УДК 902/904
ИЗМЕНЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ХХ В. ВЗГЛЯДА НА РОЛЬ ДРЕВНЕГЕРМАНСКОГО КОМПОНЕНТА В КУЛЬТУРЕ САМБИИ РИМСКОГО ВРЕМЕНИ
В.И. Кулаков
Институт археологии Российской академии наук Россия, 117036, г. Москва, ул. Дм. Ульянова, 19 e-mail: [email protected] Scopus Author ID: 26038228300 SPIN-код: 3764-2260
Авторское резюме
Волею исторических судеб юго-восточная Балтия с 1283 г. почти на семь веков прочно вошла в зону германской политической и культурной гегемонии. Первая попытка представить очерк прусской истории была предпринята Августом фон Коцебу и мало отличалась от краеведческих штудий XVII-XVIII вв. В 1827 г. в Кёнигсберге увидел свет первый том второго в истории региона обзора его прошлого. Профессор Кёнигсбергского Университета ИоганнесФойгт, автор данной фундаментальной монографии, первым из профессиональных прусских историков сформировал концепцию пребывания германцев в ареале эстиев, охватывавшем в римское время полуостров Самбию и его окрестности. В рамках идей пангерманизма, актуальных в эпоху Второго Рейха, члены Общества по изучению древностей «Пруссия» в своих научных работах вскользь, без особой аргументации упоминали о главенствующей роли восточных германцев на Янтарном берегу в начале нашей эры. После завершения Первой Мировой войны на волне подъёма в Германии патриотических настроений прусские археологи, в своих научных работах относившиеся к проблеме германского присутствия в исторической Пруссии вполне критически, в своих научно-популярных работах безапелляционно декларировали германское присутствие на Самбии в эпоху римских влияний. В послевоенное время немецкая точка зрения на этно-культурную ситуацию в юго-восточной Балтии начала нашей эры со стороны советских исследователей подверглась жёсткой и вполне политизированной критике. Польские археологи в это время высказывали предположения о пребывании на землях исторической Пруссии в древности представителей различных племён, не упоминая при этом германцев. В конце ХХ - начале XXI вв. русские археологи, используя новейшие достижения археологии Калининградской области, пришли к выводу о присутствии в земле эстиев в первой половине I тыс. н.э. в разное время отдельных групп кельтского и древнегерманского населения, привлечённых сюда из различных регионов Европы перспективой участия в янтарной торговле. Польские археологи, не зная о выводах русских археологов, позже независимо подтвердили их выводы.
Ключевые слова: археология, римское время, историография, Самбия, древние германцы,
балты.
A CHANGE OF VIEWS THROUGHOUT THE 20th CENTURY ON THE ROLE OF EARLY GERMANS IN THE SAMBIAN CULTURE IN ROMAN TIMES
Vladimir Kulakov Institute of archeology of the Russian Academy of Sciences Russia, 117036, Moscow, Dm St. Ulyanova, 19, e-mail: [email protected]
Abstract
By the will of historical destinies, since 1283 and for almost seven centuries, the south -eastern Baltic has been in the zone of German political and cultural hegemony. The first attempt to present an outline of the Prussian history was undertaken by August von Kotzebue and was very similar to the local history works of the 17th -18th centuries. Then followed a fundamental monograph on the regional history, published in 1827 and authored by Johannes Voigt, professor of the University of Königsberg. Voigt was the first among professional Prussian historians to formulate the concept of Germanic peoples living on the territory of Aesti, which in Roman times encompassed the Sambia Peninsula and its environs. Within the framework of the ideas of pan-Germanism, which were popular in the Second Reich, members of the society for the study of antiquities «Prussia» in their scientific works casually mentioned the dominant role of the eastern Germanic peoples on the Amber Coast at the beginning of the Common Era. After the end of World War I, on the rise of patriotic sentiments in Germany, the Prussian archaeologists, while quite critically examining the problem of Germanic influences on historical Prussia, categorically declared the Germanic presence in Sambia in Roman times. In the postwar period, the German scientific views on the ethno-cultural situation in the south-eastern Baltic in the beginning of the Common Era were undermined by harsh and quite politicized criticism from Soviet researchers. At that time, Polish archaeologists speculated that the lands of historical Prussia were inhabited by different tribes, without mentioning the Germans. In late 20th - early 21st centuries Russian archaeologists, using the latest archaeological findings in the Kaliningrad region, concluded that several groups of the Celtic and Early Germanic people from various parts of Europe were dwelling on the territory of Aesti, attracted there by the prospect of amber trade in the first half of the 1st millennium CE. Polish archaeologists, not knowing about the works of the Russian archaeologists, later independently confirmed their findings.
Keywords: archaeology, Roman times, historiography, Sambia, early Germanic peoples, Balts.
* * *
Волею исторических судеб юго-восточная Балтия, исконная территория расселения части западнобалтских племён, с 1283 г. почти на семь веков прочно вошла в зону германской политической и культурной гегемонии. Если в XVI и XVII вв. краеведы Пруссии интересовались преимущественно пережитками местного догерманского прошлого, сохранившимися среди сельских жителей герцогства, то в начале XVIII в. предпринимаются первые попытки археологического исследования местных древностей (Кулаков 2003: 9-10). Первая попытка представить очерк прусской истории была предпринята Августом фон Коцебу (Kotzebue 1808; 1809) и мало отличалась от краеведческих штудий XVII-XVIII вв. В 1827 г. в Кёнигсберге увидел свет первый том второго в истории региона обзора его прошлого. Профессор Кёнигсбергского Университета Иоганнес Фойгт (1786-1863), автор данной
фундаментальной монографии (рис. 1), первым из профессиональных прусских историков сформировал концепцию пребывания германцев в ареале эстиев, охватывавшем в римское время полуостров Самбию и его окрестности.
Рис.1. Иоганнес Фойгт.
Основываясь на сведениях Йордана VI в. и краеведа началп века Симона Грунау, И. Фойгт считал, что, переправившись из Скандинавии в дельту р. Вислы и основав там крепость Gothiskandzia, готы начали продвижение далее на юг. Параллельно этому процессу германские пришельцы расселялись в земле венедов (так И. Фойгт именует жителей будущей исторической Пруссии) вплоть до бассейна р. Pregel/Преголя. В конечном итоге готы захватили земли от Галиндии до Самбии. В ходе Готских войн Император Максимиан дошёл до берегов Балтики. Потерпев от римлян поражение, при своём пятом короле Филимере готы покинули южный берег Балтийского моря. После этого контроль над Пруссией перешёл к вандалам и видивариям (Voigt 1827: 97-106). К сожалению, эта концепция не могла быть подтверждена данными археологии, ведь серьёзный научный процесс изучения прусских древностей начался лишь в 1844 г. с образованием в Кёнигсберге Общества по изучению древностей «Пруссия». В течение четырёх десятилетий после этого события прусские археологи разрабатывали методику исследований и накапливали в результате раскопок фактический материал. В 80-х годах XIX в. отец прусской
археологии Отто Тишлер (1843-1891) (рис. 2), анализируя раскопанные к тому времени погребальные памятники запада Самбии, считал население этого региона в начале нашей эры готами. По его мнению, к фазе С восточные германцы покинули Янтарный берег (Tischler 1887: 23). Эта часть теоретического наследия основоположника прусской археологии не привлекла внимания современных историсграфов его научной деятельности (Hoffmann 1993f: 328-330). Подобным же образом вскользь и весьма в мягких выражениях была упомянута точка зрения И.В. Хейдека (Hoffmann 1993b: 148) на германский характер древностей мазурской культурной группы VI-VII вв. На самом деле этот художник, увлекавшийся археологией, был абсолютно уверен в готском происхождении пальчатых фибул, обнаруженных при раскопках могильника Daumen/Tumiany (woj. mazursko-warminskie Polski). Гипотезу о занятии готами в III-V вв. н.э. территории Пруссии (очевидно, распространённую в научных кругах в конце XIX в.) он считал подтверждённой окончательно (Heydeck 1895: 69-70).
Рис.2. Отто Тишлер.
Ещё в 1919 г. известный шведский археолог Нильс Оберг (1888-1957) сформулировал этническую принадлежность древностей юго-восточной Балтии римского времени. Он считал, что Самбия была заселена готами в 1-У вв. н.э., а
Мазуры приняли германцев в начале или в середине VI в. (упомянутый Прокопием
о
Кесарийским поход герулов в страну гаутов: Aberg 1919: 10). В предвоенное время сложилась концепция германской этнической характеристики древностей Мазурского Поозерья римского времени (Fromm 1932: 281), ныне отнесённых к «богачевской» культуре, оставленной западными балтами под мощным вельбарским влиянием. Считалось, что после миграции из низовий р. Вислы основной части готов и гепидов во II в. н.э. некоторая их часть остаётся на побережье Вислинского залива и позднее смешивается с пруссами (Ehrlich 1931: 18).
Рис.3. Карл Энгель (в центре) и Фридрих Йенш (справа) в процессе раскопок (грунтовой могильник Linkuhnen/Ржевское, ныне - Славский р-н, 1931 г.) (Archiv R. Grenz).
Межвоенный период развития прусской археологической школы в начале III тыс. н.э. привлекал к себе внимание современных археологов дважды. Первый историографический обзор археологии Балтии 1933-1945 гг. принадлежит автору этих строк. Подвергнув справедливой критике далёкие от науки историографи-ческие обзоры П.И. Кушнера и Ф.Д. Гуревич, я признал, что ведущий в предвоенное время прусский археолог Карл Энгель (1895-1947), член партии с 1933 г. (рис. 3), акцентировал роль древнегерманских племён в истории Янтарного края римского
времени (Kulakov 2001: 536). Второй ведущий археолог Пруссии в предвоенное время - Херберт Янкун - занял иную позицию в этно-культурной дискуссии (см. ниже).
Второй обзор истории прусской археологии представил Войцех Новаковски (Nowakowski 2004: 65-102). Не зная о моей статье, вышедшей ранее, варшавский коллега в принципе подтвердил мою точку зрения на специфику прусской археологической школы межвоенного периода. Автор при этом упомянул, что Карл Энгель в 1932 г. сомневался в готской гегемонии на Самбии в римское время (Nowakowski 2004: 81-82).
К началу 40-х годов политические воззрения, господствовавшие в нацистской Германии, начинают радикально отражаться на выводах германских (в т.ч. - и прусских) археологов. Если в конце XIX в. идеи пангерманизма создавали некий германофильский шлейф в работах классиков прусской археологии (см. выше), то лозунг Regermanisation der Deutschen (нем. «Регерманизация немцев»), воздвигнутый после 1933 г. в Германии, захватил самое пристальное внимание многих археологов. Важным отличием выводов прусских археологов (начиная с Вильгельма Герте, выпустившего в 1929 г. самую первую научно-популярную книгу по прусским древностям: Gaerte 1929) от их предшественников конца XIX - начала XX вв. -широкое использование научно-популярной литературы. Так, например, руководитель Департамента древностей провинции Восточная Пруссия Вольфганг Ла Бом (1885-19171) констатировал на страницах своих многочисленных брошюр начало продвижения германских племён от бассейна р. Одер к р. Висле ок. 750 г. до н.э. Балты признаются им автохтонами юго-восточной Балтии, однако, по мнению чиновника от археологии, они находились с начала римского времени под сильным влиянием древних германцев (La Baume 1940: 6). К. Энгель и В. Ла Бом в 1937 г. издали краткий научно-популярный итог развития прусской археологии за последние сто лет (Engel, La Baume 1937), в котором подчёркивается важная роль германских этно-культурных влияний на западных балтов (причём - начиная с культуры воронковидных кубков: Engel, La Baume 1937: 42). К сожалению, эта специфика научной деятельности предвоенных столпов прусской археологии не была освящена ни в биографических изданиях (La Baume 1953: 278-280; Kleemann 1956: 139-140), ни в историографических обобщениях (Hackmann 1996: 191-199).
Несмотря на давно сложившийся тезис об обязательной для нацисткой Германии радикальной трактовки роли древних германцев в истории Европы у Херберта Янкуна (1905-1990) (рис. 4) была своя точка зрения на участие этой этнокультурной группы в жизни Янтарного края. Исследуя трупоположения на Самбии фазы В, этот немецкий археолог пришёл к выводу о том, что чуждые балтам ингумации тем не менее не являются свидетельством присутствия на полуострове восточных готов (носителей вельбарских древностей, применявших трупоположение благодаря кельтскому влиянию). Готско-балтские контакты могут быть выявлены лишь при анализе всего доступного археологам материала (Jankuhn 1933: 57). Правда, при таких довольно объективных научных воззрениях с 1933 г. Х. Янкун участвует в нацистском движении, в 1937 г. вступает в партию, а в 1938 г. становится
членом организации «Ahnenerbe», затем - вступает в 5-ю танковую дивизию СС «Викинг» (закончил войну в чине оберштурмбаннфюрера CC), что, очевидно, не способствовало научной деятельности. Тем не менее свою точку зрения на поселенческую ситуацию на Самбии в римское время он не изменил и в послевоенное время. Опираясь на картирование различных деталей материальной культуры эстиев Ш вв. н.э., этот исследователь пришёл к выводу о том, что на Янтарном берегу в раннеримское время существовала особая этно-культурная общность (без конкретизации её принадлежности к балтам или к германцам), сохранявшая в материале связь с традициями курганов раннего железного века и характеризующаяся круглыми в плане каменными кладками и конскими захоронениями (Jankuhn 1950: 58). Тем самым Х. Янкун повторил тезис Эмиля Холлака, высказанный им на полстолетие раньше (Hollack 1908: 154-155).
Рис.4. Херберт Янкун (фото до 1945 г.).
С 1944 г., времени принятия решения на Тегеранской конференции о будущем включении части имперской провинции Восточная Пруссия в состав СССР, советские учёные обратили внимание на проблемы прусской археологии. Правда, первый историографический обзор изучения этих проблем в соответствии с идеями ленинизма-сталинизма был выдержан в далёком от объективности стиле: «...В. Герте, а вслед за ним К. Энгель и Ла-Бом (так в тексте - К.В.) впряглись в колесницу гитлеризма и завершили свой позорный путь выпуском в 1936 г. нацистского археологического атласа» (Кушнер 1951: 113).
Историк Нового времени Фрида Давидовна Гуревич (1912-1988) (рис. 5), первой начавшая в 1949 г. археологические работы в Калининградской области, излагая историю прусской археологии, лишь намекнула на германофильские воззрения О. Тишлера. Зато впоследствии Ф.Д. Гуревич практически во всех крупных работах исследователей древней Пруссии находит пангерманские идеи (Гуревич 1960: 332-335). На примере научно-популярных работ К. Энгеля автор обозначила задачи, стоявшие в предвоенное время перед прусской археологией - «обосновать притязания Германии на земли Востока» (Гуревич 1960: 335). Правда, какое отношение ареал эстиев и пруссов имеет к «землям Востока», Фрида Давидовна читателям не сообщила.
Рис.5. Ф.Д. Гуревич.
Польские археологи в послевоенное время развернули изучение древностей западных балтов на территории южной части бывшей Восточной Пруссии, согласно решениям Потсдамской мирной конференции, отошедшей к Польской Народной Республике. Ведущий в послевоенное время специалист по прусской археологии Ежи Окулич-Козарин (1931-2012) (рис. 6), внук известного псковского археолога Н.Ф. Окулича-Козарина, секретаря Псковского Археологического Общества, соглашался с высказанной ранее прусскими археологами (см. выше) точкой зрения о заметном влиянии европейских культур на развитие древностей на землях исторической Пруссии с раннего железного века (Okulicz 1973: 335). При этом Е. Окулич-Козарин не верил в сообщение Йордана о соседстве готов с эстиями в низовьях р. Вислы и считал это позднейшей реконструкцией (Okulicz 1973: 349).
Более того, варшавский исследователь впервые в балтийской археологии выдвинул тезис о начале в V в. экспансии пруссов к устью р. Вислы, на земли, освободившиеся от носителей вельбарской культуры (Okulicz 1973: 446). Этот тезис поддержал другой титан польской археологии К. Годловски, выявивший во второй половине V - с середины VI вв. н.э. две волны прусских переселений на запад (Godfowski 1981: 112-118). Упомянутый исследователь декларировал сильное кельтское этническое влияние, которое испытывали южные соседи балтов -носители пшеворских традиций. Северную часть пшеворского ареала занимали бургунды. К. Годловски, в отличие от своих советских современников, признавал частично готский этнос носителей вельбарской культуры (Godlowski 1985: 141-144). Известный в Польше исследователь погребальных традиций балтов Ян Ясканис в чертах ритуала эстиев начала нашей эры (прежде всего - в традиции ингумации) видел культское, а замет - имперское влияния (Jaskanis 1974: 254). В польской археологической школе в первые десятилетия после 1945 г. утвердилась традиция обнаружения в западнобалтском ареале в первой половине I тыс. н.э. самых разных этносов, включая представителей «жёлтой, тихоокеанской расы» (Antoniеwicz 1962: 7-10). Правда, древние германцы, в отличие от немецких коллег предвоенного времени, в упомянутом контексте в польских работах не упоминались.
Ученик Ежи Окулич-Козарина Войцех Новаковски (рис. 7) сравнил данные античных авторов и археологические материалы. Он предложил упомянутых в римских письменных источниках эстиев считать западными балтами, а «диких феннов» - носителями культуры штрихованной керамики (Nowakowski 1990: 91-95). Несмотря на этот довольно спорный тезис, научная деятельность В. Новаковски в начале 90-х гг. ХХ в. была позитивна для прусской археологии: его усилиями был прорван «заговор молчания», сформировавшийся вокруг археологии эстиев начала нашей эры (Кулаков 2003: 21). В. Новаковски справедливо считал, что с фазы В2 «готы» устья р. Вислы и эстии Самбии и Натангии находились в плотном контакте,
основанном на интересе к занятиям янтарной торговлей (Nowakowski 1996: 98), тем самым повторив аналогичный тезис Е. Окулича-Козарина (Okulicz 1976: 182). Правда, эти контакты, по мнению варшавского археолога, носили не характер взаимного переселения отдельных этнических групп, а представляли из себя импорт вельбарских украшений на Янтарный берег. Зачем это делалось, В. Новаковски не объясняет, хотя в древностях эстиев раннеримского времени более чем обильно количество украшений и без вельбарского «импорта».
Diskusija konferencijos metu: hábil, dr. Vladimiras Kulakovas is Rusijos ir prof. Vojcechas Novakovskis is Lenkijos Рис.7. Автор этих строк и В. Новаковски на конференции в Вильнюсе (октябрь 2005 г.).
Подводя итог послевоенным дискуссиям об этнической картине в римскую эпоху на берегах юго-восточной Балтики, А. Битнер-Врублевска и В. Врублевски согласились с упомянутым тезисом Е. Окулича-Козарина - В. Новаковски об интересе к янтарной торговле, привлекавшей балтов и германцев к Самбии (Bitner-Wróblewska, Wróblewski 2015: 65). В бассейне р. Passarge/Pasl^ka указанные авторы видят на фазе В2 границу шириной ок. 30 км между поселениями германских по своему этносу носителей вельбарской культуры и западнобалтскими селищами. Основываясь на сведениях Тацита, авторы признают среди эстиев балтского этноса группы носителей германского языка (Bitner-Wróblewska, Wróblewski 2015: 68-69). Таким образом, наши польские коллеги ныне признают полиэтничный состав эстиев античных авторов, причём как в раннеримское время, так и в эпоху Великого переселения народов, времени появления видивариев Йордана (Bitner-Wróblewska, Wróblewski 2015: 74). Анна Битнер-Врублевска и её супруг Войцех Врублевски в своей работе традиционно для современных польских археологов не учитывают русскую историографию вопроса об этно-культурной принадлежности населения юго-восточной Балтии в римское время. Иначе европейский читатель узнал бы, что
Марк Борисович Щукин (1937-2008) ещё в прошлом веке предполагал появление на Самбии «блуждающих венедов», торговавших в Балтии янтарём (Щукин 1998: 206). Данные письменных источников и результаты археологических работ последних лет в юго-восточной Балтии позволили сделать вывод о проникновении ок. 50-170 гг. н.э. на Самбию групп кельтов и германцев, расселившихся среди автохтонов-балтов (Кулаков 2004: 103-108). Распределение среди жителей Янтарного края импортов провинциально-римского и германского происхождения, а также появление в их обрядности признаков германского происхождения прямо свидетельствуют о пребывании уже с середины I в. н.э. на Самбии отдельных групп северных и восточных (Кулаков 2016: 21-30), а также, возможно, и западных (Кулаков 2003: 246255) германцев. Таким образом, через 60 лет после призыва Х. Янкуна (см. выше) привлечь к выявлению максимума археологических данных для доказательства (или опровержения) присутствия германцев на Самбии в начале нашей эры на этот вопрос получен положительный ответ.
Итак, завершая обзор этно-культурных воззрений адептов прусской археологии, можно сделать следующие выводы:
1. В рамках идей пангерманизма (в частности, тезис alldeutsche Schicksal - нем. «общегерманская судьба»: Кулаков 2002: 243), актуальных в эпоху Второго Рейха, члены Общества по изучению древностей «Пруссия», стоявшие у истоков прусской археологии, в своих научных работах вскользь, без особой аргументации упоминали о главенствующей роли восточных германцев на Янтарном берегу в начале нашей эры.
2. После завершения Первой Мировой войны на волне подъёма в Германии патриотических настроений (как результат считавшегося немцами несправедливым Версальского мира) прусские археологи, в своих научных работах относившиеся к проблеме германского присутствия в исторической Пруссии вполне критически, в своих научно-популярных работах (их число к 1941 г. неуклонно росло) безапелляционно декларировали германское присутствие на Самбии в эпоху римских влияний (Kulakov 2001: 537).
3. В послевоенное время немецкая точка зрения на этно-культурную ситуацию в юго-восточной Балтии начала нашей эры со стороны советских исследователей подверглась жёсткой и вполне политизированной критике. Польские археологи в это время высказывали предположения о пребывании на землях исторической Пруссии в древности представителей различных племён, не упоминая при этом германцев.
4. В конце ХХ - начале XXI вв. русские археологи, используя новейшие достижения археологии Калининградской области, пришли к выводу о присутствии в земле эстиев в первой половине I тыс. н.э. в разное время отдельных групп кельтского и древнегерманского населения, привлечённых сюда из различных регионов Европы перспективой участия в янтарной торговле. Польские археологи, не зная о выводах русских археологов, позже независимо подтвердили их выводы.
ЛИТЕРАТУРА
Гуревич 1960 - Гуревич Ф.Д. Из истории юго-восточной Прибалтики в I тысячелетии н.э. // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 76. М.; Л.: Наука, 1960. С. 328 -451.
Кулаков 2002 - Кулаков В.И. Пангерманизм // Военная энциклопедия. Т. 6. М.: Воениздат, 2002.
С. 243.
Кулаков 2003 - Кулаков В.И. История Пруссии до 1283 г. М.: Индрик, 2003. 364 с. Кулаков 2004 - Кулаков В.И. Эстии, венеды и германцы на Самбии // Восточная Европа в средневековье. К 80-летию Валентина Васильевича Седова. М.: Наука, 2004. С. 100 -108.
Кулаков 2016 - Кулаков В.И. Сокровища Янтарного края. Показатели инокультурных влияний на древности Самбии и Натангии в I-IV вв. н.э. Калининград: Калининградская книга, 2016. 362 с.
Кушнер 1951 - Кушнир П.И. Этническое прошлое юго-восточной Прибалтики. Опыт исторического изучения этнической территории // Этнические территории и этнические границы. М.: Издательство академии наук СССР, 1951. С. 109-278.
Щукин 1998 - Щукин М.Б. Янтарный путь и венеды // Проблемы археологии. Вып. 4. История и культура древних и средневековых обществ. Сборник научных статей, посвящённых 100 -летию со дня рождения Михаила Илларионовича Артамонова. СПб.: Издательство СПбГУ, 1998. С. 198 -208.
Aberg 1919 - Aberg N. Ostpreussen in der Völkerwanderungszeit. Uppsala; Leipzig: Almqvist, Wiksells Boktryckeri-A.-D., 1919. 175 s.
А^отето^ 1962 - Antoniewicz J. The Sudovians. Biatystok: Wydawnictwo Uniwersytetu w Biafymstoku, 1962.
Archiv R. Grenz - Archäologische Landesmuseum Gottorf (Schlweswig).
Bitner-Wroblewska, Wroblewski 2015 - Bitner-Wroblewska A, Wroblewski W. Aestii Tacyta. Kim naprawd^ byli // Barbaricum. Vol. 11. Warszawa: Zaktad Graficzny Uniwersytetu Warszawskiego, 2015. S. 65-78.
Ehrlich 1931 - Ehrlich B. Germanische und altpreußische Siedlungen am Frischen Haff // Ostdeutsche Monatschrift. 12. Jg. H. 1. 1931. S. 14-19.
Engel, La Baume 1937 - Engel C., La Baume W. Kulturen und Völker der Frühzeit im Preußenlande. Erläuterungsband zum Atlas der ost- und westpreußischen Landesgeschichte. T. 1. Königsberg: Gräfe und Unzer Verlag, 1931. 155 s.
Fromm 1932 - Fromm L. Die Goten im Kreise Allenstein // Unsere Heimat. Nr 24. Allenstein, 1932. S.
280-281.
Gaerte 1929 - Gaerte W. Urgeschichte Ostpreußen. Königsberg: Gräfe und Unzer Verlag, 1929. 406 s. Godtowski 1981 - Godlowski K. Okres w^dröwek ludow na Pomorzu // Pomorania Antiqua. T. X. Gdansk: Muzeum Archeologiczne w Gdansku. S. 101 -119.
Godtowski 1985 - Godlowski K. Przemiany kulturowe i osadnicze w potudniowej i srodkowej Polsce w mtodszem okresie przedrzymskim i okresie rzymskim // Prace komisji archeologicznej. Nr 23. Wroctaw; Warszawa; Krakow; Gdansk; Lodz: Ossolineum, 1985. S. 110-158.
Hackmann 1996 - Hackmann J. Ostpreussen und Westpreussen in deutscher und polnischer Sicht: Landeshistorie als beziehungsgeschichtliches Problem. Wiesbaden: Otto Harrassowitz Verlag, 1996. 459 s.
Heydeck 1895 - Heydeck J. Das Gräberfeld von Daumen und ein Rückblick auf den Anfang einer deutsch-nationalen Kunst // Prussia. Bd. 19. Königsberg: Im Selbstverlage der Gesellschaft (Prussia), 1895. S. 41-80.
Hoffmann 1993a - Hoffmann M. Otto Tischler - w stulecie smierci // Pomorania Antiqua. T. XV. Gdansk: Muzeum Archeologiczne w Gdansku, 1993. S. 313-338.
Hoffmann 1993b - Hoffmann M. Johannes Wilhelm Heydeck - prehistoryk i artysta malarz // Borussia. T. 6. Olsztyn: Wspolnota Kulturowa «Borussia», 1993. S. 144-148.
Hollack 1908 - Hollack E. Die Grabformen ostpreussischer Gräberfelder // Zeitschrift für Ethnologie. Bd. 40. H. 2. Berlin: Behrend & C° (vormals A. Asher & Co. Verlag), 1908. S. 146 -155.
Jankuhn 1933 - Jankuhn H. Gürtelgarnituren der älteren römischen Kaiserzeit im Samlande // Prussia. Bd. 30. H. 1. Königsberg: Buchdruckerei R. Leupold, 1933. S. 3-62.
Jankuhn 1950 - Jankuhn H. Zum räumliche Gliederung der älteren Kaiserzeit in Ostpreußen // Archaeologia Geographica. Jg. 1. H. 4. Hamburg; Waldsbek: Hanseatische Druckanstalt GmbH, 1950. S. 5464.
Jaskanis 1974 - Jaskanis J. Obrz^dek pogrzebowy zachodnich battöw u schytku starozytnosci (I-V w. n.e.). Wroclaw; Warszawa; Krakow; Gdansk: Ossolineum, 1974. 296 s.
Kleemann 1956 - Kleemann O. Wolfgang La Baume Curriculum vitae // Eds H. Kuhn & O. Kleemann Documente archaeologica W. La Baume dedicata. Bonn: Verlag Röhrscheid, 1956. S. 139-140.
Kotzebue 1808, 1809 - Kotzebue v. Preußens ältere Geschichte. Bd. 1 -3. Riga: C.J.G. Hartmann, 1808,
1809.
Kulakov 2002 - Kulakov W.I. Archäologische Forschungen im Baltikum zwischen 1933 und 1945 // Prähistorie und Nazionalsozialismus. Die mittel- und osteuropäische Ur- und Frühgeschichtsforschung in den Jahren 1933-1945. Heidelberg: Synchron Wissenschaftsverlag, 2002. S. 535-544.
La Baume 1940 - La Baume W. Ost- und Westpreußen in germanischen Vorzeit. Königsberg: Ostdeutsche Verlagsanstalt und Druckerei, 1940. 61 s.
La Baume 1953 - La Baume W. Nachruf Carl Engel (1895-1947) // Zeitschrift für Ostforschung, Lander und Völker in östlichen Mitteleuropa. 2. Jg. Marburg: Herder -Institut, 1953. S. 278-280.
Nowakowski 1990 - Nowakowski W. Ludy na polnocno-wschodnich skrajach Barbaricum. «Germania» Tacyta w swietle analizy zrodel arc heologicznych // Meander. 1990. Bd. 2. H. 3.
Nowakowski 1996 - Nowakowski W. Das Samland in der Römischen Kaiserzeit und seine Verbindungen mit den Römischen Reich und der barbarischen Welt. Veröffentlichungen des Vorgeschichtlichen Seminars Marburg. Sonderband 10. Marburg; Warszawa: Druk, 1996. 169 s.
Nowakowski 2004 - Nowakowski W. Three centuries of Balt archaeology in East Prussia // Archaeologia Polona. Vol. 42. Warszawa: Letter Quality, 2004. S. 65-102.
Okulicz 1973 - Okulicz J. Pradzieje ziem pruskich od poznego paleolitu do VII w. n.e. Wroclaw; Warszawa; Krakow; Gdansk: Ossolineum, 1973. 588 s.
Okulicz 1976 - Okulicz J. Powiazania pobrzeza Baltuku i centrum sambijskiego z poludniem w podokresie wczesnorzymskim // Godlowski K. red. Kultury arheologic zne i strefy kulturowe w Europie srodkowej w okresie wplywow rzymskich. Zeszyty Naukowe Uniwersytetu Jagellonskiego. Vol. CCCCXXII. Prace Archeologiczne. Warszawa; Krakow: Panstwowe Muzeum Archeologiczne w Wars zawie, 1996.
Tischler 1887 - Tischler O. Sitzung am 6. Mai 1886 (Das Gräberfeld Corjeiten bei Germau) // Schriften der Physikalisch-Ökonomischen Gesellschaft zu Königsberg. 27. Bd. Königsberg: In Comission von W. Koch, 1887. S. 22-24.
Voigt 1827 - Voigt I. Geschichte Preussens von den ältesten Zeiten bis zum Untergang der Herrschaft des deutschen Ordens. 1. Bd. Königsberg: Im Verlage der Gebrüder Vornträuger, 1827. 723 s.
REFERENCES
Aberg 1919 - Aberg N. Ostpreussen in der Völkerwanderungszeit [East Prussia during great resettlement of the people], Uppsala; Leipzig, Almqvist, Wiksells Boktryckeri-A.-D. Publ., 1919, 175 p. [in German].
Antoniewicz 1962 - Antoniewicz J. The Sudovians, Bialystok, Wydawnictwo Uniwersytetu w Bialymstoku Publ., 1962 [in English].
Archiv R. Grenz - Archäologische Landesmuseum Gottorf (Schlweswig) [Archaeological state museum Gottorf (Schleswig)] [in German].
Bitner-Wroblewska, Wroblewski 2015 - Bitner-Wroblewska A., Wroblewski W. Aestii Tacyta. Kim naprawd^ byli [Whom were Tacitus's Aesti], in: Barbaricum. Volume 11, Warszawa, Zaklad Graficzny Uniwersytetu Warszawskiego Publ., 2015, pp. 65-78 [in Polish].
Ehrlich 1931 - Ehrlich B. Germanische und altpreußische Siedlungen am Frischen Haff [The German and drevneprussky settlements on a Vistula Lagoon], in: Ostdeutsche Monatschrift. 12. Jg. H. 1 [East German magazine. Volume 12. Part 1], 1931, pp. 14-19 [in German].
Engel, La Baume 1937 - Engel C., La Baume W. Kulturen und Völker der Frühzeit im Preußenlande. Erläuterungsband zum Atlas der ost- und westpreußischen Landesgeschichte. T. 1 [Cultures and the people of the early period in Prussia. Explanations to the atlas of history of the countries of East and Western Prussia. Volume 1], Königsberg, Gräfe und Unzer Verlag Publ., 1931, 155 p. [in German].
Fromm 1932 - Fromm L. Die Goten im Kreise Allenstein [Gotha in the area Olsztyn], in: Unsere Heimat [Our house], Nr 24, Allenstein, 1932, pp. 280-281 [in German].
Gaerte 1929 - Gaerte W. Urgeschichte Ostpreußen [Background of East Prussia], Königsberg, Gräfe und Unzer Verlag Publ., 1929, 406 p. [in German].
Godlowski 1981 - Godlowski K. Okres w^dröwek ludow na Pomorzu [The period of migration of the people in Pomerania], in: Pomorania Antiqua. T. X [Ancient Pomerania. Volume X], Gdansk, Muzeum Archeologiczne w Gdansku Publ., pp. 101-119 [in Polish].
Godtowski 1985 - Godlowski K. Przemiany kulturowe i osadnicze w poludniowej i srodkowej Polsce w mtodszem okresie przedrzymskim i okresie rzymskim [Cultural changes in the southern and central Poland during the dorimsky period and the Roman period], in: Prace komisji archeologicznej [ Works of the archaeological commission], Nr 23, Wroclaw; Warszawa; Krakow; Gdansk; Lodz, Ossolineum Publ., 1985, pp. 110-158 [in Polish].
Gurevich 1960 - Gurevich F.D. Iz istorii yugo-vostochnoj Pribaltiki v I tysyacheletii n.e. [From history of the southeast Baltics in the I millennium AD], in: Materialy i issledovaniya po arheologii SSSR. Vyp. 76 [Materials and researches on archeology of the USSR. Release 76], Moscow; Leningrad, Nauka Publ., 1960, pp. 328-451 [in Russian].
Hackmann 1996 - Hackmann J. Ostpreussen und Westpreussen in deutscher und polnischer Sicht: Landeshistorie als beziehungsgeschichtliches Problem [ East Prussia and the Western Prussia in German and in Polish: earth history as it is interconnected - a historical problem], Wiesbaden, Otto Harrassowitz Verlag Publ., 1996, 459 p. [in German].
Heydeck 1895 - Heydeck J. Das Gräberfeld von Daumen und ein Rückblick auf den Anfang einer deutsch-nationalen Kunst [Beginning of German-national art], in: Prussia. Bd. 19 [Prussia. Volume 19], Königsberg, Im Selbstverlage der Gesellschaft (Prussia) Publ., 1895, pp. 41-80 [in German].
Hoffmann 1993a - Hoffmann M. Otto Tischler - w stulecie smierci [Otto Tishler - by century from the date of death], in: Pomorania Antiqua. T. XV [Ancient Pomerania. Volume 15], Gdansk, Muzeum Archeologiczne w Gdansku Publ., 1993, pp. 313-338 [in Polish].
Hoffmann 1993b - Hoffmann M. Johannes Wilhelm Heydeck - prehistoryk i artysta malarz [Johannes Wilhelm Gejdek is a researcher of ancient history and the artist], in: Borussia. T. 6 [Prussia. Volume 6], Olsztyn, Wspolnota Kulturowa «Borussia» Publ., 1993, pp. 144-148 [in Polish].
Hollack 1908 - Hollack E. Die Grabformen ostpreussischer Gräberfelder [East Prussian burials], in: Zeitschrift für Ethnologie. Bd. 40. H. 2 [Magazine of ethnology. Volume 40. Part 2], Berlin, Behrend & C° (vormals A. Asher & Co. Verlag) Publ., 1908, pp. 146-155 [in German].
Jankuhn 1933 - Jankuhn H. Gürtelgarnituren der älteren römischen Kaiserzeit im Samlande [Zone sets of the early Roman Empire in Samland], in: Prussia. Bd. 30. H. 1 [Prussia. Volume 30. Part 1], Konigsberg, Buchdruckerei R. Leupold Publ., 1933, pp. 3-62 [in German].
Jankuhn 1950 - Jankuhn H. Zum räumliche Gliederung der älteren Kaiserzeit in Ostpreußen [About spatial structure of older imperial period in East Prussia], in: Archaeologia Geographica. Jg. 1. H. 4 [Archaeological geography. Volume 1. Part 4], Hamburg; Waldsbek, Hanseatische Druckanstalt GmbH Publ., 1950, pp. 54-64 [in German].
Jaskanis 1974 - Jaskanis J. Obrz^dek pogrzebowy zachodnich baltow u schylku starozytnosci (I-V w. n.e.) [Funeral ceremony of the western Balts at the end of antiquity (the 1-5th century AD)], Wroclaw; Warszawa; Krakow; Gdansk, Ossolineum Publ., 1974, 296 p. [in Polish].
Kleemann 1956 - Kleemann O. Wolfgang La Baume Curriculum vitae [Autobiography Wolfgang La Baume], in: Eds H. Kuhn & O. Kleemann Documente archaeologica W. La Baume dedicata [Archaeological heritage of Wolfgang La Baume], Bonn, Verlag Röhrscheid Publ., 1956, pp. 139-140 [in German].
Kotzebue 1808, 1809 - Kotzebue v. Preußens ältere Geschichte. Bd. 1-3 [History of Prussia. Volume 13], Riga, C.J.G. Hartmann Publ., 1808, 1809 [in German].
Kulakov 2002 - Kulakov V.I. Pangermanizm [Pan-Germanism], in: Voennaya enciklopediya. T. 6 [Military encyclopedia. Volume 6], Moscow, Voenizdat Publ., 2002, p. 243 [in Russian].
Kulakov 2002 - Kulakov W.I. Archäologische Forschungen im Baltikum zwischen 1933 und 1945 [Archaeological researches in the Baltic States between 1933 and 1945], in: Prähistorie und Nazionalsozialismus. Die mittel- und osteuropäische Ur- und Frühgeschichtsforschung in den Jahren 1933 -1945 [Background and Nazi socialism. A research of background and early history in Central and Eastern Europe in 1933-1945], Heidelberg, Synchron Wissenschaftsverlag Publ., 2002, pp. 535-544 [in German].
Kulakov 2003 - Kulakov V.I. Istoriya Prussii do 1283 g. [History of Prussia till 1283], Moscow, Indrik Publ., 2003, 364 p. [in Russian].
Kulakov 2004 - Kulakov V.I. Estii, venedy i germancy na Sambii [Estiya, veneda and Germans on Sambiya], in: Vostochnaya Evropa v srednevekov'e. K 80-letiyu Valentina Vasil'evicha Sedova [Eastern Europe in the Middle Ages. To Valentin Vasilyevich Sedov's 80 anniversary], Moscow, Nauka Publ., 2004, pp. 100-108 [in Russian].
Kulakov 2016 - Kulakov V.I. Sokrovishcha Yantarnogo kraya. Pokazateli inokul'turnyh vliyanij na drevnosti Sambii i Natangii v I-IV vv. n.e. [Treasures of the Amber land. Indicators of foreign culture influences on Sambiya and Natangiya's antiquities in the 1 -4th centuries AD], Kaliningrad, Kaliningradskaya kniga Publ., 2016, 362 p. [in Russian].
Kushner 1951 - Kushnir P.I. Etnicheskoe proshloe yugo-vostochnoj Pribaltiki. Opyt istoricheskogo izucheniya etnicheskoj territorii [Ethnic past of the southeast Baltics. Experience of historical studying of the ethnic territory], in: Etnicheskie territorii i etnicheskie granicy [Ethnic territories and ethnic borders], Moscow, Izdatel'stvo akademii nauk SSSR Publ., 1951, pp. 109-278 [in Russian].
La Baume 1940 - La Baume W. Ost- und Westpreußen in germanischen Vorzeit [East and Western Prussia in the German time], Königsberg, Ostdeutsche Verlagsanstalt und Druckerei Publ., 1940, 61 p. [in German].
La Baume 1953 - La Baume W. Nachruf (1895-1947) [Carl Engel's obituary (1895-1947)], in: Zeitschrift für Ostforschung, Lander und Völker in östlichen Mitteleuropa. 2. Jg. [The magazine of researches of the countries and people in Eastern Central Europe. Volume 2], Marburg, Herder-Institut Publ., 1953, pp. 278280 [in German].
Nowakowski 1990 - Nowakowski W. Ludy na polnocno-wschodnich skrajach Barbaricum. «Germania» Tacyta w swietle analizy zrodel archeologicznych [The people at northeas t edges of Barbarikum. Tacitus's Germany in the light of the analysis of archaeological sources], in: Meander, 1990, Bd. 2, H. 3 [in Polish].
Nowakowski 1996 - Nowakowski W. Das Samland in der Römischen Kaiserzeit und seine Verbindungen mit den Römischen Reich und der barbarischen Welt. Veröffentlichungen des Vorgeschichtlichen Seminars Marburg. Sonderband 10 [Samland in the period of the Roman Empire and his communication with the Roman Empire and the barbarous world. Publications of the Prehistoric semin ar of Marburg. Release 10], Marburg; Warszawa, Druk Publ., 1996, 169 p. [in German].
Nowakowski 2004 - Nowakowski W. Three centuries of Balt archaeology in East Prussia, in: Archaeologia Polona, Volume 42, Warszawa, Letter Quality Publ., 2004, pp. 65-102 [in English].
Okulicz 1973 - Okulicz J. Pradzieje ziem pruskich od poznego paleolitu do VII w. n.e. [Background of Prussian lands from a late paleolith till the seventh century of our era], Wroclaw; Warszawa; Krakow; Gdansk, Ossolineum Publ., 1973, 588 p. [in Polish].
Okulicz 1976 - Okulicz J. Powiazania pobrzeza Baltuku i centrum sambijskiego z poludniem w podokresie wczesnorzymskim [Contacts of the coast of the Baltic Sea and the sambiysky center with the South in the rannemaniansky period], in: Godlowski K. red. Kultury arheologiczne i strefy kulturowe w
Europie srodkowej w okresie wplywow rzymskich. Zeszyty Naukowe Uniwersytetu Jagellonskiego. Vol. CCCCXXII. Prace Archeologiczne [Archaeological cultures and cultural zones of Central Europe during the Roman period. Scientific news of Jagiellonian University. Volume CCCCXXII. Archaeological works], Warszawa; Krakow, Panstwowe Muzeum Archeologiczne w Warszawie Publ., 1996 [in Polish].
Shchukin 1998 - Shchukin M.B. Yantarnyj put' i venedy [Amber way and Venedi], in: Problemy arheologii. Vyp. 4. Istoriya i kul'tura drevnih i srednevekovyh obshchestv. Sbornik nauchnyh statej, posvyashchyonnyh 100-letiyu so dnya rozhdeniya Mihaila Illarionovicha Artamonova [Archeology problems. Release 4. History and culture of ancient and medieval societies. The collection of the scientific articles devoted to the 100 anniversary since the birth of Mikhail Illarionovich Artamonov], St. Petersburg, Izdatel'stvo SPbGU Publ., 1998, pp. 198-208 [in Russian].
Tischler 1887 - Tischler O. Sitzung am 6. Mai 1886 (Das Gräberfeld Corjeiten bei Germau) [Meeting on May 6, 1886 (the cemetery Korzheyten about Germava)], in: Schriften der Physikalisch-Ökonomischen Gesellschaft zu Königsberg. 27. Bd. [Works of fiziko-economic society of Konigsberg. Volume 27], Königsberg, In Comission von W. Koch Publ., 1887, pp. 22-24 [in German].
Voigt 1827 - Voigt I. Geschichte Preussens von den ältesten Zeiten bis zum Untergang der Herrschaft des deutschen Ordens. 1. Bd. [History of Prussia since the most ancient times before falling of domination of the German award. Volume 1], Königsberg, Im Verlage der Gebrüder Vornträuger Publ., 1827, 723 p. [in German].
Кулаков Владимир Иванович - Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела археологии эпохи великого переселения народов и раннего средневековья Института археологии РАН (Москва, Россия).
Vladimir Kulakov - Doctor of Historical Sciences, Leading researcher of Department of Archeology of an Migration Period and early Middle Ages of Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]