Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И ОСЛОЖНЕННОЙ БЕРЕМЕННОСТИ ПО ТРИМЕСТРАМ'

ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И ОСЛОЖНЕННОЙ БЕРЕМЕННОСТИ ПО ТРИМЕСТРАМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
209
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ / ОСЛОЖНЕННАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ БЕРЕМЕННОЙ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / «МАТЕРИНСКАЯ ДОМИНАНТА» / РОДОВАЯ ДОМИНАНТА / ГЕСТАЦИОННАЯ ДОМИНАНТА / ЛАКТАЦИОННАЯ ДОМИНАНТА / ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ишбулдина А.А.

В статье представлены основные тезисы по проблеме исследования изменений психо-эмоционального состояния при физиологической и осложненной беременности. Перечислены наиболее актуальные вопросы клинической психологии беременных. Рассмотрено влияние личностных качеств на формирование беременности с патологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И ОСЛОЖНЕННОЙ БЕРЕМЕННОСТИ ПО ТРИМЕСТРАМ»

А.А. Ишбулдина

ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И ОСЛОЖНЕННОЙ БЕРЕМЕННОСТИ

ПО ТРИМЕСТРАМ

В статье представлены основные тезисы по проблеме исследования изменений психо-эмоционального состояния при физиологической и осложненной беременности. Перечислены наиболее актуальные вопросы клинической психологии беременных. Рассмотрено влияние личностных качеств на формирование беременности с патологией.

Ключевые слова: физиологическая беременность, осложненная беременность, психоэмоциональное состояние беременной, индивидуально-психологические особенности, «материнская доминанта», родовая доминанта, гестационная доминанта, лактационная доминанта, прена-тальный период.

Одна из центральных проблем акушерства - охрана здоровья матери и ребенка, своевременная эффективная профилактика осложнений беременности и родов, а так же разработка и внедрение новых передовых технологий в данную сферу. В последние годы отмечается отсутствие желаемого снижения осложнений беременности и родов, при условии внедрения в акушерскую практику новейших диагностических приборов и совершенствования технологий родоразрешения. Многочисленные исследования показывают, что только лишь медицинская направленность обследований существенно не влияют на статистику перинатальной и материнской заболеваемости и смертности. Одной из причин данной ситуации -пренебрежительное отношение к психологическим аспектам состояния беременной. Клинические психологи и психотерапевты все чаще обращают внимание на начальный психоэмоциональный статус беременной, ее отношение к беременности, предстоящим родам и к самому ребенку, исследуют взаимоотношения в семье и на работе. Можно утверждать, что психоэмоциональное состояние беременной может явиться этиологическим фактором возникновения различных акушерских осложнений.

Во время беременности в организме женщины происходят многочисленные физиологические изменения, способствующие правильному функционированию фетоплацентарного комплекса, развитию плода, подготовке к родам и лактации. В 1960-е годы И. А. Аршавский применил принцип доминантности для объяснения изменений, которые происходят в организме беременной. Впервые был применен термин «материнская доминанта»: он включает в себя последовательно сменяющие друг друга доминанты беременности (гестационная доминанта), родов (родовая доминанта) и лактационную доминанту. Гестацион-ная доминанта имеет два компонента: физиологический и психологический. Они оказывают влияние друг на друга, причем эти воздействия могут быть как положительными, так и отрицательными. Доминанта беременности трансформирует характер, поведение, эмоциональной фон будущей матери, определяя её психическое состояние. Именно психическое состояние далее влияет на течение беременности, развитие плода, на течение родов, лактационного периода.

Историю жизни беременной можно рассматривать как сложный психосоматический процесс, как целенаправленное произвольное поведение, осуществляемое под руководством определенных психологических мотиваций. Каждая беременная женщина по-своему реагирует на имеющееся у нее заболевание, патологию. Необходимо учитывать психологическое воздействие хронической болезни, возникшие осложнения беременности, патологии, отношение к диагнозу (признание или отрицание), коммуникативные взаимодействия с лечащим врачом. Кроме этого, отношение к назначению лекарственных препаратов, их побочным действиям при этом так же имеет огромное значение.

У беременных с хроническим психо-эмоциональным стрессом нарушается формирование доминанты беременности и родов. Нервно-психическое напряжение женщины неблагоприятно влияет на течение всей беременности, родов, состояние плода, здоровье ребёнка. При наличии повышенной тревожности и эмоциональной возбудимости мать может быть отнесена к группе риска по развитию осложнений беременности и нуждается в диагностике и незамедлительной коррекции негативного психо-эмоционального

© Ишбулдина А.А., 2021.

Научный руководитель: Нурмухаметова Ирина Фасхутовна - доцент, кандидат психологических наук, Башкирского государственного университета, Россия.

состояния.

На психологическом уровне в первые месяцы беременности отмечается амбивалентное отношение к будущему ребенку и материнству, что может проявляться подавленным настроением. У беременной наблюдаются два противоборствующих качества - инфантильность и взрослость.

Во втором триместре беременности чаще всего наблюдается относительное спокойствие. Основная черта третьего триместра - «погружение в ребенка», который становится сосредоточением интересов и занятий будущей матери.

Перед родами нарастает тревога, которая может проявиться гиперактивностью беременной, желанием ускорить события, нетерпимость, вплоть до тревожности. По данным последних исследований, психологические расстройства в последнем триместре наблюдаются в 60 - 80 %. Это говорит о том, что третий триместр беременности, как и первый, является периодом наибольшего психологического неблагополучия.

Ученый Лоране Перну беременность разделил на три периода, соответствующих физиологическим триместрам, с психологической точки зрения.

Первый триместр - месяцы неуверенности и адаптации. Женщина чувствует неопределённый страх: от неведения того, что происходит, до беспокойства о будущем. Основное психологическое новообразование в этом триместре - борьба двух тенденций: от инфантильности к полному взрослению. Эта двойственность, вызывающая у нее тревогу, часто бывает причиной смены настроений, не всегда понятной окружающим и ей самой.

Второй триместр - месяцы равновесия. Женщина переживает положительные эмоции в связи с первыми движениями плода внутри неё.

Третий триместр - месяцы отступления. Ребёнок является средоточием помыслов, интересов и мечтаний матери. Ко всему, что её окружает в эмоциональном и интеллектуальном плане, беременная женщина становится безразличной. Появляется усталость, а вместе с ней желание ускорить события. В этом нетерпении есть свое преимущество: оно как бы ослабляет боязнь родов, если таковая имеется.

Психологическое состояние женщины во время беременности, в родах может быть различным, оно определяется множеством факторов. Выделяют две группы психологических факторов, оказывающих влияние на психику беременной женщины:

1) эндогенные факторы - физическое и эмоциональное состояние беременной в связи с отношениями с супругом, материальными проблемами, желание женщины и её окружения иметь ребенка, страх родовой боли, неизвестность, тревожность, становление доминанты материнства и т.д.;

2) экзогенные факторы - отношения в семье, на работе, предполагаемый метод родоразрешения, метод психопрофилактики, уровень профессионализма акушеров и психологов, общение с другими беременными и молодыми мамами, обмен опытом и т.д.

К наиболее значимым факторам, влияющих на процесс беременности, родов, психическое развитие ребёнка и готовность к материнству относятся: личностные особенности беременной женщины, психологическая история её жизни, адаптация к супружеству, особенности её внутрисемейных взаимоотношений, удовлетворенность эмоциональными взаимоотношениями со своей матерью, модель материнства своей матери, культурные, социальные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье. Но, все -таки главным фактором является отношение самой женщины к беременности.

С психологической точки зрения можно утверждать о синдроме беременности, как новом психогенном состоянии, ограниченным определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения и заканчивающийся не родами, а в момент «пигмали-онизации» своего ребенка.

Обобщая, можем говорить о необходимости формирования оптимального типа психологического компонента гестационной доминанты. Пренатальный период, как наиболее сенситивный для матери и ребёнка, даёт возможность корректировать физическое и психическое здоровье как матери, так и будущего ребенка.

Библиографический список

1.Амельхина И.В. Длительная угроза прерывания беременности. Ближайшие и отдаленные результаты развития детей: автореферат. Москва, 2007.

2.Айламазян Э. К. Акушерство: ГЭОТАРМедиа, 2015, С. 134-167.

3.Киселева М.К. Психологический статус пациенток при физиологическом и осложнённом течении ранних сроков беременности / Norwegian Journal of development of the International Science.- № 44, 2020, с.13-17.

4.Коваленко, Н.П. Психосоматические основы невынашивания беременности // Перинатальная психология и медицина (Психофизиология и патология беременности и родов; психотерапевтическая коррекция пре-, пери- и пост-

натального развития). Сборник научных трудов членов Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины. СПб: Изд-во ИПТП, 2004-2005 гг., С. 26-30.

5.Лохина Е.В. Особенности психо-эмоционального состояния беременных и формирование психологического компонента гестационной доминанты в третьем триместре беременности // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/artide/view?id=9058 (дата обращения: 20.11.2021).

6.Прохоров В.Н., Прохорова О.В. Основы проведения психотерапии у беременных, Екатеринбург, 2013, С.220-

231.

7.Русалов, В.М., Рудина, Л.М. Индивидуально-психологические особенности женщин с осложненной беременностью // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 6.С. 16-26.

8.Филиппова Г.Г. Нарушения репродуктивной функции и их связь с нарушениями в формировании материнской сферы // Журнал практического психолога. 2003. № 4-5. С. 83-108.

9.Филиппова Г.Г., Черткова И.Н., Сапарова И.М., Антонов М.В., Соколова О.А., Рябухина А.В., Пашкова Ю.В., Николаева Ю.А. Исследование психологических особенностей переживания беременности у женщин с патологией беременности // Журнал практического психолога. 2003. № 4-5., С. 64-82.

ИШБУЛДИНА АЛИНА АРТУРОВНА - магистрант, Башкирский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.