Научная статья на тему 'Изменение природы конкуренции'

Изменение природы конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКИНОМИКА / КРАУДСОРСИНГ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИННОВАЦИИ / ГЛОБАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / WIKINOMICS / CROWDSOURCING / SOCIAL NETWORKS / INNOVATION / GLOBAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурдуковская Мария Михайловна

Автор, описывая современные процессы, которые происходят в глобальной экономике, раскрывает понятия «викиномика», «краудсорсинг», анализирует взаимосвязь между развитием информационных технологий и изменением природы конкуренции, рассматривает успешные мировые практики по внедрению новых бизнес-моделей. Статья будет полезна для менеджеров, владельцев компаний, а также исследователей, занимающихся проблемами глобальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGING THE NATURE OF BUSINESS STRUGGLE

The author describes modern processes happening in the global economy. In the article the terms such as ‘wikinomics’ and ‘crowdsourcing ’ are being revealed with an analyses of connection between the development of information technology and changing of the nature of the competitiveness. Apart from that, the article examines the examples of successful international practices in the process of implementation of new business models.

Текст научной работы на тему «Изменение природы конкуренции»

(Идентификац. номер статьи в НТЦ «Информрегистр» 0421000101\0225

4. Буров В.Ю. Методы снижения объемов теневой деятельности малого предпринимательства как фактор резерва экономического роста // Проблемы современной экономики.- 2010. - № 2 (34). - С. 209-215.

5. Буров В.Ю., Потаев В.С., Суходолов А.П. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе. -Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. - С. 357.

6. Герасин А.Н. Предпринимательство: учебник / под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 667 с.

Буров Виталий Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент, директор Института экономических исследований Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected]

Burov Vitaly Yurevich, Candidate of Economic Sciences, Associate professor, Director of Institute of Economic Research, Buryat State University, e-mail: [email protected]

УДК 339.1 © М.М. Бурдуковская

ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДЫ КОНКУРЕНЦИИ

Автор, описывая современные процессы, которые происходят в глобальной экономике, раскрывает понятия «викино-мика», «краудсорсинг», анализирует взаимосвязь между развитием информационных технологий и изменением природы конкуренции, рассматривает успешные мировые практики по внедрению новых бизнес-моделей. Статья будет полезна для менеджеров, владельцев компаний, а также исследователей, занимающихся проблемами глобальной экономики.

Ключевые слова: викиномика, краудсорсинг, социальные сети, инновации, глобальное сотрудничество.

M.M. Burdukovskaya

CHANGING THE NATURE OF BUSINESS STRUGGLE

The author describes modern processes happening in the global economy. In the article the terms such as ‘wikinomics’ and ‘crowdsourcing ’ are being revealed with an analyses of connection between the development of information technology and changing of the nature of the competitiveness. Apart from that, the article examines the examples of successful international practices in the process of implementation of new business models.

Keywords: wikinomics, crowdsourcing, social networks, innovation, global cooperation.

Эпоха информации внесла изменения во все сферы жизни общества и прежде всего в экономику. Если в начале 2000-х гг. мы были свидетелями революционных перемен в сфере информационных технологий, то сегодня этот опыт транслируется практически на все сферы производства: принципиально меняется характер конкуренции, а также соотношение издержек, связанных с разработкой и производством продукции.

Согласно школе классической экономии, мы можем наблюдать два вида конкуренции: ценовую и неценовую. Неценовая конкуренция включает в себя постоянное усовершенствование продукта и рекламу, что увеличивает издержки фирмы и как следствие ее цену. Такие постулаты описаны в учебниках по классической экономической теории. Еще 10 лет назад мы могли наблюдать монополии отдельных крупных компаний, чистая прибыль которых позволяла им за счет рекламы и инноваций удерживать свою нишу на рынке и усложнять вход на рынок новым игрокам.

Сегодня мы наблюдаем глобальную конкуренцию, не имеющую границ. Еще в 1991 г.

американский экономист Майкл Портер опубликовал исследование «Конкурентные преимущества стран» (The Competitive Advantage of Nations), в котором он показал, что, несмотря на глобальный рынок, основными субъектами конкуренции на международном рынке являются фирмы, а не страны.

Основное внимание Портер сосредоточил на издержках. По его мнению, фирма опережает своих соперников, если имеет [3, с. 287]:

1) более низкие издержки, свидетельствующие о способности фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем у конкурентов. Продавая товар по такой же или примерно такой же цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает большую прибыль.

2) дифференциацию товаров, т.е. способность фирмы удовлетворять потребности покупателя, предлагая товар либо более высокого качества, либо с особыми потребительскими свойствами, либо с широкими возможностями послепродажного обслуживания.

Шумпетер в своем исследовании «Капитализм, социализм и демократия» обосновал точку

зрения, которая гласит, что для масштабных инноваций крупный монополистический бизнес имеет преимущества перед компанией, функционирующей в условиях совершенной конкуренции [6, с. 56].

Все эти классические модели объединяет одно - для захвата лидирующих позиций на рынке компании необходимо иметь достаточно высокую прибыль, чтобы иметь средства на закупку дорогостоящих машин, проведение маркетинговых исследований и организацию крупномасштабных рекламных кампаний.

Ситуация в корне изменилась с появлением интернета, начинавшегося как проект Министерства обороны в конце 1960-х гг. и ставшего в XXI в. массовой технологией, изменившей не только характер коммуникаций, но и реальные социальные взаимодействия. Сегодня интернет меняет рынок и, как следствие, сложившиеся бизнес-модели. Многие идеи, которые до сих пор можно было встретить только в научнофантастических произведениях, стали обычным явлением повседневности.

Новая волна информационной революции, получившая небывалое распространение в последнее десятилетие, - массовое распространение социальных сетей. Социальные сети перевернули наши представления не только о возможностях глобальной коммуникации, но и о взаимодействии компаний и потребителей, граждан и государства.

Филип Котлер, создатель и гуру маркетинга, отметил: «Неважно, сколько вы тратите на рекламу, самых ценных клиентов можно найти бесплатно» [1, с. 29]. «Little Innovation From Everyone» («понемногу инноваций от каждого») - такое определение он дал слову «жизнь», превратив английское «Life» в аббревиатуру. «В прежние времена человек мог узнать о компании лишь благодаря рекламе, которую она давала. За счет нее формировался имидж бренда. Сейчас такой образ формируется за счет друзей, родственников, которые активно общаются (в том числе по поводу этого бренда) через интернет» [1, с. 30-35].

Именно посредством социальных сетей, по мысли Котлера, привлечение новых клиентов станет для компаний практически бесплатным. Он приводит следующий пример: «Итальянцы из Fiat планировали создать абсолютно новый автомобиль. Они использовали Faсebook, чтобы пригласить всех желающих из разных стран высказать свои идеи о том, как должна выглядеть будущая модель. В конкурсе приняли участие

более 400 тысяч человек, было высказано 40 тысяч идей. Так представители Fiat узнали, что хотят видеть в автомобиле будущие пользователи, а еще это стало одним из способов привлечения новых покупателей» [6].

Технологические революции и мировой финансовый кризис показали крупным бюрократизированным корпорациям, что классические представления о конкуренции, управлении и взаимодействии с потребителями остались в прошлом. Сегодня уже недостаточно запустить стандартную рекламную кампанию, чтобы привлечь потребителей и успешно реализовать товар. Сегодня уже не нужно иметь собственные огромные заводы и тратить баснословные суммы на рекламные кампании.

Скорость научно-технического прогресса и международная конкуренция сами по себе уже не позволяют компании угнаться за конкурентами и тем более перегнать их. «Ни одна компания в наши дни, вне зависимости от размеров или географии работ, не может в одиночку быстро разрабатывать инновационные решения. Крайне важно сотрудничество - как внешнее, с клиентами и покупателями, поставщиками и бизнес-партнерами, так и внутреннее, в пределах собственных организационных границ» [2, с. 59], - утверждает Lafley A.G., автор книги «The Game Changer: How you can drive revenue and profit growth with Innovation».

В декабре 2006 г. Дон Тапскотт, канадский ученый, преподаватель, независимый консультант, государственный советник, доктор юридических наук, профессор менеджмента Университета Торонто, бакалавр психологии и статистики, магистр педагогических наук, и Энтони Д. Уильямс опубликовали книгу под названием «Викиномика». В книге авторы описывают, как компании используют в своих бизнес-моделях принципы массового сотрудничества (masscolla-boration) и взаимодействия равных (peercollabo-ration) для достижения коммерческого успеха.

Теория «Викиномики» показала, как новые низкозатратные инструменты сотрудничества, начиная от бесплатной Интернет-телефонии и заканчивая программами с открытым доступом, предназначенными для создания глобальных аутсорсинговых платформ, позволяют многим тысячам людей и небольшим компаниям совместно создавать продукты, выходить на новые рынки и достигать результатов, ранее доступных лишь для крупных корпораций.

До сегодняшнего дня мы не могли предположить, что знания и технологии могут быть

настолько доступными и открытыми для каждого желающего и что это обстоятельство всерьез пошатнет позиции крупных корпораций.

«Новое понимание массового сотрудничества изменяет само видение того, как компании и общество в целом могут использовать знания и способности для инноваций и создания ценностей. Это влияет практически на каждый сектор экономики и каждый аспект управления. Развивается новый вид бизнеса, открывающий двери всему миру, сотрудничающий с каждым (а в особенности с собственными клиентами), делящийся ресурсами, прежде скрытыми за семью замками, получающий огромную выгоду от массового сотрудничества и ведущий себя не как традиционная международная компания, а как глобальная компания нового типа. Компании такого типа проводят наиболее значительные изменения в своих отраслях и переписывают многие правила конкуренции» [4, с. 28].

Такие выводы подрывают традиционную теорию о конкуренции, где принято считать, что компании конкурируют, пытаются отличиться друг от друга и занимаются инновациями, делая некоторые известные вещи - привлекая лучших сотрудников, тщательно защищая интеллектуальную собственность, фокусируясь на потребителях и выстраивая исполнительскую дисциплину (то есть хорошую систему управления и контроля). Для нового делового мира этих правил недостаточно, а в ряде случаев они попросту неприменимы.

«Искусство и наука викиномика основаны на четырех мощных новых идеях - открытость, пиринг, предоставление доступа и глобальный характер деятельности» [4, с. 73], - описывают авторы в книге «Викиномика». Эти принципы заменяют собой прежние.

Открытость. Это слово имеет множество значений и смысловых оттенков. В частности, слово «открытость» ассоциируется с честностью, прозрачностью, свободой, гибкостью, экспансивностью, вовлеченностью и доступностью. Этот термин крайне редко используется в описании традиционной компании, и до недавнего времени открытость не являлась характерной чертой экономики в целом. Лишь недавно некоторые компании начали по-новому осознавать смысл понятия «открытость», что незамедлительно привело к изменениям в ряде важнейших составляющих бизнеса, таких как кадровая политика, индустриальные стандарты, коммуникации, инновации и др.

Компании традиционно относятся к социальным сетям, предоставлению доступа к информации и поддержке самоорганизующихся систем с определенным подозрением. Во-первых, это происходит из-за устоявшегося мнения, согласно которому компании способны сохранять конкурентоспособность, лишь держа свои самые ценные активы под секретом. Во-вторых, если речь идет, например, о человеческих ресурсах, то компании должны нанимать лучших специалистов на рынке, мотивировать, развивать и удерживать их, так как общеизвестно, что именно персонал, сотрудники являются основой конкурентоспособности.

Но, как доказывает практика, сегодня компании, открывающие свои границы внешним идеям и внешним человеческим ресурсам, более результативны, чем компании, полагающиеся исключительно на собственные ресурсы и способности.

Кроме того, они активно развивают и еще одну грань открытости - передачу прежде секретной информации партнерам, сотрудникам, клиентами, акционерам и другим заинтересованным участникам системы. Потребители тем самым обретают возможность увидеть и осознать реальную ценность продукта. Сотрудники получают часто недоступную информацию о подлинной стратегии компании, принципах ее управления и стоящих перед ней задачах.

Это в корне меняет традиционные представления о структуре управления и природе конкуренции. Открытость компании больше не делает ее уязвимой, скорее, наоборот, системы, которые недостаточно взаимодействуют с внешней средой, потеряли свою жизнеспособность в современных условиях, а сложные бюрократические структуры с многочисленными звеньями управления тянут корпорации на дно.

Один из примеров крупных компаний, которые открылись для внешней среды, - это корпорация, производящая самолеты Вое^.

По мнению Фила Кондит, бывшего СЕО Вое1^, инновации в аэрокосмической и оборонной отрасли являются самыми сложными и дорогостоящими. Компании, работающие в этой отрасли, давно пришли к мысли о том, что глобальная команда дизайнеров и разработчиков все больше является базовым требованием для того, чтобы просто остаться в бизнесе. Даже лучшие исследователи и разработчики, входящие в штат компании, не могут обладать всеми необходимыми для конкурентоспособности знаниями и технологиями. При этом аэрокосмиче-

ские и оборонные компании постоянно вынуждены решать чрезвычайно сложные инженерные задачи без увеличения издержек. Авиакомпании постоянно терпят убытки, поэтому наиболее привлекательными партнерами для них могут стать только те производители самолетов, которые при производстве самолетов способны максимально снизить издержки без потери качества и без ущерба для безопасности.

Передовые компании отрасли, к числу которых относится и Boeing, отвечают на это требование глобальными, гибкими, подвижными операционными структурами, которые позволяют постоянно создавать инновации и достигать более высокой эффективности. Вместо того чтобы использовать старые иерархические отношения между производителем и поставщиком, Boeing и их партнеры разделяют затраты и риски крупных проектов в течение всего жизненного цикла новых продуктов и сотрудничают друг с другом на протяжении всего цикла: от разработки дизайна до поддержки и обслуживания готового самолета. Более того, Boeingпошел на то, чтобы передать поставщикам контроль над процессом производства большей части компонентов, составляющих его самолеты. В результате - разработка революционного 787 Dreamliner, ранние продажи и экономическая эффективность которого предвещают яркое будущее когда-то находившегося в бедственном положении гиганта. Разработка 787 вывела Boeing на новый уровень: впервые самолет нового поколения был создан с помощью более чем сотни поставщиков из шести разных стран, взаимодействующих на основе сетевой структуры.

Пиринг (происходит от англ. peering «соседство»). На протяжении всей истории человечества та или иная форма иерархии служила основным двигателем для создания ценности и для моделирования учреждений - будь то церковь, армия или правительство. Иерархическая модель организации была столь убедительной и прочной, что большинство людей до сих пор предполагает отсутствие у нее сколько-нибудь значимых альтернатив. Даже в наши дни случается, что литература по вопросам управления, посвященная вопросам наделения полномочиями, работе в команде или прогрессивным техникам управления, как данность принимает необходимость вышестоящего контроля в современной корпорации. Разумеется, сложно предположить, что в обозримом будущем иерархии исчезнут, однако уже сейчас видно, как развивает-

ся новая форма горизонтальных организаций, которая сможет бросить вызов иерархиям с точки зрения эффективности создания товаров и услуг, связанных с информацией, а, может быть, и других материальных объектов. Как уже было сказано ранее, такая новая форма организации носит название «пиринг».

Одним из ярких примеров сетевой организации работы является проект по созданию системы Linux, над которой работала группа программистов со всего мира, контроль и распределение обязанностей между которыми осуществлялись самими разработчиками. В результате получился продукт, который смог составить конкуренцию такому гиганту, как Microsoft.

Предоставление доступа. Еще один необходимый принцип организаций, исповедующих викиномику.

Принято считать, что ресурсы (в особенности интеллектуальные) и инновации должны охраняться путем получения патентов, авторских прав и товарных знаков. Если кто-то осмеливается нарушить твои права на интеллектуальную собственность, ты призываешь своих юристов и начинаешь битву. Во многих отраслях так принято думать и по сей день. Миллионы технически грамотных детей и подростков во всем мире используют Интернет для свободного создания и распространения музыки в формате MP3 (а также программ для ее обработки). Цифровая музыка представляет музыкантам и потребителям отличную возможность оказаться в самой середине паутины создания ценности. Однако вместо того чтобы признать MP3 и адаптировать собственные бизнес-модели, индустрия предпочла занять оборонительную позицию. Навязчивое стремление некоторых крупных игроков отрасли к контролю, борьбе с пиратством и соблюдению стандартов привело лишь к тому, что они лишились поддержки своих постоянных и потенциальных клиентов, слушателей музыки.

Обратный пример открытости в производственных масштабах - проект Innocentive, платформы, объединяющей ученых-любителей, которые в свободное от основной деятельности время занимаются решением сложных научных задач. Клиентами этого проекта сегодня являются такие крупные корпорации, как Proctel&Gambel, IBM, Helwett Paccard и др. Все эти корпорации остаются лидерами и сохраняют свои позиции на рынке и потому, что высшее руководство компаний давно осознало недостаточность и ограниченность традиционных бизнес-моделей.

И последний принцип новой модели - глобальный характер сотрудничества. Глобализация стала уже обыденным условием существования для каждого из нас. Оставаться конкурентоспособным на глобальном уровне означает внимательно изучать, как развивается бизнес во всем мире, и иметь возможность привлечь еще большее количество талантливых сотрудников. Только глобальные альянсы, огромные рынки труда и сообщества равных способны обеспечить доступ к новым рынкам, идеям и технологиям. Управление человеческими ресурсами и интеллектуальными активами при этом не должно быть ограничено существующими объективно культурными отличиями, привычными стереотипами и организационными границами. Приведем здесь известный пример успешного сотрудничества СЕО Apple Стива Джобса с Джоном и Уорноком, сооснователем компании Adobe Software, в издательском бизнесе. Уорнок и его коллеги из Adobe разработали компьютерный язык, который позволил распечатать сложные графические работы, выполненные на «макинтоше», на доступном по цене лазерном принтере, что привело к резкому и значительному снижению издержек при производстве печатной продукции.

Очевидно, что настала эпоха глобального сотрудничества. В одиночку или даже с командой высокопрофессиональных и организованных кадров даже крупные корпорации уже не поспевают за потребителями. Недостаточно перекупить дорогостоящего TOP-менеджера у конкурента. Куда важнее отдать разрабатываемый продукт на суд будущих потребителей.

Вероятно, по этой причине в обиход исследователей и бизнесменов вошло еще одно новое понятие: краудсорсинг (от англ. crowd - толпа). Впервые, в июне 2006 г. Джефф Хау употребил его в своей статье «The Rise of Crowdsourcing». В ней Хау описал феномен объединения людей для решения какой-либо задачи без вознаграждения или с очень маленьким вознаграждением и последствия развития таких объединений для компаний, решающих аналогичные задачи профессионально. Он продолжил изучать этот феномен и описывать его в своем блоге crowdsourcing.com. Через несколько лет Джефф Хау изложил свои мысли и наблюдения в книге «Crowdsourcing: Why the Powerof the CrowdIs Drivingthe Future of Business».

Краудсорсинг - это инструмент в эпоху викитехнологий, позволяющий компаниям вовлекать целые сообщества в разработку новых продук-

тов или решение сложных задач. Одним их факторов, способствовавших внезапному появлению «фонтана творческого изобилия», стало появление невиданного до сих пор механизма распространения знаний - Интернета. На рынок труда вышли разносторонне талантливые, образованные, высокопрофессиональные кадры, которые далеко не всегда могут полностью реализовать себя на рабочем месте и обладают массой столь необходимых для производителей товаров и услуг знаний и компетенций. Краудсорсинг объединил значительный опыт глобального участия и сотрудничества, накопленный по всему миру, и доказал со всей очевидностью, что «толпа» уже не хочет потреблять то, что им предлагают корпорации, она хочет сама создавать товары и услуги.

Однозначно определить вклад любителей в экономку невозможно, но то, что он растет, очевидно. Пример - рост числа веб-страниц в геометрической прогрессии. В 1997 г. их было 200 млн к 2005 г. эта цифра возросла до 11.5 млрд, причем в основном за счет блогов. К январю 2008 г. на YouTube было размешено более 80 млн видеороликов, половина из которых -творчество любителей[5, c.34].

«Американские университеты все еще представляют собой артефакты периода эпохи Возрождения, когда образцово-показательный гражданин мог одинаково хорошо владеть пером, плугом и угольником. Это обеспечивает приток в наше общество интересных, увлекающихся людей. Но эти люди стремятся заниматься интересным и полезным делом. И именно это послужило толчком к появлению такого явления, как краудсорсинг» [5, с. 31].

Все это современные реалии рынка и глобальной экономики. В этой статье мы попытались описать явления, которые стали реальностью с массовым распространением интернета, а вместе с ним и социальных сетей. Сегодня, для того чтобы быть успешным и занимать лидирующие позиции на рынке, уже недостаточно применять традиционные модели управления. Рынок требует постоянных перемен, компании в одиночку уже не в состоянии создавать инновации, для этого им нужна «креативная толпа», которая обладает достаточными компетенциями для того, чтобы участвовать в создании новых продуктов и услуг. В этих условиях вскоре могут стереться границы между развитыми и развивающимися странами, или, напротив, может образоваться непреодолимая пропасть, которая уже не позволит «отстающим» наверстать упу-

щенное. Современные реалии требуют немедленного реагирования, пересмотра моделей управления и сотрудничества. Экономика закономерно является форвардом этого движения, но и государствам уже в самом ближайшем будущем придется смириться с тем, что граждане хотят и должны принимать участие в его управлении.

Литература

1. Design Theory, Demarketing, and Behavioral Economics: Fostering Interdisciplinary Growth in Social Marketing // The SAGE Handbook of Social Marketing / Lefebvre R., Craig Ph.Kotler. - UK: University of Stirling, 2012. - 468 p.

2. Lafley A.G., Charan R. The Game Changer: How you can drive revenue and profit growth with Innovation. - N.Y.: Crown Business, 2008. - 311 p.

3. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.

4. Тапскотт Д., Уильям Э.Д. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все. - М.: Best Business Books, 2009. - 392 с.

5. Хау Дж. Краудсорсинг. - М.: Альпина Паблишер, 20i2. - 288 с.

6. Котлер Ф. Превратите клиентов в последователей [Электронный ресурс]: официальный сайт бизнес-журнала Chief Time. - Режим доступа: http://www.chief-time.ru/people/detail.php? ELEMENT_ID=570/ -20.12.2012.

7. Краудсорсинг [Электронный ресурс]: информационный портал. - Режим доступа: http://crowdsourcing.ru/ -20.12.2012.

Бурдуковская Мария Михайловна, аспирант первого года обучения Бурятского государственного университета, кафедра «Философия», 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6а, e-mail: [email protected]

Burdukovskaya Maria Mikhailovna, postgraduate student at Buryat State University, Philosophy Chair, 670000, Ulan-Ude, Ranzhurova st, 6a, e-mail: [email protected]

УДК 330.3”7” © Л.Р. Бартунаев, С.Э. Желаева

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМА ВРЕМЕНИ КАК ПОЛИМОДАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА ПРИРОДЫ: ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА

В представленной статье авторы исходят из необходимости изучения времени как полимодального феномена природы: время многомерно и различно для каждой системы и процесса в отдельности. На основе данной общенаучной теории времени определена тесная взаимосвязь между природным, социальным, историческим и экономическим временем, а в многообразии форм времени выделены основные свойства экономического времени.

Ключевые слова: экономическое время, процессы, формы времени, критерии, свойства.

L.R. Bartunaev, S.E. Zhelaeva

ECONOMIC FORM OF TIME AS POLYMODAL NATURE PHENOMENON:

CONCEPT AND CHARACTERISTICS

In the article the author has regard to the need of study the time phenomenon as a polymodal nature: time is multidimensional and is different for each system and process particularly. On the basis of the general scientific theory of time a close relationship between the natural, social, historical and economic time was determined, and from the diversity forms of time basic characteristics of economic time were extracted.

Keywords: economic time, processes, time forms, criteria, properties.

Время в экономике является отражением и наивысшим обобщением объективной экономической действительности, характеризующей сложные взаимосвязи настоящего с прошлым и будущим. Оно выступает в качестве всеобщей меры длительности реально существующих и сменяющих друг друга экономических явлений и процессов. Поэтому, являясь частной формой всеобщего времени, экономическое время представляет собой экономическую категорию. Необходимость выделения экономического времени по отношению к другим специфичным фор-

мам определяется сущностной природой и однородностью качественной структуры экономического движения. Объекты и субъекты экономического движения, в отличие от других видов движения, например, механического или физического, где существует инерция, ускорение свободного падения тел, обладают собственными специфическими особенностями длительности, определяемой закономерностями функционирования экономической системы.

Следует иметь в виду, что экономическое время как результат проявления экономических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.