Научная статья на тему 'Изменение высшей нервной деятельности у операторов-вычислителей на счетных машинах под влиянием производственной работы и характеристика санитарно-гигиенических условий их труда'

Изменение высшей нервной деятельности у операторов-вычислителей на счетных машинах под влиянием производственной работы и характеристика санитарно-гигиенических условий их труда Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение высшей нервной деятельности у операторов-вычислителей на счетных машинах под влиянием производственной работы и характеристика санитарно-гигиенических условий их труда»

В результате проверки работ колхозных полей орошения использование их для очистки сточных вод городской канализации было прекращено.

Колодцы и их Окисля- А з о т Хлориды Титр кишечной палочки

расположение ем ость аммиака нитритов

Колодцы на орошаемой территории ..... 6,17 0,11 0,6 30,19 0,1—0,001

Колодцы вышележащего района ...... 1,61 0,05 Нет 9,24 4,3-0,04

Выводы

1. Земли с лугово-болотными почвами и высоким стоянием грунтовых вод не обеспечивают самоочищения почвы при поливах их сточными водами. Это вызывает загрязнение грунтового потока, а неправильная эксплуатация участков может привести к загрязнению выращиваемой продукции.

2. Для колхозных полей орошения следует выделять участки с типичными сероземами на мощном лёссе и с глубоким залеганием грунтовых вод. Кроме того, для колхозных полей орошения необходимо разработать специальный режим поливов.

* Ъ #

Т. Н. Павлова

Изменение высшей нервной деятельности у операторов-

вычислителей на счетных машинах под влиянием производственной работы и характеристика санитарно-гигиенических условий их труда

Из Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР

Настоящая работа проводилась «а фабрике механизированного счета. Труд работников на счетных машинах очень сложный и напряженный. Поскольку рост промышленности увеличивает значение механизированного учета в народном хозяйстве, машинно-счетные цехи в_настоящее время имеются в составе любого крупного предприятия. Число людей, занятых этой работой, растет, поэтому стала необходимой разработка рекомендаций по оздоровлению условий труда и рациональной организации трудового режима на этих предприятиях.

Учитывая однотипность работы на фабриках механизированного счета, можно предполагать, что полученные данные будут иметь значение не только для обследованной фабрики, но и для аналогичных предприятии страны.

Наше наблюдение в основном проведено над работницами вычислительного цеха, так как профессия оператора-вычислителя является веду-

2*

19

щей на фабрике механизированного счета. Обследовано 20 человек в возрасте 16—38 лет.

Вычислительный цех расположен на третьем этаже четырехэтажного каменного здания фабрики. Площадь застекления обеспечивает достаточную естественную освещенность цеха. Температура в помещении в зимних условиях колеблется от 23° до 25°, влажность от 33 до 49%, скорость движения воздуха не превышала 0,06 м/сек. Температура в цехе от начала до конца смены постепенно повышается на 2—3°. Количество пыли в воздухе цеха находится в пределах от 1,8 до 4,8 мг/м3. Сила шума в помещении вычислительного цеха во время работы колеблется от 76 до 90 децибел.

Работа вычислителей заключается в производстве сложных математических расчетов на основании имеющейся перед их глазами инструкции и условий задачи.

Вычислители работают сидя перед столом, на котором установлена счетная машина. Работа на машине (набор нужного числа путем нажима на клавиши машины и вычислительные манипуляции) производится левой рукой; результат записывается правой рукой карандашом на листе бумаги, лежащем перед вычислителем на столе.

Работа вычислителя складывается из нескольких операций: знакомства с условиями задачи и изучения инструкции, производства вычислений на счетной машине, записи полученного результата, отыскивания табличных данных для следующих вычислений, обмена некоторыми данными с сидящей рядом работницей, если задача парная. Перед началом работы или в случае окончания вычислений на одном листе каждая работница готовит себе материал для следующих вычислений.

Проведенные нами наблюдения показали, что основная вычислительная работа у оператора занимает до 90% всего рабочего времени, 3—5% приходится на подготовку к работе и остальное время тратится на ремонт машины, сдачу готовых листов, отдых от работы и др.

Анализ колебаний использования рабочего времени на протяжении дня показал, что время основной работы занимает 50—55 минут в час. Производительность труда наиболее высока в первые три часа работы, несколько снижается ко времени перерыва, затем увеличивается после перерыва (в 5-м часу работы), но потом происходит дальнейшее неуклонное падение производительности труда, особенно большое на 8-м часу работы. Уменьшение производительности труда не является результатом увеличивающихся потерь полезного времени, а зависит в первую очередь от изменения состояния работоспособности. Напряженность и монотонность работы, длительное сидение приводят к тому, что у работниц во вторую половину рабочего дня начинает быстро развиваться утомление, снижающее производительность труда. Быстрее всего утомление сказывается на центральной нервной системе.

У операторов-вычислителей основная нагрузка падает на высшую нервную деятельность, преимущественно на вторую сигнальную систему. Наша задача состояла в том, чтобы выявить сдвиги в динамике корка-вой деятельности у операторов-вычислителей под влиянием трудового процесса. Для этого мы решили проверить, как меняется характер «силовых отношений» между условными раздражителями разной силы и величиной рефлекторной реакции.

В школе И. П. Павлова были изучены особые фазовые состояния, характеризующиеся своеобразными отношениями между раздражительным и тормозным процессом. Это изменение выражается в нарушении так нызываемых «силовых отношений» между условными раздражителями различной интенсивности и ответными на них условными реакциями. Обычно чем больше физическая сила условного раздражителя, тем больше величина условной реакции. Если имеются отклонения в сторону пре-

обладания тормозного процесса, то нормальные отношения между силой' раздражителя и величиной рефлекторной реакции изменяются и наблюдаются следующие стадии или фазы: 1) фаза средних раздражителей, при которой наибольший эффект обнаруживают раздражители средней силы; 2) уравнительная, где все условные раздражители дают один и тот же эффект независимо от их силы; 3) парадоксальная, где слабые раздражители дают наибольший эффект, а сильные — наименьший; 4) тормозная, характеризующаяся полным или почти полным исчезновением условных связей.

Для исследования мы пользовались переносной кабиной с набором световых и звуковых раздражителей, установленной в отдельном помещении, что давало возможность проводить исследование в спокойной обстановке.

Обследование каждой наблюдаемой проводилось нами дважды в день: утром после начала работы между 7 и 9 часами, когда человек втянулся в работу, и повторно между 14 и 16 часами в конце рабочего дня.

Мы вырабатывали условные рефлексы на два различных по силе раздражителя —■ громкий и тихий звонок. Каждый раз отмечалась пауза между раздражителями, длительность латентного периода условного рефлекса и величина двигательной реакции по рефлексометру сначала при следовании раздражителей одной силы друг за другом — прием, обозначаемый как серийное применение раздражителей (громкого или тихого звонка); далее различные по силе раздражители чередовались друг с другом.

В целях выявления изменений во второй сигнальной системе мы заменяли условные раздражители (звонок громкий и звонок тихий), относящиеся преимущественно к первой сигнальной системе, их словесными обозначениями, т. е. мы адресовали раздражения ко второй сигнальной системе и наблюдали за тем, какие отношения между раздражителями существовали в пределах первой и второй сигнальной системы при чередовании раздражителей.

Описанный экспериментальный прием при исследовании по методике речевого подкрепления заимствован нами у 3. Л. Синкевич.

В утренние часы двигательная реакция на громкий звонок была всегда более интенсивна по сравнению с двигательной реакцией на тихий звонок как при серийном применении раздражителей, так и при их чередовании.

Иная картина наблюдается в конце рабочего дня. Величина рефлекторной реакции на громкий звонок уменьшается, а на тихий даже несколько увеличивается, т. е. сглаживается разница в величине реакции на различные по силе звонки, а в некоторых случаях нормальные отношения между разными по силе раздражителями сменяются фазовыми. Когда мы заменяли громкий и тихий звонок словами «звонок громкий» и «звонок тихий», т. е. исследовали вторую сигнальную систему, то утром вскоре после начала работы наблюдалась реакция, адэкватная обозначению этих словесных раздражителей. На слова «звонок громкий» сила реакции больше, чем на слова «звонок тихий», что свидетельствовало о нормальном изменении величины реакции при изменении интенсивности раздражителей и в пределах второй сигнальной системы.

Перед концом рабочего дня мы находили иной характер этих реакций: на слова «звонок громкий» сила реакции уменьшается, а на слова «звонок тихий» — увеличивается, и нормальные отношения в пределах второй сигнальной системы сменяются фазовыми. До работы мы не встречали уравнительной или парадоксальной фазы при применении словесных раздражителей.

Все указанные явления во второй сигнальной системе выражены сильнее, чем в первой. Мы характеризуем сначала первую, а потом вторую сигнальную систему только в целях облегчения анализа полученных данных и не забываем о том, что деятельность первой и второй сигнальной системы протекает в тесном взаимодействии при постоянном регулирующем влиянии второй сигнальной системы на работу первой.

И. П. Павлов указывал, что наиболее реактивной является вторая сигнальная система. Исследования А. Г. Иванова-Смоленского, Н. Г. Гарц-штейн, 3. Л. Синкевич,. И. В. Стрельчука подтверждают это и дают возможность объяснить более частую поражаемость второй сигнальной системы и ее большую реактивность относительно поздним развитием ее.

Фазовые изменения корковой деятельности, обнаруженные у работниц под влиянием обычного производственного труда, указывают на изменение соотношения между возбудительным и тормозным процессом в коре головного мозга под влиянием работы, на начинающееся преобладание тормозного процесса, на нарушение нормальной подвижности корковых процессов.

Чтобы проследить за изменением подвижности, мы применили еще другие виды наблюдений — угашение и восстановление условного рефлекса, выработку диференцировки и одностороннюю переделку диферен-цировки.

Был выработан прочный условный рефлекс на красный свет, который затем участился и далее восстанавливался вновь.

После работы увеличивается инертность тормозного процесса. Если утром достаточно одного-двух подкреплений, чтобы восстановился ранее угашенный рефлекс, то у тех же наблюдаемых после работы рефлекс остается заторможенным значительно дольше, и необходимо в некоторых случаях почти заново вырабатывать рефлекс, а чаще всего положительное подкрепление должно быть повторено 3—4 раза. Аналогичные данные мы получили при односторонней переделке диференцировки.

Помимо положительного рефлекса на красный свет, вырабатывалась прочная диференцировка к нему на тёмнокрасный свет, а затем и дифе-ренцировочный раздражитель мы делали сигналом положительного условного рефлекса.

До работы в утренние часы достаточно одного-двух положительных подкреплений диференцировочного раздражителя, чтобы он превратился в положительный. После работы в конце смены переделка диференцировочного раздражителя в положительный затрудняется, а в некоторых случаях нам не удалось после работы тормозной раздражитель сделать положительным.

Таким образом, и эти наблюдения говорят о повышении инертности тормозного процесса, развивающейся под влиянием напряженной работы.

Изменения динамики высшей нервной деятельности в процессе напряженной работы оператора-вычислителя сигнализируют об изменениях центральной нервной системы и дают возможность соответствующими мероприятиями по организации труда предупреждать раннее наступление утомления.

Учитывая напряженность и однообразие работы и постоянную сидячую позу работницы, мы ввели 3 дополнительных кратковременных перерыва в течение рабочего дня: один через 2 часа от начала смены и два перерыва во вторую половину рабочего дня, разделяющие время работы после обеденного перерыва на равные отрезки по 1 '/г часа.

Длительность каждого дополнительного перерыва равнялась 5 минутам. Во время дополнительных перерывов работницы делали дыхательные

упражнения. В связи с тем, что производительность труда операторов особенно снижалась к восьмому часу работы, мы предложили перенести все подготовительные операции на восьмой час работы с тем, чтобы каждая работница готовила себе в этот час все необходимое для работы на следующий день.

В настоящее время предварительные данные повторного исследования свидетельствуют о несомненном положительном эффекте предложенных мероприятий.

Выводы

1. Метод изучения динамики высшей нервной деятельности может быть применен в целях оценки состояния работоспособности на производстве.

2. Изменение динамики высшей нервной деятельности в процессе рабочего дня у операторов-вычислителей на счетных машинах выражается в сглаживании разности в силе реакции на сильные и слабые раздражители, в возникновении фазовых состояний в первой и во второй сигнальной системе, увеличении инертности тормозного процесса.

3. Указанные изменения происходили при работе в условиях микроклимата, выходящих за пределы комфортных, при возможности некоторой недостаточности теплоотдачи, а также при наличии значительного шума, являющегося неблагоприятным фактором в работе оператора-вычислителя.

4. Нарушения динамики высшей нервной деятельности под влиянием монотонной напряженной работы в указанных условиях выражены во второй сигнальной системе сильнее, чем в первой.

5. Осуществленные мероприятия по рациональной организации режима труда и отдыха уменьшают неблагоприятные изменения высшей нервной деятельности у операторов-вычислителей на счетных машинах в течение рабочего дня. Улучшение условий труда в отношении микроклимата и шума могут дать добавочный эффект.

-йг т£г #

И. Д. Гадаскина, Н. С. Добрякова, И. Ф. Крепе, Е. И. Люблина, 3. К. Павлова

Некоторые данные о влиянии на организм трехокиси сурьмы

Из Ленинградского научно-исследовательского института гигиены труда и профессиональных заболеваний

В последние годы в зарубежной литературе появились работы, описывающие заболевание маляров, работающих с краской, содержащей сурьму (Атонниоти и Морера, Файль). Так как красители, в состав которых входит сурьма, имеют ряд технических достоинств — прочность, огнестойкость и т. д., а токсические свойства соединений сурьмы изучены сравнительно мало, нами было предпринято изучение некоторых сторон действия трехокиси сурьмы.

В нашем распоряжении была трехокись сурьмы в виде мелкого порошка; образец содержал менее 0,5% мышьяка.

Так как практически при различных малярных работах наибольшую опасность представляет вдыхание пыли сурьмы, опыт был поставлен с длительным запылением животных в специальной пылевой каме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.