Вестник Томского государственного университета. 2024. № 498. С. 144-150 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2024. 498. рр. 144-150
ПЕДАГОГИКА
Научная статья
УДК 37.013.77
doi: 10.17223/15617793/498/16
Изменение показателей психоэмоционального состояния и уровней тревожности студентов НИ ТГУ, обучающихся по дисциплине «Физическая культура и спорт»
Галина Сергеевна Ежова1, Виктор Генрихович Шилько2
12Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
1 [email protected] 2 [email protected]
Аннотация. Представлен анализ результатов по изучению психоэмоционального состояния и уровней тревожности студентов, обучающихся по дисциплине «Физическая культура и спорт» на отделениях ЛФК и ОФП. Мониторинг психоэмоционального состояния испытуемых позволил предположить, что определенные закономерности в изменении его показателей у обеих групп после окончания учебного года находятся на уровне слабо выраженной положительной тенденции. Уровни личностной тревожности у представителей обеих групп оказались на достаточно высоком уровне.
Ключевые слова: студенты, психоэмоциональное состояние, тревожность, физическая культура, студенческая жизнь
Для цитирования: Ежова Г.С., Шилько В.Г. Изменение показателей психоэмоционального состояния и уровней тревожности студентов НИ ТГУ, обучающихся по дисциплине «Физическая культура и спорт» // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 498. С. 144-150. doi: 10.17223/15617793/498/16
Original article
doi: 10.17223/15617793/498/16
Changes in indicators of the psycho-emotional state and anxiety levels of the National Research Tomsk State University students studying physical culture and sports
Galina S. Ezhova1, Viktor G. Shilko2
12 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation 1 [email protected] 2 [email protected]
Abstract. The study aims to examine the psycho-emotional states and anxiety levels of students studying physical culture and sports at the National Research Tomsk State Univeristy (NR TSU) in the departments of therapeutic physical culture and general physical training. The study involved first-, second; and third-year students of the Faculty of Philology and the Institute of Law of NR TSU aged 18 to 20, studying in the departments of general physical training (basic and preparatory medical group), (30 males and 30 females), and therapeutic physical culture (30 males and 30 females). The study was conducted at the Faculty of Physical Education of NR TSU during physical exercise classes according to the program of the academic discipline "Physical Culture and Sports". The research included the study and assessment of the psycho-emotional state, as well as the level of anxiety of the subjects using the SAN and Spielberger-Hanin tests. The assessment of students' psycho-emotional states using the SAN test was carried out twice, during one lesson (before the start and after its end) and throughout the year (in the first and second halves). After assessing the initial level of students' psycho-emotional states using the SAN test before the start of classes, all subj ects performed physical activity in accordance with the plans developed for students of the listed departments, after which re-testing was carried out and the data obtained were compared with subsequent analysis. In contrast to the SAN test, the assessment of the levels of anxiety of the subjects was carried out at the beginning and after the end of the school year only before the start of classes, in a state of relative rest. The results were compared using the method of mathematical statistics. The monitoring of the subjects' psycho-emotional states allowed us to assume that certain patterns in changes in the indicators in both groups after the end of the school year are at the level of a weakly expressed positive trend with a plus sign, which shows that its average level with slight fluctuations in one direction or the other during the year is supported by the influence of physical exercise. Levels of personal anxiety among representatives of both groups turned out to be at a fairly high level. This problem indicates the need to introduce a whole complex of
© Ежова Г.С., Шилько В.Г., 2024
new means and methods for minimizing stress conditions of this contingent of students in the educational process in the discipline "Physical Culture and Sports", taking into account their states of health and physical fitness. Keywords: students, psycho-emotional state, anxiety, physical culture, student life
For citation: Ezhova, G.S. & Shilko, V.G. (2024) Changes in indicators of the psycho-emotional state and anxiety levels of the National Research Tomsk State University students studying physical culture and sports. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 498. pp. 144-150. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/498/16
Введение
Студенческая молодежь - это особая социальная группа, которая отличается от других категорий населения не только особенностями образа и стиля жизни, потребностями и ценностными ориентациями, но и является интеллектуальным ресурсом российского общества [1].
Выпускники российских вузов играют ключевую роль в развитии различных отраслей народного хозяйства, науки, культуры, искусства и т.д. [2]. Студенческий возраст есть относительно скоротечный период времени, когда закладывается фундамент социально-профессиональной деятельности, от прочности которого во многом зависит будущая карьера и судьба человека в целом.
Студенческая жизнь проходит в условиях постоянного присутствия стрессовых воздействий как учебного, социально-экономического, так и политического характера, в совокупности порождающих новые проблемы [3].
Поступая в вуз и выбирая будущую профессию, многие выпускники общеобразовательных школ не до конца представляют все ее плюсы и минусы. Уровень и качество образования также не всегда соответствуют ожиданиям их выбора, что негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии обучающихся.
Молодым людям нередко достаточно трудно адаптироваться к новым условиям и требованиям студенческой жизни, что порой приводит к нарушению процессов жизнедеятельности, таких как режим двигательной активности, сна, отдыха, питания и т.д. К тому же нередко материальные проблемы заставляют студентов совмещать учебу с работой, что создает дополнительные трудности, которые негативно сказываются на показателях успеваемости [4, 5].
Студенческий образ жизни сопряжен с большим объемом учебной нагрузки, значительными умственными и энергетическими затратами, поскольку эффективность будущей профессиональной деятельности специалистов с высшим образованием зависит от успешности освоения образовательной программы, в процессе которой им приходится перерабатывать большой объем информации в кратчайшие сроки, выполнять множество дедлайнов по разным дисциплинам, проводить значительную часть учебного времени и времени, отведенного на самоподготовку, сидя за компьютером и т.д. Все это ведет к увеличению психофизической нагрузки и способствует значительному повышению интеллектуального и эмоционального напряжения организма [6-9].
Данные медицинских исследований последних лет подтверждают отрицательную тенденцию состояния здоровья современных школьников (здоровых не более 15-20%). У студентов первого года обучения кардинально меняется образ жизни, проблемы здоровья школьного периода обучения нередко переходят в период студенческий, где дополняются большим количеством стрессовых ситуаций, в совокупности усугубляющих психофизическое состояние и здоровье в целом.
Алгоритм адаптации человека к новым условиям жизнедеятельности хорошо изучен наукой; организм приспособливается к новым условиям, мобилизуя все функциональные системы; затем следует физическое и психоэмоциональное истощение и обострение хронических заболеваний или появление и развитие новых, что далеко не способствкет полноценной учебной деятельности и активной социальной жизни [10].
Высокое психоэмоциональное напряжение может повлечь снижение когнитив что проявляется в снижении объемов памяти и внимания [11].
Следовательно, эффективность обучения будущих специалистов во многом зависит от умения и способности быстро адаптироваться к вызовам студенческой жизни, преодолевать постоянно возникающие трудности и проблемы, поддерживать психоэмоциональное, интеллектуальное состояние на оптимальном уровне.
Для успешного решения всего комплекса проблем обучающихся необходима помощь специалистов -преподавателей, (в том числе физической культуры и спорта), тьюторов, психологов, медицинских работников, социологов, которые должны в полной мере понимать проблемы студенческой жизни и оптимизировать учебный процесс таким образом, чтобы студенты в процессе приобретения профессиональных компетенций имели возможность поддерживать физическую и умственную работоспособности на высоком уровне в течение всего периода обучения в вузе.
Цель исследования - изучить психоэмоциональное состояние и уровень тревожности студентов, обучающихся в НИ ТГУ по дисциплине «Физическая культура и спорт» на учебных отделениях лечебной физической культуры (ЛФК) и общей физической подготовки (ОФП).
Методы исследования
Оценка функционального психоэмоционального состояния испытуемых проводилась с использованием теста САН (Самочувствие, Активность, Настроение).
Материалы исследования предполагалось получить с использованием специального стандартного опросника, который представляет собой бланковый тест.
Сам процесс исследования состоял в следующем: испытуемым предлагали определить психоэмоциональное состояние по многоступенчатой шкале, которая содержит индексы (3210123), расположенные между 30 парами слов противоположного значения, отражающих активность (скорость и темп протекания функций), самочувствие (силу, здоровье, утомление), настроение (эмоциональное состояние).
Испытуемый должен выбрать и отметить цифру на шкале, которая соответствует его психоэмоциональному состоянию в момент опроса.
Цифра ноль соответствует среднему самочувствию, которое обследуемый не может отнести ни к плохому, ни к хорошему. Цифра один, расположенная на шкале слева от цифры ноль, отражает самочувствие выше среднего, а цифра три соответствует прекрасному самочувствию. Те же цифры в этой строке, расположенные справа от нуля, аналогичным образом характеризуют самочувствие исследуемого, если оно ниже среднего. Таким образом, последовательно рассматривается и оценивается каждая строка данного опросника.
При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; индекс 2 - за 2 балла; индекс 1 - за 3 балла, и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов. Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные состояния - низкие. Например:
7 6 5 4 3 2 1
Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
Оценочные критерии показателей самооценки психоэмоционального состояния студентов:
- низкая - менее 3,0 баллов;
- средняя - от 3,0 до 5,0 баллов;
- высокая - более 5,0 баллов.
Оценка уровня тревожности проводилась с использованием опросника Спилбергера-Ханина. Этот тест дает возможность определения показателей выраженности тревожности в текущем состоянии человека.
Тревожность как состояние личности означает мотив или приобретенную поведенческую реакцию, которая побуждает человека воспринимать широкий круг объективно безопасных обстоятельств как обстоятельства, содержащие угрозу[12].
Опросник Спилбергера в русскоязычной адаптации Ханина предназначен для оценки уровня ситуативной и личностной тревожности [13].
Под ситуативной тревожностью понимается текущее психическое состояние, под личностной - предрасположенность человека к данному состоянию. Ситуативная тревожность возникает как реакция на различные, чаще всего социально-психологические, стрессоры в качестве ожидания негативной оценки,
восприятия неблагоприятного к себе отношения. Личностная тревожность дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию разнообразных стрессоров.
Бланк шкал самооценки опросника Спилбергера-Ханина включает в себя 40 вопросов-рассуждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной и 20 - для оценки уровня личностной тревожности.
Самооценка уровней ситуативной и личностной тревожности студентов по каждому из 40 вопросов-рассуждений определялась в цифровом выражении в следующей последовательности: 1 - никогда; 2 -редко; 3 - часто; 4 - всегда.
Классификация показателей личностной тревожности:
- отсутствие тревожности либо ее низкий уровень -30 баллов;
- умеренная трневожность - 31-45 баллов;
- высокая тревожность - более 45 баллов.
При анализе результатов следует учитывать, что чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности.
Результаты исследования были обработаны с помощью метода математической статистики STATISTICA 8.0. Математико-статисческим методом определялись средние показатели. За статистически значимое различие принимали p<0,05 [14].
Организация исследования
В исследовании принимали участие студенты 13-го курсов филологического факультета (ФилФ) и юридического института (ЮИ) Томского государственного университета в возрасте 18-20 лет, занимающиеся на отделениях общефизической подготовки (основная и подготовительная медицинская группа; n = 60; из них 30 мужчин и 30 женщин) и лечебной физической культуры (n = 60; из них 30 мужчин и 30 женщин).
Предварительно все испытуемые были ознакомлены с условиями тестирования и дали на его реализацию добровольное согласие.
Исследование проводилось на факультете физической культуры Томского государственного университета в процессе занятий физическими упражнениями по программе учебной дисциплины «Физическая культура и спорт».
Исследование состояло из трех этапов.
Подготовительный этап исследования предполагал анализ научно-методической литературы и изучение опыта практической деятельности с данным контингентом обучающихся, последующий анализ состояния данной проблемы, определение целей и задач исследования.
Основной этап включал изучение и оценку психоэмоционального состояния, уровня тревожности испытуемых с использованием тестов САН и Спилбергера-Ханина. Однако условия проведения исследования с использованием перечисленных тестов были разными.
Так, если оценку психоэмоционального состояния студентов с использованием теста САН проводили дважды, как в процессе одного занятия (перед началом и после его окончания), так и в течение года (в первой и второй его половинах), то уровни тревожности испытуемых с помощью теста Спилбергера-Ханина, определяли лишь в начале и после окончания учебного года только перед началом занятий.
После оценки исходного уровня психоэмоционального состояния с использованием теста САН перед началом занятий все испытуемые выполняли физическую нагрузку в соответствии с планами-конспектами, разработанными оганизаторами эксперимента для студентов перечисленных отделений, в конце занятия проводилось повторное тестирование, а затем анализировались полученные данные.
Оценка уровня тревожности испытуемых проводилась в начале и по окончании учебного года лишь перед началом занятий, т.е в состоянии относительного покоя.
На заключительном этапе исследования были проведены обработка и анализ материалов исследования. Сравнительный анализ показателей психоэмоционального состояния и уровня тревожности проводился с использованием методов математической статистики. Анализ полученных результатов и их обсуждение послужили основанием для формулирования выводов исследования.
Результаты исследования
Результаты исследования по оценке состояния психоэмоциональной сферы студентов учебных отделений ОФП и ЛФК до и после окончания занятий в начале учебного года и после его завершения представлены в табл. 1.
Изменения психоэмоционального состояния студентов отделения ОФП до начала занятий и после их окончания в первой и второй половине учебного года
в основном были отмечены лишь на уровне разнонаправленной тенденции (р > 0,05).
В целом представители данного отделения оценивали свое психоэмоциональное состояние достаточно высоко в течение всего учебного года. Тем не менее изменения в показателях самочувствия перед началом практических занятий физическими упражнениями и после их окончания во второй половине учебного года по сравнению с первой были зафиксированные со знаком плюс, но не достигли достоверных различий (см. табл. 1).
Следовательно, можно констатировать, что показатели самочувствия у студентов отделения ОФП к окончанию учебного года улучшились на уровне положительной тенденции.
Несколько иная ситуация отмечена у студентов, занимавшихся на отделении ЛФК. Представители данного направления оценили свое психоэмоциональное состояние в течение года значительно ниже, чем студенты ОФП, т.е. как среднее. Однако изменения по окончании занятий по сравнению с их началом в первой и второй половине учебного года были идентичны таковым представителей отделения ОФП, т.е. на уровне слабовыраженной положительной тенденции.
Значения такого показателя, как активность, у студентов тестируемых учебных отделений также имели существенные различия. У студентов ОФП в первой половине учебного года перед началом занятия значения данного показателя не превышали средней оценки (менее 5 баллов), а после окончания занятия значения данного показателя повысились до высокой оценки и достигли 5,4 балла, что свидетельствует о качественном улучшении данного показателя (р < 0,05). После окончания учебного года ситуация повторилась с той лишь разницей, что величина сдвига показателя активности в группе ОФП по окончании занятия зарегистрирована как высокая по сравнению с таковой перед началом занятия, которую оценили как среднюю, но не достигшую качественных изменений (р > 0,05).
Таблица 1
Значения психоэмоциональных показателей в наблюдаемых группах в начале и после окончания учебного года до и после проведенных занятий по критерию Вилкоксона, Ме ^25; Q75)
Группа наблюдения Показатель В начале года Уровень значимости В конце года Уровень значимости
В начале занятия По окончании занятия В начале занятия По окончании занятия
ОФП С (самочувствие) 5,2 (4,9;5,2) 5,3 (5,1; 5,7) р > 0,05 5,9 (4,8; 5,4) 5,8 (4,8; 5,4) р > 0,05
А(активность) 4,5 (4,3; 4,9) 5,4 (5,2; 5,6) р < 0,05 4,8 (4,6; 5,0) 5,1 (4,9; 5,5) р > 0,05
Н (настроение) 5,3 (5,1; 5,6) 5,8 (5,6; 6,2) р > 0,05 5,3 (5,1; 5,5) 5,8 (5,6; 6,1) р > 0,05
ЛФК С (самочувствие) 4,4 (4,2; 4,6) 4,5 (4,2; 4,8) р > 0,05 4,6 (3,8; 4,4) 4,8 (4,5; 5,1) р > 0,05
А (активность) 4,0 (3,8; 4,2) 4,6 (4,3; 4,9) р > 0,05 3,3 (3,1; 3,6) 4,4 (4,2; 4,7) р < 0,05
Н (настроение) 4,8 (4,6; 5,1) 4,9 (4,6; 5,2) р > 0,05 4,2 (3,9; 4,4) 4,4 (4,2; 4,8) р > 0,05
Примечание. р < 0,05 - статистически значимые различия между исследуемыми показателями в начале и в конце занятия в начале и в конце учебного года в наблюдаемых группах; Ме - медиана; ^ 25% - Q75%) - интерквартильный размах.
У студентов ЛФК сравнение показателей активности после окончания учебного года по сравнению с его началом позволило получить заслуживающие внимания результаты. В отличие от представителей ОФП, у которых качественные изменения активности были зафиксированы к окончанию занятия в первой половине учебного года, у студентов ЛФК достоверные изменения отмечены по окончании занятия в конце учебного года (см. табл. 1).
Тестирование психоэмоционального состояния студентов отделения ОФП на предмет оценки их настроения показало, что оно находится на высоком уровне в течение всего учебного года.
Данный показатель оставался неизменным как перед началом занятий в первой и второй половине учебного года (по 5,3 балла), так и после его окончания (по 5,8 балла соответственно). Тем не менее изменения значений показателей настроения в сторону улучшения к
окончанию занятия в начале и конце учебного года не были достоверными.
В отличие от студентов ОФП, у которых настроение оставалось на высоком уровне и неизменным в течение всего учебного года, у представителей ЛФК оно было оценено, как среднее и заметно ухудшилось после завершения обучения во втором семестре по сравнению с аналогичными показателями, отмеченными в начале учебного года. Но эти изменения со знаком минус также не имели достоверных различий.
Сравнительный анализ значений психоэмоциональных показателей начала занятий в наблюдаемых группах, зафиксированных в начале и в конце учебного года по критерию Вилкоксона, Ме, ^25; Q75 ) и после их окончания, а также перед началом первого и после
окончания второго учебного семестра пордемонстри-ровал отсутствие достоверных различий и более высокую оценку психоэмоционального состояния в группе ОФП по сравнению с аналогичными показателями представителей ЛФК (см. табл. 1).
Установлено, что занятия физическими упражнениями способствуют улучшению психоэмоционального состояния студентов обеих наблюдаемых групп; особенно выразительные значения показателей отмечены после окончания второй половины учебного года.
Значения показателей уровней тревожности у студентов отделений ОФП и ЛФК, полученные с использованием опросника Спилбергера-Ханина в начале и по окончании учебного года, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Значения показателей уровней тревожности в тестируемых группах в начале и в конце учебного года по критерию Вилкоксона, Ме ^25; Q75)
Группа наблюдения Показатель, баллы В начале занятия Уровень значимости
В начале года В конце года
ОФП Ситуативная тревожность 45,0 (43,0; 49,5) 45,4 (43,6; 49,0) р > 0,05
Личностная тревожность 47,5 (45,0; 51,0) 48,0 (46,0; 52,5) р > 0,05
ЛФК Ситуативная тревожность 42,0 (40,0; 46,5) 42,0 (40,0; 46,5) р > 0,05
Личностная тревожность 46,0 (44,0; 50,5) 45,0 (43,0; 49,5) р > 0,05
Примечание. р<0,05 - статистически значимые различия уровня тревожности в тестируемых группах в начале и в конце учебного года. Ме -медиана; ^ 25% - Q75%) - интерквартильный размах.
Ситуативная тревожность есть реакция повышенной тревоги на ситуацию в данный момент. Состояние ситуационной тревожности возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации [15].
Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу [15].
По результатам оценки уровней ситуативной и личностной тревожности с использованием опросника Спилбергера-Ханина выявлено, что студенты отделения ОФП находятся в состоянии высокой ситуативной и личностной тревожности в течение всего учебного года, незначительное повышение показателей отмечено к окончанию учебного года.
Вопреки ожиданиям у представителей отделения ЛФК в течение всего учебного года значение показателя ситуативной тревожности было достоверно ниже (р < 0,05), чем у студентов ОФП, и оценивалось как умеренное; оно оставалось неизменным как в первом, так и во втором учебном семестре. Показатель личностной тревожности у представителей данного отделения, как и у студентов ОФП, находился в течение всего учебного года на высоком уровне.
Анализ результатов исследования уровней тревожности представителей обеих учебных отделений пока-
зал, что высокие значения показателей личностной тревожности обусловлены объективными факторами, которые связаны с высокими учебными нагрузками, освоением большого объема нового учебного материала, необходимостью длительного периода самоподготовки в вечерние и ночные часы, а следовательно, недостатком времени для восстановления психофизического и психоэмоционального состояния, что в совокупности способствует нарушению общего режима труда и отдыха.
Умеренный уровень ситуативной тревожности студентов, отнесенных по состоянию здоровья к отделению ЛФК, говорит о более успешной адаптации к условиям студенческой жизни по сравнению с представителями отделения ОФП [16].
Заключение
Материалы проведенного исследования позволили установить, что уровни показателей САН во многом зависят от состояния здоровья обучающихся; зафиксированные значения данных показателей оказались выше у студентов отделения ОФП.
Подобная взаимосвязь не просматривалась в оценке значений показателей тревожности: уровни ситуативной тревожности у студентов ЛФК оказались достоверно ниже (т.е. лучше), чем у их сокурсников отделения ОФП.
Можно предположить, что в отличие от показателей психоэмоционального состояния уровни личностной и особенно ситуативной тревожности не имеют корреляционной зависимости от состояния здоровья обучающихся.
Ранее мы уже констатировали, что в процессе обучения студентам приходится сталкиваться со множеством
учебных, коммуникативных, бытовых и других трудностей, которые в совокупности вызывают утомление, стресс, тревогу, беспокойство, страх, психоэмоциональное напряжение, что в конечном итоге не способствует ускорению процесса адаптации к условиям жизнедеятельности в вузе [17-19].
Чтобы минимизировать негативные последствия стрессогенных факторов, необходимо активно использовать различные восстановительные средства и процедуры, к числу которых относятся и физические упражнения, активизирующие защитные силы организма, стимулирующие обменные процессы, снимающие умственное и психическое напряжение и т.д.
Кроме того, занятия физическими упражнениями способствуют минимизации нервного напряжения, сохранению и поддержанию психического и физического здоровья студентов в течение всего периода обучения в вузе.
По результатам проведенного исследования установлено, что физические упражнения на уровне положительной тенденции оказывают влияние на психоэмоциональное состояние и снижение ситуативной и личностной тревожности.
Однако проблема высокого уровня тревожности в течение всего периода обучения остается актуальной. Возможно, это связано и с тем, что для студентов объема и интенсивности физической нагрузки, полученной на занятиях физической культурой, недостаточно. Значения данных показателей должны корректироваться с учетом состояния здоровья и физической подготовленности обучающихся.
Однако учитывая ограниченность учебных часов, отведенных на данную дисциплину, необходимо шире использовать различные физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, а также обратить серьезное внимание на формирование мотивации и методико-практических знаний, умений и навыков для самостоятельных занятий физическими упражнениями в свободное от учебы время, праздничные и выходные дни [20].
Все мероприятия, ориентированные на увеличение физической активности студентов, в совокупности будут способствовать повышению эффективности адаптационных процессов, связанных с улучшением психоэмоционального состояния и снижением показателей их ситуативной и личностной тревожности в период обучения в вузе.
Список источников
1. Федотова Д.А., Шичанина Е.А. Актуальные проблемы современного студенчества // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6, № 5. С. 589.
2. Синьковский А.В. Проблемы студенчества в современном обществе // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017031652 (дата обращения: 01.02.2023).
3. Islamov A.E., Makarova E.V., Zotova L.E., Kraeva M.Yu., Besedkina N.I., Filipenkova O.G. Individual Educational Development Roads Of Cognitive Activity Of Students // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. № 3. P. 469-475.
4. Deary I.J., Stough C. Intelligence and inspection time: achivements, prospects and problems // American Psychologist. 1996. № 51. P. 599-608.
5. Horwitz E. K., Horwitz M.B., Cope J. Foreign Language Classroom Anxiety // Modern Language Journal. 1986. № 70 (2). P. 125-132.
6. Николаева Е.Н. Психофизиологические особенности адаптации студентов при обучении в вузе в условиях севера : дис. ... канд. биол. наук. Якутск, 2006. 112 с.
7. Britton W.B. Sport psychology: Handbook of sports medicine and science. Wiley-Blackwell, 2009. 139 p.
8. Macintyre P.D., Dornyei Z., Clement R., et al. Conceptualizing Willingness to Communicate in a L2: A Situational Model of L2. Confidence and Affiliation // The Modern Language Journal. 1998. P. 545-562.
9. Sokolovskaya I.E., Polevoy S.A., Mikhaylovsky M.N., Zotova L.E., Bazhdanova Y.V., Egorova E.V. The Influence Of Educational And Professional Activity On The Socialization Of Students // Opcion. 2020. № 27. P. 1115-1133.
10. Павлова Л.А., Ермолаева Е.В. Здоровье и здоровый образ жизни российского студенчества // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6, № 1. С. 101-102.
11. Муравьева И.В. Особенности функционального состояния центральной нервной системы у российских и иностранных студентов при адаптации к условиям обучения в вузе : дис. ... канд. биол. наук. Астрахань, 2014. 175 с.
12. Горшков Е.А., Коротина Л.Д. Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе // Молодой ученый. 2015. № 23.2 (103.2). С. 46-51.
13. Ханин Ю.Л. Стресс и тревога в спорте. М. : Физкультура и спорт, 2003. 288 с.
14. Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте. М. : Физкультура и спорт, 1974. 151 с.
15. Полшкова Т.А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях // Актуальные вопросы современной психологии. 2013. С. 107-110.
16. Brunkner P., Khan K. Clinical sports medicine. Sydney : McGraw Hill, 2008. 1013 p.
17. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Нейропсихология. Строение и нарушения центральной нервной системы. Атлас: учебное пособие для среднего профессионального образования. 9-е изд. М. : Юрайт, 2023. 59 с.
18. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. Т. 3, № 2. С. 11-18.
19. Gardner R.C., Tremblay P.F. On Motivation, Research Agendas, and Theoretical Frameworks // Modern Language Journal. 1994. № 78. P. 359368.
20. Сосуновский В.С., Загревская А.И. Теоретико-методологические основы системного подхода в педагогической науке // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 476. С. 201-207. doi: 10.17223/15617793/476/22
References
1. Fedotova, D.A. & Shichanina, E.A. (2016) Aktual'nye problemy sovremennogo studenchestva [Current problems of modern students]. Byulleten' meditsinskikh Internet-konferentsiy. 6 (5).
2. Sin'kovskiy, A.V. (2017) [Problems of students in modern society]. Studencheskiy nauchnyy forum [Student Science Forum]. Proceedings of the International Conference. [Online] Available from: https://scienceforum.ru/2017/article/2017031652 (Accessed: 01.02.2023). (In Russian).
3. Islamov, A.E. et al. (2017) Individual Educational Development Roads of Cognitive Activity of Students. Modern Journal of Language Teaching Methods. 3. pp. 469-475.
4. Deary, I.J. & Stough, C. (1996) Intelligence and inspection time: achivements, prospects and problems. American Psychologist. 51. pp. 599-608.
5. Horwitz, E.K., Horwitz, M.B. & Cope, J. (1986) Foreign Language Classroom Anxiety. Modern Language Journal. 70 (2). pp. 125-132.
6. Nikolaeva, E.N. (2006) Psikhofiziologicheskie osobennosti adaptatsii studentov pri obuchenii v vuze v usloviyakh severa [Psychophysiological features of adaptation of students when studying at a university in the north]. Biology Cand. Diss. Yakutsk.
7. Britton, W.B. (2009) Sport psychology: Handbook of sports medicine and science. Wiley-Blackwell.
8. Macintyre, P.D. et al. (1998) Conceptualizing Willingness to Communicate in a L2: A Situational Model of L2. Confidence and Affiliation. The Modern Language Journal. pp. 545-562.
9. Sokolovskaya, I.E. et al. (2020) The Influence of Educational and Professional Activity on the Socialization of Students. Opcion. 27. pp. 1115— 1133.
10. Pavlova, L.A. & Ermolaeva, E.V. (2016) Zdorov'e i zdorovyy obraz zhizni rossiyskogo studenchestva [Health and healthy lifestyle of Russian students]. Byulleten' meditsinskikh internet-konferentsiy. 6 (1). pp. 101-102.
11. Murav'eva, I.V. (2014) Osobennosti funktsional'nogo sostoyaniya tsentral'noy nervnoy sistemy u rossiyskikh i inostrannykh studentov pri adaptatsii k usloviyam obucheniya v vuze [Features of the functional state of the central nervous system in Russian and foreign students when adapting to the conditions of studying at a university]. Biology Cand. Diss. Astrakhan.
12. Gorshkov, E.A. & Korotina, L.D. (2015) Issledovanie emotsional'noy trevozhnosti studentov na raznykh etapakh obucheniya v pedagogicheskom vuze [Study of emotional anxiety of students at different stages of training at a pedagogical university]. Molodoy uchenyy.23.2 (103.2). pp. 46-51.
13. Khanin, Yu.L. (2003) Stress i trevoga v sporte [Stress and anxiety in sports]. Moscow: Fizkul'tura i sport.
14. Masal'gin, N.A. (1974)Matematiko-statisticheskie metody v sporte [Mathematical and statistical methods in sports]. Moscow: Fizkul'tura i sport.
15. Polshkova, T.A. (2013) Problema situativnoy trevozhnosti v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh [The problem of situational anxiety in psychological and pedagogical research]. Aktual'nye voprosy sovremennoypsikhologii. pp. 107-110.
16. Brunkner, P. & Khan, K. (2008) Clinical sports medicine. Sydney: McGraw Hill.
17. Astapov, V.M. & Mikadze, Yu.V. (2023) Neyropsikhologiya. Stroenie i narusheniya tsentral'noy nervnoy sistemy. Atlas: uchebnoeposobie dlya srednego professional'nogo obrazovaniya [Neuropsychology. Structure and disorders of the central nervous system. Atlas: textbook for secondary vocational education]. 9th ed. Moscow: Yurayt.
18. Prikhozhan, A.M. (1998) Prichiny, profilaktika i preodolenie trevozhnosti [Causes, prevention and overcoming anxiety]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 3 (2). pp. 11-18.
19. Gardner, R.C. & Tremblay, P.F. (1994) On Motivation, Research Agendas, and Theoretical Frameworks. Modern Language Journal. 78. pp. 359368.
20. Sosunovskiy, V.S. & Zagrevskaya, A.I. (2022) Theoretical and methodological foundations of a systems approach in pedagogical science. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 476. pp. 201-207. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/476/22
Информация об авторах:
Ежова Г.С. - канд. биол. наук, доцент кафедры физической культуры и спорта Национального исследовательского Томского
государственного университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0003-0777-0924
Шилько В.Г. - д-р пед. наук, и.о. декана, зав. каф. физической культуры и спорта Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors:
G.S. Ezhova, Cand. Sci. (Biology), associate professor, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
V.G. Shilko, Dr. Sci. (Pedagogics), acting dean, head of the Department of Physical Culture and Sports, National Research Tomsk
State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 22.11.2023; одобрена после рецензирования 30.01.2024; принята к публикации 30.01.2024.
The article was submitted 22.11.2023; approved after reviewing 30.01.2024; accepted for publication 30.01.2024.