УДК 342.973 Н.М. РАЧКОВА
ББК 67.51 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ИЗМЕНЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ БОРЬБЫ С УЛИЧНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Рассматриваются способы воздействия на окружающую среду в качестве одного из факторов, способствующих снижению уровня уличной преступности: установка ламп освещения на улицах, видеокамер и средств экстренной связи граждан с полицией. Выделяются наиболее криминогенные городские зоны, в которых наиболее целесообразна реализация подобных мер.
Ключевые слова: уличная преступность; изменение материальной окружающей среды; программа «Безопасный город»; проектирование городских территорий; места совершения уличных преступлений.
N.M. RACHKOVA
post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
CHANGE OF PHYSICAL ENVIRONMENT AS ONE OF FACTORS OF STREET CRIME PREVENTION
The article discusses the ways of influencing the environment as one of the factors that lead to the reduction of the level of street crime: installation of street lighting, camcorders and means of emergency communication of citizens with the police. The author describes the most criminogenic urban zones where the implementation of such measures is the most useful.
Keywords: street crime; change of physical environment; «Safe City» program; designing of urban areas; places of street crime.
На улицах, площадях, в парках и скверах за период с января по декабрь 2011 г. в Российской Федерации зарегистрировано 412,4 тыс. преступлений, в том числе 64,9 тыс. грабежей (1,8%); 174,2 тыс. краж (42,3%); 7,5 тыс. разбойных нападений (15,7%); 7,2 тыс. умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (1,7%) [5]. Уличная преступность составляет около 17,1% от общего числа всех зарегистрированных преступлений. Однако данный вид преступности считается наиболее опасным, так как уличная преступность обостряет социальную напряженность, характеризуется высокой степенью латентности и сравнительно небольшим процентом раскрываемости.
Один из факторов, позволяющих снизить уровень уличной преступности, — воздействие на физическую окружающую среду [3, с. 17-18]. Это, например, установка необходимого освещения, рациональное размещение стационарных полицейских пос-
тов, реконструкция кварталов и отдельных участков уличного пространства, являющихся наиболее криминогенными.
По данным проведенного автором исследования1, наиболее криминогенными районами г. Иркутска являются Октябрьский, Свердловский и Кировский районы (36%, 22,4% и 16% соответственно). Именно там совершается наибольшее количество краж, грабежей и разбоев. Наиболее опасными граждане считают «спальные» районы города (38%), районы торговых центров (19%), районы промзон (16,3%). Также можно было встретить ответы типа «везде опасно», «все места в темное время суток», «все места опасные», «места скопления людей», «неосвещенные улицы» и др.
1 Был опрошен 321 чел., являющихся жителями г. Иркутска, из них 113 мужчин и 208 женщин в возрасте от 15 до 82 лет из разных социальных групп.
© Н.М. Рачкова, 2012
ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Действительно, проблема недостаточной освещенности городских улиц является благоприятным фактором для роста уличных преступлений. Зачастую установка грамотного освещения позволяет добиться значительных результатов в профилактике уличной преступности. Подобные прецеденты уже были. Так, например, прокуратура Октябрьского района г. Томска подала исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации города к исполнению обязанности по организации уличного освещения с целью предотвращения угрозы преступных посягательств. По результатам рассмотрения искового заявления решением районного суда г. Томска исковые требования прокурора были удовлетворены в полном объеме. После этого прецедента было подано еще около 10 подобных исковых заявлений. Результатом применения данных мер стало снижение уровня уличной преступности в разных районах города. Думается, что использование положительного опыта других субъектов РФ помогло бы снизить уровень уличной преступности в нашем регионе.
В последние годы все большее распространение получают региональные программы «Безопасный город». Концепция «зон безопасности» впервые была выдвинута прокуратурой г. Санкт-Петербурга в 2006 г. как одно из направлений предупреждения и пресечения преступлений, совершаемых в общественных местах. В мае 2012 г. такая программа была принята в Иркутской области, основной целью которой провозглашается укрепление общественной безопасности и снижение уровня преступности в регионе.
В рамках реализации данной программы в 2012-2015 гг. планируется осуществить мероприятия по созданию следующих подсистем:
- интегрированной мультисервисной телекоммуникационной;
- видеонаблюдения;
- экстренной связи «Гражданин — полиция» аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в гг. Иркутске, Братске, Ангарске;
- информационно-аналитической;
- мониторинга мобильных объектов, оснащенных специальным навигационным оборудованием;
- защиты информации.
Планируется приобретение карманных (коммуникаторов) и персональных компьютеров для подразделений патрульно-постовой службы полиции, участковых пунктов полиции и их подключение к единой интегрированной телекоммуникационной сети органов внутренних дел, приобретение видеорегистраторов для подразделений полиции в г. Иркутске [2]. Иными словами, на улицах города должны появиться видеокамеры, транслирующие в режиме реального времени все события, происходящие на улице и выводящие изображение на мониторы полицейских, а также кнопки экстренной связи с полицией. Данные мероприятия можно рассматривать в качестве самостоятельного фактора, способствующего повышению эффективности работы органов внутренних дел по предупреждению уличных преступлений.
Необходимость повышения качества технической оснащенности городских улиц подтверждают и результаты проведенного опроса сотрудников правоохранительных органов1. 41,9% респондентов указали, что техническая оснащенность улиц (фонари, информационные стенды, кнопки связи) является одной из наиболее эффективных мер по предупреждению уличных преступлений. Остро стоит вопрос технической оснащенности и самих подразделений правоохранительных органов. Только 11,4% опрошенных ответили, что их в полной мере устраивает материально-техническое оснащение их подразделения. 44,3% сотрудников материально-техническое оснащение не устраивает частично, такое же количество опрошенных не устраивает совсем: не хватает автотранспорта, средств связи, что не позволяет оперативно реагировать на сигнал о преступлении и негативно сказывается на возможностях предупреждения уличных преступлений.
Анализ изучения уголовных дел об уличных преступлениях2 свидетельствуют, что основными местами совершения уличных преступлений являются места улиц возле домов
’ По данным опроса 200 сотрудников правоохранительных органов, чья деятельность связана с предупреждением уличной преступности.
2 По материалам 220 уголовных дел об уличных преступлениях (архивы Октябрьского, Ленинского районных судов г. Иркутска, Центрального районного суда г. Читы).
Известия ИГЭА. 2012. № 4 (84)
(77,6%); остановки общественного транспорта (6,9%); пустыри (5,2%); открытые рынки (3,4%); парки и скверы (1,7%). Что касается времени суток, то наиболее характерным для совершения уличных преступлений является время с 18 часов до полуночи (48,2%), а также с 12 до 18 часов (25%). При этом, как правило, при совершении преступлений не бывает очевидцев, либо данные о таковых отсутствуют. Все перечисленные технические средства желательно размещать в данных местах с наибольшим контролем в указанное время, что позволит сократить количество уличных преступлений.
По нашему мнению, данные меры должны дать положительный результат в случае, если технические средства будут качественными: не будет задержки при выведении изображения с камер на мониторы; качество видео будет таким, чтобы можно было различить приметы преступника, а не только его силуэт; кнопки экстренной связи будут поддерживаться в надлежащем состоянии.
Помимо кнопок, в ряде регионов используются и иные средства быстрой связи с полицией. Так, на улицах г. Саратова установлены специальные световые табло, содержащие информацию о местах, из которых граждане могут беспрепятственно связаться с полицией [1, с. 30].
Помочь в предупреждении уличных преступлений может внедрение системы мониторинга местоположения патрульных экипажей и слежения в режиме реального
времени за состоянием обстановки в местах массового пребывания граждан. Это также позволит своевременно пресекать уличные преступления.
Помимо установления технических средств, воздействовать на окружающую среду можно и другими способами. 63% опрошенных сотрудников правоохранительных органов указали, что тип застройки населенного пункта, планировка улиц, парков, скверов, жилых и промышленных зон влияют на уровень уличной преступности. Однако в большинстве городов присутствует так называемая точечная застройка, изменить которую очень сложно. Тем более важно грамотно подходить к проектированию новых городских территорий. Так, при строительстве микрорайонов часто не предусматривается строительство зданий для органов внутренних дел и других правоохранительных структур. При проектировании жилого сектора не всегда принимаются в расчет интересы охраны общественного порядка, не устанавливается освещение и т.д. [4, с. 44]. Также следует серьезно подходить к планировке новых улиц, парков, скверов, жилых и промышленных зон, так как неправильная планировка и неудачная застройка иногда провоцируют лиц на совершение уличных преступлений.
Таким образом, комплексное воздействие на физическую окружающую среду позволит сократить число уличных преступлений, будет оказывать профилактический эффект на уличную преступность.
Список использованной литературы
1. Басков A.B. Особенности предупреждения корыстно-насильственных преступлений, совершаемых в общественных местах, в современных условиях // Российский следователь. 2008. № 16. С. 30—31.
2. Профилактика преступлений и иных правонарушений в Иркутской области на 2012—2015 годы «Безопасный город-2015»: долгосрочная целевая программа Иркутской области (утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 17 мая 2012 г. № 245-ПП) // Областная. 2012. 1 июня.
3. Рыжков И.В. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений, совершаемых в условиях городских улиц: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
4. Семенов В.М. Об общесоциальных мерах по предупреждению краж // Российский следователь. 2006. № 1. С. 43-46.
5. URL: http://www.mvd.ru.
Referenses
1. Baskov A.V. Osobennosti preduprezhdeniya korystno-nasil'stvennykh prestuplenii, sovershaemykh v obshchestvennykh mestakh, v sovremennykh usloviyakh // Rossiiskii sledovatel'. 2008. № 16. S. 30-31.
2. Profilaktika prestuplenii i inykh pravonarushenii v Irkutskoi oblasti na 2012-2015 gody «Bezopasnyi gorod-2015»: dolgosrochnaya tselevaya programma Irkutskoi oblasti (utv. Postanovleniem Pravitel'stva Irkutskoi oblasti ot 17 maya 2012 g. № 245-PP) // Oblastnaya. 2012. 1 iyunya.
3. Ryzhkov I.V. Kriminologicheskaya kharakteristika i preduprezhdenie nasil'stvennykh prestuplenii, sovershaemykh v usloviyakh gorodskikh ulits: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2003.
4. Semenov V.M. Ob obshchesotsial'nykh merakh po preduprezhdeniyu krazh // Rossiiskii sledovatel'. 2006. № 1. S. 43-46.
5. URL: http://www.mvd.ru.
Известия ИГЭА 2012. M 4 (84)