Научная статья на тему 'Изменения уголовного законодательства Китая: общая характеристика'

Изменения уголовного законодательства Китая: общая характеристика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
705
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УК КНР / ИЗМЕНЕНИЯ / ДОПОЛНЕНИЯ / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ / АНТИТЕРРОРИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОДДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ / CRIMINAL CODE OF THE REPUBLIC OF CHINA / CHANGES / ADDITIONS / PROTECTION OF HUMAN RIGHTS / FIGHT AGAINST CRIMES / ANTI-TERRORISM / NATIONAL SECURITY / CRIMES OF CORRUPTION / SOCIAL SECURITY / MAINTAINING GOOD FAITH IN THE SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пан Дунмэй

Статья посвящена анализу изменений Уголовного кодекса КНР, вступивших в силу в начале ноября 2015 г. Их основными отличительными признаками являются: сокращение числа составов преступлений, в санкциях которых предусмотрена смертная казнь, в целях защиты прав человека; ужесточение наказания за террористические преступления, за совершение которых дополнительно предусмотрено наказание имущественного характера; криминализация ряда деяний, сопряженных с терроризмом, представляющих особую опасность для общества; уточнение характеристики некоторых преступлений, отмена нормы об освобождении от уголовной ответственности лиц, препятствующих возвращению похищенных женщин; совершенствование законодательных норм о коррупционных преступлениях в целях эффективного противодействия служебным преступлениям; внесение значительных изменений в УК КНР в отношении компьютерных преступлений для обеспечения социальной безопасности; ужесточение наказания за злоупотребление доверием в целях обеспечения социальной добросовестности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes in the Criminal Law of China: General Characteristics

The article is devoted to the analysis of changes in the Criminal Code of the Republic of China that came into force in early November, 2015. Their main distinctive features are: for the purpose of human rights protection the number of crimes sanctioned by capital punishment was reduced; punishment for terrorist crimes, the commission of which results in imposing a property-related penalty, was toughened; a number of acts associated with terrorism and posing particular threat to the society were criminalized; characteristics of some crimes were clarified; the norm exempting from criminal responsibility individuals preventing the return of abducted women was abolished; legislative norms regarding crimes of corruption were The article was prepared within the framework of the project of the National Fund of Social Sciences of the P.R. of China "A Comparative Analysis of Anti-corruption Legislations in the P.R. of China and the RF"(project number: 14BFX003), as well as the project of the Research Foundation of the Heilongjiang University for outstanding young scientists "Researching Institutions in the General Part of Russian criminal law» (project number: JC2013W1). improved for the purpose of effective fight against official crimes; significant amendments were made in the Criminal Code of the P. R. of China in respect of computer crimes in order to ensure social security; the punishment for breach of trust was toughened to encourage good faith in society

Текст научной работы на тему «Изменения уголовного законодательства Китая: общая характеристика»

ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО

Пан Дунмэй*

ИЗМЕНЕНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КИТАЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация. Статья посвящена анализу изменений Уголовного кодекса КНР, вступивших в силу в начале ноября 2015 г. Их основными отличительными признаками являются: сокращение числа составов преступлений, в санкциях которых предусмотрена смертная казнь, в целях защиты прав человека; ужесточение наказания за террористические преступления, за совершение которых дополнительно предусмотрено наказание имущественного характера; криминализация ряда деяний, сопряженных с терроризмом, представляющих особую опасность для общества; уточнение характеристики некоторых преступлений, отмена нормы об освобождении от уголовной ответственности лиц, препятствующих возвращению похищенных женщин; совершенствование законодательных норм о коррупционных преступлениях в целях эффективного противодействия служебным преступлениям; внесение значительных изменений в УК КНР в отношении компьютерных преступлений для обеспечения социальной безопасности; ужесточение наказания за злоупотребление доверием в целях обеспечения социальной добросовестности.

Ключевые слова: УК КНР, изменения, дополнения, защита прав человека, противодействие преступлениям, антитерроризм, национальная безопасность, коррупционные преступления, социальная безопасность, поддержание социальной добросовестности.

001: 10.17803/1729-5920.2016.117.8.081-088

"ЬЛавгуста 2015 г. на Шестнадцатом заседа- 1. Исключение смертной казни за 9 пре-

^✓нии Постоянного комитета Всекитайского ступлений. В их число входят: контрабанда

собрания народных представителей Двенадца- оружия, боеприпасов, контрабанда ядерных

того созыва были приняты поправки к Уголов- материалов, контрабанда поддельных денег

ному кодексу Китайской Народной Республики (ч. 1 ст. 151 УК КНР); изготовление фальшивых

(№ 9) (далее — Поправки № 9). Поправки № 9, денежных знаков (ст. 170 УК КНР); накопле-

затронувшие 52 статьи УК КНР, вступили в силу ние капитала мошенническими способами

1 ноября 2015 г. (ст. 192 УК КНР); организация занятия про-

Внесенные изменения и дополнения в дей- ституцией (ст. 358 УК КНР); принуждение к за-

ствующий Уголовный кодекс КНР проявляются нятию проституцией (ст. 358 УК КНР); воспре-

в следующем. пятствование военнослужащим в исполнении

Статья подготовлена в рамках проекта национального фонда общественных наук КНР «Сравнительный анализ антикоррупционных законодательств в КНР и РФ» (номер проекта: 14BFX003), а также проекта научно-исследовательского фонда Хэйлунцзянского университета для выдающихся молодых ученых «Изучение институтов в Общей части российского уголовного права» (номер проекта: JC2013W1).

© Пан Дунмэй, 2016

* Пан Дунмэй, доктор юридических наук, профессор, заведующий Центром по изучению российского права Хэйлунцзянского университета, президент научно-исследовательской Ассоциации российского права и правовой системы при Правовой ассоциации провинции Хэйлунцзян [email protected]

150080, Китай, г. Харбин, район Нань Ган, ул. Сюе Фу, д. 74

№ 8 (117) август 2016

да трэж 81

lex теж

ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО

их служебного долга (ст. 368 УК КНР); распространение ложных слухов в военное время с целью разложения морального духа армии (ст. 433 УК КНР).

До этого смертная казнь была исключена за 13 составов преступлений экономического и ненасильственного характера (Поправки № 8). Таким образом, в действующем китайском уголовном законодательстве этот вид наказания остался в санкциях 46 статей.

Причины отмены применения смертной казни Поправками № 9 заключаются в следующем:

— во-первых, смертная казнь за указанные преступления в последние годы фактически применялась и исполнялась редко, ее отмена соответствует китайской судебной реальности;

— во-вторых, при отмене смертной казни за эти преступления в качестве наиболее сурового наказания в санкциях статей остается бессрочное лишение свободы, это согласуется с принципом соответствия преступления уголовной ответственности и наказанию;

— в-третьих, отмена смертной казни согласуется с провозглашенной в КНР политике, суть которой — «сохранение, строгий контроль и осторожное применение смертной казни»1.

2. Ужесточение наказания за террористические преступления; кроме того, за их совершение дополнительно предусмотрено наказание имущественного характера. При этом законодатель одновременно криминализировал ряд деяний, сопряженных с терроризмом, представляющих особую опасность для общества:

а) финансирование организации террористической деятельности, персонала, участвующего в осуществлении террористической деятельности, либо инициативное обучение в целях осуществления террористической деятельности, а также найма, перевозки личного состава для организации террористической деятельности, осуществления террористической деятельности или обучения террористической деятельности;

б) подготовка оружия или опасного груза; организация или активное участие в обучении террористической деятельности; контакты с террористическими организациями

и персоналом, находящимися за границей; планирование осуществления террористической акции или проведение других подготовительных деяний;

в) пропаганда идей терроризма, экстремизма или подстрекательство к совершению террористических насильственных актов путем изготовления, распространения, публикации информации, а также обучение, в том числе через аудио, видео, информационную сеть, и др.

г) подстрекательство, принуждение к массовому подрыву установленных национальным законодательством института брака, систем юстиции, образования, социального управления и др. с признаками экстремизма;

д) владение предметами, книгами, аудио-и видеоматериалами по пропаганде терроризма и экстремизма;

е) отказ от предоставления доказательств о террористических, экстремистских преступлениях;

ж) принуждение других лиц с применением насилия, угрозы или других способов к ношению одежды и знаков, символизирующих терроризм, экстремизм.

3. Усиление защиты прав личности:

а) замена состава преступления «принудительное развращение, оскорбление женщины» составом преступления «принудительное развращение, оскорбление»; в отмене нормы об освобождении от уголовной ответственности лиц, препятствующих возвращению похищенных женщин;

б) изменение составов преступлений «принудительное развращение, оскорбление женщины» и «принудительное развращение в отношении ребенка»; расширена сфера применения норм о данных преступлениях, а также увеличен размер наказания при отягчающих обстоятельствах. Так, «принудительное развращение других лиц или оскорбление женщины путем насилия, угроз или иными способами наказываются лишением свободы на срок до 5 лет или арестом. Указанные в части первой настоящей статьи преступления, совершенные публично или в общественном месте либо при наличии иных отягчающих обстоятельств, наказываются лишением свободы на срок

1 Постатейная интерпретация полного текста Поправок № 9 // URL: http://www.lawtime.cn/info/xingfa/xin gfaquanwenjiedu/201506263321826_3.html (дата обращения: 31.08.2015).

свыше 5 лет. Развращение в отношении ребенка наказывается в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи более строго» (ст. 237 УК КНР);

в) изменение состава преступления «приобретение похищенных лиц с целью продажи женщин и детей». В действующей ч. 6 ст. 241 УК КНР написано: «Если после покупки похищенных с целью продажи женщин или ребенка покупатель не подвергал купленного ребенка жестокому обращению, не препятствовал его освобождению, ему можно назначать более мягкое наказание. Если покупатель по желанию купленной женщины не препятствовал ее возвращению на прежнее место жительства, ему может быть назначено более мягкое наказание или наказание ниже низшего предела». Отменена прежняя регламентация в части освобождения от уголовной ответственности;

г) дополнение УК новой статьей; после ст. 261 указана ст. 261-1: «Лица, которые, имея обязанности опеки, ухода в отношении несовершеннолетних, престарелых, больных, инвалидов и др., жестоко обращаются с опекаемыми, подопечными при наличии отягчающих обстоятельств — наказываются лишением свободы на срок до 3 лет или арестом». 4. Поддержание безопасности информационных сетей; дальнейшее укрепление защиты личной информации граждан; добавление нового состава преступления «создание и распространение ложной информации». Для дальнейшего усиления защиты личной информации граждан внесены изменения в ст. 253-1, которая после корректировки гласит: «Лица, продавшие либо незаконно предоставившие

другим лицам информацию о личности граждан в нарушение соответствующих государственных установлений, при наличии отягчающих обстоятельств — наказываются лишением свободы на срок до 3 лет либо арестом, дополнительно или в качестве самостоятельного наказания штрафом; при особо отягчающих обстоятельствах — наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом.

Лица, в нарушение соответствующих государственных установлений продавшие либо незаконно предоставившие другим лицам информацию о личности граждан, полученную ими в процессе исполнения своих обязанностей или в процессе оказания услуги, — наказываются в соответствии с частью первой настоящей статьи более строго.

Кража или иным незаконным путем получение личной информации граждан наказываются в соответствии с первой частью настоящей статьи. Если преступление, упомянутое в предыдущих 3 частях настоящей статьи, совершено корпорацией, то по отношению к корпорации применяется штраф, а непосредственно ответственные руководители и другие непосредственно ответственные лица — наказываются в соответствии с положениями частей первой, второй или третьей настоящей статьи»2.

5. Ужесточение наказания за коррупционные преступления выразилось в том, что дополнительно предусмотрен вид наказания «пожизненное лишение свободы»; сокращены пределы применения института смягчения наказания за дачу взятки.

Так, внесены изменения в критерии по квалификации и назначению наказания за коррупционные преступления3:

2 До внесения Поправок № 9 в ст. 253-1 говорилось: «Служащие государственных органов или сотрудники финансовых, телекоммуникационных, медицинских организаций или организаций путей сообщения или образования, в нарушение государственных установлений продавшие либо незаконно предоставившие другим лицам информацию о личности граждан, полученную ими в процессе исполнения своих обязанностей или в процессе оказания услуги, при наличии отягчающих обстоятельств — наказываются лишением свободы на срок до 3 лет либо арестом, либо дополнительно или в качестве самостоятельного наказания штрафом. Кража или иным незаконным путем получение такой информации при наличии отягчающих обстоятельств — наказываются в соответствии с частью первой настоящей статьи. Если преступление, упомянутое в частях первой и второй настоящей статьи, совершено организацией, то по отношению к организации применяется штраф, а непосредственно ответственные руководители и другие непосредственные ответственные лица — наказываются в соответствии с положениями частей первой или второй настоящей статьи».

3 Комитет по правовой работе: совершенствование нормы о критериях по квалификации коррупционных преступлений и назначению наказания за данные преступления // URL: http://news.sina.com.cn/c/2015-08-29/162832255310.shtml?cre=newspagepc&mod=f&loc=7&r=a&rfunc=8 (дата обращения: 29.08.2015).

УНИВЕРСИТЕТ

имени О.Е. КУТАФИНА

ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО

а) больше не предусматривается конкретный и получения взятки7. Данные положения размер в санкциях за «растрату государ- были установлены Постоянным комитетом ственного имущества»4 (ст. 382 УК КНР5) ВСНП в 1988 г. на основе фактических пои «получение взятки» (ст. 385 УК КНР). До требностей по противодействию коррупци-внесения Поправок № 9 в УК КНР были пред- онной преступности и требования судебных усмотрены конкретные размеры в отноше- органов. Хотя в практическом аспекте указании хищения государственного имущества6 ние в законе размера выступает более кон-

4 Наименование данного состава преступления переведено как «коррупция» (см.: Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / под ред. и с предисл. А. И. Коробеева ; пер. с кит. Хуан Даосю. СПб., 2014. С. 296—297). Однако, по мнению автора, точным переводом данного состава преступления должно быть: «растрата государственного имущества», а не «коррупция», так как понятие коррупции включает в себя не только состав преступления, указанный в ст. 382 УК КНР, но и ряд других составов преступлений коррупционного характера.

5 В действующей ст. 382 УК КНР сказано: «Присвоение, хищение, получение мошенническим путем или незаконное завладение иными способами общественным имуществом государственными служащими с использованием своих служебных преимуществ расценивается как хищение государственного имущества. Присвоение, хищение, получение мошенническим путем или незаконное завладение иными способами государственным имуществом лицами, которым государственными органами, государственными компаниями, предприятиями, организациями, народными объединениями поручено управление и хозяйственное распоряжение государственным имуществом, с использованием ими своих служебных преимуществ расценивается как хищение государственного имущества.

Хищение государственного имущества, совершенное в сговоре с работниками, перечисленными в частях первой, второй настоящей статьи, квалифицируется и наказывается как соучастие в преступлении».

6 Статья 383 УК КНР в прежней редакции предусматривала: «По отношению к лицам, совершившим действия, подпадающие под определение хищения государственного имущества, в зависимости от тяжести обстоятельств применяются следующие меры наказания:

1) хищение государственного имущества, совершенное отдельным лицом в размере 100 тыс. юаней и более, — наказывается лишением свободы на срок 10 и более лет или пожизненным лишением свободы и дополнительно — конфискацией имущества; при особо отягчающих обстоятельствах — наказывается смертной казнью с конфискацией имущества;

2) хищение государственного имущества, совершенное отдельным лицом в размере 50 тыс. юаней и более, но менее 100 тыс. юаней, — наказывается лишением свободы на срок 5 и более лет с конфискацией имущества; при особо отягчающих обстоятельствах — наказывается пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества;

3) хищение государственного имущества, совершенное отдельным лицом в размере 5 тыс. юаней и более, но менее 50 тыс. юаней, — наказывается лишением свободы на срок от 1 года до 7 лет; при отягчающих обстоятельствах — наказывается лишением свободы на срок от 7 до 10 лет. Если коррупция совершена в размере 5 тыс. юаней и более, но менее 10 тыс. юаней, то в случае активного раскаяния после совершения преступления и добровольного возврата присвоенного наказание виновному может быть смягчено либо лицо может быть освобождено от уголовного наказания; в указанном случае организацией по месту работы или вышестоящими компетентными органами к такому лицу применяются административные меры наказания;

4) хищение государственного имущества, совершенное отдельным лицом в размере менее 5 тыс. юаней, при отягчающих обстоятельствах — наказывается лишением свободы на срок до 2 лет или арестом; при смягчающих обстоятельствах организацией по месту работы или вышестоящими компетентными органами к такому лицу применяются административные меры наказания. В отношении лиц, неоднократно совершавших действия, подпадающие под определение хищения государственного имущества, наказание назначается исходя из общей суммы средств, присвоенных в результате указанных действий».

7 Получение взятки наказывается в соответствии с положениями ст. 383 Кодекса исходя из общей суммы и сопутствующих обстоятельств получения взятки. Требование и получение взятки — наказываются в пределах санкции ст. 383 Кодекса более строго.

кретным и четким признаком, но при этом не учитывается, что обстоятельства совершения преступлений того или иного вида различаются. Если просто ориентироваться на определенный размер похищенного, то трудно в полной мере учитывать общественную опасность преступления, которая выражается в его других индивидуальных особенностях, а следовательно, и добиваться соответствия наказания преступлению;

б) законодатель отменил положение о конкретной сумме хищения государственного имущества и получения взятки и предусмотрел оценочные понятия: «значительный размер или при других серьезных обстоятельствах», «крупный размер или при отягчающих обстоятельствах» и «особо крупный размер или при особо отягчающих обстоятельствах». Соответственно к предыдущим трем обстоятельствам регламентировано наказание в виде трех ступеней. Кроме того, сохранена смертная казнь за преступления, причинившие особо крупный ущерб интересам государства и народа. Конкретный критерий по квалификации преступлений и назначению наказания может быть установлен судебными органами исходя из конкретных обстоятельств дела либо Верховным народным судом, Верховной народной прокуратурой путем разработки соответствующих разъяснений. Одновременно с учетом фактических потребностей в борьбе с коррупцией лицам, совершившим хищение государственного имущества и получение взятки, которые честно признали факт преступления, искренне раскаялись, активно возмещали причиненный ущерб, устранили или уменьшили вредные последствия, может быть назначено более мягкое наказание;

в) усиление наказания за дачу взятки, что выразилось:

— в более четкой регламентации имущественного наказания за дачу взятки, чтобы преступники подвергались уголовной санкции и не получили экономических преимуществ;

— уточнении условий смягчения наказания за дачу взятки. Законодательная формулировка «Лицу, давшему взятку, до начала уголовного преследования по своей инициативе рассказавшему о факте дачи взятки, наказание может быть назначено ниже низшего предела либо такое лицо может быть освобождено от наказания» заменена иной: «Лицу, давшему взятку, до начала

уголовного преследования по своей инициативе рассказавшему о факте дачи взятки, может быть назначено более мягкое наказание либо наказание ниже низшего предела». Причем тем из них, кто совершил незначительное преступление либо при значительном искуплении вины заслугами, можно назначить наказание ниже низшего предела либо освободить от наказания; — ужесточении наказания за дачу взятки. После ст. 390 УК КНР добавлена отдельная ст. 390-1, которая гласит: «Дача взятки близким родственникам государственных работников или другим тесно связанным с ним лицам либо бывшим государственным работникам или их близким родственникам и другим тесно связанным с ним лицам в целях получения незаконной выгоды — наказывается лишением свободы на срок до 3 лет или арестом со штрафом; то же деяние, совершенное при отягчающих обстоятельствах либо приведшее к причинению крупного ущерба государственным интересам, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом; то же деяние, совершенное при особо отягчающих обстоятельствах либо приведшее к причинению особо крупного ущерба государственным интересам, наказывается лишением свободы на срок от 7 до 10 лет со штрафом. Если преступление, упомянутое в части первой настоящей статьи, совершено корпорацией, то по отношению к корпорации применяется штраф, а несущие непосредственную ответственность руководители корпорации и другие непосредственно ответственные лица — наказываются лишением свободы на срок до 3 лет или арестом со штрафом».

Кроме того, совершенствована регламентация профилактических мер. За совершение лицом преступления с использованием профессионального преимущества или в нарушение конкретных требований, вытекающих из профессиональных обязанностей, суд в соответствии с криминогенной ситуацией и необходимостью профилактики повторного совершения преступления может запретить данному лицу заниматься соответствующей профессией сроком на 5 лет, начиная с даты завершения исполнения наказания или со дня условно-досрочного освобождения.

6. Противодействие деяниям, связанным со злоупотреблением доверием; криминализация организации тестирования с обманом,

да теж

ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО

ложного иска, который серьезно нарушает интересы правосудия

В этой части, во-первых, пересмотрена регламентация состава преступления «подделка, переделка удостоверения личности», расширен перечень документов подделки, переделки (в него включены паспорт, карточки социального страхования, водительские права и др.). В уголовно-правовом порядке наказываются такие деяния, как торговля удостоверениями личности, паспортами и т.п.; использование поддельных, переделанных удостоверений личности, паспортов и др.

Во-вторых, дополнительно предусмотрены составы преступления «тестирование с обманом». Криминализированы такие деяния, как организация учащихся на тестирование с обманом, предоставление другим лицам аппаратуры по тестированию с обманом, назаконная продажа или предоставление тестовых вопросов и ответов, участие в экзаменах вместо других либо путем замены себя другим и др. в нарушение порядка экзаменов.

В-третьих, добавлен состав преступления «ложный иск». В этом случае преступным признано предъявление гражданского иска с фабрикацией фактов, что может повлечь серьезное нарушение порядка правосудия.

7. Совершенствование уголовно-правовых норм о деяниях против общественного управления и порядка; привлечение лиц к уголовной ответственности за свое опасное вождение; ужесточение наказания за инцидент, связанный с опасными веществами

В частности, осуществлено дальнейшее совершенствование наказания за нарушения общественного порядка, внесены изменения в норму о составе преступления «опасное вождение». В статье 131 УК КНР говорится:

«Лица, осуществлявшие вождение механического транспортного средства на путях транспорта при следующих обстоятельствах — наказываются арестом и дополнительно штрафом:

а) погоня друг за другом при отягчающих обстоятельствах;

б) вождение в пьяном состоянии;

в) проведение школьных или пассажирских перевозок при серьезном превышении номинального числа пассажиров или установленной скорости движения;

г) перевозка опасных химических веществ с нарушением правил безопасности.

Владельцы, управляющие механическими транспортными средствами, несущие не-

посредственную ответственность за деяние в третьем и четвертом пунктах первой части настоящей статьи, наказываются в соответствии с положениями части первой настоящей статьи.

Лица, совершившие деяние в первой или второй частях настоящей статьи, если деяние содержит состав другого преступления, наказываются в соответствии с положениями соответствующих статей, предусматривающих более строгое наказание».

Внесены поправки в состав преступления «грабеж»: криминализировано многократное хищение общественного либо частного имущества. Кроме того, объявлено преступным:

1) изготовление, сбыт специальных средств, используемых для тайного подслушивания и тайного снятия информации;

2) многократное нарушение порядка деятельности государственных органов, которое не исправлено после взыскания и вызвало серьезные последствия, а также многократная организация, финансирование незаконных собраний для других лиц в нарушение общественного порядка при отягчающих обстоятельствах. Усовершенствован состав преступления «воспрепятствование исполнению законов путем создания и использования организаций религиозно-сектантского и еретического характера», ужесточено наказание, дополнительно предусмотрено наказание за деяние при наличии смягчающих обстоятельств.

Законодатель определил меры по обеспечению независимого и справедливого осуществления народным судом в соответствии с законом судебного разбирательства. Конкретно это проявляется в следующем:

— криминализировано разглашение информации судебным персоналом, защитниками, судебными агентами и другими участниками судопроизводства, которая имелась в непубличном судебном разбирательстве в соответствии с законом, приведшее к открытому распространению данной информации либо повлекшее иные серьезные последствия;

— внесены поправки к составу преступления «нарушение судебного порядка». На основе сохранения прежней регламентации «массовые беспорядки, нападение на суд, избиение сотрудников органов юстиции» дополнительно криминализированы деяния, серьезно нарушающие судебный порядок,

если они не прекращены при запрете суда; избиение участников в судебном процессе, оскорбление, клевета, угроза работникам органов юстиции или участникам в судебном процессе и т.п.;

— дальнейшее совершенствование состава преступления «отказ от исполнения приговора, решения»: дополнительно предусмотрена ответственность корпораций за данное деяние, а также добавлена одна ступень наказания за его совершение;

— криминализировано незаконное производство и торговля химическими веществами, используемыми для изготовления наркотиков. Действующая редакция ст. 350 УК КНР предусматривает: «В нарушение государственных установлений незаконное производство, торговля, транспортировка ангидрида уксусной кислоты, этилового эфира, трихлорметана или иных веществ, используемых в качестве сырья или шихты для изготовления наркотиков, либо переноска вышесказанных веществ при

выезде за границу при значительных обстоятельствах — наказываются лишением свободы на срок до 3 лет, арестом или надзором и дополнительно штрафом; те же деяния, совершенные при отягчающих обстоятельствах, — наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и дополнительно штрафом; при особо отягчающих обстоятельствах — наказываются лишением свободы на срок более 7 лет и дополнительно штрафом либо конфискацией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производство, торговля, транспортировка перечисленных в части первой настоящей статьи веществ другому лицу, заведомо занимающемуся изготовлением наркотиков, рассматривается как соучастие в изготовлении наркотиков».

Таким образом, изменения и дополнения, внесенные в Уголовный кодекс КНР, вызваны реальной потребностью в китайском обществе, они заложат основу дальнейшего развития и совершенствования китайского уголовного законодательства.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / под ред. и с предисл. А. И. Коробеева ; пер. с китайского Хуан Даосю. — СПб., 2014.

Материал поступил в редакцию 26 ноября 2015 г.

CHANGES IN THE CRIMINAL LAW OF CHINA: GENERAL CHARACTERISTICS

PAN Dongmei — Doctor of Law, Professor, Head of the Center of Studying Russian Law at the Heilongjiang University, President of the Research Association of Russian Law and the Legal System under the Law Association of Heilongjiang province [email protected]

150080, China, Harbin, Nan Gang district, st. Sew Fu, d. 74

Review. The article is devoted to the analysis of changes in the Criminal Code of the Republic of China that came into force in early November, 2015. Their main distinctive features are: for the purpose of human rights protection the number of crimes sanctioned by capital punishment was reduced; punishment for terrorist crimes, the commission of which results in imposing a property-related penalty, was toughened; a number of acts associated with terrorism and posing particular threat to the society were criminalized; characteristics of some crimes were clarified; the norm exempting from criminal responsibility individuals preventing the return of abducted women was abolished; legislative norms regarding crimes of corruption were

The article was prepared within the framework of the project of the National Fund of Social Sciences of the P.R. of China "A Comparative Analysis of Anti-corruption Legislations in the P.R. of China and the RF"(project number: 14BFX003), as well as the project of the Research Foundation of the Heilongjiang University for outstanding young scientists "Researching Institutions in the General Part of Russian criminal law» (project number: JC2013W1).

УНИВЕРСИТЕТ

имени О.Е. КУТАФИНА

ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО

improved for the purpose of effective fight against official crimes; significant amendments were made in the Criminal Code of the P. R. of China in respect of computer crimes in order to ensure social security; the punishment for breach of trust was toughened to encourage good faith in society.

Keywords: Criminal Code of the Republic of China; changes; additions, protection of human rights; fight against crimes; anti-terrorism; national security; crimes of corruption; social security; maintaining good faith in the society

BIBLIOGRAPHY

1. The Criminal Code of the People's Republic of China / Ed. and introduction by A. I. Korobeeva, translated from Chinese by Huang Daosu. SPb., 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.