Научная статья на тему 'Изменение качества латентных свойств учебно-проектной деятельности студентов профессионально-педагогического вуза'

Изменение качества латентных свойств учебно-проектной деятельности студентов профессионально-педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТОРНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ / ЛАТЕНТНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / УЧЕБНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DESIGN-INDICATING VARIABLES / LATENT VARIABLES / PEDAGOGICAL MEASUREMENTS / EDUCATIONAL DESIGN WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутова Татьяна Валерьевна

В статье анализируются особенности педагогических измерений качества образовательного процесса, структура учебно-проектной деятельности будущих педагогов-дизайнеров, оценивается обоснованность применения программного средства оценки параметра RUMM 2030 на основе модели Раша для измерения латентной переменной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шутова Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measuring the Latent Quality Parameters of Professional Pedagogical University Students'' Educational Design Work

The article describes the features of pedagogical measurement of educational process quality and the structure of educational design work of future design teachers; estimates the relevance of using the RUMM 2030 program means of parameters assessing based on Rasch Model for measuring the latent variable.

Текст научной работы на тему «Изменение качества латентных свойств учебно-проектной деятельности студентов профессионально-педагогического вуза»

УДК 378.146 ББК 4481.28

Шутова Татьяна Валерьевна

доцент

кафедра дизайна имиджа и стиля Российский государственный профессионально-педагогический университет г. Екатеринбург Shutova Tatyana Valerievna Assistant Professor Chair of Style and Image Design Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg tvshutova@mail.ru

Измерение качества латентных свойств учебно-проектной деятельности студентов профессионально-педагогического ВУЗа Measuring the Latent Quality Parameters of Professional Pedagogical University Students' Educational Design Work

В статье анализируются особенности педагогических измерений качества образовательного процесса, структура учебно-проектной деятельности будущих педагогов-дизайнеров, оценивается обоснованность применения программного средства оценки параметра RUMM 2030 на основе модели Раша для измерения латентной переменной.

The article describes the features of pedagogical measurement of educational process quality and the structure of educational design work of future design teachers; estimates the relevance of using the RUMM 2030 program means of parameters assessing based on Rasch Model for measuring the latent variable.

Ключевые слова: индикаторные переменные, латентные переменные, педагогические измерения, учебно-проектная деятельность.

Key words: design-indicating variables, latent variables, pedagogical measurements, educational design work.

Характеризуя состояние подготовки педагогов профессионального обучения, правомерно отметить, что на современном этапе в России уже сложилась государственная система подготовки педагогов профессионального обучения -профессионально-педагогическое образование (ППО), которое является особым видом образования, значительно отличающимся от инженерно-технического и педагогического. В то же время, данное образование функционирует на основе собственных принципов, находится в постоянном развитии, обладает способно-

стью удерживать динамическое равновесие, имеет тенденцию к стабилизации (целостности) и дальнейшему развитию [6].

Перспектива развития системы ППО связана с решением многих проблем. Среди них одной из важных является разработка системы контроля качества подготовки будущего педагога профессионального обучения в рамках профессионально-педагогического вуза.

Педагог профессионального обучения в области дизайна как многопрофильный специалист, по существу, получает интегративное образование: дизайнерское (художественно-проектное) и педагогическое (психологопедагогическое). Такая бинарная направленность подготовки педагога-дизайнера предполагает более сложную структуру образовательного процесса, в том числе и при определении результатов его образования. Поэтому, при оценке эффективности и качества подготовки педагога профессионального обучения в области дизайна необходимо оценивать в комплексе качество его дизайнерской и педагогической подготовки [7, 8].

Однако нередко качество результатов обучения педагогов-дизайнеров оценивается, лишь по одной из составляющих образовательного процесса, чаще педагогической, что заметно снижает объективность оценки процессов комплексной подготовки выпускников профессионально-педагогического вуза.

В настоящее время, в среде дизайнерского и педагогического сообщества, можно констатировать отсутствие единства в выборе стратегии оценивания качества подготовки педагогов-дизайнеров. Следовательно, существует актуальная задача создания и применения системы контроля качества при реализации образовательных программ подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна. Очевидно, что успешность решения данной задачи связана с необходимостью разработки системы педагогических измерений, позволяющих объективно определять численные значения уровней подготовленности будущих специалистов. В настоящей статье представлены результаты разработки такой системы на примере подготовки педагогов-дизайнеров профилизации

«Дизайн имиджа и стиля», относящегося к одному из самых современных видов дизайнерского творчества.

Одна из особенностей педагогических измерений состоит в том, что оценка качества обучения в значительной степени зависит от объективности и надёжности измеряемых переменных, а большинство используемых в образовании переменных, являются латентными (скрытыми), т.е. не измеряются в явном виде [2].

Свойство личности, измеряемое косвенным образом, посредством индикаторов, называется латентныгм (скрытым). Все наблюдаемые ментальные проявления личности считаются индикаторами латентных свойств. [1].

Используемые на практике традиционные методы измерения латентных переменных обладают существенными недостатками. Так, например, бальная система оценивания знаний и умений во многом основывается, на эмоционально-чувственных характеристиках педагога. Тестовая же система измерения знаний и умений, зачастую зависит от случайного выбора варианта ответа и уровня сложности тестовых заданий, а так же не позволяет определять и измерять качество характеристик учебно-воспитательного процесса. Отсюда вытекает проблема объективности оценки качества обучения будущих педагогов-дизайнеров в области дизайна имиджа и стиля, так как их профессиональная деятельность представляет собой в основном процессы образного проектирования, качество которых не возможно измерить в явном виде.

Цель исследования состоит в определении качества учебно-проектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна имиджа и стиля. Такая деятельность будущего педагога-дизайнера, на наш взгляд, является интегральным показателем, который позволяет оценить качество образовательного процесса в целом.

Основными задачами данной работы являются: определение ключевых этапов проектной деятельности выпускника при выполнении выпускной квалификационной работы; формирование набора индикаторов, характеризующих

интегральный показатель «учебно-проектная деятельность педагога профессионального обучения в области дизайна имиджа и стиля»; определение их совместимости в рамках применяемой модели измерения по статистическому методу «Критерий Хи-квадрат»; измерение латентной переменной на линейной шкале.

Методика измерения латентной переменной разработана на основе методических рекомендаций измерения качества выпускных квалификационных работ специалистами Славянского-на-Кубани государственного педагогического института А. А. Маслака и С. А. Позднякова [3].

Мы считаем, что качество учебного проектирования можно измерить при изучении выпускных квалификационных работ (ВКР) студентов, так как их структура и содержание представляют собой полноценный дизайнерский проект, а требования к выполнению ВКР сформулированы на основе логики выполнения этапов универсального дизайнерского проектирования и учёта специфики дизайн-продукта.

Исследование проводилось на кафедре дизайна имиджа и стиля со студентами института искусств ФГАОУ ВПО Российского государственного профессионально-педагогического университета специализации «Парикмахерское искусство и дизайн причёски». В ходе работы проанализированы 90 пояснительных записок выпускных квалификационных работ (ВКР), выполненных студентами за период с 2010 по 2012 годы, по 30 пояснительных записок за каждый учебный год.

Для определения индикаторных переменных, характеризующих качество учебно-проектной деятельности педагога-дизайнера, нами определены следующие основные этапы проектной деятельности выпускника при выполнении выпускной квалификационной работы:

- Анализ предпроектной ситуации;

- Художественное проектирование коллекции причёсок;

- Технология выполнения коллекции причёсок;

- Проектирование образовательной среды.

Все виды работ студентов, наиболее существенные при реализации этапов ВКР, определены в исследовании как критерии (индикаторы) качества учебно-проектной деятельности выпускника и соотнесены с международными требованиями ТТОД (Международный стандарт профессии дизайнер) к выпускникам дизайнерских (инженерных) программ [4] (см. табл.1-3). Исключение составили, разработанные нами, индикаторы деятельности выпускника по проектированию образовательной среды, так как эти индикаторы специфичны и объективно необходимы лишь при оценивании качества выпускных работ студентов профессионально- педагогических специальностей (см. табл.4).

Таблица 1

Критерии определения качества работы выпускника по исследованию и анали-_________________________зу предпроектной ситуации__________________________

№ Формулировка критерия (индикаторной переменной) Формулировка требований ТТБД

1 Определение функционального назначения, ассортиментной группы, типа и стиля коллекции модных образов (причёсок, визажа, бодиарта). Анализирует потребности клиента, его цели, жизненные потребности и требования безопасности; Интегрирует полученные данные со специальными знаниями о дизайне; Формулирует предварительные дизайнерские концепции, которые должны быть уместными, функциональными, и эстетичными.

2 Выявление антропомофных, антропоскопи-ческих психофизических и других характеристик заказчика, его социального статуса.

3 Анализ источника творчества. Обоснование выбора источника творчества.

4 Исследование современных направлений моды в причёсках, одежде, макияже.

5 Обоснование композиционно - художественных средств и приёмов коллекции

Таблица 2

Критерии определения качества работы выпускника по художественному про____________________ектированию коллекции причёсок_______________________

№ Формулировка критерия (индикаторной переменной) Формулировка требований ТТБД

1 Выполнение коллажа источника творчества Готовит рабочие эскизы и спецификации для достижения оптимальных результатов, соответствующих техническому заданию с учетом экономических,

2 Выполнение графического поиска формы (фор - эскизы)

3 Выполнение схем формообразования коллекции. Степень учёта формообразующих принципов при проектировании моделей коллекции.

4 Цветографическая подача эскизного проекта. Выполнение эскизов всех моделей коллек- в различных проекциях в цвете. экологических, социальных и других ограничений.

5 Моделирование и оптимизация всех элементов образа. Портретная фотосъёмка моделей коллекции

Таблица 3 Критерии определения качества выполнения технологического раздела ВКР

№ Формулировка критерия (индикаторной переменной) Формулировка требований ТТБД

1 Выбор профессиональных средств производства, парикмахерского оборудования и пар-фюмерно-косметологических материалов. Выгбирать и использовать на основе базовых и специальных знаний необходимое оборудование, инструменты и технологии для ведения комплексной практической деятельности с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений.

2 Разработка технологической последовательности выполнения основных элементов создания модных образов;

3 Определение практической ценности разработанной коллекции модных образов (применимость, воспроизводимость причёсок, постижей, визажа)

4 Оформление технической документации с учётом государственных стандартов.

5 Определение уровня практической реализации задач проекта (качество выполнения причёсок, постижей, визажа)

Таблица 4

Критерии определения качества деятельности выпускника по проектированию ___________________________образовательной среды_____________________________

№ Формулировка критерия (индикаторной переменной)

1 Проектирование и оснащение образовательно-пространственной среды для теоретического и практического обучения рабочих (парикмахеров, визажистов, постижёров, гримёров)

2 Организация творческих (художественно-ориентированных) форм обучения (конкурсы, выставки, дефиле).

3 Применение технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов дизайнерской направленности)

4 Проектирование методик и средств контроля, направленных на оценивание сформиро-ванности профессиональных компетенций обучающихся по профессиям парикмахер, визажист, постижёр, гримёр

5 Конструирование содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих (специалистов) дизайнерской направленности

Данная группа критериев отражает специфику труда педагога профессионального обучения и предполагает наличие у него навыков по управлению

творческим и креативным воспитанием будущих рабочих - парикмахеров, визажистов, постижёров, гримёров. В данном исследовании предполагается оценить уровень владения педагогом-дизайнером методами постановки и решения педагогических задач, в том числе по конструированию содержания учебного материала, а так же проектированию методик и средств обучения при помощи набора представленных критериев.

Таким образом, для определения качества учебно-проектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения отобрано 20 критериев качества подготовки будущих педагогов-дизайнеров, явившиеся набором индикаторных переменных отражающих уровень проработки разделов ВКР.

Следующим этапом формирования интегрального показателя «учебнопроектная деятельность педагога профессионального обучения в области дизайна имиджа» явилась работа экспертной комиссии. Члены экспертной комиссии, которые являются специалистами в области дизайна имиджа, моды и стиля оценивали значения индикаторов в предназначенных для этого бланках. Каждый член комиссии (по возможности) выставлял оценки всех индикаторных переменных для каждой ВКР. Оценивание велось по пятибалльной шкале от 1 до

5, где каждый уровень формирования критерия соответствовал определённому количеству баллов:

- «Слабый» - 1 балл.

- «Скорее слабый, чем сильный» - 2 балла.

- «Скорее сильный, чем слабый» - 3 балла.

- «Сильный» - 4 балла.

- «Очень сильный» - 5 баллов.

Затем полученные в результате работы комиссии оценки выпускных работ были обработаны в программе RUMM2030 с применением инструментов математической статистики на основе модели Раша. Одним из достоинств модели Раша является то, что данная математическая модель превращает измере-

ния, сделанные в дихитомических и порядковых шкалах, в линейные измерения.

В программе RUMM2030 измерения латентных переменных производятся в логитах. Логит представляет собой единицу измерения уровней подготовленности участников тестирования и трудностей тестовых заданий в рамках логистических моделей тестирования. Если разность между упомянутыми двумя понятиями составляет 1 логит, то вероятность верного выполнения таким испытуемым такого задания равна 0,73. [5]. Результатами расчета явились: значение индекса сепарабельности, свидетельствующее о высокой или низкой степени дифференциации студентов по качеству учебного проектирования; значения критерия Хи-квадрат; графики для каждой индикаторной переменной, свидетельствующие о соответствии набора оценок ВКР ожидаемым по статистическому методу «Критерий Хи-квадрат».

Критическим значением уровня соответствия индикаторной переменной измеряемой латентной переменной (уровня значимости статистики Хи-квадрат) является значение 0,05. При уровне соответствия меньшем, чем 0,05, индикаторную переменную рекомендуется исключить из набора. На основе индекса сепарабельности и соотношения исключенных и не исключённых (т.е. Хи-квадрат > 0,05) индикаторных переменных можно сделать вывод о соответствии всего набора индикаторов методике измерения.

Анализ результатов оценок рассматриваемых ВКР показал, что характеристические переменные обладают хорошей дифференцирующей способностью (индекс сепарабельности равен 0,944) и в целом их можно считать соответствующими методике измерения (19 из 20 переменных имеют уровень значимости критерия Хи-квадрат > 0,05).

На характеристической кривой, отражающей характеристику индикаторных переменных (рис.1), видно, что набор оценок ВКР переменной 13 (обоснование выбора источника творчества) не соответствует ожидаемым значениям по статистическому методу «Критерий Хи-квадрат» (отклонения от кривой

Ожидаемое значение

контрольных показателей), и имеет уровень значимости статистики Хи-квадрат меньший, чем 0,05, а значит, исключается из набора индикаторных переменных.

Переменная /3 х2=0,007 ^Выборка) =90

10003 Descriptor for Item 3 Loon = 1,033 Spread = 1,605 FitRes = -1,356 ChiSq[Pr] = 0,007 SampleN=90

Логиты

Рис.1 Характеристическая кривая для индикаторной переменной ц

Остальные индикаторные переменные являются совместимыми и их совокупность можно рассматривать как измерительный инструмент.

В качестве примера приведем результаты измерения переменной (79) «Цветографическая подача эскизного проекта».

Переменная /д

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ х2=0,310 N(Bbi6opKa) =90 _

1000Э Descriptor for Item Э Locn = 0,936 Spread = 1,720 FitRes = 0,534 ChiSq[Pr] = 0,310 SampleN=90

x

Ф

T

ro

X

rn

Ф

О

ro

4

s

*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

Slope

0,38

Логиты

Рис.2 Характеристическая кривая для индикаторной переменной ц

характеристической кривой, представленной на рис. 2 видно, что контрольные значения совпадают с ожидаемыми результатами, и это свидетельствует о том, что эмпирические значения обладают хорошей дифференцирующей способностью и удовлетворяют условию нахождения уровня значимости статистки Хи-квадрат >0,05

Адекватность индикаторных переменных определялась нами следующим образом. Оценки качества учебно-проектной деятельности ранжировались, затем сами ВКР по полученным оценкам уровня делились на несколько примерно равных по объему групп. В данном случае число групп выбрано равным трем. Далее для каждой группы вычислялось среднее значение индикаторной переменной, и на основе критерия Хи-квадрат определялась степень близости этих трех экспериментальных точек характеристической кривой, построенной на основе модели Раша.

Значение статистики проведённого исследования ChiSq[Pr] = 0,31 > 0,05 свидетельствует о том, что по критерию Хи-квадрат экспериментальные точки, соответствующие средним значениям трех групп, близки характеристической кривой, построенной на основе модели Раша.

В целом можно констатировать, что при оценке качества учебно-проектной

деятельности наиболее низкие значения получены по индикаторной переменной

283

«Уровень практической реализации задач проектирования ВКР (качество практического выполнения причёсок, постижей, визажа)», а наибольшие - «Применение технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов дизайнерской направленности)».

Соответствие набора индикаторных переменных уровню учебнопроектной деятельности студентов, проявленному в ходе выполнения ВКР, отражено на рис. 3

Работы

PERSONS

Person-ltem Threshold Distribution

(Grouping Set to Interval Length of 0,20 making 90 Groups)

4

a

с

т

о

т

a

Переменные

ITEMS

F

г

e

q

s

10

Щ EP

ТНП

TZГТГ

UTг

0,0%

■- 6,9%

13,9%

Рис.3. Соотношение между качеством учебно-проектной деятельности студентов и уровнем сложности индикаторных переменных Исходя из представленной на гистограмме информации, можно сделать следующие выводы:

- диапазон варьирования оценок качества выпускных квалификационных работ достаточно большой - 9 логит (от -2 до +7 логит). Это свидетельствует о том, что выпускные квалификационные работы в части учебно-проектной деятельности варьируются по их качеству, а выбранный набор индикаторных переменных хорошо дифференцирует выпускные квалификационные работы. Это подтверждается значением индекса сепарабельности 0,944 (приводится в суммарной статистике результатов анализа в программе RUMM 2030);

- характер гистограммы также показывает, что оценки учебно-проектной деятельности делятся на три группы: примерно четверть работ ниже среднего качества и располагается в диапазоне от - 2 до - 0,5 логит, половина работ среднего качества сконцентрировалась в диапазоне от 0 до + 4 логит и четверть работ выше среднего качества от + 4 до + 9 логит, что также свидетельствует о хорошей дифференцирующей способности выбранных индикаторных переменных.

Приведенные выше результаты исследования показали, что:

- учебно-проектная деятельность будущего педагога-дизайнера является интегральным показателем, который позволяет оценить качество подготовки специалиста в целом;

- качество учебного проектирования педагога-дизайнера можно измерить при изучении выпускных квалификационных работ (ВКР) студентов, структура и содержание которых представляют собой полноценный дизайнерский проект, а требования к выполнению разделов ВКР сформулированы на основе логики выполнения этапов универсального дизайнерского и педагогического проектирования.

- использование разработанного и проверенного в исследовании набора индикаторных переменных в качестве измерительного инструмента позволяет в комплексе оценить качество учебно-проектной (дизайнерской и педагогической) деятельности выпускников профессионально-педагогического университета, профилизации «Дизайн имиджа и стиля»;

- критерии качества ВКР, предложенные в качестве индикаторов латентной переменной «учебно-проектная деятельность педагога профессионального обучения в области дизайна имиджа и стиля» совместимы в рамках применяемой модели, и в целом их можно считать адекватными и соответствующими методике измерения;

- набор индикаторных переменных, определяющий качество деятельности выпускника по проектированию и оснащению образовательного процесса, для теоретического и практического обучения рабочих (парикмахеров, визажистов,

постижёров, гримёров) позволяет оценить качество учебно-проектной деятельности выпускников, представляя её в описательных формах.

Библиографический список

1. Аванесов B.C. Вопросы методологии педагогических измерений/ B.C. Аванесов// Педагогические Измерения, №1, 2005г. C. 3-27.

2. Маслак А.А. Измерение латентных переменных в социальноэкономических системах: теория и практика: монография Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2007. 424 с.

3. Маслак А.А., Поздняков С.А.Измерение качества выпускных квалификационных работ: методические рекомендации/ А.А. Маслак, С.А. Поздняков. -Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009. - 44 с.

4. Международный стандарт профессии дизайнер интерьера [Электронный ресурс]. International Interior Design Association (IIDA) Режим доступа: http://www.iida.org.

5. Отраслевой терминологический стандарт. Термины и определения [Электронный ресурс]. Стандарты организаций — отраслевые стандарты (ОСТ) Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Стандарт.

6. Фёдоров В.А. Профессионально-педагогическое образование в изменяющихся социально-экономических условиях: научное обеспечение развития/ В.А. Фёдоров // Образование и наука. № 9, 2008г. С. 127-134.

7. Фёдоров В.А. Качество профессионально-педагогического образования/ В.А. Фёдоров // Образование и наука. № 2, 1999г. С. 189-198.

8. Фёдоров В.А., Фалько В.П. Структура и содержание формирования художественно-проектных компетенций педагога профессионального обучения в области дизайна/ В.А. Фёдоров, Фалько В.П. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 12, 2008г. С. 152-162.

Bibliography

1. Avanesov, V.S. Educational Measurement Methodology Questions [Text] // Educational measurements. - №1. - 2005. - P. 3-27.

2. Fyodorov, VA. Professional Pedagogical Education in Changing Social and Economical Environments [Text] // Education and Science. - № 9. - 2008. - P. 127134.

3. Fyodorov, VA. Quality of Professional Pedagogical Education [Text] // Education and Science. - № 2. - 1999. - P. 189-198.

4. Fyodorov, VA., Falko, V.P. Structure and Content of Artistic Project Competences Forming of Professional Design Teacher [Text] // Herald of Chelyabinsk State Pedagogic University. - № 12. - 2008. - P. 152-162.

5. Industry Terminology Standard. Terms and Definitions. Standards of Organizations [Electronic Resource]. — Industry Standards. - Access Mode: www.ru.wikipedia.org/wiki/Стандарт.

6. International Standard of Interior Design As a Profession [Electronic Resourse].

- International Interior Design Association (IIDA). - Access Mode: http://www.iida.org.

7. Maslak, A.A. Measurements of Latent Variables in Social and Economical Systems: Theory and Practice: Monograph [Text]. - Slavyansk-on-Kuban: Publishing Centre of SSPI, 2007. - 424 p.

8. Maslak, A.A., Pozdnyakov S.A. Measuring the Quality of Graduate Qualification Works: Methodological Recommendations [Text]. - Slavyansk-on-Kuban: Publishing Centre of SSPI, 2009. - 44 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.