Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ПРИ РЕМОНТЕ И ОБСЛУЖИВАНИИ АТС В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА ДОРОГАХ С РАЗЛИЧНОЙ РОВНОСТЬЮ'

ИЗМЕНЕНИЕ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ПРИ РЕМОНТЕ И ОБСЛУЖИВАНИИ АТС В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА ДОРОГАХ С РАЗЛИЧНОЙ РОВНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБСЛУЖИВАНИЯ / СРОК СЛУЖБЫ / ВРЕДНЫЕ ВЫБРОСЫ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ДОРОГА / ДОРОЖНЫЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Едгоров Жамолиддин Намазович, Алимарданов Равшанжон Алимардан Угли

В статье рассмотрены вопросы срока службы и экономичности АТС, зависимости коэффициента суммарного сопротивления дороги и интенсивности износа АТС, экспериментальные данные определения количества вредных выбросов при любой ровности дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN EMISSIONS OF HARMFUL SUBSTANCES INTO THE ATMOSPHERE DURING THE REPAIR AND MAINTENANCE OF VEHICLES DEPENDING ON THEIR OPERATION ON ROADS WITH DIFFERENT EVENNESS

The article deals with the issues of the service life and efficiency of the vehicle, the dependence of the total resistance coefficient of the road and the wear rate of the vehicle, experimental data for determining the amount of harmful emissions for any road evenness.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ПРИ РЕМОНТЕ И ОБСЛУЖИВАНИИ АТС В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА ДОРОГАХ С РАЗЛИЧНОЙ РОВНОСТЬЮ»

№1X94)

AuiSli Лт те)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

январь, 2022 г.

ИЗМЕНЕНИЕ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ПРИ РЕМОНТЕ И ОБСЛУЖИВАНИИ АТС В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА ДОРОГАХ С РАЗЛИЧНОЙ РОВНОСТЬЮ

Едгоров Жамолиддин Намазович

ассистент,

Термезский инженерно-технологический институт, Республика Узбекистан, г. Термез E-mail: tdtu9444@gmail.com

Алимарданов Равшанжон Алимардан угли

ассистент,

Ташкентский государственный транспортный университет,

Республика Узбекистан, г.Ташкент

CHANGES IN EMISSIONS OF HARMFUL SUBSTANCES INTO THE ATMOSPHERE DURING THE REPAIR AND MAINTENANCE OF VEHICLES DEPENDING ON THEIR OPERATION

ON ROADS WITH DIFFERENT EVENNESS

Jamoliddin Edgorov

Assistant,

Termez Engineering and Technology Institute, Republic of Uzbekistan, Termez

Ravshanjon Alimardanov

Assistant,

Tashkent State Transport University, Republic of Uzbekistan, Tashkent

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены вопросы срока службы и экономичности АТС, зависимости коэффициента суммарного сопротивления дороги и интенсивности износа АТС, экспериментальные данные определения количества вредных выбросов при любой ровности дорог.

ABSTRACT

The article deals with the issues of the service life and efficiency of the vehicle, the dependence of the total resistance coefficient of the road and the wear rate of the vehicle, experimental data for determining the amount of harmful emissions for any road evenness.

Ключевые слова: обслуживания, срок службы, вредные выбросы, эксплуатация, дорога, дорожные условия. Keywords: maintenance, service life, harmful emissions, operation, road, road conditions.

Введение

Общее количество автомобилей на дорогах с каждым годом увеличивается. Включая автомобили с превышением нормативной нагрузки на одну тяжело нагружённую ось. Дорожные организации разного уровня принимают управленческие решения по снижению воздействия чрезмерных нагрузок на дорожное покрытие и дорожное покрытие. Срок службы и экономичность АТС напрямую зависит от состояния автомобильных дорог. Наиболее адекватным показателем дорожных условий для целей оценки влияния на износ подвижного состава является ровность покрытия. Значительное снижение срока службы автомобиля происходит именно на

неровных участках дорог, что связано с такими факторами, как механические деформации узлов и агрегатов автомобиля при преодолении неровностей, работа двигателя в нестационарном режиме и т.п. В качестве показателя, характеризующего дорожные условия для целей оценки интенсивности износа АТС может служить коэффициент суммарного сопротивления дороги.

При сопоставлении интенсивности износа автомобиля (без учета износа шин) и расчетных значений коэффициента суммарного сопротивления дороги для соответствующих дорожных условий получена зависимость степенного вида (рис.1), описываемая уравнением [1].

Библиографическое описание: Едгоров Ж.Н., Алимарданов Р.А. ИЗМЕНЕНИЕ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ПРИ РЕМОНТЕ И ОБСЛУЖИВАНИИ АТС В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА ДОРОГАХ С РАЗЛИЧНОЙ РОВНОСТЬЮ // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2022. 1(94). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/12988

№1X94)

AuiMi Лт те)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

январь, 2022 г.

Возможность использования этой модели для условий Узбекистана установлена путем сравнения данных, полученных по модели с данными, полученными Садыковым И [2].

Снижение процента использования ресурса автомобиля на неровных дорогах приводит к необходимости более частых ремонтов и обслуживаний

АТС, что в свою очередь приводит к дополнительным выбросам вредных веществ в атмосферу. Если, например, ресурс АТС на неровной дороге используется на 90%, можно считать, что количество ремонтов и ТО увеличивается в 100/90 = 1,11 раз, соответственно в 1,11 раз увеличивается и количество выбрасываемых в атмосферу веществ.

Рисунок 1. Зависимость между коэффициентом суммарного сопротивления дороги

и интенсивностью износа АТС

Принимая за основу данные о количестве выбросов при выполнении ТО и ремонте некоторых типов АТС на каждые 1000 км пробега (табл. 1), и имея данные об увеличении количества ТО и ремонтов, можно определить зависимость выбросов при ТО и ремонте от ровности дорожного покрытия. В таблице приводятся данные о количестве выбросов при производстве топлива и материалов для движения и ремонта АТС [2].

Итак, имея все перечисленные зависимости, можно приступать к выполнению численного эксперимента, т.е. определить количество вредных выбросов при любой ровности дорог. В качестве «критерия благополучия» следует принимать ровность покрытия, которой присваивается оценка «удовлетворительно» и выше. В случае, если ровность неудовлетворительна, можно говорить о превышении выбросов.

Таблица 1.

Выбросы некоторых вредных веществ в атмосферу при выполнении ТО и ремонта различных типов АТС, г/1000 км

Вещества Пассажирские машины М1 и М2 Автобусы М3 Грузовые машины N1 и N2 Грузовые машины N3

Твердые частицы 15,55 69,1 31,2 120,4

СО 1805 1632,2 1246,5 565,25

NOx 164,9 82,2 20,1 471,55

SO2 30,5 26,5 24,3 125,35

СхНу 383,5 762,2 480,5 612,9

При помощи уравнения и определяется ровность покрытия по годам службы без проведения текущего ремонта (рис. 2). В том году, в котором значение ровности начинает превышать допустимое, назначается текущий ремонт (например, поверхностная обработка). По уравнению определяется ровность после ремонта, а также находятся её значения в последующие после ремонта годы. Приближённо принимается, что характер кривой ровности после ремонта не меняется.

Когда кривая ровности вновь достигает допустимого значения, назначается следующий текущий ремонт и т. д. до конца срока службы дороги такая процедура повторяется для каждого значения допустимой ровности. В 1-м этапе для поддержания ровности 5 1М требуется 2 ремонта на 13-м и 16-м годах, для поддержания ровности 4 1М - 6 ремонтов на 8-м, 10-м, 12-м, 14-м, 16-м и 18-м годах.

-

-

- Iх

-

- ,1 1* '

1—'

UNIVERSUM:

> ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

январь, 2022 г.

5.0

_0 о.

о

о о

X

0Q О

.

4.5 4.0 3.5 3.0 2.5

6 8 10 12 годы службы дороги

14

16

18

Рисунок 2. Изменение ровности покрытия за срок службы дороги (без текущих ремонтов) при интенсивности движения 1000 авт/сут

Заключение

В результате проведенного анализа были изучены зависимости коэффициента суммарного сопротивления дороги и интенсивности износа АТС, а также

проанализированы экспериментальные данные определения количества вредных выбросов при любой ровности дорог.

Список литературы: 1

2.

Васильев А.П., Сиденко В.М. Эксплуатация автомобильных дорог и организация дорожного движения: Учебник для вузов. М.: Транспорт. 1990 - 304 с.

Садыков И.С. Прогнозирование и управление транспортно-эксплуатационными качествами автомобильных дорог. Учебник для вузов. Ташкент: Адолат, 2004. - 238 с.

0

2

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.