vartanova E.L. Sovremennoe obshhestvo i cifrovye media: novye formaty vzaimootnoshenij // Religija i media: novaja normal'nost': Tezisy dokladov Vserossijskoj (nacional'noj) nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (Moscow, 9-10 dekabrja 2021 g.) - P. 11-15.

3. Giordan G., Cifrovaja religioznaja kommunikacija i novyj religioznyj jazyk vo vremja social'nogo distancirovanija // Religija i media: novaja normal'nost': Tezisy dokladov Vserossijskoj (nacional'noj) nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (Moscow, 9-10 dekabrja 2021 g.) - P. 17.

4. Hjarvard, S. (2008) "The Mediatization of Society. A Theory of the Media as Agents of Social and Cultural Change", Nordicom Review 29(2): 105.

5. Hjarvard, S. (2012) "Three Forms of Mediatized Religion: Changing the Public Face of Religion"// S. Hjarvard and M. Lövheim (eds) Mediatization and Religion: Nordic Perspectives, - Göteborg: Nordicom, pp. 21-44.

6. Hoover, S.M (2006) Religion in the Media Age, - London; New York: Routledge. p. 21.

7. Hoover, S.M. and Clark, L.S. (2002) Practicing Religion in the Age of the Media: Explorations in Media, Religion, and Culture. New York: Columbia University Press.

8. Sexton, J. S. (2021). The Critical Study of Religion and Division in the Age of Covid-19. International Journal of Public Theology, 15(2), 157-176.

9. Didier-Fèvre, C. (2023). L'impact du confinement sur les pratiques religieuses : l'expérience d'élèves dans un établissement catholique. L'Information géographique, 87, 95-111.

10. Badmacyrenov T.B. Rossijskij cifrovoj buddizm: mezhdu tradiciej i novoj normal'nost'ju // Religija i media: novaja normal'nost': Tezisy dokladov Vserossijskoj (nacional'noj) nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (Moscow, 9-10 dekabrja 2021 g.) -P. 18-19.

11. Ostrovskaja E.A. Mediapraktiki russkojazychnyh ortodoksal'nyh evreev: zhenskie gruppy i ravvinskie blogi v Facebook i Instagram // Gosudarstvo, religija, cerkov' v Rossii i za rubezhom. 2020. No 38(2). S. 263-292.

12. Ostrovskaja E.A. Missija vypolnima: pravoslavnye batjushki-blogery // Religija i media: novaja normal'nost': Tezisy dokladov Vserossijskoj (nacional'noj) nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (Moskva, 9-10 dekabrja 2021 g.) - S. 20-25.

13. Ostrovskaja E.A. Cifrovizacija pravoslavnyh ritualov i praktik: metodologija i napravlenija issledovanija // Religija i Kommunikacija: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Minsk, 18-20 aprelja 2019 g. - Minsk, Kovcheg, 2019. - S - 154-162.

14. Ostrovskaya, E. A. Institucional'nyj podhod sociologicheskogo izucheniya mediatizacii: konceptual'nye sostavlyayushchie i primery issledovanij. Medialingvistika, 2023, №10 (4), 598-620.

15. Grishaeva E. I., Busygin A. G. Internet v pravoslavnom prihode: osobennosti vzaimodejstvija pravoslavnyh pol'zovatelej s in-ternet-tehnologijami // Nauchnyj rezul'tat. Sociologija i upravlenie. 2020. Vol. 6, No 1. S. 3-15. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-1-0-1.

17. Polujehtova I.A. Issledovanija auditorii i mediapotreblenija v cifrovoj srede: metodologicheskie i prakticheskie problemy // Mediaskop. 2016. No. 4. Rezhim dostupa: http://www.mediascope.ru/2199 (accessed 22 February 2024)

18. Wang A.H. Detecting Spam Bots in Online Social Networking Sites: A Machine Learning Approach // College of Information Sciences and Technology, The Pennsylvania State University, USA, 2010. -P. 2-10.

19. Reddy R.N., Kumar N. Automatic Detection of Fake Proles in Online Social Networks // Department of Computer Science and Engineering National Institute of Technology Rourkela, Orissa, India, May, 2012. - P.10-15.

20. Pis'mo arhiepiskopa Pavla Pecci v svjazi s jepidemiej koronavirusa ot 13 marta 2020 g. [[Jelektronnyj resurs] // Sajt Rimsko-katolicheskoj Arhieparhii Bozhiej Materi v Moskve: [veb-sajt]. URL: https://cathmos.ru/documents/pismo-arhiepiskopa-v-svyazi-s-epidemiej-koronavirusa] (accessed 22 February 2024)

21. Rimskij Missal Katolicheskoj Cerkvi v Rossii, - Moscow, 2011.

22. Dekret № 41/20 arhiepiskopa Pavla Pecci v svjazi s jepidemiej koronavirusa ot 18 marta 2020 g. [[Jelektronnyj resurs] // Sajt Rimsko-katolicheskoj Arhieparhii Bozhiej Materi v Moskve: [veb-sajt]. URL: https://cathmos.ru/dekret-o-poryadke-bogosluzhenij-i-drugih-meropriyatij-v-period-pandemii-koronavirusa] (accessed 22 February 2024)

23. Pis'mo arhiepiskopa Pavla Pecci ob otmene publichnyh bogosluzhenij v Moskve i Sankt-Peterburge i ogranichenii ih v drugih gorodah ot 20 marta 2020 g. [[Jelektronnyj resurs] // Sajt Rimsko-katolicheskoj Arhieparhii Bozhiej Materi v Moskve: [veb-sajt]. URL: https://cathmos.ru/pismo-arhiepiskopa-ob-otmene-publichnyh-bogosluzhenij-v-moskve-i-sankt-peterburge-i-ogranichenii-ih-v-drugih-gorodah] (accessed 22 February 2024)

24. Sarah card.le Robert. Il virus, la fede e la sofferenza. "Attenti a non trasformare la messa in uno spettacolo" 07 maggio 2020 [[Jelektronnyj resurs] // Il Fede: [veb-sajt]. URL: https://www.ilfoglio.it/chiesa/2020/05/07/news/il-virus-la-fede-e-la-sofferenza-attenti-a-non-trasformare-la-messa-in-uno-spettacolo-317043 (accessed 22 February 2024)

25. Dekret № 55/22 arhiepiskopa Pavla Pecci o porjadke bogosluzhenij v drugih meroprijatij v svjazi s izmeneniem jepidemiologicheskoj obstanovki ot 18 marta 2022 g. [[Jelektronnyj resurs] // Sajt Rimsko-katolicheskoj Arhieparhii Bozhiej Materi v Moskve: [veb-sajt]. URL: https://cathmos.ru/documents/dekret-o-poryadke-bogosluzhenij-i-drugih-meropriyatij-v-svyazi-s-izmeneniem-epidemiologicheskoj-obstanovki/] (accessed 22 February 2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.