Научная статья на тему 'Изменение военно-морской политики США в середине 2000-х годов'

Изменение военно-морской политики США в середине 2000-х годов Текст научной статьи по специальности «Общественно-политическая мысль»

CC BY
491
51
Поделиться
Ключевые слова
ВМС США / ВОЕННО-МОРСКАЯ ПОЛИТИКА / ВОЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / THE U.S. NAVY

Аннотация научной статьи по комплексным проблемам общественных наук, автор научной работы — Фокин Антон Валерьевич

К середине 2000-х годов наметилась необходимость изменить основные направления военно-морской политики США, которая уже не отвечала основным приоритетам по защите американских национальных интересов. Результатом работы руководства ВМС стал документ «Скоординированная стратегия морской мощи XXI века».

THE USA NAVY POLICY CHANGE IN THE MIDDLE 2000S

By the mid-2000s there was a need for the U.S. navy policy objectives to be updated to reflect key priorities to protect American national interests. As a result of the work in 2007 the U.S. Navy chief board presented A Cooperative Strategy for 21st Century Seapower.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Изменение военно-морской политики США в середине 2000-х годов»

УДК 32 Фокин Антон Валерьевич

аспирант факультета мировой политики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова dom-hors@mail.ru

ИЗМЕНЕНИЕ ВОЕННО-МОРСКОЙ ПОЛИТИКИ США В СЕРЕДИНЕ 2000-Х ГОДОВ

Fokin Anton Valeryevich

PhD student of the World Politics Department, Lomonosov Moscow State University dom-hors@mail.ru

THE USA NAVY POLICY CHANGE IN THE MIDDLE 2000S

Аннотация:

К середине 2000-х годов наметилась необходимость изменить основные направления военно-морской политики США, которая уже не отвечала основным приоритетам по защите американских национальных интересов. Результатом работы руководства ВМС стал документ «Скоординированная стратегия морской мощи XXI века».

Ключевые слова:

ВМС США, военно-морская политика, военная стратегия.

The summary:

By the mid-2000s there was a need for the U.S. navy policy objectives to be updated to reflect key priorities to protect American national interests. As a result of the work in 2007 the U.S. Navy chief board presented A Cooperative Strategy for 21st Century Seapower.

Keywords:

the U.S. Navy, navy policy, military strategy.

Одной из проблем американского флота, отчетливо обозначившейся к середине 2000-х годов, явилась неспособность ВМС активно действовать в рамках глобальной войны с терроризмом [1]. Для обеспечения устойчивого финансирования и развития военно-морских сил необходимо было убедить общественность и руководство страны в том, что морской компонент вооруженных сил может успешно бороться с террористическими сетями по всему миру.

В рамках этих усилий начальник штаба ВМС адмирал М. Маллен (Michael Mullen) добился замены армейских контингентов в ряде выполняемых ими охранных функций на морских пехотинцев (в Ираке, Гуантанамо и в районе Африканского рога). Кроме того, командование флота создало несколько подразделений речных катеров для патрулирования во внутренних водах в Ираке и других районах мира [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одновременно с этим руководство военно-морских сил стало уделять повышенное внимание новым нетрадиционным угрозам, к которым помимо терроризма относились пиратство, использование морского пространства транснациональными преступными группировками, в том числе для незаконного оборота оружия и наркотиков, а также экологические проблемы. Трансграничный характер этих угроз подталкивал ВМС к тому, чтобы усилить международное сотрудничество для их устранения.

В августе 2005 года, через месяц после вступления в должность начальника штаба ВМС США, М. Маллен заявил о намерении наращивать морскую мощь страны в соответствии с концепцией «Морская мощь-21-го века» и на основе сбалансированной структуры сил флота, нацеленного на тесное взаимодействие в мирное и военное время с военно-морскими силами и службами береговой охраны союзных держав в глобальном масштабе [3].

Одной из ключевых идей М. Маллена стала концепция «флота в 1000 кораблей», который должен представлять собой международные военно-морские силы с участием союзников и партнеров Соединенных Штатов [4]. По мнению адмирала, «сейчас будущее

безопасности на море как никогда ранее зависит от международного сотрудничества и взаимопонимания. Откровенно говоря, мы нужны друг другу» [5].

В рамках выдвинутой концепции планировалось, что новое образование станет независимым от национальных правительств и не будет никаким образом зависеть от Соединенных Штатов, участие в нем должно быть полностью добровольным [б].

Предполагалось, что «флот в 1000 кораблей» будет решать задачи, относящиеся к новым угрозам:

- борьба с пиратством;

- недопущение распространения ОМУ;

- противодействие организованной преступности (включая незаконный оборот наркотиков и оружия);

- помощь в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- борьба с терроризмом.

Одной из главных идей обеспечения морской безопасности в рамках этой концепции стала программа идентификации судов на море, которая позволила бы своевременно выделять, опознавать и отслеживать корабли. М. Маллен планировал создать такую систему на основе уже существующей автоматической идентификационной системы, вводимой в рамках Международной морской организации.

Концепция «флота в 1000 кораблей» не предполагала создания какой-либо четкой оперативной структуры, состоящей ровно из указанного числа судов, название было выбрано начальником штаба ВМС специально для привлечения общественного внимания. По сути «флот в 1000 кораблей» представлял собой свободную сетевую структуру, состоящую из связанных между собой военно-морских систем (судов, береговой инфраструктуры), отслеживающих ситуацию в сфере морской безопасности и способных принять меры для предотвращения угроз в этой области [7].

С одной стороны, Соединенные Штаты пытались снять со своих ВМС часть ответственности за обеспечение безопасности Мирового океана (это стремление было продиктовано усилившейся нагрузкой на военно-морские силы, вызванной сокращением их корабельного состава), а с другой - расширить взаимодействие и сотрудничество с партнерами в различных регионах мира в целях усиления борьбы с нетрадиционными угрозами.

В рамках работы по борьбе с новыми вызовами на море в 2005 году была принята «Национальная стратегия по защите морских рубежей» [8]. В этом документе вопрос обеспечения безопасности на море рассматривался более комплексно, чем просто через призму военно-морского противостояния. Можно сказать, что в американской политике произошла смена парадигмы от «господства на море» к «сотрудничеству на море».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Терминологическим нововведением документа является понятие «морское пространство» (maritime domain). Оно включает в себя территорию океанов, морей, озер, пространство над океанами и под ними, участки суши, прилегающие к морю, морскую инфраструктуру, людей, грузы - то есть все, что имеет какое-либо отношение к морской деятельности [9]. Такое расширенное понятие позволяет сделать объектами обеспечения безопасности практически любое место на земном шаре. Эта концепция пришла на место господствовавшего ранее понятия «прибрежная зона».

Таким образом, основное внимание военно-морских сил вновь переносится на морское пространство. После распада СССР стратегическое планирование ВМС в основном сосредоточивалось на том, как воздействовать «с моря» на сухопутные цели, сместив на второй план ведение непосредственно морских операций.

В «Стратегии» отмечались следующие угрозы морской безопасности:

1. Исходящие от государств - провоцирование конфликтов, поддержка незаконных вооруженных формирований, получение ОМУ.

2. Терроризм.

3. Транснациональная организованная преступность, пиратство.

4. Загрязнение окружающей среды и экологические катастрофы.

5. Нелегальная миграция морским путем [10].

В соответствии с угрозами были выделены и цели политики США в сфере обеспечения морской безопасности:

1. Недопущение террористической и иной преступной деятельности на море.

2. Защита расположенных в прибрежных зонах населенных пунктов и ключевых элементов инфраструктуры.

3. Минимизация ущерба от враждебной деятельности и своевременная ликвидация его последствий.

4. Обеспечение безопасности океанического пространства и его ресурсов [11].

К основным направлениям работы в сфере морской безопасности руководством Соединенных Штатов были отнесены:

1. Усиление международного сотрудничества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Повышение качества информационного обеспечения.

3. Внедрение мер по обеспечению безопасности в практику коммерческой деятельности.

4. Развертывание многоуровневой системы безопасности.

5. Обеспечение бесперебойного функционирования морской транспортной системы [12].

Намерения США по защите морской инфраструктуры были направлены прежде всего на обеспечение безопасности американской экономики, которая в значительной степени зависит от товаров и сырья, доставляемых морским путем. Поэтому новая «Стратегия» основывается на трех принципах, имеющих экономическое значение:

1. Обеспечение свободы мореплавания - защита права на свободное плавание американских кораблей в международных водах, осуществление ими мирного транзитного пересечения иностранных морских границ, а также заходов в порты. Этот принцип оценивается как один из главных в обеспечении национальной безопасности.

2. Поддержка и защита.

3. Создание условий для свободного легального перемещения людей и материальных средств через американскую границу при одновременном пресечении попыток проникновения через нее лиц и предметов, представляющих угрозу национальной безопасности [13].

Большое внимание в создании системы морской безопасности уделялось взаимодействию на всех уровнях - между ведомствами США, между частным сектором и государством, а также на международном уровне. Например, относительно перспектив развития ВМС, в «Четырехлетнем обзоре оборонной политики» говорится, что возможности флота и БОХР должны быть полностью интегрированы.

Начальник штаба ВМС М. Маллен после вступления в должность выдвинул концепцию «Национального флота» (The National Fleet), состоящего из сил ВМС, береговой охраны (БОХР) и кораблей союзников США. Согласно ее положениям, флот и береговая охрана должны создать единые средства управления и связи, максимально унифицировать свои системы вооружений и материально-технического обеспечения [14]. М. Маллен назвал партнерство военно-морских сил с БОХР критически важным для национальной

безопасности [15], так как изменившийся характер угроз требовал интеграции сил всех видов вооруженных сил, связанных с морским пространством.

При осуществлении этой концепции специалистов морской пехоты начали активно привлекать к управлению совместными соединениями ВМС и КМП. В 2004 году впервые в истории представитель морской пехоты возглавил флотское соединение - Третью экспедиционно-ударную группировку [16], а в 2006 году представитель авиации КМП впервые принял под командование авиационное крыло самолетов палубной авиации [17].

Руководством ВМС была начата подготовка новой военно-морской стратегии, отражающей изменившийся характер морской безопасности. При этом кроме чисто военного аспекта учитывались такие моменты, как борьба с терроризмом, организованной преступностью и др.

В 2007 году была опубликована «Скоординированная стратегия морской мощи XXI века» [18], ставшая первым единым стратегическим документом одновременно для ВМС, КМП и береговой охраны. Начальник штаба военно-морских сил М. Маллен особо отмечал этот аспект нового документа: «Когда я занял свой пост, я заявил, что не стану принимать важные решения без консультаций с моими коллегами из других родов войск. Поэтому и Командование морской пехоты и береговая охрана с самого начала были вовлечены в процесс [разработки стратегии]» [19].

Как и «Национальная стратегия по защите морских рубежей», «Скоординированная стратегия» носит комплексный характер и не концентрируется лишь на ведении боевых действий военно-морскими силами, а старается использовать «морское пространство» системно, во взаимодействии с другими акторами международных отношений. Как считают авторы документа, изменившаяся обстановка уже не позволяет отстаивать национальные интересы США в Мировом океане посредством одного лишь традиционного использования военной силы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Документ определил шесть основных задач ВМС США:

1. Ограничение региональных конфликтов путем передового присутствия морских сил.

2. Сдерживание войны между крупными государствами.

3. Достижение победы в войне, ведущейся Соединенными Штатами.

4. Обеспечение безопасности территории США.

5. Развитие сотрудничества с зарубежными партнерами.

6. Предотвращение или ограничение локальных факторов дестабилизации (local disruptions) до того, как они повлияют на международную безопасность [20].

Для достижения этих целей ВМС должны были обеспечить:

- передовое присутствие;

- сдерживание агрессии (осуществлялось в основном в рамках устрашения стратегическими ядерными силами);

- господство на море;

- проецирование силы;

- проведение гуманитарных операций.

По мнению руководства флота, сдерживание и разрешение конфликтов необходимо осуществлять двумя способами - сосредоточением крупной группировки кораблей ВМС в двух наиболее важных для США районах и поддержанием постоянного присутствия в других частях планеты, которое можно осуществлять меньшими силами.

Первый способ предполагает развертывание крупных ударных соединений ВМС, экспедиционных формирований морской пехоты и сил береговой охраны в западной части Тихого океана и в Индийском океане (включая Персидский залив) с целью защиты национальных интересов США, поддержки союзников и сдерживания потенциальных противников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полагаем, что выбор Персидского залива и западной части Тихого океана в качестве основных мест расположения ВМС можно объяснить тем, что эти регионы имеют особое значение для экономики США. Из стран Аравийского полуострова в американскую экономику поступает значительное количество нефти. В то же время в Тихом океане сосредоточены крупнейшие торговые партнеры Соединенных Штатов - КНР, Япония, Южная Корея.

К основным задачам данных группировок военно-морских сил относились:

- локализация региональных конфликтов;

- предотвращение конфликтов между крупными державами;

- решительное вмешательство при необходимости в конфликт и достижение полной победы любыми средствами, включая ядерные [21].

Суть второго способа заключается в постоянном присутствии в других регионах мира (в первую очередь в Латинской Америке и Африке) меньшего контингента сил, включающего корабли как ВМС, так и береговой охраны, а также подразделения морской пехоты. Перед этими силами ставились следующие задачи:

- своевременное выявление и нейтрализация угроз американским национальным интересам;

- защита территории США;

- развитие военно-технического сотрудничества с союзниками и партнерами в рамках совместной борьбы с терроризмом;

- обеспечение безопасности на море, пресечение незаконного распространения оружия и наркотических средств, нелегальной миграции и торговли людьми, а также локализация очагов нестабильности, негативно влияющих на мировую экономическую систему [22].

На наш взгляд, последний пункт является самым интересным, так как в нем четко отражены задачи невоенного характера, которые стали одними из основных в деятельности ВМС США.

«Скоординированная стратегия» предложила не просто новый взгляд на задачи ВМС, но и новую концепцию использования военной силы для достижения безопасности всего государства в целом [23]. Впервые в стратегии равная важность придавалась как победе в войне, так и процессу сдерживания развития конфликта, недопущения его эскалации [24].

Особое значение в новой стратегии имеет термин сотрудничество (cooperation). Он применяется не только к взаимодействию видов вооруженных сил, но и к совместному проведению Пентагоном и государственным департаментом внешней политики, а также и к международному сотрудничеству. В рамках взаимодействия с союзниками и партнерами в области морской безопасности ВМС США предлагали выстроить систему коллективной безопасности, в основе которой лежали бы общие угрозы и взаимные интересы. При этом именно «морская мощь» должна была стать объединяющей силой в этой системе. Как писал один из авторов «Скоординированной стратегии» Роберт Рубель, «защита существующей глобальной системы торговли и безопасности одновременно является и контекстом для новой стратегии и тем интеллектуальным клеем, который соединяет вместе все регионы мира» [25]. В документе подчеркивалось, что сотрудничать в сфере морской безопасности желают все страны, так как это приносит безусловную выгоду. Нарушение же морской торговли выгодно только террористам и организованной преступности.

Новая стратегия имела ряд важных особенностей. Во-первых, в документе сделан серьезный акцент на развитие сотрудничества ВМС с другими организациями. Это взаимодействие предполагает два уровня: внутригосударственный - между морскими ведом-

ствами США и глобальный - между союзниками и партнерами. Причем в документе отмечалось, что ВМС США придется действовать в многополярном мире [26].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, в «Стратегии» подчеркивается, что наряду с опасностью от традиционных морских противников (государств) возрастает опасность от негосударственных акторов (террористы, организованная преступность, пираты), для устранения которой и необходимо развивать сотрудничество.

В-третьих, акцент был сделан на предотвращение конфликтов. Эта задача решается больше средствами дипломатии и непрямого применения военной силы.

В-четвертых, это была первая межвидовая стратегия, которая имела единое видение проблем в морском пространстве для трех видов вооруженных сил, непосредственно связанных с морем. Например, взаимодействие ВМС и БОХР необходимо, так как только береговая охрана может осуществлять правоохранительную деятельность за пределами США, а новые угрозы морской безопасности (терроризм и пиратство) предполагали именно такие операций.

В-пятых, «Стратегия» диверсифицирует способы достижения целей военноморскими силами - использование одновременно компонентов «мягкой» и «жесткой» силы, их комбинирование [27].

Принятие нового документа вызвало целый ряд критических комментариев [28], в том числе обвинявших авторов в чрезмерной увлеченности «новыми вызовами и угрозами» и призывавших сконцентрировать ВМС на решении традиционных задач. В данном случае многие эксперты требовали напрямую назвать Китай главным противником американского флота [29]. Одной из причин, почему этого не было сделано, явилось желание сотрудничать с Китаем в рамках обеспечения морской безопасности, а прямое определение КНР как главного потенциального противника могло бы, по мнению экспертов, оттолкнуть Пекин от взаимодействия с Вашингтоном в этой области [30].

В то же время, по мнению других специалистов, принятие новой стратегии восстановило ведущую роль морского флота в американской политике безопасности. После окончания «холодной войны» в американской стратегии господствовала теория ведения двух войн средней интенсивности, в которых флоту отводилась роль обеспечивающего элемента боевых действий сухопутных войск [31]. По сути, роль ВМС сводилась к доставке воинских контингентов к ТВД и их огневой поддержке. Изменения в характере угроз, а также опыт военных операций в Ираке и Афганистане (которые показали невозможность молниеносного успешного завершения одновременно двух войн) привели к тому, что идея военно-морского сотрудничества стала более привлекательной, чем ведение агрессивной политики чисто военными средствами.

Ссылки:

1. Russell J. Transformation to What and Against Whom? The United States Navy and the 2006 Quadrennial Defense Review // World Defense Systems. 2006. № 1.

2. Федоров В. ВМС США расширяют сферу участия в глобальной войне с терроризмом // Зарубежное военное обозрение. 2006. № 7.

3. Чертанов В. Военно-морские силы - прогнозы, проекты, решения // Зарубежное военное обозрение. 2006. № 10.

4. Mullen M. Commentary: We Can't Do It Alone // Honolulu Advertiser. 2006. 29.10.

5. Пахомов А. Вопросы обеспечения безопасности на море обсуждают представители ВМС стран западной части Тихого океана // Сообщение на Единой информационной ленте ИТАР-ТАСС. 31.10.2006. 01:35.

6. Cavas C. The Thousand-Ship Navy // Armed Forces Journal. 2006. № 12.

7. Morgan J., Martoglio C. The 1000 Ship Navy: Global Maritime Network // U.S. Naval Institute Proceedings. 2005. № 11.

8. The National Strategy for Maritime Security. Washington D.C., 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ibid. P. 1.

10. Ibid. P. 3-6.

11. Ibid. P. 8.

12. Ibid. P. 13.

13. Печорский В. Национальная стратегия США по защите морских рубежей // Зарубежное военное обозрение. 2006. № 2.

14. National Fleet: A Joint Navy/Coast Guard Policy Statement. [Электронный ресурс]. Сайт ВМС США. URL: http://www.navy.mil/navydata/cno/ 2006_national_fleet_policy.pdf (дата обращения: 1.05.2012).

15. Peniston B. The QDR Where are the Blue-Water Ships? // U.S. Naval Institute Proceedings. 2006. № 3.

16. Plotts J. U.S. Marine Corps Brig. Gen. Joseph V. Medina: Marine General Leads Strike Group into History. [Электронный ресурс]. Сайт министерства обороны США Defend America. URL: http://www.defendamerica.mil/profiles/jun2004/pr0601004a.html (дата обращения: 1.05.2012).

17. Irwin S. Marine Corps Colonel Makes History as Navy Leader. [Электронный ресурс]. Сайт ВМС США. URL: http://www.navy.mil/search/print. asp?story_id=22025&VIRIN=&imagetype=0&page=1 (дата обращения:

1.05.2012).

18. A Cooperative Strategy for 21-st Century Seapower. Washington, D.C., 2007.

19. Fein G. Maritime Strategy Still a Priority for Outgoing CNO. [Электронный ресурс]. Сайт Defense Daily Network. URL: http://www.highbeam.com/doc/1G1-170135397.html (дата обращения: 1.05.2012).

20. A Cooperative Strategy for 21-st Century Seapower. Washington, D.C., 2007. P. 9-11.

21. Северов В. Новая морская стратегия США // Зарубежное военное обозрение. 2008. № 3.

22. Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Baofu W. U.S. Military's "Maritime Strategy" and Future Transformation // Naval War College Review. 2008. № 4.

24. Hao S. The U.S. Maritime Strategy's New Thinking: Reviewing the "Cooperative Strategy for 21st Century Seapower" // Ibid.

25. Rubel R. The New Maritime Strategy, the Rest of the Story // Naval War College Review. 2008. № 2.

26. A Cooperative Strategy for 21-st Century Seapower. Washington, D.C., 2007. P. 5.

27. Hao S. Ibid.

28. См., например: Keenan J. The Cooperative Seapower Strategy: Time for a Second Engagement - Carlisle Barracks, PA: U.S. Army War College, 2009 ; Pendley W. The New Maritime Strategy: A Lost Opportunity // Naval War College Review. 2008. № 2.

29. См., например: Maritime Strategy: Pritchett R. Desires for Mahan and Realities of Corbett. [Электронный ресурс]. Сайт informationdissemination.net. URL: http://www.information dissemination.net/2007/10/maritime-strategy-desires-for-mahan-and.html (дата обращения: 1.05.2012) ; McGrath B. Thoughts on ‘A Cooperative Strategy for 21st Century Seapower' Two Year's Later: Author's Response. [Электронный ресурс]. Сайт U.S. Naval Institute. URL: http://blog.usni.org/2009/10/21/thoughts-on-a-cooperative-strategy-for-21st-century-seapower-two-years-later-authors-response (дата обращения: 1.05.2012) ; Keenan J. The Cooperative Seapower Strategy: Time For A Second Engagement. Carlisle Barracks, PA: U.S. Army War College, 2009.

30. Inside the New Maritime Strategy. [Электронный ресурс]. Сайт MaritimeSecurity. Asia. URL: http://maritimesecurity.asia/free-2/maritime-security-asia/inside-the-new-maritime-strategy/ (дата обращения:

1.05.2012).

31. Hughes W. Implementing The Seapower Strategy // Naval War College review. 2008. № 2.

References (transliterated):

1. Russell J. Transformation to What and Against Whom? The United States Navy and the 2006 Quadrennial Defense Review // World Defense Systems. 2006. № 1.

2. Fedorov V. VMS SSHA rasshiryayut sferu uchastiya v global'noy voyne s terrorizmom // Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 2006. № 7.

3. Chertanov V. Voenno-morskie sily - prognozy, proekty, resheniya // Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 2006. № 10.

4. Mullen M. Commentary: We Can't Do It Alone // Honolulu Advertiser. 2006. 29.10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Pakhomov A. Voprosy obespecheniya bezopasnosti na more obsuzhdayut predstaviteli VMS stran zapadnoy chas-ti Tikhogo okeana // Soobshchenie na Edinoy informatsionnoy lente ITAR-TASS. 31.10.2006. 01:35.

6. Cavas C. The Thousand-Ship Navy // Armed Forces Journal. 2006. № 12.

7. Morgan J., Martoglio C. The 1000 Ship Navy: Global Maritime Network // US Naval Institute Proceedings. 2005. № 11.

8. The National Strategy for Maritime Security. Washington D.C., 2005.

9. Ibid. P. 1.

10. Ibid. P. 3-6.

11. Ibid. P. 8.

12. Ibid. P. 13.

13. Pechorskiy V. Natsional'naya strategiya SSHA po zashchite morskikh rubezhey // Zarubezhnoe voennoe obozre-nie. 2006. № 2.

14. National Fleet: A Joint Navy/Coast Guard Policy Statement. [Electronic resource]. Sayt VMS SSHA. URL: http://www.navy.mil/navydata/cno/ 2006_national_fleet_policy.pdf (date of access: 1.05.2012).

15. Peniston B. The QDR Where are the Blue-Water Ships? // U.S. Naval Institute Proceedings. 2006. № 3.

16. Plotts J. U.S. Marine Corps Brig. Gen. Joseph V. Medina: Marine General Leads Strike Group into History. [Electronic resource]. Sayt ministerstva oborony SSHA Defend America. URL: http://www.defendamerica.mil/profiles/jun2004/pr0601004a.html (date of access: 1.05.2012).

17. Irwin S. Marine Corps Colonel Makes History as Navy Leader. [Electronic resource]. Sayt VMS SSHA. URL: http://www.navy.mil/search/print. asp?story_id=22025&VIRIN=&imagetype=0&page=1 (date of access: 1.05.2012).

18. A Cooperative Strategy for 21-st Century Sea-power. Washington, D.C., 2007.

19. Fein G. Maritime Strategy Still a Priority for Outgoing CNO. [Electronic resource]. Site Defense Daily Network. URL: http://www.highbeam.com/doc/1G1-170135397.html (date of access: 1.05.2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. A Cooperative Strategy for 21-st Century Sea-power. Washington, D.C., 2007. P. 9-11.

21. Severov V. Novaya morskaya strategiya SSHA // Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 2008. № 3.

22. Ibid.

23. Baofu W. US Military's "Maritime Strategy" and Future Transformation // Naval War College Review. 2008. № 4.

24. Hao S. The US Maritime Strategy's New Thinking: Reviewing the "Cooperative Strategy for 21st Century Seapower" // Ibid.

25. Rubel R. The New Maritime Strategy, the Rest of the Story // Naval War College Review. 2008. № 2.

26. A Cooperative Strategy for 21-st Century Sea-power. Washington, D.C., 2007. P. 5.

27. Hao S. Ibid.

28. See, i.e.: Keenan J. The Cooperative Seapower Strategy: Time for a Second Engagement - Carlisle Barracks, PA: US Army War College, 2009 ; Pendley W. The New Maritime Strategy: A Lost Opportunity // Naval War College Review. 2008. № 2.

29. See, i.e.: Maritime Strategy: Pritchett R. Desires for Mahan and Realities of Corbett. [Electronic resource]. Site

informationdissemination.net. URL: http://www.information dissemination.net/2007/10/maritime-strategy-desires-for-mahan-and.html (date of access: 1.05.2012) ; McGrath B. Thoughts on 'A Cooperative Strategy for 21st Century Seapower' Two Year's Later: Author's Response. [Electronic resource]. Site U.S. Naval Institute. URL:

http://blog.usni.org/2009/10/21/thoughts-on-a-cooperative-strategy-for-21st-century-seapower-two-years-later-authors-response (date of access: 1.05.2012) ; Keenan J. The Cooperative Seapower Strategy: Time For A Second Engagement. Carlisle Barracks, PA: US Army War College, 2009.

30. Inside the New Maritime Strategy. [Electronic resource]. Sayt MaritimeSecurity. Asia. URL: http://maritimesecurity.asia/free-2/maritime-security-asia/inside-the-new-maritime-strategy/ (date of access:

1.05.2012).

31. Hughes W. Implementing The Seapower Strategy // Naval War College review. 2008. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 4б -