Научная статья на тему 'Изменения и уточнения границ муниципальных образований'

Изменения и уточнения границ муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1662
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕРРИТОРИЯ / ГРАНИЦА / УСТАНОВЛЕНИЕ / ИЗМЕНЕНИЕ / УТОЧНЕНИЕ / ПОДХОД / ПОРЯДОК / MUNICIPALITY / TERRITORY / BOUNDARY / ESTABLISHMENT / CHANGE / AMENDMENT / ORDER / APPROACH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калюжин Виктор Анатольевич, Каравайцев Федор Васильевич

Предложены изменения в законы и подзаконные акты в аспекте подготовки и предоставления землеустроительной документации в ГКН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Калюжин Виктор Анатольевич, Каравайцев Федор Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes to be introduced into laws and by-laws are offered. They involve preparation and presentation of the data on municipalities boundaries for state real-estate cadaster.

Текст научной работы на тему «Изменения и уточнения границ муниципальных образований»

УДК 528.486

ИЗМЕНЕНИЯ И УТОЧНЕНИЯ ГРАНИЦ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Виктор Анатольевич Калюжин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой гео-матики и инфраструктуры недвижимости, тел. (952)907-19-83, е-mail: [email protected]

Федор Васильевич Каравайцев

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, аспирант кафедры геоматики и инфраструктуры недвижимости, тел. (913)734-70-70, е-mail: [email protected]

Предложены изменения в законы и подзаконные акты в аспекте подготовки и предоставления землеустроительной документации в ГКН.

Ключевые слова: муниципальное образование, территория, граница, установление, изменение, уточнение, подход, порядок.

MUNICIPALITIES BOUNDARIES ADJUSTMENT AND AMENDMENT

Victor A. Kalyuzhin

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Assoc. Prof., head of the Department of Geomatics and Property Infrastructure, tel. (952)907-19-83, е-mail: [email protected]

Fedor V. Karavaitsev

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Post-graduate student, Department of Geomatics and Property& Infrastructure, tel. (913)734-70-70, е-mail: [email protected]

Changes to be introduced into laws and by-laws are offered. They involve preparation and presentation of the data on municipalities boundaries for state real-estate cadaster.

Key words: municipality, territory, boundary, establishment, change, amendment, order, approach.

Управление развитием территорий невозможно без полных, достоверных и актуальных данных о её состоянии, в том числе без установленных границ муниципальных образований.

Как известно, установление на местности границ муниципальных образований осуществляется в случае изменения или уточнения по инициативе соответствующей администрации [1].

В настоящее время, в земельном законодательстве, как на федеральном, так и на уровне субъектов Федерации определен порядок только в отношении изменения границ муниципальных образований (МО), а это обуславливает совершенствование законодательной базы, так как данный процесс существенно влияет на темпы развития территории.

В этой связи рассмотрим основные процессы и их продолжительность при внесении сведений о границах МО в государственный кадастр недвижимости.

Внесение сведений об измененных границах МО в государственный кадастр недвижимости выполняется следующим образом:

- утверждение границ МО законом в субъекте Федерации;

- проведение торгов на выполнение землеустроительных работ;

- проведение землеустроительных работ по описанию границ МО;

- предоставление землеустроительного дела и сопровождение внесения сведений о границах МО в государственный кадастр недвижимости.

Анализ порядка изменений границ МО в Новосибирской области [2] показал, что утверждение границ МО осуществляется в три этапа (рис. 1).

Рис. 1. Порядок утверждения изменений границ муниципальных образований

На первом этапе в сроки от одного до трех месяцев выдвигается инициатива и подготавливается решение о необходимости изменений границ МО.

С инициативой могут выходить: федеральные органы государственной власти (ФОГВ); Губернатор Новосибирской области (НСО); Законодательное Собрание НСО; органы местного самоуправления (ОМС) и население. Результатом данного этапа является решение о необходимости изменения границ МО, которое направляется в соответствующие администрации МО.

На втором этапе глава администрации МО в течение шести месяцев проводит публичные слушания и подготавливает: финансово-экономическое обоснование; карту (схему), план границ МО и экспликацию земель, предполагаемых к включению в территорию МО или выписку из генерального плана поселения.

На третьем этапе в сроки от двух до четырех месяцев подготавливается проект Закона об изменении границ МО, который рассматривается в Законодательном Собрании НСО. В дальнейшем выполнение землеустроительных работ по описанию границ МО и их внесению в ГКН.

В начале органы местного самоуправления в пределах одного месяца должны принять решение о проведении таких работ [12], а затем в соответствии с федеральным законом [13] в течение двух месяца проводят торги и заключают договор с подрядной организацией.

Из анализа опыта работ и анализа нормативных и подзаконных актов [3 -9 и 12] следует, что состав землеустроительных работ по описанию границ МО включает следующие этапы и их продолжительность:

1) подготовительный (1 месяц);

2) формирование карты (плана) границ муниципальных образований, (от 1 до 2 месяца);

3) согласование. Если этот процесс распараллелить и предположить, что отсутствуют разногласия между смежными МО, то согласование можно теоретически выполнить в сроки от 0,5 до 1 месяца;

4) комплектование землеустроительного дела (от 0,5 до 1 месяца).

В дальнейшем, ОМС (ОГВ) предоставляют землеустроительное дело и в том числе карту (план) границ МО по каналу информационного взаимодействия [14] в порядке [11], представленном на рис. 2. Из рис. 2 следует, что общая продолжительность внесения сведений о границах МО в ГКН составляет 2,5 месяца.

Таким образом, от выдвижения инициативы до внесения сведений о границах МО в ГКН проходит от 14,5 до 21,5 месяца, из них:

1) на утверждение границ МО - от 6 до 10 месяцев;

2) на проведение землеустроительных работ по описанию границ МО, в том числе на проведение торгов и заключение договора - от 6 до 9 месяцев;

3) на внесения сведений о границах МО в ГКН - 2,5 месяца.

Следует отметить, что в соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона [2] ОГВ (ОМС) должны в течение шести месяцев с даты утверждения закона об изменении границ МО предоставить в орган кадастрового учета карту (план) объекта землеустройства (в формате XML) и электронный образ землеустроительного дела, заверенные соответствующим образом.

1 месяц

1,5 месяца

ОГВ или ОМС

Кадастровая палата

Регистрационный № ^

Электронный образ зем.дела

Карта (план) - XML

Рис. 2. Порядок предоставления сведений ОГВ и ОМС

Очевидно, что в ряде случаев ОГВ (ОМС) будет затруднительно выдержать вышеназванные сроки.

Территория муниципальных образований является динамичным образованием: в процессе ее развития и модернизации образовываются новые земельные участки и уточняются существующие границы объектов недвижимости. И в приграничной области территории происходит взаимное пересечение границ земельных участков с границами МО. Исправление этих пересечений в рамках изменения границ МО, при условии, что величина пересечения этих границ находится в пределах ошибки определения границ МО не целесообразно. Так как это может привести к снижению темпов вовлечения в оборот земель муниципалитета и как следствие негативно влияет на климат инвестиционной привлекательности территории.

В целях создания основы эффективного управления развитием территорий, предлагается внести следующие изменения в земельное законодательство и подзаконные акты [2, 11, 14].

Во-первых, при изменении границ МО необходимо осуществлять подготовку картографического и координатного описания, землеустроительного дела, в том числе карту (план) объекта землеустройства, составленных на крупномасштабных планах масштаба 1:5000 (1:2000) на участках, где планируются изменения границ, а при отображении других частей границ -сельскохозяйственные планы масштаба 1:10 000 (т.е. внести изменения в пункт 7 части 7 статьи 14 Закона Новосибирской области «О административно-территориальном устройстве»).

Во-вторых, предоставление сведений о границах МО в ГКН предлагается осуществлять в следующем порядке: со дня вступления в силу закона субъекта Федерации об изменении границ органы ОГВ (ОМС) направляют в ГКН в электронном виде карту (план) объекта землеустройства, при этом границы МО должны иметь статус «временный», до предоставления землеустроительного дела в государственный фонд данных. Срок предоставления землеустроитель-

ного дела в данный фонд может составлять от 1 до 2 месяцев. То есть внести изменения в пункт 17 часть 2 Постановление Правительства Российской Федерации № 71 от 3 февраля 2014 года;

В-третьих, предлагается внести в федеральный закон [14] процедуру уточнения границ МО по границам земельных участков, имеющие статус «уточненные» в пределах полномочий органа кадастрового учета. Если границы ЗУ пересекают границы МО в пределах ее трех кратной ошибки. Причем данную процедуру должен осуществлять орган кадастрового учета. То есть внести изменения в пункт 9 Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил установления на местности объектов землеустройства»; статью 28 Федерального закона № 221 «О государственном кадастре недвижимости».

В-четвертых, предлагается сократить сроки внесения сведений в ГКН до 15 рабочих дней. То есть внести изменения в пункт 6 статьи 15 Федерального закона № 221 «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, предложенные изменения в законы и подзаконные акты в аспекте подготовки и предоставления землеустроительной документации в ГКН позволяют повысить эффективность управления территориями и минимизировать бюджетные расходы на административно-территориальное устройство.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Волков С. Н. Землеустроительное проектирование [Текст] / С. Н. Волков, В. П. Троицкий, Н. Г. Конокотин и др.; Под реж. С. Н. Волкова. - М.: Колос, 1997. - 608 с.

2. Дудникова, В.А., Обердерфер, Л.И. Территория муниципального образования: населенные пункты, изменение границ. - Новосибирск, 2012.-154с.;

3. Калюжин, В.А. Новоселов Ю.А., Каравайцев Ф.В. Опыт уточнения границ [Текст] / Ю.А. Новоселов, Ф.В. Каравайцев // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2013. - № 4/С. - С.181-184.

4. Об опыте внесения в государственный кадастр недвижимости территорий зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Новосибирска / В. А. Калюжин, Н. В. Одинцова, А. Р. Бессильных, Ю. В. Альвинский // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 4. - С. 168-173.

5. Калюжин В. А., Одинцова Н. В., Каравайцев Ф. В. Подход формализации уточнения границ муниципальных образований // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 4. - С. 141-144.

6. Калюжин В. А., Одинцова Н. В. Опыт внесения в государственный кадастр недвижимости зон с особыми условиями использования территории // Вестник СГГА. - 2013. -Вып. 3 (23). - С. 82-87.

7. Калюжин В.А, Одинцова Н.В., Рожкова Г.Э. Об опыте уточнения границ города Новосибирска // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользова-

ния, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 4. - С. 156-161.

8. Карпик А. П., Ветошкин Д. Н., Архипенко О. П. Совершенствование модели ведения государственного кадастра недвижимости в России // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). -С. 53-59.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 514 «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rosreestr.ru/.

10. Приказ Минэкономразвития России от 3 июня 2011 г. N 267 г. Москва "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosreestr.ru/.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 г. № 71 «Об утверждении правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosreestr.ru/.

12. Федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 №78-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosreestr.ru/document/legislation/3350.

13. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www./.

14. Федеральный закон от 24.07.2007 №221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosreestr.ru/document/ legislation/325210.

© В. А. Калюжин, Ф. В. Каравайцев, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.