Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ КОНТЕКСТОВ И ФУНКЦИЙ РАЗВИТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ, КИТАЯ И ИНДИИ'

ИЗМЕНЕНИЕ КОНТЕКСТОВ И ФУНКЦИЙ РАЗВИТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ, КИТАЯ И ИНДИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / КРЕАТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / МОДЕЛИ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ И НЕ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ЭНЕРГИИ И РЕСУРСЫ / КРЕАТИВНОСТЬ ЛЮДЕЙ / А НЕ БЕЗЫМЯННЫХ ИДЕЙ / АУТОПОЭЗИС - САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ И САМОПОСТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пищулин Николай Сергеевич

Представлены основания, продукты и сервисы, полученные в результате сетевого сопровождения развития внешнеэкономического сотрудничества ценностей и ресурсов человека, его личностно вселенского образованья и его образований (иерархических структур). Возможности и вызовы креативной экономической кооперации, нормативно-правовые акты, регулирующие ВЭД РФ, специализированные статистические, официальные и информационные интернет-ресурсы и другие источники. Методами научного исследования являются уточнение и интерпретация понятий, структурный, корреляционнорегрессионный и сравнительный интеграционный анализ. Проанализированы макроэкономические показатели экономики, осуществлено моделирование ВВП, использована регрессионная модель анализа. Разработаны концептуальные подходы модернизации статистической оценки моделей множественной регрессии, каковыми являются внешнеэкономические связи России, Китая и Индии. Обосновано, что методология и стратегия статистического моделирования связана с выбором переменных, сущности современной креативной экономики и экономической интеграции. Экономическая эффективность, прибыль, показаны как средства, стимулы, а не самоцель и не самоценность. Истинная стоимость национальных и заключаемых международных проектов, контрактов и сделок не может определяться традиционными методами бухгалтерского учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN THE CONTEXTS AND FUNCTIONS OF DEVELOPMENT AND ECONOMIC INTEGRATION OF RUSSIA, CHINA AND INDIA

Presents the foundations, products and services obtained as a result of network support for the development of foreign economic cooperation of values and resources of a person, his personal universal education and his formations (hierarchical structures). Opportunities and challenges of creative economic cooperation, regulations governing foreign economic activity of the Russian Federation, specialized statistical, official and informational Internet resources and other sources. The methods of scientific research are the clarification and interpretation of concepts, structural, correlation-regression and comparative integration analysis. The macroeconomic indicators of the economy are analyzed, the GDP is modeled, a regression analysis model is used. Conceptual approaches to the modernization of the statistical evaluation of multiple regression models, which are the foreign economic relations of Russia, China and India, have been developed. It is substantiated that the methodology and strategy of statistical modeling is associated with the choice of variables, the essence of the modern creative economy and economic integration. Economic efficiency, profit, are shown as means, incentives, and not an end in itself and not an intrinsic value. The true value of national and concluded international projects, contracts and transactions cannot be determined by traditional accounting methods.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ КОНТЕКСТОВ И ФУНКЦИЙ РАЗВИТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ, КИТАЯ И ИНДИИ»

Изменение контекстов и функций развития и экономической интеграции России, Китая и Индии

Пищулин Николай Сергеевич,

студент Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова E-mail: perlamutr2@mail.ru

Представлены основания, продукты и сервисы, полученные в результате сетевого сопровождения развития внешнеэкономического сотрудничества ценностей и ресурсов человека, его личностно вселенского образованья и его образований (иерархических структур). Возможности и вызовы креативной экономической кооперации, нормативно-правовые акты, регулирующие ВЭД РФ, специализированные статистические, официальные и информационные интернет-ресурсы и другие источники. Методами научного исследования являются уточнение и интерпретация понятий, структурный, корреляционно-регрессионный и сравнительный интеграционный анализ. Проанализированы макроэкономические показатели экономики, осуществлено моделирование ВВП, использована регрессионная модель анализа. Разработаны концептуальные подходы модернизации статистической оценки моделей множественной регрессии, каковыми являются внешнеэкономические связи России, Китая и Индии. Обосновано, что методология и стратегия статистического моделирования связана с выбором переменных, сущности современной креативной экономики и экономической интеграции. Экономическая эффективность, прибыль, показаны как средства, стимулы, а не самоцель и не самоценность. Истинная стоимость национальных и заключаемых международных проектов, контрактов и сделок не может определяться традиционными методами бухгалтерского учета.

Ключевые слова: креативная экономика; креативная реальность; международная экономическая интеграция; модели множественной регрессии; валовой внутренний продукт (ВВП); интеллектуальный капитал; возобновляемые и не возобновляемые энергии и ресурсы; креативность людей, а не безымянных идей; аутопоэзис - самопроектирование и самопостроение человека.

LQ S Ое

см о см

03

Введение

Ключевым макроэкономическим показателем экономики любой страны считается валовой внутренний продукт (ВВП), под которым понимается сумма конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за определенный период времени в денежном эквиваленте. При моделировании ВВП обычно используется модель множественной регрессии.

Для достоверного анализа и прогнозирования динамика ВВП считается достаточным использование семи показателей, таких как: уровень безработицы, среднедушевые денежные доходы населения, индекс потребительских цен, сальдо торгового баланса, расходы государственного бюджета, индекс промышленного производства, объем иностранных инвестиций [1].

При проведении статистической оценки моделей множественной регрессии, каковыми являются внешнеэкономические связи России, Китая и Индии, необходим предварительный анализ целесообразности и достаточности включения выбранных переменных в регрессионную модель. Корреляция объявленных «независимыми» переменных друг с другом, а также разная степень связанности с результативным признаком (ВВП) делают использование рядоположенного набора признаков и признаковых пространств методологически малопригодным, методически и практически не результативными. Все признаки зависимы и одновременно имеют разные весовые значения. Методология и одновременно стратегия статистического моделирования связана с самим выборов переменных, явленной или теряемой в них и через них сущности современной креативной экономики и экономической интеграции.

Основная часть

Экономическая эффективность, прибыль - это всего лишь средства, стимулы, а не самоцель и тем более не самоценность. «Рынки должны быть эффективными, а не самодостаточными, им свойственна алчность, им чуждо понятие справедливости. Перед ними никогда не ставилась задача обеспечения общности, целостности, красоты, справедливости, устойчивости, не говоря уже о святости. ... (их задачи) «далеки от общей цели человеческого существования» [2]. Если мы можем предположить, что экономические теории могут подменить политику, нравственность и религию, мы рискуем растерять наши души. «Подобно любому орудию, экономика

способна лишь помочь нам немного продвинуться вперед, она никогда не сможет подменить собой нашу обновленную политическую жизнь, наши эстетические принципы, нашу духовность» [3, с. 596-629].

Истинная стоимость заключаемых международных проектов, контрактов и сделок не может определяться традиционными методами бухгалтерского учета. Она задается не ценой нефти и газа, леса и железных руд и даже не ценностью их товарно-сырьевых запасов, а категориями другого - нематериального актива, именуемого интеллектуальным капиталом, креативной экономикой. Компания «Майкрософт» поэтому оказывается дороже таких гигантов, как «Крайслер» или «Боинг». А эти мысли выражены в ставшей бестселлером книге Л. Эдвинесона и М. Мэлоуна «Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компаний» [4]. Человека и нации емкая креативная реальность третьего тысячелетия наполняет новыми контекстами и стратегиями национальную экономику, международную экономическую интеграцию, источники и регуляторы прорывного развития.

Стратегия в любой области и тем более внешнеэкономических отношений не может обходиться энергиями и ресурсами, созданными природой -нефть, газ, уголь, руды и другие углеводы. Сегодня они на исходе. Возобновляемые, собственно человеческие энергии в режиме последних пяти столетий - дидактические изделия, рыночный капитал, человеческий фактор архаического общества не запускаются. В подобном значимом для социальной цивилизации поиске сегодня находятся все государства, мировое сообщество.

Национальные и международные проекты ориентированные на вопросы демографии, образования и здравоохранения, экологии и инфраструктуры, низкой производительности труда традиционно не являются эффективными. При этом институционально формы участия граждан не определены а также система общественного контроля над достижением целевых показателей национальных, федеральных и региональных проектов.

При детализированном предъявлении огромных затрат бюджета (ежегодно по 5,1 триллиона рублей, совокупные пятилетние затраты -25,7 триллиона рублей), их роль в в достижении национальных целей прорывного научно-технического и социально-экономического развития Российской Федерации не определена.

Все это поднимает вопрос о поиске новой парадигмы развития. Так, экономика знаний и информации, цифровизация и чипизация трансформировалась в креативную экономику. Термин «креативная экономика» впервые появился в 2001 году в работе Джона Хокинса «Креативная экономика: Как превратить идеи в деньги» [6], исследуется вопрос взаимосвязи между творчеством и экономикой. По сути, утверждает автор в предисловии, перед вами - развернутое руководство по использованию творческой энергии в новых экономических условиях, поскольку креативная эконо-

мика будет преобладающей формой экономики в XXI веке. Дж. Хокинс ставит перед управленческим, экономическим и творческим сообществами задачу создания такой интеллектуальной среды, в которой можно было бы придать творчеству социальное и экономическое измерение, обратить мечты в мощные проекты. В своем исследовании автор условно выделили 15 индустрий, которые способствуют развитию креативной экономики, создавая креативные продукты и услуги, начиная от искусства и заканчивая наукой и технологией. Эти отрасли и услуги, по Хокинсу, имеют экономическую ценность. В то же время креативная экономика остается довольно расплывчатым во многом приватизированным рынком и традиционным обществом понятием. Мировой опыт показывает, что страны сами определяют себя как «креативные». Сюда включают разные рынки, но объединяет их одна общая черта. Эти сферы деятельности базируются на творчестве, идеях. В то же время идеи, как и капиталы не бывают безлюдными. Креатив, творение - это креативные личности, индивиды, народы. Именно они, а не лич-ностно отделенные компетенции, обезличенные человеческие факторы, капиталы, цифровые чипы и аватары генерируют новые идеи и воплощают их в жизнь. Необходимые уточнение понятия креативной экономики, концептуальные, терминологические и оценочные поправки ее контекста и носителей вносят сами ее ярчайшие представители.

Проведенный автором контент-анализ списков 100 (1000) богатейших людей мира (по версии Time и Forbes) за период 2010-2020 показывает личностно и интеллектуально выраженную динамику креотизации экономики и ее лидеров.

Переворот могут совершить не только экзотические технологии, но и неожиданные применения хорошо известных разработок. Крупнейшие экономики мира переосмысливают понятие «геология»: в апреле 2020 года Дональд Трамп, в то время президент США, подписал указ, призванный создать «стабильную и предсказуемую инвестиционную среду» для добычи ресурсов в космосе. Закон, позволяющий американским гражданам заниматься этим футуристическим бизнесом, был принят еще в 2015 году. Китай, чья история исследований космоса намного более скромная, чем американская и российская успел опередить США и Россию - в ноябре 2020 года запустил в космос тестовый 30-килограммовый спутник NEO-1, который успешно осуществляет сбора образцов пород на астероидах. Космические посланцы Китая в штатном режиме ведут сбор данных об обратной стороне Луны. Триумфом человеческого гения стала успешная посадка и первые снимки и заборы грунта на Красной планете американского марса-хода. Специалисты NASA и вместе с ними все человечество рассчитывают с помощью Perseverance («Настойчивость») обнаружить следы существования в далеком прошлом и предсказуемом будущим жизни на Марсе.

сз о

со £

m Р

сг

от А

Креативность людей, а не безымянных идей сегодня, и еще более завтра, является оценочным ресурсом индивида, народа, нации, движителем экономического и социально-культурного развития государства и мирового сообщества. Изучением новой креативной эпохи начали заниматься во второй половине ХХ века такие ученные как, Т. Манро, С. Ариети, Р. Флорида, Ч. Лэндри и другие. По мнению Т. Манро, важными составляющими креативной эпохи является наличие талантливых людей, которым государство предоставляет рабочие места. Осмысливанием креативной экономики продолжил заниматься С. Ариети. По его мнению, некоторые культуры способствуют креативности больше, чем другие, которые получили название «креативогенные». Он предполагал, что на креативность людей влияют три фактора (стимулирующая культура, подходящее взаимодействие и гены). Наряду с этим автор обозначил несколько социально-культурных факторов креа-тогенного общества: наличие культурных средств и ресурсов, открытость к различным культурным стимулам, стремление членов общества к высоким достижениям; свободный доступ к средствам культуры, свобода мыслей и действий; терпимость к различным мнениям; Современная экономика со второй половины ХХ века испытала стремительное трансформационное развитие от экономики знаний, через инновационную, в креативную экономику. При этом, если такие термины как экономика знаний, инновационная, информационная и интеллектуальная экономика, часто используются как синонимы, то понятие креативной экономики наполняется новым содержанием и приобретает ряд качественно новых признаков и свойств.

Конференция ООН по торговле и развитию дает следующее определение креативной экономики: это развивающееся понятие, основой такой экономики становятся креативные активы, за счет которых происходят экономический рост и развитие. Отличительная особенность креативной экономики от традиционного экономического представления заключается в том, что главный инструмент в ней - это знания, ресурс - информация, продукт - инновация, источник - креативная личность. А экономические отношения в данном случае базируются на следующих принципах: перераспределении ресурсных составляющих экономической системы. Доминирующим ресурсом становится информация; рост роли научных разработок, инновационных технологий, ноу-хау. Основным двигателем технологических изменений становится внедрение в производство научных достижений; актуализации роли и значения человека в качестве инновационного субъекта креативности, а не традиционного человеческого фактора.

= Меняется структура трудовых ресурсов, наиболее

е ценными качествами становятся уровень образо-

^ вания, профессионализм, обучаемость и креатив° ность работника. Основной движитель технологи-

«о

г ческих изменений - внедрение в производство на-

учных достижений; актуализации роли и значения человека в качестве субъекта новых идей и решения, а не традиционного человеческого фактора, капитала.

Вклад креативной экономики достигает значительных размеров. В 2015 году, например, креативная экономика Соединенного Королевства составила почти 9% от экспорта Великобритании и 5,6% рабочих мест. В креативных индустриях занято около 7 млн человек в Европейском Союзе, что эквивалентно примерно 3% от общей занятости населения [7]. Статистика пока не учитывает долю креативных активов в оценке внешнеэкономических связей России, Китая и Индии. По факту и мировым тенденциям они здесь имеются, а их доля постоянно увеличивается. Согласно пролонгирующего мировые информационно технологические тенденции прогнозу доля вклада креативного фактора в ВВП развитых национальных экономик на начало третьего десятилетия достигает 13-15%, к началу четвертого десятилетия может составить около трети.

Международная Сеть советов по глобальной повестке дня (The Global Agenda Council), определяет пять факторов, которые следует учитывать Правительству, когда целью является - стимулирование креативной экономики в стране. Они могут являться основой для достижения максимального вклада креативной экономики в экономический рост и развитие городов, сельских поселений и стран. Локальные сильные стороны: успешная креативная экономика реализуется в непосредственной близости от учебных, научных и культурных центров, позволяя людям разных профессий контактировать и генерировать идеи.

Стратегия в любой области и тем более внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не может обходить и обходится без возобновляемых энергий и ее носителей человека, народа, нации. Сегодня это целесообразно, завтра - невозможно. Необходима методологическая и методическая коррекция статистических показателей внешнеэкономических связей. Сегодня они во многом фиксируют традиционные вчерашние вещные, а не креативные настоящие и тем более предстоящие собственно человеческие энергии и ресурсы, явления и процессы.

Таким образом, основной актив креативного настоящего и тем более предстоящего внешнеэкономического сотрудничества - это совокупность креативных личностей или другими словами носителей новых идей, способных их генерировать и практически реализовывать. Национальная и стратегическая задача развития - дать равные возможности благосостояния, создать условия и сформировать мотивацию личностного роста и самореализации. . Возобновляемые энергия и ресурсы человека и только его из всех биосоциальных образований созидающая сущность. Необходима методологическая и методическая коррекция статистических показателей внешнеэкономических связей.

Литература

1. Ващук А.Э., Титов В.О., Благих И.А. Макроэкономическое развитие России, Индии и Китая: возможности сотрудничества // ПСЭ. 2018. № 4 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ makroekonomicheskoe-razvitie-rossii-indii-i-kitaya-vozmozhnosti-sotrudnichestva/

2. Турен А. Способны ли мы жить вместе? Turraine A. Pourrons nous vivre ensebl? Egaux et differents. Paris. 1997.

3. См. Вайцзеккер Рихард фон, Ловинс Э.Б, Ло-винс Л.Е. В два раза больше богатства из половины ресурсов / Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: 2000. - С. 596-629.

4. Л. Эдвинесон Л. и М. Мэлоуна М. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компаний. Нью-Йорк, 1997.

5. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Указ Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2018 года.

6. Джона Хокинса Креативная экономика: Как превратить идеи в деньги/ Автор: Хокинс Д. Жанр: ЭкономикаИздательство: Классика-XXI Год: 2011 Страниц:256 Дата загрузки: 27 апреля 2015.

7. Сущность и содержание понятия «креативная экономика» POSTED 0N07.10.2018 BY ВУЗРУ Практические рекомендации по усовершенствованию системы управления циклами закупка - производство - дистрибуция для сокращения времени проведения логистических операций. Источник: https://vuzru.ru/sushhnost-i-soderzhanie-ponyatiya-kreativnaya-ekonomika/

8. Антониу Гутерриш Muhammed Semih Ugurlu / ANADOLU AGENCY / Anadolu Agency via AFP / EastNews/

CHANGES IN THE CONTEXTS AND FUNCTIONS OF

DEVELOPMENT AND ECONOMIC INTEGRATION OF

RUSSIA, CHINA AND INDIA

Pishchulin N.S.

Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov

Presents the foundations, products and services obtained as a result of network support for the development of foreign economic co-

operation of values and resources of a person, his personal universal education and his formations (hierarchical structures). Opportunities and challenges of creative economic cooperation, regulations governing foreign economic activity of the Russian Federation, specialized statistical, official and informational Internet resources and other sources. The methods of scientific research are the clarification and interpretation of concepts, structural, correlation-regression and comparative integration analysis.

The macroeconomic indicators of the economy are analyzed, the GDP is modeled, a regression analysis model is used. Conceptual approaches to the modernization of the statistical evaluation of multiple regression models, which are the foreign economic relations of Russia, China and India, have been developed. It is substantiated that the methodology and strategy of statistical modeling is associated with the choice of variables, the essence of the modern creative economy and economic integration. Economic efficiency, profit, are shown as means, incentives, and not an end in itself and not an intrinsic value. The true value of national and concluded international projects, contracts and transactions cannot be determined by traditional accounting methods.

Keywords: creative economy; creative reality; international economic integration; multiple regression models; gross domestic product (GDP); intellectual capital; renewable and non-renewable energies and resources; creativity of people, not nameless ideas; auto-poiesis - self-design and self-construction of a person.

References

1. Vashchuk A.E., Titov V.O., Blagikh I.A. Macroeconomic development of Russia, India and China: opportunities for cooperation // PSE. 2018. No. 4 (68). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/makroekonomicheskoe-razvitie-rossii-indii-i-kitaya-vozmozhnosti-sotrudnichestva/

2. Touraine A. Are we able to live together? Turraine A. Pourrons nous vivre ensebl? Egaux et differents. Paris. 1997.

3. See Weizsäcker Richard von, Lovins E.B, Lovins L.E. Twice as much wealth from half of the resources / New post-industrial wave in the West. M .: 2000. - S. 596-629.

4. L. Edvineson L. and M. Malone M. Intellectual capital. Determining the true value of companies. New York, 1997.

5. "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" Decree of the President of the Russian Federation Vladimir Putin of May 7, 2018.

6. John Hawkins Creative Economy: How to Turn Ideas into Money / Author: Hawkins D. Genre: Economics Publisher: Classic-XXI Year: 2011 Pages: 256 Upload Date: April 27, 2015.

7. The essence and content of the concept of "creative economy" POSTED 0N07.10.2018 BY VUZRU Practical recommendations for improving the system of management of cycles of purchase - production - distribution to reduce the time of logistics operations. Source: https://vuzru.ru/sushhnost-i-soderzhanie-ponyatiya-kreativnaya-ekonomika/

8. Antonio Guterres Muhammed Semih Ugurlu / ANADOLU AGENCY / Anadolu Agency via AFP / EastNews /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.