СБОРНИК ТЕЗИСОВ
020-021
регистрировали не только изменение SDNN (с 25,3±1,6 мс до 37,3±2,9 мс), но и увеличение rMSSD, изменение LF/HF, значение QTd уменьшилось от 57,3±2,4 до 39,4±1,8 мс, p<0,05. Влияние If-ингибитора ивабрадина на систолическую функцию левого желудочка при курсовой терапии проявлялось в достоверном снижении КСО на 14% и увеличении фракции выброса на 9,6%.
Заключение. Таким образом, при выборе препарата при долгосрочной терапии больных ИБС важным необходимо считать не только антиишемическую эффективность, но и его безопасность, возможность благоприятного влияния на прогноз. Именно с этих позиций интерес представляют данные по динамике показателей, характеризующих электрическую нестабильность сердца: ППЖ, ВРС, дисперсия интервала Q-Т. Присоединение ивабрадина и небиволола при достоверном снижении ЧСС способствовало уменьшению суточной ишемии и количеству эпизодов ишемии, повышению толерантности к физической нагрузке, улучшению показателей, характеризующих электрическую нестабильность сердца.
020 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
АНТИАРИТМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА РЕВАСКУЛЯРИЗАЦИИ МИОКАРДА ПО "ПОРТРЕТУ" ЖЕЛУДОЧКОВОЙ АРИТМИИ У ПАЦИЕНТА С ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА Рыньгач Е. А., Татаринова А. А., Трешкур Т. В. ФГБУ НМИЦ им. В. А. Алмазова Минздрава России, санкт-петербург, Россия [email protected]
Известно, что желудочковые аритмии (ЖА) при ишемиче-ской болезни сердца (ИБС) весьма неоднородны по своему генезу поэтому должны различаться и подходы к их лечению. Всем пациентам с ИБС в первую очередь необходимо определить показания к реваскуляризации миокарда (РМ), которая может иметь хороший антиаритмический эффект (ААЭ). Но к сожалению, у ряда пациентов ЖА после РМ могут сохраняться без динамики.
Цель. Оценка антиаритмического эффекта РМ у пациентов с ИБС и ЖА различного генеза.
Материал и методы. 98 больных (в возрасте 58,1±9,1 лет, 69% мужчины) со стабильной ИБС с сохраненной/умеренно сниженной фракцией выброса (50,3±3,2% по Симпсон) и ЖА III-V градации по Ryan. Исходное обследование всех пациен-
тов включало: холтеровское мониторирование (ХМ), эхоКГ, тредмил-тест (ТТ), неинвазивную топическую диагностику очага ЖА, психодиагностику (анкетирование, комплексное ментальное тестирование) коронароангиографию (КАГ). По результатам КАГ всем пациентам выполнена РМ. При сохранении ЖА после РМ, по показаниям выполнялась позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) сердца.
Результаты. В зависимости от наличия транзиторной ишемии миокарда (ТИМ) во время ТТ и связи ЖА с ней пациенты были разделены на II группы, сопоставимые по полу, возрасту, сопутствующей патологии. I — 35 (35,7%) больных с ТИМ, на фоне которой появились/прогрессировали аритмии — ишемические ЖА. II - 63 (64,3%) пациента с ТИМ и ЖА, которые не имели временной связи с ишемией — неи-шемические аритмии, регистрирующиеся при ХМ.
У всех пациентов обеих групп при КАГ выявлены гемоди-намически значимые стенозы коронарных артерий (КА) и выполнена РМ. Через 6 месяцев после РМ в I группе ААЭ наблюдался у 27 (77,1%) человек. При этом очаг ЖА у всех этих пациентов располагался в ЛЖ, а у 23 (65,7%) — отмечалось совпадение зоны аритмогенеза и бассейна стенозирован-ной КА. Во II группе ААЭ РМ был у 41 (65%) человека. Очаг ЖА у этих пациентов также располагался в ЛЖ, но совпадения зон аритмогенеза и реваскуляризированной КА не было.
Среди причин сохранения ЖА в I группе было выявлено, что у: 4 (11,4%) — неполная РМ, 2 (5,7%) — наличие выраженного вазоспастического компонента, 2 (5,7%) — нарушения метаболизма в миокарде ишемической природы, подтвержденные данными ПЭТ сердца.
Причинами отсутствия ААЭ РМ во II группе послужили: 12 (19,0%) — психогенный генез ЖА; 4 (6,3%) — ЖА локализовались в правом желудочке; 2 (3,4%) — зона аритмогенеза располагалась в области постинфарктного кардиосклероза (ПИКс). У 4 (6,3%) очаги полиморфных ЖА локализовались в ЛЖ, провоцирующий фактор аритмий выявлен не был, наиболее вероятной причиной сохранения ЖА могла служить электрическая нестабильность миокарда, обусловленная перенесенным мелкоочаговым инфарктом миокарда в анамнезе.
Заключение. Очевидно, что триггеры ЖА у пациентов со стабильной ИБС весьма разнообразны. Для прогнозирования ААЭ РМ необходимо учитывать не только связь ЖА с ишемией миокарда, но и локализацию очага аритмогенеза, так как даже при неишемическом характере ЖА, в случае его левожелудочкового расположения, можно ожидать хороший ААЭ. При сохранении ЖА после РМ, необходимо продолжить поиск ее непосредственной причины.
VIII. Клиническая электрокардиография
021 ИЗМЕНЕНИЯ
ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАММЫ В 12 ОТВЕДЕНИЯХ У БОЛЬНЫХ ЛЕГОЧНОЙ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ ПРИ ВРОЖДЕННЫХ ПОРОКАХ СЕРДЦА
Алокова Ф.Х, Блинова Е. В., Сахнова Т. А., Мартынюк Т. В., Рябыкина Г. В.
ФГБУ "НМИЦ кардиологии" МЗ РФ,г. Москва, Россия
Цель. Целью работы было изучить показатели электрокардиограммы в 12 отведениях у больных с легочной артериальной гипертензией (ЛАГ) при врожденных пороках сердца (ВПС) в зависимости от функционального класса (ФК).
Материал и методы. Было обследовано 56 больных с ЛАГ при ВПС: 9 мужчин (16 %) и 47 женщин (84%), средний возраст которых составил 48±18 лет. Были проанализированы следующие параметры ЭКГ: амплитуда зубца Р во II отведении (PII), длительность комплекса QRS, ось QRS, количественные критерии гипертрофии правого желудочка (ГПЖ): амплитуды зубцов RaVR, RV1, SV5, суммарный показатель RV1+SV5, тип комплекса QRS в отведении V1, наличие изменений зубца Т.
Данные ЭКГ были сопоставлены с ФК и систолическим давлением в легочной артерии (СДЛА) по данным эхокардио-графии (ЭхоКГ).
Результаты. В анализируемой группе при ЭхоКГ СДЛА составило в среднем 104,1±31,6 мм рт. ст. У 11 (19,6%) больных регистрировалась блокада правой ножки пучка Гиса (БПНПГ).
В группе без БПНПГ (45 человек) СДЛА в среднем было 100,4±28,3 мм рт.ст. С I-II ФК было 11 человек (23,9%) , с III-IV ФК — 34 человек (75,5%). У больных с I-II ФК S-тип наблюдался у 5 человек (45,4%); R-тип у 4 человек (36,6%), rSR-тип у 2 человек (18,1%); с III-IV ФК чаще встречался тип R — у 30 больных (66,6%), тип S — у 1 больного (2,2%) и тип rSR у 3 больных (6,6%).
В группе без БПНПГ PII превышала 2,5 мм в 13 случаях (28,8%); RaVR>4 мм у 26 человек (57,7 %), RV1>7 мм у 28 человек (62,2%), SV5>7 мм у 35 человек (77,7%), RV1+SV5>11 мм у 37 человек (80,4%), ось QRS>90 градусов у 37 (80,4%).
У 11 человек с БПНПГ СДЛА в среднем было 79,4±22,8 мм рт.ст. С I-II ФК было 4 человека (40%), с III-IV ФК было 6 человек (60%). PII превышала 2,5 мм в 2 случаях (20%), R'V1>14 мм у 3 человек (30%).
Заключение. У больных с ЛАГ при ВПС при III-IV ФК по сравнению с I-II ФК чаще встречался R тип ЭКГ, были
022-024
СБОРНИК ТЕЗИСОВ
достоверно больше амплитуды зубца ВУ5 и суммарный показатель КУ1+8У5.
022 СОПОСТАВЛЕНИЕ ВЕКТОРКАРДИОГРАММЫ С КЛИНИЧЕСКИМИ
И ЭХОКАРДИОГРАФИЧЕСКИМИ ДАННЫМИ У БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКОЙ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА
Блинова Е. В., Сахнова Т. А.
ФГБУ НМИЦ кардиологии МЗ РФ, Москва, Россия
Цель. Сопоставить интегральные показатели векторкар-диограммы (ВКГ) — пространственный угол ОИВ-Т и электрокардиографический желудочковый градиент (УО) — с клиническими и эхокардиографическими данными у больных хронической ИБС.
Материал и методы. В исследование были включены 213 больных ИБС (165 мужчин и 48 женщин, средний возраст 62,1±9,8 лет), прошедших комплексное клинико-инструмен-тальное обследование. контрольную группу составили 50 практически здоровых лиц (30 женщин и 20 мужчин, средний возраст 56,5±8,8 лет). Угол ОИВ-Т и УО вычисляли на ВКГ, пересчитанной из цифровой ЭКГ в 12 отведениях.
Результаты. У больных ИБС модуль УО и компоненты УО-Х, УО-У, УО-2 были достоверно меньше, а угол ОИВ-Т — достоверно больше, чем у здоровых лиц того же пола. наличие артериальной гипертонии, гиперлипидемии, сахарного диабета, хронической сердечной недостаточности и ожирения было сопряжено с большими значениями угла ОИВ-Т. У больных, имевших постинфарктный кардиосклероз (ПИКС) передней локализации, по сравнению с пациентами без ПИКС были достоверно уменьшены модуль УО и его компоненты УО-Х и УО-2 и увеличен угол ОИВ-Т. У больных, имевших ПИКС нижнезадней локализации, была достоверно уменьшена компонента УО-У и увеличена компонента УО-2. Пороговое значение УО-У<=10 мс позволяло диагностировать ПИКС нижнезадней локализации с чувствительностью 63% и специфичностью 75%; пороговые значения УО-Х<=14 мс и УО-2<10 мс позволяли диагностировать ПИКС передней локализации с чувствительностью 67 — 77% и специфичностью 96 — 96%, соответственно. Был выявлен ряд умеренных достоверных корреляционных связей: у больных ПИКС передней локализации — УО, УО-Х, УО-У с конечно-диасто-лическим размером левого желудочка (КДР ЛЖ); у больных без ПИКС — угла ОИВ-Т и УО-У с КДР ЛЖ, массой миокарда ЛЖ и индексом массы миокарда ЛЖ, во всех группах УО-У с фракцией выброса ЛЖ.
Заключение. У больных ИБС более высокие значения угла ОИВ-Т связаны с наличием традиционных факторов риска — артериальной гипертонии, гиперлипидемии, сахарного диабета и ожирения. Изменения УО при ПИКС разных локализаций различны, что позволяет использовать их в качестве диагностических критериев.
023 ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОГО СТАТУСА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ЭКГ-ФЕНОМЕНОМ РАННЕЙ РЕПОЛЯРИЗАЦИИ ЖЕЛУДОЧКОВ СЕРДЦА
Веневцева Ю. Л., Балко А. С., Мельников А. Х.
Медицинский институт ФГБОУ ВО Тульский государственный университет, тула Россия
феномен ранней реполяризации желудочков сердца (ФРРЖ), проявляющийся подъемом ВТ не менее чем на 1 мм в двух отведениях ЭКГ, в последнее время вновь привлекает внимание исследователей из-за кардинально изменившейся его клинической значимости. В развитии жизнеугрожающих
аритмий существенную роль играет вегетативная нервная система (ВНС). Есть мнение, что ФРРЖ, регистрирующийся у здоровых лиц в нижних отведениях на фоне брадикардии, может служить отражением ваготонии. однако укорочение РО, являющееся одним из частых признаков ФРРЖ, не в полной мере согласуется с этой концепцией.
Цель. Изучение вегетативного тонуса и реактивности у студентов разного пола и этнической принадлежности с ФРРЖ.
Материал и методы. В осеннем семестре 2017 года проведено сплошное обследование 252 студентов 4 курса, из них 120 русскоязычных и 13 иностранных девушек, а также 54 русскоязычных и 65 иностранных юношей. Частота ФРРЖ составила соответственно 5,3 и 7,7% у девушек и 14,8 и 26,2% у юношей. Сразу после записи ЭКГ (Альтон 12К) у всех студентов оценивалась вариабельность сердечного ритма (ВнС-Ритм, НейроСофт, Иваново) с расчетом общепринятых показателей в положении сидя и стоя.
Результаты. У русскоязычных девушек с ФРРЖ выявлена только тенденция к снижению отношения ЬР/ЫР и относительной мощности вазомоторных волн ЬР в фоне, а в орто-стазе различий не было. Больше различий, указывающих на возможное повышение парасимпатического тонуса, наблюдалось у русскоязычных юношей с ФРРЖ: на фоне более длинного среднего кардиоинтервала (936,2±42,6 и 809,0±19,3 мс; р=0,022) у них было ниже отношение ЬР/ЫР (1,03±0,30 и 2,33±0,35; р=0,0047), относительная мощность волн ЬР% (р=0,012), АМо%, ИВР, ПАПР, ВПР и ИН и выше — относительная мощность волн ЫР (41,1±6,9 и 26,0± 1,9%; р=0,034). В ортостазе на фоне более длинного интервала ЯЯ различия выявлены только в области временного анализа (ИМВВБ, К30/15) и кардиоинтервалографии по Р. М. Баев-скому.
У иностранных юношей с ФРРЖ различий в длительности сердечного цикла не выявлено, однако мощность высокочастотных волн ЫР в фоне у них была ниже, чем у юношей без этого феномена (р=0,048) при тенденции к увеличению отношения ЬР/ЫР (р=0,051). Различий в ортостазе не было.
Высокая распространенность ФРРЖ среди юношей 4 курса (14,8%) может объясняться "относительно спокойным" периодом учебного процесса, в то время как у русскоязычных студентов 6 курса, обследованных весной 2018 года, частота ФРРЖ была в 2 раза ниже: 3,3% у девушек (п=60) и 7,5% у юношей (п=40). У иностранных студентов ФРРЖ выявлялся так же часто, как и в группе 4 курса: в 23,5% у юношей (п=36) и в 6,6% у девушек (п=15).
Заключение. У русскоязычных юношей с ФРРЖ выявлены признаки относительного увеличения парасимпатических влияний, а у девушек наблюдалась лишь тенденция к такому увеличению. ФРРЖ на ЭКГ у иностранных юношей может указывать на повышение симпатических влияний.
024 РАЗЛИЧИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАММЫ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПЛАВАНИЕМ
Михалюк Е. Л.
запорожский государственный медицинский университет, запорожье, Украина
Цель. Сравнение данных ЕКГ у женщин и мужчин, занимающихся плаванием на дистанции от 100 до 400 метров, отличающихся по спортивной квалификации.
Материал и методы. Исследование биоэлектрической активности миокарда выполняли на диагностическом автоматизированном комплексе "Кардио+". Обследовано 129 пловчих от III разряда до мастера спорта международного класса (МСМК) и 257 пловцов аналогичной квалификации.
Все пловцы были разделены на группы. Первую группу составили 27 пловчих и 71 пловцов уровня МС-МСМК, вторую 74 пловчихи и 109 пловцов квалификации кандидат в мастера спорта (КМС)-1 разряд, третью 28 пловчих и 77