Научная статья на тему 'Изменение социального и культурного капитала поколений (по материалам китайской и российской статистики)'

Изменение социального и культурного капитала поколений (по материалам китайской и российской статистики) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный капитал / культурный капитал / семья как ценность / образование как ценность / здоровье как ценность / карьера / social capital / cultural capital / family as a value / education as a value / health as a value / career

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ли Цзяньхуэй

Статья отражает результаты сравнительного исследования социального и культурного капиталов двух поколений китайской и российской молодежи, коррелирующих с ценностными приоритетами граждан. Отмечается, что аксиологическая преемственность в обществе составляет основу исторического развития. Однако внешние условия формирования сознания молодых людей на разных этапах эволюции социума разнятся, что провоцирует изменения в содержании и объеме социального и культурного капитала наций. Подчеркивается сходство приоритетных аксиологических траекторий Китая и России, декларирован-ных на государственном уровне. В качестве наиболее значимых для социума были проанализированы цен-ности семьи, образования, здоровья и карьеры в их восприятии со стороны поколений «родителей» и «де-тей». В результате анализа статистических источников двух стран обнаружено следующее: семейные цен-ности демонстрируют стабильность в содержании, но снижение общей значимости для поколения совре-менной молодежи, отмечен рост ценностей здоровья и образования. Значимость карьеры для российской молодежи сомнения не представляет, для китайской – снижается. Заключается, что негативные тенденции в аксиологической сфере общества провоцируются внешним влиянием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changing the Social and Cultural Capital of Generations (Based on Sino-Russian Statistics)

The article reflects the results of a comparative study of the social and cultural capitals of two generations of Chinese and Russian youth, correlating with the value priorities of citizens. It is emphasized that axiological continuity in society is the basis of historical development. However, the socio-economic conditions for the formation of the consciousness of young people at different stages of the evolution of society differ, which provokes changes in the content and volume of the social and cultural capital of the nation. The similarity of the priority axiological trajectories of China and Russia, declared at the state level, is emphasized. The values of family, education, health and career in their perception by generations of “parents” and “children” at the present stage of development of Russia and China were analyzed as the most significant for society. As a result of the analysis of statistical sources of the two countries, the following was found: family values demonstrate stability in content, but a decrease in overall importance for the generation of modern youth, an increase in the value of health and education. The importance of a career for Russian youth is beyond doubt, for Chinese it is decreasing. It is concluded that negative trends in the axiological sphere of society are provoked by external influence.

Текст научной работы на тему «Изменение социального и культурного капитала поколений (по материалам китайской и российской статистики)»

Научная статья УДК 316.3+316.7

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.11.20

Изменение социального и культурного капитала поколений (по материалам китайской и российской статистики)

Ли Цзяньхуэй

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья отражает результаты сравнительного исследования социального и культурного капиталов двух поколений китайской и российской молодежи, коррелирующих с ценностными приоритетами граждан. Отмечается, что аксиологическая преемственность в обществе составляет основу исторического развития. Однако внешние условия формирования сознания молодых людей на разных этапах эволюции социума разнятся, что провоцирует изменения в содержании и объеме социального и культурного капитала наций. Подчеркивается сходство приоритетных аксиологических траекторий Китая и России, декларированных на государственном уровне. В качестве наиболее значимых для социума были проанализированы ценности семьи, образования, здоровья и карьеры в их восприятии со стороны поколений «родителей» и «детей». В результате анализа статистических источников двух стран обнаружено следующее: семейные ценности демонстрируют стабильность в содержании, но снижение общей значимости для поколения современной молодежи, отмечен рост ценностей здоровья и образования. Значимость карьеры для российской молодежи сомнения не представляет, для китайской - снижается. Заключается, что негативные тенденции в аксиологической сфере общества провоцируются внешним влиянием.

Ключевые слова: социальный капитал, культурный капитал, семья как ценность, образование как ценность, здоровье как ценность, карьера

Финансирование: исследование было поддержано Стипендиальным советом Китая (ФВЭ^вйй, http: www.csc.edu.cn).

Для цитирования: Ли Цзяньхуэй. Изменение социального и культурного капитала поколений (по материалам китайской и российской статистики) // Теория и практика общественного развития. 2023. № 11. С. 163-169. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.11.20.

Original article

Changing the Social and Cultural Capital of Generations (Based on Sino-Russian Statistics)

Li Jianhui

St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, [email protected]

Abstract. The article reflects the results of a comparative study of the social and cultural capitals of two generations of Chinese and Russian youth, correlating with the value priorities of citizens. It is emphasized that axiological continuity in society is the basis of historical development. However, the socio-economic conditions for the formation of the consciousness of young people at different stages of the evolution of society differ, which provokes changes in the content and volume of the social and cultural capital of the nation. The similarity of the priority axiological trajectories of China and Russia, declared at the state level, is emphasized. The values of family, education, health and career in their perception by generations of "parents" and "children" at the present stage of development of Russia and China were analyzed as the most significant for society. As a result of the analysis of statistical sources of the two countries, the following was found: family values demonstrate stability in content, but a decrease in overall importance for the generation of modern youth, an increase in the value of health and education. The importance of a career for Russian youth is beyond doubt, for Chinese it is decreasing. It is concluded that negative trends in the axiological sphere of society are provoked by external influence.

Keywords: social capital, cultural capital, family as a value, education as a value, health as a value, career Funding: The research was supported by the China Scholarship Council (^Ий^Ж^в, http: www.csc.edu.cn). For citation: Li Jianhui (2023) Changing the Social and Cultural Capital of Generations (Based on Sino-Russian Statistics). Theory and Practice of Social Development. (11), 163-169. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.11.20 (In Russian).

Введение. Связь поколений обеспечивается передачей во времени и пространстве определенных традиций, духовных скреп, которые позволяют представителям одной нации сохранять

© Ли Цзяньхуэй, 2023

свое единство, опираясь на общее в коллективном самосознании. В современных условиях глобализации остро стоит вопрос сохранения поколенческой преемственности национальных ценностей, составляющих социальный и культурный потенциал народа той или иной страны. Так, президент Российской Федерации В.В. Путин в ноябре 2022 г. издал указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»1. В документе подчеркивается важность интегрирующих российских национальных приоритетов, таких как семья, духовные и патриотические ценности и коллективистские ориентиры. О важности сохранения традиционной китайской культуры, включая образование, моральные и семейные ценности, труд, национальные приоритеты, говорил и Си Цзиньпин, председатель Китайской Народной Республики, на 20-м съезде Коммунистической партии Китая в 2022 г.2 Сказанное свидетельствует о высокой значимости традиционных ценностей в России и Китае на современном этапе развития данных стран, а следовательно, и актуальность изучения вопросов сохранения представлений о национальных приоритетах в поколениях не вызывает сомнения.

Цель настоящего исследования - исследование особенностей социального и культурного потенциалов разных поколений граждан в Китае и России.

Достижение ее предполагало решение следующих задач:

- обзор теоретических и прикладных исследований социального и культурного капитала в РФ и КНР с учетом результатов дискуссии в общей социологии;

- сравнение изменений в значимости ценностей семьи, образования, здоровья и карьеры в Китае и России для разных поколений на основе статистических данных;

- обобщение результатов исследования на предмет установления динамики преобразований в ценностной сфере поколений двух стран.

Среди методов исследования приоритет был отдан аналитическим и описательным, что обусловлено спецификой тематической направленности работы.

Развитие российских и китайских исследований социального и культурного капитала и его взаимосвязь с ценностями. С 1970-х гг. внимание ученых из разных сфер науки (экономика, социология, политология), изучающих общественное поведение индивидов, привлекают концепции социального капитала. В этом контексте распространение получают труды известного французского ученого П. Бурдье (Бурдье, 2005). С 1990-х гг. теория социального капитала составила фокус исследований академических кругов. При этом он рассматривался как фактор экономического роста страны и развития общества. Так, американский историк и политолог Р. Патнэм, как и П. Бурдье, связывал социальный капитал с доверием, нормами, взаимностью отношений, положением человека в системе общественного неравенства (Putnam, 2001). Согласно экономической трактовке данного понятия Дж. Коулманом, социальный капитал является ресурсом для достижения личных и коллективных целей, исходя из максимизации пользы (Coleman, 1991).

С социологической точки зрения данный феномен обычно относится к способности человека использовать свое особое общественное положение для получения выгод в зависимости от занимаемого места в социальной структуре. Как правило, речь идет об отношениях с родственниками, друзьями, одноклассниками, сослуживцами. Чем больше пользы может извлечь человек из такого рода взаимодействий, тем выше его социальный капитал.

Культурный капитал - также предмет постоянного академического интереса, впервые проявившегося еще в конце 1980-х гг. П. Бурдье, считающийся основоположником этой концепции, отмечает, что культурный капитал является объективным ресурсом, а сущностью его выступает накопление результатов труда и знаний, в основе которого лежат человеческие способности, поведение, стиль речи, образование, качество и образ жизни, включая культурные компетенции и модель потребления (Бурдье, 1997).

Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко в своей работе указывают, что ценности доминирующего общества и понятие социального капитала позволяют выполнить анализ изменений, происходящих в культуре и личности в ответ на исторические и социальные преобразования (Лебедева, Татарко, 2010). Исследователями было установлено, что самоутверждающиеся ценности имеют, с одной стороны, сильную положительную корреляцию с показателями социального капитала, а с другой - отрицательную. Это объясняется тем, что они одновременно выражают коллективные

1 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 —= Доклад Си Цзиньпина на 20-м Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая. 16.10.2022 г. [Электронный ресурс] // Центральное народное правительство Китайской Народной Республики. URL: https://goo.su/QThfdUY (дата обращения: 12.07.2023). (на кит. яз.)

интересы и способствуют гармонии в социуме, а также служат индивидуальным интересам и отрицательно коррелируют с показателями социального капитала (Лебедева и др., 2013). Таким образом, мы видим, что ценности и капитал взаимосвязаны.

Со второй половины 2010-х гг. данные исследований в аксиологической сфере вызывают у специалистов сомнения в успешной культурной модернизации российского общества. Его национальные ценности остаются удивительно стабильными уже четверть века, представляя собой сочетание материалистических и постматериалистических приоритетов при большой значимости первых (Головин, Сибирев, 2016).

Цзоу Юйчунь отмечает, что понятие социального капитала играет важную роль в установлении взаимосвязи между индивидуальным поведением и структурой общества, а также связывает микромир человека и общества. Социальный капитал как методологическая концепция необходим при изучении ценностей, особенно семейных и образовательных, приоритетов экономического развития, коллективных действий и связанных с ними аспектов (Цзоу Юйчунь, 2015).

Различия в уровнях ценностей, в коммуникативном поведении и преобладающих стереотипах влияют на обоюдное доверие и стремление к взаимодействию между представителями разных стран (Vasilyeva, Lebedeva, 2020). Таким образом, изменения в ценностях Китая и России и различия между ними представляются важным объектом изучения и анализа.

Тенденции изменения социального и культурного капитала в Китае и России: ценности семьи, образования, здоровья и карьеры. Смена поколений влечет за собой пересмотр действовавшей ценностной парадигмы либо утверждение ее в прежнем варианте. В свете интенсификации китайско-российских отношений на современном этапе внешнеполитического развития аксиологический контекст деятельности активных слоев населения обеих стран позволяет оценить перспективность их взаимодействия. Рассмотрим изменение ценностей молодых поколений в Китае и в России по сравнению с их родителями. Под поколениями далее понимаются возрастные группы людей, принадлежащие по рождению к одному временному периоду (демографы их именуют возрастными когортами). Это люди, родившиеся в одно время и пережившие вместе важнейшие события истории страны. Нами выделены: поколение № 1 («родители») и поколение № 2 («дети»).

Молодежь поколения № 1 в обеих странах (сбор данных Wave 3 WVS выполнен в 19951998 гг.) родилась примерно в 1966 г. или годом ранее. Его представители примерно в 1973 г. поступили в социалистическую школу, в 1984 г. окончили ее в канун общественных реформ, а потом стали работать или учиться дальше. В 1996 г. им было уже 30 лет, а Интернета тогда еще не было. На их ценности влияли семья, школа, работа, институт, политика, газеты и телевидение. В 2022 г. им было 56 лет или около того, то есть они стали пользоваться цифровыми технологиями уже будучи взрослыми.

Молодежь поколения № 2 в КНР и в РФ (сбор данных Wave 7 WVS выполнен в 2017-2020 гг.) родилась в 1991 г. или немного ранее. Ее типичные представители пошли в школу в 1998 г. в период реформ, окончили её в 2009 г., затем учились в институте, университете или пошли работать. Среди них значительно увеличилась доля людей с высшим образованием. Эта молодежь использовала Интернет с детства, со школьных лет.

На рис. 1 представлены социальные характеристики двух поколений активного возраста в современных России и Китае.

Подробное описание специфических черт выделенных поколений мы приводили в предыдущих публикациях (Ли Цзяньхуэй, 2021).

Анализ статистические данных и его результаты. Взяв за основу статистические данные Китая и России о регистрации брака (табл. 1), уровне образования (табл. 2), продолжительности жизни (табл. 3) и занятости (табл. 4), мы изучили и проанализировали изменения в репрезентации четырех ценностей - семья, образование, здоровье и карьера - в сознании двух поколений молодежи Китая и России, а значит, и в социокультурном капитале двух стран.

Как видно из табл. 1, существенных изменений в количестве зарегистрированных браков при сравнении двух поколений в России не наблюдается, и передача семейных ценностей от старшего поколения (w3) к младшему (w7) носит устойчивый характер. Однако есть то, что заслуживает нашего внимания. В обоих временных периодах 1995-1998 (w3) и 2017-2020 (w7) наблюдается тенденция к снижению количества вступающих в брак. Мы считаем, что с 1991 г. (w3) структура российского общества кардинально изменилась, что сказалось на социализации молодежи, ее ценностных установках. Кроме того, значимым в этом отношении, на наш взгляд, выступает и влияние СМИ, поскольку в обозначенный период времени они сохраняли свое превалирующее влияние на массовое сознание, несмотря на уже появившийся, но еще не набравший достаточной популярности Интернет. Россия в 2017-2020 гг. (w7) демонстрировала стабильный этап общественного развития. Однако количество зарегистрированных браков характеризовалось тенденцией к снижению, причем ярко выраженной. И это, возможно, было обусловлено влиянием новых средств массовой информации, функционирующих в цифровом формате в Сети. Скорость распространения информации и ее содержание стали более вариативными, что позволило обеспечить людям выбор модели поведения и оказало большее влияние на изменение совокупности ценностей.

Рисунок 1 - Характеристика двух поколений в КНР и в РФ1

Figure 1 - Characteristics of Two Generations in the PRC and in the Russian Federation

Таблица 1 - Регистрация браков в Китае и России, тыс. пар2

Table 1 - Marriage Registration in China and Russia, Thousand Couples_

Волна 1995-1998 W3 2017-2020 W7

1995 1996 1997 1998 2017 2018 2019 2020

РФ 1 075,22 866,65 928,41 848,69 1 049,7 893,0 950,2 770,9

КНР 963 961,8 909 891,8 1 063,10 1 013,94 927,33 814,33

В Китае количество зарегистрированных браков в обоих поколениях также имеет тенденцию к снижению, причем среди молодежи ^ с 2017 г. она является более выраженной. Это свидетельствует об изменении отношения представителей нового поколения к семейным ценностям с важного на неважное в современную эпоху и уменьшает социальный капитал страны. Сказанное также имеет причиной рост влияния цифровых СМИ на сознание индивидов, учитывая, что информация, передаваемая ими, в основном базируется на гедонистических ценностях, люди уделяют больше внимания своим личным чувствам и мыслям.

Кроме того, на появление обозначенной тенденции повлияло изменение семейных ценностей молодежи в целом, готовность брать на себя ответственность за сохранение семьи у молодых людей снизилась в связи с популяризацией индивидуализма и эгоизма как жизненных принципов.

В России число молодых людей нового поколения ^7), получающих высшее образование, выше, чем было в свое время среди представителей старшего поколения ^3), а это значит, что люди сегодня уделяют больше внимания образованию, и его ценность растет. В Китае дифференциация между двумя поколениями по этому показателю более заметна: количество людей, получающих высшее образование в современных условиях, в поколении w7 увеличилось почти в десять раз по сравнению с поколением w3 (табл. 2), а отношение к образовательным ценностям в Китае становится все более уважительным.

1 Составлено автором. Показаны линии жизни поколений, сопоставленные с волнами W3 и W7 мирового исследования ценностей (WVS). К 1966 г. относится то время, когда родилось большинство представителей поколения 1 (родители современной молодежи). В 1973 г. они пошли в школу, в 1984 г. - окончили её. На 1991 г. пришлось рождение годичных возрастных когорт поколения 2 (современная молодежь), 1998 г. - молодежь поколения 2 пошла в школу, в 2009 г. - окончила ее. Все годы имеют некоторый разброс: 1995-1998 гг. - волна сбора данных W3 WVS, 2017-2022 гг. - волна сбора данных W7 WVS.

2 Демография. Браки и разводы [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 01.11.2023) ; ^ffl^it ^ = Китайский статистический ежегодник [Электронный ресурс] // Национальное бюро статистики. URL: http://www.stats.gov.cn/sj/ndsj/ (дата обращения: 01.11.2023) (на кит. яз.)

Таблица 2 - Количество выпускников высших учебных заведений в Китае и России, тыс. чел.1

Table 2 - Number of Graduates of Higher Education Institutions in China and Russia, Ths. People.

Волна 1995-1998 W3 2017-2020 W7

1995 1996 1997 1998 2017 2018 2019 2020

РФ 395,5 415,1 436,2 470,6 969 933 909 849

КНР 80,54 83,86 82,91 82,98 795 820 834 874

Благодаря развитию общества, совершенствованию и стабильности социальной структуры повысилось качество жизни людей, они получили доступ к более качественным медицинским услугам, что сказалось на увеличении продолжительности жизни в обеих странах (табл. 3). В то же время с развитием средств массовой информации доступ к информации и знаниям стал более удобным, люди стали лучше разбираться в вопросах здоровья, поэтому его ценность демонстрирует тенденцию к росту. Повышение продолжительности жизни отражает общее улучшение состояния здоровья населения, что также связано с увеличением социального капитала. Причем длительность жизни «детей» ^7) увеличилась по сравнению с «родителями» ^3) как в Китае, так и в России.

Таблица 3 - Продолжительность жизни в Китае и России, лет2

Table 3 - Life Expectancy in China and Russia, Years

Волна 1995-1998 W3 2017-2020 W7

1995 1996 1997 1998 2017 2018 2019 2020

РФ 64,52 59,62 60,85 61,22 72,70 72,91 73,34 71,54

КНР 69,85 70,10 70,34 70,58 76,32 76,62 76,79 76,96

Значимость карьеры как аксиологической ценности для российской и китайской молодежи обоих поколений представляется целесообразным оценивать с точки зрения уровня занятости граждан.

В России средний уровень занятости за период 1995-1998 гг. ^3) составляет 56,15 %, а за период 2017-2020 гг. ^7) - 62,4 %, причем средний уровень занятости «детей» ^7) по сравнению с «родителями» ^3) выше на 6,25 %, а динамика присвоения ими ценностей карьеры в современной России приобрела восходящий характер (табл. 4).

Таблица 4 - Уровень занятости в РФ и КНР3

Table 4 - Employment Rate in the Russian Federation and PRC

Волна 1995-1998 W3 2017-2020 W7

Год 1995 1996 1997 1998 2017 2018 2019 2020

РФ (в %) 59,0 57,7 54,9 53,0 59,5 59,8 59,4 58,4

КНР (на 10 000 чел.) 68 065 68 950 68 920 70 637 76 058 75 782 75 447 75 064

В Китае, хотя численность занятых в поколении w7 выше, чем в поколении w3, следует учитывать фактор роста численности населения. Обращает на себя внимание тот факт, что уровень занятости «родителей» в 1995-1998 гг. находился в состоянии роста, что свидетельствует о постепенном повышении значимости карьерных ценностей людей этого поколения. С другой стороны, в поколении w7 ситуация прямо противоположная: число занятых из года в год снижается, что говорит о том, что карьерные ценности «детей» имеют тенденцию к снижению. Значимым для развития данной ситуации, на наш взгляд, выступает активная трансляция в социум гедонистических ориентиров, насаждение культуры активного потребления в ущерб прочим аксиологическим приоритетам. Преимущественным каналом распространения такого рода идей среди современной молодежи являются информационные технологии, к которым представители поколения «детей» имеют широкий доступ. Бесспорно, что на современных медиаплатформах, будь то интернет-магазины, социальные сети, онлайн-игры, онлайн-реклама и т. д., насаждается концепция удовольствия как высшего блага, что негативно сказывается на ситуации с трудоустройством современной молодежи, поскольку работа вступает в противоречие с такого рода ценностями. В связи с развитием новых средств массовой информации такие профессии, как банковские операционисты, охранники, продавцы, курьеры и т.д., постепенно заменяются цифровыми ресурсами и новыми формами медиа, такими как Big Data и искусственный интеллект. Сказанное обуславливает негативную корреляцию социального капитала с уровнем занятости современной молодежи.

1 Российский статистический ежегодник. М., 2021. 692 с. ; фиш+^ж = Китайский статистический ежегодник ...

2 Там же.

3 Там же.

Выводы. Ценности, распространенные в обществе, и объем социального капитала хорошо иллюстрируют изменения, происходящие в индивидуальном и коллективном сознании индивидов в результате исторических перемен. Социальный и культурный капитал и ценности взаимосвязаны. Особенно значимы в этом отношении семейные, образовательные приоритеты, ценность труда, здоровья и связанные с ними аспекты.

В ходе исследования мы выяснили, что существенных изменений в содержании семейных ценностей между двумя поколениями в Китае и России не произошло, что свидетельствует об относительной стабильности развития института семьи в обеих странах. Однако в процессе исторического развития значимость его имеет тенденцию к снижению, и влияние СМИ на коллективное сознание в этом отношении является решающим.

Что касается образовательных ценностей, то и в Китае, и в России произошли значительные изменения в их восприятии представителями рассматриваемых поколений. Причем в ходе исторического развития обеих стран образовательные ценности постепенно приобретали все большее значение, что опять-таки свидетельствует о тенденции к росту социального капитала.

Средняя продолжительность жизни обоих поколений в Китае и России увеличилась, что свидетельствует о том, что в обеих странах граждане стали больше заботиться о своем здоровье, наделяя его повышенной аксиологической значимостью.

Дифференцируются результаты анализа ценности трудовой занятости для представителей поколения «детей» в России и Китае: в первой стремление к построению карьеры растет, в то время как в КНР у нового поколения (w7) наблюдается тенденция к снижению значимости занятости на фоне распространения гедонистических приоритетов. Трудовая занятость напрямую иллюстрирует степень интеграции молодежи в общественное производство, растет число людей, не имеющих работы, и мы рассматриваем влияние развивающихся новых средств массовой информации.

В целом в обеих странах наблюдается рост социального и культурного капитала, особенно за счет повышения значимости ценностей образования и здоровья. Однако и в Китае, и в России наблюдается тенденция к нивелированию семейных приоритетов, а в КНР ситуация осложняется нежеланием поколения «детей» работать.

На наш взгляд, негативные тенденции в аксиологической сфере молодых граждан обеих стран обусловлены активным распространением информационных технологий и Интернета, ориентированных на насаждение идеалов, противоречащих конструктивному построению траектории общественного развития за счет признания высшей ценностью личного удовольствия индивидов. Разница во влиянии средств массовой информации традиционного и цифрового формата на социализацию и ценности двух поколений заслуживает более пристального исследовательского внимания и дальнейшего изучения, поэтому составляет перспективу наших научных изысканий.

Список источников

Coleman J.S. Foundations of Social Theory. Vol. 1. Munich, 1991. XVI, 474 p.

Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 5. С. 60-74.

Головин Н.А., Сибирев В.А. О возможности культурной рецессии в России 2010-х гг.: размышления над исследованиями ценностей // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. 19, № 3. C. 80-94.

Лебедева Н.М., Бушина Е.В., Черкасова Л.Л. Ценности, социальный капитал и отношение к инновациям // Общественные науки и современность. 2013. № 4. С. 28-42.

Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности и социальный капитал как основа социально-экономического развития // Журнал институциональных исследований. 2010. Т. 2, № 1. С. 17-34.

Ли Цзяньхуэй. Изменение ценностей поколений в РФ и КНР: по материалам всемирного исследования ценностей: на примере семьи // Социологический нарратив 2021: общество в контексте новых вызовов: риски и возможности. М., 2021. С. 150-157.

ФЯЩ: :±;вАЕЩ®й° 1997^„ 244Ш = Бурдье П. Культурный капитал и социальная прак-

тика. Шанхай, 1997. 244 с. (на кит. яз.)

// ФФЖА^ЩЙ^В*®) -тж- 2015^„ Ш31„ Ш70-80Ш = Цзоу Юйчунь. Анализ полезности социального капитала: на примере влияния общего доверия городских жителей // Журнал Университета науки и технологий Хуачжун. Социальные науки. 2015. № 3. С. 70-80. (на кит. яз.)

Putnam R. Social Capital: Measurement and Consequences // Canadian Journal of Policy Research. 2001. Vol. 2, iss. 1. Р. 41-51.

Vasilyeva E.D., Lebedeva N.M. Sino-Russian Intercultural Communication Research: Literature Review // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2020. Vol. 17, iss. 1. P. 51-63. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-1-51-63.

References:

Bourdieu, P. (1997) [Cultural capital and social practice], Shanghai. 244 p. (In Chinese)

Bourdieu, P. (2002) Formy kapitala [Forms of сapital]. Journal of Economic Sociology. 3 (5), 60-74. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Golovin, N. A. & Sibirev, V. A. (2016) The Possibility of Cultural Recession in Russia since 2010: Reflections on Values Research. The Journal of Sociology and Social Anthropology. 19 (3), 80-94. (In Russian).

Lebedeva, N. M. & Tatarko, A. N. (2010) Values and Social Capital as the Basis for Socio-Economic Development. Journal of Institutional Studies. 2 (1), 17-34. (In Russian).

Lebedeva, N. M., Bushina, E. V. & Cherkasova, L. L. (2013) Tsennosti, sotsial'nyi kapital i otnoshenie k innovatsiyam [Values, social capital and attitude to innovation]. Social Sciences and Contemporary World. (4), 28-42. (In Russian).

Li Jianhui (2021). Izmenenie tsennostei pokolenii v RF i KNR: po materialam vsemirnogo issledovaniya tsennostei: na primere sem'i [Changing values of generations in Russia and China: based on the materials of the world values study: on the example of a family]. In: Sotsiologicheskii narrativ 2021: obshchestvo v kontekste novykh vyzovov: riski i vozmozhnosti. Moscow, рр. 150-157. (In Russian).

Vasilyeva, E. D. & Lebedeva, N. M. (2020) Sino-Russian Intercultural Communication Research: Literature Review. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 17 (1), 51-63. Available from: doi:10.22363/2313-1683-2020-17-1-51-63.

Zou Yuchun (2015). [Analysis of the usefulness of social capital: the example of the impact of the overall trust of urban residents]. [Journal of Huazhong University of Science and Technology. Social Science]. (3), 70-80. (In Chinese)

Информация об авторе Ли Цзяньхуэй - аспирант факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия.

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author Li Jianhui - PhD student, Faculty of Sociology, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.10.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 03.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.11.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.