Научная статья на тему 'Изменение системы менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO 9001: 2015'

Изменение системы менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO 9001: 2015 Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
888
81
Поделиться
Ключевые слова
СТАНДАРТ ISO 9001:2015 / МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ЛИДЕРСТВО / РИСКОРИЕНТИРОВАННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / ISO 9001: 2008 / ISO 9001: 2015 / MODEL OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / LEADERSHIP / RISK-BASED THINKING / ORGANIZATIONAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Князюк Надежда Феофановна, Чеховская Светлана Александровна

В статье представлена и подробно описана разработанная авторами модель системы менеджмента качества, осуществляемая в рамках стандарта ISO 9001:2015.Приведен сравнительный анализ стандарта ISO 9001 версии 2008 и 2015 годов, описаны все значительные отличия новой версии от старой.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Князюк Надежда Феофановна, Чеховская Светлана Александровна,

Quality management system design in accordance with international standard ISO 9001:2015

In this article developed by the author model of quality management system, carried out within the framework of ISO 9001: 2015, is presented and described in detail. Further, the article presents a comparative analysis of the standard ISO 9001: 2008 and ISO 9001: 2015, which describes all significant differences between new and old version of this standard.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Изменение системы менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO 9001: 2015»

УДК 65.01

ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТОМ ISO 9001: 2015

© Князюк Н. Ф., Чеховская С. А., 2017

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В статье представлена и подробно описана разработанная авторами модель системы менеджмента качества, осуществляемая в рамках стандарта ISO 9001:2015.Приведен сравнительный анализ стандарта ISO 9001 версии 2008 и 2015 годов, описаны все значительные отличия новой версии от старой.

Ключевые слова: стандарт ISO 9001:2015, модель системы менеджмента качества, лидерство, рискориентированность, управление знаниями

Эффективное, грамотное управление организацией принципиально невозможно без обеспечения качества выпускаемой продукции (услуг). Требования к качеству продукции и услуг должны быть одинаково высоки, независимо от вида потребителя и источника финансирования. Соответственно, и гарантии качества не должны носить дифференцированный характер. Решение данной задачи возможно посредством функционирующей в учреждении системы менеджмента качества, построенной в соответствии со стандартами серии ИСО/ISO (the International Organization for Standardization) серии 9000.

Большинство организаций в мире

концентрируют свои усилия на повышении качества продукции и услуг через качественную организацию процессов деятельности, а системы управления таких компании называют системой менеджмента качества. Основной целью разработки стандартов мировым сообществом было создание единой методической базы для разработки и усовершенствования систем менеджмента качества. В развитии подобных стандартов заинтересованы все страны, так как это позволит им:

• Уравнять качество предоставляемой продукции;

• Эквивалентно использовать продукцию разных стран для создания более сложно продукта,

• Развивать международную торговлю,

• Ускорить научно-технический прогресс при условии взаимного обмена опытом.

Система менеджмента качества (далее — СМК) организации — это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией, ориентирующая ее на выпуск продукции или услуг высокого качества. Система менеджмента качества задает требования к организации и выполнению процессов деятельности таким образом, чтобы услуги на выходе были качественными с точки зрения потребителя.

Во внедрении международных стандартов заинтересованы не только организации, но и государство. Зачастую требования стандартов закладываются в основу нормативных актов, регламентов. Благодаря стандартам имеется возможность унифицировать требования к системе управления организацией, поскольку главная цель деятельности технического комитета ИСО состоит в разработке единообразного подхода к решению вопросов обеспечения качества. При этом основными задачами являются стандартизация и создание на ее основе общей нормативной базы для практической реализации различных школ и концепций в области обеспечения качества в целях того, чтобы объективно оценить способности производителя поставлять продукцию и услуги необходимого качества.

Международные стандарты не являются обязательными, но если компания хочет выйти на более высокий уровень, в особенности на мировой, то ей не обойтись без них. Наличие сертификата соответствия подобным стандартом говорит о том, что организация прошла проверку на качество. Более того, стандартизация повышает

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

67 Бизнес-образование в экономике знаний

№ 2 •2017

конкурентоспособность компании. Благодаря стандартам появляется возможность

оптимизировать производство и вести контроль расходов.

Международная организация стандартизации или ISO (International Organization for Standardization) была создана в 1946 году. Её цель — способствовать развитию стандартизации для обеспечения обмена товарами и услугами по всему миру. На сегодняшний день количество стран-участников составляет 165, а количество разработанных компанией стандартов — 21 000. Не все стандарты широко известны, но все они уникальны, так как могут быть применены в любой стране любой организацией. Бывает так, что одна компания использует одновременно несколько стандартов. Специально для таких случаев было решено, что стандарты должны иметь одинаковую структуру и использовать одни и те же термины [2].

Одним из самых важных, на наш взгляд, стандартов можно считать стандарт ИСО семейства 9001. Такое заключение можно сделать потому, что в основе всех последующих стандартов будут лежать принципы и требования, заложенные в ИСО 9001. Первая версия вышла в 1994, в России — 1996 году. В основе стандарта лежат принципы менеджмента качества. Особое внимание уделено потребителю, мотивации высшего руководства, использовании процессного подхода и процессе непрерывного совершенствования. Акцент сделан на проверку работоспособности системы, проведение внутреннего аудита. В сентябре 2015 года вышла четвертая версия стандарта ISO9001:2015 [3]. Стандарт был дополнен новыми разделами, какие-то главы были объединены, но основа осталась неизменной.

Авторами была разработана принципиальная схема процессов, осуществляемых в рамках стандарта ^9001:2015 (Рис.1).

Мониторинг, измерение, пнзпиз и оценка

Внутренние лудит Анллиэ со ei ораны руководства Упрааг-ание несоответствующие вылодя^п Постоянное улучшение

I £

Ei £

5

ц

If

фо _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управляющий

it*

JSL

ä a

S 1

Входы

Основной

Жизненнын цикл VL.i yrk

1 I П| I.II .Lifi[i: I. и Hill е№44в№

2) Г^оемьдооэмыв ii pa ifHlSöipia J) Пртнюдс гво

J ) Bl-JIVCH И nptJJdtl SOPIiHHQ VfVTH

Выходы

T pfr&e bilH и h потребигелей

Потребности и ожцдэн^я заинтересованных _сторон

НКЦИйНЭ! IbHUfr f |рОЦКСЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удевле TBi43eHkocTt гютрабитбгдй

Результаты СМК Продукция и усоугш

я a

к

I

О

а в

х

Обеспечивающий

£| ü I

DI 3 щ "ж

Ч X

г s ф

Г)

й Ü 1- и Т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* X л

£1 i

Т

ri

> С

12 =

V? О =

Рисунок 1. Модель системы менеджмента качества стандарта ISO 9001:2015

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению изменений, появившихся в новой версии стандарта ISO 9001: 2015, необходимо, для более полного понимания представленной модели, провести небольшой анализ и подробно описать разработанную авторами модель системы менеджмента качества.

В рамках данной модели все процессы разделены на несколько групп: управляющие, основные, обеспечивающие процессы. Основные

процессы генерируют доход компании. На этом уровне создается продукция или услуга, которую компания предлагает на рынке для удовлетворения потребностей покупателей. Обеспечивающие процессы существуют для поддержания инфраструктуры компании, в данную категорию входит все, что косвенно влияет на качество товара, но не относится напрямую к процессу его создания. А управляющие процессы необходимы для управления деятельностью всей компании. Это

№ 2•2017

Бизнес-образование в экономике знаний 68

уровень менеджмента организации. Отдельно стоить отметить процессы мониторинга, измерения, анализа и оценки, так как он присутствует на всех уровнях одновременно, обеспечивая этим постоянное улучшение системы. Также на схеме можно видеть входы и выходы. Они расположены на одном уровне с основными процессами, что наглядно показывает, что учитывается на входах и что можно получить в результате деятельности основных процессов. Таким образом, в представленной модели входами являются: требования потребителей, потребности и ожидания заинтересованных сторон. К основному процессу относятся жизненный цикл товара и услуги и межфункциональные процессы. В свою очередь жизненный цикл услуги включает в себя четыре этапа:

1. Планирование деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Проектирование и разработка услуги.

3. Производство.

4. Выпуск и предоставление услуги.

А на выходе мы получаем: удовлетворенность потребителей, произведенную продукцию или услуги, результаты системы менеджмента качества (СМК).

К обеспечивающим процессам, согласно новой версии стандарта, принадлежат следующие разделы: человеческие ресурсы, инфраструктура, среда для функционирования процессов, ресурсы для мониторинга измерений, управление персоналом и кадровый менеджмент. Управляющий процесс составляют:

ответственность руководства, ориентация на потребителя, требования к продукции и услугам, лидерство, организация и её контекст, рискориентированность, управление знаниями. Охватывающий все процессы, процесс мониторинга, измерения, анализа и оценки включает в себя четыре функции: внутренний аудит, анализ со стороны руководства, управление несоответствующими выходами и постоянное улучшение.

Стоит обратить особое внимание на то, что разработанная и представленная авторами модель системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2015 не является принципиально новой. Большая часть процессов уже была представлена ранее в более ранней версии модели стандарта 2008 года. При сравнении моделей можно заметить несколько различий. Рассмотрим самые значительные из них.

Во-первых, отметим, что блок основных процессов не изменился. Зато во входах теперь рассматривают не только требования потребителей, но и потребности и ожидания всех заинтересованных сторон. Причем каждая организация вправе самостоятельно выбрать тех, кого она считает заинтересованным лицом, ведь только она знает, кто и в какой степени влияет на её деятельность. В выходах отдельно выделили результаты СМК. Но на самом деле результаты

СМК уже существовали в предыдущей версии стандарта, хотя не были выделены как отдельная функция.

Во-вторых, произошли небольшие изменения на уровне мониторинга, измерения, анализа и оценки. Ранее, в стандарте ISO 9001:2008, присутствовала функция управления несоответствующей продукцией. В новой версии разработчики шагнули чуть шире, и функция превратилась в управление несоответствующими выходами.

В-третьих, самые большие трансформации произошли с блоком управления. Появилось четыре новых функции: организация и её контекст, лидерство, рискориентированность и управление знаниями. Стоит сделать особый упор именно на рассмотрение этих новшеств.

Очень продуманным шагом является описание организации и её контекста, ведь для решения стратегически важных задач необходимо полностью осознавать, где находится ваша организация, на каком уровне развития она находится и так далее. В новой версии стандарта предлагается провести полный анализ окружения предприятия. При анализе внешних факторов учитывают уровень конкуренции, связь с экономической, социальной, технологической, окружающей и другими средами. Результатом анализа внешних факторов становится понимание сил, влияющих на главную задачу компании — удовлетворение потребителей. Проведение анализа внутренних факторов позволит выявить потребности внутренних и внешних заинтересованных сторон. Полученные на данном этапе результаты в дальнейшем ложатся в основу следующей новой функции —

рискориентированность.

По большому счету в любой компании руководство старается просчитать риски, связанные с их деятельностью. А это значит, что рискориентированное мышление всегда существовало в организациях. Но только в версии 2015 года концепция риска была выдвинута как отдельная функция. В стандарте говорится о том, что если система организована правильно, то она выступает и как инструмент предупреждения. Риск они рассматривают позитивно и считают его средством, способным улучшить какой-либо процесс. При этом все риски должны быть классифицированы по степени влияния, масштабности, направленности и так далее и обязательно учтены в любой форме [4].

Функция лидерства также появилась в стандарте не случайно. Руководитель должен быть лидером, ведь именно лидер способен объединить людей, а в нашем случае сотрудников, для достижения поставленных целей. Теперь руководители в дополнение к основной деятельности будут отвечать за результативность СМК, с помощью персонала, и обеспечивать интеграцию системы менеджмента качества в остальные процессы организации. В идеале благодаря лидерству топ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

69 Бизнес-образование в экономике знаний

№ 2 •2017

менеджмент компании должен создать среду, в которой будут поощряться действия линейных руководителей, ведущие к достижению выработанных организацией целей СМК.

Процесс управления знаниями в ISO 9001:2015 рассматривается как самостоятельный процесс. Сегодня на управлении знаниями сделан большой акцент. В организации данный процесс должен быть выделен и детально описан. Термин «управление знаниями» включает в себя накопление знаний и опыта компании, позволяющих ей соответствовать требованиям выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. В идеальной ситуации все знания организации в полном и достаточном объеме должны быть аккумулированы в определенном месте, доступ к которому должны иметь все сотрудники внутри компании. Чтобы добиться подобного состояния, необходимо, во-первых, собрать эти самые данные. Для этого придется отыскать все источники знаний, ими могут быть не только сами сотрудники, но и, например, нормативно-правовая база, которой

руководствуется компания в своей деятельности. Во-вторых, необходимо найти и подготовить место для хранения знаний. В-третьих, необходимо детально продумать, кто, как и в какой степени сможет получить доступ к сформированным знаниям. То есть необходимо продумать каналы распространения. Будет странно, если все сотрудники получат одинаковый доступ ко всей базе, к тому же это не разумно, так как в таком случае может произойти утечка информации, что может отрицательно повлиять на компанию в условиях жесткой конкуренции. Таким образом, создание «информационной базы» позволит компании сохранить знания внутри компании, облегчит адаптацию новых сотрудников (куда проще обучать, когда все разложено по полочкам и нет лишней и ненужно информации) и позволит компании избежать потери знаний при выбытии какого-либо ценного сотрудника (его знанию уже станут частью базы) [5].

Подведя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что концепция стандарта семейства 9001 осталась прежней. Незначительные изменения во входах, выходах и на уровне мониторинга, измерения, анализа и оценкимогут быть выполнены достаточно быстро. Что касается изменений на уровне управления, то работа предстоит большая и длительная, так как появилось целых четыре самостоятельных блока: организация и её контекст, рискориентированность, лидерство и управление знаниями. Для перехода на новую версию стандарта ISO 9001:2015 выделено три года. Это значит, что организации имеют достаточно времени для того, чтобы изменить свою систему менеджмента качества в соответствии с требованиями новой версией международного стандарта. ■

1. ISO [Электронный ресурс] // О нас - URL: http://www.iso.org/iso/ru/home/about.htm (Дата обращения 12.01.2017)

2. ISO [Электронный ресурс] // Стандарты / Преимущества / Преимущества международных стандартов - URL: http://www.iso.org/iso/ru/home/standards/benefitsofstandards .htm (Дата обращения 12.01.2017)

3. Международный стандарт ISO 9001:2015. Библиографическая запись. Заголовок: Системы менеджмента качества. Требования. - 2015.-33с.

4. Стандарты и качество [Электронный ресурс] // Журнал: Контроль качества и продукции -URL:http://www.ria-stk.ru/mos/adetail.php?ID=103358 (Дата обращения 12.01.2017)

5. Трофимова Л. А. Управление знаниями: Учеб. Пособие / Л. А. Трофимова, В. В. Трофимов. - СПб.: Изд-во Санк-петербургского государственного университета экономики и финансов, 2012.-82с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ISO [Электронный ресурс] // О нас - URL: http://www.iso.org/iso/ru/home/about.htm (Дата

обращения 12.01.2017)

ISO [Электронный ресурс] // Стандарты / Преимущества / Преимущества международных стандартов - URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.iso.org/iso/ru/home/standards/benefitsofsta ndards.htm (Дата обращения 12.01.2017)

Международный стандарт ISO 9001:2015. Библиографическая запись. Заголовок: Системы менеджмента качества. Требования. - 2015.-33с.

Стандарты и качество [Электронный ресурс] // Журнал: Контроль качества и продукции -URL: http ://www. ria-

stk.ru/mos/adetail.php?ID=103358 (Дата обращения 12.01.2017)

Трофимова Л. А. Управление знаниями: Учеб. Пособие / Л. А. Трофимова, В. В. Трофимов. -СПб.: Изд-во Санк-петербургского

государственного университета экономики и финансов, 2012.-82с.

Quality management system design in accordance with international standard ISO 9001:2015

© Knyazyuk N., Chekhovskaia S., 2017

In this article developed by the author model of quality management system, carried out within the framework of ISO 9001: 2015, is presented and described in detail. Further, the article presents a comparative analysis of the standard ISO 9001: 2008 and ISO 9001: 2015, which describes all significant differences between new and old version of this standard.

Keywords: ISO 9001: 2008, ISO 9001: 2015, model of quality management system, leadership, risk-based thinking, organizational knowledge

№ 2•2017

Б и знес-образование в экономике знаний 70