Научная статья на тему 'Изменение структуры поверхностного слоя почвы и экологическая совместимость мобильных машин с почвой'

Изменение структуры поверхностного слоя почвы и экологическая совместимость мобильных машин с почвой Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ПОЧВЫ / УПЛОТНЕНИЕ / ДВИЖИТЕЛИ АГРЕГАТОВ / SOIL STRUCTURE / COMPACTION / AGGREGATE THRUSTERS

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Кузыченко Юрий Алексеевич

В статье приводятся результаты испытаний трактора Т-150 К и установление буксования его движителей при различной влажности поверхностного слоя почвы. Поскольку важным фактором, влияющим на процесс распыления поверхности почвы движителями мобильной техники, является её исходная влажность в момент движения агрегата, учитывается, что почва может принимать вязкопластичное или упругопластичное состояние. При влажности 19,1% шина трактора больше проседает в почву, сильнее прессует её и работает всей поверхностью пространства между шипами, а при влажности 12,5% наблюдается процесс «сухого перетирания» частиц почвы. Исследование агрегатного состава поверхностного слоя почвы показало увеличение содержания в почве агрегатов менее 1 мм при проходе по более иссушенной почве (12,5%) на 10,7% и увеличении содержания комков более 10 мм на 8,1% при проходе колеса по более влажному верхнему слою (19,1%). Показано, что использование колёсных машин в технологиях возделывания культур необходимо осуществлять с учётом влажностного состояния поверхностного слоя, поскольку разрушение структуры почвы в меньшей степени происходит при влажности поверхностного слоя в пределах 14,2-19,0%, что составляет 0,5-0,7 НПВ. В зоне более иссушенной почвы (W=15%) глубина уплотнения почвы колёсами тракторов К-701 и Т-150К примерно одинакова и ниже допустимого значения (40-45 см). Наименьшая глубина уплотнения создаётся движителем трактора ДТ-75Н в диапазоне влажности от 15 до 28%, а наибольшая глубина уплотнения движителями комбайна Дон-1500 в широком диапазоне влажности, т.е. выбор машин должен соответствовать складывающимся условиям увлажнения почвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Кузыченко Юрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE SOIL SURFACE LAYER STRUCTURE AND ECOLOGICAL COMPATIBILITY OF MOBILE MACHINES WITH THE SOIL

The article presents the results of traction tests of the T-150 K tractor and the establishment of its propulsion slipping at different humidity of the surface soil layer. Since an important factor influencing the process of spraying the soil surface by movers of mobile equipment is its initial humidity at the moment of movement of the aggregate, it is taken into account that the soil can assume a viscous-plastic or elastic-plastic state. At a moisture content of 19.1%, the tractor tire sags more into the soil, compresses it more strongly and works with the entire surface of the space between the spikes, and at a moisture content of 12.5%, the process of “dry grinding” of soil particles is observed. Studies of the aggregate composition of the surface soil layer showed an increase in the aggregate content in the soil of less than 1 mm when passing through more dried soil (12.5%) by 10.7% and an increase in lump content of more than 10 mm by 8.1% when the wheel passes through more humid the top layer (19.1%). The use of wheeled vehicles in the technology of cultivation of crops must be carried out taking into account the moisture state of the surface layer, since the destruction of the soil structure to a lesser extent occurs when the moisture of the surface layer is within 14.2-19%, which is 0.5-0.7 LEL. In the zone of more dry soil (W=15%), the depth of soil compaction with the wheels of the K-701 and T-150K tractors is about the same and lower than the allowable value (40-45 cm). The smallest compaction depth is created by the propeller of the DT-75N tractor in the humidity range from 15 to 28%, and the maximum compaction depth by the movers of the Don-1500 combine in a wide humidity range, i.e. the choice of machines must comply with the folding soil moisture conditions.

Текст научной работы на тему «Изменение структуры поверхностного слоя почвы и экологическая совместимость мобильных машин с почвой»

1,6

■ Проми1и8ност*, ти.ед/га

4,4 ■ **

11Я

I I I

В^ЛиЩГЛубв^Я, нС*1рОЛ» Рыклгмн? глу&1*[Н- РкнЛ^чиС п*С*1««

Рис. 3 - Продуктивность севооборота с занятым паром, 2017-2018 гг.

Средняя продуктивность пшеницы (первая+ вторая) составляла 3,66—4,48 т к.ед/га по изучаемым вариантам, а наибольшая — 4,48 т к.ед/га отмечена на вспашке (вар. I, контроль) в севообороте.

В среднем по севообороту наибольшей продуктивностью возделываемых культур — 4,36 т к.ед. характеризовался вариант обработки вспашка — контроль (рис. 3), что было выше чем при рыхлении на 0,13 т к.ед. Мелкие обработки (12—14 и 14—16 см) показали продуктивность ниже контроля на 0,51-0,69 т к.ед.

Выводы. Рассматривая приёмы обработки почвы, подтверждаем то, что вспашка способствует формированию наибольшей продуктивности возделываемых сельскохозяйственных культур, а уменьшение глубины обработки приводит к её снижению: на 0,51 т к.ед. по вспашке, на 0,56 по рыхлению.

Продуктивность яровой пшеницы снижается при удалённости от занятого пара, а именно пшеницы второй ниже первой на 0,35 т к.ед. (7,51%) по вспашке (вар. I) и на 0,18 т к.ед. (4,23%) по рыхлению (вар. III).

Литература

1. Динамика сорного компонента агрофитоценозов в земледелии юга Нечерноземья: монография / Д.В. Бочкарёв, Н.В. Смолин, А.Н. Никольский [и др.]. Саранск, 2015. 176 с.

2. Засорённость посевов чечевицы на фоне минимализации обработки почвы и применения гербицида в Поволжье / А.П. Солодовников, А.М. Косачев, Д.С. Степанов [и др.] // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. 2014. № 6. С. 32-34.

3. Смолин Н.В., Бочкарев Д.В. Фитоценотический эффект подавления овсюга на различном агрофоне // Агрохимия.

2012. № 8. С. 38-47.

4. Фитомелиоративная роль многолетних трав в снижении засорённости посевов яровой пшеницы / Е.П. Денисов, А.П. Солодовников, А. В. Летучий [и др.] // Аграрный научный журнал. 2015. № 2. С. 3-5.

5. Солодовников А.П., Гневшева В.А. Повышение адаптации яровой пшеницы при использовании средств защиты растений // Инновации природообустройства и защиты окружающей среды: сб. труд. конф. Саратов: ООО «КУБиК», 2019. С. 595-599.

6. Власенко А.Н. Системы основной обработки чернозёмов лесостепи Западной Сибири при разных уровнях интенсификации земледелия: автореф. дис. ... докт. с.-х. наук. Новосибирск, 1995. 41 с.

7. Мингалев С.К. Ресурсосберегающие технологии обработки почвы в системах земледелия Среднего Урала: автореф. дис. ... докт. с.-х. наук. Тюмень, 2004. 32 с.

8. Рзаева В.В., Федоткин В.А. Влияние способа и глубины основной обработки почвы на урожайность яровой пшеницы в северной лесостепи Тюменской области // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2017. № 5 (67). С. 21-23.

9. Шахова О.А., Харалгина О.С. Динамика засорённости при сокращении энергозатрат на основную обработку чернозёма выщелоченного в северной лесостепи Тюменской области // Агропродовольственная политика России. 2017. № 10 (70).

10. Власенко А.Н., Власенко Н.Г., Коротких Н.А. Разработка технологии No-Till на чернозёме выщелоченном лесостепи Западной Сибири // Земледелие. 2011. № 5. С. 20-22.

11. Кислов А.В., Васильев И.В., Демченко П.В. Экономическая эффективность ресурсосберегающих технологий возделывания гречихи в степной зоне Южного Урала // Известия Оренбургского государственного аграрного университета.

2013. № 1 (39). С. 28-30.

12. Плескачёв Ю.Н., Кощеев И.А., Кандыбин С.С. Влияние способов основной обработки почвы на урожайность зерновых культур // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. № 1 (99). С. 23-26.

13. D.I. Eremin. Спаще8 in the content and quality of humus in ^ched chernozems of the Trans-Ural forest-steppe zone under the impact of their аgricultural use. Eu^ian soil science. 2016. 5, pp. 538-545. DOI: 10.1134/S1064229316050033

Изменение структуры поверхностного слоя почвы и экологическая совместимость мобильных машин с почвой

Ю.А. Кузыченко, д.с.-х.н., ФГБНУ Северо-Кавказский ФНАЦ

Влияние систем и приёмов основной обработки почвы на показатели почвенного плодородия, динамику питательных веществ и урожайность основных сельскохозяйственных культур в республиках Северного Кавказа [1, 2] и на Ставрополье [3, 4] с учётом специфики природно-климатических условий изучается в достаточно широком научном диапазоне. Вместе с тем динамическое воздействия ходовых систем мобильной сельскохозяйственной техники на почву, приводящее к изменению структуры почвы в результате разрушения поверхностного слоя движителями МТА как в горизонтальной

(истирание), так и вертикальной (уплотнение) плоскостях, с изменением структуры более глубинных слоёв, требует более углубленного изучения. В исследованиях, рассматривающих почву как трёхфазную дисперсную систему (твёрдая фаза -воздух - вода), установлено, что при воздействии нагрузки на почву в начальный момент происходит сжатие пузырьков воздуха, заключённых в поровой воде, а затем - высвобождение из пор уплотняющейся почвы избыточного количества воздуха и воды [5]. Это приводит к разрыву крупных агрегатов почвы и формированию более мелких частиц, увеличивающих их удельную поверхность, т.е. поверхностный слой почвы распыляется. Важным фактором, влияющим на процесс распыления

поверхности почвы, является также ее исходная влажность в момент движения агрегата, поскольку почва может принимать вязкопластичное или упругопластичное состояния.

Систематическое уплотнение почвы на глубину большую, чем глубина рыхления современными глубокорыхлителями (40—45 см), нарушает нормальный ход тепло- и массообменных процессов, а изменение соотношений влаги, воздуха и почвенного скелета не способствует развитию почвенной микрофлоры. Для решения вопроса о целесообразности использования конкретной машины для движения по почве необходимо иметь информацию о последствиях воздействия движителя, т.е. речь идет об экологической совместимости машины с почвой, имеющей определенную влажность по глубине. Машина, экологически совместимая с почвой, не создает в результате своей работы изменений, вызывающих нарушение природных процессов, протекающих в почве.

Цель исследования заключается в оценке изменения структурного состава почвы в зависимости от буксования движителей трактора Т-150К при различных тяговых усилиях и влажности верхнего слоя почвы, а также совместимости машины с почвой при различной ее влажности для оценки экологически допустимого глубинного уплотнения движителями мобильных машин.

Материал и методы исследования. Полевые опыты проводились на опытном поле-полигоне ФГБНУ Ставропольского НИИСХ. Почва опытного участка: чернозем обыкновенный, среднесуглинистый, гумус — 3,5%, Р2О5 — 14,2 мг/кг почвы, К2О — 198 мг/кг почвы. Измерение тягового усилия и расчет коэффициента буксования 5 трактора Т-150К в сцепке с нагрузочным трактором ДТ-75 проводили по стандартным методикам [6] на стерне колосовых при различной влажности верхнего слоя почвы, равной 12,5; 14,2 и 19,1%. При этом ставились зазачи: установить зависимости коэффициента буксования 5 от величины тягового усилия трактора (Р) на лущенном стерневом фоне, выявить изменение процентного содержания почвенных агрегатов более 10 мм и менее 1 мм до и после прохода колес трактора при различной влажности в слое 0—5 см.

Расчеты по определению глубины уплотнения почвы движителями различных сельскохозяйственных машин при различной влажности почвы проводились по методике, предложенной А.М. Цукуровым [7], по формуле расчета:

Z •Нд=Zп + g•в/2•Zп,

где Нд — глубина области уплотнения, м; в — ширина шины, м; Zп — глубина следа колеса, м; g — среднее удельное давление машины, кПа; Z — градиент сопротивления почвы сдвигу, кПа/м.

Результаты исследования. Результаты исследования, представленные на графике и в таблице (рис. 1, табл. 1), позволяют сделать вывод, что в общем случае наблюдается рост коэффициента буксования с увеличением тягового усилия трактора.

Рис. 1 - Зависимость буксования движителя (5) трактора Т-150К от тягового усилия (Р) при различной влажности поверхностного слоя почвы: 1 - 12,5%; 2- 14,2%; 3-19,1%

1. Уравнения зависимости буксования (5) от тягового усилия (Р) при различной влажности слоя 0—5 см

Влажность верхнего Уравнения

слоя почвы, % 5=f (Р)

12,5 5=0,12 Р2-0,14 Р+7,4

14,2 5=0,13 Р2-0,21 Р+7,3

19,1 5=0,008 Р2+ 0,15 Р+6,8

При этом на более иссушенном фоне (12,5%) буксование было выше, чем при влажности контактного слоя 19,1%. Это объясняется тем, что при влажности 12,5% наблюдается процесс «сухого перетирания» частиц почвы, а при влажности 19,1% шина больше проседает в почву, сильнее прессует её и работает всей поверхностью пространства между шипами. Изучение агрегатного состава почвы по методу Савинова [8] до и после прохода колёс трактора (табл. 2) позволили сделать заключение об увеличении содержания в почве агрегатов менее 1 мм при проходе по более иссушенной почве на 10,7% и увеличении содержания комков более 10 мм на 8,1% при проходе колеса по более влажному верхнему слою (19,1%).

2. Изменение агрегатного состава почвы при воздействии колёс трактора, %

Размер агрегатов почвы Влажность, %

12,5 19,1

до после до после

прохода прохода прохода прохода

Менее 1 мм 20,2 30,9 22,9 13,1

Более 10 мм 39,5 16,9 23,1 31,2

На основании расчётов, представленных в виде графика (рис. 2), установлено, что глубина уплотнения Нд при работе комбайна Дон-1500

! 1 -1500

1 1 1

" 1 1 I К-701

Зама " -ioftycmu иово > DHUB ^Г -150К

1 }

Щ ж г/А т Щ SfY/ '///у

1 j 3-82

1 ЦТ 75Н

1__

1 1

1* 16 те 20 22 2Л 26

Рис. 2 - Зависимость глубины уплотнения (Нд) от влажности почвы (Ш, % в слое 30-50 см)

превышает пределы зоны допустимого уплотнения, начиная с влажности более 16%.

Экологически допустимой величиной зоны влажности для работы в агрегате с трактором К-701 является влажность 19%, при работе трактора Т-150К - 21%, а для трактора МТЗ-82 - 26%. Гусеничный трактор ДТ-75М может работать без остаточного уплотнения в любом рассматриваемом диапазоне влажности.

Выводы. На основании вышеизложенного можно утверждать, что использование колёсных машин в технологиях возделывания культур нужно осуществлять с учётом влажностного состояния поверхностного слоя, поскольку разрушение структуры почвы в меньшей степени происходит

при влажности поверхностного слоя в пределах 14,2-19,0%, что составляет 0,5-0,7 НПВ.

Наибольшее глубинное уплотнение создаётся движителями комбайна Дон-1500 в широком диапазоне влажности. В зоне более иссушенной почвы (W=15%) глубина уплотнения почвы колёсами тракторов К-701 и Т-150К примерно одинакова и ниже допустимого значения (40-45 см). Наименьшая глубина уплотнения создаётся движителем трактора ДТ-75Н в диапазоне влажности от 15 до 28%. Результаты исследования могут быть использованы для практического применения в хозяйствах при выборе технологии возделывания сельскохозяйственных культур с учётом складывающихся условий увлажнения почвы.

Литература

1. Адиньяев Э.Д., Халилов М.Б. Влияние разноглубинной обработки почвы на показатели плодородия, урожай и качество зерна озимой пшеницы в различных природных зонах // Известия Горского государственного аграрного университета. 2018. № 55 (1). С. 7-15.

2. Адиньяев Э.Д., Халилов М.Б. Влияние различных приемов обработки на динамику питательных веществ в почве и продуктивность озимой пшеницы в различных природных условиях // Известия Горского государственного аграрного университета. 2018. № 55 (1). С. 15-20.

3. Кузыченко Ю.А., В.В. Кулинцев В.В., Кобозев А.К. Эффективность обработки почвы в севооборотах на различных типах почв Центрального Предкавказья // Земледелие. 2017. № 4. С. 19-21.

4. Кузыченко Ю.А., В.В. Кулинцев В.В., Кобозев А.К. Обобщённая оценка дифференциации систем основной обработки почвы под культуры севооборота // Достижения науки и техники АПК. 2017. Т. 31. № 8. С. 28-30.

5. Шукле Л. Реалогические свойства почв и грунтов. М.: Стройиздат, 1983. 368 с.

6. Савочкин В.А. Тяговый расчёт трактора. М.: МГТУ «МАМИ», 2001. 48 с.

7. Вадюнина А.Ф., Корчагина З.А. Методы исследования физических свойств почвы. М.: Агропромиздат, 1986. 416 с.

8. Цукуров А.М. Теоретические основы экологической совместимости колёсных машин с почвой: автореф. дис. ... докт. техн. наук. / Рост. ин-т с.-х. машиностроения. Ростов-на-Дону, 1992. 46 с.

Влияние систем обработки почвы и доз удобрений на урожайность культур семипольного кормового севооборота

А.В. Парамонов, к.с.-х.н., А.В. Федюшкин, к.с.-х.н., ФГБНУ ФРАНЦ

Увеличение производства продукции растениеводства является актуальной проблемой земледелия. Для успешного решения данной проблемы необходимо учитывать множество факторов. Наибольшая продуктивность сельскохозяйственных культур формируется при оптимальных условиях для роста и развития растений. Одна из ведущих ролей в успешном разрешении данной проблематики принадлежит севообороту [1, 2]. Наличие в нём многолетних трав и зернобобовых культур содействует снижению доз применяемых азотных удобрений, чередование культур способствует со-

кращению численности вредителей, уменьшает вероятность проявления болезней и, как следствие, снижает пестицидную нагрузку на окружающую среду [3-5]. Выбор способа и своевременность обработки почвы существенно влияет на сохранение почвенной влаги и доступность её растениям, что напрямую воздействует на величину получаемого урожая. Особое внимание требуется уделить вопросам минерального питания растений. Рациональное применение удобрений в высокой степени определяет урожайность возделываемых культур и способствует сохранению почвенного плодородия [6].

Совокупное влияние вышеперечисленных факторов на урожайность и продуктивность се-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.