Кабанченко Сергей Николаевич
старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России
(тел.: +78612584062)_
Изменение значимости принципа прикладной направленности системы физического воспитания студентов в современных условиях
В статье рассмотрены понятие, содержание, суть, цель и основная задача профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов. Показана важность соответствия содержания академических занятий физической культурой одному из важнейших принципов прикладной направленности - органической связи физического воспитания с практикой - будущей трудовой деятельности.
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, принципы, прикладная направленность.
S.N. Kabanchenko, Senior Teacher of a Chair of Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584062.
Change of value of the principle to applied directivity of the system of students physical education in modern condition
In the article notion, contents, essence, purpose and primary task of professional-applied physical preparation of students of high school are considered. The importance of the correspondence of contents of academic occupation with physical culture of students to one of the most important principle of applied direction - organic relationship of the physical education with practice - future labor activity is shown. Key words: students, physical education, principles, applied direction.
Одним из основных принципов системы физического воспитания в России является принцип прикладной направленности, т.е. органической связи физического воспитания человека с практикой трудовой деятельности. Обеспечение физической готовности студентов к успешной трудовой деятельности распространяется на всю социальную систему физического воспитания. Реализуется данный принцип в ее конкретной разновидности - профессионально-прикладной физической культуре. Специализированная физическая подготовленность достигается посредством профессионально-прикладной физической подготовки учащихся, взрослого населения и системы научной организации труда на производстве [1].
Под профессионально-прикладной физической подготовкой специалисты понимают специфическую отрасль физической культуры, изучающую биологические, социальные и дидактические аспекты совокупного влияния прикладных видов физкультурной деятельности и обеспечивающую на всех этапах образования
формирование личности профессионала, создающего, потребляющего материальные и духовные ценности общества, обладающего высокой профессионально-прикладной подготовленностью. Она призвана удовлетворять общественные и личностные потребности в обеспечении сформированности личности с характерным набором общих и профессионально-прикладных личностных свойств, качеств и функций, а также комплекса прикладных физических, психофизических качеств и функций, двигательных умений и навыков, необходимых для овладения профессией на всех этапах образования и дальнейшего совершенствования в профессиональной деятельности [2].
Суть профессионально-прикладной физической подготовки состоит в том, что в основе спортивных занятий и физического труда лежит похожий двигательный процесс, и по совпадению психофизических характеристик можно определить прямое родство каждого вида спора и физических упражнений с той или иной профессиональной деятельностью.
86
Целью профессионально-прикладной физической подготовки является содействие подготовке студента, будущего специалиста, к освоению конкретной профессии, достижению необходимого уровня профессиональной дееспособности и психофизической готовности к высокопроизводительному труду средствами физического воспитания.
Основная задача профессионально-прикладной физической подготовки заключается в формировании с помощью различных средств физической культуры и спорта профессионально важных свойств и качеств личности [3, с. 20-22].
Обеспечивая эффект адаптации организма к сложным факторам трудовой деятельности, улучшая приспособление к микроклиматическим условиям производства, расширяя арсенал прикладных двигательных координаций, увеличивая диапазон функциональных возможностей организма и улучшая необходимые в конкретной профессиональной деятельности психофизические качества, профессионально-прикладная физическая подготовка является одним из главных факторов успешного овладения профессией.
Физкультурное образование в вузе должно давать выпускнику достаточно знаний, умений и навыков, которые позволят ему хорошо ориентироваться в тех сферах деятельности, в которых предстоит повседневно работать, решая первоочередные профессиональные, социальные и иные проблемы.
Одним из стержневых моментов в системе физкультурного образования должно стать всестороннее и полное отражение опережающего режима, ориентированного не только на сегодняшние требования и запросы отраслей, но и на требования и запросы завтрашнего дня [4].
Высокий уровень современной техники и технологий, постоянное повышение интенсивности человеческой деятельности предполагают наличие соответствующей подготовленности самого человека. Многими зарубежными и отечественными теоретиками по философии и социальным проблемам науки и техники ставится вопрос о необходимости принятия мер для роста не только профессиональных знаний, но и общей культуры человека труда, в частности, обеспечения его психофизической подготовки к взаимодействию с новой техникой и технологиями [5, с. 45-50].
С переходом России на новый эономический путь развития уровень профессиональной подготовленности специалиста в любой отрасли
народного хозяйства является гарантом его социальной защищенности [6, с. 239].
Например, для успешного выполнения поставленных перед Российской армией задач необходим уровень физической подготовленности военнослужащих, определенный наставлением по физической подготовке [7, с. 72].
Программными и нормативными документами профессионально-прикладная физическая подготовка полицейских определяется как процесс развития тех двигательных способностей, которые лежат в основе эффективной реализации работниками своих возможностей во время выполнения служебных обязанностей [6, с. 239].
Было экспериментально доказано положительное воздействие комплексов физических упражнений на дыхательную систему студентов, занимающихся хоровым пением, что является в данном случае важным в их профессиональной деятельности [8, с. 47].
В Японии выпускников вузов при приеме на работу проверяют в беге на 5 миль, кроме того, проводится ежегодный смотр физической подготовленности населения [9, с. 41-42].
Во многих зарубежных странах профессиональная ориентация проводится в государственных масштабах. Так, во Франции во всех учебных округах страны имеются инспекции школьной и профессиональной ориентации, которые оказывают помощь выпускникам школ. Каждый окончивший школу получает документ, в котором перечислены профессии, наиболее подходящие ему по состоянию здоровья, уровню способностей, а также указываются противопоказанные профессии.
Следует согласиться с мнением исследователей, утверждающих, что в настоящее время не разработана система профессиональной диагностики абитуриентов. Не выявляются интересы к будущей профессии, мотивация ее выбора, уровень профессионально значимых качеств. Осуществляются определенные попытки выявления профессионально значимых качеств абитуриентов в высших учебных заведениях физкультурного профиля. Так, Д.А. Леонтьев [10, с. 57-66] рекомендует изучать профессиональные намерения поступающих, их устойчивость и серьезность; проводить диагностику интересов, склонностей и способностей, а также выявлять индивидуально-психологические особенности.
Необходимо уже в школе, помимо профотбора на занятиях по физической культуре,
87
осуществлять профориентацию в виде проф-информации, сообщая ученикам требования, предъявляемые теми или иными профессиями к физическим и психофизиологическим способностям человека, основываясь на профес-сиографических данных.
Однако основой профинформационной работы должна стать тренировка профессионально значимых качеств. Это важно, т.к. доля мышечной деятельности в энергетическом балансе человечества резко убывает. Сопоставляя профессиограммы большинства профессий и углубленно изучая различные виды трудовой детальности, ученые пришли к выводу, что такие физические качества и психофизиологические способности, как сила, необ-
1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. М., 2003.
2. Чермит К.Д., Левченко В.Г. Высшее образование: реалии и перспективы. Майкоп, 2001.
3. Якимович В.С. Преподавание «физической культуры» в технических вузах // Вестн. учебных заведений физической культуры: науч.-метод. обозрение. М., 2006. № 2.
4. Барчуков И. С. Физическая культура: учеб. пособие для вузов. М., 2003.
5. Ильин С.П. Двигательные умения и навыки // Теория и практика физической культуры. 2001. № 5.
6. Медников А.Б., Ганченко И.О. Проблема эффективности профессионально-прикладной физической подготовки работников МВД России // Тезисы ХХ1Х науч. конф. студентов и молодых ученых вузов Юга России. Краснодар, 2002.
7. Жуков В.И., Жур Р.В., Рыжов Н.В. Требования к физической подготовленности допризывников // Материалы междунар. науч.-практ. конф. Майкоп, 2001.
8. Астахов А.М. Физическая подготовка студентов хорового пения // Тезисы докладов на республиканской науч.-метод. конф. Омск, 1991.
9. Решетников Н.В. Как оценивать физическую подготовленность? // Теория и практика физической культуры. 1990. № 5.
10. Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. Тематическое сообщение // Вопросы психологии. 2001. № 1.
ходимы в 40% профессий, быстрота - в 58%, выносливость - в 64%, координация движений -в 78%, умение сохранять равновесие - в 87%, вестибулярная устойчивость - в 98%, пространственная ориентировка - в 56%, память -в 52%, внимание - в 91%, мышление - в 65% [11, с. 36-41].
Таким образом, прогресс науки и техники вызвал необходимость в получении человеком колоссального объема профессиональных знаний и информации. Все это обусловило смещение центра тяжести нагрузки с физической сферы на психическую, умственную и эмоциональную, что обусловливает существенное изменение подхода к содержанию профессионально-прикладной физической подготовке студенческой молодежи.
1. Kholodov Zh.K., Kuznetsov US. Theory and methods of the physical education and sport: textbook for students of the high educational institutions. 2nd ed., corr. and add. Moscow, 2003.
2. Chermit K.D., Levchenko V.G. Higher education: realities and prospects. Maykop, 2001.
3. Yakimovich VS. Teaching of «physical culture» in technical high school // Bull. of the educational institutions of the physical culture: sci.-method. review. Moscow. 2006. № 2.
4. Barchukov I.S. Physical culture: study aid for high school. Moscow, 2003.
5. Iliin S.P. Motor abilities and skills // Theory and practice of physical training. 2001. № 5.
6. Mednikov A.B., Ganchenko I.O. Problem of efficiency of professional-applied physical preparation of workman of the Ministry of the Interior of Russia // Thesises of XXIX sci. conf. for students and young scientist of high school of South of Russia. Krasnodar, 2002.
7. Zhukov V.I., Zhur R.V., Ryzhov N.V. Requirements to physical preparedness of before conscripts // Materials of intern. sci.-pract. conf. Maykop, 2001.
8. Astahov A.M. Physical preparation of students of choral chant // Thesises of reports on republican sci.-method. conf. Omsk, 1991.
9. Reshetnikov N.V. How to value the physical preparedness? // Theory and practice of physical culture. 1990. № 5.
10. Leontiev D.A. Professional self-determination as building of images possible future. Thematic message // Questions of psychology. 2001. № 1.
88
11. Соловьева С.А., Погудин С.М., Долга-нова И. В. Значение диагностики индивидуальных особенностей студентов вузов физической культуры для повышения качества их профессиональной подготовленности // Теория и практика физической культуры. 1997. № 12.
11. Solovieva S.A., Pogudin S.M., Dolga-nova I.V. Importance of the diagnostics of the individual physical culture particularities of students of high school for increasing quality of their professional preparedness // Theory and practice of physical culture. 1997. № 12.
89