Научная статья на тему 'Изменения в деятельности советской прокуратуры в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )'

Изменения в деятельности советской прокуратуры в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3977
594
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / НАДЗОР / ВОЕННЫЙ ПРОКУРОР / ВОЕННЫЙ ТРИБУНАЛ / ЗАКОНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ / КЛАССНЫЕ ЧИНЫ И ФОРМЕННАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ ПРОКУРОРОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павлов В.С.

В статье сделана попытка показать основные направления реорганизации и практической деятельности советской прокуратуры в годы Великой Отечественной войны. Обращается внимание на милитаризацию органов прокуратуры преобразование прифронтовых территориальных прокуратур в военные; создание прокуратур фронтов, прокуратуры войск НКВД, военной прокуратуры железнодорожных войск; введение классных чинов и форменной одежды для всех прокурорско-следственных работников и др. На примере ленинградской городской прокуратуры показаны высокий патриотизм, профессионализм и мужество прокурорских работников в борьбе с фашизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в деятельности советской прокуратуры в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

УДК 347.963

В.С. Павлов

Доцент кафедры теории и истории права и государства Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)

Аннотация

В статье сделана попытка показать основные направления реорганизации и практической деятельности советской прокуратуры в годы Великой Отечественной войны. Обращается внимание на милитаризацию органов прокуратуры - преобразование прифронтовых территориальных прокуратур в военные; создание прокуратур фронтов, прокуратуры войск НКВД, военной прокуратуры железнодорожных войск; введение классных чинов и форменной одежды для всех прокурорско-следственных работников и др. На примере ленинградской городской прокуратуры показаны высокий патриотизм, профессионализм и мужество прокурорских работников в борьбе с фашизмом.

Ключевые слова

Прокуратура, надзор, военный прокурор, военный трибунал, законы военного времени, классные чины и

форменная одежда для прокуроров.

22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на СССР, несмотря на имеющийся Договор о ненападении - так началась Великая Отечественная война советского народа с фашизмом. В тот же день был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении»[1], на основании которого был издан Приказ Народного комиссара юстиции Союза ССР и Прокурора Союза ССР от 24 июня 1941 г. № 102/58 [2]. Была изменена структура органов прокуратуры: были созданы военные прокуратуры фронтов, которым подчинялись военные прокуратуры армий и соединений, прокуратуры войск НКВД. На военное положение были переведены прокуратуры железнодорожного и водного транспорта, а с января 1942 г. была образована Главная военная железнодорожная прокуратура.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) на посту Прокурора СССР сменилось три руководителя: В. М. Бочков (07.08.1940-05.07.1941), и. о. Прокурора СССР Г. Н. Сафонов (05.07.1941-январь1942), опять В. М. Бочков (январь 1942-13.11.1943) и К. П. Горшенин (13.11.1943-29.01.1948). Особо следует отметить деятельность В. М. Бочкова, который возглавил перестройку советской прокуратуры на военный лад, и по инициативе которого для прокурорско-следственных работников впервые были установлены классные чины и введена форменная одежда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. «Об установлении классных чинов для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры» [3, с. 87-89].

В тылу действовали военные прокуратуры округов с подчинением им военных прокуратур гарнизонов. Относительно самостоятельным звеном в прокуратуре СССР была прокуратура Военно-Морского Флота, которой подчинялись прокуратуры флотов, флотилий, военно-морских баз и других военно-морских подразделений.

Были военизированы территориальные прокуратуры прифронтовой полосы [1]. Например, в соответствии с Постановлением Военного Совета Ленинградского фронта от 4 декабря 1941 г. на основании приказа Главного военного прокурора Красной Армии от 5 декабря 1941 г. Ленинградская городская и районные прокуратуры были преобразованы в органы военной прокуратуры. Военным прокурором Ленинграда 27 декабря 1941 г. был назначен кадровый военный бригвоенюрист Панфиленко А. И. [4, с. 37].

В этих новых для нашей страны условиях первостепенное значение имел, прежде всего, надзор за точным и неуклонным исполнением постановлений Государственного Комитета Обороны СССР (ГКО СССР), который был создан 30 июня 1941 г. по решению Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

и Совнаркома СССР. Лозунг "Все для фронта, все для победы" был принят как руководство к исполнению и всеми работниками прокуратуры.

Военной прокуратурой постоянно велась борьба с нарушениями воинской дисциплины, за повышение боеспособности подразделений, частей и кораблей: «За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей ... виновные подлежат уголовной ответственности по законам военного времени» [1]. Несмотря на суровость военного времени, профессиональный уровень работников военных прокуратур оставался высоким, в том числе и за счет призыва в армию прокурорских работников, которые в отличии от других категорий населения не имели права на «бронь». Расследование преступлений осуществлялось качественно и быстро. Кроме уголовного преследования, военная прокуратура осуществляла надзорно-контрольные функции за процессом обеспечения фронта всем необходимым: вооружением, боеприпасами, продовольствием, амуницией и т.п. Важную роль сыграли военные прокуроры, надзирая за демонтажем промышленных предприятий и отправкой их на восток, за эвакуацией и реэвакуацией населения. Специальным направлением работы военных прокуроров была борьба по выявлению и ликвидации вражеской агентуры. Кроме этого, в тех местностях, где этого требовала боевая обстановка, военные прокуратуры выполняли функции и территориальных прокуратур.

Деятельность органов прокураты тыла имела свои особенности. Для них первоочередной задачей был строгий надзор за исполнение законодательства о поставках военной продукции и оказании помощи фронту. Важнейшей задачей стал надзор за исполнением всеми гражданами и должностными законов военного времени, а также защита прав и законных интересов военнослужащих, их семей и охрана социалистической собственности. Особую актуальность приобрела борьба с нарушениями государственной и трудовой дисциплины, с расхитителями государственного и общественного имущества; самовольным оставлением работы, особенно на предприятиях, выпускающих военную продукцию и на транспорте. Важным направлением прокуратуры тыла была защита законных прав семей фронтовиков, а также борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью.

Новая обстановка обязывала строжайше соблюдать правовые нормы военного времени, неукоснительно выполнять требования начальников и приказы командиров. Это в полной мере относилось и к прокурорским работникам, поэтому 17 октября 1942 г. был издан приказ Прокурора СССР № 613 «О порядке наложения дисциплинарных взысканий и мерах поощрения за дисциплинированность и добросовестную работу прокурорско-следственных работников». В данном приказе определялся перечень взысканий, которые налагались на виновных прокурорско-следственных работников: замечание, выговор, строгий выговор, смещение на более низкую должность, увольнение с должности. Указывалось, что дисциплинарное взыскание могло быть наложено не позднее одного месяца обнаружения нарушения трудовой дисциплины и не позднее шести месяцев со дня его совершения. При этом каждое взыскание должно было быть мотивировано и объявлено в приказе с сообщением работнику под расписку. Приказ указывал также и на необходимость практики поощрений работников прокуратуры: объявлением им благодарности с занесением в трудовые книжки, выдачей денежных премий и продвижением на более ответственные должности. Приказ распространялся и на органы прокуратуры речного и морского флота [2, с. 125-126].

Советские прокуроры и следователи вместе со всем советским народом с честью прошли через испытания военных лет. Многие из них сражались на фронтах, в партизанских отрядах и в окруженных городах [5, с. 187-201].

Большую работу в труднейших условиях военного времени вели и ленинградские прокуроры. Интересно отметить, что абсолютное большинство из них в первые дни войны подали заявления об отправке на фронт, а получив отказ, записались бойцами в народное ополчение, в том числе все 12 женщин -сотрудниц городской прокуратуры, которые приступили к немедленному изучению военного дела, чтобы их приняли наравне с мужчинами в народное ополчение: Данилюк Т.А., Панихина П.И., Малышева Н.П., Синцова Н.С., Буракова Е.К., Глазунова Н.М., Яковлева В.М., Антонова В.С., Никифорова Н.П., Константинова В.А., Гиндина С.С. и Филиппова Н.И. [6, л. 3].

Перед ленинградскими прокурорами стояли, прежде всего, следующие задачи: поддержание строжайшего порядка в городе; борьба со злостными нарушителями светомаскировки и с лицами, распространяющими ложные слухи и панику; борьба с уголовной преступностью, спекулянтами и мародерами; обеспечение сохранности имущества граждан, эвакуированных из города или призванных в Красную Армию; борьба с детской безнадзорностью и многое другое. Важнейшим направлением работы

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

зимой 1941-1942 годов был надзор за выдачей, учетом и хранением продовольственных карточек. Так на 2 марта 1942 г. в ходе проверки 10 районов г. Ленинграда был установлен 121 случай незаконной выдачи хлебных карточек, а из 226 проверенных магазинов и столовых в 105 обнаружены злоупотребления. В результате было возбуждено 57 уголовных дел против 71 гражданина [7, л. 1].

О работе прокуратуры города Ленинграда в период блокады работник городской прокуратуры Л.В. Михайлова вспоминала: «Сейчас трудно представить, что скромное здание на улице Белинского д. 13 (там долгое время располагалась городская прокуратура), в годы войны находилось почти в центре участка, ожесточенно обстреливаемого фашистами. И в этом здании, где в кабинетах замерзали чернила, трудились и жили работники прокуратуры» [4, с. 38]. Многие из них свои хлебные карточки отдавали детям, а некоторые так и погибли на своем боевом посту. Отдали жизнь за родину военные прокуроры и следователи П.И. Горбачев, Я.П. Давыдов, Ф.В. Детков, Я.А. Евдокимов, Л.Ф. Кабанов, Ф.Г. Карпеза, Н.М. Корягин, А.Д. Лебедев, А.М. Огородов, П.П. Рубанов, Г.М. Садовников, Д.А. Старостин, П.Я. Яловский и многие другие. Вечная им память!

Вклад работников прокуратуры в Победу над фашисткой Германией был отмечен в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1945 г. [8, с. 124], а всего за годы войны 711 военных следователей и прокуроров были награждены орденами и медалями [9, с. 308]. Список использованной литературы:

1. Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. № 29.

2. Советская прокуратура: сборник документов. М.: Юрид. лит., 1981. 288 с.

3. Павлов В.С. Прокуроры Союза ССР, главные военные прокуроры и главные прокуроры ВМФ в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) // Теоретические и практические аспекты правовых отношений. Сборник статей Международной научно-практической конференции 28 февраля 2015 г. Уфа: Издательство «Аэтерна», 2015. 126 с.

4. Прокуратура Санкт-Петербурга. Исторический очерк. 275-летию прокуратуры России посвящается (17221997). СПб.: НВ «Петроградская сторона», 1996. 37 с.

5. Ушаков С. Ю., Стукалов А. А. Фронт военных прокуроров. М.: «Вятка», 2000. С. 187-201.

6. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб). Ф. 1740. Опись 1. Д. 1. Л. 3.

7. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб.). Ф. 8975. Опись 1. Д. 363. Л. 1.

8. Ведомости Верховного Совета СССР. 1945. № 19.

9. Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. Приговоренные временем. Российские и советские прокуроры. XX век. 19371953 гг. М.: РОССПЭН, 2001. С. 308.

© В.С. Павлов, 2015

УДК 349

В.Д. Петров

Студент института истории и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова г.Абакан, Республика Хакасия, Российская Федерация

СТАТУС АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО РОССИЯ-ГЕРМАНИЯ. КЛЮЧЕВЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Аннотация

Статья содержит сравнительный анализ положения (статуса) арбитражного управляющего Российской Федерации со статусом арбитражного управляющего Германии. Исследование позволило выделить ряд существенных различий между арбитражными управляющими рассмотренных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.