Научная статья на тему 'Изменения в бюджетной отчетности бюджетополучателей за 2009 год: отчет о принятых бюджетных обязательствах'

Изменения в бюджетной отчетности бюджетополучателей за 2009 год: отчет о принятых бюджетных обязательствах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧЕТНОСТЬ / БЮДЖЕТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ОПЛАТА ТРУДА / КОНСОЛИДИРУЕМЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / ПРИНЯТЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федченко Е. А.

Приказ Минфина России от 09.11.2009 № 115н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Минфина России от 13 ноября 2008 г. № 128н» зарегистрирован в Минюсте России. Автор статьи подробно рассказывает об изменениях в бюджетной отчетности бюджетополучателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в бюджетной отчетности бюджетополучателей за 2009 год: отчет о принятых бюджетных обязательствах»

ИЗМЕНЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТОПОЛУЧАТЕЛЕЙ ЗА 2009 ГОД: ОТЧЕТ О ПРИНЯТЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ

Е. А. ФЕДЧЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерскогоучета, аудита и автоматизированной обработки данных Кубанский государственный университет

Приказ Минфина России от 09.11.2009 № 115н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденную приказом Минфина России от13 ноября 2008 г. № 128н» за-регестрирован в Минюсте России (далее — Приказ № 115н).

Согласно Приказу №115н в состав бюджетной отчетности для распорядителей и получателей бюджетных средств добавляются еще три формы отчетности:

• ф. 0503184 «Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета»;

• ф. 0503128 «Отчет о принятых бюджетных обязательствах»;

• ф. 0503138 «Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доходдеятельности». При анализе ф. 0503128 «Отчет о принятых

бюджетных обязательствах» возникло множество споров, которые автор рассматривает в данной статье.

Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128) составляется главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, администратором источников финансирования дефицита бюджета, финансовым органом на основании данных о принятии и исполнении получателями бюджетных средств, администраторами источников финансирования дефицита

бюджета бюджетных обязательств в рамках осуществляемой ими бюджетной деятельности.

Отчет (ф. 0503128) составляется и представляется по итогам полугодия и года, а также на иную отчетную дату, установленную главным распорядителем бюджетных средств в рамках осуществления им ведомственного финансового контроля в сфере своей деятельности.

Показатели на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются в Отчете (ф. 0503128) до заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года, и до переноса показателей по санкционированию расходов бюджета, сформированных в отчетном финансовом году, на соответствующие счета аналитического учета счета 150000000 «Санкционирование расходов».

В Отчете (ф. 0503128) отражаются:

в графе 1 — наименование показателя в следующей структуре:

1) бюджетные обязательства по расходам;

2) бюджетные обязательства по выплатам источников финансирования дефицита бюджета;

в графе 2 — коды строк;

в графах 3—12 отражаются соответственно по разделам отчета «Бюджетные обязательства по расходам», «Бюджетные обязательства по выплатам источников финансирования дефицита бюджета»:

в графах 4, 5 — годовые объемы утвержденных (доведенных) бюджетных назначений (бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств,

соответственно) по расходам бюджетам источникам финансирования дефицита бюджета на финансовый год с учетом изменений, оформленных на отчетную дату в порядке, установленном финансовым органом соответствующего бюджета;

заполнение графы 4 в части доведенных бюджетных ассигнований осуществляется:

получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета — на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 150315000 «Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года»;

распорядителем бюджетных средств как получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, осуществляющим отдельные бюджетные полномочия главного администратора, — на основании данных аналитического учета счета 150315000 «Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года» и счета 150314000 «Переданные бюджетные ассигнования текущего финансового года»;

главным распорядителем бюджетных средств как получателем бюджетных средств, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета как администратором — на основании данных аналитического учета счета 150311000 «Доведенные бюджетные ассигнования текущего финансового года» и счета 150314000 «Переданные бюджетные ассигнования текущего финансового года»;

заполнение графы 5 осуществляется: получателем бюджетных средств — на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 150115000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года»;

распорядителем бюджетных средств как получателем бюджетных средств — на основании данных аналитического учета счета 150115000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года» и счета 150114000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года»;

главным распорядителем бюджетных средств как получателем бюджетных средств — на основании данных аналитического учета счета 150111000 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года» и счета 150114000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года»;

графа 5 администратором источников финансирования дефицита бюджета не заполняется;

в графах 6—10 — показатели объема принятых, исполненных бюджетных обязательств (денежных обязательств);

в группе граф «Не исполнено принятых обязательств» отражается объем принятых бюджетных обязательств (денежныхобязательств), исполнение которых предусмотрено в следующие отчетные периоды:

в графе 11 — разность графы 6 и графы 10; в графе 12 — разность графы 8 и графы 10. При формировании раздела «Бюджетные обязательства по расходам» получателем бюджетных средств отражаются показатели:

в графе 6 — на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 150211000 «Принятые бюджетные обязательства» (в части расходов бюджета), 150211320, 150211330, 150211340,150211530) в сумме кредитового оборота по счету за отчетный период;

в графе 7 отражается сумма принятых на отчетную дату бюджетных обязательств по расходам сверх утвержденного (доведенного) на отчетную дату объема бюджетных данных (бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств) — превышение показателя в графе 6 над показателем в графе 5 (в графе 4 — в части публичных нормативных обязательств);

в графе 8 — на основании аналитических данных оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета 120600000 «Расчеты по выданным авансам», 130200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 120800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 130300000 «Расчеты по платежам в бюджет» (в части расходов бюджета), счетов 130402000 «Расчеты с депонентами», 130403000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда», счета 121003000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств» (в части расходов бюджета), отражающих суммы принятых денежных обязательств;

в графе 9 отражается сумма принятых на отчетную дату денежных обязательств по расходам сверх утвержденного (доведенного) на отчетную дату объема бюджетных данных (бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств) — превышение показателя в графе 8 над показателем в графе 5 (в графе 4 — в части публичных нормативных обязательств);

в графе 10 — на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 130405000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами» (в части расходов бюджета), 130405320,130405330,130405340,130405530), за ис-

ключением данных по операциям главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств по перечислению денежных средств распорядителю (получателю) бюджетных средств на бюджетные счета в рублях и иностранной валюте, открытые в кредитных организациях, отражаемым в корреспонденции с соответствующими счетами счета 130404000 «Внутриведомственные расчеты», и восстановлению указанных средств; на основании аналитических данных по выбытиям, отраженным на забалансовых счетах 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», открытых к счетам 120101000 «Денежные средства учреждения на счетах» и 120107000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте», в разрезе кодов по бюджетной классификации Российской Федерации, о суммах исполненных денежных обязательств по расходам бюджета.

Отличительные особенности денежных, бюджетных, расходных обязательств. Статья 219 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) предусматривает исполнение бюджетов по расходам:

• принятие бюджетных обязательств;

• подтверждение денежных обязательств;

• санкционирование оплаты денежных обязательств;

• подтверждение исполнения денежных обязательств.

Виды обязательств — основания для возникновения бюджетных обязательств:

• по госконтрактам,

• по договорам с поставщиками и иным договорам и соглашениям, не являющимся госконтрактами,

• обусловленные законом, иным нормативным правовым актом публичные (нормативные) обязательства,

• по сделкам и обязательствам, по которым не заключался договор, кроме публичных обязательств,

• по исполнительным документам (в том числе, по периодическим выплатам).

По публичным (нормативным) обязательствам и по сделкам и обязательствам, по которым бюджетным учреждением не заключался договор, учет бюджетных обязательств в органах Федерального казначейства осуществляется в момент регистрации бюджетным учреждениям денежных обязательств (заявок на кассовый расход).

Принятие получателем бюджетных средств бюджетных обязательств гражданско-правового характера имеет следующие особенности.

В статье 6 БК РФ сказано, что под расходными обязательствами понимаются обусловленные

законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности РФ, субъекта РФ, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда).

Бюджетные обязательства — расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом о бюджете на соответствующий финансовый год (ст. 6 БК РФ).

В статье 161 БК РФ в ред. от 22.09.2009 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-Ф3 установлены следующие ограничения только для заключения бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов и иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств. Такие контракты и договоры могут заключаться и оплачиваться только в пределах доведенных бюджетному учреждению по кодам бюджетной классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и исполненных обязательств.

Бюджетные обязательства при выделении соответствующих лимитов бюджетных обязательств могут приниматься на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).

По долгосрочным контрактам бюджетные обязательства могут быть приняты на текущий финансовый год, на первый и второй год планового периода и за пределами планового периода. Однако заключение таких контрактов за пределами планового периода в силу последнего абзаца ч. 2 ст. 161 БК РФ может быть признано недействительным.

В соответствии с положениями ст. 161 БК РФ бюджетные обязательства бюджетного учреждения подлежат учету в соответствии с порядком, установленным соответствующим финансовым органом.

В бюджетном учете операции по принятию бюджетных обязательств отражаются на счетах разд. 5 «Санкционирование расходов бюджета» Плана счетов бюджетного учета, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н. Информация, собираемая на этих счетах, служит основанием для планирования текущих расходов, а также для контроля за исполнением бюджета по расходам в отчетном периоде.

При возникновении обязанности получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета

определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения у получателя бюджетных средств возникают денежные обязательства.

Денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения (ст. 6 БК РФ).

Подтверждают возникновение денежных обязательств платежные и иные документы, установленные финансовым органом для санкционирования их оплаты. В случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий возникновение денежных обязательств подтверждается платежными документами.

Если по результатам проверки таких документов нарушений не выявлено, оплата денежных обязательств санкционируется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта).

Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Лимит бюджетных обязательств — объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) (ст. 6 БК РФ).

Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств устанавливается соответствующим финансовым органом.

Федеральное казначейство осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе в соответствии с порядком, установленным Минфином России. При санкционировании оплаты денежных обязательств Федеральное казначейство

в соответствии с бюджетным законодательством осуществляет финансовый контроль по следующим направлениям:

• за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

• за наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Минфином России, возникновение у него денежных обязательств. В соответствии с соглашениями между органами Федерального казначейства и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями муниципальных образований) ОФК могут осуществлять функции по санкционированию оплаты денежных обязательств получателей средств бюджетов (и администраторов источников финансирования дефицита бюджетов) субъектов РФ (местных бюджетов), лицевые счета которых открыты в ОФК, в соответствии с порядком санкционирования, установленным соответствующими финансовыми органами.

Исполнение денежных обязательств подтверждается исполненными платежными документами на списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов международного права, а также иными документами, подтверждающими проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

В бюджетном учете хозяйственные операции, возникающие на основе принятых денежных обязательств, отражаются на счетах 120600000 «Расчеты по выданным авансам», 130200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 120800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 130300000 «Расчеты по платежам в бюджет» (в части расходов бюджета), счетов 130402000 «Расчеты с депонентами», 130403000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда», счета 121003000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств» (в части расходов бюджета).

От денежных обязательств нужно отличать расходные обязательства и бюджетные обязательства. Основные отличия признания расходных, бюджетных и денежных обязательств представлены на рисунке.

Следовательно, расходные обязательства и бюджетные обязательства — это не одно и то же. Расходные обязательства приобретают статус бюд-

Различия между расходными, денежными и бюджетными обязательствами

Расходные обязательства Бюджетные Обязательства Денежные обязательства

Определения Ст. 6 БК РФ Ст. 6,219, 222 БК РФ Ст. 6,219,225 БК РФ

Основание возникновения Закон, иной нормативно-правовой акт, договор, соглашение Закон (решение о бюджете)

Ответчик по обязательству РФ, субъект РФ, муниципальное образование Орган, организующий исполнение бюджета (финансовый орган) Бюджетное учреждение

Контроль Минфин России как главный распорядитель Минфин России, финансовый орган Федеральное казначейство

Отражение на счетах учета В бюджетном учете не отражаются Счет 0 502 01 000, «Принятые бюджетные обязательства» Счета 02060x000-02080x000, 03020x000,03030x000

Различия между расходными, денежными и бюджетными обязательствами

жетных только в том случае, если данные расходы запланированы в соответствующем бюджете.

Бюджетные обязательства считаются исключительно обязательствами того или иного бюджета на соответствующий отчетный период.

Другими словами, сначала в процессе исполнения бюджета по расходам рождается расходное обязательство, потом, как его следствие, в бюджетном учете возникает бюджетное обязательство, а затем на основании бюджетного обязательства в бюджетом учете подлежат отражению денежные обязательства.

Расходное обязательство ^ Бюджетное обязательство ^ Денежное обязательство.

В бюджетном учете не отрегулирован механизм определения момента принятия бюджетных обязательств, что не позволяет бухгалтеру правильно производить учетные записи по доведению и принятию лимитов бюджетных обязательств.

Отражение бюджетных обязательств в момент кредиторской задолженности будет наиболее эффективен только в том случае, если у учреждения — бюджетополучателя незначительные обороты хозяйственных операций. Возможность прогнозирования предстоящих затрат на основе представленных документов предлагаем взять за основу для отражения в учете бюджетных обязательств как хозяйственной операции.

Поэтому в том случае, когда отношения между учреждением и поставщиками регулируются на основании договоров, принятие бюджетных обязательств осуществляется в момент подписания договора поставки (работ, услуг).

Момент принятия бюджетных обязательств рекомендуется отражать так, как показано в таблице.

Например: принятие бюджетных обязательств по расходам по оплате труда осуществляется в момент образования кредиторской задолженности.

Получены лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) для выплаты заработной платы на основании уведомления о ЛБО ф. № 0504822:

• Д-т сч. 150105211 «Полученные лимиты бюджетных обязательств по расходам за счет оплаты труда»;

• К-т сч. 150103211 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по расходам за счет оплаты труда».

Начислены выплаты по ст. 210 «Оплататруда», подст. 211 «Заработная плата»:

• Д-т сч. 140101211 «Расходы по оплате труда»;

• К-т сч. 130201730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда». Отражены принятые бюджетные обязательства

на основании расчетно-платежных ведомостей:

• Д-тсч. 150103211 «ЛБО получателей бюджетных средств по расходам за счет оплаты труда»;

• К-т сч. 150201211 «Принятые бюджетные обязательства текущего года за счет оплаты труда». Аналогично отражается принятие бюджетных

обязательств по ЕСН, начисленному на фонд оплаты труда. Таким образом, предлагаемые моменты признания бюджетных обязательств приведут в соответствие учет хозяйственных операций по доведению и принятию ЛБО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОТЧЕТ

о принятых бюджетных обязательствах

на 1

20

Главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств, главный администратор, администратор источников финансирования дефицита бюджета Наименование бюджета Периодичность: полугодовая, годовая Единица измерения: руб.

Форма по ОКУД Дата

по ОКПО

по ОКАТО

по ОКЕИ

КОДЫ

0503128

383

Наименование показателя Код строки Код ПО бюджетной классификации Утверждено (доведено) на 20 год Принято обязательств Исполнено денежных обязательств Не исполнено

ассигнований бюджетных ЛИМИТОВ бюджетных обязательств бюджетных денежных принятых бюджетных обязательств принятых денежных обязательств

Всего Из них сверх утвержденных бюджетных назначений Всего Из них сверх утвержденных бюджетных назначений

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1. Бюджетные обязательства по расходам, всего 200 X

В том числе

2. Бюджетные обязательства по выплатам источников финансирования дефицита бюджета, всего 510 X X

В том числе

Итого 999 X

Руководитель

(подпись)

(расшифровка подписи)

20

Главный бухгалтер

Руководитель планово-финансовой службы

(подпись)

(подпись)

(расшифровка подписи)

(расшифровка подписи

М (Л

Список литературы 1. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 26.04.2007 (в ред. от 22.09.2009) № 63-Ф3.

2. О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденную приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н: приказ Минфина России № 115н от 09.11.2009.

3. Приказ Минфина России от 30.12.2008 №148н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.