ЭКОНОМИКА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ MICROECONOMICS AND ECONOMICS OF ENTERPRISES
Вестник Челябинского государственного университета.
2016. № 6 (388). Экономические науки. Вып. 53. С. 114—121.
УДК 334.021
ББК У290.31
ИЗМЕНЕНИЯ КРИТЕРИЯ ОЦЕНКИ УСПЕШНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ1
В. И. Бархатов
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Изложена авторская точка зрения на процесс эволюции критерия успешности малого и среднего бизнеса в российской экономике с начала 1990-х гг. до настоящего времени. Рассмотрен этап становления фигуры предпринимателя в процессе развития «челночного бизнеса», особенности его трансформаций в условиях приватизационных процессов и становления финансовой системы. Особое внимание уделено процессам адаптации характеристик руководителя малого и среднего предприятия к меняющимся экономическим реалиям, что требовалось для достижения успеха. Сделан вывод о существенных изменениях как в личностных, так и в профессиональных характеристиках успешного предпринимателя в короткой исторической перспективе.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, устойчивость малого и среднего бизнеса, эволюция российской экономики.
Эффективность развития экономики России, выход из финансового кризиса, экономический рост в ближайшей перспективе невозможны без включения в экономические процессы активных, мотивированных людей, способных ор-ганизовать и вести успешный малый и средний бизнес. Однако для эффективного управления процессами развития малого и среднего бизнеса, этими важнейшими точками будущего роста российской экономики, необходимо не только обладать соответствующими ресурсами и полномочиями, но и понимать природу малого и среднего бизнеса, природу субъектов, его образующих, природу успешности малого и среднего предприятия. За короткий период эволюции российской экономики с начала 1990-х гг. эта природа постепенно эволюционировала. Изучение этой эволюции, выделение ее основных этапов чрезвычайно важно для разработки грамотной государственной политики в сфере поддержки малого и среднего бизнеса.
Целью статьи является систематизация процесса эволюции критерия успешности малого и среднего бизнеса в России с начала 1990-х гг. до настоящего времени.
1 Исследование выполнено на средства гранта Российского научного фонда (проект №2 14-18-02508).
Проблема успешности малого и среднего бизнеса в российской экономической науке развита недостаточно. Само понимание успешности бизнеса нуждается в уточнении, которое уже сделано автором и его коллегами ранее, в работах [1] и [2]. Под успешностью бизнеса предложено понимать его жизнеспособность, проявляющуюся через способность генерировать прибыль, способность расти и способность быть лучше конкурентов. Также для малого и среднего бизнеса, роста его успешности важно понимание противоречий, возникающих на пути к успешности (см. [3]), использование ключевых факторов, включая институциональную среду (см. [4]) и человеческие ресурсы (см. [5; 6]). Эволюция российской экономики, неотъемлемой частью которой является российский малый и средний бизнес, его субъекты, подробно рассмотрена в работах А. В. Бузгалина и А. И. Колгагнова [7—10], Р. С. Дзарасова [11; 12]
Фигура руководителя предприятия малого и среднего бизнеса — предпринимателя, эволюция и изменчивость его природы обоснованы еще в классических работах — Й. Шумпетера [13] и В. Зомбарта [14].
Включение в процессы производства и обращения множества индивидов берет начало в ходе
реформ девяностых годов. Переход от тотальной государственной формы к доминированию частной формы собственности, приватизация государственных предприятий, фактическая ликвидация многих крупных предприятий сопровождались массовым высвобождением рабочей силы. Произошедшее в этот период существенное изменение структуры национального производства потребовало от многих людей заниматься поиском новой сферы деятельности, которая позволила бы обеспечить достойный уровень дохода. Это происходило, с одной стороны, в условиях невозможности самореализации и трудоустройства в сфере профессиональной компетентности человека, что само по себе было существенным стрессом, но с другой — еще и в условиях гипертрофированной социальной и экономической нестабильности, усиливающей негативный психологический эффект.
Практически полное отсутствие многих товаров на нарождавшемся российском рынке (в первую очередь — одежды, обуви, «экзотических» по тем временам продуктов питания) и наличие их в сопредельных странах создало условия для появления нового субъекта в российской эко -номике — индивидуального предпринимателя, способного при минимальном капитале, минимальной осведомленности о рынке и максимальных рисках различной природы заниматься куплей-продажей товаров народного потребления и создавать видимость рыночных отношений. Эти отношения существовали в форме «базара», в рамках которого возникали и господствовали прямые отношения продавца и покупателя, а доход извлекался в виде разницы между ценой покупки и продажи товара. Возникла специфическая группа населения, которая, применяя свои внутренние способности и пользуясь стихийно складывающимися рыночными отношениями, пыталась в этих экстремальных условиях не только выжить, но и накопить первоначальный капитал. Зародились предпосылки и условия нового уклада, который впоследствии станет основой развития малого и среднего бизнеса в России. На первый план вышли торговые отношения.
В процессе торговли обращение и накопление капитала происходит с большей скоростью, чем при производстве. Человеческие ресурсы и основные фонды переходят в сферу торговли. Возникает множество торговых точек, где реализуется масса низкокачественных, но востребованных товаров. В России движение этих това-
ров осуществляется от центра (Москва) к перифе -рии (регионы) (подробнее см. в [15]). Появляются и региональные центры, географически и логистически близкие к заграничным каналам поставки товаров. По мере движения от центра к периферии цены товаров возрастают, что позволяет получать доход нескольким торговцам-посредникам. Этот период можно назвать периодом нецивилизованного предпринимательства, в котором наблюдались зачатки малого и среднего бизнеса. Развивалось торговое обращение, обеспечивающее движение товаров от центра к периферии и соединяющее продавца и покупателя.
В сфере предпринимательства произошла революция торговых «челноков», в результате которой появился новый тип субъекта — носителя специфических установок, соизмеряющего свое поведение с запросами рынка, выступающего источником дохода. «Челноками» становились представители совершенно разных групп населения — рабочие, инженеры, профессора. Базар в России формировался в условиях жесткой конкуренции, когда создавались особые группы, неформально контролировавшие локальные рынки. Торговцы-«челноки» попали в жесткую зависимость от этих групп, зародились новые институты — «крышевание», «рэкет». Возникли группы, «паразитирующие» на индивидуальных предпринимателях путем их экономической эксплуатации, участия в распределении дохода, к происхождению которого они отношения не имели. Сложились новые отношения, по своей природе рентные.
Параллельно с развитием торговли возникало предпринимательство — в процессе «захвата» имущества государственных предприятий, деления этого имущества на мелкие части, использования производственных площадей для организации отдельного бизнеса, особенно в сфере услуг и строительства. Происходило разрушение структуры государственных предприятий, а это вело не только к утрате производственного и кадрового потенциала, но и к полному исчезновению многих отлаженных производств, нарушению системы воспроизводства кадров, технологий, инноваций. Особенно пострадали сферы народного хозяйства с малой капиталоемкостью. При переходе в руки частного владельца они могли обеспечить быстрое получение прибыли. Предприниматель получал место для ведения бизнеса и, не вкладывая адекватный капитал, первичную массу средств труда, наработанные
технологии, что позволяло вести новый бизнес. Были созданы экономические условия для формирования малого и среднего бизнеса в производственной сфере, который, базируясь на старом оборудовании и технологиях, производил товар невысокого качества и имел среднюю прибыль. Однако в ситуации дефицита даже такой товар пользовался спросом.
В обстановке, когда крупные и средние «старые» предприятия находились в непрерывных процессах акционирования, слияний, поглощений, рейдерских захватов, возникающие на их «обломках» малые и средние предприятия сумели отчасти поддержать производство, решить некоторые задачи более эффективно, чем крупный бизнес. Сформировался первоначальный частный капитал, впоследствии ставший основой как среднего, так и крупного частного российского бизне -са. На базе получаемой предпринимателями средней прибыли накапливался торговый и промышленный капитал. Период до 1998 г. можно назвать временем формирования нового уклада, центральной фигурой в котором становился новый предприниматель, индивидуальный и «средний». Успешность среднего и малого бизнеса определялась как его способность при жесткой конкуренции, высокой неопределенности и постоянных трансформациях получить положительный финансовый результат, «заработать». Речь шла не о наживе или максимизации прибыли, а о сохранении бизнеса ради дохода, обеспечивающего выживание в непростых условиях, а основным фактором успешности бизнеса становились предпринимательские способности, причем в значительной степени такие, благодаря которым можно победить в жесткой борьбе, на грани (а иногда и за гранью) закона, а также те, что на «обычном» языке называются «изворотливостью».
В этот период развивалось предпринимательство не только в торговой, производственной сфе -рах. Стал возникать финансовый бизнес, в том числе банки с небольшим первоначальным капиталом, которые также можно отнести к среднему бизнесу. Эти банки часто строились не с целью получения банковской прибыли в ее традиционном понимании, а с целью поддержки торгового или производственного бизнеса, а также концентрации частных капиталов для решения инвестиционных задач. Происходит формирование сетевых структур взаимодействия, в которых банки оказывают поддержку торговому бизнесу. Связи между предпринимателями укореняются, появ-
ляются группы заинтересованных лиц — «стейк-холдеры», в том числе с перекрестным владением. Средний бизнес принимает участие в формировании новых региональных элит, равно как и региональные элиты участвуют в формировании малого и среднего бизнеса, становясь значимым фактором их успешности.
Первый этап развития малого бизнеса, с его противоречиями и особой поведенческой функцией предпринимателей, заканчивается кризисом 1998 г., когда накопленный предпринимателями капитал проходит серьезную проверку на прочность. Вследствие падения спроса на многие товары и услуги, а также увеличения затрат из-за падения курса рубля и высокого уровня инфляции малый и средний бизнес оказался в зоне с отрицательной эффективностью. Его привлекательность существенно упала.
Объективные процессы в экономике катком прошлись по малому и среднему бизнесу. Выжили далеко не все предприятия. Государство тогда было экономически слабым и неспособным поддержать малый и средний бизнес, который выживал самостоятельно, при отсутствии финансовой поддержки и снижении собственного капитала.
Одновременно кризис привел к изменению поведенческой функции выживших предприятий, возник новый уклад малого и среднего бизнеса (между кризисами 1998 и 2008 гг.), и он требовал своего развития. В этот период продолжается трансформация отношений собственности, изменяются структуры производства, усложняются рыночные отношения, формируются новые институты. Происходит выравнивание цен, совершенствуются логистические процессы, получают распространение более крупные формы организации торгового бизнеса, появляются торговые сети. Челночный бизнес начинает терять свою доходность.
Вместе с тем сформированы центры торговли, имеющие крупные обороты, где получает развитие теневой бизнес. Возникает некоторая общность торговцев, развивается сеть мелких и средних торговых предприятий, происходит формирование групп предпринимателей, приспособленных к новым реалиям. Меняется тип экономического поведения субъектов малого и среднего бизнеса. Если раньше предпринимательская инициатива сводилась к способности найти, привезти и продать с наценкой нужный товар, то теперь происходит усложнение систе-
мы: нужен определенный объем капитала, позволяющий вести бизнес, включая приобретение или аренду имущества, пополнение оборотных активов и т. п. Элементарное место ведения бизнеса теперь тоже имело значение — выгодные места в торговых центрах нужно было выкупать, конкурируя с другими предпринимателями.
Возникает потребность в несколько иных качествах предпринимателя. Круг его взаимодействий расширяется, необходимо вступать в экономические отношения с множеством субъектов, и качество этих отношений во многом определяет эффективность бизнеса. Возможно ли взаимное доверие, есть ли взаимопонимание, совпадают ли интересы? В эту совокупность отношений вовлечены предприниматели, «челноки», производители, криминальные элементы. Иногда несколько функциональных ролей исполняет один человек. Выживание предпринимателей стало зависеть от достижения равновесия экономических интересов всех субъектов. Барьеры входа на рынки возрастают, становятся больше затраты на организацию и ведение бизнеса, от предпринимателя требуются определенные усилия по согласованию движения товаров, поиску капитала, найму работников искомой квалификации, имеющих установку на работу в малом бизнесе. Растут затраты на «обустройство» бизнеса, происходит замена киосков на новые торговые павильоны, потребитель становится более внимательным к внешним атрибутам продавца, в том числе к тому, как выглядит его торговое место, офис. Возникают и развиваются арендные отношения. Доля арендной платы в структуре издержек существенно возрастает.
Одновременно происходят качественные изменения фигуры предпринимателя в малом и среднем бизнесе. Одной предпринимательской инициативы оказывается недостаточно, необходимо изучение потребностей покупателей, налаживание хозяйственных связей с бизнес-партнерами, формирование кредитных отношений для обеспечения достаточного уровня капитала.
Основное противоречие на этом этапе проявляется в том, что федеральные и региональные властные структуры оказываются неспособными создать благоприятные условия ведения бизнеса — напротив, их персонифицированные представители (чиновники) пытаются извлекать из бизнеса личный доход. Институциональная среда малого и среднего бизнеса достаточно слабая, что отражает низкое место России в рейтин-
ге Doing Business. Серьезное давление на предпринимателей оказывают представители власти, криминальных и полукриминальных кругов, банковские круги, устанавливающие чрезмерно высокие ставки процентов, которые не позволяют наращивать предпринимателям капитал.
В структуре малого и среднего бизнеса мало что меняется, в основном он связан с торговлей и услугами, а также со строительством. Производственные, а особенно высокотехнологичные, ИТ и финансовые компании малого и среднего бизнеса, скорее, исключение. Качественные изменения, если они и происходят, связаны именно с этими видами деятельности.
Фигура предпринимателя также мало меняется по сравнению с предыдущим укладом. Его экономический мотив деятельности сохраняется — это максимизация дохода на основе оптимизации соотношения цен поставщиков и покупателей. Трансакционные издержки по сравнению с предыдущим укладом становятся существенно выше. Формирующаяся институциональная среда вовлекает в процесс новых субъектов, с определенными экономическими интересами. Рост денег в экономике порождает новые формы предпринимательской активности, однако все они ориентируются на быструю отдачу.
Экономический кризис 2008 г. резко меняет условия хозяйствования. По сравнению с предыдущими «тучными» годами наступает период нехватки капитала, как собственного, так и подорожавшего заемного. Спрос на товары и услуги замедляет рост, а в ряде случаев происходит падение. Коммерческая недвижимость пустеет, построенные жилые дома не распродаются, рекламные площади высвобождаются, автомагистрали становятся свободными от фур. Растет уровень инфляции, объем инвестиций сокращается. Начинающаяся рецессия особенно негативно отражается на малом и среднем бизнесе, сфера его работы сужается, новые точки роста практически не создаются.
Опровергнут тезис о том, что «кризис — это возможность», в действительности оказывается, что кризис — это яма, из которой самостоятельно выбраться могут далеко не все. Государство в силу множественности кризисных явлений и приоритетности социальной сферы не оказывает поддержку малому и среднему бизнесу, отдавая предпочтение сохранению банковской сферы и крупных, «системообразующих» промышленных предприятий.
В этот период формируется новый экономический уклад в малом и среднем бизнесе, что сопровождается появлением противоречий, особенно в сфере отношений собственности субъектов, возникшей в процессе первоначального накопления капитала. В ходе трансформаций зарождают -ся новые отношения отчуждения-присвоения, изменяются соотношения прав собственности (владения, пользования, распоряжения) у субъектов. В рамках этого уклада в малом и среднем бизнесе начинает доминировать тип индивида, обладающий большим числом экономических связей. Однако сохраняется вопрос о том, насколько собственник малого или среднего предприятия, находясь в развивающейся экономической системе, осознает свой статус хозяина. Проявления экономической власти со стороны государства, крупных компаний, теневых структур не позволяют предпринимателю выйти за границы психологии наемного работника, зависящего больше от внешних обстоятельств или воли властных структур, чем от собственной индивидуальности, предприимчивости, а также от объема капитала в его распоряжении.
В условиях кризиса многие представители малого и среднего бизнеса не сумели осуществить его реструктуризацию и потерпели фиаско. Происходят постоянные колебания в границах «успешность — неуспешность» в зависимости от уровня неопределенности и информационной асимметрии в рыночной среде. Запас прочности у предприятий малого и среднего бизнеса оказывается незначительным, в том числе и по причине малого объема используемого капитала. Таким образом, развитие уклада сопровождается появлением новых противоречий между государством и малым и средним бизнесом, крупными хозяйствующими субъектами и субъектами малого и среднего бизнеса.
Нарастают противоречия и внутри малого и среднего бизнеса в процессе конкуренции и борьбы за контроль доли рынка, субсидии, места деятельности. Успешность малого и среднего бизнеса зависит не только от издержек собственной хозяйственной деятельности, но и от возникающих и растущих трансакционных издержек по его поддержке, преодолению барьеров, созданных другими участниками рынка. Фигура предпринимателя претерпевает изменения, в данный момент ему мало личного энтузиазма, необходимы профессиональные навыки, умение быстро ориентироваться и приспосабливаться к измене-
ниям рынка, реагировать на них, внося коррективы в процесс собственной деятельности. Кризис 2008 г. обострил названные проблемы, в этих условиях многие субъекты малого и среднего бизнеса становились банкротами, и сегмент малого и среднего бизнеса сжался.
Кризис 2008 г. стал точкой отсчета в развитии нового экономического уклада в малом и среднем бизнесе. Последовавший за кризисом экономический рост спровоцировал в первую очередь увеличение числа, объемов продаж и прибыли именно в малом и среднем бизнесе. Происходила дальнейшая реструктуризация его подсистемы, возникали новые формы регулирования (в том числе усиливалась роль саморегулируемых организаций, замещающих гослицензирование). Развивалась государственная стратегия роста числа индивидов, занятых в малом и среднем бизнесе. Сформировалась новая группа людей, осознающая свое место в экономике, обладающая определенным объемом собственности и имеющая определенную стратегию развития своего присутствия в хозяйственных процессах и отношениях, создающая собственные условия для жизнедеятельности. Делали они это на основе собственного экономического и интеллектуального потенциала, способности решать поставленные задачи, вписываясь в рыночные отношения.
Происходит трансформация структур управления малым и средним бизнесом, развиваются и создаются новые малые и средние предприятия, способные функционировать в послекризисных условиях. Растет значимость человеческого капитала в границах института частной собственности, где владелец малого или среднего предприятия сам определяет интенсивность, а также оценивает качество своего труда и труда своих работников. Этим обусловлена эффективность производственно-торговой деятельности, на основе чего формируется доход предпринимателя.
В этот период происходит изменение среды хозяйствования. Наблюдается расширение сферы активности малого и среднего бизнеса. Наряду с торговлей и строительством начинают развиваться предприятия финансового, страхового, логистического, юридического сопровождения малого и среднего бизнеса. Возникают и получают государственную поддержку инновационные предприятия, способные разрабатывать и предлагать на рынок новые виды продукции и услуг, решать вопросы новых технологий. Для этого требуются люди новой генерации. Возникает
персонифицированный субъект, обладающий высокой квалификацией, способный реализовывать новые проекты и решать нетрадиционные задачи. Складывается новая организационная модель такого бизнеса.
В этих условиях основной проблемой становится не только произвести продукт, но и продвинуть его на рынке. Экономические затраты возрастают — требуются затраты на доведение новой идеи до промышленного образца, продвижение продукта. Риски хозяйственной деятельности также увеличиваются, успешность бизнеса становится многофакторной, определяется как совокупностью затрат, так и полученной в достаточном объеме прибылью, позволяющей в условиях разнообразных рисков расширять масштабы деятельности малого и среднего предприятия. При развитии такого бизнеса нельзя сбрасывать со счетов необходимость гармонизации отношений с внутренними заинтересованными лицами и партнерами по бизнесу — владельцем идеи, работниками, воплощающими идеи в реальный
продукт, владельцами капитала, вложенного в бизнес-идею, группами из окружающей среды бизнеса.
Бизнес-структура упорядочилась и усложнилась. Идеальные для предпринимательства условия — когда она базируется на минимальном числе участников, но по мере развития их количество возрастает, интересы субъектов становятся все более разнонаправленными. Отказ от учета интересов или их ложное понимание может привести к кризису и банкротству существующих организационных структур. Однако формирование малого и среднего бизнеса, в основе которого лежит интеллектуальный капитал предпринимателя и работника, есть базис для организации технологичного производства, которое создает товары высокого качества, основу для перехода к последующим способам производства. Тренд формирования следующего уклада на основе малого и среднего бизнеса — это создание высокотехнологичных производств во всех сферах национальной экономики.
Список литературы
1. Бархатов, В. И. Сравнительный анализ подходов к определению понятия «успешность бизнеса» в современной науке / В. И. Бархатов, Д. А. Плетнев // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — №№ 18 (347). Экономика. Вып. 46. — С. 8—18.
2. Природа, факторы и измерение успешности предприятий малого и среднего бизнеса в России : монография / В. И. Бархатов [и др.] ; под общ. ред. В. И. Бархатова, Д. А. Плетнева. — М. : Перо, 2015. — 302 с.
3. Бархатов, В. И. Природа и противоречия успешности малого и среднего бизнеса в современной экономике / В. И. Бархатов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 21 (350). Экономика. Вып. 47. — С. 8—14.
4. Николаева, Е. В. Институциональные факторы успешности предприятий среднего бизнеса в Челябинской области / Е. В. Николаева, И. А. Белова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 21 (350). Экономика. Вып. 47. — С. 159—176.
5. Плетнев, Д. А. Взаимосвязь успешности малого и среднего бизнеса в России и социальной ответственности его руководителей / Д. А. Плетнев // Институциональная трансформация экономики: российский вектор новой индустриализации : материалы IV Междунар. науч. конф. (Омск, 21—23 окт. 2015 г.) : в 2 ч. / отв. ред. Е. А. Капогузов, Г. М. Самошилова. — Омск : Изд-во ОмГУ, 2015. — Ч. 1. — С. 492—497.
6. Бархатов, В. И. Фактор креативности персонала в устойчивом и успешном развитии современной компании / В. И. Бархатов, О. В. Дьяченко // Поиск модели эффективного развития: экономико-правовые аспекты социохозяйственной модернизации на постсоветском пространстве : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (2—9 сент. 2014 г.). — Краснодар : Краснодар. ун-т МВД России, 2015. — С. 48—55.
7. Колганов, А. И. Реиндустриализация как ностальгия? Теоретический дискурс / А. И. Колганов, А. В. Бузгалин // Социол. исслед. — 2014. — № 1 (357). — С. 80—94.
8. Колганов, А. И. Полемические заметки о целевых акцентах альтернативной социально-экономической стратегии / А. И. Колганов, А. В. Бузгалин // Социол. исслед. — 2014. — N° 3 (359). — С. 120—131.
9. Бузгалин, А. В. Российская экономическая система: некоторые итоги «реформ» / А. В. Бузгалин, А. И. Колганов // Проблемы теории и практики упр. — 2014. — № 8. — С. 8—19.
10. Бузгалин, А. В. Эволюция экономических теорий и этапы генезиса, развития и заката рыноч-но-капиталистической экономической системы / А. В. Бузгалин // Проблемы соврем. экономики. — 2013. — № 4 (48). — С. 88—89.
11. Дзарасов, Р. С. Кризис капитализма и общественный строй новой России / Р. С. Дзарасов // Полис. Полит. исслед. — 2011. — № 4. — С. 41—59.
12. Дзарасов, Р. С. Капиталистическая мир-система и российская экономика в эпоху кризисных потрясений / Р. С. Дзарасов // Вестн. Рос. акад. наук. — 2011. — Т. 81, № 7. — С. 626—636.
13. Шумпетер, Й. А. Теория экономического развития / Й. А. Шумпетер. — М. : Прогресс, 1982. — 455 с.
14. Зомбарт, В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. Евреи и хозяйственная жизнь : пер. с нем. / В. Зомбарт. — М. : Айрис-пресс, 2004.
15. Бархатов, В. И. Устойчивое развитие национальной экономики России в современных условиях / В. И. Бархатов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 9 (338). Экономика. Вып. 44. — С. 5—11.
Сведения об авторе
Бархатов Виктор Иванович — доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. ieo-science@csu.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2016. No. 6 (388). Economic Sciences. Iss. 53. Pp. 114—121.
EVALUATION CRITERIA CHANGES OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS SUCCESS IN THE EVOLUTION OF THE RUSSIAN ECONOMY
V.I. Barkhatov
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. science@csu.ru
In the article there is an author's point of view on the criterion evolution of the small and medium business success in the Russian economy since the early 1990s to the present. The process of becoming an entrepreneur is disclosed in the development of "shuttle business", especially his transformation under the privatization process and the formation of the financial system. Particular attention is paid to the process of adaptation of the characteristics of the head of small and medium enterprises to changing economic realities, what is need to be or become successful. There is a conclusion about significant changes both in the personal and professional characteristics of a successful entrepreneur in a short historical perspective.
Keywords: small and medium business, stability of small and medium-sized businesses, the evolution of the Russian economy.
References
1. Barkhatov V.I., Pletnev D.A. Sravnitel'nyy analiz podkhodov k opredeleniyu ponyatiya "uspeshnost' bi-znesa" v sovremennoy nauke [A comparative analysis of approaches to the definition of "business success" in modern science]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2014, pp. 18 (347), pp. 8—18. (In Russ.).
2. Barkhatov V.I. [et al.]. Priroda, faktory i izmereniye uspeshnosti predpriyatiy malogo i srednego biznesa v Rossii [Nature, factors and measuring of success of small and medium-sized businesses in Russia]. Moscow, Pero Publ., 2015. 302 p. (In Russ.).
3. Barkhatov V.I. Priroda i protivorechiya uspeshnosti malogo i srednego biznesa v sovremennoy ekonomike [Nature and contradictions success of small and medium businesses in modern economy]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2014, no. 21 (350), pp. 8—14. (In Russ.).
4. Nikolaeva E.V., Belova I.A. Institutsional'nye faktory uspeshnosti predpriyatiy srednego biznesa v Chely-abinskoy oblasti [Institutional factors of success of midsize businesses in the Chelyabinsk region]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2014, no. 19, pp. 159— 176. (In Russ.).
5. Pletnev D.A. Vzaimosvyaz' uspeshnosti malogo i srednego biznesa v Rossii i sotsial'noy otvetstvennosti ego rukovoditeley [Interrelation of small and medium-sized businesses success in Russia and social responsibility of its leaders]. Institutsional'naya transformatsiya ekonomiki: rossiyskiy vektor novoy industrializatsii: materialy IVMezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii v 2 ch. [Institutional transformation of the economy: the Russian vector of new industrialization: proceedings of the IV International conference in 2 pt.]. Omsk, 2015. Pt. 1. Pp. 492—497. (In Russ.).
6. Barkhatov V.I., Dyachenko O.V. Faktor kreativnosti personala v ustoychivom i uspeshnom razvitii sovre-mennoy kompanii [Creativity factor of staff in sustainable and successful development of the modern company]. Poisk modeli effektivnogo razvitiya: ekonomiko-pravovye aspekty sotsiohozyaystvennoy modernizatsii na postsovetskom prostranstve [Search of effective development model: economic and legal aspects socio-eco-nomical modernization of the former Soviet Union]. Krasnodar, 2015. Pp. 48—55. (In Russ.).
7. Kolganov A.I., Buzgalin A.V. Reindustrializatsiya kak nostal'giya? [Is a deindustrialization as a nostalgia?]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological studies], 2014, no. 1 (357), pp. 80—94. (In Russ.).
8. Kolganov A.I., Buzgalin A.V. Polemicheskiye zametki o tselevykh aktsentakh alternativnoy sotsial'no-eko-nomicheskoy strategii [Polemic notes on target accents of alternative socio-economic strategy]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological studies], 2014, no. 3 (359), pp. 120—131. (In Russ.).
9. Buzgalin A.V., Kolganov A.I. Rossiyskaya ekonomicheskaya sistema: nekotorye itogi "reform" [Russian Economic System: some results of "reforms"]. Problemy teorii i praktiki upravleniya [Problems of the theory and practice of management], 2014, no. 8, pp. 8—19. (In Russ.).
10. Buzgalin A.V. Evolyutsiya ekonomicheskikh teoriy i etapy genezisa, razvitiya i zakata rynochno-kapi-talisticheskoy ekonomicheskoy sistemy [The evolution of economic theories and stages of genesis, development and decline of market-capitalist economic system]. Problemy sovremennoy ekonomiki [Problems of modern economics], 2013, no. 4 (48), pp. 88—89. (In Russ.).
11. Dzarasov R.S. Krizis kapitalizma i obshchestvennyy stroy novoy Rossii [The crisis of capitalism and the social system of the new Russia]. Politicheskiye issledovaniya [Political studies], 2011, no. 4, pp. 41—59. (In Russ.).
12. Dzarasov R.S. Kapitalisticheskaya mir-sistema i rossiyskaya ekonomika v epokhu krizisnykh potryas-eniy [The capitalist world-system, and the Russian economy in the era of crisis shocks]. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of the Russian Academy of Sciences], 2011, vol. 81, no. 7, pp. 626—636. (In Russ.).
13. Shumpeter Y.A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [Theory of Economic Development]. Moscow, Progress Publ., 1982. 455 p. (In Russ.).
14. Zombart V. Burzhua: etyudypo istorii dukhovnogo razvitiya sovremennogo ekonomicheskogo chelove-ka. Evrei i hozyaystvennayazhizn' [Bourgeois: studies on the history of the spiritual development of the modern economic man. Jews and economic life]. Moscow, Ayris-press Publ., 2004. (In Russ.).
15. Barkhatov V.I. Ustoychivoye razvitie national'noy ekonomiki Rossii v sovremennykh usloviyakh [Sustainable development of Russia's national economy in modern conditions]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarst-vennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2014, no. 9 (338), pp. 5—11. (In Russ.).