Научная статья на тему 'Изменение социально психологических гендерных установок, влияющих на поведение женщин в семье'

Изменение социально психологических гендерных установок, влияющих на поведение женщин в семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологические гендерные установки / семья / женская агрессия / потребность в безопасности / psychological gender attitudes / female aggression / family / need for security

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов Михаил Иванович

В статье рассматриваются гендерные установки, влияющие на поведение женщин в семье. Анализ источников показывает, что в историческом контексте российской государственности всегда присутствовала культура воспитания психологических гендерных установок у молодежи в отношении распределении доли ответственности в семье. Предлагаются меры по пересмотру формирования семейных отношений, определения главенства и распределения ответственности за базовые потребности основной ячейки общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changing socio psychological gender attitudes affecting women's behavior in the family

The article examines gender attitudes that influence the behavior of women in the family. An analysis of sources shows that in the historical context of Russian statehood there has always been a culture of instilling psychological gender attitudes among young people regarding the distribution of the share of responsibility in the family. Measures are proposed to review the formation of family relations, the definition of primacy and the distribution of responsibility for the basic needs of the basic unit of society.

Текст научной работы на тему «Изменение социально психологических гендерных установок, влияющих на поведение женщин в семье»

Гендерная социология

DOI: 10.24412/1994-3776-2024-2-65-70 УДК: 396.6

М.И. Кузнецов

ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГЕНДЕРНЫХ УСТАНОВОК, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОВЕДЕНИЕ ЖЕНЩИН В СЕМЬЕ

M. Kuznetsov. Changing socio - psychological gender attitudes affecting

women's behavior in the family

Аннотация. В статье рассматриваются тендерные установки, влияющие на поведение женщин в семье. Анализ источников показывает, что в историческом контексте российской государственности всегда присутствовала культура воспитания

психологических тендерных установок у молодежи в отношении распределении доли ответственности в семье. Предлагаются меры по пересмотру формирования семейных отношений, определения главенства и распределения ответственности за базовые потребности основной ячейки общества. Ключевые слова: психологические гендерные установки, семья, женская агрессия, потребность в безопасности

Контактная информация: 390000, Рязань, Сенная ул., д.1; тел. (905) 690-48-67 e-mail: mikhail_kuznetsov_1962@list.ru

Abstract. The article examines gender attitudes that influence the behavior of women in the family. An analysis of sources shows that in the historical context of Russian statehood there has always been a culture of instilling psychological gender attitudes among young people regarding the distribution of the share of responsibility in the family. Measures are proposed to review the formation of family relations, the definition of primacy and the distribution of responsibility for the basic needs of the basic unit of society.

Keywords: psychological gender attitudes, female aggression, family, need for security

Contact information: Sennaya st., 1; Ryazan, 390000, tel. (905) 690-48-67 e-mail:

mikhail_kuznetsov_1962@list.ru

Анализ источников показывает, что в историческом контексте российской государственности всегда присутствовала культура воспитания психологических гендерных установок у молодежи в отношении распределении доли ответственности в семье. До революции 1917 года основная воспитательная роль отводилась церкви как непосредственному духовно - нравственному институту государства. Позиция духовенства в вопросе главенства мужчины в семье остается неизменной и по настоящий момент [4, с.1].

В связи со сменой строя и отделением церкви от государства в 20-30- гг. прошлого века начали меняться и установки главенства в семье, были законодательно закреплены равные права в приобретении собственности для мужчин и женщин, появились возможности ведения отдельного хозяйства.

Великая Отечественная война 1941-1945гг. стала переломным этапом в отношении общества к составу семьи. В связи с высокой убылью мужского населения страны многие женщины были вынуждены растить детей самостоятельно, в соответствии с изменениями в обществе менялась и ролевая психология семьи. Традиционно считавшимися «женскими» качествам, таким как уступчивость, безынициативность, гибкость в общении, пришли на

Кузнецов Михаил Иванович - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России

M. Kuznetsov - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia © Кузнецов М.И., 2024

смену напористость, агрессивность. Во многом это было связано с утратой чувства безопасности в семье, неврозами, вызванными многолетними годами лишений, гормональными сбоями при личном одиночестве женщин. Изменились психологические гендерные установки в воспитании детей. Мальчиков, ввиду отсутствия мужского влияния в семье, воспитывали менее строго, чем девочек, формировался разный подход на равнозначные проступки. Впоследствии, при равной профессиональной подготовленности, к женщинам работодателями стали предъявляться более жесткие требования.

В связи с изменением психологической роли женщины и отсутствием в семье примера мужского поведения произошла парадоксальная ситуация. Девочки «считывали» с матерей такие ролевые особенности, как инициативность, агрессия, доминирование в семье. А у мальчиков либо не было реального примера для подражания, либо, в лучшем случае, этим примером становились взаимоотношения в мужских коллективах при прохождении службы в армии по призыву. Нужно отметить, что ролевое поведение мужчины в сугубо мужском коллективе, где существует принцип доминирования, социальной агрессии самого сильного, и роль психологически мужского поведения в семье, требующая большей гибкости в общении и умении брать ответственность за семью, существенно отличается.

В результате отмеченных противоречий достаточно часто формировались установки взаимоотношений в браке в период шестидесятых - семидесятых годов двадцатого века, детьми, выросшими в послевоенный период в неполных семьях с доминирующими матерями. В настоящий момент наблюдается повышенная, в том числе и пассивная, агрессия женщин предпенсионного и пенсионного возраста, которая отмечается в бытовом и социальном общении.

Конфликты во взаимоотношениях в семье, часто возникающие из-за борьбы за доминирование между воспитанной на психологических установках «сильной» женщины и мужчиной, физиологические особенности которого предполагают большее количество тестостерона в организме и большую физическую силу, часто имели затяжной характер и оставались неразрешенными. Государственная система на тот период могла вмешиваться в частную жизнь граждан. Женщина, при измене супруга, желании расторгнуть брак, могла обратиться в партийный или профсоюзный комитет, и мужчина подвергался общественному порицанию. Женская агрессия в какой-то мере поощрялась государством, так как лица женского пола были полноценными рабочими единицами, платили налоги, рожали детей -будущий производительный резерв «строителей коммунизма». Средства контрацепции практически отсутствовали, существовал налог на бездетность, так страна боролась за повышение рождаемости населения. Однако существовали еще такие социальные явления, как повышенная смертность среди мужчин из-за гиподинамии, сердечных заболеваний, алкоголизма, травматизма, участия в локальных военных конфликтах и проч. В результате количество женщин детородного возраста стало превышать количество таких же мужчин. Государственная социальная политика этого периода не включала семейную психотерапию. Приходить к психологу, а тем более психиатру считалось постыдным. Многие граждане, особенно в сельской местности, даже и не слышали о таком специалисте, как сексолог.

Экономические кризисы, вызванные развалом Советского Союза, породили огромную череду разводов и образование неполных семей во главе с матерями - одиночками. Это сформировало новый виток повышения женской агрессивности в обществе, связанный с отсутствием удовлетворения потребности в безопасности. Для этого периода характерна кризисная криминальная обстановка на улицах страны, что породило повышенную женскую тревожность, как следствие - усиление контроля за действиями детей, гиперопеку над ними.

На нынешнем этапе развития общества наблюдаются глубокие изменения социальных и гендерных установок российского государства в семье за последние сто лет. В начале двадцатого века главой семьи, на котором была основная ответственность за финансовое

благополучие и безопасность, однозначно определялся мужчина. Женщина отвечала за деторождение, мелкие бытовые вопросы, играла второстепенную подчинительную роль.

В начале двадцать первого века общественное мнение предъявляет не только к мужчинам требования об определенном уровне материального благополучия, но и женщины должны привносить существенный вклад в семейный бюджет, обладать материальной собственностью до создания семьи. Резко осуждаются девушки, желающие улучшить свой социальный и финансовый статус путем вступления в брак.

Психологическое «давление» на женщину возросло в связи с неуклонным падением рождаемости и высокой убылью населения [1, с.1]. Предполагается мотивировать женщин рожать больше детей путем изменения государственной политики в области медицины [8, с.1], ведется массированная пропаганда запрета абортов. Это вызывает массу морально-этических вопросов, поскольку роды, являясь естественным процессом, существенно влияют на здоровье женщины. Насильственное принуждение к деторождению при отсутствии системы социальных организаций для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в период вынашивания, рождения ребенка и первых годах его жизни, ставит под сомнение гуманное отношение к женщине со стороны правозащитников, выступающих с такими инициативами. Увеличение единовременных выплат на рождение детей может не привести к ожидаемому повышению рождаемости, так как не решает комплекса психологических причин, связанных со страхом женщин оказаться в трудной финансовой ситуации, либо отсутствия чувства безопасности.

Поскольку Россия страна, где большинством населения, как показывают социальные опросы, поддерживаются традиционные гендерные роли [9, с.1], восприятие в семье женщины ассоциируется у мужчин с определенным образом. Жена должна быть спокойной, гибкой в улаживании конфликтов, терпеливой, заботливой. Однако при этом мужчина ожидает от женщины и существенного финансового вклада в семейный бюджет, что предполагает высокий профессионализм и уровень доходов, который достигается противоположными личностными качествами: напористостью, наличием амбиций, умением отстоять личные границы, подняться по карьерной лестнице, агрессивностью, бескомпромиссностью. Возникает парадоксальная ситуация, когда для понимания, какое поведение требуется для создания успешных личных отношений, семьи, женщины обучаются на платных тренингах, проводимых профессиональными психологами [2, с.1].

Дополнительным фактором, влияющим на психологическое состояние женщины в семье, стало снижение ответственности школы, как одного из средств помощи со стороны государства. В советский период нашего общества учебные заведения не только играли огромную роль в воспитании достойного гражданина общества, формировании его моральных качеств, но и контролировали, оказывали помощь в выполнении домашних заданий школьников. Педагог непосредственно отвечал за уровень успеваемости детей, качественное освоение пройденного материала, включающее неоднократное повторение, дополнительные занятия с отстающими учениками после уроков. Иными словами, родителям не приходилось тратить вечернее семейное время на занятия со школьниками. В настоящий период времени основная нагрузка ответственности за школьные успехи ребенка в большинстве семей «ложится на плечи матери», увеличивая ее тревожность и состояние общей усталости. Такое распределение ролей в семье обусловлено традиционными психологическими установками, сформированными в обществе, отношением к проверке домашних заданий как к легкому труду. Учитывая новые требования стандартов образования, проведение единого государственного экзамена на достаточно сложном уровне, данные представления о ничтожности затрат труда женщины следует существенно пересмотреть. Нарушения в системе семьи приводят к низкой самооценке, у членов семьи появляется защитное поведение, так как они все равно будут стремиться повышать свою самооценку и оберегать ее от нападок [10].

Традиционно поведению в семье и общению с мужчиной девочка учится «считывая» поведение матери. В здоровых семейных отношениях женщина способна создать эмоциональную связь с представителем противоположного пола, эмоциональное кружение без особых усилий. А.П. Назаретян объясняет эмоциональное кружение (или циркулярную реакцию) как взаимное заряжение, т.е. передачу эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами [5, с.10]. Женщина, как существо более эмоциональное, создает положительный психологический климат семьи только при условии удовлетворения ее потребности в безопасности и обладания навыками создания эмоционального контакта. Агрессия в поведении женщины, желание доминировать, ведет к противоположному эффекту. Разрушаются семейные связи на фоне активизации биологических механизмов, женщина воспринимается мужчиной как конкурент, претендующий на альфа лидерство, а не как самка, способная к продолжению рода и нуждающаяся в защите и обеспечении ресурсами.

Может существовать и другая ситуация: мужчина, воспитанный доминирующей матерью, подчиняется лидерству, перекладывая ответственность за финансовое состояние семьи, принятие решений в позиционных вопросах на женщину. Спустя определенный отрезок времени такое поведение может так же вызывать агрессивность женщины, так как несет по своей сути разрушительную роль, лишает семью обеспечения потребности в безопасности.

Российский психолог Е.Н. Чуева считает, что у каждого члена семьи могут быть разные взгляды на семейные ситуации и проблемы, эмоциональное отношение к ним и степень важности, что и затрудняет работу по активации семейного сценария в психологической помощи семьям [12]. Семейные сценарии играют большую роль в восприятии происходящих внутри семьи ситуаций, каждым из ее членов, на что следует обращать внимание, а что игнорировать [6].

Современное общество предоставляет женщинам возможности для самостоятельной жизнедеятельности, выбора количества рождаемых детей и время их появления, поскольку современная медицина предоставляет возможность использования эффективных средств контрацепции. К сожалению, кризис семейных отношений, часто по инициативе женщины, уставшей от постоянных конфликтов, решается путем расторжения брака, то есть решение проблемы не достигается.

Психологи рекомендуют создавать в семье четкую иерархию. Образно говоря, в семье один руководитель, которые принимает окончательное решение о стратегии «выживания» в семье. Его решения должны приниматься без агрессии и сопротивления. Руководитель несет ответственность и учитывает, чтобы в семье хорошо, безопасно и комфортно было всем. Недопустимо влияние извне, со стороны старшего поколения, поскольку они не члены семьи, а только близкие родственники. Дети в семейной иерархии стоят после родителей, от старшего к младшему. Чем старше, тем больше прав и обязанностей [7, с.1].

Нарушение правил изначального порядка приводит к инверсии семейной иерархии, когда член семьи более низкого ранга меняет свою психологическую позицию на позицию более высокого ранга в иерархии [11].

Проблемой настоящего времени становится процентное доминирование семей в России, с детоцентрической моделью поведения. Детоцентрическая семья — это семья с инверсией семейной иерархией, в которой ребенок является абсолютной ценностью, его воспитание становится центральным делом жизни его родителей, причем речь идет об индивидуальном выборе семьи приоритета роли родителя перед иными социальными ролями взрослого человека (супруга, профессионала, руководителя и т. д.) [11]. Взрослый человек,

даже сознательно меняющий приоритеты своей жизни, ущемляет свою самоидентификацию. Создавая брачный союз как супруг, буквально находясь изначально выше по иерархии, подавляет свою самооценку, то есть направляет агрессию внутрь себя, может неосознанно

злиться на причину таких изменений - ребенка либо другого родственника. Поскольку большая часть ресурсов семьи обращено в сторону достижения успеха детей, родитель не развивается, а опускается до уровня ребенка, интеллектуальный мир человека становится скуднее, постоянная рутина вызывает апатию либо раздражение. Российский ученый Е.А. Клещева в научной разработке «Психологическая диагностика семейной иерархии: авторская проективная методика» подчеркивает разрушительную роль в модели «детоцентрическая семья» [12]. В рамках рассматриваемой нами проблемы структурирования основ современной семьи возникает множество дискуссий на научных платформах. Клещева представила авторскую проективную рисуночную методику «Мой дом - семейное пространство», позволяющюю исследовать семейную иерархию как один из ключевых параметров семейной системы [3].

Однако более сложную проблему составляет конструкция семьи с главенствующей ролью ребенка в совокупности с психологическим доминированием старшего поколения (родителей супругов), когда большая часть ресурсов свободного времени семейной пары выделяется на обеспечение сохранения здоровья и общение со «старшими родителями». Достаточно частая возникает ситуация, когда женщина старшего возраста принимает активное участие в принятии решений в семье сына или дочери либо конкурирует в ней «за власть». В ситуации двойного давления психологические ресурсы молодой семьи истощаются еще быстрее. Искаженная иерархия в семье и активное внешнее воздействие со стороны родителей, не желающих соблюдать психологическую дистанцию, практически раздавливают внутрисемейные отношения и способствуют разрушению брака. Достаточно хрупкая конструкция семьи нуждается в психологическом стержне под названием «иерархия», организующем четкий порядок взаимодействия, основанном на договоренностях и взаимных уступках, без применения физического либо психологического насилия.

Увеличение населения нашей страны невозможно без воспитания у молодого поколения ролевых семейных установок. Партнерские взаимоотношения, основанные на любви, взаимном уважении, гибкости в решении конфликтов, распределение ответственности в разные периоды существования семьи, отсутствие агрессии со стороны супругов - являются звеньями психологически здорового общества. При проведении воспитательной работы с обучающимися в образовательных организациях среднего и высшего образования необходимо уделять особое внимание проблемам создания и сохранения семейных отношений, как основы психологического здоровья граждан нашего общества, морально-нравственному совершенству личности, умению построения гибкой системы взаимоотношений между членами семьи, близкими родственниками и взрослыми детьми, создающими собственные семьи.

Литература

1. Демографики: как в РФ будут бороться со снижением численности населения [Электронный ресурс]// Известия. Демография. Режим доступа: https://iz.ru/1103803/dmitrii-laru-maksim-khodykin/demografiki-kak-v-rf-budut-borotsia-so-snizheniem-chislennosti-naseleniia (дата обращения: 03.05.2024).

2. Как быстро заинтересовать мужчину. Советы от психолога Павла Ракова [Электронный ресурс] // Интернет-портал Яндекс. Павел Раков. Режим доступа: https://zeayandex.ru/media/pavelrakov/kak-bystro-zainteresovat-mujchinu-sovety-ot-psihologa-pavla-rakova(дата обращения: 03.05.2024).

3. Клещева Е.А. Психологическая диагностика семейной иерархии: авторская проективная методика // Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Педагогические науки, Психологические науки, Филологические науки (литературоведение). 2022. № 1 (11). С. 65 - 69.

4. Кто в доме хозяин? [Электронный ресурс] // Православие и современность: информационно-аналитический портал Саратовской митрополии. Режим доступа: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_10600(дата обращения: 03.05.2024).

5. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: лекции / А.П. Назаретян - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 75 с.

6. Павлова А.В. Особенности семейных сценариев отношений родителей при воспитании дошкольников / /International Journal of Medicine and Psychology. 2023. Т.6. №2. С. 195 - 201.

7. Психолог о том, почему важна иерархия в семье [Электронный ресурс] // rebenok.by /Психология и воспитание. Режим доступа: https://rebenok.by/articles/stature/psycho/28572-ierarkhiya-v-seme.htm (дата обращения: 03.05.2024).

8. Пушкина назвала катастрофой ограничение прав женщин на аборт [Электронный ресурс] // РБК. Общество. Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/13/12/2020/5fd661f39a794764e3806c8c (дата обращения: 03.05.2024).

9. Россияне не готовы забыть гендерные роли [Электронный ресурс] // Коммерсант. Новости. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4614123 (дата обращения: 03.05.2024).

10. Славутская Е.В., Иванова Г.Ф. Экспериментальный анализ личностных особенностей и адаптации подростков из замещающих семей // Казанский педагогический журнал. 2021. № 2 (145). С. 226 - 235.

11. Хеллингер Б. Порядок любви: как жизнь и любовь удаются вместе / Б. Хеллингер. - М.: Ин-т консультирования и систем, решений, 2011. - 352 с.

12. Чуева Е.Н. Трансформация сценариев семейных отношений в современных социокультурных условиях // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные науки». 2018. №1(31). С. 59 - 65

Социальный маркетинг

DOI: 10.24412/1994-3776-2024-2-70-74 УДК: 005.95/.96

О.В. Герасименко, А.Е. Карпова ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В HR-МАРКЕТИНГЕ O. Gerasimenko, A. Karpova. Digital technologies in HR marketing

Аннотация. Статья представляет обзор современных тенденций в области HR-маркетинга и роль цифровых технологий в его развитии. Основываясь на анализе ключевых терминов, авторы рассматривают применение социальных сетей в продвижении бренда работодателя и использование цифровых инструментов для укрепления его позиций на рынке труда. В заключении обсуждаются вызовы и перспективы развития данной области. Ключевые слова: цифровые технологии, HR-маркетинг, социальные сети.

Контактная информация: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д.21; e-mail: gerasimenkoov 1976@yandex.ru

Abstract. The article provides an overview of current trends in HR marketing and the role of digital technologies in its development. Based on an analysis of key terms, the authors examine the use of social networks in employer branding and the utilization of digital tools to strengthen its position in the labor market. In conclusion, the challenges and prospects for the development of this area are discussed.

Keywords: youth, media, social and political content, Internet, social networks, messengers, region, information policy

Contact information: 191023, St. Petersburg, Sadovaya st., 21;

e-mail: gerasimenkoov1976@yandex.ru

В контексте стремительно развивающегося информационного общества, цифровые технологии оказывают значительное влияние на различные виды менеджмента и управление

Герасименко Ольга Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Карпова Анна Евгеньевна - студент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет O. Gerasimenko - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, St. Petersburg State University of Economics

A. Karpova - Student, St. Petersburg State University of Economics © Герасименко О.В., Карпова А.Е., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.