10. Бекасова Е.Н., Якимов П.А. Четвёртые Моисеевские чтения: Всероссийская (с международным участием) научная конференция. Вопросы ономастики. 2019; Т. 16, № 3: 247 - 250.
11. Четвёртые Моисеевские чтения: национальные и региональные особенности языка: в 2 частях: материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции. Оренбург: ООО «Издательство "Оренбургская книга"», 2018; Ч. 1.
12. Сборник документов Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук за первые 50 лет его деятельности: 1841 - 1891 гг. Сборник документов. Серия: Ad fonts. Материалы и исследования по истории науки; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2016; Выпуск 5.
13. Синичкина Н.Е. Профессиональный портрет учителя-словесника XIX - начала ХХ вв. Преподаватель XXI век. 2009; № 1: 143 - 152.
References
1. Budagov R.A. PortretyyazykovedovXIX-XX vekov. Moskva: MGU, 2009.
2. Yanchenko V.D. Zanimatel'noe puteshestvie po stranicam istorii russkoj lingvisticheskoj nauki: metodicheskie rekomendacii i didakticheskie materialy. Nauchnyj redaktor A.D. Dejkina. Moskva: Verbum, 2002.
3. Bekasova E.N. Uvazhat' cheloveka i iskat' istinu. Kodeks zhurnalistskoj chesti v stat'e M.V. Lomonosova dlya francuzskogo chitatelya. Zhurnalistyka-2013: stan. prablemy i perspektyvy : mat'eryyaly 15-j Mizhnar. navukova-praktychnaj kanfer'encyi. Minsk: BDU, 2013; Vypusk 14: 262 - 264.
4. Lomonosov M.V. Izbrannaya proza. Sostavitel', vstupitel'naya stat'ya i kommentarij V.A. Dmitrieva. Moskva: Sovetskaya Rossiya, 1980.
5. Kolgushkina N.V. AkademikI.I. Sreznevskij vkul'turnomprostranstve Rossii. Ryazan': RGU imeni S. A. Esenina, 2011.
6. Bekasova E.N. Sreznevskij I.I.: klassika preduprezhdenij. I.I. Sreznevskij irusskoe istoricheskoe yazykoznanie: K200-letiyu so dnya rozhdeniya I.I. Sreznevskogo: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ryazan', 2012: 10 14.
7. Vinogradov V.V. Istoriya russkogo literaturnogo yazyka v izobrazhenii akademika A.A. Shahmatova. Istoriya russkogo literaturnogo yazyka. Izbrannye trudy. Moskva: Nauka, 1978.
8. Akademik A.A. Shahmatov: zhizn', tvorchestvo, nauchnoe nasledie: sbornik statej k 150-letiyu so dnya rozhdeniya uchenogo. Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2015.
9. Bekasova E.N. Paradoksy interpretacii yazykovoj situacii Drevnej Rusi. Koncepciya N.S. Trubeckogo. VestnikOrenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006; Ch. 1: 4 - 8.
10. Bekasova E.N., Yakimov P.A. Chetvertye Moiseevskie chteniya: Vserossijskaya (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchnaya konferenciya. Voprosy onomastiki. 2019; T. 16, № 3: 247 - 250.
11. Chetvertye Moiseevskie chteniya: nacional'nye i regional'nye osobennosti yazyka: v 2 chastyah: materialy Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchnoj konferencii. Orenburg: OOO «Izdatel'stvo "Orenburgskaya kniga"», 2018; Ch. 1.
12. Sbornik dokumentov Otdeleniya russkogo yazyka i slovesnosti Imperatorskoj Akademii nauk za pervye 50 let ego deyatel'nosti: 1841 - 1891 gg. Sbornik dokumentov. Seriya: Ad fonts. Materialy i issledovaniya po istorii nauki; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2016; Vypusk 5.
13. Sinichkina N.E. Professional'nyj portret uchitelya-slovesnika XIX - nachala ХХ vv. Prepodavatel'XXI vek. 2009; № 1: 143 - 152.
Статья поступила в редакцию 20.04.20
УДК 378
Bykadorova E.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Siberian Transport University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENTS IN THE SCIENTIFIC AND TECHNICAL LIBRARY OF STU: FROM INFORMATIZATION TO DIGITALIZATION. The article outlines the role of digitalization in the context of educational activities, in particular in the modernization of library science. Two Concepts for the development of university libraries are updated in the work. The first Concept presents goals and objectives, defines models for the development of the world's higher education libraries, presents the basic principles and factors for the development of Russian libraries, and describes the main strategic directions of development and initiatives that emphasize the importance of preserving documentary heritage in Russian university libraries. The second Concept reveals goals and objectives, the main challenges, problems and the main directions of development in the scientific and technical library of STU. Thus, the implementation of the stated Concept Project for the development of the Scientific and technical Library of STU the Concept for the Development of Higher Educational Institutions can serve as a guide for the development of the library business.
Key words: digitalization, librarianship, university library, unified information and educational environment, modernization of library, expansion of information and educational services.
Е.С. Быкадороеа. канд. пед. наук, доц., Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ИЗМЕНЕНИЯ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ СГУПС: ОТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ К ЦИФРОВИЗАЦИИ
В статье обозначена роль цифровизации в контексте образовательной деятельности, в частности в модернизации библиотечного дела. В работе актуализированы две Концепции развития вузовских библиотек. В реализуемой первой Концепции представлены цели и задачи, определены модели развития вузовских библиотек мира, представлены основные принципы и факторы развития библиотек России, описаны основные стратегические направления развития и инициативы, которые подчеркивают значимость сохранения документального наследия в вузовских библиотеках России. Во второй Концепции-проекте выделены цели и задачи, основные трудности, проблемы и направления развития научно-технической библиотеки СГУПС. Таким образом, реализация заявленной Концепции развития научно-технической библиотеки СГУПС и Концепция развития вузовских библиотек России могут являться ориентиром развития библиотечного дела.
Ключевые слова: цифровизация, библиотечное дело, вузовская библиотека, единая информационно-образовательная среда, модернизация библиотеки, расширение информационно-образовательных услуг.
Цифровая экономика и цифровое общество значительно актуализируют процесс цифровизации образовательной среды, которая стала неотъемлемым компонентом профессионального образования. Названный глобальный процесс направлен на значительную модернизацию образовательной деятельности, который существенно должен повлиять на современный этап модернизации библиотечного дела, включающий серьезный перечень типов, видов, правовых, ведомственных форм и специализаций библиотек [1].
В соответствии с цифровой экономикой РФ, со Стратегией развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 годы [2], современной цифровой образовательной средой в РФ [3], национальной технологической инициативой
[4] и др. приоритетным направлением в представленных документах обозначено принципиально новое отношение человека к труду.
Кроме того, опираясь на Концепцию развития вузовских библиотек России
[5], где сформулированы ее цели и задачи, определены модели развития вузовских библиотек мира, представлены основные принципы и факторы развития библиотек России, описаны основные стратегические направления развития, можно выделить ряд инициатив, которые, безусловно, подчеркивают значимость сохранения документального наследия, который хранится в вузовских библиотеках. Такие инициативы представлены на рис. 1.
Как видим, библиотека в структуре высшего учебного заведения в цифровую эпоху и в условиях вновь меняющейся образовательной парадигмы должна приобрести новый формат и образ нового типа вузовской библиотеки с новыми научно-образовательными электронными ресурсами, созданными на основе совместной деятельности библиотекарей, ученых и 1Т-специалистов, отвечающей требованиям читателя, пользователя цифровой эпохи с учетом новых цифровых компетенций и потребностей [6; 7].
Новые изменения, которые коснулись научно-технической библиотеки ФГБОУ ВО «Сибирского государственного университета путей сообщения» при сохранении ее основного традиционного назначения, направленного на накопление, создание, хранение и организацию собственных информационных ресурсов, обеспечение информационных потребностей студентов, профессорского-преподавательского состава и сотрудников СГУПС, принципиально меняют форму ее работы.
В соответствии с Концепцией-проектом развития научно-технической библиотеки СГУПС на период 2019 - 2024 гг, более подробно представленной на рис. 2, специфика работы библиотеки значительно меняет свой компетентност-ный статус и переходит на новый цифровой технологическо-деятельностный уровень с появлением новых социально-технологических задач, связанных с:
1. Библиотека как центр научных коммуникаций и доступного образования
Открытая библиотека-открытой науке
Управление информационными потоками
Развитие обще культурных и исследовательских компетенций
Новые библиотечные исследования
2. Новая исследовательская миссия университетских библиотек
Книжные памятники Российской Федерации в вузовских библиотеках
Культурное наследие в цифровой среде
Сохранение научного и культурного наследия
3* Библиотека как центр университетского кампуса
Создание новых пространств для новых задач
Формирование среды для разнообразных сообществ пользователей
Новая жизнь книгохранилищ
Рис. 1. Инициативы развития вузовских библиотек
Реклама и формирование позитивного имиджа библиотеки
» модернизация веб-сайта;
• продвижение Библиотеки в социальных сетях;
» сотрудничество с: газетой «Кадры-транспорту»; радио и телевидением вуза; «Центром истории и культуры Университета»;
• организация экскурсионной деятельности со студентами первого курса, абитуриентами и гостями вуза;
» создание печатной продукции и оформление информационных стендов.
Совершенствование культурно-просветительских и воспитательных работ со студентами
» продолжение работы с кураторами студенческих групп; воспитание патриотизма и
развития здорового образа жизни; » выявление востребованных форм и организации экспозиций Музея книги, разнообразных ^ мероприятий вуза.
Кадровый потенциал
» формирование высокопрофессионального, активного и способного к инновациям коллектива (повышение квалификации);
» разработка эффективных критериев оценки деятельности
сотрудников библиотеки (стимулирующая мотивация); » формирование организационной культуры у сотрудников Библиотеки (профессиональная этика, комфортная психологическая среда, корпоративная культура); » организация и охрана труда.
Научно-техническая библиотека СГУПС: новый формат
Модернизация пространства библиотеки и укрепление ее материально-технической базы
Библиотечное пространство:
» организация Единого пункта записи и перерегистрации читателей; » организация открытого доступа к новой литературе; * реформирование холла, читальных залов и абонементов библиотеки; » создание информационного центра с залом;
» расширение сервисов для пользователей с ограниченными возможностями; » установка станции самостоятельного возврата библиотечных книг.
Материально-техническая база: » приобретение более мощного сервера, обновление компьютерного парка с установкой новейшего ПО, оргтехники, мультимедийного оборудования, современных плазменных панелей; мебельного оборудования; установка электронных ворот; » осуществление своевременного ремонта помещений библиотеки;
» приведение площадей кн иго хранения в соответствие с Правилами пожарной
Максимизация доступности информационных ресурсов
• максимальное раскрытие фонда библиотеки через организацию электронного каталога и последующее его развитие и совершенствование;
• совершенствование доступа к полнотекстовым электронным документам;
• организация системы максимально открытого доступа к научной и справочной литературе;
• предоставление бесплатного доступа к приобретенным полнотекстовым электронным библиотекам и электронно-библиотечным системам;
• расширение доступа к мировым и отечественным научно-образовательным ресурсам.
Глобальная информатизация библиотеки
• оптимизация электронного каталога путем слияния существующих баз данных; оптимизация состава книжного фонда; реставрация книжных памятников и др. документов;
• обеспечение бесперебойной работы сервера, всех модулей АБИС ИРБИС, «Личного кабинета пользователя»;
• проведение обучающих занятий, лекций, мастер-классов по курсу «Информационно-библиографическая культура пользователя».
Создание собственных информационно-образовательных ресурсов
• формирование библиотечного фонда по заявкам кафедр;
• формирование системы обратной связи с профессорско-преподавательским составом относительно наличия/отсутствия профильных изданий;
• обеспечение функционирования базы данных «Учебные дисциплины» (книгообеспеченность);
• продолжение оцифровки книг (редкие, ценные издания), создание каталогов редких книг;
• качественное раскрытие библиотечного фонда через виртуальные выставки (новые поступления, тематические выставки).
Расширение библиотечно-информационных услуг
• создание сервиса «Виртуальная справочная служба» (онлайн регистрация и дальнейшее обслуживание удаленных пользователей);
• анализ и мониторинг информационно-методического обеспечения учебного процесса;
• развитие библиометрического и библиографического сопровождения научно-исследовательской деятельности вуза (мониторинг публикационной активности научно-педагогических работников вуза);
• расширение библиографического информирования пользователей в режиме ИРИ и ДОР по тематическим запросам;
• проведение Дней кафедр, Дней информации, Дней специалиста, Дней аспиранта и т.д.;
• простановка индексов УДК на учебные книги и статьи авторам (сотрудникам и студентам СГУПС),
Г
v
Рис.2.Научно-техническая библиотекаСГУПС:новыйформат
• созданием единой электронной информационной образовательной средой (библиотечный документальный фонд, электронный каталог и электронная библиотека) СГУПС);
• максимизацией доступности электронных информационных ресурсов и библиотечных фондов;
• дальнейшей глобальной информатизацией библиотеки;
• генерацией собственных информационных ресурсов;
• расширением и модернизацией онлайн библиотечно-информационных
услуг;
• совершенствованием культурно-просветительской и воспитательной работы со студентами;
• модернизацией пространства библиотеки и созданием комфортных условий для работы читателей;
• укреплением и модернизацией материально-технической базы для реализации организационно-структурных преобразований;
• рекламой и формированием позитивного имиджа научно-технической библиотеки СГУПС;
• развитием кадрового потенциала библиотеки.
В связи с поставленными задачами рассмотрим современное состояние научно-технической библиотеки. В настоящее время библиотека СГУПС располагает следующими ресурсами:
1. 2365,2 кв. м. площадей, занятых под фонд;
2. 83 компьютера;
3. 179 посадочных мест в 5 читальных залах;
4. Объем книжного фонда - 1 001653 изданий;
5. Объем информационно-образовательных ресурсов составляет свыше 3 600 000 экземпляров, включающий как традиционные, так и электронные издания;
6. Объем электронного каталога составляет свыше 278 000 названий;
7. Электронная библиотека НТБ СГУПС составляет свыше 10 тыс. единиц (327 803 стр.)
Также библиотека предоставляет пользователям бесплатный доступ к полнотекстовым информационным ресурсам, представленным ниже в табл. 1:
Для повышения качества информационного обслуживания внедрена автоматизированная выдача литературы АБИС «ИРБИС». Кроме того, библиотечный сайт позволяет обеспечивать оперативное информирование пользователей о составе фондов, коллекциях, электронных услугах.
Таким образом, достижения и основные направления развития библиотеки СГУПС очевидны, однако нельзя не отметить ряд основных трудностей и проблем, которые нужно решать уже сейчас:
• недостаточное взаимодействие с университетскими подразделениями по информационному обеспечению образовательного, учебного и научного процессов;
Библиографический список
Таблица 1
Полнотекстовые информационные ресурсы
Полнотекстовые информационные ресурсы Примечание
ЭБС «Университетская библиотека» Базовая коллекция + АСВ
ЭБС «ЛАНЬ» Коллекция издательства УМЦ ЖДТ
ФГБУ «Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина г. Санкт-Петербург
Научная электронная библиотека (НЭБ) РГБ
Электронная библиотека диссертаций РГБ
Полнотекстовая справочно-информаци-онная система КонсультантПлюс
Сводный каталог нового поколения ЭКБСОН ГПНТБ России
• создание комфортных условий для читателей на отдельных площадках библиотеки;
• повышение эффективности использования информационных ресурсов пользователями библиотеки;
• недостаточность финансирования процесса формирования традиционного фонда, приобретения электронных баз данных;
• обеспечение сохранности и безопасности открытых библиотечных фондов на основе современных технологий;
• модернизация и дополнительное оснащение компьютерами читальных залов библиотеки;
• недостаточный уровень профессиональных компетенций работающих библиотекарей.
В заключение стоит отметить, что реализация заявленной Концепции-проекта развития научно-технической библиотеки СГУПС и Концепция развития вузовских библиотек России могут являться ориентиром развития библиотечного дела. При этом настоящая Концепция развития научно-технической библиотеки СГУПС поможет создать библиотеку нового формата и поколения, которая является значимым звеном в едином информационно-образовательном пространстве вуза.
1. Кудрина Е.Л., Ивина К.В. Цифровая среда - новые вызовы вузовской библиотеке. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019; Т. 3, № 2: 126 - 134. DOI: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-2-126-134
2. Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 годы. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71570570/
3. Современная цифровая образовательная среда РФ. Паспорт приоритетного проекта. Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25.10.2016 № 9). Available at: http://static.government. ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYf TvOAG.pdf
4. О реализации национальной технологической инициативы. Постановление Правительства РФ от 18.04.2016 № 317. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/71380666/ paragraph/1:4
5. Концепция развития вузовских библиотек России. 2018. Available at: http://www.lib.tsu.ru/sites/default/files/koncepciya_ razvitiya_universitetskih_bibliotek_rossii_v2.pdf
6. Нещерет М.Ю. Цифровизация процессов обслуживания в библиотеках - это уже реальность. Библиосфера. 2019; № 2: 19 - 25. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-2-19-25
7. Шваб К. Четвертая промышленная революция. Москва: Э, 2017.
References
1. Kudrina E.L., Ivina K.V. Cifrovaya sreda - novye vyzovy vuzovskoi biblioteke. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2019; T. 3, № 2: 126 - 134. DOI: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-2-126-134
2. Strategii razvitiya informacionnogo obschestva v RF na 2017 - 2030 gody. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71570570/
3. Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda RF. Pasportprioritetnogoproekta. Utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam (protokol ot 25.10.2016 № 9). Available at: http://static.government. ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYf TvOAG.pdf
4. O realizacii nacional'no!tehnologichesko!iniciativy. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 18.04.2016 № 317. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/71380666/paragraph/1:4
5. Koncepciya razvitiya vuzovskih bibliotekRossii. 2018. Available at: http://www.lib.tsu.ru/sites/default/files/koncepciya_ razvitiya_universitetskih_bibliotek_rossii_v2.pdf
6. Nescheret M.Yu. Cifrovizaciya processov obsluzhivaniya v bibliotekah - 'eto uzhe real'nost'. Bibliosfera. 2019; № 2: 19 - 25. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-2-19-25
7. Shvab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyuciya. Moskva: 'E, 2017.
Статья поступила в редакцию 11.04.20
УДК 78
Varin E.A., senior lecturer, Ball Choreography Department, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: anastasia_dance@rambler. ru
THE ROLE OF RUSSIAN BALLROOM DANCE IN PRESERVING THE HISTORICAL HERITAGE OF BALLROOM CHOREOGRAPHY. Choreographic art is a deep layer of centuries-old culture, a part of the national cultural heritage that needs to be preserved and developed. The solution of modern problems of public education in the choreographic art requires a deep study of the most important areas of folk art and choreographic culture through the domestic ballroom dance.