innova-journal.ru
ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ МУЗЫКАЛЬНО-АКУСТИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЯХ
CHANGE OF DESCRIPTIONS OF CARDIOVASCULAR SYSTEM IN DEPENDENCE ON TYPE OF VEGETATIVE ADJUSTING AT DIFFERENT MUSICALLY-ACOUSTIC INFLUENCES
I Елена Владимировна Петрова1 ■ Elena Vladimirovna Petrova1
Анна Сергеевна Соболева1 И Anna Sergeevna Soboleva1
Маргарита Викторовна Лебедева1 | Margarita Viktorovna Lebedeva1
Резюме
У практически здоровых испытуемых мужского и женского пола с разными типами вегетативной регуляции исследована динамика артериального давления и частоты сердечных сокращений на фоне прослушивания различных музыкально-акустических фрагментов. Установлено выраженное влияние гармоник прослушиваемых произведений на хронотропную функцию сердца и регуляцию сосудистого тонуса. Особенности влияний определяются исходным типом вегетативной регуляции и полом испытуемых. Кроме того, классическое произведение приводит к уравновешиванию симпатических и парасимпатических влияний, а роковая композиция к усилению исходного типа регуляции. Ключевые слова: вегетативная регуляция, музыкально-акустические воздействия.
Summary
At practically healthy examinee sex of men and woman with the different types of the vegetative adjusting the dynamics of arteriotony and frequency of heart-throbs is investigational on a background listening of different musically-acoustic fragments. The expressed influence of accordions of the listened works is set on the chronotropic function of heart and adjusting of vascular tone. The features of influences are determined by the initial type of the vegetative adjusting and sex of examinee. In addition, classic work results in balancing of sympathetic and parasympathetic influences, and rock composition to strengthening of initial type.
Key words: vegetative adjusting, musically-acoustic influences.
Психофизиологическая регуляция функций организма человека посредством музыкальной терапии характеризуется простотой использования, неинвазивностью и достаточно широко применяется для нормализации функций внутренних органов и систем, коррекции неблагоприятных функциональных состояний человека [4, 10]. В ряде исследований показано, что эмоциональные реакции на музыку сопровождаются изменениями в вегетативной сфере, проявляющимися в сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной системах [6, 7, 9]. Прослушивание одного и того же музыкального произведения провоцирует широкий спектр вегетативных и психологических реакций, вплоть до инверсии типа вегетативной регуляции. Полученные результаты позволяют предположить, что эффект от прослушивания конкретного музыкального произведения определяется не только присущими ему средствами музыкальной выразительности, но и исходным типом вегетативной регуляции [3, 5]. Однако, имеющиеся данные в отношении реакции сердечно-сосудистой системы на прослушивание музыки носят весьма противоречивый характер и не позволяют однозначно трактовать направленности воздействия [1,2].
Динамика изменения артериального давления и ЧСС при прослушивании музыкальных фрагментов, характеризующихся различными гармониками, с учетом исходного тонуса отделов вегетативной нервной системы у лиц мужского и женского пола остается малоизученным вопросом, что и определило
цель нашего исследования.
Материалы и методы исследования
В нашем исследовании на основе информированного согласия приняли участие 60 испытуемых (30 мужчин и 30 женщин) в возрасте от 18 до 20 лет. Артериальное давление измерялось общепринятым методом с использованием профессионального тонометра DOCTOR-EXPERT, автоматически подсчитывалась частота сердечных сокращений. Тип вегетативной регуляции определялся по индексу Кердо, рассчитываемого по формуле: 100*(1-ДА/ЧСС). Положительное значение индекса свидетельствует о симпатикотонии, отрицательное о ваготонии, значение равное нулю отражает функциональное равновесие (эйтонию). Измерение артериального давления и расчет вегетативного индекса производили в исходном состоянии и после прослушивания фрагментов классического произведения и тяжелого рока с экспозицией 3 минуты каждый.
При статистической обработке рассчитывались средние значения рассматриваемых показателей (М) с ошибкой (m). Достоверность различий оценивали по t-критерию Стьюдента.
УДК: 6121:612.8
URL: http://innova-journal.ru/issues/2016-3-4/files/02.pdf
DOI: https://doi.org/10.21626/innova/2016.3/02
Для корреспонденции: Е.В. Петрова, [email protected]
1 ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава
России
innova-journal.ru
Таблица 1. Значения артериального давления, ЧСС и индекса
Кердо испытуемых в исходном состоянии._
Мужчины Женщины
Симпатотоники Ваготоники Симпатотоники Ваготоники
Рис 2. Динамика частоты сердечных сокращений на фоне прослушивания различных музыкально-акустических фрагментов.___
(п=12) (П= 18) (п=17) (п=13)
САД 126,33±3,65 130,22±3,87 114,82±3,21 111,15±3,14
ДАД 72,5±1,01 87,44±1,37 71,35±1,02 77,69±1,73
ЧСС 83,58±1,25 77,67±1,69 83,71±1,29 70,23±0,99
ВИ 13,48±0,66 -13,28±0,65 14,67±0,75 -11,37±0,56
Примечание: САД - систолическое артериальное давление; ДАД - диастолическое артериальное давление; ЧСС - частота сердечных сокращений; ВИ - вегетативный индекс Кердо.
Рис 1. Динамика диастолического давления на фоне прослушивания различных музыкально-акустических фрагментов._
Результаты и их обсуждение
По типу вегетативной регуляции в исходном состоянии испытуемые были разделены на четыре группы: симпатотоники и ваготоники мужчины и женщины соответственно. Значения артериального давления, ЧСС и индекса Кердо в исходном состоянии представлены в таблице.
При анализе динамики значений систолического давления на фоне прослушивания различных музыкально-акустических фрагментов статистически значимых различий во всех группах испытуемых нами установлено не было (р>0,05). Это, вероятно, свидетельствует о том, что выбранные нами музыкально-акустические фрагменты не оказывают выраженного влияния на регуляцию инотропной функции сердца [1, 9].
В то же время рассмотрение изменений диастолического артериального давления (рис. 1) показало, что у испытуемых мужского пола с преобладанием тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы наблюдается достоверное снижение показателя по сравнению с фоновым значением (р<0,05) после прослушивания рокового фрагмента. Аналогичная картина наблюдалась в группе ваготоников (р<0,05).
У испытуемых женского пола, характеризующихся симпатическим типом вегетативной регуляции, прослушивание тяжелого рока привело к значимому снижению диастолического давления (р<0,05), как и у мужчин. У женщин-ваготоников существенных сдвигов не наблюдалось.
Эти факты отражают достаточно выраженное влияние отдельных акустических гармоник на регуляцию сосудистого тонуса со стороны вегетативной нервной системы [3, 5, 9].
Анализ значений частоты сердечных сокращений показал
однонаправленный характер динамики (рис. 2). Так, у испытуемых обоих полов с преобладанием тонуса симпатического отдела наблюдается значимое (р<0,05) снижение ЧСС после прослушивания классического музыкального фрагмента и возрастание данной характеристики на фоне прослушивание роковой композиции (р<0,05).
У испытуемых-ваготоников наблюдалось повышение частоты сердечных сокращений после прослушивания классического произведения, достигшее достоверности у мужчин (р<0,05). Прослушивание тяжелого рока привело к значительному снижению ЧСС (р<0,05)как у мужчин, так и у женщин. Выраженное влияние музыки на хронотропный эффект при регуляции сердечной деятельности показано и в исследованиях Быкова А.Т. и др. (2003).
Интересные факты получены нами при анализе динамики значений индекса Кердо (рис.3). Установлено, что произведения с различными музыкально-акустическими характеристиками вызывают однонаправленные сдвиги в вегетативной регуляции независимо от пола. Так у мужчин и женщин после прослушивания классического произведение наблюдается достоверное снижение значений вегетативного индекса. При этом у ваготоников наблюдается более выраженная динамика (р<0,01) по сравнению с симпатотониками (р<0,05). Интересным является тот факт, что у
Рис. 3. Динамика вегетативного индекса Кердо на фоне прослушивания различных музыкально-акустических фрагментов._
innova-journal.ru
18% испытуемых женского пола с исходным преобладанием тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы прослушивание классической музыки привело к эйтонии.
Музыкально-акустический фрагмент рокового содержания вызвал возрастание значения индекса Кердо во всех группах. При этом более выраженные различия по сравнению с фоновыми значениями наблюдались у симпатотоников на 36,12% у мужчин (р<0,01) и на 43,36% у испытуемых женского пола (р<0,01). У ваготоников однонаправленная динамика была менее выражена (р<0,05).
Очевидно, что классическая музыка приводит к уравновешиванию контуров вегетативной регуляции, а тяжелый рок усиливает исходный тип. Здесь проявляется так называемый «эффект Моцарта», описанный в целом ряде исследований [3, 8].
Заключение
Таким образом, прослушанные музыкально-акустические фрагменты не оказывают влияния на динамику систолического давления вне зависимости от пола испытуемых
и типа вегетативной регуляции. Динамика изменений диастолического давления свидетельствует о его снижении вне зависимости от типа музыкального фрагмента. В тоже время более выраженные изменения наблюдаются после прослушивания рока. Кроме того, лица женского пола с парасимпатическим типом регуляции менее подвержены акустическим воздействиям. Прослушивание классической музыки приводит к снижению частоты сердечных сокращений у симпатотоников и к ее повышению у ваготоников. Роковая композиция вызывает возрастание ЧСС у испытуемых с симпатическим типом регуляции и ее снижению у ваготоников. Данные изменения не зависят от пола испытуемых. Динамика изменений вегетативного индекса свидетельствует об уравновешивании баланса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на фоне прослушивания классического произведения, вплоть до эйтонии у женщин-симпатотоников. В тоже время акустические гармоники тяжелого рока усиливают исходный тип регуляции.
Список литературы
1. Быков А.Т., Маляренко Т.Н., Маляренко Ю.Е. Роль пролонгированных воздействий специально подобранной музыки в оптимизации регуляции хронотропной функции сердца // Вопр. курортол. физиотерап. леч. физкульт. 2003, № 2, С.10-16.
2. Кирилова И.А., Маляренко Т.Н., Воронин И.М., Говша Ю.А. Зависимость циркадной организации сердечного ритма от пролонгированного музыкального сенсорного воздействия// Рос. физиол. журн. 2007, Т.93, №2, С.180-188.
3. Федотчев А.И., Радченко Г.С. Музыкальная терапия и «музыка мозга»: состояние, проблемы и перспективы исследования// Успехи физиол. наук, 2013, Т.44, №4, С.35-50.
4. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: «Антидор», 1998, 363 с.
5. Шушарджан С.В. Руководство по музыкальной терапии. М.: «Медицина», 2005, 450 с.
6. Ellis R.J., Thayer J.F. Music and autonomic nervous system dysfanction// Music Percept. 2010, V.27, № 4, P. 317-326.
7. Nelson A., Hartl W., Jauch K. at al. The impact of music on hypermetabolism in critical illness// Curr. Opin.Clin. Nutr. Metab. Care. 2008, V.11, № 6, P. 790-794.
8. Thompson W.F., Schellenberg E.G., Husain G. Arousal, mood, and the Mozart effect// Psychol. Sci. 2001, V.12, №3, P.248-251.
9. Trappe H.J. The effects of music on the cardiovascular system and cardiovascular health// Hert. 2010, V.96, № 23, P.1868-1871.
10. White J.M. Music as intervention: a notable endeavor to improve patient outcomes// Nurs. Clin. North Am., 2001, V.35, №1, P.83-92.
References
1. Bykov A.T., Maljarenko T.N., Maljarenko Ju.E. Rol' prolongirovannyh vozdejstvij special'no podobrannoj muzyki v optimizacii reguljacii hronotropnoj funkcii serdca [The role of prolonged exposure to specially selected music in the optimization of the regulation of chronotropic function of the heart] Questions balneology , physiotherapy , physical therapy. 2003, № 2, p.10-16. [in Russian]
2. Kirilova I.A., Maljarenko T.N., Voronin I.M., Govsha Ju.A. Zavisimost' cirkadnoj organizacii serdechnogo ritma ot prolongirovannogo muzykal'nogo sensornogo vozdejstvija [The dependence of the circadian rhythm of the heart the organization of musical prolonged sensory exposure] Russian physiological journal. 2007, T.93, №2, p.180-188. [in Russian]
3. Fedotchev A.I., Radchenko G.S. Muzykal'naja terapija i «muzyka mozga»: sostojanie, problemy i perspektivy issledovanija [Music therapy and " brain music: state, problems and prospects of research] Advances of Physiological Sciences. 2013, T.44, №4, p.35-50. [in Russian]
4. Shushardzhan S.V. Muzykoterapija i rezervy chelovecheskogo organizma [Music therapy and reserves of the human body]. Moscow: «Antidor», 1998, 363 p. [in Russian]
5. Shushardzhan S.V. Rukovodstvo po muzykal'noj terapii. [Guide to Music Therapy] Moscow: «Medicina», 2005, 450 p. [in Russian]
6. Ellis R.J., Thayer J.F. Music and autonomic nervous system dysfanction// Music Percept. 2010, V.27, № 4, P. 317-326.
7. Nelson A., Hartl W., Jauch K. at al. The impact of music on hypermetabolism in critical illness// Curr. Opin.Clin. Nutr. Metab. Care. 2008, V.11, № 6, P. 790-794.
8. Thompson W.F., Schellenberg E.G., Husain G. Arousal, mood, and the Mozart effect// Psychol. Sci. 2001, V.12, №3, P.248-251.
9. Trappe H.J. The effects of music on the cardiovascular system and cardiovascular health// Hert. 2010, V.96, № 23, P.1868-1871.
10. White J.M. Music as intervention: a notable endeavor to improve patient outcomes// Nurs. Clin. North Am., 2001, V.35, №1, P.83-92.