№ 11 (53), 2008 г.
Аграрный вестник Урала
35
Наиболее эффективным и удобным в применении является ЦМФ. Циклофос-фан вводится внутримышечно, метотрексат существует в таблетированной форме, а применение фторурацила, который вводиться внутривенно, второстепенно, и при невозможности выполнения внутривенных инъекций им можно пренебречь. Более того, это самые доступные препараты, и, что немаловажно, подходят практически под все самые распространенные формы рака молочной железы. ЦМФ можно отнести как к адъювантной так и к неадъювантной химиотерапии.
Гормонотерапия Также, как и химиотерапию, ее разделяют на адъювантную и неадъювантную. Принцип применения гормонотерапии при раке молочной железы основан на том, что эстрогены являются стимуляторами роста опухоли, поэтому терапия направлена на снижение их уровня по нескольким
направлениям:
1) угнетение их образования в яичниках (овариоэктомия или золадекс);
2) блокада рецепторов к эстрогенам и прогестерону (тамоксифен, то-ремифен);
3) снижение уровня эстрогенов, образующихся в надпочечниках (ориме-тен, аримидекс);
4) подавление эстрогенов высокими дозами мужских половых гормонов. Самым «популярным» препаратом является тамоксифен (вера-та-моксифен).
Сравнительная характеристика гормонотерапии и химиотерапии не может быть проведена, поскольку разные опухоли реагируют на терапию по-разно-му. При выборе метода лечения с применением химиопрепаратов или гормональных средств, необходимо прибегнуть к результатам гистологического исследования опухолевой ткани.
Ветеринария
Лучевая терапия
Лучевая терапия практически не применима в ветеринарии по ряду различных факторов. Установки для проведения данной манипуляции требуют специально оснащенных помещений, специально обученного обслуживающего персонала.
Лучевая терапия путем дачи «per os» (внутрь) специальных пилюль, содержащих тот или иной радиоактивный изотоп, опасна для ветеринарного врача и владельца животного.
Таким образом, к лечению опухоли молочной железы стоит приступать тщательно изучив состояние организма животного, руководствоваться гистологическим заключением исследования ткани опухоли молочной железы.
Лечение, особенно комплексное, опухоли молочной железы без знания ее морфологии может не только не дать результатов, но и привести к негативным последствиям.
Литература
Фомичева Д.В., Концевая Е.М. Возможности адьювантной химиотерапии рака молочной железы у кошек // Сборник тезисов 4-й всероссийской конференции по вопросам онкологии и анестиологии мелких домашних животных. - М., 2008. -С. 28-29.
ИЗМЕНЕНИЯ В ЛАКТАЦИОННОМ БАРЬЕРЕ БЕРЕМЕННЫХ МЫШЕЙ ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЗАТРАВКЕ
СОЛЯМИ КАДМИЯ
О. Г ГУЛЯЕВА,
кандидат биологических наук,
Л.Г. ТУЛАКИНА, кандидат медицинских наук,
Уральская ГСХА, г. Екатеринбург
Ключевые слова: лактационный барьер, кадмий, экология, беременность.
В современных условиях интенсивного технологического ведения животноводства на животных действуют различные неблагоприятные факторы - плохая экология, гиподинамия, несбалансированность рационов питания [1]. Это приводит к тому, что происходит снижение иммунного статуса как беременных, так и новорожденных животных. Проводимые исследования показывают, что многочисленные патологии, которые развиваются в различные периоды по-стнатального онтогенеза, являются результатом нарушений, происходящих во внутриутробный период [2]. Неблагоприятные условия, в которых находилась самка до и во время беременности, вызывают в ее организме структурно-функциональные нарушения. Поэтому возникает необходимость в профилактике развития внутриутробных нарушений и рождении более жизнеспособного потомства. Целью нашей работы было ис-
следование морфологии молочной железы мышей в период беременности при экспериментальной затравке их солями кадмия.
Материалы и методы исследования. Для эксперимента были взяты лабораторные мыши чистой линии СВА в возрасте двух месяцев. В эксперименте были одна контрольная и две опытных группы по 6 мышей в каждой группе. Первой опытной группе вводили хлористый кадмий в количестве 24 мкг на 100 мл только в течение одной недели до спаривания. После спаривания животные получали чистую воду. Вторая опытная группа получала затравку за неделю до спаривания и во время беременности ежедневно. Контрольная группа в течение всего опыта получала чистую воду. Животных содержали в виварии со свободным доступом к воде и пище. Умерщвление проводили передозировкой эфирного наркоза на 28 день с начала опыта. От жи-
вотных каждой группы брали молоч-.ную железу для гистологических и электронномикроскопических исследований. Материал фиксировали в 10%-ном растворе нейтрального формалина. Заливали в парафин и срезы, приготовленные на санном микротоме, окрашивали гематоксилином и эозином, по Ван Гизону и по Шубичу. Для электронномикроскопического исследования кусочки ткани фиксировали в 2,5%-ном растворе глютаральдегида с последующей фиксацией в 1%-ном растворе осмия. Затем после общепринятой обработки ткань заключали в аралдит. Срезы готовили на ультратоме !_КВ III, контрастировали уранилацетатом и цитратом свинца и исследовали в электронном микроскопе ЭМБ-100БР.
При визуальном наблюдении внешних признаков затравки металлами не выявлено. Во всех опытах беременность протекала без осложнений. Среднестатистическое количество потомства в помете и в опыте практически не отличалось Количество
Lactation a barrier, cadmium, ecology, pregnancy.
36
Аграрный вестник Урала
№ 11 (53), 2008 г.
Ветеринария
Таблица 1
Плодовитость фактическая Родилось живыми Вес новорожденных средний
контроль 7,00±0,71 6,25±1,25 1, 15±0,02
Опыт 1 7,50±0,29 6,75±0,25 1,11 ±0,03
Опыт 2 7,75±1,25 7,75±1,25 1,10±0,02
рожденного потомства представлено в таблице 1. При внешнем осмотре новорожденных мышат контрольной и опытных групп видимых аномалий не обнаружено.
При гистологических исследованиях было обнаружено:
При затравке хлористым кадмием в молочной железе в первом и во втором опыте были выявлены нарушения, которые проявлялись в следующем: молочные дольки находились разных стадиях секреции. Большие жировые вакуоли присутствовали в
лактате и замещали альвеолы. В некоторых альвеолах были остатки секрета, которые образовывали жировые сгустки (рис. 1), Выводные протоки сужены, вокруг них располагалось плотное кольцо соединительной ткани с эозинофильными лейкоцитами и тучными клетками (рис. 2, 3). Часть долек были атрофированы и замещены жировой тканью, В кровеносных сосудах межуточной соединительной ткани ярко выражена гиперемия и гемолиз эритроцитов. Прослойки соединительной ткани
расширены и хорошо выражены как внутри, так и между дольками и содержали много жировых вакуолей. Наряду с утолщением соединитель-но-тканных волокон и их гомогенизацией, в междольковой и внутридоль-ковой соединительной ткани наблюдали её отек и разрыхление.
При электронномикроскопическом исследовании секреторные клетки молочной железы имели хорошо развитый гранулярный эндоплазмати-ческий ретикулум. В цитоплазме и в протоках определялось большое ко-
Рис. 4. В просвете протока масса фибрилл. Опыт 1. Ув. X 15000
Рис. 5. Деструкция ткани. Масса сливных жировых капель. Опыт 2. Ув. Х12000
Рис. 6. Отек, дезорганизация соединительной ткани с обрывками органелл и миграцией мононуклеаров. Опыт 2. Ув. Х12000
Рис. 1. Молочная долька. Опыт 1. Окраска гематоксилином и эозином. Ув. х 40
Рис. 2. Выводной проток. Опыт 1. Окраска по Ван Гизону. Ув.х 40
Рис. 3. Тучные клетки. Опыт 2. Окраска по Шубичу. Ув. х 40
№ 11 (53), 2008 г.
Аграрный вестник Урала
37
Ветеринария
личество белковых капель и жировых вакуолей. Встречались протоки с остатками секрета и прорастанием фибрилл (рис.4). Часто можно было обнаружить обширные участки сливных жировых капель (рис. 5).
В просвете капилляров во всех отделах масса эритроцитов, эндотелий осмиофилен. Базальный слой рыхлый, прерывистый. Встречалось
нарушение сосудистои стенки, пери-васкулярный отек. В соединительной ткани деструкция, разрыхление и отек, встречались обрывки органелл, миграция мононуклеаров (рис. 6).
Проведенные исследования показали, что при рождении внешне здорового потомства, в тканях лактационного барьеров, наряду с физиологическими, выявлены патологические процессы,
чаще всего аллергического происхождения. Ультраструктурное исследование показало деструкцию, дезорганизацию лактационного барьера. Таким образом, можно сделать вывод о том, что имеет место нарушение проницаемости лактационного барьера, что приводит к ограничению компенсатор-но-приспособительной функции молочной железы.
Литература
1. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и влияние факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2002 году. - Екатеринбург: Изд-во Правительства Свердловской области, 2003. -313с.
2. Дроздова Л И., Шкуратова И.А., Барашкин М.И. Клинико-морфологическая диагностика незаразных болезней животных в условиях экологического неблагополучия. - Екатеринбург, 2002. - 115 с.
УЛЬТРАСТРУКТУРА ЛАКТАЦИОННОГО БАРЬЕРА МЫШЕЙ ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЗАТРАВКЕ СОЛЯМИ СВИНЦА
О.Г. ГУЛЯЕВА (фото), кандидат биологических наук,
Л.Г. ТУЛАКИНА, кандидат медицинских наук,
Уральская ГСХА, г. Екатеринбург
Ключевые слова: лактационный барьер, беременность, экология, свинец.
Свинец является одним из весьма распространенных в окружающей среде токсичных элементов, в связи, с чем действие его избытка на организм человека изучено наиболее подробно. Свинец обладает кумулятивными свойствами. Поглощенный свинец содержится в крови и других жидкостях организма, накапливается в костях в виде нерастворимых трехосновных фосфатов [1]. Свинец, отложившийся в костях в виде нерастворимого соединения, не оказывает непосредственного ядовитого действия. Однако под влиянием определенных условий запасы его в костях становятся мобильными, свинец переходит в кровь и может вызвать отравление даже в острой форме. К факторам, способствующим мобилизации свинца, относятся повышенная кислотность, недостаток кальция в пище [2]. Выделение свинца из организма происходит через пищеварительный тракт и почки. Воздействие солей свинца на организм связано не только с непосредственным токсическим действием на взрослый организм, но и прямым или косвенным воздействием на его потомство. Установлено выделение свинца и с женским молоком.
Целью наших исследований было исследование ультраструктуры мо-
лочной железы мышей в период беременности при экспериментальной затравке солями свинца.
Материалы и методы исследования. Для эксперимента были взяты лабораторные мыши чистой линии СВА в возрасте двух месяцев. В эксперименте были одна контрольная и две опытных группы по 6 мышей в каждой группе. Первой опытной группе вводили уксуснокислый свинец в количестве 0,02 мг на 100 мл только в течение одной недели до спаривания. После спаривания животные получали чистую воду. Вторая опытная группа получала затравку за неделю до спаривания и во время беременности ежедневно. Контрольная группа в течение всего опыта получала чистую воду. Животных содержали в виварии со свободным доступом к воде и пище. Умерщвление проводили передозировкой эфирного наркоза на 28 день с начала опыта. От животных каждой группы брали молочную железу для гистологических и электронномикроскопических исследований. Материал фиксировали в 10%-ном растворе нейтрального формалина. Заливали в парафин и срезы, приготовленные на санном микротоме, окрашивали гематоксилином и эозином, по Ван Гизону и по Шубичу, Для электронномикроскопического исследования кусочки ткани фиксировали в
2,5%-ном растворе глютаральдегида с последующей фиксацией в 1%-ном растворе осмия. Затем после общепринятой обработки ткань заключали в аралдит. Срезы готовили на ультрато-ме LKB III, контрастировали уранила-цетатом и цитратом свинца и исследовали в электронном микроскопе ЭМБ-100БР.
При гистологическом исследовании в лактирующей молочной железы в первом и во втором опыте были обнаружены сходные изменения: В дольке находятся перерастянутые, крупные альвеолы, рядом с ними маленькие, прекращающие секретировать. Большие жировые вакуоли находятся в лактате и замещают альвеолы. Эпителий альвеол атрофируется. Есть запустевшие альвеолы, в некоторых обнаруживаются остатки секрета. Секрет в виде жировых сгустков (рис. 1,4). Часть долек атрофируется. Выводные протоки сужены, вокруг них располагается плотное кольцо соединительной ткани с эозинофильными лейкоцитами (рис. 2). В соединительной ткани много жировых вакуолей. Наблюдается гиперемия кровеносных сосудов и идет гемолиз эритроцитов (рис. 3). Периваскулярно находятся эозинофильные лейкоциты, некоторые в состоянии дегрануляции.
Lactation a barrier, pregnancy, ecology, lead.