Научная статья на тему 'Изменение содержания обучения физкультурной деятельности в логике компетентностного подхода'

Изменение содержания обучения физкультурной деятельности в логике компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ / ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GENERAL CULTURAL COMPETENCIES OF STUDENTS / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Елена Ивановна

Рассматриваются основные направления изменения содержания обучения физкультурной деятельности в вузе, ориентированной на развитие общекультурных компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Change of the Content of Teaching Physical Activity in the Logic of Competency Building Approach

The article considers the main directions of the change of the content of teaching physical activity at the higher educational institution focused on the development of general cultural competencies of students.

Текст научной работы на тему «Изменение содержания обучения физкультурной деятельности в логике компетентностного подхода»

лись в ней. Во-вторых, при работе над проектом каждым участником приобретается опыт использования выразительных средств компьютерной мультимедиа-технологии. «Под проблему», а не «для галочки» осваивались новые компьютерные программы. В-третьих, мультимедийный проект — это не столько воспроизведенная в экранной форме готовая информация, сколько личностное знание, информация, обогащенная индивидуальными смыслами и оценками, окрашенная отношением к ней субъекта-автора. Это означает, что в процессе реализации мультимедиа-проекта без особых дополнительных усилий со стороны педагога формируются умения системно анализировать и оценивать, логически выстраивать и интерпретировать информацию. Работа над проектом убедительнее любых лекций и бесед приводит обучающихся к осознанию необходимости информационного сотрудничества с преподавателем и друг с другом, к реализации конструктивного диалога в условиях проблемной группы.

Помимо прогнозируемых результатов всякий раз мы получали и дополнительные результаты в виде ликвидации пробелов в знаниях по информатическим дисциплинам, преодоления логических ошибок мышления, развития общеучебных навыков работы с информацией разного рода, повышения работоспособности и тренировки воли, развития познавательного интереса, культуры свободного выбора из нескольких вариантов. В процессе проектной работы и по ее окончании, как показали наблюдения, значительно повышалась самооценка обучаемых, приобретался опыт непрерывного самообучения, воспитывалась ответственность. Кроме того, эксперимент по проектированию экранных сред выявил тот факт, что экранная среда, проектируемая обучающимися, обладает диагностическими свойствами: по ее структуре, содержанию и форме можно судить об уровне рефлексивнотворческого развития будущего специалиста.

Так как становление профессиональной компетентности выпускника вуза может интерпретироваться как его последовательное восхождение к более высокому субъектному статусу в процессе взаимодействия с образовательной средой: адаптирующийся индивид, субъект предметной деятельности, субъект рефлексии и общения, субъект творчества и самоизменения5, то проведенный в Волгоградской академии МВД России педагогический эксперимент — это реализация одного из вариантов проектирования образовательного процесса на основе компетентностного подхода.

1 Тельнова Н.А. Целостность человека: Онтологический подход : дис. ... д-ра филос. наук. Саратов, 2002. 348 с.; Вербицкий А. А. Концепции знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 31-39; Вербицкий А. А., Ермакова О. Б. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании // Педагогика. 2009. № 2. С. 12-18.

2 Психология социальных ситуаций / под ред. Н. В. Гришиной. СПб., 2001. 416 с. ; Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996. 512 с.;

Ходякова Н. В. Личностно развивающая образовательная среда: концепция и технологии проектирования : монография. Волгоград, 2003. 123 с.

3 Кедрова Е. М. Теоретико-методологические предпосылки становления интеллектуально зрелой личности в высшей школе // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 3. С. 26-28; Росина Н. Л. Становление студента как субъекта будущей деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 4. С. 33-36.

4 Ходякова Н. В., Тимофеева А. А. Экранные компьютерные среды в подготовке юриста. Руководство по созданию мультимедиа-проекта : учеб. пособие. Волгоград, 2008. 112 с.

5 Шевченко Е. М. Методическая система формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих экономистов в процессе обучения информатическим дисциплинам с применением компьютерных сетей : автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 2006. 28 с.

УДК 159.9(316.6)

ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛОГИКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Е. И. Смирнова

Рассматриваются основные направления изменения содержания обучения физкультурной деятельности в вузе, ориентированной на развитие общекультурных компетенций студентов.

Ключевые слова: общекультурные компетенции студентов, физкультурная деятельность.

Актуальный в настоящее время компетентностный подход устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимых к комбинации знаний, умений и навыков, а ориентированных на способность и готовность личности к решению различных задач, т. е. на развитие компетенций студентов. Данные изменения нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения, ориентированном на компетентностную модель подготовки будущего специалиста. В новых стандартах представлена следующая классификация компетенций: общекультурные компетенции; профессиональные компетенции, которые определяются по видам деятельности.

Общекультурные компетенции будущих специалистов характеризуются авторами как наиболее общие способности, позволяющие человеку понимать ситуацию, решать проблемы в различных областях, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Именно общекультурные компетенции определяют активную жизнедеятельность человека, гармонизируют внутренний мир и отношения с социумом.

Компетентностно-ориентированный образовательный процесс в вузе направлен на целостное развитие личности будущего специалиста, который должен обла-

дать не только разносторонними знаниями и умениями в профессиональной сфере, но и совокупностью личностных свойств, обусловливающих пригодность к профессиональной деятельности, и отвечать таким требованиям, как стрессоустойчивость, оптимальный уровень здоровья и функциональных возможностей организма.

По мнению В. Д. Паначева1, в связи с возрастающими требованиями современной жизни к физическому состоянию человека, обеспечивающему полноценную жизнедеятельность и профессиональную самореализацию будущих специалистов, а также с прогрессирующим снижением общего объема двигательной активности на фоне роста психоэмоциональных нагрузок повышается необходимость целенаправленного использования средств физкультурной деятельности для сохранения и укрепления здоровья.

Поэтому особое место в структуре образовательных программ высших учебных заведений занимает раздел «Физическая культура», обеспечивающий целевое использование средств физкультурной деятельности для сохранения, укрепления здоровья и подготовки к профессиональной деятельности.

Важнейшей специфической функцией физкультурной деятельности является удовлетворение потребностей человека в двигательной активности и обеспечение на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности. В то же время В. И. Григорьев 2 подчеркивает социально-ценностный потенциал физической культуры студентов, который не столько характеризуется динамикой их психофизического развития, сколько обеспечивает эффективную реализацию интегративной цели образовательного процесса. В связи с этим требуется обновление содержания обучения физкультурной деятельности в вузе, направленной на создание условий для развития общекультурных компетенций студентов, составляющих основу профессионального становления будущих специалистов.

По мнению С. В. Малининой3, физкультурная деятельность — это вид человеческой деятельности, процесс культуросообразной социальной активности человека с использованием физических упражнений по освоению, созиданию (совершенствованию), поддержанию и восстановлению физических и духовных способностей, реализуемых в ее видах, основанных на специфическом потребностно-мотивационном звене и направленных в целом на его общекультурное развитие.

Данное определение дает нам представление о физкультурной деятельности как о сознательно окультуренном виде деятельности, имеющем различную направленность в связи с удовлетворением многообразных потребностей человека в сфере физической культуры, с учетом их способностей, а также отношений, складывающихся между людьми. Такое понимание физкультурной деятельности позволяет нам утверждать, что она является важным компонентом общекультурной подготовки будущих специалистов, источником развития соответствующих компетенций.

Общекультурные компетенции, развитие которых возможно в физкультурной деятельности, мы понимаем как готовность личности к сохранению своего здоровья, повышению адаптационных резервов организма, способ-

ность использовать ее средства и методы в процессе саморазвития, в будущей профессиональной деятельности, а также в контексте социального взаимодействия.

Анализ научно-педагогической литературы позволяет представить структуру общекультурных компетенций в единстве мотивационно-ценностного, когнитивного, операционально-деятельностного и оценочно-рефлексивного компонентов. Применительно к рассматриваемым нами общекультурным компетенциям студентов, мотивационно-ценностный компонент включает положительное отношение к физкультурной деятельности как средству личностного и профессионального саморазвития, мотивацию к ее осуществлению, активную деятельность студентов по поддержанию и укреплению своего здоровья. Содержание когнитивного компонента определяется совокупностью теоретических знаний в сфере физической культуры. Операционально-деятельностный компонент представлен умениями и опытом планирования, осуществления физкультурной деятельности, контроля ее эффективности; умениями организации конструктивного общения, продуктивного взаимодействия в физкультурной деятельности, оценочно-рефлексивный компонент — самооценкой успешности решения различных задач в физкультурной деятельности, анализом собственного опыта физкультурной деятельности и опыта коллег.

Обобщая практику физкультурной деятельности в вузе, авторы (Л. Б. Андрющенко, М. Я. Виленский, Л. И. Лу-бышева и др.) отмечают ее ограниченность лишь двигательной сферой студентов. В этом случае снижается (или совсем не реализуется) ее культурный потенциал, связанный с развитием интеллектуальных, мыслительных, творческих, коммуникативных потенций человека, с формированием у него личностной физической культуры.

Для актуализации возможностей физкультурной деятельности в развитии общекультурных компетенций студентов необходима разработка принципов, методов, форм занятий физическими упражнениями с целью одновременного решения задач как физического совершенствования, так и их духовного развития, отбор, среди большого многообразия, тех средств физкультурной деятельности, которые более эффективно способствуют этому.

По мнению Г. А. Ямалетдиновой 4, следует переориентировать деятельность студента с традиционной цели физического воспитания — приобретения двигательных умений и навыков, развития физических качеств — на накопление опыта творческой и познавательной деятельности; освоение знаний и методов управления физическим развитием и физическим состоянием; формирование активно-преобразующего отношения к получаемой информации; проектирование стратегии индивидуального здорового стиля жизни; коррекцию своего физического состояния в зависимости от профессиональных и жизненных задач.

Необходимо создание в образовательном процессе условий, вызывающих активность субъекта в физкультурной деятельности, проявление инициативы занимающихся, их творческого мышления, интеллектуальных способностей в организации собственной физической активности, включение студентов в процесс самообразования и саморазвития.

Анализируя основные положения компетентностно-го подхода, а также характеристику физкультурной деятельности, можно выявить основные направления изменений содержания обучения студентов вуза физкультурной деятельности.

1. Преодоление узконаправленности занятий по дисциплине «Физическая культура» на физическое совершенствование, повышение двигательной активности; проектирование содержания физкультурной деятельности, ориентированной на личностное и профессиональное развитие студентов.

С этих позиций целью и результатом обучения является не столько повышение уровня физической подготовленности студентов, фиксируемое посредством сдачи контрольных нормативов, а обеспечение их готовности к самостоятельной здоровьесозидающей деятельности на протяжении всей жизни, которая определяется сформированностью умений решения в физкультурной деятельности проблемных задач, имеющих личностносмысловой характер, умений целеполагания, программирования, планирования, контроля, оценивания собственной физкультурной деятельности.

2. Использование средств всех видов физкультурной деятельности в учебное и внеучебное время с целью обеспечения вариативности содержания образовательного процесса, предоставления возможности выбора студентом индивидуального образовательного маршрута.

Следует учесть то обстоятельство, что учебные занятия по дисциплине являются основной, но не единственной формой организации физкультурной деятельности в вузе. Это и разнообразные по направленности и содержанию элективные и факультативные курсы, спортивные и оздоровительные секции, занятия в группах лечебной физической культуры, самостоятельные занятия физическими упражнениями и иные формы, применяемые в вузе в учебное и внеучебное время.

Многообразие форм занятий физическими упражнениями позволяет обеспечить студентам возможность выбора вида физкультурной деятельности в соответствии со своими потребностями и способностями, способствуют их самореализации, позволяют определить индивидуальную программу личностного саморазвития в физкультурной деятельности.

На наш взгляд, при определении содержания обучения физкультурной деятельности целесообразно использовать возможности всех ее видов, форм занятий физическими упражнениями в вузе, придать им сквозную целевую направленность, предоставить возможность студентам определить индивидуальную программу достижения ожидаемых результатов обучения.

3. Обеспечение интеграции теоретической и практической подготовки будущих специалистов на основе использования задачного подхода.

Овладевая научно-практическими знаниями в единстве предметной и операциональной сторон, указывает М. Я. Виленский5, студенты усваивают определенный подход к процессу и результату деятельности в сфере физической культуры. В этом случае предметные знания приобретают операциональный характер, помогают уйти от шаблона и механистичности в двигательной деятель-

ности. Такой подход при его целенаправленном использовании постепенно становится стилем социально и профессионально ориентированного мышления личности, в структуре которого ценности физкультурной деятельности актуализированы и системно организованы.

Задачное обучение представляет собой поэтапную организацию постановки учебных задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов. В процессе решения учебных задач студенту необходимо проявлять как предметные знания, практические умения, так и свой личностный потенциал, в результате чего происходит формирование его индивидуального опыта деятельности.

4. Использование активных методов обучения; усиление роли самостоятельной и проектной работы, способствующие активному погружению студентов в пространство физкультурной деятельности.

Физкультурная деятельность, ориентированная на развитие компетенций студентов — это деятельность, основанная на активности самого субъекта, осуществляемая посредством последовательного перехода от менее сложных типов самостоятельной работы к более сложной их самостоятельной проектной деятельности с использованием средств физической культуры.

Таким образом, благодаря проектированию содержания обучения физкультурной деятельности студентов на основе решения разнообразных личностно значимых учебных задач в учебное и внеучебное время, с учетом функциональных возможностей и двигательных способностей, мотивации и личностной позиции студентов, применением средств различных видов физкультурной деятельности для их решения, будет способствовать самоопределению и самореализации студентов в данном виде деятельности, обеспечит расширение личностного опыта здоровьесозидающей деятельности, а также вхождение данного опыта в контекст жизненной сферы будущего специалиста. В этом случае можно достичь не «сиюминутных», а наиболее действенных и долговременных результатов обучения, когда физкультурная самодеятельность продолжается далее в процессе творческого самовыражения человека на протяжении всей жизни.

1 Паначев В. Д. Развитие спортивной культуры студенческой молодежи // Известия Уральского гос. ун-та. 2006. № 45. С. 202-209.

2 Григорьев В. И. Социокультурная интеграция содержания неспециального физкультурного образования студентов вузов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002. 59 с.

3 Малинина С. В. Современное понимание физической культуры и физкультурной деятельности в контексте развития общей теории культуры // Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы : сб. науч. тр. / отв. за вып. А. Г. Левицкий. СПБ., 2005. Вып. 62. С. 31-42.

4 Ямалетдинова Г. А. Система самоуправления учебнопознавательной деятельностью студентов в сфере физической культуры : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 47 с.

5 Виленский М. Я. Модернизация профессионального образования // Спорт в школе. Первое сентября. 2008. № 21 [Электронный ресурс]. URL: http://spo.1september.ru/ view_article.php?ГО=200802101 (дата обращения: 04.12.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.