Научная статья на тему 'Изменение механизма финансового обеспечения и ведения бухгалтерского учета федеральных бюджетных учреждений'

Изменение механизма финансового обеспечения и ведения бухгалтерского учета федеральных бюджетных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СУБСИДИЯ / ЕДИНЫЙ ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / MECHANISM OF FINANCIAL SUPPORT / STATE INSTITUTION / SUBSIDY / UNIFIED CHART OF ACCOUNTS OF ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арыкова Ирина Александровна, Арыкова Карина Михайловна

Проанализированы изменения механизма финансового обеспечения и ведения бухгалтерского учета федеральных бюджетных учреждений, вызванные вводом в действие Федерального закона № 83-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Арыкова Ирина Александровна, Арыкова Карина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение механизма финансового обеспечения и ведения бухгалтерского учета федеральных бюджетных учреждений»

Таким образом, необходимость построения умной сельской экономики на основе взаимопроникновения ранее достаточно обособленных аграрных сфер деятельности — науки, образования, производства, бизнеса — в Алтайском крае уже не может рассматриваться в качестве модных тенденций или субъективных желаний, а становится главным фактором успешного социально-экономического развития аграрного региона.

Библиографический список

1. Концепция развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года // Приказ Минсель-хоза РФ от 25 июня 2007 г. № 342.

2. Нечаев В.И. Экономические проблемы повышения эффективности селекции и семеноводства зерновых культур / В.И. Нечаев, А.И. Алтухов, А.М. Медведев. — М.: Лань, 2010. — 426 с.

3. Производство зерна в Алтайском крае // Алтайская Нива 3-9 декабря, 2009. — № 48(355).

+

4. Яшутин Н.В. Этапы освоения и современные проблемы целины / Н.В. Яшутин // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2004. — № 1. — С. 38-48.

5. Деев Н.Г. Изобретательская и селекционная деятельность ученых агропромышленного комплекса Алтайского края (1897-2009 гг.) / Н.Г Деев, В.А. Демин, Г.Г. Морковкин. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2009. — 82 с.

6. Фанненштиль А.А. Подготовка кадров для предпринимательства в регионах с аграрной направленностью / А.А. Фан-ненштиль, С.В. Золотарёв, Ю.Н. Назарки-на // Наука — Алтайскому краю: сб. науч. ст. — 2009. — Вып. 3. — С. 182-196.

Работа выполнена при поддержке РГНФ и Администрации Алтайского края, гранты № 09-03-60301а/Т и №17-10г по региональному конкурсу «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым Океаном».

+

УДК 657.31. (072) И.А. Арыкова,

К.М. Арыкова

ИЗМЕНЕНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Ключевые слова: механизм финансового обеспечения, государственное учреждение, субсидия, единый план счетов бухгалтерского учета.

Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Федеральный закон № 83-ФЗ) вступает в силу с 1 января 2011 г. Этот закон является основополагающим документом по правовому регулированию учреждений бюджетной системы, в ходе реализации которого правовой статус ныне действующих бюджетных учреждений изменится путем преобразования в один из типов государствен-

ных учреждений: казенные, бюджетные или автономные [1].

Принятие данного Закона является важным этапом бюджетной реформы, которая направлена на повышение эффективности бюджетных расходов по обеспечению потребностей граждан в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, выполнению государственных функций и социально-экономического развития в целом.

Таким образом, реализация Федерального закона № 83-ФЗ — это повышение качества и доступности для населения государственных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах. При этом должны быть соблюдены условия сохранения (либо

снижения) темпов роста бюджетных расходов на оказание таких услуг путем создания стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения. Достижение указанной цели будет осуществляться следующим образом:

1. Создание нового типа государственных (муниципальных) учреждений — казенных учреждений, правовой статус которых аналогичен действующему в настоящее время правовому положению бюджетных учреждений без права зачислять доходы от приносящей доход деятельности в собственное распоряжение.

2. Изменение правового статуса существующих бюджетных учреждений с целью создания условий и стимулов для повышения эффективности их деятельности и способности самостоятельно функционировать в условиях рыночной экономики. Данный процесс влечет за собой:

- изменение механизмов финансового обеспечения бюджетных учреждений (перевод со сметного финансирования на субсидии, выделяемые в рамках выполнения государственного задания);

- расширение имущественных прав бюджетного учреждения по распоряжению доходами от приносящей доход деятельности и закрепленным за ним движимым имуществом (за исключением особо ценного движимого имущества);

- отмену субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетных учреждений [2].

Бюджетное учреждение в силу новых норм ст. 120 ГК РФ отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества. При этом собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственность по обязательствам бюджетного учреждения [3].

Пунктом 3 ст. 298 ГК РФ определено, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имущест-

вом. Остальным имуществом, находящимся у бюджетного учреждения на праве оперативного управления, учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом [3].

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от данной деятельности, и приобретенное за счет них имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Внесены существенные изменения в ст. 69.1 Бюджетного кодекса «Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)». С учетом поправок к бюджетным ассигнованиям будут относиться:

1) обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;

2) предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам [4].

Согласно внесенным в п. 1 ст. 69.2 БК РФ коррективам государственное (муниципальное) задание должно содержать:

- показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

- порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

- требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

При оказании государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам государственное (муниципальное) задание также должно содержать:

- определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

- порядок оказания соответствующих услуг;

- предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими

или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ [4].

Согласно указанным нововведениям в бюджетном законодательстве устанавливается связь между финансовым обеспечением учреждений (казенных, бюджетных и автономных) и качеством (результатом) их работы. Это будет являться мотивацией к эффективному использованию бюджетных ресурсов с целью повышения качества оказываемых учреждениями государственных (муниципальных) услуг [2].

Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), при составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

Ст. 6 Федерального закона № 83-ФЗ вносит значительные изменения в Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-Фз «О некоммерческих организациях».

Финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, открытые им в органах Федерального казначейства (финансовых органах).

В соответствии с новыми положениями крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя данного учреждения.

Крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с Федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей этого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества пре-

вышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки [5].

Руководитель бюджетного учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки.

Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Бюджетным и автономным учреждениям из бюджетов бюджетной системы РФ предоставляются субсидии, которые подразделяются на два вида.

Первый вид — это субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием бюджетным или автономным учреждением государственных услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным заданием.

Причем согласно ч. 15 ст. 30 Закона № 83-ФЗ, расходовать данные субсидии бюджетные учреждения могут без представления ими в территориальный орган Федерального казначейства, в финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Отметим, что в данном случае речь идет именно о бюджетных учреждениях поскольку им согласно ч. 1 ст. 30 Закона № 83-ФЗ лицевые счета открываются и ведутся, соответственно, в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, финансовых органах муниципальных образований.

Второй вид субсидий — это субсидии на иные цели, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы РФ (устанавливаются законом о соответствующем бюджете).

Расходовать эти средства бюджетные учреждения смогут только после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидии в соответствии с порядком санкционирования указанных расхо-

дов, установленным соответствующим финансовым органом [6].

В настоящее время Минфином РФ разработан проект приказа «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях и Инструкции по его применению».

На основе Единого плана счетов бухгалтерского учета и положений настоящей Инструкции для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений (казенных учреждений, бюджетных учреждений, автономных учреждений) Министерством финансов Российской Федерации разрабатывается и утверждаются Типовой план счетов бюджетного учета участниками бюджетного процесса и Типовые планы счетов бухгалтерского учета бюджетными (автономными) учреждениями и Инструкции по их применению.

На основе Типового плана счетов бухгалтерского учета, Инструкции по его применению учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета (далее — Рабочий план счетов).

Номер счета Рабочего плана счетов состоит из 26 разрядов, содержащих разряды кодов синтетических счетов Единого плана счетов согласно приложению №1 к настоящей Инструкции, и разряды кодов аналитических счетов, отражающих специфику деятельности учреждения, в зависимости от правового статуса учреждения (казенные, бюджетные, автономные).

Аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов отражаются:

в 1-17-м разрядах — аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;

в 18-м разряде — код вида финансового обеспечения;

в 24-26-м разрядах — аналитический код вида поступлений, выбытий (для казенных и бюджетных учреждений в 24-26-м разрядах отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);

Синтетический код счета Единого плана счетов отражается в 19-23-м разрядах номера счета рабочего плана счетов.

В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения типового (рабочего) планов счетов, применяются следующие коды вида финансового обеспечения:

для государственных (муниципальных) учреждений, финансовых органов соот-

ветствующих бюджетов и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:

1 — бюджетная деятельность;

2 — деятельность, приносящая доход (собственные доходы учреждения);

3 — средства во временном распоряжении;

4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 — субсидии на иные цели;

6 — бюджетные инвестиции;

7 — средства по обязательному медицинскому страхованию;

для отражения операций по деятельности бюджетных и автономных учреждений финансовыми органами соответствующих бюджетов и органами Федерального казначейства, в рамках их кассового обслуживания:

8 — средства бюджетного (автономного) учреждения.

Единый план счетов состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для формирования государственного задания, плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

2. Сизонова О. Комментарий к Федеральному закону от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» / О. Сизонова // Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера. — 2010. — № 8.

— С. 67-98.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

5. Федеральный закон о некоммерческих организациях от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ.

6. Александрова Е.А. Порядок расходования бюджетным учреждением целевых субсидий / Е.А. Александрова // Советник бухгалтера бюджетной сферы.

— 2010. — № 10(94). — С. 13-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.