Изменения средних и экстремальных скоростей ветра в Арктике в конце XXI века
Суркова Галина Вячеславовна
доктор географических наук
доцент, кафедра метеорологии и климатологии, географический факультет, Московский государственный университет им. МВ. Ломоносова (МГУ)
119991, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1 И galina_surkova@mail.ru
Крылов Алексей Андреевич
кафедра метеорологии и климатологии, географический факультет, Московский государственный
университет им. MB. Ломоносова (МГУ)
119991, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1 И aloshakrylov@bk.ru
Статья из рубрики "Климат ики"
Аннотация.
Предметом исследования является современное состояние ветрового режима Арктики и его изменчивость в ответ на глобальное потепление климата. Анализ выполнен как для средних значений скорости ветра, так и для экстремально высоких, превышающих заданные пороговые величины, в современных условиях и в конце XXI века. Рассмотрена пространственно-временная изменчивость значений скорости ветра разной обеспеченности по территории Арктики для моделей климатической системы, принимавших участие в международном проекте CMIP5. Отдельное внимание уделено региональным особенностям климатического прогноза скорости ветра над морями Российской Арктики. Результаты получены по данным реанализа ERA-Interim и моделей климатической системы проекта CMIP5 для современного (эксперимент Historical) и прогнозируемого (эксперимент RCP8.5) климата. Основным результатом работы стали количественные оценки климатического прогноза средней и экстремальной скорости ветра в Арктике к 2100 г. при реализации сценария RCP8.5, подразумевающего наиболее активный рост температуры в течение XXI века. Получено, что при продолжающемся потеплении над большей частью Арктики тенденция роста не только средних, но и экстремальных значений скорости ветра характерна для большинства моделей климатической системы CMIP5. Уменьшение отмечается над большей частью севера Евразии, Гренландией, Северной Атлантикой, Норвежским морем, в то время как над остальной территорией Арктики отмечается увеличение средних и экстремальных скоростей ветра.
Ключевые слова: скорость ветра, изменение климата, Арктика, моделирование климата, экстремумы, взаимодействие океан-атмосфера, морские льды, парниковый эффект, глобальное потепление, климатические риски
DOI:
10.7256/2453-8922.2018.3.27395
Дата направления в редакцию:
16-09-2018
Дата рецензирования:
16-09-2018
Сбор исходных материалов кафедры метеорологии и Расчеты выполнялись при данных и анализ - проекта
Введение
Разреженность метеорологических станций и сложность погодных условий являются одним из главных препятствий в исследовании климата Арктики. В последние годы, благодаря увеличению объема фактического материала наблюдений на многократно выросшей сети аэрометеорологических, береговых и дрейфующих станций, данных дистанционного зондирования, а также совершенствованию методов анализа, получены новые оценки климата Арктики ^^ Мониторинг показателей скорости ветра ведется на метеорологических станциях Росгидромета РФ (www.meteo.ru), нефтяных платформах, судах. Для морей Российской Арктики подробный анализ ветрового режима в морях
Арктики обобщен в выпусках серии «Моря СССР» в атласах |2, 15"".
В последние годы отмечается активное возвращение внимания к Арктике и рост востребованности сведений о ее климатическом состоянии в настоящем и будущем. Это вызвано как природными изменениями, которые активно происходят в приполярных районах на фоне глобального потепления климата |1; 7;—22], так и экономическими
причинами |3, 9"". Во многих сферах человеческой деятельности требуется учет не только средних климатических показателей, но и оценок их экстремальных значений. При
оценке ветрового режима это важно, например, в ветроэнергетике |4, 14"", при расчете ветровых нагрузок на конструкции (мачты, антенны, рекламные щиты, нефтяные вышки и др. |"7, 11 и др."|, при оценке величины влияния ветра на развитие береговой эрозии и трансформации берегового рельефа. Эти показатели востребованы в таких областях, как судоходство, добывающие отрасли, теплоэнергетический комплекс и т.д. Штормовые явления, как и другие опасные гидрометеорологические явления на море, наносят серьезный ущерб экономике и населению. Понимание природы высоких скоростей ветра может способствовать снижению экономических издержек, являющихся последствиями разрушительного действия штормов, а, кроме того, и существенно повысит уровень безопасности на акватории моря. Особенно важно выполнение таких оценок с учетом ме ня юще гос я клима та .
Как показывают современные исследования, климат Арктики в последние десятилетия заметно меняется, что особенно проявилось в режиме температуры, осадков и площади морского льда 17—20—22]. Это открывает новые возможности для добывающей
осуществлен в рамках выполнения работ по теме Госзадания климатологии (номер ЦИТИС: АААА-А16-116032810086-4). финансировании проекта РФФИ 18-05-60083, визуализация РФФИ 16-05-00509.
промышленности, судоходства и других отраслей хозяйства и требует переоценки территории с точки зрения климатических ресурсов и связанных с ними рисков
освоения. Во Втором оценочном докладе Росгидромета^ показано, что на большей части континентального побережья Баренцева и Карского морей средняя скорость ветра в период 1977-2011 гг. снижалась, в то время как на Новой Земле и Северной Земле, а также на полуострове Таймыр большую часть года средние значения скорости ветра возрастали. Вторая половина 1970-х гг. отмечена заметными сдвигами многих показателей состояния атмосферы и океана. Возрастание средней скорости ветра над Арктикой в последние десятилетия отмечено в [16, 17, 27]. В последнем отчете МГЭИК-^22-отмечено, что изменение ветрового режима в высоких широтах в последние десятилетия может быть следствием происходящей перестройки общей циркуляции атмосферы, в частности изменения траекторий перемещения циклонов умеренных широт, их интенсивности и частоты, общего усиления циклоничности Арктики.
Несмотря на расширение наблюдательской сети, многие территории этого региона, в особенности морские, продолжают оставаться не охваченными метеорологическими данными. В связи с этим важным инструментом анализа и прогноза состояния атмосферы
выступают математические модели В частности, одними наиболее востребованных
моделей в современных реалиях являются реанализы, позволяющие заполнить пространственные и временные пробелы наблюдений, а также рассчитать дополнительные характеристики климатической системы. В настоящее время разработаны методики расчета глобальных и региональных климатических реанализов. Среди разработчиков крупнейших баз данных - Европейский центр среднесрочных прогнозов погоды (http://www.ecmwf.int), Национальная администрация атмосферы и океана США (http://www.esrl.noaa.gov). Несмотря на выдающиеся достижения в этой
области, исследования последних лет показывают [13, 23, 25], что модели реанализов и климатические модели земной системы последних поколений все еще не способны достаточно хорошо воспроизводить абсолютные значения экстремально высокой скорости ветра и повторяемость таких событий. Это связано с тем, что нередко максимумы скорости связаны с мезомасштабными атмосферными процессами (мезомасштабные циклоны, смерчи, бора и др.). В отличие от негидростатических мезомасштабных моделей, используемых в краткосрочном прогнозе погоды (например,
—18—19—и др,]), пространственное разрешение глобальных моделей реанализа и климатических моделей, а также особенности используемых в них параметризаций далеко не всегда позволяют явным образом смоделировать такие явления.
Наблюдаемое в последние десятилетия увеличение площади моря, свободного ото льда
[7, 22], существенно изменяет режим ветрового воздействия на морскую поверхность, приводит к повышению вероятности развития штормового волнения. Оценки МГЭИК (Межгосударственной группы экспертов по изменению климата) и Росгидромета РФ свидетельствуют о том, что, несмотря на тенденцию к снижению средних значений скорости ветра в умеренных широтах над сушей, к северу от 75° с.ш. она возрастала на
протяжении последних десятилетий [7, 22] и, предположительно, на фоне глобального потепления будет возрастать к концу XXI в., как показано также в настоящей работе.
В настоящей работе представлены результаты исследования возможных изменений экстремально высоких и средних значений приземной скорости ветра в Арктике по данным реанализа ERA-Interim и моделей климатической системы проекта СМ1Р5 для современного климата и его прогнозируемых в конце XXI века изменений.
Материалы и методы
Прогноз изменения значений скорости ветра различных градаций для XXI века выполнен по результатам вычислительных экспериментов CMIP5 - пятой фазы
международного проекта CMIP (Coupled Model Intercomparison Project) [28].
Среди вычислительных экспериментов CMIP5, важных с точки зрения оценки дальнейшего отклика Арктики на изменения климата, были использованы ежедневные данные по следующим сценариям: 1) эксперимент historical (1850-2006 гг.), изменение внешних воздействий на климат задано в соответствии с наблюдениями; 2) эксперимент
по сценарию RCP8.5 (2006-2100 гг.) -t^.
Список использовавшихся в работе моделей представлен в таблице 1.
Сценарий развития будущего климата RCP8.5 был выбран как наиболее выразительный с точки зрения климатических последствий парникового эффекта. Радиационный форсинг численных экспериментов RCP8.5 состоит в задании увеличения концентрации парниковых газов в атмосфере до такой степени, что к концу XXI века их роль в радиационном балансе возрастет на 8,5 Вт/м2, а концентрация парниковых газов в эквиваленте CO2 составит 1370 единиц. Такое интенсивное, но в то же время реалистичное внешнее воздействие на климатическую систему, как в эксперименте RCP8.5, позволяет получить статистически значимый отклик на увеличение концентрации
парниковых газов. Согласно оценочному докладу МГЭИК-22!, при сценарии RCP8.5 к середине XXI века ожидается повышение средней глобальной приземной температуры примерно на 2 °С по сравнению с 1986-2005 гг., а к 2100 г. - примерно на 4 °С. В Арктике ожидается значительно более интенсивный рост температуры воздуха в приземном слое - так, к концу XXI века, в зависимости от регионов она превысит современную на 5-10 °С. Также при данном сценарии для Арктики ожидается сокращение до нуля минимальной (наблюдаемой в сентябре) площади морского льда в
Северном Ледовитом океане начиная с 70-х годов XXI века-22!. Это кардинально изменит температурные свойства подстилающей поверхности и интенсивность энергообмена между океаном и атмосферой. Это также может повлечь изменение ветрового режима в приземном слое - увеличение площади свободной или частично свободной ото льда морской поверхности может способствовать усилению турбулентного обмена в приземном слое и передаче количества движения из верхних слоев атмосферы в приземный слой.
Таблица 1. Климатические модели проекта CMIP5, результаты которых использованы в работе.
Модель Страна Научный центр Пространственное разрешение, градусы широты и долготы
ACCESS1-0 Австралия Центр исследования погоды и климата (CAWCR) 1,25 х 1,875
ACCESS1-3 Австралия Центр исследования погоды и климата (CAWCR) 1,25 х 1,875
bcc-csm1-1 Китай Пекинский климатический центр, Китайская климатическая 2,79 х 2,8125
администрация
BNU-ESM Китай К о л л е дж на ук о глобальных изменениях и земной системе 1,12 х 1,125
CMCC-CESM Италия Европейско- Средиземноморский центр климата и окружающей среды 2,79 х 2,8125
CMCC-CMS Италия Европейско- Средиземноморский центр климата и окружающей среды 3,7 х 3,75
CanESM2 Канада Канадский центр моделирования и анализа климата 2,79 х 2,8125
HadGEM2-СС Великобритания Ме те о ро ло г ич е с ко е управление, Центр Хэдли 1,25 х 1,875
INMCM4 Россия Институт вычислительной математики РАН 1,5 х 2,0
IPSL-CM5A-LR Франция Институт Пьера-Симона Лапласа 1,865 х 1,875
IPSL-CM5A-MR Франция Институт Пьера-Симона Лапласа 1,25 х 1,875
MIROC-ESM Япония Институт исследований атмосферы и океана (Университет Токио), Национальный институт исследований окружающей среды, Агентство по науке и технологии исследований океана и суши 1,5 х 2,0
MPI-ESM-LR Германия Институт метеорологии имени Макса Планка 1.875 х 1.875
MPI-ESM-MR Германия Институт метеорологии имени Макса Планка 1.875 х 1.875
В данной работе представлены оценки изменений сезонных и годовых значений различных квантильных значений средней суточной скорости ветра на высоте 10 м, предполагаемых к концу XXI века согласно сценарию RCP8.5.
Результаты работы и их обсуждение
На рис. 1 и 2 показаны примеры полученных нами результатов для модели ИВМ РАН
^МСМ4[7] и реанализа ERA-Interim[18] по современному климату - видно, что они хорошо согласуются между собой с учетом как абсолютных значений, так и географических особенностей. Над сушей скорости для всех представленных процентилей существенно ниже, чем над морями (рис. 2). Над морями наибольшие скорости ветра отмечаются вдоль восточного побережья Гренландии и над Чукотским морем. Наименьшие значения характерны для моря Лаптевых.
Рис. 1. Значения 99-го процентиля средней суточной приземной скорости ветра, м/с (1981-2005 гг.), по данным реанализа ERA-Interim (слева), модели земной системы ШМСМ4 (справа).
а)
в)
г)
Рис. 2. Значения 50-го, 95-го, 99-го и 99,9-го процентилей средней суточной скорости ветра, м/с, по модели ШМСМ4 для периода 1981-2005 гг.
Рассмотрим результаты для климата, прогнозируемого к концу XXI века по сценарию RCP8.5. Согласно обобщению, полученному по ансамблю моделей, перечисленных в таблице 1, к концу XXI века средняя годовая скорость ветра в Арктике над континентальными районами существенно не изменится, над морями же знак аномалии преимущественно положительный (рис. 3). Как видно из представленных на рис.3 результатов, прогнозируемый к концу XXI века рост значений скорости ветра наиболее выражен в осенне-зимний период. В современном климате минимальная величина
площади морского льда отмечается, как правило, в сентябре -Ш". Если она будет сокращаться и далее, вплоть до того, что, согласно прогнозам, к концу XXI века в
летний период сплоченные многолетние льды будут отсутствовать, можно предположить, что с учетом большой теплоемкости и тепловой инерции океана установление покрова морского льда при переходе к зиме будет происходить позднее и медленнее. Поэтому над открытой и теплой (относительно воздуха) водой сможет активно развивается турбулентность, приводя к увеличению скорости ветра. Зоны наибольших аномалий приурочены к Баренцеву, Карскому, Чукотскому морям. В июле аномалии скорости близки к нулю над континентальными районами, по направлению к полюсу аномалии становятся положительны и возрастают с широтой, но не достигают таких больших значений, как в октябре и январе. Сложная картина аномалий может быть связана с перестройкой атмосферной циркуляции, вызванной заметным прогнозируемым уменьшением площади морского льда. Отдельные модели, несмотря на некоторые различия, в целом дают общую тенденцию (рис. 4).
Общая тенденция изменения скорости ветра в Арктике согласно прогнозу моделей показана на рис. 5. Можно сделать вывод, что общие для большинства моделей черты уменьшения как средней, так и экстремально высокой скорости отмечаются над большей частью Гренландии, Северной Атлантики и над Норвежским морем. Результаты свидетельствуют о заметной согласованности моделей относительно географического распределения положительных и отрицательных аномалий.
Увеличение средних и экстремальных значений скорости ветра над морями Арктики в ответ на потепление может быть объяснено с учетом изменения особенностей общей циркуляции атмосферы, в частности, повторяемости циклонов, их глубины и интенсивности. Однако это непросто, учитывая наличие сложных обратных связей. В разных работах с учетом постановки экспериментов и степени сложности моделей приводятся результаты, показывающие как ослабление циклонической деятельности в Арктике и сдвиг траекторий циклонов к югу при уменьшении площади морского льда и потеплении (например, [26]), так и, напротив, ее активизацию и смещение треков к
северу (например, [29]). Последняя точка зрения отражена и в докладе МГЭИК^22^ С учетом активизации циклонической деятельности в Арктике дополнительным фактором, влияющим на скорость ветра, может стать уменьшение площади морского льда. Расширение открытого водного пространства и активизация турбулентного энергообмена в приземном слое приводит к увеличению скорости ветра. Одним из последствий таких изменений может стать увеличение повторяемости сильного ветра, нагонов, изменение высоты волн и площади распространения штормового волнения.
январь апрель
0.8 0.6 0.4 02 О ■02 ■О.л -0.6 Ш
12 1.8
1.6
1.4
1.2
2 1.8 1.5 1,4 1.2
0.8 0.6 0,4 0.2 О
-о г
■0.4 -0.6
-0-в
а)
б)
о ктя б рь
июль
д)
Рис. 3. Изменение 50-го процентиля приземной скорости ветра в январе (а ), апреле (б ), июле (в ), октябре (г ), за год (д ), м/с, к концу XXI века (2081-2100 гг. «минус» 1986-2005 гг.) по ансамблю моделей.
НасЮЕМ2-СС \IPI-ESM-LR
Рис. 4. Отклонение V 0.99 , м/с, к концу XXI в. (2081-2100 гг. «минус» 1981-2005 гг.) по
некоторым моделям (названия моделей подписаны на рисунке).
Рис. 5. Тенденция изменения скорости ветра разной обеспеченности с учетом согласованности моделей по знаку тенденции: V 0.5 (а), V 0.99 (б) согласно прогнозам по сценарию RCP8.5 CMIP5. Значение «1» означает, что увеличение отмечается у всех моделей, «0.5» - половина моделей дает положительную аномалию, половина -отрицательную, «0» - все модели дают отрицательную аномалию.
Выводы
Новые результаты, относящиеся к оценкам экстремумов скорости ветра, дополняют полученные ранее оценки для средних показателей:
1) при реализации сценария RCP8.5 отмечается тенденция роста экстремальных значений скорости ветра над преобладающей частью морской территории Арктики; это характерно для большинства моделей климатической системы;
2) на фоне преобладающей тенденции к увеличению средних и экстремально высоких значений скорости ветра проявляются выраженные региональные различия:
а) выявлено уменьшение средних значений скорости над большей частью континентального севера Евразии, Гренландией, Северной Атлантикой, Норвежским морем;
б) рост средних значений скорости ветра отмечается над морями Арктики и севером Северной Америки;
в) для экстремально высоких значений прогнозируется рост на большей части морской Арктики, на севере Евразии и Северной Америки.
Библиография
1. Алексеев Г.В., Большиянов Д.Ю., Радионов В.Ф., Фролов С.В. 95 лет исследований климата и криосферы Арктики в ААНИИ // Лед и снег. 2015. Т. 55. № 4. С. 127-140.
2. Атлас Арктики. М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете министров СССР / Под ред. А.Ф.Трешникова. 1985. 204 с.
3. Бабурин В.Л., Бадина С.В., Горячко М.Д., Земцов С.П. Зоны концентрации социально-экономического потенциала Арктики // Меняющийся климат и социально-
экономический потенциал Российской Арктики / Под ред. С.А. Сократова. Лига-Вент. Москва. 2015. С. 74-126.
4. Безруких П. П., Дегтярев Н. Н., Елистратов В. В., Панцхава Е. С., Петров Э. С. и др. Справочник по ресурсам ВИЭ России и местным видам топлива. 2007. М. «ИАЦ Энергия». 272 с/
5. Блинов Д.В., Перов В.Л., Песков Б.Е., Ривин Г.С. Экстремальная бора 7-8 февраля 2012 г. в районе г. Новороссийск и ее прогноз по модели COSMO-Ru // Вестник Московского университета. Сери 5. География. 2013. № 4. С. 36-43.
6. Володин Е.М., Дианский Н.А., Гусев А.В. Воспроизведение и прогноз климатических изменений в XIX-XXI веках с помощью модели земной климатической системы ИВМ РАН // Известия РАН. Физика атмосферы и океана. 2013. Т.49. № 4. С. 379-400.
7. Второй оценочный доклад Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. М.: Росгидромет. 2014. - 1008 с.
8. Гидрометеорология и гидрохимия морей СССР. Т. 1. Баренцево море. Вып. 1. Гидрометеорологические условия. Л.: Гидрометиздат, 1990, 280 с.
9. Горячко М.Д. Хозяйственный потенциал российской Арктики // Меняющийся климат и социально-экономический потенциал Российской Арктики / Под ред. С.А. Сократова. Лига-Вент. Москва. 2015. С. 197-219.
10. ГОСТ 1451-77 Краны грузоподъемные. Нагрузка ветровая. Нормы и метод определения. 2003.15 с.
11. ГОСТ Р 51273-99. Сосуды и аппараты. Нормы и методы расчета на прочность. Определение расчетных усилий для аппаратов колонного типа от ветровых нагрузок и сейсмических воздействий (с Изменением N 1). 2006.
12. Елисеев А.В., Семенов В.А. Изменения климата Арктики в XXI веке: ансамблевые модельные оценки с учетом реалистичности воспроизведения современного климата // Доклады АН. 2016. Т. 471. № 2. С. 214-218.
13. Кислов А.В., Матвеева Т.А., Платонов В.С. Экстремальные скорости ветра в Арктике // Фундаментальная и прикладная климатология. 2015. № 2. С. 63-80.
14. Национальный кадастр ветроэнергетических ресурсов России и методические основы их определения /Под ред. Николаев В.Г., Ганага С.В., Кудряшов Ю.И. М: Атмограф, 2008, 581 с.
15. Российская Арктика в XXI веке: природные условия и риски освоения. М.: Феория, 2013, 144 с.
16. Суркова Г.В., Крылов А.А. Синоптические ситуации, способствующие формированию экстремальных значений скорости ветра в Баренцевом море 4 // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2016. № 6. С. 18-25.
17. Суркова Г.В., Соколова Л.А., Чичев А.Р. Многолетний режим экстремальных значений скорости ветра в Баренцевом и Карском морях // Вестник Московского университета. - Серия 5: География. - 2015. - № 5. - С. 54-59.
18. Торопов П.А., Шестакова А.А. Оценка качества моделирования новороссийской боры с помощью модели WRF-ARW // Метеорология и гидрология. 2014. № 7. С. 3851.
19. Шестакова А.А., Моисеенко К.Б., Торопов П.А. Гидродинамические аспекты эпизодов новороссийской боры 2012-2013 гг // Известия Российской академии наук. Физика атмосферы и океана. 2015. Том 51. № 5. С. 602-614.
20. Dee D.P, Uppala SM, Simmons A.J, Berrisford P, Poli P, Kobayashi S, Andrae U, Balmaseda M.A, Balsamo G, Bauer P, Bechtold P, Beljaars ACM, van de Berg L, Bidlot J, Bormann N, Delsol C, Dra-gani R, Fuentes M, Geer AJ, Haimberger L, Healy S.B,
Hersbach H, H 'olm E.V, Isaksen L, K°allberg P, K'ohler M, Matricardi M, McNally AP, Monge-Sanz BM, Morcrette J-J, Park B-K, Peubey C, de Rosnay P, Tavolato C, Th'epaut J-N, Vitart F.. The ERA-Interim reanalysis: configuration and per-formance of the data assimilation system // Q. J. R. Meteorol. Soc. 2011. V.137. P. 553-597.
21. Fetterer, F., K. Knowles, W. Meier, and M. Savoie. 2016, updated daily. Sea Ice Index, Version 2. Boulder, Colorado USA. NSIDC: National Snow and Ice Data Center. doi: http://dx.doi.org/10.7265/N5736NV7
22. IPCC (2013). Climate Change 2013: The Physical Science Basis. Contribution of Working Group I to the Fifth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change / Edited by T. F. Stocker, D. Qin, G.-K. Plattner, M. Tignor, S. K. Allen, J. Boschung, A. Nauels, Y. Xia, V. Bex and P. M. Midgley. — Cambridge University Press. Cambridge, United Kingdom and New York, USA. 2013. 1535 p.
23. Kislov A.V., Matveeva T. An Extreme Value Analysis of Wind Speed over the European and Siberian Parts of Arctic Region // Atmospheric and Climate Sciences, 2016, 6, 205223. Published Online April 2016 in SciRes. http://www.scirp.org/journal/acs http://dx.doi.org/10.4236/acs.2016.62018
24. Moss R. H., Babiker M., Brinkman S., Calvo E., Carter T., Edmonds J., Elgizouli I., Emori S., Erda L., Hibbard K., Jones R., Kainuma M., Kelleher J., Lamarque J.F., Manning M., Matthews B., Meehl J., Meyer L., Mitchell J., Nakicenovic N., O'Neill B., Pichs R., Riahi K., Rose S., Runci P., Stouffer R., van Vuuren D., Weyant J., Wilbanks T., van Ypersele J.P., Zurek M. Towards New Scenarios for Analysis of Emissions, Climate Change, Impacts, and Response Strategies. Intergovernmental Panel on Climate Change. Geneva. 2008. 132 pp.
25. Outten S. D., Esau I. Extreme winds over Europe in the ENSEMBLES regional climate models // Atmos. Chem. Phys. 2013. V. 13. Pp. 5163-5172.
26. Semmler, T, Stulic L., Jung T., Tilinina N., Campos C., Gulev S., Koracin and D Seasonal atmospheric responses to reduced Arctic sea ice in an ensemble of coupled model simulations // Journal of Climate. American Meteorological Society. 2016 . V. 29. P. 5893-5913.
27. Spreen G., Kwok R., Menemenlis D. Trends in Arctic sea ice drift and role of wind forcing: 1992-2009, Geophys. Res. Lett. 2011. 38. L19501.
doi: 10.1029/2011GL048970.
28. Taylor K. E., Stouffer R. J., Meehl G. A. The CMIP5 experiment design. Bull. Amer. Meteor. Soc. 2012. V. 93. P. 485-498.
29. Woollings, T., J. M. Gregory, J. G. Pinto, M. Reyers, and D. J. Brayshaw. Response of the North Atlantic storm track to climate change shaped by ocean-atmosphere coupling // Nat.Geosci. 2012. V. 5. P. 313-317.