изменение цены товара под воздействием
асимметрии информации
Аннотация
В статье на примере рынка подержанных автомобилей рассмотрено изменение их цены под воздействием асимметрии информации. _Ключевые слова: асимметрия информации, цена товара, рынок по-
держанных автомобилей, интернет
Голиков Юрий Александрович
канд. тех. наук, доцент кафедры экономики землеустройства и недвижимости, Сибирская государственная геодезическая академия, г. Новосибирск [email protected]
Сульгина Лариса Юрьевна
частный предприниматель [email protected]
В конце XX - начале XXI вв. информация стала превращаться в определяющий фактор экономического развития национальных хозяйств наряду с такими классическими факторами, как земля, труд, капитал и предпринимательство [1]. Именно информация дает ответ на три главных вопроса экономической теории [2]:
1. Что производить? (потребности).
2. Как производить? (ресурсы и технология).
3.Для кого производить? (блага и их применение).
К этим вопросам сегодня следует добавить еще один:
4. Куда девать отходы? (утилизация) (см. рис. 1 ниже).
Рис. 1. Схема удовлетворения потребностей
Асимметрия информации
Информация (Information) «IN» как фактор производства, обеспечивающий кругооборот ресурсов и благ (см.рис.1), включает в себя четыре вида знаний:
- технические;
- мотивационные;
- организационные;
- социальные.
При принятии решений экономическими субъектами (домашним хозяйством, предпринимателем, государством, заграницей), одна из сторон любой сделки, как правило, владеет более полной информацией о предмете сделки, по сравнению с другой, то есть имеет место асимметрия ^symmetric) информации [3]. Обладание полной информацией экономическим субъектом повышает его уверенность в правильности выбранного варианта и стимулирует его последующие шаги по практической реализации этого решения. Неполнота информации, напротив, приводит к ошибкам и потерям материальных ресурсов экономического субъекта [4].
Спекулятивный мотив продавца
Психологической подоплекой асимметрии информации при ее купле-продаже на рынке является спекулятивный мотив продавца - продать только часть своих знаний о предмете сделки, оставив себе хотя бы маленькую долю информации для продажи ее дороже в будущем.
Абсолютную асимметрию информации «D IN» можно определить как разность между объектом знаний о товаре или услуге продавца (seller) «INS» и покупателя (customer) «INC»:
при принятии
решений
экономическими
(1) субъектами... одна
Но в общем случае, такое определение трудно использовать, поскольку в разных сделках между продавцом и покупателем используется разная информация, которая измеряется в единицах, соответствующих предмету сделки. Специалисты по информационным технологиям обычно применяют в качестве единицы информации бит (двоичный код), но для покупателя важна конкретная и полная информация об интересующем его
из сторон любой
сделки, как правило, владеет более полной
информацией
о предмете сделки,
по сравнению
имеет место
асимметрия
информации
неполнота
информации
приводит
к ошибкам и потерям материальных
.ресурсов
экономического
субъекта
предмете. Поэтому в качестве единицы измерения асимметрии информации лучше использовать относительный (relative) показатель:
(2)
Ярким примером асимметрии информации является рынок подержанных автомобилей [5]. Продавец подержанного автомобиля, безусловно, знает о его достоинствах и недостатках гораздо больше, чем покупатель, но стремиться подчеркнуть достоинства своего товара и скрыть его недостатки. При этом он завышает его цену относительно действительной на «ДР5». Покупатель подержанного автомобиля имеет меньше информации о технических характеристиках товара, и поэтому он проигрывает в цене на ДРС = ДР5 .
в цене товара (в рассматриваемом случае подержанного автомобиля) прямо пропорциональными асимметрии информации, то есть:
DPS = a х DINr DPC = a х DINr,
(3)
где:
а - стоимость 1% утаенной продавцом от покупателя информации.
Графически зависимости ДР5 и ДРС от ДШГ представлены на рис. 2 (см. на с. 145).
Поскольку любой покупатель может увеличить объем своей информации через интернет, то угол наклона линий ДР5 (ДШГ) и ДРС (ДШГ) уменьшается: ^ < аг (пунктирные и сплошные линии на рис. 2). Поэтому все потребители стремятся вначале «скачать» максимум информации об интересующем их предмете сделки с интернета, а затем уже приобретать ее на рынке.
Так как для каждого экономического субъекта ф величина «ДШ^» разная, то завышение цены информации для разных покупателей будет сугубо индивидуальным.
JL-t
ссийскоеп
В этом случае выручка продавца (total revenue) «TR» возрастает на величину:
ДТЯ = £ AP^a-±AIN, (4)
где n - число покупателей информации. Информация, в отличие от обычного товара, обладает положительным для ее производителя свойством: она не убывает при ее передаче потребителю. Из уравнения (4) видно, что чем выше степень асимметрии информации DINrj, и, чем больше количество покупателей, тем значительней выручка продавца. Но на число покупателей оказывает сильное влияние время, так как информация обладает и отрицательным качеством - она быстро устаревает. Поэтому каждый продавец информации стремится быстрее продать ее большему количеству покупателей.
Вывод
Поскольку в реальной действительности асимметрия информации присутствует всегда, это означает, что равновесие спроса и предложения на конкурентном рынке благ очень кратковременно из-за непрерывного изменения цен под влиянием переменного потока информации.
...каждый продавец информации стремится быстрее продать ее большему количеству покупателей
шрссл,
Литература
1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, и культура. - М.: Госуниверситет ВШЭ, 2000. - 561 с.
2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: учебник. - Т.1. - СПб.: Эк. школа, 1999. - 348 с.
3. Стиглиц Дж. Ревущие девяностые. Семена развала. - М.: Современная экономика и право, 2005. - 511 с.
4.Сапир Ж. Экономика информации: новая парадигма и ее границы // Вопросы экономики. - 2005. - № 10. - С. 4-24.
5. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS. - 1994. -вып. 6. - С. 91-104.
YuryA. Golikov
Cand. of Tech. Sci., Associate Professor, Chair of Economics of Land Use and Real Estate, Siberian State Geodetic Academy, Novosibirsk Larisa Yu. Sulgina Private Entrepreneur
Change in the Commodity Price under the Influence of Information Asymmetry
_Abstract
By the example of the used-car market the authors consider the change in motor car prices under the influence of information asymmetry. Keywords: information asymmetry, commodity price, used-car market, Internet