ИЗМЕНЕНИЕ ПАНКРЕАТИЧЕСКОЙ СЕКРЕЦИИ У КРЫС ПОД ВЛИЯНИЕМ ВНУТРИПОРТАЛЬНОГО ВВЕДЕНИЯ ХЦК-8
Бабич Светлана Михайловна
Заведующая кафедрой социальной гигиены Жураева Мохигул Азимджановна доцент кафедры ВОП-1 АГМИ Алейник Владимир Алексеевич профессор кафедры нормальной физиологии Нуралиева Нилюфар Абдусаматовна врач-лаборант НИЛ АГМИ Андижанский государственный медицинский институт
В четырех сериях острых экспериментов, по 7 крыс в каждой, изучено влияние на функцию поджелудочной железы короткоцепочного пептида ХЦК-8 (основные группы) и физиологического раствора (контроль), которые вводили в периферическую и в портальную вены. При введении ХЦК-8 в периферическую вену отмечалась значительная стимуляция панкреатической секреции, тогда как при введении в портальную вену панкреатическая секреция была достоверно ниже. Это показывает, что печень утилизирует короткоцепочные пептиды и тем самым участвует в пептидергических механизмах регуляции пищеварительных желез.
Ключевые слова: короткоцепочные пептиды, ХЦК-8, поджелудочная железа, печень.
КАЛАМУШЛАРДА ПОРТАЛВЕНАГА ЮБОРИЛГАНХЦК- 8 ТАЪСИРИДА ОШКОЗОН ОСТИБЕЗИ
СЕКРЕЦИЯСИНИ УЗГАРИШИ
Хар бирида 7 та каламушдан турт серияли уткир экспериментларда, ошкозон ости бези функциясига калта халкали ХЦК-8 ни (асосий гурух) ва физиологик эритмани (контроль гурух) периферик томирга ва портал венага юборилганда, унинг таъсири урганилган. ХЦК-8 периферик томирга юборилганда ошкозон ости бези секрецияси анча стимулланади, портал венага юборилганда эса панкреатик секреция пастрок кузатилди. Бу эса, жигар калта халкали пептидларни утилизация килишини тасдиклайди.
Калит сузлар: калта халкали пептидлар, ХЦК-8, ошкозон ости бези, жигар.
CHANGE OF PANCREATIC SECRETION IN RATS UNDER INFLUENCE OF INTRA-PORTAL INTRODUCTION OF
CCK-8
In four series of acute experiments, 7 rats each, the influence of the CCK-8 short-chain peptide (main groups) and physiological saline (control), which was injected into the peripheral and portal veins, was studied on pancreatic function. With the introduction of CCK-8 into the peripheral vein, significant stimulation of pancreatic secretion was noted, while with the introduction into the portal vein, pancreatic secretion was significantly lower. This shows that the liver utilizes short-chain peptides and thereby participates in peptidergic mechanisms of regulation of the digestive glands.
Key words: the short-chain peptides, CCK-8, pancreas, liver.
DOI: 10.24411/2181-0443/2020-10019
Введение. Короткоцепочные пептиды, содержащие до 10 аминокислот, имеют большое значение в различных механизмах регуляции, так как они имеют рецепторы на афферентных нервных окончаниях периферических нейронов и на нейронах различных отделов ЦНС. В желудке и кишечнике паракринно осуществляют взаимосвязь эндокринных клеток и нейронов подслизистого нервного сплетения, мезентериальных и афферентных нейронов.
Во время поступления пищи в желудочно-кишечный тракт значительно увеличивается выработка короткоцепочных пептидов. Также известно, что короткоцепочные пептиды более эффективно стимулируют секрецию
пищеварительных желез и проникают через гематоэнцефалический барьер. Например, за счет ХЦК-8, вызывают чувство насыщения, то есть обеспечивают дистантно взаимосвязь клеток пищеварительных желез с различными отделами ЦНС.
При патологии печени (биллиарном циррозе) утилизационная способность печени снижается, ХЦК-8 увеличивается в периферической крови, за счет чего развиваются энцефалопатии [1], а также гиперсекреторный синдром поджелудочной железы [2,3,4].
Существуют механизмы, ограничивающие поступление короткоцепочных пептидов в периферическую кровь. Часть короткоцепочных пептидов утилизируется внутриорганно тканевыми и мембранными протеазами, другая часть - в печени, после поступления через портальную систему [5,6,7].
В результате этих механизмов формируются дополнительные каналы пептидергической регуляции пищеварительных желез.
Для нас представляло интерес изучить участие печени в метаболизме короткоцепочных пептидов и влияния ее на пептидергические механизмы регуляции пищеварительных желез.
Цель исследования. Изучить у крыс секреторную и ферментовыделительную деятельности поджелудочной железы при введении ХЦК-8 в портальную и периферическую вены.
Материал и методы. На 28 крысах проведены 4 серии, по 7 острых экспериментов в каждой серии. Изучали изменение панкреатической секреции: в 1 серии (контрольная) при введении в портальную вену 0,3 мл физиологического раствора, во 2 серии (опытная) - в портальную вену ХЦК-8 (0,15 мкг/кг) и секретина (0,15 мкг/кг) в 0,3 мл физиологического раствора, в 3 серии (контрольная) при введении в периферическую вену 0,3 мл физиологического раствора, в 4 серии (опытная) в периферическую вену ХЦК-8 (0,15 мкг/кг) и секретина (0,15 мкг/кг) в 0,3 мл физиологического раствора.
Исследование проводили под уретановым наркозом: внутрибрюшинно в дозе 1,1 г/кг веса. Поджелудочный сок собирали путем катетеризации желчно-панкреатического протока 20-тиминутными периодами в стандартный стеклянный капилляр для определения СОЭ, в течение 40 мин (два 20 минутных периода) до и 40 мин (два 20 минутных периода) после введения в портальную или периферическую вену физиологического раствора или ХЦК-8 и секретина. Для введения внутрипортально исследуемых растворов через брыжеечную вену в полую вену вставляли полиэтиленовый катетер. Внутривенные инъекции в периферическую вену производили в боковую вену хвоста тонкой иглой.
В составе поджелудочного сока определяли: выделение протеаз по общей протеолитической активности (ОПА) спектрофотометрическим методом [8,9], выделение амилазы фотометрическим методом [8,9] по убыванию окраски крахмала. Результаты обрабатывали методом вариационной статистики с вычислением средних величин (М), их ошибок (т) и достоверности разности сравниваемых величин Стьюдента-Фишера
Результаты и их обсуждение. Данные экспериментов на крысах показали, что выделение объема поджелудочного сока при введении физиологического раствора в периферическую вену (в/в) составляло 0,59±0,05 мл, а при введении ХЦК-8 и секретина в периферическую вену этот показатель достоверно увеличивался и составлял 0,79±0,07 мл (Р<0,05) (рис. А). Выраженность эффекта при введении ХЦК-8 и секретина составила 134,1%.
Средний показатель объема выделенного поджелудочного сока при введении физиологического раствора в портальную вену (в/п) составил 0,48±0,03 мл. При введении ХЦК-8 и секретина в портальную вену средний показатель объема сока составил 0,61±0,06 мл, и был также достоверно выше, чем при введении физиологического раствора (Р<0,05). Выраженность эффекта при введении ХЦК-8 и секретина составила 127,1%. Эффекты ХЦК-8 и секретина по объему выделенного поджелудочного сока при введении в портальную вену были недостоверно ниже такового показателя при введении в периферическую вену (Р>0,05) и составили 77,2%.
Показатель выделения ОПА в составе поджелудочного сока после введения физиологического раствора в периферическую вену составил 62,2±6,6 Ед/20 мин, а после введения ХЦК-8 и секретина в периферическую вену этот показатель был достоверно выше и составлял 133,5±12,6 Ед/20 мин (Р<0,001) (рис. Б). Эффект после введения ХЦК-8 и секретина составил 214,6%. Выделение ОПА поджелудочного сока после введения физиологического раствора в портальную вену составило 48,0±5,4 Ед/20 мин, что недостоверно отличалось от такового показателя после введения в периферическую вену. После введения ХЦК-8 и секретина в портальную вену показатель ОПА составлял 79,2±7,4 Ед/20 мин, что было достоверно выше в сравнении с показателем после введения физиологического раствора (Р<0,001), и достоверно ниже такового показателя после введения ХЦК-8 и секретина в периферическую вену (Р<0,001). Эффект после введения ХЦК-8 и секретина в сравнении с введением физиологического раствора составил 165,0%. Снижение эффектов ХЦК-8 и секретина в сравнении с введением в периферическую вену составило 40,7%.
Рисунок. Изменение показателей поджелудочной секреции у крыс, при введении в периферическую вену (В/В) и в портальную вену (В/П) 0,3 мл физиологического раствора или ХЦК-8 (0,15 мкг/кг) и секретина(0,15 мкг/кг).
+ - достоверно отличающиеся величины относительно показателей с введением физиологического раствора.
о - достоверно отличающиеся величины относительно показателей с введением ХЦК-8 и секретина в периферическую вену.
Выделение амилазы в составе поджелудочного сока после введения физиологического раствора в периферическую вену составило 639,7±53,7 Ед/20 мин, а после введения ХЦК-8 и секретина в периферическую вену этот показатель был достоверно выше и составлял 1362,0±121,4 Ед/20 мин (P<0,001) (рис. В). Эффект после введения ХЦК-8 и секретина составил 212,9%. В то же время выделение амилазы поджелудочного сока после введения физиологического раствора в портальную вену составило 601,8±43,2 Ед/20 мин, что существенно не отличалось от такового показателя после введения в периферическую вену. После введения ХЦК-8 и секретина в портальную вену показатель амилазы поджелудочного сока составлял 1001,1±93,1 Ед/20 мин, что было достоверно ниже такового показателя при введении в периферическую вену (P<0,05). Эффект после введения ХЦК-8 и секретина в сравнении с введением физиологического раствора составил 166,3%. Снижение эффектов после введения ХЦК-8 и секретина в портальную вену в сравнении с введением в периферическую вену составило 26,5%.
Полученные данные свидетельствуют, что при прохождении через печень происходит значительное снижение эффектов ХЦК-8 и секретина на ферментовыделительную деятельность поджелудочной железы и в меньшей мере на её секрецию, что доказывает предположение об участии печени в утилизации низкомолекулярных пептидов у крыс. В этих условиях можно предполагать участие печени в пептидергических механизмах регуляции, хотя этот вопрос требует дополнительного изучения.
Отсюда следует, что при патологических состояниях, связанных со снижением функции печени, в том числе утилизации пептидных гормонов, может отмечаться повышение концентрации низкомолекулярных форм пептидов в крови и связанное с этим нарушение пептидергических механизмов регуляции пищеварительных желез и других систем. Это может влиять на некоторые патогенетические механизмы развития заболеваний, как желудка, так и поджелудочной железы, а так же других органов и систем на фоне патологии печени.
Вывод. При введении ХЦК-8 и секретина в периферическую вену отмечается значительная стимуляция панкреатического ферментовыделения, тогда как при введении в портальную вену панкреатическое ферментовыделение достоверно ниже. Это показывает, что печень утилизирует короткоцепочные пептиды, и тем самым участвует в пептидергических механизмах регуляции пищеварительных желез.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Kalaitzakis E, Bjornsson E Hepatic encephalopathy in patients with liver cirrhosis: is there a role of malnutrition//World J Gastroenterol, 2008, 14: 3438-3439.
2. Aparisi L. et al. Does an association exist between chronic pancreatitis and liver cirrhosis in alcoholic subjects? //World Journal of Gastroenterology: WJG, 2008, Т.14, №40, С. 6171.
3. Bhattacharyya R. et al. A prospective pilot study of the prevalence of pancreatic disease in patients with alcohol related liver disease using faecal elastase-1 //Gut, 2011,Т.60, Suppl 1, С. A238-A238.
4. Katakura Y. et al. Pancreatic involvement in chronic viral hepatitis //World Journal of Gastroenterology: WJG, 2005,Т.11, №23, С. 3508.
5. Алейник В.А., Бабич С.М. Изменение панкреатической секреции при введении различных доз трипсина в периферическую и портальную вены// Ж-л теорет.и клин.мед., 2012, №4, С.9-12.
6. Алейник В.А., Бабич С.М. Влияние различных доз трипсина на изменение утилизации печенью пентагастрина. Вестник ТМА 2013;1:13-16.
7. Hoffmaster KA, Zamek-Gliszczynski MJ, Pollack GM, Brouwer KL. Hepatobiliary disposition of the metabolically stable opioid peptide [D-Pen2, D-Pen5]-enkephalin (DPDPE): pharmacokinetic consequences of the interplay between multiple transport system//J. Pharmacol. Exp. Ther., 2004,vol.311(3), P.1203-10.
8. Карамушкина С.В. Секреторная функция поджелудочной железы собак в зависимости от схемы применения и пути введения раствора активного гипохлорита натрия/ Дисс....канд.биол.наук., Благовещенск 2002:133.
9. Смелышева, Л. Н. Секреторная функция желудка и поджелудочной железы при действии эмоционального стресса. Дисс... докт.биол.наук. Тюмень 2007: 278.
10. Алейник Владимир Алексеевич, Бабич Светлана Михайловна, Ходжиматов Гуломиддин Минходжиевич, Ибрагимова Санталатхон Рузиевна, Шокирова Садокатхон Мухамматсолиевна Влияние улиностатина на иммунные свойства и протеолитическую активность спермы у мужчин с нарушением фертильности // Re-health journal. 2019. №2.
11. Жураева Мохигул Азимджановна, Алейник Владимир Алексеевич, Бабич Светлана Михайловна, Ходжиматов Гуломиддин Минходжиевич, Легкоев Александр Юрьевич Влияние контрикала на утилизацию ХЦК-8 печенью // Re-health journal. 2019. №2.
12. Джалалова Озода Касимджановна, Алейник Владимир Алексеевич, Бабич Светлана Михайловна, Ходжиматов Гуломиддин Минходжиевич, Легкоев Александр Юрьевич Влияние белково-жировых эмульсий на изменение протеолитической активности поджелудочного сока // Re-health journal. 2019. №2.