Научная статья на тему 'Изменение содержания естественнонаучного образования в условиях реформы школы в Англии'

Изменение содержания естественнонаучного образования в условиях реформы школы в Англии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУКА / КОМБИНИРОВАННАЯ НАУКА / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / SCIENCE / COMBINED SCIENCE / EDUCATIONAL RESULTS / EDUCATIONAL CONTENT / INTEGRATED CONTENT / NATIONAL CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Геддис Елена Викторовна

В статье дан анализ реформы образования, касающийся естественнонаучных предметов, сравнение путей изучения естественнонаучных предметов раздельного изучения биологии, химии и физики и комбинированного изучения этих предметов. Затрагивается рассмотрение целей, результатов и критериев, предъявляемых учебной программой к содержанию естественнонаучных предметов в старших классах общеобразовательной школы в Англии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Геддис Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE CONTENT OF NATURAL SCIENCE EDUCATION IN CONDITIONS OF SCHOOL REFORM IN ENGLAND

The article analyses the education reform concerning natural science subjects, compares approaches for studying these subjects separate study (biology, chemistry, physics) and combined study of these sciences. The article touches upon the consideration of the aims, results and criteria set by the National curriculum towards the content of natural science subjects in high school in England

Текст научной работы на тему «Изменение содержания естественнонаучного образования в условиях реформы школы в Англии»

Е.В. Геддис

(Санкт-Петербург)

ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ ШКОЛЫ В АНГЛИИ

CHANGES IN THE CONTENT OF NATURAL SCIENCE EDUCATION IN CONDITIONS OF SCHOOL REFORM IN ENGLAND

В статье дан анализ реформы образования, касающийся естественнонаучных предметов, сравнение путей изучения естественнонаучных предметов - раздельного изучения биологии, химии и физики и комбинированного изучения этих предметов. Затрагивается рассмотрение целей, результатов и критериев, предъявляемых учебной программой к содержанию естественнонаучных предметов в старших классах общеобразовательной школы в Англии. Ключевые слова: наука, комбинированная наука, результаты образования, содержание образования, интегрированное содержание, учебный план.

The article analyses the education reform concerning natural science subjects, compares approaches for studying these subjects - separate study (biology, chemistry, physics) and combined study of these sciences. The article touches upon the consideration of the aims, results and criteria set by the National curriculum towards the content of natural science subjects in high school in England. Key words: science, combined science, educational results, educational content, integrated content, national curriculum.

В 1980-х гг. в Англии был зафиксирован кризис в образовании, который проявлялся в снижении показателей успеваемости учащихся, в подготовке учащихся, не соответствующей запросам общества, в несоответствии учебных материалов (учебников, рабочих тетрадей) развитию науки и росту интересов учащихся и, как следствие, невостребованности учебников в учебном процессе. Для того чтобы естественнонаучные предметы могли успешно решать образовательные задачи, нацеленные на подготовку учащихся к взрослой жизни и активной гражданской позиции в жизни общества, возникла необходимость проведения реформы образования [1].

В результате в 1988 году в Англии был принят Закон о реформе образования и создана долговременная программа реформы школьного образования, рассчитанная на период с 1988 по 2020 год, нацеленная не просто на получение учащимися научно-

го знания, а на развитие и формирование умений и навыков его применения, то есть развитие у учащихся компетентности. Понятие «компетентность» получило распространение в российском образовании относительно недавно в связи с изменениями понимания феномена качества содержания образования. В Англии в 1980-е годы активно обсуждалось понятие «компетентность» и ее роли в области образования: компетентности - это то, «что ученики могут делать, а не то, что они знают» [2]. Компетентность ученика - это желаемый результат, каким должен стать ученик, но не разъясняется, что именно нужно делать учителю. Поэтому в британском образовании понятие о компетентности стало ключевым понятием для определения стандартов содержания образования [2].

Таким образом, реформа образования была необходима для переосмысления образовательных результатов, а значит, пе-

реосмысления содержания образования, в котором результаты сдачи экзаменов могут отразить уровень достижения образовательных целей, а содержание образования является тем инструментом, с помощью которого учитель готовит учащихся к сдаче этих экзаменов.

В 1988 году Законом о реформе образования в Англии впервые вводится «Национальный учебный план в Англии», который устанавливает стандарты и требования к содержанию образования.

Сегодня в Англии в соответствии с требованиями «Национального учебного плана в Англии» регулирование текущих школьных экзаменов за основную общеобразовательную школу (GCSE - General Certification of Secondary Education) и гимназию (AS и A-Level) проводят региональные экзаменационные комиссии - это «Альянс по оценке и квалификации» (AQA), с 1996 года «Пирсон Эдекссел» (Pearson Edexcel), с 1998 года «Экзаменационная комиссия в Оксфорде и Кембридже» (OCR).

В 1988 году в Англии вводится новая система экзаменов по ряду предметов для оценки академической квалификации. Подготовка к экзаменам в основной школе - GCS - проводится в течение двух академических лет - в 9 и 10 классах. Обычно на учебниках по предметам для 9 и 10 классов ставится пометка GCSE, обозначающая, что содержание данного предмета соответствует предстоящему экзамену и нацелено на содействие в подготовке учащихся к его успешной сдаче. Нужно отметить, что на основе разработанных комиссиями экзаменационных программ авторские коллективы учебных издательств совместно с учителями создают учебники с маркировкой GCSE, готовящие учащихся к выпускным экзаменам по соответствующему предмету.

Возрастание научной грамотности у школьников в Англии было выявлено в процессе исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, PISA, оценивающей в разных странах мира грамотность 15-летних школьников и умения применять знания на практике. В 2015 году Великобритания во-

шла в число стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) со средним баллом выше установленного, тогда как средний балл в Российской Федерации ниже установленного балла [3, с. 10].

К успешным результатам в показателях по естественнонаучным предметам привела модернизация содержания естественнонаучного образования, которое отвечает выдвинутым «Национальным учебным планом в Англии» новым целям и задачам:

- развивать научное знание о целостности живой и неживой природы, о взаимосвязи между наукой и обществом;

- развивать умения применять теоретические знания о процессах и явлениях природы посредством выдвигаемых учащимися гипотез, теорий и наблюдений;

- развивать умения понимать и оценивать возможность возникновения риска и опасности во время проведения научного эксперимента; развить умение принимать правильное решение при возможном возникновении опасности во время проведения исследовательской работы;

- развивать умения применять научный подход, проводить наблюдение за объектом, умение использовать его на практике;

- развивать умения понимать процессы и методы исследований, проводимых в лабораторных, полевых и других учебно-исследовательских условиях;

- развивать умения анализировать и критически оценивать предложенные научные методы, доказательства и выводы;

- формировать навыки научного мышления, использования математических расчетов, использования современных технологий в научных наблюдениях, коммуникативных навыков [4, с. 212].

В каждой из выдвинутых «Национальным учебным планом в Англии» образовательной задаче прослеживается интеграция научного знания, научного действия. Следовательно, этот же подход должен быть использован и в учебниках. Также необходимо отметить, что модернизация содержания учебника должна учитывать новые подходы и методы самой науки, в которой современ-

ные научные открытия часто происходят в процессе интеграции научного знания нескольких научных отраслей, пограничных / стыковых наук.

Естественнонаучные предметы, в которые входят биология, химия и физика, в Англии относятся к обязательным предметам и изучаются учащимися на протяжении всего школьного периода. Так, в начальной школе процессы и явления природы изучаются интегрированно в рамках одного предмета. В средней школе естественнонаучные предметы изучаются как дифференцированно - биология, химия, физика, так и интегрированно в рамках одного предмета с общим названием «Наука» («Science»). Согласно образовательному стандарту «Национальная учебная программа в Англии» учащиеся старших классов могут выбирать форму обучения естественнонаучным предметам: а) дифференцированное, специализированное изучение двух естественнонаучных предметов - биологии, химии и / или физики; б) изучение интегрированного предмета под общим названием «Наука», включающего содержание по биологии, химии и физике [4]. Учебная программа по естественнонаучным предметам в общеобразовательной школе в Англии отражена в таблице 1 [5, с. 7].

Для изучения каждого естественнонаучного предмета (биология, химия, физика) в Англии отводится 10% учебного времени от обязательных к обучению предметов (английский язык, математика, естествознание). Таким образом, для изучения естественнонаучных предметов в учебной программе отводится 30%, что занимает большой объем учебного времени. Начиная с 1988 года для получения естественнонаучного образования учащимся старших классов образовательной школы предоставляется возможность выбирать два естественнонаучных предмета - биологию, химию и/ или физику. Такой подход к изучению естественнонаучных предметов не только учитывает индивидуальные интересы и склонности каждого учащегося, но и сокращает учебное время, отведенное для естественнонаучных предметов соответственно до 20%. Проведение обучения по данной схеме показало, что при выборе предметов ученицы, как правило, отдают предпочтение биологии и не выбирают физику, а ученики для изучения выбирают физику и отказываются от биологии [6].

Новая программа по естественнонаучным предметам под единым названием «Комбинированная наука» создана для всех учащихся 10 и 11 классов и нацелена на раз-

Таблица 1.

Учебная программа по естественнонаучным предметам в общеобразовательной школе в Англии (часы в уч. году)

Ключевой этап: Класс: Возраст: Предметы: 1 2 3 4

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

5-6 6-7 7-8 8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16

Наука 54 54 72 72 72 72 108 108 108 144 144

Биология 36 36 36 48 48

Химия 36 36 36 48 48

Физика 36 36 36 48 48

Др. обязательные предметы 315 315 330 330 330 330 216 216 216 288 288

Др. учебные предметы 261 261 288 288 288 288 450 450 450 450 450

Всего часов в год (36 недель) 630 630 690 690 690 690 774 774 774 882 882

витие интегрированного понимания основных научных знаний по биологии, химии и физике, а формирование компетентности учащихся происходит в ходе проектной деятельности, включенной в данный курс. В курсе «Комбинированная наука» через межпредметные связи по биологии, химии и физике наращивается и углубляется постепенное познание теоретического материала, способствующего развитию представлений о целостности и взаимосвязи природных процессов [4].

Предоставленная учащимся возможность выбора естественнонаучных предметов имеет не только преимущества, но и обратную сторону. Проведенные исследования показали, что изучение одного или двух естественнонаучных предметов может приводить к затруднению в формировании у учащихся общего представления о целостной картине мира. Это объясняется тем, что процессы и явления, протекающие в природе, взаимосвязаны, законы природы опира-

ются друг на друга. Поэтому исчезновение из учебной программы ученика одного из естественнонаучных предметов может сказаться как на затруднении в установлении связи между процессами и явлениями природы, так и в формировании научного мышления и целостного представления о картине мира. Для всех учащихся в возрасте до 16 лет необходима единая учебная программа, в которой научное образование выстраивается сбалансированно в виде интегрированного изучения всех отраслей естественных наук [6].

Таким образом, сегодня естественнонаучное образование в основной общей школе в Англии признано актуальным и вводится интегрированный курс «Комбинированная наука», способствующий формированию у учащихся комплекса научных знаний, влияющий на развитие научной грамотности, формирование целостного научного понимания окружающего мира.

Литература

1. ГиббН. Английская реформа образования, Департамент образования в Англии. - 2017.

2. Смит М.К. Что такое компетенция и что такое компетентность? Энциклопедия неформального образования, 1996. [Электронный ресурс] URL:http://infed.org/mobi/what-iscompetence-and-competency/

3. Основные результаты международного исследования PISA-2015, Министерство образования и науки РФ. [Электронный ресурс] URL: http://www.oecd.org/education/pisa

4. Национальный учебный план в Англии. Требования для ключевых этапов обучения с 1 по 4. Департамент образования в Англии. - 2014. - С. 264.

5. Расписание учебной программы. Белое поле - школы и центры. - 2013. - С. 11. [Электронный ресурс] URL: http://www.whitefield.org.uk/_files/319594D65BA2FED4C22372A E6954B0C2.pdf

6. Кениг Дж. Должны ли все школьники сдавать экзамен по предмету Комбинированная наука? Электронный журнал «Образование по химии», 2019. [Электронный ресурс] URL: https://eic.rsc.org/feature/should-all-students-take-combined-science/3010572.article

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.